Главная · Другие болезни · Чем кафедра отличается от факультета. Зачем поступать на военную кафедру? Суть обучения

Чем кафедра отличается от факультета. Зачем поступать на военную кафедру? Суть обучения

В некоторых случаях при выборе специальности абитуриенты довольно хорошо ориентируются в названиях разных факультетов. При этом многие не понимают, каким образом происходит само обучение. Что такое кафедра и факультет? Чем они отличаются? Об этом далее в статье.

Общая информация

Под факультетом понимают структурную единицу вуза. Это учебно-научное и административное подразделение осуществляет организацию процесса обучения при подготовке аспирантов и студентов по определенным специальностям. Говоря о том, что такое факультет, следует сказать, что в область его ответственности входит и руководство другими структурными единицами. Подотчетные подразделения занимаются по конкретным направлениям и осуществляют обучение по соответствующим дисциплинам. Кафедра является структурной единицей факультета. Это подразделение ответственно за преподавание дисциплин, проведение и воспитательной работы, повышение квалификации и подготовку кадров. Кафедра считается научно-исследовательским звеном факультета. Она также является одной из его методических структур.

Отличительные черты

Что такое факультет и какие он имеет особенности? Он объединяет несколько подотчетных подразделений и координирует направления осуществления ими учебно-воспитательной и исследовательской деятельности. Научный совет факультета осуществляет администрирование деятельности кафедр. Главой является декан. Научный совет устанавливает сроки проведения защиты дипломов, кандидатских диссертаций. В его компетенцию входит принятие решений о выдвижении тех или иных научных проектов на соискание премий, об участии студентов и преподавателей в конференциях и симпозиумах как государственного, так и международного уровня.

Структура

Для лучшего понимания того, что такое кафедра и факультет, следует рассмотреть элементы, из которых они состоят. В структуре подразделения присутствует канцелярия. Здесь осуществляется ведение необходимой документации, в том числе подготовка и выдача дипломов гособразца, заверенных печатью свидетельств о повышении квалификационного уровня. Декан факультета обладает ученой степенью доктора наук, административным научным опытом, званием профессора. Кафедра возглавляется членом ее профессорского, преподавательского состава со званием доцента или профессора. Он руководит решением задач подразделения. В них, в частности, входит организация методической и чтение лекций, проведение сессий и промежуточных аттестаций. Подготовка специалистов и преподавание осуществляется на кафедре по одной либо нескольким смежным дисциплинам. Как правило, подразделение располагает собственными исследовательскими центрами и лабораториями, которые оснащены соответствующим оборудованием. Координация научной и учебной деятельности осуществляется на заседаниях кафедры, в которых участвуют преподаватели, и консультациях студентов по подготовке дипломных и курсовых работ. В компетенцию подразделения входит также решение вопросов, связанных с курсовой переподготовкой, повышением квалификации и последипломным образованием.

Что такое факультет и специальность?

При поступлении абитуриент выбирает определенные дисциплины и сдает вступительные экзамены. Выбирая факультет, он определяется с кафедрой и, соответственно, с предметами, которые будет изучать. Для лучшего понимания разницы можно рассмотреть, например, поступление на филологический факультет. Что это такое? Какие дисциплины на нем изучают? Эта структурная единица вуза ориентирована на профессиональную деятельность в области филологии. В рамках обучения студент получает знания о культуре, истории, теории литературы и языка. Абитуриент может выбрать изучение сравнительно-исторического языкознания, устного народного творчества народов России. В структуре факультета также могут быть открыты отделения практики и классической, новогреческой, византийской, славянской филологии. Такой выбор есть, к примеру, в МГУ им. Ломоносова.

Что такое факультет международных отношений?

Считается, что это подразделение вуза - самое престижное и востребованное сегодня. Выпускники могут занимать должности в различных органах госвласти и управления, иметь дело с теми или иными государственными ведомствами. Получив образование в рамках факультета международных отношений, гражданин имеет право работать младшим специалистом в отделах зарубежных и международных представительств, департаментов. Студенты после поступления изучают различные дисциплины. Среди них культура речи и делового общения, иностранный язык, этикет, экономика, культурология и логика, и прочие. Выбор дисциплины зависит от направления обучения. В частности, к ним относят внутреннюю и внешнюю политику, религиозные течения, финансовые международные рынки, кредитные отношения, контроль вооружения, вопросы национальной безопасности.

Зачем нужно высшее образование?

Сегодня обучение в вузе необходимо для любого развивающегося человека. Благодаря систематизированности педагогического процесса при минимизации основных знаний студент получает необходимый набор фактических знаний и понятий, практических навыков. В процессе обучения студент значительно расширяет свой кругозор, начинает мыслить шире, повышает интеллектуальный уровень и развивает творческие способности.

Сведения об образовании при устройстве на работу

Что такое факультет в резюме для выпускника? При устройстве на работу человек заполняет анкету. Среди прочих пунктов обязательным являются сведения об образовании: название учебного заведения, годы обучения, факультет и специальность. В некоторых случаях может потребоваться диплом об окончании вуза. А что такое факультет в резюме для работодателя? Не секрет, что специалисты с высшим образованием более востребованы. Приглашая к сотрудничеству более образованного и грамотного человека, работодатель получает не только высококвалифицированного, но и целеустремленного и ответственного сотрудника.

Заключение

Сегодня, к сожалению, достаточно много людей, которые сомневаются в полезности получения высшего образования. Распространено мнение о том, что лучше всего сразу после окончания колледжа, техникума или даже школы. При этом нет необходимости тратить время и деньги на получение образования, которое в будущем может не пригодиться. Другие, напротив, считают, что в современном мире без квалификации нельзя. И если в недалеком прошлом люди, закончив вуз, часто не устраивались на работу по специальности (как правило, предпочтение отдавалось специалистам, имеющим больший практический опыт), то сегодня в России существенно возросла потребность в молодых кадрах. Высшее образование сегодня становится все более и более востребованным. Диплом об окончании вуза дает возможность устроиться на более престижную и Работодатели, в свою очередь, получают молодых и перспективных сотрудников, готовых применять полученные знания на практике.

КАФЕДРА

КАФЕДРА

(греч., от kata - над, и hedra - седалище). 1) возвышенное место в классах и аудиториях, с которого преподаватель дает урок. 2) седалище в алтаре, на которое, по временам, садится архиерей при богослужении. 3) место, где учрежден епископский престол. 4) место в церквах, с которого говорят проповеди. 5) в переносном смысле, предмет преподавания, напр., кафедра зоологии и т. п.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

КАФЕДРА

1) возвышающийся над полом помост со столом; отсюда профессоры читают лекции, отсюда говорятся речи и т. п.; 2) в высших учебн. зав. так назыв. предметы, напр., кафедра политич. экономии, философии и т. д. Получить кафедру - знач. стать профессором и получить право читать студентам курс к.-н. науки; 3) архиерейский престол, место для сидения в алтаре одной из церквей губернского города, которая обыкновенно назыв. тогда кафедральный собор; 4) место служения епископа, вверенная его попечению епархия.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

КАФЕДРА

1) возвышенное место со столом, с кот. читаются лекции, говорятся речи и т. д.; 2) епископский престол, устраиваемый в алтаре; храмы, в которых находились такие престолы, назыв. прежде кафедральными соборами; ныне же так назыв. более богатые соборы; 3) епархия (см. это слово).

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

КАФЕДРА

греч. kathedra , от kata , над, и hedra , седалище. а) Возвышенное место в учебных заведениях, с которого преподаватель читает свои лекции. b ) Седалище в алтаре, на которое по временам садится архиерей при богослужении. с) Место, где учрежден епископский престол. d ) Место в церквах, с которого говорят проповеди.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Ка́федра

(гр. kathedra стул, скамья)

1) в Др. Греции и Риме - место, с которого риторы и философы произносили речи;

2) в христианской церкви - возвышение для чтения проповедей;

3) возвышение, с которого читаются лекции, делаются доклады и т. д.;

4) в высшем учебном заведении - объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой научных дисциплин.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Кафедра

кафедры, ж. [греч. kathedra – седалище ]. 1. Возвышение в виде помоста с высоким пюпитром для оратора, лектора, проповедника. Взошел на кафедру, прочел лекцию в лихорадке. Тургенев. 2. Находящаяся в заведовании профессора, ученого самостоятельная научная отрасль, как предмет преподавания в высшем учебном заведении или как предмет изучения в исследовательском учреждении (спец.). Кафедра физики. || Само это заведование, как должность. Получить кафедру (о профессоре). 3. Должность епископа, управляющего епархией, первонач. кресло, на котором он сидит в церкви (церк.).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Кафедра

ы, ж. ( лат. cathedra греч. kathedra стул, скамья).
1. Возвышение для лектора, докладчика. Говорить с кафедры .
|| Ср. трибуна .
2. Объединение преподавателей какой-н. отрасли науки в высшей школе. К . металловедения . Заседание кафедры .
Кафедральный -
1) относящийся к кафедре, кафедрам;
2) в сочетании: кафедральный собор - главный собор города, в котором совершает богослужения епископ .
|| Ср. факультет .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАФЕДРА" в других словарях:

    - (из др. греч. καθέδρα «седалище; сиденье»): Кафедра место, с которого риторы и ораторы произносили речи. Кафедра возвышение для лектора, преподавателя, оратора. Кафедра (христианство) в христианской церкви почётное место епископа, также символ… … Википедия

    КАФЕДРА, кафедры, жен. (греч. kathedra седалище). 1. Возвышение в виде помоста с высоким пюпитром для оратора, лектора, проповедника. «Взошел на кафедру, прочел лекцию в лихорадке.» А.Тургенев. 2. Находящаяся в заведовании профессора, ученого… … Толковый словарь Ушакова

    Жен., греч. возвышение, с которого говорятся проповеди в церквах; с которого, в учебных заведениях, преподает учитель, профессор; складное седалище архиерея, во время службы; * архиерейское место, сан, звание, пребывание; * профессорское звание,… … Толковый словарь Даля - (греч. kathedra букв. сидение), 1) в вузе основное объединение научно преподавательского состава по одной или нескольким родственным дисциплинам.2) Возвышение для преподавателя, лектора, оратора.3) В христианской церкви возвышение, с которого… … Большой Энциклопедический словарь

    КАФЕДРА, ы, жен. 1. Возвышение для оратора, лектора. Говорить с кафедры. Подняться на кафедру. 2. В высшей школе: объединение специалистов, ведущих одновременно педагогическую и научно исследовательскую работу в какой н. отрасли науки. К. химии.… … Толковый словарь Ожегова

    - (греч. kathedra, буквально сидение, стул), в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди. Кафедры богато украшались резьбой, статуями, рельефами. (

Многим молодым парням, желающим получить высшее образование, родители и старшие товарищи советуют выбирать ВУЗ, в котором есть военная кафедра.

Объясняют они это просто: учёба на военной кафедре позволяет избежать обязательного призыва в армию в качестве рядового солдата. Поступить в такой ВУЗ непросто, конкурс в него, как правило, выше, чем в ВУЗы без военной кафедры, и большинство абитуриентов составляют парни призывного возраста.

Стоит ли преодолевать препятствия, чтобы попасть на военную кафедру ВУЗа, или в военном образовании нет никакого смысла?

Что такое военная кафедра в ВУЗе?

Традиция военного обучения в высшей школе существует в нашей стране без малого столетие. Первые военные кафедры, которые именовались курсами высшей допризывной подготовки, появились в ВУЗах и техникумах СССР в 1926 году. Они должны были решить важнейшую задачу – подготовить для армии достаточное количество военно-обученного младшего командирского состава.

Студентам предоставлялось 180 часов теоретической военной подготовки, после чего их вывозили на двухмесячные сборы в военный лагерь. По окончании ВУЗа они должны были отслужить в армии 9-месячный срок, по окончании которого и включались в младший и средний комначсостав запаса.

Практика военной подготовки студентов укрепилась по окончании Великой Отечественной войны. Число ВУЗов с военной кафедрой существенно возросло, так как опыт войны показал эффективность этой системы для подготовки образованных младших командиров. После распада СССР, в годы, когда государство не уделяло армии должного внимания, военная кафедра была упразднена во многих учебных заведениях, и сегодня в стране она имеется лишь в 35 ВУЗах.


Еще в 33 учебных заведениях открыты учебно-военные центры (ВУЦ). По окончании учёбы выпускники становятся младшими офицерами запаса и не подлежат обычному призыву в армию.

Учёба на военной кафедре

Даже при наличии военной кафедры в ВУЗе не все студенты могут получить воинскую специальность. Приём на кафедру открыт только для парней не старше 30 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. Обучение на военной кафедре начинается с третьего курса. Чтобы получить на него право, студент заранее должен пройти медицинскую проверку в военкомате, после чего подать на военную кафедру:

— медицинское свидетельство военкомата;

— ксерокопии соответствующих страниц паспорта;

— свою зачётную книжку;

— справку из деканата, удостоверяющую, что он учится в этом ВУЗе.

Обучение сочетает теоретическую подготовку, которая ведётся в формате обычных лекций, с практикой – изучением строевой подготовки, оружия, огневой подготовкой и изучением военной техники. Срок обучения, дающий право на офицерское звание, составляет 30 месяцев, на сержантское звание – 24 месяца. Выпускник военной кафедры может выйти из ВУЗа и рядовым запаса, если прошёл соответствующий 18-месячный курс учёбы.

Финальной частью учёбы являются военные сборы, которые длятся месяц и проходят на специально предназначенной для этого территории. По их окончании студенты сдают госэкзамен и принимают присягу, после чего становятся лейтенантами запаса.

Что даёт обучение на военной кафедре?

Получив после военного обучения звание младшего офицера, выпускник ВУЗа может не беспокоиться, что его призовут в армию на срочную службу – этого не произойдёт. Спустя пять лет по окончании ВУЗа его могут призвать на курс военной переподготовки, которая длится не более двух месяцев. Прошедшим эти сборы присваивают звание старшего лейтенанта и опять отправляют в запас.


Если же выпускник чувствует в себе тягу к военной службе, он может поступить на службу в армию по контракту, где сразу получит офицерскую должность. Это сразу же гарантирует неплохую зарплату и открывает перспективу дальнейшей военной карьеры. В современной российской армии немало родов войск, в которых требуются образованные, технически грамотные офицеры.

"УТВЕРЖДАЮ" Ректор ___________________ (наименование вуза) _________________________ (Ф.И.О., подпись) "___"____________ ____ г. Положение о кафедре ___________________ (наименование вуза) 1. Общие положения Настоящее положение о кафедре является внутренним документом __________ __________________________________________________________________________, (полное наименование вуза) определяет ее основные задачи, функции, состав, структуру, права, ответственность, порядок организации деятельности и взаимодействия с другими подразделениями вуза, а также сторонними организациями.

1.1. Кафедра ____________________ (далее - Кафедра) является основным учебно-научным структурным подразделением ____________________ (далее - вуз), объединяющим специалистов определенной отрасли науки и обеспечивающим проведение учебной, научной, воспитательной и методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам, отраженным полностью или частично в ее названии. Кафедра действует в соответствии с Уставом вуза и настоящим Положением.

1.2. Кафедра руководствуется в своей деятельности действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки, Уставом вуза, правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями декана или ректора, ученого совета, настоящим Положением и иными локальными актами вуза.

1.3. Кафедра подчиняется ректору вуза и декану факультета в части его компетенций. Кафедра организуется по решению Ученого совета вуза. Организация, переименование, разделение, слияние или ликвидация Кафедры осуществляются на основании решения Ученого совета и утверждения приказом ректора вуза.

1.4. Кафедра не является юридическим лицом.

1.5. Лицензию на ведение образовательной деятельности Кафедра получает в составе вуза.

1.6. Право на реализацию образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования профилирующая кафедра получает с момента выдачи лицензии на соответствующие направления подготовки и уровни образования.

1.8. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 N 125-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 N 71, Уставом вуза и другими законодательными и правовыми актами, регламентирующими деятельность высших учебных заведений.

2. Задачи, функции и полномочия Кафедры

2.1. Главной задачей Кафедры является организация и осуществление на качественном уровне учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов высокой профессиональной квалификации, обладающих глубокими теоретическими и прикладными знаниями и компетенциями в соответствии с государственными образовательными стандартами; воспитательной работы среди студентов, преподавателей, сотрудников; научных исследований по профилю Кафедры, подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

2.2. К основным задачам относятся:

2.2.1 Организация и осуществление учебно-воспитательного процесса и его методическое обеспечение по дисциплинам Кафедры.

2.2.2. Удовлетворение потребности личности, общества и государства в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии квалифицированных специалистов через систему подготовки для работы в определенной области профессиональной деятельности и в научно-педагогических кадрах высшей квалификации.

2.2.3. Организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научных работ по профилю Кафедры и проблемам системы многоуровневого профессионального образования.

2.2.4. Обеспечение преподавания дисциплин и курсов, предусмотренных государственными образовательными стандартами и учебными планами подготовки, факультативных дисциплин и курсов по профилю Кафедры, а также включенных в программы и учебные планы послевузовского и дополнительного образования; внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.

2.2.5. Организация и реализация научных исследований сотрудниками Кафедры в инициативном порядке, а также в соответствии с грантовой поддержкой, бюджетными и внебюджетными договорами.

2.2.6. Формирование у обучающихся гражданской позиции, толерантного сознания, способности к труду и жизни в современных условиях, профилактики экстремизма.

2.2.7. Сохранение и приумножение культурных и научных ценностей общества.

2.3. Для достижения поставленных задач на Кафедру возлагаются следующие функции:

Разработка учебных планов, в том числе для обучения по сокращенной и (или) ускоренной формам обучения, по индивидуальному плану, по программам дополнительного профессионального образования;

Разработка и представление на утверждение в установленном порядке рабочих программ учебных дисциплин кафедры, а также составление заключений на рабочие программы учебных дисциплин, подготовленных другими кафедрами;

Подготовка учебно-методических комплексов дисциплин, учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы, а также организация рецензирования учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы;

Определение потребности в основной учебной литературе по дисциплинам Кафедры для формирования библиотечных фондов;

Формирование и актуализация кафедрального фонда дополнительной учебной литературы и других информационных ресурсов Кафедры;

Проведение учебных занятий, предусмотренных соответствующими учебными планами;

Руководство самостоятельной работой обучающихся;

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, централизованного тестирования;

Организация и осуществление мероприятий по внедрению инновационных образовательных технологий во все виды учебных занятий, проводимых Кафедрой;

Руководство научно-исследовательской работой студентов, развитие их творческой активности путем приобщения их к научной работе Кафедры, участию в олимпиадах и конкурсах научных работ студентов, внешних конкурсах на специальные стипендии;

Проведение воспитательной работы с обучающимися через действующую в вузе систему кураторства;

Формирование и поддержание баз данных Кафедры, представление ежегодной отчетности об образовательной деятельности в соответствии с требованиями документов вуза.

Перечень функций по научно-исследовательской деятельности:

Проведение научно-исследовательской работы по тематике НИР Кафедры в соответствии с утвержденными планами НИР и внедрение их результатов в учебный процесс;

Формирование и поддержание баз данных Кафедры, предоставление ежегодной отчетности о научной деятельности в соответствии с требованиями документов вуза;

Участие в научно-методических и научно-практических конференциях;

Подготовка монографий и научных статей, отзывов на авторефераты диссертаций и пр.

Перечень функций по кадровой работе и ресурсному обеспечению:

Планирование повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров Кафедры;

Рассмотрение индивидуальных планов работы преподавателей;

Изучение, обобщение и распространение опыта работы ведущих преподавателей Кафедры, оказание помощи начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;

Привлечение к педагогической деятельности ведущих ученых и специалистов научных учреждений, предприятий и организаций;

Рассмотрение кандидатур для зачисления в аспирантуру и докторантуру, прикрепления к Кафедре соискателей ученых степеней для подготовки кандидатской или докторской диссертации;

Рассмотрение индивидуальных планов аспирантов, соискателей, планов подготовки диссертаций докторантов и тем диссертаций;

Заслушивание периодических отчетов докторантов, аспирантов, соискателей, проведение их ежегодной аттестации;

Разработка в необходимых случаях дополнительных программ для сдачи кандидатского экзамена по специальной дисциплине;

Подготовка заключений на подготовленные аспирантами, докторантами, научными сотрудниками и соискателями кандидатские и докторские диссертации;

Участие в формировании на Кафедре образовательной и информационной среды (участие в оснащении учебных и научных аудиторий оборудованием и средствами обучения, приобретении справочно-информационных систем, адекватных целям научно-образовательной деятельности Кафедры);

Формирование и поддержание баз данных Кафедры, представление ежегодной отчетности о кадровой работе Кафедры в соответствии с требованиями документов вуза.

Перечень функций по деятельности Кафедры как структурной единицы вуза:

Участие в профориентационной работе в школах, лицеях, колледжах, на предприятиях и в учреждениях;

Участие в работе по организации набора и приема абитуриентов в составе факультета;

Участие в днях первокурсника, открытых дверей, встречах с выпускниками, мероприятиях культурно-просветительной работы факультета и вуза и пр.;

Участие в мероприятиях, предусмотренных ежегодными планами учебно-воспитательной и внеаудиторной работы со студентами;

Организация и проведение самообследования Кафедры в соответствии с процедурой, установленной документами вуза;

Участие в разработке и внедрении на Кафедре документов вуза.

2.4. К полномочиям Кафедры относятся:

Предложение и разработка перечня наименований факультативных дисциплин и элективных курсов, количества часов на их изучение в рамках требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

Рекомендации для реализации в учебном плане последовательности изучения дисциплин, вида итоговой аттестации и распределение количества часов, установленных государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на их изучение, по видам учебных занятий;

Реализация прав, указанных в государственном стандарте высшего профессионального образования, при формировании соответствующей образовательной профессиональной программы подготовки специалиста;

Использование закрепленных за Кафедрой помещений для проведения консультаций, дополнительных учебных занятий со студентами, обучающимися по основной образовательной программе, для проведения научных исследований по плану Кафедры и консультаций аспирантов;

Составление рабочих учебных планов и рабочих программ дисциплин с учетом требований типовых учебных планов, квалификационных характеристик, представление их на рассмотрение учебно-методического управления и ректора;

Вхождение с представлением об отчислении неуспевающих студентов, ходатайство о поощрении особо отличившихся студентов, преподавателей и сотрудников;

Проведение анализа содержания и качества преподавания всех дисциплин специальностей совместно с заинтересованными кафедрами и преподавателями, разработка предложений по повышению заинтересованности студентов в учебе, их стремления к получению знаний, умений, навыков и компетенций;

Участие в разработке и согласовании проектов инструкций, положений и других внутренних нормативных документов по вопросам деятельности Кафедры, факультета, вуза;

Привлечение по согласованию с руководством вуза сотрудников других подразделений и сторонних организаций к участию в работе Кафедры;

Представление руководству вуза предложений о внесении изменений в штатное расписание, приеме, увольнениях и перемещениях сотрудников Кафедры, их поощрении и наказании;

Презентация вуза во внешних организациях по вопросам деятельности Кафедры.

2.5. Сотрудники Кафедры имеют другие права и полномочия, предусмотренные трудовым законодательством РФ и Уставом вуза.

2.6. Кафедра обязана:

Обеспечивать высокую эффективность всех направлений своей деятельности;

Не допускать нарушений правил внутреннего трудового распорядка.

2.7. Сотрудники Кафедры обязаны:

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять должностные обязанности, индивидуальные планы работы, поручения заведующего Кафедрой;

Участвовать в общих мероприятиях Кафедры, факультета, вуза.

2.8. Предусматриваются следующие виды административных взысканий, принимаемых в рамках действующих законодательно-нормативных актов:

Отказ (мотивированным решением ученого совета факультета, утвержденным проректором по учебной работе) от услуг отдельного преподавателя (преподавателей) Кафедры в работе на данном факультете;

Пересмотр (решением ученого совета вуза) права Кафедры на участие в реализации образовательных программ, либо наложение временного запрета на отдельные виды ее деятельности;

Расформирование Кафедры.

2.9. Ответственность за качество и своевременность выполнения задач и функций, выполнение планов работ по всем направлениям деятельности Кафедры, а также за создание условий для эффективной работы преподавательского и учебно-вспомогательного состава несет заведующий Кафедрой.

3. Состав, структура и управление Кафедрой

3.1. Состав, структура и количественный состав Кафедры зависят от объема и характера учебной нагрузки, объема и характера научных исследований, иных причин, предусмотренных нормативно-правовыми и организационно-распорядительными документами соответствующих министерств и вуза. Состав, структуру, а также изменения к ним утверждает ректор. Кафедра в зависимости от объема нагрузки организуется в составе не менее _____ штатных единиц (преподавателей), из которых не менее _____% должны иметь ученую степень и (или) звание.

3.2. Кафедра может иметь в своей структуре: учебные лаборатории, компьютерные классы, методические кабинеты, научно-исследовательские лаборатории. В своем составе Кафедра может иметь филиалы, учебно-научные центры, лаборатории, расположенные на предприятиях, в организациях и учреждениях. В состав Кафедры (штат) входят: заведующий Кафедрой, профессор, доцент, старший преподаватель, преподаватель, старший и младший сотрудники, старший лаборант, лаборант. Могут вводиться должности: заместителя заведующего Кафедрой, профессора-консультанта, ассистентов, аспирантов, докторантов, учебно-вспомогательный персонал, а также сотрудники научных и иных учебных подразделений, прикрепленных к Кафедре.

3.3. На Кафедре предусматриваются должности профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала. К профессорско-преподавательским относятся должности заведующего Кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя. К учебно-вспомогательному персоналу кафедры относятся заведующие лабораториями, старшие лаборанты, лаборанты.

3.4. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников проводится по трудовому договору, заключаемому с соответствующим работником на срок до _______________. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор, проводимый в соответствии с Уставом вуза и "Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации".

3.5. Учебная нагрузка для профессорско-преподавательского состава устанавливается ректором в соответствии с "Указаниями по планированию учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом".

3.6. Сотрудники кафедры регулярно повышают квалификацию путем стажировки, обучения в институтах, на факультетах и в центрах повышения квалификации, участвуя в научно-исследовательской и педагогической работе, научных конференциях, симпозиумах.

3.9. Основные виды деятельности Кафедры обсуждаются на заседаниях. Работа кафедры осуществляется в соответствии с годовыми планами, охватывающими учебную, научно-методическую, научно-исследовательскую, воспитательную и иные виды работ. Обсуждение хода выполнения этих планов и других вопросов деятельности Кафедры проводится регулярно на заседаниях Кафедры под председательством заведующего с участием профессорско-преподавательского состава Кафедры.

3.10. Заседания Кафедры проводятся один раз в месяц в соответствии с годовым планом работы в установленные сроки. Внеочередные заседания могут проводиться по мере необходимости.

3.11. Предложения по повестке заседания Кафедры могут вноситься любым сотрудником Кафедры. Решением большинства сотрудников повестка дня может быть изменена, дополнена. В нее могут быть включены вопросы, не требующие предварительной подготовки. По предложению заведующего Кафедрой утверждается регламент обсуждения принятых к рассмотрению вопросов.

3.12. В заседаниях Кафедры участвует весь состав Кафедры. На заседания Кафедры могут быть пригашены преподаватели других кафедр, высших учебных заведений, работники заинтересованных организаций.

3.13. Голосование осуществляется всеми присутствующими на заседании членами Кафедры. В голосовании по вопросам рекомендации на должность профессорско-преподавательского состава принимают участие штатные преподаватели. По отдельным вопросам определяется форма голосования - открытая или тайная. Каждый член Кафедры имеет один голос. При равенстве голосов голос заведующего Кафедрой является решающим.

3.14. На каждом заседании Кафедры обязательно ведется протокол, который подписывается заведующим Кафедрой и секретарем данного заседания.

3.16. Кафедра должна иметь документацию, отражающую содержание, организацию и методику проведения учебного и научно-исследовательского процесса, перечень которой определяется Инструкцией по делопроизводству высшего учебного заведения.

4. Руководство Кафедрой

4.1. Кафедру возглавляет заведующий, избираемый Ученым советом вуза из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников вуза соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Предварительно кандидатура заведующего Кафедрой рассматривается на заседании Кафедры под председательством декана соответствующего факультета. На проводимом заседании заслушиваются представления кандидата (кандидатов) и путем голосования (тайного или открытого) принимается решение о рекомендации к избранию на должность заведующего Кафедрой одного или нескольких кандидатов. Голосование считается состоявшимся, если присутствовало не менее __________ списочного состава штатных преподавателей. Результаты голосования определяются простым большинством. Рекомендованную кандидатуру рассматривает и согласовывает ученый совет факультета. Выборы заведующего Кафедрой по представлению Кафедры и ученого совета факультета проводятся на заседании Ученого совета вуза путем тайного голосования. Избранный заведующий Кафедрой назначается на должность приказом ректора вуза. Заведующий Кафедрой имеет статус руководителя основного структурного подразделения вуза. Право постановки вопроса о досрочном освобождении от должности заведующего Кафедрой Ученым советом вуза принадлежит ректору, декану и ученому совету соответствующего факультета.

4.2. Общее руководство кафедрами осуществляет выборный представительный орган - ученый совет факультета.

4.3. Заведующий Кафедрой осуществляет организацию и руководство всеми направлениями деятельности Кафедры. Заведующий Кафедрой несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Кафедру задач, реализацию плана работы Кафедры по всем направлениям деятельности.

4.4. При необходимости на основании представления заведующего Кафедрой по согласованию с деканом и на основании его приказа заведующий Кафедрой может делегировать часть функций по управлению Кафедрой другим сотрудникам Кафедры.

4.5. Заведующий Кафедрой отчитывается в своей деятельности перед Ученым советом вуза, ученым советом факультета, деканом, курирующим проректором, ректором.

5. Ответственность

5.1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение Кафедрой требований, предусмотренных настоящим Положением, несет заведующий Кафедрой.

5.2. На заведующего Кафедрой возлагается персональная ответственность за:

Организацию деятельности Кафедры по выполнению задач и функций, возложенных на Кафедру;

Организацию на Кафедре оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями;

Соблюдение работниками Кафедры трудовой и производственной дисциплины;

Обеспечение сохранности имущества, закрепленного за подразделением, и соблюдение правил пожарной безопасности;

Соответствие законодательству визируемых им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов.

5.3. Ответственность сотрудников Кафедры устанавливается настоящим Положением и должностными инструкциями.

6. Имущество и средства Кафедры

6.1. Имущество, переданное вузом Кафедре, находится в оперативном управлении и состоит на балансе вуза. За Кафедрой в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляются помещения, компьютеры, оргтехника, средства связи и иные предметы организации трудовой деятельности.

6.2. Материально-техническое обеспечение Кафедры осуществляется за счет средств, предусмотренных законодательством РФ.

7. Взаимоотношения Кафедры с другими структурными подразделениями вуза

7.1 Кафедра принимает к исполнению все приказы ректора по вузу и факультету, касающиеся ее деятельности.

7.2 Кафедра принимает к исполнению все решения ученого совета факультета и Ученого совета вуза.

7.3 Кафедра принимает к сведению и руководству решения методической комиссии факультета и центральной методической комиссии вуза.

7.4 Кафедра взаимодействует с учебными, административными и иными подразделениями вуза и регулирует свои отношения с ними в соответствии со структурой вуза, процедурами управления, определенными в документах вуза, организационно-распорядительными и нормативными документами вуза, Уставом вуза.

| Максим Смирнов | 14018

Благородными нас делают не знания, а любовь и стремление к науке и истине, возникающие тогда, когда человек начинает получать знания.

Очень многие абитуриенты неплохо разбираются в названиях факультетов, знают специфику и направление работы выбранного ими вуза и факультета, однако совершенно не имеют представления о структуре учебного заведения. Чем отличается работа ректора от работы декана, что такое факультет и чем он отличается от кафедры, какие основные и наиболее важные структурные единицы имеются в вузе, рассмотрим в данной статье.

Высшие учебные заведения различаются между собой, однако структура вуза всегда одинакова. Высшее учебное заведение не только дает высшее профильное образование, но и также подразумевает осуществление научной деятельности. Вузы могут быть государственными и коммерческими. В каждом из них обязательно наличие Устава, который регламентирует деятельность учебного заведения.

Структура вуза

Управление и координацию работы всего вуза осуществляет ректор. Он имеет помощников, проректоров, каждый из которых отвечает за отдельную область работы и функционирования учебного заведения. Также в каждом вузе есть особая единица, которая называется ученый совет. Его возглавляет ректор. Он является председателем совета. Состав ученого совета ежегодно утверждается.

Факультет

Одна из основных структурных и административных единиц вуза. Факультетов в каждом высшем учебном заведении может быть разное количество. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов. На каждом факультете студентам предоставляется возможность:

Готовиться по одной либо по нескольким очень близким друг к другу специальностям;

Возможность повышать уровень знаний и свою профессиональную квалификацию;

Принимать участие в научно-исследовательской деятельности входящих в состав факультета кафедр.

Каждый факультет в вузе объединяет несколько отделений и занимается координацией их работы в следующих сферах:

Научная – изучение различных дисциплин;

Исследовательско – практическое изучение какого-либо материала;

Учебная – преподавание дисциплин и предметов студентам;

Воспитательная – воспитание у студентов различных качеств через обучение.

Кафедра

Являясь структурной единицей факультета, кафедра отвечает за преподавание отдельных учебных предметов, организацию воспитательной работы, организацию различного вида практик, повышение уровня знаний педагогических работников. Является научно – исследовательской единицей факультета.

Главным на кафедре является один из членов ее профессорского состава;

Каждая кафедра должна иметь собственные исследовательские лаборатории со всем необходимым оборудованием;

Для более успешной и планомерной работы периодически проводятся заседания кафедры.

Также кафедра осуществляет научную деятельность в рамках своей специализации. На каждом факультете может быть несколько различных кафедр.

Факультет обобщает и координирует работу всех кафедр с помощью научного совета факультета, главой которого является декан. Они отличаются друг от друга спецификой профильных предметов, например, экономики, информационных систем

Деканат

Деканат представляет собой объединение декана, его заместителей и методистов, отвечающих за разные направления работы. На каждом факультете имеется свой деканат. Сколько человек, и кто именно будет входить в его состав решает ректор вуза.

Основные задачи деканата:

Совместная работа с приемной комиссией;

Разработка и контроль за учебным и воспитательным процессами на факультете;

Своевременное донесение всей необходимой информации до студентов;

Контроль за успеваемостью студентов;

Ведение всех необходимых документов и другие.

Кроме того, в деканат студенты могут обратиться с любым вопросом касательно учебного процесса, получения необходимых справок и различных других, которых возникает очень много, особенно на первом курсе.

Для того чтобы не перегружать деканат работой, для каждой группы выделяется куратор. Это человек из числа преподавателей, который помогает студентам адаптироваться, знакомит их с правилами учебного заведения, оказывает помощь по мере возможности в любых возникающих вопросах, контролирует посещаемость и успеваемость студентов, привлекает их к общественно-значимым мероприятиям, проводящимся в учебном заведении.

Таким образом, в высших учебных заведениях имеется своя структура и организация, которая оттачивалась годами, и является наиболее приемлемой и удобной для всех участников образовательного процесса. Каждый человек занимает в ней особое место и выполняет отведенные ему функции для достижения наиболее важных и значимых целей развития, стоящих перед всеми работниками и студентами вуза.