Главная · Молочные зубы · Виды нарушений зрения. Причины возникновения зрительных нарушений Причины степень виды нарушения зрения

Виды нарушений зрения. Причины возникновения зрительных нарушений Причины степень виды нарушения зрения

Нарушения зрения у детей.

Любое заболевание глаз требует к себе пристального внимания. Если, например, ребенок рождается с врожденной катарактой, она должна быть устранена как можно скорее - чтобы свет мог стимулировать развитие сетчатки. К другим моментам, которые могут сказаться на зрении ребенка относятся: преждевременные роды, сахарный диабет и некоторые другие заболевания матери, амблиопия, расходящееся или сходящееся косоглазие.

Классификация нарушений зрения

Обычно отечественные специалисты, педагоги и офтальмологи, используют следующую классификацию нарушений зрения.

Функциональные нарушения зрения.

Под функциональными нарушениями зрения подразумеваются, прежде всего, косоглазие и амблиопия, которые нередко могут быть исправлены,

в том числе, и тренировками. Амблиопия – это некоррегируемое оптическими средствами снижение зрения. Обычно выделяют такие формы амблиопии:

а) обскурационная – возникает в результате существовавшего в течение некоторого времени помутнения оптических сред глаза (катаракта, помутнение роговицы и др.).

б) рефракционная - следствие аномалии рефракции глаз (дальнозоркость, близорукость, астигматизм или анизометропия – неодинаковая рефракция глаз) и отсутствия адекватной оптической коррекции

в) дисбинокулярная – возникает в результате косоглазия (бывает с центральной и нецентральной фиксацией).

г) истерическая – может возникнуть в состоянии аффекта.

По тяжести различают три степени амблиопии в зависимости от уровня остроты зрения лучшего глаза с оптической коррекцией.

Амблиопия высокой степени соответствует остроте зрения 0,01 - 0,2,

амблиопия средней степени – остроте зрения 0,2 – 0,4 и

амблиопия слабой степени соответствует остроте зрения 0,4- 0,8.

Органические нарушения.

Это нарушения структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые могут приводить к слабовидению, остаточному зрению и слепоте.

Низкое зрение (low vision) по международной классификации нарушений означает, что острота зрения лучшего глаза с оптической коррекцией составляет менее 0,3. Острота зрения менее 0,02 уже соответствует формальной слепоте, и на таких лиц распространяются соответствующие законы, постановления и льготы, касающиеся слепых. Часть людей, которые считаются формально слепыми еще могут видеть предметы, т. е. имеют низкое предметное зрение.

Основными причинами низкого зрения являются заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз (миопия, гиперметропия, астигматизм).

Для нужд специального образования выделяют группу лиц с низким предметным зрением, имеющих остроту зрения менее 0,05. Согласно отечественной терминологии, это так называемое остаточное зрение и таких лиц называют частично зрячими (хотя формально они могут считаться и слепыми, если острота зрения оказывается ниже 0,02).

Лиц с низким зрением, но остротой зрения выше 0,05 называют слабовидящими.

Те же слепые, которые не видят предметов, в специальном образовании разделяются на группы лиц, имеющих светоощущение с правильной или неправильной проекцией источника света и не имеющих светоощущения (тотально слепые).

Общепризнанно, что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах, о чем подробнее будет сказано ниже.

Количество тотально слепых детей в нашей стране, как и во всем мире, за последние годы снижается, но растет число детей с низким зрением и глубокой сочетанной патологией.

Это обстоятельство объясняется распространением практики доращивания маловесных недоношенных детей. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии недоношенных и других нарушений здоровья. Хотя в большинстве случаев ретинопатия недоношенных претерпевает обратное развитие, не дойдя до конечных стадий, это наиболее частая причина детской слепоты (10-15% случаев). Конечные стадии ретинопатии недоношенных характеризуются обширными отслойками сетчатки. Распространено мнение, что ретинопатия недоношенных возникает в результате передозировки кислорода при доращивании младенцев, однако есть и возражения против этой точки зрения.

Остроту зрения, основную зрительную функцию, у дошкольников обычно проверяют по специальной таблице Орловой на расстоянии 5 метров. Если ребенок не отвечает с этого расстояния, его уменьшают, а остроту зрения пересчитывают пропорционально расстоянию. Например, если ребенок видит первую строку таблицы (соответствующую остроте зрения 1,0 при измерении с 5 м) только с расстояния 1 м, острота зрения будет равна 0,02. Когда ребенок не узнает картинки, можно попробовать проверить зрение и с помощью пальцев руки. Если больной правильно считает, сколько предъявляется пальцев с расстояния в 1 м, это также требует остроты зрения, приблизительно равной 0,02. Если используется другое расстояние, значение остроты зрения 0,02 следует умножить на данное расстояние, выраженное в метрах.

Большинство детей с нарушениями зрения имеют также другие нарушения здоровья, т. е. сочетанную патологию. Чаще всего нарушениям зрения сопутствуют двигательные нарушения, например, ДЦП, задержки умственного развития и нарушения слуха.

Причины возникновения зрительных нарушений

Заболевания зрительной системы бывают врожденными, приобретенными и наследственными.

Наследственные заболевания называют также генетическими, потому что они связаны с наличием определенных генов в генетическом аппарате детей, которые получены ими от родителей. При этом сами родители могут быть и здоровы. По наследству могут передаваться грубые структурные изменения глаз, катаракта, глаукома, пигментная дегенерация сетчатки, астигматизм и др.

Причинами врожденной зрительной патологии у ребенка могут быть такие эндогенные (внутренние) факторы, как нарушение обмена веществ и воспалительные процессы у матери в период беременности , инфекционные заболевания беременной женщины (краснуха, токсоплазмоз и пр.). В ряде случаев отрицательное влияние на здоровье ребенка, включая зрение, оказывают экзогенные (внешние) факторы: травмы, химические вещества, повышенный радиационный фон, асфиксия во время родов и др.

Приобретенные заболевания зрительной системы у ребенка также вызываются различного рода эндогенными и экзогенными факторами, касающимися уже непосредственно самого ребенка. К эндогенным факторам можно отнести кровоизлияния, осложнения после ряда инфекционных и других заболеваний. Экзогенные факторы, которые могут оказать отрицательное влияние после рождения ребенка – это травмы, химические вещества (например, неправильная дозировка кислорода при доращивании недоношенных детей), повышенный радиационный фон и др.

Глаза человека принимают до 90% поступающей извне информации, поэтому полная или частичная утрата зрения очень сильно ухудшает уровень жизни человека и способствует возникновению высокого риска бытовых травм и ДТП. Известно, что от заболеваний глаз страдает несколько миллиардов людей, и только одному миллиарду приходится прибегать к серьезному лечению или хирургическому вмешательству.

Выделяют несколько видов нарушений зрения. Их можно разделить на две большие категории – органические нарушения и функциональные нарушения.

Органические и функциональные нарушения зрения

При органических нарушениях возникают структурные изменения в тканях глаза, сопровождающиеся ухудшением зрения. К болезням, вызывающим такие изменения, относят блефарит , конъюнктивит , катаракту , опухолевые заболевания глаза, атрофию зрительного нерва.

При функциональных нарушениях происходит изменение хода световых лучей, которые формируют изображение на сетчатке, поэтому такие нарушения в первую очередь представляют собой патологии рефракции и аккомодации, а именно: близорукость , дальнозоркость , астигматизм , косоглазие и т.п.

Виды функциональных нарушений

Глаза человека, у которого диагностировали нарушение рефракции, не способны четко рассматривать находящиеся в отдалении предметы. Рефракционные нарушения являются одной из самых частых патологий зрения. Некоторые специалисты утверждают, что сегодня около 30% людей имеют нарушения рефракции. К данной патологии относят близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Нарушение аккомодации подразумевает четко рассматривать предметы, расположенные на разном расстоянии.

У некоторых людей сегодня также диагностируют расстройства периферического, или бокового зрения. В этом случае теряется способность рассматривать предметы, которые находятся по обе стороны от глаз.

Снижение адаптации сопровождается снижением или потерей способности адаптироваться к различной степени освещенности помещения.

При куриной слепоте человек перестает нормально видеть в темноте из-за нарушения функций палочек – клеток сетчатки, чувствительных к свету.

Чаще всего у людей диагностируют близорукость. Эта патология является функциональным нарушением, поскольку никаких органических аномалий или патологий глаза при ней не выявляют.

Одно из важнейших чувств, которым наделено человеческое тело - это зрение. Благодаря ему человек обретает способность видеть мир вокруг себя, познавать его, учиться и изменять по своим желаниям и потребностям. Человек, лишенный зрения, оказывается в частичной изоляции - ему не доступны зрительные образы, он ограничен в восприятии. Такому человеку не суждено видеть улыбки родных, весенние цветы и осенний листопад, снег, зелень молодой травы и ясное летнее небо. Человек со слабым зрением или полностью слепой ограничен и в своей личной и профессиональной активности. Он не может заниматься многими видами спорта, а плохое зрение зачастую накладывает вето на желание стать военным, летчиком, моряком, водителем, получить многие другие специальности.

Еще страшнее, если нарушение зрения обнаруживается у маленького ребенка. Чем эти нарушения серьезнее, тем труднее ему будет узнавать мир, учиться и развиваться.

Но и для взрослого человека ухудшение зрения несет множество неприятных моментов. Необходимость носить очки, крайне неприятные болезни глаз, сильное искажение изображения, мешающее нормально видеть, читать и писать - все это в основном последствия нашего высокотехнологичного компьютерного образа жизни. Причин у того, что человек жалуется на нечеткое зрение, множество, но подавляющее большинство из них относится к приобретенным заболеваниям и состояниям.

Плохое зрение - это очень широкое обобщенное название состояния, при котором возникает нарушение зрения, приводящее к изменению восприятия формы предмета, оценки расстояния до него. Когда наступает ухудшение зрения, человек жалуется на отсутствие четкости и резкости изображения, предметы «расплываются», теряют свои контуры, становятся мутными. Больной не может разобрать надписи, цифры, обозначения, если же сильно ухудшилось зрение, то зачастую испытывает трудности с передвижением и пользованием обычными бытовыми принадлежностями.

Естественно, что снижение остроты зрения существенно сказывается на качестве жизни больного. Причем степень негативного влияния растет по мере снижения зрения. Так как причин у такого состояния много, важно точно поставить диагноз и по мере возможности вылечить основное заболевание или ликвидировать то, что провоцирует ухудшение зрения.

Можно по-разному классифицировать причины, по которым появляется ухудшение зрения. Если акцентировать внимание на том, что его вызывает, то можно применить следующее деление:

  • Патологии органов зрения врожденного характера. Они могут быть обусловлены генетически, то есть быть наследственными, или же появляться вследствие различных нарушений формирования плода при внутриутробном развитии.
  • Патология элементов органов зрения приобретенного характера, причиной которой могут быть болезни глаз. К снижению качества и остроты зрения могут привести заболевания глаз различной природы, в том числе инфекционные.
  • Нарушение зрения, вызванное травмой глаз, близлежащих органов, мозга. Падение зрения часто бывает следствием сильных сотрясений мозга, ударов по голове, падений, повреждений глаз разнообразными предметами, после политравмы.
  • Поражения зрения, связанные с внешним воздействием: термическим, химическим и радиационным. Сюда относятся ожоги, вызванные химическими средствами, огнем или горючими жидкостями.
  • Ухудшение зрения, спровоцированное некоторыми патологиями или заболеваниями внутренних органов, например, высоким давлением или диабетом.
  • Внешние воздействия нефизического свойства: чтение книг с мелким шрифтом, при плохом освещении, лежа, в движущемся транспорте, слишком длительный просмотр телепрограмм, работа с компьютером, особенно различные игры, использование электронных устройств (смартфоны, планшеты, электронные книги).
  • Возрастные изменения. Чем старше человек, тем выше для него риск появления различных заболеваний глаз, а также снижения остроты зрения. У большинства людей с возрастом развивается так называемая пресбиопия, то есть возрастная дальнозоркость. Именно поэтому много немолодых людей свободно ориентируются на улице, но для чтения, просмотра телевидения или выполнения мелких работ вынуждены пользоваться очками.

Классификация нарушений зрения не всегда имеет четкие границы, так как некоторые проблемы могут быть взаимосвязанными или же вытекать одна из другой.

Иногда у человека могут проявляться симптомы стремительного ухудшения зрения. Это может свидетельствовать об очень опасных повреждениях в организме, например, об отравлении метанолом. При этом есть риск не только необратимого повреждения зрения или полной слепоты, но и летального исхода. При появлении угрожающих симптомов необходимо срочное обращение за медицинской помощью, вызов «скорой помощи».

При нарушении зрения люди часто жалуются на то, что они не могут сфокусировать взгляд на очертаниях предметов. Чаще всего это говорит о наличии специфической проблемы с формированием двух фокусов, которое называется астигматизм. Она сопровождает множество дефектов зрения, может встречаться и при дальнозоркости, и при близорукости. Расфокусированное изображение возникает из-за того, что оптический фокус формируется не на сетчатке, а перед ней. При этом глаз получает не четкий, а расплывчатый сигнал, изображение принимает рассеянный вид, а зрение может сильно ухудшиться.

Одна из самых частых проблем с остротой зрения у современной молодежи - это слишком частое использование компьютера. Если раньше причиной падения зрения было мерцание компьютерного экрана, то сейчас все большее влияние на остроту взгляда оказывает переутомление - множество людей, в основном детей и подростков, часами не отходят от компьютеров. Однообразные действия и фиксация взгляда на экране, замедление моргания и высыхание слизистых оболочек глаз зачастую становятся причинами того, что зрение начинает постепенно ухудшаться.

Виды проблем со зрением

Плохое зрение - проблема серьезная, она должна беспокоить не только тем, что человек не может рассмотреть какие-то детали, а еще и тем, что может сказываться на состоянии других органов. Длительное утомление глаз влечет за собой головные боли, спазмы сосудов головного мозга, головокружение, склонность к обморокам, мигрени и множество других крайне опасных и неприятных состояний и заболеваний. Если ухудшается зрение, необходимо обязательно искать причину того, почему появляются зрительные искажения, и лечить их. Это поможет не только предотвратить снижение остроты зрения, но и выявить некоторые другие заболевания.

Классификация существующих нарушений зрения в разных странах различается, но в основном проводится деление по степени остроты зрения глаза, видящего лучше:

  • Почти норма - 20/30 - 20/60.
  • Умеренное нарушение зрения - 20/70 - 20/160.
  • Тяжелая форма падения зрения - 20/200 - 20/400.
  • Глубокая потеря зрения - 20/500 - 20/1000.
  • Почти полная слепота - свыше 20/1000.
  • Полная слепота - отсутствие восприимчивости к свету.

Важно также учитывать возможную потерю периферического зрения.

Виды нарушения зрения также накладывают свой отпечаток на проблему определения причины такого состояния, так как может иметься сочетание сразу нескольких факторов, например, наличие такого врожденного дефекта строения глаза, как , травмы, приведшей к снижению остроты зрения, а также заболевания органов зрения. Чтобы «докопаться» до причин, почему произошло помутнение зрения, придется пройти немало различных обследований и сдать много анализов.

К наиболее часто встречающимся проблемам относится аметропия глаза. Это понятие включает в себя и дальнозоркость. У огромного количества населения планеты наблюдаются различные формы и степени аметропии. Идеальное зрение - большая редкость, чаще всего встречается зрение около 0 5, то есть минимальное отклонение от нормы. Врачи считают, что оптика до 1 не нуждается в коррекции, то есть в ношении очков или контактных линз, иначе может развиться амблиопия, или « ». При нем глаз, функции которого частично компенсируют очки, начинает «лениться» работать и зрение продолжает падать.

Распространенные виды нарушений зрения дополняются огромным списком болезней. Иногда временная потеря зрения бывает связана с травмой. Например, при обмороке зрение восстанавливается не сразу, больной сначала начинает слышать, и только потом к нему возвращается возможность видеть. При ряде заболеваний появляется только нарушение сумеречного зрения, то есть восприятие снижается по мере уменьшения контрастности окружающих предметов.

Несколько особняком стоит потеря зрения при сахарном диабете, или диабетическая ретинопатия. Это заболевание развивается постепенно и со временем может привести к полной слепоте, поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить диабет. В группы риска попадают люди с отягощенной наследственностью и имеющие лишний вес, ожирение, даже если они пока что не имеют жалоб на зрение.

Причинами ухудшения зрения, иногда катастрофического, могут быть и разнообразные болезни, например, или помутнение хрусталика глаза, и . Последнее заболевание неизлечимо и постепенно вызывает сильное снижение остроты зрения. Его развитие можно лишь притормозить специальными каплями и особыми методиками. Катаракту сейчас успешно оперируют, заменяя хрусталик на искусственный и возвращая людям возможность хорошо видеть.

В последние десятилетия одной из наиболее распространенных причин ухудшения зрения стал компьютерный синдром. На начальных стадиях он вызывает сильное пересыхание слизистых оболочек глаз, которое успешно корректируется специальными каплями. Вызывается это состояние излучением компьютерного экрана и рефлекторным замедлением мигания. При этом глаза не получают достаточного количества влаги и страдают от этого. Появляется ощущение «песка в глазах», резь и болезненность. Со временем при большом объеме компьютерного времяпровождения зрение слабеет из-за постоянных перегрузок. В начале процесса падение можно предотвратить, если начать давать глазам отдых, дозировать работу с компьютером, почаще от него отвлекаться и использовать специальные глазные капли.

Плохое зрение как социальная проблема

Нарушение зрения постепенно перестает быть частной проблемой и выходит на уровень государственный. Из-за людей со слабым зрением случаются аварии на транспорте и на производстве, слабое зрение грозит ошибками при сложных и важных операциях и действиях, слабовидящие люди подвергаются намного большему риску, чем граждане с хорошим зрением. Особенно страдают дети - они лишаются возможности заниматься активными видами спорта, связанными с напряжением, сотрясениями или подъемом тяжестей.

У психологически неустойчивых личностей, к которым относятся и подростки, и старики, снижение зрения с высоким риском полной или частичной его потери зачастую приводит к появлению серьезных расстройств психики вплоть до стремления к самоубийству. Государство должно предпринимать меры для того, чтобы снижение остроты зрения из-за болезни или травмы можно было лечить, а для работы с такими больными привлекать не только опытных офтальмологов, но и хороших психологов, а иногда и психиатров.

А вот оказать влияние на компьютерный синдром под силу самому человеку. Родители должны следить, чтобы ребенок не проводил у компьютерного экрана более двух часов в сутки, не сидел в темноте с выключенным светом. Взрослые, в силу рода деятельности постоянно нагружающие глаза, также могут уменьшить влияние компьютера на зрение. Для этого можно носить специальные очки, пользоваться витаминными каплями и «искусственной слезой», а также почаще отрывать взгляд от экрана, меняя фокус зрения. Тогда слова «Не могу рассмотреть, что написано» не станут для вас неприятным и болезненным открытием, а хорошее зрение удастся сохранить до старости.

Оптическая система глаза человека состоит из различных элементов, которые преломляют световые лучи, после прохождения по различным средам отклоняющиеся от своей траектории, и механизмов, отвечающих за надлежащую фокусировку изображений на сетчатке: когда эти механизмы перестают функционировать должным образом, появляются проблемы со зрением.


Для четкого восприятия предмета необходимо, чтобы его изображение формировалось на сетчатке, иначе человек будет видеть предмет нечетко. В оптическую систему глаза входят прежде всего роговица и хрусталик, по своей природе приспособленные для созерцания далеко расположенных предметов. Для того чтобы рассмотреть предмет, находящийся далее чем в пяти метрах от глаза, хрусталик должен принять сплющенную форму - тогда лучи света, исходящие от далеко расположенных предметов, попадут в его фокус и на сетчатке появится их четкое изображение. При рассматривании предметов, расположенных ближе, если форма хрусталика не изменится, изображение на сетчатке будет расплывчатым. Этого не происходит, поскольку глаз располагает механизмом аккомодации хрусталика, суть которого такова: когда человек смотрит на близкий предмет, цилиарная мышца сокращается и хрусталик меняет свою форму, становится выпуклым - световые лучи, исходящие от предмета, фокусируются на сетчатке.


Близорукость - это дефект зрительной рефракции (преломления), из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных далеко, фокусируются перед сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко. Это происходит потому, что глазное яблоко имеет больший диаметр, чем в нормальном состоянии. Близорукость можно легко корректировать, используя вогнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, - они увеличивают фокус глаза, благодаря чему изображение дальних предметов попадает точно на сетчатку. Также сегодня для коррекции зрения можно прибегнуть к хирургическим методам: с помощью лазера изменить кривизну роговицы, а с ней и способность к преломлению лучей хрусталиком.


Дальнозоркость - это дефект зрительной рефракции, из-за которого лучи света, исходящие от предметов, расположенных близко, фокусируются за сетчаткой и как следствие человек видит их нечетко. Это происходит потому, что глазное яблоко человека имеет меньший диаметр, чем в нормальном состоянии. Дальнозоркость можно легко корректировать, используя выгнутые оптические линзы или нося очки с такими линзами, - они уменьшают фокус глаза, благодаря чему изображение близких предметов попадает точно на сетчатку.


Астигматизм - это нарушение зрения, происходящее из-за нарушения кривизны роговицы и провоцирующее появление
искаженного изображения предметов на сетчатке. Здоровая роговица имеет полусферическую форму, и кривизна всех ее меридианов практически одинакова: световые лучи, пересекающие роговицу, собираются в одной плоскости и позволяют получать четкое изображение и форму предмета. При астигматизме, когда кривизна роговицы по меридианам неодинакова и нарушена осевая симметрия, световые лучи, проникая через роговицу, проецируются в разных плоскостях на сетчатке, - это является причиной того, что человек видит предметы искаженно. Астигматизм корректируется с помощью цилиндрических линз, которые отклоняют в сторону световые лучи на нужной оси, тогда как на другие они не влияют.

Состояние глаза и сама способность видеть могут ухудшиться вследствие самых различных причин. Ухудшение зрения и заболевания глазного яблока могут иметь разные степени тяжести и последствия; некоторые из них встречаются часто, другие очень редко, но все их объединяет одно; из-за болезней глазного яблока наше зрение ухудшается и мы получаем меньше информации из окружающего мира.


Это нарушение заключается в утрате параллельности глазных осей, благодаря которой глаза направлены на один объект, то есть одна глазная ось постоянно отклонена от другой. Проблема заключается в парализации или отсутствии координации внешних мышц глаза, которые отвечают за его движения и позволяют мозгу получать дополняющие образы от обоих глаз. Последствия косоглазия зависят от возраста, в котором оно появилось у человека. Когда косоглазие появляется в зрелом возрасте, из-за него возникает двойное зрение, поскольку в каждом глазу формируется различный образ и мозг не может слить их в одно изображение. Когда косоглазие появляется в детстве, из-за него не развивается двойное зрение, поскольку механизм, позволяющий мозгу объединять изображения двух глаз, еще не сформировался, он формируется в течение первых лет жизни: если мозг получает два совсем разных образа, он «устраняет» один из образов и интерпретирует сигнал, идущий лишь от одного глаза. Вначале два глаза имеют способность к восприятию окружающего мира, но со временем, если косоглазие не лечить, отклоняющийся глаз теряет свою способность к восприятию окружающих объектов, то есть к зрению вообще.

Подвижность каждого глаза зависит от шести глазодвигательных мышц, находящихся в глазном яблоке. Чтобы два глазных яблока двигались в одном направлении, у глазодвигательных мышц должна быть отличная координация. Например, для боковых движений глазами нужно, чтобы внутренние латеральные прямые мышцы напряглись, а наружные расслабились, а затем наоборот.


Чтобы решить проблему косоглазия, нужно «тренировать» слабые глазодвигательные мышцы: такое лечение, называемое ортотопическим, во многих случаях позволяет достичь параллельности двух глазных осей.


Это врожденное нарушение цветового зрения, характеризующееся неспособностью различать определенные цвета. Фоторецепторы, чувствительные к цветам, - колбочки, разделяются на три типа, каждый из которых способен различать только один основной цвет: красный, зеленый или синий. У здорового человека одновременная и частичная стимуляция трех видов колбочек позволяет различать широкий цветовой спектр. При дальтонизме у человека полностью отсутствует один из видов колбочек, именно поэтому он не может различать цвета, к которым чувствительны отсутствующие колбочки. Зачастую дальтоники не могут отличить красный цвет от зеленого. Для выявления этого отклонения используются карточки с разноцветными точками на них: точки одного цвета составляют буквы или цифры - люди с нормальным зрением могут различить символы на карточках, тогда как для дальтоников они остаются незамеченными, поскольку они путают цвета и ошибочно их интерпретируют.


Катаракта - это помутнение хрусталика с последующей потерей прозрачности, присущей хрусталику здорового глаза; ее проявления - уменьшение остроты зрения вследствие возникновения и расширения затемненной зоны. Любое ухудшение состояния составляющих хрусталика может спровоцировать образование затемненной зоны, которая может появиться в центральной части (ядерная катаракта) хрусталика или в периферической (корковая катаракта), что отразится на зрении. Иногда катаракты бывают врожденными, но в подавляющем большинстве случаев это возрастное заболевание, развивающееся вследствие трансформаций, происходящих с хрусталиком по прошествии лет; основная причина этого - утрата хрусталиком водянистого содержимого и уплотнение тканей. Единственным способом лечения является хирургическое вмешательство.

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения - способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице - 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии пяти метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют следующие группы детей с нарушением зрения:

1. слепые - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции - очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

1.абсолютно, или тотально, слепые - дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2.частично слепые - дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

2. слабовидящие - дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют две категории детей:

1.слепорожденные - дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

2.ослепшие - дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствиями внешних и внутренних повреждающих факторов. В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут быть: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты, отдельные формы патологии сетчатки. Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.

3.2 Особенности развития детей с нарушениями зрения

Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где этот дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Систематизация, классификация, группировка материала, так же как и создание условий его четкого восприятия, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и в процессе формирования речь включается в иную систему связей, чем у зрячих. Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфической человеческой деятельности - общения, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона, появляется «формализм», накапливается большое количество слов, не связанных с конкретным содержанием. Предметные совместные действия с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулируют соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - являются условием лучшего познания внешнего мира в процессе активного оперирования с предметами.

Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Компенсация последствий глубоких нарушений зрения участием речи наиболее четко проявляется в чувственном познании, поскольку она уточняет, корригирует и направляет протекание процессов чувственного познания, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительности ее у слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции их речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

Необходимыми условиями своевременного выявления любой патологии развития, включая нарушение зрительной функции, являются тщательное наблюдение за ребенком с самого его рождения и хорошее знание нормативных сроков становления основных показателей психического развития. При наблюдении за динамикой психического развития ребенка необходимо адаптировать тестовый материал к сниженным возможностям зрительного восприятия у детей с нарушением зрительной функции. Предъявляемый материал должен иметь большую контрастность, лучшую освещенность, большие угловые размеры.

Для того чтобы эффективно использовать остаточное зрение в процессе обучения, необходимо осуществлять предварительное исследование способностей слепого по крайней мере в трех направлениях, таких, как:

1.клиническое ассистирование и клиническая помощь;

2.самоанализ, самоотчет, самоконтроль и самонаблюдение;

3.обследование актуального, действительного функционирования зрения в реальных условиях школьного обучения.

В ходе офтальмологической консультации должны определяться не только заболевание, острота центрального и периферического зрения и его категория, но и показания к использованию линз, очков, дозировка физической нагрузки или противопоказания к ней и т. д.

Существуют разные формы компенсации слепоты:

1) органическая, или внутрисистемная, компенсация, при которой перестройка функций осуществляется за счет использования механизмов данной функциональной системы;

2) межсистемная, основанная на мобилизации резервных возможностей, находящихся за пределами нарушенной функциональной системы, на установлении и формировании новых анализаторных нервных связей с использованием обходных путей, включением сложных механизмов адаптации и восстановления вторично нарушенных функций.

Создан комплекс специальных коррекционных занятий, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой, практической деятельности, имеющих целью компенсацию нарушенных или полностью утерянных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии. Механизм компенсации: в сенсорный акт познания включаются высшие познавательные процессы, используется прошлый опыт, большая роль принадлежит предметно-практической деятельности.

Непременным условием всех работ по развитию зрительного восприятия является создание комфортных, гигиенических и эргономических условий для работы слепого с остаточным зрением.