Главная · Другие болезни · Беглые гласные. Варианты морфем. Урок русского языка "беглые гласные в корне слова"

Беглые гласные. Варианты морфем. Урок русского языка "беглые гласные в корне слова"

Русский язык скрывает в себе множество тайн. Правила написания слов, их структура и морфологические составляющие основаны на реалиях, которые существовали в древности. Постепенно в структуре языка происходили изменения. Они провоцировали явления, существенно повлиявшие на современную грамматику. Феномен беглых гласных - не исключение.

Значение словосочетания

Беглые гласные — это звуки [o], [э], реже [и]. Они встречаются при образовании падежных и количественных форм существительных с нулевым окончанием (шатер — шатра - шатры), в прилагательных, обозначающих качество (при образовании краткой формы: грустный - грустен, сытный - сытен) и принадлежность (барсучий — барсучья — барсучьего, рысий - рысья - рысьего). При трансформации слова такие гласные выпадают (угол — угла — об угле; чехол — чехла — о чехле), тогда как в других похожих словах, как правило, сохраняются. Например: кот — кота — о коте; бор — бора — о боре; гусиный - гусиная - гусиного. Это приводит к тому, что состав и звучание морфемы, в которой происходит данное явление, изменяется. Такие преобразования часто осложняют изучение русского языка и могут повлечь за собой ошибки в написании и при разборе.

Для древнерусского языка были характерны слоги, заканчивающиеся на гласный звук, по-другому их называют открытыми. Во время периода изменения системы гласных, в процессе упразднения коротких гласных, появляются слоги, заканчивающиеся на согласный (также их называют закрытыми). Так, в современном русском языке начальная форма глагола заканчивается на -ть [т"], то есть на мягкий согласный. Раньше написали бы «не брезжить», а «брезжити». Появлению слогов, заканчивающихся на согласный, также способствовало исчезновение букв ъ (ер) и ь (ерь). Этот процесс проходил достаточно долго и полностью закончился во время реформы семнадцатого года двадцатого столетия. Буквы упразднили, а оставшееся на их месте отсутствие звука породило явление, которое в современном русском языке называют беглыми гласными.

Так, в древнерусском языке слово угол писалось бы как угълъ, а его производная - угла — угъла; чехол — чехълъ, чехла — чехъла. Феномен в фонетике породил преобразования в морфологии, то есть по этому принципу стали образовываться падежные и количественные формы. Поэтому такие звуки можно встретить и в словах, появившихся в языке позднее или заимствованных из других языков. Например, Египет - Египта.

С другой стороны, если в слове есть явление, о котором говорилось ранее, значит, когда-то в нем были буквы, начертания которых остались и по сей день, а функция совершенно изменилась. Твердый и мягкий знаки не имеют ничего общего, кроме написания, с их историческими собратьями.

В каких частях слова может встречаться?

Чаще всего можно встретить беглые гласные в корне слова (вихор - вихра, стелить — стлать). Но явление также характерно и для приставок (подозвать - подзывать, разотрешь — растереть, совершилось - свершилось) и для суффиксов (флажок - флажка, рожок — рожка, смешной - смешон). По количественному соотношению реже других встречаются беглые гласные в приставках.

Влияние на правописание

Сложившаяся картина помогает различить на письме зачастую одинаково звучащие суффиксы -ек, -ик в существительных. Для того, чтобы правильно написать слова сыночек, платочек, зайчик, мальчик, необходимо их просклонять. Если гласный чередуется с отсутствием звука, то в данной морфеме необходимо писать букву «е», так как буква «и» всегда сохраняется при изменении формы.

Влияние на состав слова

Чтобы наглядно увидеть, как меняется количество составляющих в лексеме, возьмем следующие однокоренные слова: ледяной, где корень — лед [л"од] состоит из трех фонем, и льдина, в котором корень — льд [л"д] имеет в своем составе только два звука.

Кроме количественной составляющей, сложность вызывает определение границ коренной морфемы, так как обычно по ней определяется основное лексическое значение, а одна или две буквы не дают представления о смысле языковой единицы.

Догадаться, что такое «льд», без определенных знаний невозможно, особенно, если учесть, что корень может иметь одинаково звучащие единицы, имеющие при этом совершенно разные концепты. Например, в словах «барский», «барсовый», «барсучий» морфема «барс» в каждом из трех случаев имеет свой собственный смысл. Барский - имеющий отношение к барину, барсовый - принадлежащий барсу, а барсучий - барсуку.

Влияние на грамматику

В словах с беглыми гласными происходят разные метаморфозы. Часто это провоцирует появление нескольких форм множественного творительного падежа числа имен существительных. Достаточно сложно разобраться, какое из слов верное: «дверями» или «дверьми», «дочерями» или «дочерьми», «лошадями» или «лошадьми».

Первоначально количественная форма образовывалась с помощью окончаний -ами, -ями, а после появления обсуждаемого явления появился второй вариант. В современном русском языке к каждой паре слов необходимо подходить индивидуально. У большинства из них возможно употребление обоих вариантов (двери, лошади, дочери). У других форма с беглым гласным устарела и используется только составляющая с -ами (кости). В другом случае, наоборот, единственно верной стала разновидность на -ьми (дети).

Особую сложность представляют слова, где добавляется звук при образовании множественного числа (серьга - серег, кочерга - кочерег).

Составляют затруднения не только исконно русские лексемы. К этой путанице иногда примешиваются и заимствованные единицы. Речь идет о существительном «брелок». По всем правилам должно быть единственно возможное видоизменение «брелоки», так как форма множественного числа образуется с помощью окончаний — и, -ы. Однако существует и другое слово - «брелки», которое используется в разговорной речи, но постепенно заменяет первоначальный вариант.

Любая наука — это увлекательное путешествие в неизведанное и загадочное. Лингвистика - не исключение. Но только окунаясь в историю и обращаясь к современности, можно узнать о всех тонкостях строения, правописания, употребления, значения слова как единицы языка.

Примеры с беглыми гласными доказывают это и помогают избежать ошибок в правописании, в морфологических изменениях, в разборе слова.

Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.

Беглый гласный появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения, между двумя конечными согласными основы (в составе суффикса или корня).

Беглый гласный имеется в тех формах, где отсутствует окончание (в формах с так называемым нулевым окончанием), а именно: у существительных муж. рода II склонения – в форме им. п. ед. ч. (мешо к – мешка, оте ц – отца ); у существительных I склонения и сред, рода II склонения, а также у некоторых существительных, имеющих только формы мн. ч., – в форме род. п. мн. ч. (сестра – сестё р, кишка – кишо к, кольцо – коле ц, сутки – суто к ); у качественных прилагательных – в краткой форме ед. ч. муж. рода (сильный – силё н – сильна, умный – умё н – умна ); у притяжательных прилагательных с суффиксами −ий и −ачий (−ячий ) – в форме им. п. ед. ч. муж. рода (лиси й – лисьего – лисья, кошачи й – кошачьего – кошачья ). Во всех остальных формах склонения перечисленных групп слов беглый гласный отсутствует.

Беглый гласный может появляться также не в отдельной форме слова, а в другом родственном слове (во всех его формах), напр.: игла – иго льный, иго лка; очки – очо чки; тайга – таё жный; Москва – моско вский, подмоско вный; сто – со тый, со тня; корабль – корабе льный, корабе льщик; война – вое нный; польза – поле зный; литьё – лите йный, лите йщик; министр – министе рский, министе рство .

Беглые гласные встречаются как под ударением, так и в безударной позиции. Под ударением обычны беглые гласные о (на письме передаваемый также буквой ё ) и е , редко встречается гласный и (оди н – одна, яйцо – яи ц, цифра – цифи рь ). При этом перед й (в отличие от безударной позиции, см. § 64, п. 3 и п. в) здесь пишется, в соответствии с произношением, буква е , напр.: соловей – соловья, семья – семей, семейный и семейка, друзья (мн.ч. ) – друзей, келья – келейный и келейник, чей – чья, третий (третья ) – третейский, ничья (сущ.) – ничейный.

§ 64. Безударные беглые гласные передаются буквами е , о или и по следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).

1. После твердых парных согласных беглый гласный передается буквой о , напр.: лапо ть (лаптя ), котёно к (котенка ); бано к (банка ), пушино к (пушинка ), дочуро к (дочурка ), кухо нь (кухня ), око н (окно ), суто к (сутки ), носило к (носилки ); громо к (громкий ), близо к (близкий гало чий (галка, гало к ), уто чка (утка, уто к ), постаново чный (постановка, постаново к ), суто чный (сутки, суто к ).

2. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j перед всеми согласными, кроме й , беглый гласный передается буквой е , напр.: мизине ц (мизинца ), дяте л (дятла ), вете р (ветра ), паре нь (парня ), Паве л (Павла ), комоче к (комочка ); сваде б (свадьба ), бане к (банька ), песе н (песня ), баше н (башня ), лее к (лейка ), крыше к (крышка ), лампоче к (лампочка ), клёце к (клёцка ), пяте н (пятно ), полотене ц (полотенце ), перыше к (перышко ), дене г (деньги ); горе к (горький ), вкусе н (вкусный ), важе н (важный ), спокое н (спокойный ), зное н (знойный ), прямолинее н (прямолинейный ); то же в производных от таких слов, напр.: горе чь (горький, горе к ), строче чный (строчка, строче к ), пеше чный (пешка, пеше к ), неже нка (нежный, неже н ), мае чка (майка, мае к ), раве нство (равный, раве н ), узе лок (узе л, узла ).

3. Перед й безударный беглый гласный передается буквой и , напр.: кели й (келья ), олади й (оладья ), гости й (гостья ), певуни й (певунья ), ущели й (ущелье ), копи й (копьё ), взгори й (взгорье ), подножи й (подножье ), варени й (варенье ); волчи й (волчья ), верблюжи й (верблюжья ), трети й (третья ); то же в производных от таких слов, напр.: олади йка (оладья, олади й ), ке́ли йка (келья, кели й ), но ср. вариант келе́ йка .

Исключения: буква я (вместо ожидаемой е ) пишется в слове зая ц (зайца ) и в производном зая чий ; буква и (вместо ожидаемой е ) – в форме достои н (достойный ) и в производном достои нство ; буква е (вместо ожидаемой и ) – в словах у́лей (у́лья ), чи́рей (чи́рья ), в формах род. п. мн. ч. ру́жей (ружьё ) и су́дей (судья́ ), наряду с вариантом суде́й .

По тому же правилу передаются на письме безударные беглые гласные, появляющиеся не в отдельной форме слова, а в слове в целом, во всех его формах (в противоположность другим однокоренным словам, где беглого гласного нет). Перечень таких слов:

а) с буквой о на месте беглого гласного (после твердых парных согласных): бестоло чь (бестолковый ), вето шь (ветхий ), копо ть (коптить ), ропо т (роптать ), шёпо т (шептать ); буко вка (буква ), иско рка (искра ), тыко вка (тыква ); лёго чный (лёгкие ), насморо чный (насморк ), пасо чный и пасо чница (пасха , кушанье), блано чный (бланк ), широкоспекто рный и узкоспекто рный (спектр ), фейерверо чный (фейерверк ), шерено жный (шеренга ); директо р (директриса ), императо р (императрица );

б) с буквой е (после мягких парных согласных): горе нка (горница ), гусе льки и гусе льцы (гусли ), куде рьки (кудри ), лесе нка (лестница ), цифе рка и цифе рблат (цифра ); дирижабе льный (дирижабль ), жабе рный (жабры ), крупнокалибе рный и мелкокалибе рный (калибр ), кеге льный и кеге льбан (кегли ), солне чный (солнце ), ясе льный и ясе льки (ясли ); бургомисте рский (бургомистр ), маги́сте рский (магистр ), наряду с вариантом магисте́ рский; мебе ль (меблировать, меблированный ), шабе р (слесарный инструмент) (шабрить, шабровать );

в) с буквой и (перед j ): Васили й (Васильевич и Васильевна ), Григори й (Григорьевич ), Витали й (Витальевна ) и т. п.; жреби й (жеребьевка ), мани я (маньяк ), Итали я (итальянский ). Исключение (и не перед j ): кроли к (крольчиха, крольчонок ).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Правила русской орфографии и пунктуации

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Буква – Название буквы
Аа – а Бб – бэ Вв – вэ Гг – гэ Дд – дэ Ее, Ёё– е, ё Жж – же Зз – зэ Ии – и Йй – и краткое Кк – ка

Основной принцип употребления букв
Общие правила употребления букв определяют передачу на письме парных твердых и мягких согласных, а также звука («йот»). Между звуками и буквами алфа

Основной принцип передачи на письме значимых частей слов
В основе правил русской орфографии лежит принцип необозначения на письме мены звуков под влиянием положения в слове. Звуки в составе слова находятся в неравных условиях. В

Особенности написания некоторых категорий слов
В словах иноязычного происхождения (особенно в собственных именах), а также в аббревиатурах встречаются написания, отступающие от общих правил употребления букв. Например, в некотор

Буквы а – я, у – ю
§ 1 . Буквы а, у употребляются: Для передачи гласных а, у в начале слова и после гласных, напр.: ад, алы

Буквы э – е
§ 6 . Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j): 1.

Буквы и – ы
§ 11 . Буква и пишется: 1. Для передачи гласного и в начале слова и после гласных, напр.: имя, издавна,

Буквы а, у
§ 13 . После ж, ш, ч, щ, ц пишутся буквы а, у (и не пишутся я, ю), нап

Буквы и, ы
§ 14 . После ж, ш, ч, щ пишется буква и (и не пишется ы), напр.: жи

Буквы о, ё, е на месте ударных гласных
§ 17 . После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного э пишется буква е, напр.:

Буквы о, е на месте безударных гласных
§ 20 . В безударном положении после ж, ч, ш, щ пишется буква е – в соответствии как с ударным

Буквы о и е после ц
§ 22. После ц для передачи ударного гласного о пишется буква о, для передачи ударног

Буква э после шипящих и ц
§ 25. Буква э пишется после букв ж, ч, ш, ц только в следующих особых случаях. 1. В аббревиат

Буква й
§ 26. Буква й пишется для передачи звука («йот») после гласных в конце слова или перед согласными, напр.: ма

Буква ь как знак мягкости согласного
§ 29. Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь,

Не после шипящих
§ 31. Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах: а) в сложных числительных перед

После шипящих
§ 32. После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах: а) на к

Правописание безударных гласных
§ 33. Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той же значимой части слова (в том ж

Безударные гласные в корнях
§ 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корне

Особенности написания отдельных корней
§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с

Безударные гласные в приставках
§ 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз‑/роз‑ , см. § 40) у

Безударные гласные в суффиксах
§ 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же су

Особенности написания отдельных суффиксов
§ 45. −енн‑, −ян‑. В именах прилагательных, образованных от существительных, следует различать суффиксы −енн‑ и −

Безударные соединительные гласные
§ 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера использует

Безударные гласные в падежных окончаниях
§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же оконч

Падежные формы существительных на −ий, −ие, −ия.
1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на −ий и −ие в предл. п. и жен. рода на −ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положени

Гласные в глагольных окончаниях
§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Примене

Безударные частицы не и ни
§ 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы – не и ни. Ср. случаи, когда они высту

Глухие и звонкие согласные
§ 79. Общее правило. Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согл

Непроизносимые согласные
§ 83. В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск

Группы согласных на стыке значимых частей слова
§ 84. Прилагательные с суффиксом −ск‑ , образованные от слов с основой на гласную + ск, оканчиваются на −

Двойные согласные на стыке значимых частей слова
§ 93. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бе

Двойное н и одно н в суффиксах прилагательных и существительных
§ 97. С двойным н пишутся суффиксы −енн (ый), −ственн (ый), −енн (ий)

Полные формы
§ 98. Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: −нн‑ и −ённ‑

Краткие формы
§ 100. Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, напр.: читан, читана, читано, читаны; прочитан

Двойное н и одно н в словах, образованных от прилагательных и причастий
§ 105. Наречия на −о, существительные с суффиксами −ость, −ик, −иц (а), образованные от прилагательных и страдательны

Двойные согласные в русских корнях
§ 106. Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях. Двойное ж пишется в словах

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах
§ 107. Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке, напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент

Косая черта
§ 114. Сфера применения знака / (косая черта) – научная и деловая речь. Он употребляется в следующих функциях. 1. В функции, близкой к союзам и

Апостроф
§ 115. Знак апостроф – надстрочная запятая – имеет в русском письме ограниченное применение. Он используется при передаче иностранных фамилий с начальными буквами Д

Знак ударения
§ 116. Знак ударения – знак ́, который ставится над гласной буквой, соответствующей ударному звуку. Этот знак может употребляться последовательно и выборочно.

Общие правила
§ 117. Следующие разряды слов пишутся слитно. 1. Слова с приставками, напр.: а) с русскими приставками: безаварийный, бескасс

Нарицательные имена
§ 119. Следующие разряды существительных пишутся слитно. 1. Существительные, слитное написание которых определяется общими правилами: сло

Имена, псевдонимы, прозвища, клички
§ 123. Пишутся раздельно: 1. Сочетания русского имени с отчеством и фамилией или только с фамилией, напр.: Александр Сергеевич Пушкин,

Географические названия
§ 125. Пишутся слитно: 1. Названия со вторыми частями −город, −град, −дар, −бург, напр.: Звенигород, Б

Имена прилагательные
§ 128. Следующие разряды прилагательных пишутся слитно. 1. Прилагательные, слитное написание которых определяется общими правилами: слова

Имена числительные
§ 132. Пишутся слитно: а) количественные числительные со второй частью −дцать, −надцать, −десят, −сто, −

Местоименные слова
Местоименные слова (противопоставляемые словам знаменательным) выступают в роли существительных (напр., кто, что), прилагательных (напр., какой, такой), наречий (нап

Наречия
Вводные замечания. Наречия, образованные с помощью приставок от слов различных частей речи, в соответствии с общими правилами слитного и раздельного написания пишут

Служебные слова и междометия
§ 140. Пишутся слитно следующие служебные слова и междометия. 1. Предлоги, образовавшиеся из предложно‑падежных сочетаний: ввиду,

Сочетания с частицами
§ 143. Пишутся через дефис сочетания со следующими частицами. 1. С частицами −де, −ка, −те, −то, −с,

Слитное написание не
§ 145. Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицание не пишется слитно в следующих случаях. 1. Если после

Корректирующие правила
(правила координации) Вводные замечания. Назначение этих правил – предупреждать появление таких написаний, которые следуют из основных пра

Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова
§ 159. С прописной буквы пишутся личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, напр.: Ольга, Алёша, Александр Сергеевич Пушкин, Пётр Ильич Чайковский, А

Географические и административно‑территориальные названия и производные от них слова
§ 169. В географических и административно‑территориальных названиях – названиях материков, морей, озер, рек, возвышенностей, гор, стран, краев, областей, насе

Астрономические названия
§ 178. В названиях небесных тел, созвездий и галактик с прописной буквы пишутся все слова, кроме родовых наименований (звезда, комета, созвездие, планета, астеро

Названия исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников, общественных мероприятий
§ 179. В названиях исторических эпох и событий, календарных периодов и праздников с прописной буквы пишется первое слово (которое может быть единственным), напр.:

Названия, связанные с религией
Написание названий, связанных с религией, подчиняется общим правилам, однако учитываются традиционные способы представления отдельных групп названий, сложившиеся в церковно‑ре

Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий
§ 189. В официальных составных названиях органов власти, учреждений, организаций, научных, учебных и зрелищных заведений, обществ, политических партий и объединений

Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства
§ 194. В составных названиях важнейших документов и сборников документов, государственных законов, а также архитектурных и других памятников, предметов и произведен

Названия должностей, званий, титулов
§ 196. Названия должностей, званий, титулов пишутся со строчной буквы, напр.: президент, канцлер, председатель, министр, премьер‑министр, заместитель минис

Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия
§ 197. Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия, не сочетающиеся синтаксически с родовым наименованием, заключаются в кавычки и в них пишутся с прописной б

Названия товарных знаков, марок изделий и сортов
§ 198. Названия видов и сортов сельскохозяйственных культур, овощей, цветов и т. п. – термины агрономии и садоводства – выделяются кавычками и пишутся со строчной б

Прописные буквы в особом стилистическом употреблении
§ 201. С прописной буквы пишутся некоторые наименования в текстах официальных документов, сообщений, договоров, напр.: Высокие Договаривающиеся Стороны, Чрезвыча

Аббревиатуры и производные от них слова
Вводные замечания. Аббревиатуры – это существительные, состоящие из усеченных слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей исходного сложного с

Графические сокращения
Графические сокращения, в отличие от аббревиатур, не являются самостоятельными словами. При чтении они заменяются словами, сокращением которых являются; исключение: и. о. (ис

ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА
Вводные замечания. При расположении текста на странице (печатной, машинописной, рукописной) нередки случаи несовпадения конца строки со знаком пробела, из‑за

О НАЗНАЧЕНИИ И ПРИНЦИПАХ ПУНКТУАЦИИ
Обслуживая потребности письменного общения, пунктуация имеет четкое назначение – способствовать расчленению письменного текста для облегчения его понимания. Расчленение же может име

Знаки препинания в конце предложения
§ 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование,

Неромантичный человек
Говорят, что молодость – самое счастливое время в жизни. Это говорят те, кто давно был молод и забыл, что это такое (Ток.). Точка ставится после первого предложения

Знаки препинания в начале предложения
§ 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится


§ 5. При смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения знаки препинания ставятся после каждого из членов, которые оформл

Членение предложения с помощью точки
§ 9. При парцелляции (т. е. при расчленении повествовательного предложения на самостоятельные части) ставится точка: После десятилетки устроилась работать почтал


§ 10. Между подлежащим и именным сказуемым на месте отсутствующей связки ставится тире, если подлежащее и сказуемое выражены существительными в фо

Тире в неполном предложении
§ 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире. 1. В частях сложного предложения с пар

Тире в функции соединения
§ 19. Тире ставится между двумя (и более) словами, которые, сочетаясь друг с другом, означают пределы (значение «от… до») – пространственные, временны́

Тире в функции выделения
§ 21. Тире ставится перед членами предложения для их подчеркивания, акцентирования (в стилистических целях). Такие члены предложения называются присоединительными.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ИМЕНИТЕЛЬНОМ ТЕМЫ
§ 23. Именительный падеж (именительный темы или представления) как синтаксическая структура, стоящая перед предложением, тему которого она представляет, отделяется

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
§ 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые барха

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами
§ 33. Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие: Рыбак‑подледник бывает

Знаки препинания при однородных определениях
§ 37. Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неод

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения
§ 44. Между повторяющимися членами предложения ставится занятая. Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду

Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
§ 46. Обособляются (выделяются или отделяются) запятыми определительные обороты, т. е. определения, выраженные причастиями или прилагательными с за

Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях
§ 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным,

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
§ 68. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, выделяются запятыми, независимо от места расположения по отношению к

Знаки препинания при ограничительно‑выделительных оборотах
§ 78. Обороты со значением включения, исключения и замещения, называющие предметы, включенные в ряд однородных членов или, наоборот, исключенные и

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
§ 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми. Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в к

Знаки препинания в цельных по смыслу сочетаниях с подчинительными союзами или союзными словами
§ 87. В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится. 1. В неразложимых сочетаниях

Знаки препинания при сравнительных оборотах
§ 88. Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами (будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др.), выделяются

Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях
§ 91. Вводные слова и сочетания слов выделяются или отделяются запятыми: Миша Алпатов, конечно, мог бы нанять лошадей (Пр

Знаки препинания при вставках
§ 97. Вставные конструкции (слова, сочетания слов, предложения) выделяются скобками или тире. Они содержат дополнительные сведени

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ
§ 101. Обращение, т. е. слова и сочетания слов, называющие адресата речи, выделяется (или отделяется) запятыми. При усилении эмоциональности стави

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ МЕЖДОМЕТИЯХ И МЕЖДОМЕТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
§ 107. Междометия выделяются (или отделяются) запятыми: – О, где‑то пожар! (Бун.); – Но, но

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТВЕРДИТЕЛЬНЫХ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ И ВОПРОСИТЕЛЬНО‑ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ
§ 110. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, в составе предложения отделяются или выделяются запятой: – Да

Знаки препинания в сложносочиненном предложении
§ 112. Между частями сложносочиненного предложения ставится запятая. При этом между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
§ 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем,

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
§ 127. Между частями бессоюзного сложного предложения при перечислении ставится запятая: Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга кр

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
§ 131. В сложных синтаксических конструкциях, т. е. в сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью (с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзно

Знаки препинания при прямой речи
§ 133. Прямая речь, т. е. речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами. Если прямая речь идет

Знаки препинания при цитатах
§ 140. Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133–136): а) Марк Аврелий сказал: «

Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
§ 148. Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140–145). Без кавычек офор

Выделение кавычками необычно употребляемых слов
§ 150. Кавычками выделяются слова, чуждые лексикону пишущего: слова, употребляемые в необычном (специальном, профессиональном) значении, слова, принадлежащие особом

Сочетание знаков препинания и последовательность их расположения
§ 154. При сочетании вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания – вопросительный зн

Взаимодействие знаков препинания в сложных конструкциях
§ 161. В разных частях сложных синтаксических конструкций по условиям контекста могут оказаться два двоеточия, двоеточие и тире.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ
§ 164. Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений. Такие перечни ну

Конец предложения
точка в конце повествовательного предложения § 1 вопросительный знак в конце предложения, заключающего вопрос § 1 в конце риторического вопроса §

Знаки конца предложения внутри предложения
вопросительный и восклицательный знаки при смысловом подчеркивании отдельных членов вопросительного или восклицательного предложения § 5 при включении во

Тире между подлежащим и сказуемым
между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными § 10 перед сказуемым со словами вот, это § 11 при выражении подлежащего и сказуемого (

Однородные члены предложения занятая
между однородными членами, не соединенными союзами § 25 при повторяющихся союзах (типа и… и, ни… ни). § 26 при двукратном повторении союза и § 26

При наличии обобщающих слов
двоеточие после обобщающего слова перед перечислением. § 33 при отсутствии обобщающего слова в деловом и научном тексте § 33, прим. тире перед об

При однородных определениях
запятая при определениях, обозначающих признаки разных предметов § 37 при определениях, выражающих схожие признаки одного предмета § 37

При согласованных определениях
запятые при причастных оборотах или прилагательных с зависимыми словами, стоящих после определяемого слова § 46 при определительных оборотах, стоящих перед определ

При несогласованных определениях
запятые при определениях в форме косвенных падежей с предлогами, относящихся к нарицательным существительным, если это имя уже имеет определение § 53

При обстоятельствах
запятые при деепричастных оборотах § 68 при деепричастных оборотах, стоящих после союзов сочинительных (кроме а), подчинительных и союзных слов §

При ограничительно‑определительных оборотах
запятые при оборотах с предлогами кроме, наряду с, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх и др. в абсолютном начале предложения § 78 между подле

При присоединительных членах предложения
запятые при членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и во

В цельных по смыслу выражениях
запятая не ставится в неразложимых сочетаниях с подчинительными союзами и союзными словами как ни в чем не бывало, сделать как следует, во что бы то ни стало, кто во что го

При сравнительных оборотах
запятые при оборотах с союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, что и др § 88 при оборотах с союзом как: если обозначают уподобление

Вводные конструкции
запятые при вводных словах и сочетаниях слов: – указывающих на степень достоверности – указывающих на степень обычности § 91, прим. 1, п. б)

Вставные конструкции
тире при вставке внутри предложения § 97, прим. 1 при вставке внутри другой вставки, заключенной в скобки § 99, прим. тире или скобки пр

Обращения
запятые при обращении в начале, в середине и в конце предложения § 101 при расчленении обращения § 101 восклицательный знак при обращени

Междометия и междометные выражения
запятые при междометиях и междометных выражениях в начале и в середине предложения § 107,109 восклицательный знак при междометиях с повышенной эмоциональн

Утвердительные, отрицательные и вопросительно‑восклицательные слова
запятая при словах да, нет, ага, ну‑ну, что ж, так § ПО; § 110, прим. 3 восклицательный знак при словах утвердительных и отрицательных,

В сложносочиненном предложении
запятая между частями сложносочиненного предложения (с соединительными, противительными, разделительными, присоединительными и пояснительными союзами) § 112

В сложноподчиненном предложении
запятая между главной и придаточной частями предложения § 115 перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят

Употребление кавычек
при прямой речи, расположенной в строку (в подбор) § 133, п. 1; 134–137 при выделении цитат § 140–148 при выделении чужих слов в авторском тексте… § 14

Последовательность расположения знаков
вопросительный знак, восклицательный знак(?!) § 154 вопросительный знак или восклицательный знак с многоточием (?..) (!..) (?!.) § 154 запятая, т

Оформление перечней и правила рубрицирования
римские цифры и прописные буквы в перечне § 164, пп. в); г); ж) римские цифры и прописные буквы вне текста (как заголовки) § 164, п. д) строчные буквы и арабские ц

Условные сокращения
Ав. – Л. Авилова Айт. – Ч. Айтматов Акун. – Б. Акунин Ам. – Н. Амосов А. Меж. – А. Межиров Ард. – В. Ардаматский Ас. – Н. Асеев

Кто из нас, будучи школьником, задумывался о том, насколько важно учить правила русского языка? Порой такая простая детская оплошность, как недоученные уроки, может сыграть во взрослой жизни злую шутку. Да, на дворе компьютерный век, и Word указывает на ошибки, так что можно не беспокоиться о грамматике. Но немало документов мы все еще заполняем от руки, множество заявлений пишем по старинке ручкой на бумаге, и делать детские ошибки в тексте для образованного человека просто недопустимо.

Достаточно часто затруднения вызывает орфограмма с беглым гласным. С этим лингвистическим понятием детей знакомят в пятом классе, но по окончании школы мало кто может вспомнить правила написания слов, подпадающих под эту категорию. В данной статье можно найти информацию о происхождении этих гласных, их правописанием и способами проверки.

Определение термина

Что такое беглые гласные и почему их так назвали? Беглые — потому что он либо выпадает при изменении слова, либо появляется там, где его раньше не было. Если говорить лингвистическим языком – гласные чередуются с нулем звука при формообразовании и образовании новых слов.

Например: сон – сна, дубок – дубка, орешек – орешка.

С нулем звука чередуются –о- и –е-. Беглая гласная может появляться и исчезать в приставке, корне и суффиксе слова.

Значение орфограммы

Откуда появились беглые гласные? Что такое редуцированные гласные, сегодня известно не каждому. Но в древнерусском языке, вместо части привычных сегодня букв, на письме использовались так называемые сверхкраткие гласные: Ъ – «ер», который читался как «О» и Ь – «ерь», который читался как «Е». Поэтому при сильной их позиции они преобразовались в гласные -о- и –е-, а при слабой – исчезли.

Например: отьц – отец; отьца – отца.

В современном языке в устной речи беглые гласные используются для того, чтобы облегчить произношение скопления согласных звуков. Именно поэтому в некоторых словоформах и в словах при изменении падежа звук то появляется, то исчезает. Для письменной речи существует несколько правил написания, которые необходимо помнить, чтобы не допускать ошибок.

Основные формы с беглыми гласными

Перед тем как учить правила, следует определить в каких формах слов скрывается эта орфограмма. Встречаются беглые гласные в словах, относящихся к именам существительным, прилагательным и глаголам.

Встречается в трех формах без окончания:

  • имена существительные, употребленные в мужском роде II склонения, в единственном числе именительного падежа с суффиксом – ок.

Например: мешок – мешка, молоток – молотка.

  • имена существительные, употребленные во множественном числе в I склонении и в среднем роде II склонения в родительном падеже, а также некоторые формы, имеющие лишь множественное число с суффиксами -ёр, -ок, -ец.

Например: сестра – сестёр, сутки – суток, кольцо – колец.

  • краткая форма качественных прилагательных, употребленных в единственном числе мужского рода и притяжательные прилагательные мужского рода в форме именительного падежа в единственном числе с окончаниями – ен, -ий, -ачий, -ячий.

Например: грустный – грустен – грустна, собачий – собачьего – собачья.

Беглые гласные могут проявиться как в отдельной форме слова, так и в его родственных производных. Кроме того, они могут выступать в качестве ударных и безударных звуков. Как правило в ударной позиции выступают звуки -о-, -е-, -ё-, крайне редко встречается -и-. Тут важно помнить, что перед буквой «й» в ударной позиции употребляется –е-, которая слышится при произношении.

Например: семья – семейка – семей – семейный, воробей – воробья.

Учитывая сложность определения беглого гласного в слове, правописание может вызвать трудности. Для проверки большинства случаев этой орфограммы можно выделить два основных правила. Первое правило относится к написанию имен прилагательных и существительных, второе к глаголам.

Зная, что такое беглые гласные, и помня простые приемы их проверки, можно избежать грубых ошибок в письменной речи.

Правило первое

Этот метод проверки относится к написанию имен существительных и прилагательных. Здесь важно обращать внимание на соседство. А именно на то, какие согласные стоят рядом с беглыми гласными.

  • Если это твердые парные согласные, значит, следует писать букву «о».
  • Когда это шипящие, мягкие парные согласные, а также –ц-, то в слове место букве –е-.
  • В случае с соседством парных мягких шипящих перед -й- следует употреблять букву –и-.

Правило второе

Как писать глаголы с этим гласным? На самом деле все довольно просто: если в слове после корня стоит суффикс –а- , — в корне пишут букву –и-. Если же этого суффикса нет, тогда букву -е-.

Список исключений

Существуют слова, которые не подпадают под правила, их нужно просто запомнить, чтобы правильно использовать.

  • Вместо ожидаемой –е- может употребляться буква –я-: зайца – заяц.
  • Ожидаемую -е- может заменить -и-: достоин – достойный, достоинство .
  • Буква -е- вместо –и-: судья – судей, ружье – ружей, улья – улей, чирья – чирей.

Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!

Беглые гласные

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое «Беглые гласные» в других словарях:

беглые гласные - Гласные о и е современного русского. языка, чередующиеся с нулем звука при формообразовании и словообразовании. Сон/сна. День/дня. Беглые гласные объясняются тем, что в древнерусском языке на их месте были не (о) и (е), а редуцированные, так… … Словарь лингвистических терминов

беглые гласные - В русском языке: гласные звуки о и е, появляющиеся в одних формах слова и исчезающие в других (например: лоб лба, день дня) … Словарь многих выражений

Гласные - Гласные класс звуков речи, выделяемый на основании их артикуляторных, акустических и функциональных свойств. Артикуляторные свойства гласных заключаются в том, что это звуки, образующиеся с обязательным участием голоса (шёпотные гласные … … Лингвистический энциклопедический словарь

Редуцированные гласные - Редуцированные гласные 1) сверхкраткие гласные среднего подъёма непереднего и переднего образования, унаследованные древними славянскими языками из праславянского (например, праслав. *sъnъ ‘сон’, *dьnь ‘день’). По традиции, Р. г. обозначаются… … Лингвистический энциклопедический словарь

бе́глый - ая, ое. 1. Совершивший побег откуда л. И не был беглым он солдатом Австрийских пудреных дружин. Пушкин, Моя родословная. | в знач. сущ. беглый, ого, м.; беглая, ой, ж. Ну, говорит, Досекин, вот я и пропал, ведь я, говорит, брат, беглый, из солдат … Малый академический словарь

гласный звук - ▲ звук речи протяжный звук гласный звуки звуки речи, образуемые свободным проходом воздуха во рту, состоящие, главным образом, из голоса (голосового тона); в русском языке 10 гласных. а. я (а+й). у. ю. э. е. о. е. и. ы. долгие гласные. беглые… … Идеографический словарь русского языка

БЕГЛЫЙ - БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело и… … Толковый словарь Ожегова

беглый - ая, ое. см. тж. бегло, беглость 1) Совершивший побег, находящийся в бегах (о дезертирах, заключённых, а в старину о крепостных крестьянах) Бе/глый каторжник. Бе/глый солдат. 2) Совершаемый быстро, без затруднений. Б ое чтение … Словарь многих выражений

Морфонема - (морфофонема) элементарная единица морфонологии, предельный элемент означающего морфемы. Х. Улашин, предложивший понятие «морфонема» (1927), определял её как фонему в семасиолого морфологической функции; термин в этом значении (Дж. Л. Трейджер,… … Лингвистический энциклопедический словарь

Украинский язык - У этого термина существуют и другие значения, см. Украинский язык (значения). Украинский язык Самоназвание: Українська мова Страны … Википедия

Беглые гласные в корнях и суффиксах существительных и прилагательных

Безударные беглые и соединительные гласные.

Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.

Беглый гласный имеется в тех формах, где отсутствует окончание (в формах с так называемым нулевым окончанием), а именно: у существительных муж. рода II склонения – в форме им. п. ед. ч. (меш о к – мешка, от е ц – отца ); у существительных I склонения и сред, рода II склонения, а также у некоторых существительных, имеющих только формы мн. ч., – в форме род. п. мн. ч. (сестра – сест ё р, кишка – киш о к, кольцо – кол е ц, сутки – сут о к ); у качественных прилагательных – в краткой форме ед. ч. муж. рода (сильный – сил ё н – сильна, умный – ум ё н – умна ); у притяжательных прилагательных с суффиксами −ий и −ачий (−ячий ) – в форме им. п. ед. ч. муж. рода (лис и й – лисьего – лисья, кошач и й – кошачьего – кошачья ). Во всех остальных формах склонения перечисленных групп слов беглый гласный отсутствует.

Беглый гласный может появляться также не в отдельной форме слова, а в другом родственном слове (во всех его формах), напр.: игла – иг о льный, иг о лка; очки – оч о чки; тайга – та ё жный; Москва – моск о вский, подмоск о вный; сто – с о тый, с о тня; корабль – кораб е льный, кораб е льщик; война – во е нный; польза – пол е зный; литьё – лит е йный, лит е йщик; министр – минист е р ский, минист е рство .

Беглые гласные встречаются как под ударением, так и в безударной позиции. Под ударением обычны беглые гласные о (на письме передаваемый также буквой ё ) и е , редко встречается гласный и (од и н – одна, яйцо – я и ц, цифра – циф и рь ). При этом перед й (в отличие от безударной позиции, см. § 64, п. 3 и п. в) здесь пишется, в соответствии с произношением, буква е , напр.: соловей – соловья, семья – семей, семейный и семейка, друзья (мн.ч. ) – друзей, келья – келейный и келейник, чей – чья, третий (третья ) – третейский, ничья (сущ.) – ничейный.

Безударные беглые гласные передаются буквами е , о или и по следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).

1. После твердых парных согласных беглый гласный передается буквой о , напр.: лап о ть (лаптя ), котён о к (котенка ); бан о к (банка ), пушин о к (пушинка ), дочур о к (дочурка ), кух о нь (кухня ), ок о н (окно ), сут о к (сутки ), носил о к (носилки ); гром о к (громкий ), близ о к (близкий гал о чий (галка, гал о к ), ут о чка (утка, ут о к ), постанов о чный (постановка, постанов о к ), сут о чный (сутки, сут о к ).

2. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j перед всеми согласными, кроме й , беглый гласный передается буквой е , напр.: мизин е ц (мизинца ), дят е л (дятла ), вет е р (ветра ), пар е нь (парня ), Пав е л (Павла ), комоч е к (комочка ); свад е б (свадьба ), бан е к (банька ), пес е н (песня ), баш е н (башня ), ле е к (лейка ), крыш е к (крышка ), лампоч е к (лампочка ), клёц е к (клёцка ), пят е н (пятно ), полотен е ц (полотенце ), перыш е к (перышко ), ден е г (деньги ); гор е к (горький ), вкус е н (вкусный ), важ е н (важный ), споко е н (спокойный ), зно е н (знойный ), прямолине е н (прямолинейный ); то же в производных от таких слов, напр.: гор е чь (горький, гор е к ), строч е чный (строчка, строч е к ), пеш е чный (пешка, пеш е к ), неж е нка (нежный, неж е н ), ма е чка (майка, ма е к ), рав е нство (равный, рав е н ), уз е лок (уз е л, узла ).

3. Перед й безударный беглый гласный передается буквой и , напр.: кел и й (келья ), олад и й (оладья ), гост и й (гостья ), певун и й (певунья ), ущел и й (ущелье ), коп и й (копьё ), взгор и й (взгорье ), поднож и й (подножье ), варен и й (варенье ); волч и й (волчья ), верблюж и й (верблюжья ), трет и й (третья ); то же в производных от таких слов, напр.: олад и йка (оладья, олад и й ), ке́л и йка (келья, кел и й ), но ср. вариант кел е́ йка .

а) с буквой о на месте беглого гласного (после твердых парных согласных): бестол о чь (бестолковый ), вет о шь (ветхий ), коп о ть (коптить ), роп о т (роптать ), шёп о т (шептать ); бук о вка (буква ), иск о рка (искра ), тык о вка (тыква ); лёг о чный (лёгкие ), насмор о чный (насморк ), пас о чный и пас о чница (пасха, кушанье), блан о чный (бланк ), широкоспект о рный и узкоспект о рный (спектр ), фейервер о чный (фейерверк ), шерен о жный (шеренга ); директ о р (директриса ), императ о р (императрица );

б) с буквой е (после мягких парных согласных): гор е нка (горница ), гус е льки и гус е льцы (гусли ), куд е рьки (кудри ), лес е нка (лестница ), циф е рка и циф е рблат (цифра ); дирижаб е льный (дирижабль ), жаб е рный (жабры ), крупнокалиб е рный и мелкокалиб е рный (калибр ), кег е льный и кег е льбан (кегли ), солн е чный (солнце ), яс е льный и яс е льки (ясли ); бургомист е рский (бургомистр ), маги́ст е рский (магистр ), наряду с вариантом магист е́ рский; меб е ль (меблировать, меблированный ), шаб е р (слесарный инструмент) (шабрить, шабровать );

в) с буквой и (перед j ): Васил и й (Васильевич и Васильевна ), Григор и й (Григорьевич ), Витал и й (Витальевна ) и т. п.; жреб и й (жеребьевка ), ман и я (маньяк ), Итал и я (итальянский ). Исключение (и не перед j ): крол и к (крольчиха, крольчонок ).

Беглые гласные в корне, суффиксе и приставке. Примеры слов

Приведем примеры слов с беглыми гласными «о», «е» в корне, суффиксе и приставке слов разных частей речи.

Что такое беглые гласные?

При изменении формы слов или при образовании новых слов в разных морфемах может происходить замена одних гласных или согласных звуков другими. Это называется чередованием. Поинтересуемся примерами чередований гласных и согласных звуков.

Иногда чередование гласных «о» и «е» может происходить с нулем звука. Это значит, что в слове или его форме между согласными может появиться гласный «о» или «е» там, где его раньше не было, или, наоборот, исчезнуть. Речь идет о беглых гласных, например:

  • р о в - нет чего? рва;
  • палатка - много чего? палат о к;
  • короб о к - грань чего? коробка;
  • двор е ц - ступени чего? дворца;
  • человеч е к - силуэт кого? человечка.

Примеры беглых гласных в корне

Беглые гласные «о», «е» наблюдаем в корне существительных в форме родительного падежа единственного и множественного числа:

Пары существительных в формах именительного падежа единственного и множественного числа имеют беглые гласные, например:

В кратких формах единственного числа мужского рода качественных прилагательных отметим появление беглых гласных:

При образовании новых слов в корне могут появляться или исчезать беглые гласные:

  • глян е ц - глянцевитый;
  • меш о к - мешковатый;
  • окно -ок о шко;
  • игла - иг о лочка, иг о льный;
  • сто - с о тня, с о тенная, с о тый;
  • з о в - звать;
  • брать - поб о ры.

Примеры слов с беглыми гласными в приставке

Если приставка заканчивается на согласный, а корень слова часто представляет собой скопление двух или более согласных, то для удобства произношения, в приставке появляется беглый гласный «о» , например:

  • рас-стел-ить - разо-стл-ать;
  • разо-гн-ать - разгон;
  • всходить - восходить;
  • разрывать - разо-рв-ать;
  • отгонять - ото-гн-ать;
  • отобрать - отберу;
  • свершить - совершить;
  • входить - войти;
  • влить - вольём;
  • подбирать - подобрать;
  • надрывать - надорвать.

Примеры слов с беглыми гласными в суффиксе

Укажем словоформы разных частей речи, в которых имеются беглые гласные в суффиксах:

  • прополка - прополок;
  • прическа - причёсок;
  • тёмный - тёмен;
  • умный - умён;
  • владелец - владельца;
  • умелец - умельцы;
  • упрямец - упрямцев;
  • книжка - книжек;
  • подружка - подружек;
  • дворняга - дворняжек;
  • веничек - веничка;
  • ботиночек - ботиночка;
  • лепесточек - лепесточка;
  • лягушка - лягушек;
  • старушка - старушек, старушечий;
  • малышка - малышек;
  • стекляшка - стекляшек;
  • верблюжонок - верблюжонка;
  • индюшонок - индюшонка;
  • галчонок - галчонка;
  • гребешок - гребешка;
  • кармашек - кармашка.


russkiiyazyk.ru

Беглые гласные правило

Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных

Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.

Беглый гласный появляется во многих именах существительных и прилагательных в одной из форм склонения, между двумя конечными согласными основы (в составе суффикса или корня).

Беглый гласный имеется в тех формах, где отсутствует окончание (в формах с так называемым нулевым окончанием), а именно: у существительных муж. рода II склонения - в форме им. п. ед. ч. (меш о к - мешка, от е ц - отца); у существительных I склонения и сред, рода II склонения, а также у некоторых существительных, имеющих только формы мн. ч., - в форме род. п. мн. ч. (сестра - сест ё р, кишка - киш о к, кольцо - кол е ц, сутки - сут о к) ; у качественных прилагательных - в краткой форме ед. ч. муж. рода (сильный - сил ё н - сильна, умный - ум ё н - умна) ; у притяжательных прилагательных с суффиксами -ий и -ачий (-ячий) - в форме им. п. ед. ч. муж. рода (лис и й - лисьего - лисья, кошач и й - кошачьего - кошачья). Во всех остальных формах склонения перечисленных групп слов беглый гласный отсутствует.

Беглый гласный может появляться также не в отдельной форме слова, а в другом родственном слове (во всех его формах), напр.: игла - иг о льный, иг о лка; очки - оч о чки; тайга - та ё жный; Москва - моск о вский, подмоск о вный; сто - с о тый, с о тня; корабль - кораб е льный, кораб е льщик; война - во е нный; польза - пол е зный; литьё - лит е йный, лит е йщик; министр - минист е рский, минист е рство.

Беглые гласные встречаются как под ударением, так и в безударной позиции. Под ударением обычны беглые гласные о (на письме передаваемый также буквой ё) и е, редко встречается гласный и (один - одна, яйцо - яиц, цифра - цифирь). При этом перед й (в отличие от безударной позиции, см. § 64, п. 3 и п. в) здесь пишется, в соответствии с произношением, буква е, напр.: соловей - соловья, семья - семей, семейный и семейка, друзья (мн.ч.) - друзей, келья - келейный и келейник, чей - чья, третий (третья) - третейский, ничья (сущ.) - ничейный.

§ 64. Безударные беглые гласные передаются буквами е, о или и по следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).

1. После твердых парных согласных беглый гласный передается буквой о, напр.: лапоть (лаптя), котён о к (котенка); бан о к (банка), пушин о к (пушинка), дочур о к (дочурка), кух о нь (кухня), ок о н (окно), сут о к (сутки), носил о к (носилки); гром о к (громкий), близ о к (близкий); то же в производных от таких слов, напр.: гал о чий (галка, гал о к), ут о чка (утка, ут о к), постанов о чный (постановка, постанов о к), сут о чный (сутки, сут о к).

2. После мягких парных согласных, шипящих, ц и j перед всеми согласными, кроме й, беглый гласный передается буквой е, напр.: мизин е ц (мизинца), дят е л (дятла), вет е р (ветра), пар е нь (парня), Пав е л (Павла), комоч е к (комочка); свад е б (свадьба), бан е к (банька), пес е н (песня), баш е н (башня), ле е к (лейка), крыш е к (крышка), лампоч е к (лампочка), клёц е к
(клёцка), пят е н (пятно), полотен е ц (полотенце), перыш е к (перышко), ден е г (деньги); гор е к (горький), вкус е н (вкусный), важ е н (важный), споко е н (спокойный), зно е н (знойный), прямолине е н (прямолинейный); то же в производных от таких слов, напр.: гор е чь (горький, гор е к), строч е чный (строчка, строч е к), пеш е чный (пешка, пеш е к), неж е нка (нежный, неж е н), ма е чка (майка, ма е к), рав е нство (равный, рав е н), уз е лок (уз е л, узла).

3. Перед й безударный беглый гласный передается буквой и, напр.: кел и й (келья), олад и й (оладья), гост и й (гостья), певун и й (певунья), ущел и й (ущелье), коп и й (копьё), взгор и й (взгорье), поднож и й (подножье), варен и й (варенье); волч и й (волчья), верблюж и й (верблюжья), трет и й (третья); то же в производных от таких слов, напр.: олад и йка (оладья, олад и й), ке́л и йка (келья, кел и й) , но ср. вариант кел е́ йка.

Исключения: буква л (вместо ожидаемой е) пишется в слове за я ц (зайца) и в производном за я чий; буква и (вместо ожидаемой е) - в форме досто и н (достойный) и в производном досто и нство; буква е (вместо ожидаемой и) - в словах у́л е й (улья), чи́р е й (чирья) , в формах род. п. мн. ч. ру́ж е й (ружьё) и су́д е й (судья) , наряду с вариантом суд е́ й.

По тому же правилу передаются на письме безударные беглые гласные, появляющиеся не в отдельной форме слова, а в слове в целом, во всех его формах (в противоположность другим однокоренным словам, где беглого гласного нет). Перечень таких слов:

а) с буквой о на месте беглого гласного (после твердых парных согласных): бестол о чь (бестолковый), вет о шь (ветхий), коп о ть (коптить), роп о т (роптать), шёп о т (шептать); бук о вка (буква), иск о рка (искра), тык о вка (тыква); лёг о чный (лёгкие), насмор о чный (насморк), пас о чный и пас о чница (пасха, кушанье), блан о чный (бланк), широкоспект о рный и узкоспект о рный (спектр), фейервер о чный (фейерверк), шерен о жный (шеренга); директ о р (директриса), императ о р (императрица);

б) с буквой е (после мягких парных согласных): гор е нка (горница), гус е льки и гус е льцы (гусли), куд е рьки (кудри), лес е нка (лестница), циф е рка и циф е рблат (цифра); дирижаб е льный (дирижабль), жаб е рный (жабры),
крупнокалиб е рный и мелкокалиб е рный (калибр), кег е льный и кег е льбан (кегли), солн е чный (солнце), яс е льный и яс е льки (ясли); бургомист е рский (бургомистр), маги́ст е рский (магистр), наряду с вариантом магист е́ рский; меб е ль (меблировать, меблированный), шаб е р (слесарный инструмент) (шабрить, шабровать);

в) с буквой и (перед j): Васил и й (Васильевич и Васильевна), Григор и й (Григорьевич), Витал и й (Витальевна) и т. п.; жреб и й (жеребьевка), ман и я (маньяк), Итал и я (итальянский). Исключение (и не перед j): крол и к (крольчиха, крольчонок).

  • Как отпросить ребенка из школы. Образец заявления Здравствуйте и добро пожаловать на блог! Надеюсь, название статьи не слишком вас удивит). Да, я не совсем правильная мать и периодически выдергиваю дочь из учебного процесса, чтобы […]
  • Устав адвокатов Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку. Для более удобного […]
  • Договор купли продажи автомобиль шаблон Перед тем как покупать автомобиль рекомендуем внимательно изучить образец договора купли продажи автомобиля, чтобы избежать типичных ошибок при заполнении. Договор заполняется черной или синей […]
  • Унифицированная форма № Т-6 - скачать бланк и образец Отправить на почту Унифицированная форма Т-6, а также дополняющая ее форма Т-6а задействуются при оформлении предприятием отпусков для штатных сотрудников. Рассмотрим, где можно […]
  • Кто может заверить копию сертификата соответствия Заверенная копия сертификата соответствия - кем заверяется сертификат соответствия, чья печать действительна на копии сертификатов. Нам часто задают вопрос по поводу того, кем должен быть […]
  • Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, - одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
.

Медиа-урок по русскому языку в 3 классе.

(2 четверть, урок 59)

Тема: «Беглые гласные в корне слова»

образовательная: формировать представления о беглых гласных посредством

наблюдения за словами, уметь разбирать по составу слова с беглыми

гласными, различать синонимы, однокоренные слова и формы одного

и того же слова;

развивающая: обогащать словарный запас, развивать умение работать в парах,

воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

воспитывающая: формировать мотивы учебной деятельности за счет привлекательности

медиа-урока, продолжить воспитание у учащихся интереса к русскому

языку, осознание его неограниченных возможностей.

Оборудование:

медиа-проектор, презентация, карточки для групповой работы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1. Вводная беседа.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

С ним мы вместе поплывем

В ту страну, в которой сами

Правила и орфограммы

Изучаем день за днем

Её грамматикой зовем.

Итак, отправляемся в путь вслед за сказкой …

Прочтите стоки. Из какого они произведения? Назовите сказку полным названием.

Найдите однокоренные слова в отрывках. Какие процессы происходят в корнях этих слов?

С какой темою мы познакомились на прошлом уроке. Вспомните, какие согласные могут чередоваться в корне слова? /СЛАЙД 2/

2. Проверка домашнего задания

Какое задание было в упражнении? (фронтально) упр. с. 122 /СЛАЙД 3/

3.Чистописание

/СЛАЙД 4/ Мы снова в сказке Пушкина. Прочтите строки.

Объясните, почему некоторые слова записаны с заглавной буквы.

Запишите первые четыре строчки красиво и аккуратно. /СЛАЙД 4/ щелчок

3. Введение в новую тему.

Объясните слова «сияя в злате». Подберите к нему слово из современного русского языка (золото). /СЛАЙД 6/

Посмотрим, что происходит в корне. Гласная то появляется, то «выпадает». То же происходит и в слове «вышли». /СЛАЙД 7/

/СЛАЙД 8/ - Обратите внимание на выделенные буквы в словах. Измените их так, чтобы выделенная гласная «выпала». /СЛАЙДЫ 9 - 11/

Если не можете справиться, попросим подсказку компьютера.

3. Новая тема.

1. Сообщение темы урока.

Гласные, которые то появляются, то «убегают», называются беглыми гласными.

И о них пойдет сегодня речь на нашем уроке./СЛАЙД 12/ Мы научимся находить и возвращать «беглецов» в слова и выясним, для чего же нужно это уметь делать.

2. Первичное закрепление.

Мы снова в сказке Пушкина. В ней встречается много устаревших слов, в которых происходит процесс, о котором мы говорим на уроке – беглые гласные. Случается, что устаревшие слова и современные соседствуют, то есть встречаются вместе. Вот пример.

/СЛАЙД 13/ Найдите два таких слова. /СЛАЙД 13/ щелчок

3. Парная самостоятельная работа.

Мы убедились, что в сказке о царе Салтане достаточно много слов с беглыми гласными:

/СЛАЙД 14 /

Но и в современном русском языке они есть. Давайте в этом убедимся, выполнив парные задания. Измените слова по вопросам-подсказкам, скажите, какие процессе происходят в их корнях. /Работа по карточкам. Проверка./

1. Сон, сонный, уснул, приснился – беглая гласная .

2. Огонь, огонёк, огненный – беглая гласная

ветер, ветерок, ветреный – беглая гласная

3. Рука – ручной, приручить – чередование согласных

друг, дружный, дружить – чередование согласных

4. Слух, слуховой, слушал, прислушаться - чередование согласных

Берег, бережок, береговой, прибрежный - беглая гласная

4. Упражнения в нахождении беглых гласных.

Работа в тетрадях. Упр. 84 с. 123

Что происходит в корне этих слов? (Исчезает беглая гласная)

У доски – двое учащихся записывают слова парами, выделяют беглую гласную.

Влияют ли беглые гласные на способы проверки безударных гласных? (Нет.)

4. Электронная физкультминутка для глаз.

Вспомните строки к данной иллюстрации. /СЛАЙД 15/ Послушаем песенку белочки и одновременно выполним гимнастику для глаз – следите глазами за перемещающимися предметами. . /СЛАЙД 16/

5. Закрепление.

1. Измените данные слова так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Понаблюдайте, что происходит в корне. Работа у доски. /СЛАЙД 17 – 22/

Какие гласные могут чередоваться в корне? (Чаще всего о и е )

Влияет ли беглая гласная на способ проверки безударной гласной? /Нет/

3. - Зачем мы изучаем процессы чередования согласных в корне, «беглых» гласных в корне, ведь они не влияют на способы проверки безударных гласных? /СЛАЙД 23/

Когда мы подбирали в чистописании устаревшие слова, мы расширяли словарный запас.

Изученные процессы в корне слов помогут грамотно писать подобные слова.

Правильно подбираем однокоренные слова.

Помогут ли нам эти знания в разборе слов по составу? (Да)

6. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Наше путешествие, как и сказка, подошло к концу. Во время урока нас сопровождала музыка великого русского композитора Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Я надеюсь, что этот урок не только дал вам знания, но и доставил удовольствие.

А чтобы закрепить то, что вы узнали, выполните домашнее задание – упр. 87 стр. 124

/СЛАЙД 24/ щелчок

А оценки сегодня получили следующие ребята…

Кто из нас, будучи школьником, задумывался о том, насколько важно учить правила русского языка? Порой такая простая детская оплошность, как недоученные уроки, может сыграть во взрослой жизни злую шутку. Да, на дворе компьютерный век, и Word указывает на ошибки, так что можно не беспокоиться о грамматике. Но немало документов мы все еще заполняем от руки, множество заявлений пишем по старинке ручкой на бумаге, и делать детские ошибки в тексте для образованного человека просто недопустимо.

Достаточно часто затруднения вызывает орфограмма с беглым гласным. С этим лингвистическим понятием детей знакомят в пятом классе, но по окончании школы мало кто может вспомнить правила написания слов, подпадающих под эту категорию. В данной статье можно найти информацию о происхождении этих гласных, их правописанием и способами проверки.

Определение термина

И почему их так назвали? Беглые - потому что он либо выпадает при изменении слова, либо появляется там, где его раньше не было. Если говорить лингвистическим языком - гласные чередуются с нулем звука при формообразовании и образовании новых слов.

Например: сон - сна, дубок - дубка, орешек - орешка.

С нулем звука чередуются -о- и -е-. Беглая гласная может появляться и исчезать в приставке, корне и суффиксе слова.

Значение орфограммы

Откуда появились беглые гласные? Что такое редуцированные гласные, сегодня известно не каждому. Но в древнерусском языке, вместо части привычных сегодня букв, на письме использовались так называемые сверхкраткие гласные: Ъ - «ер», который читался как «О» и Ь - «ерь», который читался как «Е». Поэтому при сильной их позиции они преобразовались в гласные -о- и -е-, а при слабой - исчезли.

Например: отьц - отец; отьца - отца.

В современном языке в устной речи беглые гласные используются для того, чтобы облегчить произношение скопления согласных звуков. Именно поэтому в некоторых словоформах и в словах при изменении падежа звук то появляется, то исчезает. Для письменной речи существует несколько правил написания, которые необходимо помнить, чтобы не допускать ошибок.

Основные формы с беглыми гласными

Перед тем как учить правила, следует определить в каких формах слов скрывается эта орфограмма. Встречаются беглые гласные в словах, относящихся к именам существительным, прилагательным и глаголам.

Встречается в трех формах без окончания:

  • имена существительные, употребленные в мужском роде II склонения, в единственном числе именительного падежа с суффиксом - ок.

Например: мешок - мешка, молоток - молотка.

  • имена существительные, употребленные во множественном числе в I склонении и в среднем роде II склонения в родительном падеже, а также некоторые формы, имеющие лишь множественное число с суффиксами -ёр, -ок, -ец.

Например: сестра - сестёр, сутки - суток, кольцо - колец.

  • краткая форма качественных прилагательных, употребленных в и притяжательные прилагательные мужского рода в форме именительного падежа в единственном числе с окончаниями - ен, -ий, -ачий, -ячий.

Например: грустный - грустен - грустна, собачий - собачьего - собачья.

Беглые гласные могут проявиться как в отдельной форме слова, так и в его родственных производных. Кроме того, они могут выступать в качестве ударных и безударных звуков. Как правило в ударной позиции выступают звуки -о-, -е-, -ё-, крайне редко встречается -и-. Тут важно помнить, что перед буквой «й» в ударной позиции употребляется -е-, которая слышится при произношении.

Например: семья - семейка - семей - семейный, воробей - воробья.

Учитывая сложность определения беглого гласного в слове, правописание может вызвать трудности. Для проверки большинства случаев этой орфограммы можно выделить два основных правила. Первое правило относится к написанию имен прилагательных и существительных, второе к глаголам.

Зная, что такое беглые гласные, и помня простые приемы их проверки, можно избежать грубых ошибок в письменной речи.

Правило первое

Этот метод проверки относится к написанию имен существительных и прилагательных. Здесь важно обращать внимание на соседство. А именно на то, какие согласные стоят рядом с беглыми гласными.

  • Если это твердые парные согласные, значит, следует писать букву «о».
  • Когда это шипящие, мягкие парные согласные, а также -ц-, то в слове место букве -е-.
  • В случае с соседством парных мягких шипящих перед -й- следует употреблять букву -и-.

Правило второе

Как писать глаголы с этим гласным? На самом деле все довольно просто: если в слове после корня стоит суффикс -а- , - в корне пишут букву -и-. Если же этого суффикса нет, тогда букву -е-.

Список исключений

Существуют слова, которые не подпадают под правила, их нужно просто запомнить, чтобы правильно использовать.

  • Вместо ожидаемой -е- может употребляться буква -я-: зайца - заяц.
  • Ожидаемую -е- может заменить -и-: достоин - достойный, достоинство .
  • Буква -е- вместо -и-: судья - судей, ружье - ружей, улья - улей, чирья - чирей.

Знания о том, что такое беглые гласные, обязательно пригодятся! А выучить правила и избавить себя от ошибок очень легко!