Главная · Молочные зубы · Отличие чувств от эмоций кратко. Что такое, и какие бывают чувства и эмоции: определение, названия. отличия чувств от эмоций

Отличие чувств от эмоций кратко. Что такое, и какие бывают чувства и эмоции: определение, названия. отличия чувств от эмоций

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, являясь отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

«Я его люблю до безумия»

«Я ненавижу его каждой клеточкой…»

«Я сейчас слишком устал»

«Она сегодня с утра грустит»

Эмоции и чувства достаточно близкие понятия, но тем не менее необходимо отличать их. Порой мы можем спросить: «Что ты сейчас чувствуешь?» Казалось бы, спрашиваем про чувство, а имеем в виду эмоции. И подобный вопрос может поставить в тупик.

Не сложно, конечно, понять, что любовь и ненависть — это чувства, а злость и радость — это эмоции. Но эмоций и чувств такое многообразие, что порой становится сложно определить, что есть что. Поэтому эмоции и чувства, хотя бы базовые, нужно знать и уметь отличать.

Так в чем отличие чувства от эмоции?

В отличие от эмоции чувство привязано к объекту: оно возникает по отношению к кому или чему-либо, а не к ситуации в целом. Эмоция же не имеет объектной привязки: она возникает не по отношению к кому или чему-либо, а по отношению к ситуации в целом. Например,

«Я боюсь этого человека» — это чувство

«Мне страшно» — это эмоция.

Эмоции кратковременны, ситуативны, а чувства более стабильны.

Эмоции очевидны, ярко проявляются, мы можем определить их по лицу, интонации, жесту, положению тела и даже по молчанию… Чувства же более скрыты, глубинны, о них можно лишь догадываться.

Читаем по лицу…

Эмоции определяют качество нашей жизни. Мы проявляем свои эмоции на работе, при общении с друзьями, в наших контактах с родственниками и в наших скрытых от посторонних глаз отношениях с собой и близкими нам людьми. Эмоции могут спасти нам жизнь, но они могут и причинить нам серьезный вред. Под их влиянием мы можем выполнять действия, которые будут казаться нам обоснованными и уместными, но под их влиянием мы можем совершать и такие поступки, о которых будем впоследствии горько сожалеть.

Ощущаете ли вы свои эмоции так же, как и другие люди? Вызывают ли у вас гнев, страх или печаль те ситуации, которые, по–видимому, оставляют равнодушными других людей, и можете ли вы что–то сделать со своими эмоциями?

Представьте такую ситуацию: Ваш ребенок полез на дерево, Вы делаете замечание ему и просите слезть вниз, не потому что Вам так хочется, а потому что Вы знаете о возможных последствиях; но ребенок даже и не думает слушаться Вас; Вы начинаете злиться. Что скрывается под Вашей злостью? Страх за ребенка. Да, эмоции бывают первичными и вторичными. В данном случае страх — это первичная эмоция.

А как же порой хочется прочитать человека изнутри, понять, что думает наш собеседник, независимо от того, что он сейчас говорит. Конечно, для того чтобы изучить психологию эмоций потребуются года. Но зная базовые эмоции, можно научиться понимать эмоции людей на бытовом уровне: на работе, в общении с детьми и друзьями… А также разобраться в своих эмоциях и уметь их корректировать.

Согласно классификации Пола Экмана, базовых эмоций семь. Рассмотрим как выглядит каждая.

1. Удивление

Удивление - это самая краткая из всех эмоций, длящаяся не более нескольких секунд. Удивление мгновенно проходит, как только мы осознаем происходящее, и затем превращается в страх, радость, облегчение, гнев, отвращение и т. д. в зависимости от того, что нас удивило, или же после удивления может не наблюдаться никаких эмоций.

Брови подняты, изогнуты дугообразно, на лбу горизонтальная морщинка, веки открыты, над радужной оболочкой можно видеть белок глаз; нижняя челюсть опускается так, что губы и зубы размыкаются, рот находится в не напряженном состоянии.

2. Страх

Когда мы чувствуем страх любого типа, когда мы осознаем, что чем–то напуганы, то нам в течение определенного времени трудно испытывать какое–то другое чувство или думать о чем–то другом. Наш разум и наше внимание сосредоточены на угрозе. Когда возникает немедленная угроза, мы фокусируемся на ней до тех пор, пока не добиваемся ее устранения.

Брови приподняты и слегка сведены, морщины только в центральной части лба, верхние веки приподнимаются, обнажая склеру, а нижние веки напряжены и приподняты вверх; рот открыт, губы напряжены и оттянуты назад.

3. Отвращение

Не только вкусы, запахи, прикосновения, зрительные образы или звуки способны вызвать отвращение, но и действия и наружность людей или даже их идеи.

Верхняя губа приподнята, нижняя приподнята и придвинута к верхней или же опущена и слегка выдвинута вперед; нос сморщен, щеки приподняты, брови опущены.




4.Гнев

Наиболее действенным способом вызвать гнев у детей является физическое вмешательство посредством удерживания рук ребенка таким образом, чтобы он не мог ими свободно пользоваться.

Брови опущены и сведены, между бровями появляются вертикальные морщины, нижние и верхние веки напряжены, глаза глядят пристально и могут быть слегка выкачены наружу; губы могут находиться в двух состояниях: 1) плотно сжаты, уголки прямые или опущены, 2) губы раздвинуты, образуя прямоугольный рот и напряжены, как при крике; ноздри раскрыты.

5. Печаль

Печаль могут вызвать разные виды потерь и утрат: потеря друга или возлюбленной; потеря самоуважения вследствие невозможности достичь поставленной карьерной цели; потеря части тела или утрата определенной функции по причине несчастного случая или болезни, а для некоторых людей - и потеря ценного для них предмета.

Внутренние уголки бровей приподняты, участки под бровями похожи на треугольники, опирающиеся на основание; уголки рта опущены, или губы дрожат.

6. Радость

Радость — это положительное эмоциональное состояние, характеризуется чувством уверенности и значимости, чувством, что ты любишь и тебя любят. Уверенность и личная значимость, приобретаемые в радости, дают человеку ощущение способности преодолеть трудности и наслаждаться жизнью. Радость сопровождается кратковременной самоудовлетворением, удовлетворенностью окружением и всем миром.

Присутствуют носогубные складки, гусиные лапки у глаз, морщины на лбу.

Но несмотря на эти описания, нужно помнить, что одновременно могут проявляться признаки двух эмоций.

Как уже было написано выше, нужно уметь различать эмоции. И необходимо научить ребенка различать их, уметь называть свои чувства.

Распечатайте изображения эмоций , изучите с ребенком названия и как выглядит та или иная эмоция. Поиграйте: изобразите с ребенком эмоции; пусть один показывает эмоцию, а другой отгадает и попробует повторить изобразить ее. Вашему малышу такая игра очень понравится, ему будет весело, и в такой обстановке он легче запомнит и сможет отличать эмоции в дальнейшем.

Статья содержит информацию из открытых источников

Каждый из нас прекрасно знает, что такое эмоции, ведь они возникают спонтанно и сопровождают нас с самого рождения. Но если поставить прямой вопрос о том, что же это такое, и попросить описать какую-то конкретную эмоцию, то обычно люди испытывают большие затруднения. Еще более сложно дело обстоит с чувствами. Их определение для большинства людей является почти непосильной задачей: невозможно подобрать нужные слова для описания и назвать причину их возникновения. Те ощущения и переживания, которые сопровождают чувства человека, почти не поддаются обычному описанию.

Швейцарский психолог Э. Клапаред в далеком 1928 году назвал эмоциональную сферу психики человека наиболее запутанной и сложной для изучения. Наиболее противоречивым вопросом в психологии всегда являлось определение и разделение понятия об эмоциях и чувствах. Разные точки зрения на происхождение и точное определение эмоциональных явлений породили в психологии много споров о том, чем отличаются чувства от эмоций и существует ли между этими понятиями тесная связь.

Исследование эмоциональной сферы:

Эмоции и чувства являются тесно связанными частями сложной эмоциональной сферы человека. Однако соотношение этих понятий в психологии до сих пор является открытым вопросом, на который существует много различных ответов. В целом, представления об этих понятиях можно условно разделить на четыре группы, исходя из научных взглядов разных психологов:

Отождествление чувств и эмоций, одинаковое определение этих понятий;
определение чувств как вида эмоций, чувство – одно из многих эмоциональных явлений;
определение чувства как родового понятия, где эмоции являются формой переживания чувств;
разделение их как понятий, между которыми нет прямого соответствия.

Почувствуйте разницу:

В современной психологии наиболее точное определение, которое «проливает свет» на сущность эмоциональной и чувственной сфер, дает возможность увидеть конкретные различия между ними, дал отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Он утверждал, что эмоция носит ситуативный характер, а это значит, что она возникает как оценка конкретной ситуации либо своего поведения в этой ситуации. Чувство же являются стойким эмоциональным отношением к конкретному объекту. Чтобы вы могли лучше понять их определение, проанализируйте приведенные ниже цитаты из художественной литературы.

«В комнате с задёрнутыми шторами я ненавидел весну. Я ненавидел всё, что принесла мне весна, ненавидел тупую боль, которую она вызвала в моём теле. Я никогда и ничего так сильно не мог ненавидеть».

Х. Мураками «Норвежский лес»

«Она была очень хороша, и он знал, что любит её. Она не была прекрасна, как статуя или картина; она была прекрасна, как луг, овеваемый ветром. В ней билась жизнь, та самая жизнь, которая, случайно столкнув две клетки в лоне матери, создала её именно такой».

Э. М. Ремарк «Триумфальная арка»

Как вы уже наверняка поняли, в первом случае речь идет об эмоции: в конкретной ситуации человек ощутил ненависть, которая не «привязана» к конкретному человеку или предмету. Во втором случае человек объясняет глубину своего чувства – любовь к женщине. Исходя из каждой конкретной ситуации, одно и то же понятие может быть как эмоцией, так и чувством. Например, человек может испытывать страх в ситуации угрозы собственной жизни, но также страх может сопровождать человека по отношению к конкретному человеку или деятельности. В первом случае это эмоция, а во втором – устойчивое чувство.

Как они возникают?

Вы уже знаете, что такое чувства и как проявляются эмоции, проанализировали их определение. Но важным вопросом является их происхождение, процесс формирования. Эмоциональный отклик напрямую связан с удовлетворением наших потребностей и сохранением жизненных функций. Все они проявляются ситуативно и спонтанно, а многие присущи каждому человеку с рождения. Например, вы ощущаете чувство голода, желудок посылает в мозг сигнал. Но так сложилось, что вы не можете удовлетворить эту потребность прямо сейчас, поэтому возникает негативная эмоциональная реакция, вы ощущаете голод. Но когда вы покушаете, ваша негативная эмоциональная реакция исчезнет, а ей на смену придет другая.

Чувственные переживания носят совсем другой характер, их происхождение связано с жизненным опытом человека и влиянием окружающей действительности. Они возникают на основе уже сформированных понятий и выражаются с помощью эмоций. Например, для того, чтобы возникла любовь к Родине, нужно овладеть сутью самого этого понятия, а также знать те переживания, которые в целом связывают с этим понятием. Очевидно, что осмысление чувств связано с глубоким анализом и оценкой происходящего. В связи с этим их также часто называют высшими или вторичными эмоциями, что объясняется их формированием на основе более простых эмоциональных реакций.

Осознать эмоции довольно просто, человек почти всегда может объяснить, почему он испытывает конкретную эмоцию. Но если спросить, почему он любит кого-то, то в лучшем случае можно услышать лишь неточные и запутанные объяснения без конкретики. Чувства носят устойчивый характер, а некоторые из них даже могут сопровождать человека всю его жизнь. При этом эмоции, которые сопровождают это чувство, могут постоянно меняться. Например, мать любит своего ребенка, несмотря на его плохое поведение в некоторых ситуациях, когда она испытывает грусть, обиду, негодование и другие полярные эмоции. Этот пример ясно показывает, что не существует прямого соответствия между этими понятиями: каждая эмоция может выражать различные чувства, в свою очередь каждое чувство может проявляться различными эмоциями.

Как их распознать?

Эмоции распознать довольно просто, они выражаются в жестах, мимике, интонации и тоне голоса, а также в манере разговора. Чувства обычно проще выразить обычными фразами: «Я его люблю», «Я этого боюсь». Человек может осознанно не проявлять эмоционального отклика, скрывая, таким образом, от других людей свои чувства. Но далеко не каждый из нас умеет контролировать эмоции, которые находят свое проявление через невербальные «каналы» и стают заметны для окружающих.

В ходе социального развития человечества, невербальные проявления обобщились и могут комплексно выражать конкретные чувственные ощущения. Научившись распознавать невербальные сигналы в общении, каждый человек способен определять не только конкретные эмоции собеседника, а часто и сложные чувства. Но не следует забывать, что чувства у каждого человека могут выражаться с помощью различных эмоций, часто очень противоречивых.

Подведем итоги:

Вы узнали много новой информации о сложном и противоречивом эмоциональном мире человека. Для того чтобы новые знания усвоились лучше, заняли свое место в вашем опыте и помогли развиваться дальше, сделаем конкретные выводы о главных различиях между эмоциональным миром и чувственным восприятием человека:

ЭМОЦИИ:

Проявляются в конкретной ситуации, отображая его отношение к ней, к своему поведению или к поведению других людей. Они не привязаны к конкретному человеку или объекту

Являются врожденными, проявляются как спонтанная реакция на раздражитель

Причина возникновения эмоций осознается

Довольно кратковременны, на смену одной быстро приходит другая

Одна и та же эмоция может иллюстрировать разные чувства, а они, в свою очередь, у каждого конкретного человека могут проявляться с помощью разных эмоций

ЧУВСТВА:

Возникают на основе более простых эмоций, поэтому часто их называют высшими.

Формируются в процессе социализации и приобретения личного жизненного опыта

Происхождение чувства и его полноту вербально объяснить сложно

Актуальные на протяжении длительного, часто неопределенного, периода времени

Не меняются в зависимости от контекста ситуации, а эмоции всегда привязаны к конкретным обстоятельствам.

Мне сложно разобраться в своих чувствах - фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают - и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Что такое чувства? Самое простое определение: чувства - это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) - особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.

Чем чувства отличаются от эмоций

Ощущения - это наши переживания , которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель - рецептор - ощущение.

В эмоции и чувства вмешивается наше сознание - наши мысли, установки, наше мышление. На эмоции влияют наши мысли. И наоборот - эмоции влияют на наши мысли. Помните, что мы в ответе за свои чувства, от нас зависит какими они будут. Это важно.

Фундаментальные эмоции

Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда. Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние. Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь - к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2. Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций , взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Ещё стыд возникает после совершённого поступка, когда человек поступает в разрез со своей Со-Вестью.

10. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

Всем очередной недвусмысленный привет от Саши Богдановой!

Хочу помучить вас вопросом-головоломкой: чем отличаются чувства от эмоций? Не каждый способен отличить одно от другого, ведь эти понятия тесно переплетены друг с другом.

Но все же это не одно и то же, чем отличается первое от второго, второе – от первого, и какова их сумма – это мы выясним прямо сейчас.

Вы спросите: почему я задалась таким вопросом? Все просто – на протяжении всей нашей жизни нам приходится взаимодействовать с другими людьми, а также узнавать и изучать себя. Да-да! Мы сами – есть великая загадка не только для окружающих, но и для самих себя.

Умение находить различия эмоций и чувств позволит вам быстро определить сущность человека: это его скверный характер или просто плохое настроение, этот человек мизантроп или он просто не в духе и хочет побыть наедине.

Чтобы вам не приходилось запоминать целый список из эмоций и чувств, я придумала такую «шпаргалку»: чувства – это то, что наполняет нас длительное время, эмоции – подобно вспышке, вспыхивают на короткое время.

Для более детального представления приведу вам примеры:

  1. Симпатия к определенному человеку, любовь к кому-либо или чему-либо – это чувства. Они длятся довольно продолжительное время (не путать с ситуациями, когда люди влюбляются каждые две недели в новых своих «возлюбленных» – тут уже клинический случай, как говорится).
    – пример отрицательных чувств, от которой, кстати, желательно избавиться при ее наличии.
  2. Злость, радость, восхищение – это эмоции, потому как они носят временный характер, то их легко отличить от чувств.

В некотором роде можно провести между этими двумя явлениями своеобразную аналогию: эмоции – это кратковременные чувства, а чувства – это длительные эмоции.

Однако, сразу отмечу, что эти сравнения довольно шаткие, потому как одновременно между эмоциями и чувствами как тонкая грань, так и большая пропасть.


Вот заморочила я вам тут головы, давайте-ка ненадолго отвлечемся от глубин философии. Чтобы вы понимали – нет никакой необходимости видеть различия между чувствами и эмоциями, если вы не способны применить свои знания на практике.

Плоды умения различать чувства и эмоции

Так уж сложилось, что в психологии нет мелочей – каждая деталь имеет колоссальное значение. Все мы живем в обществе и общение с другими людьми жизненно важно для каждого.

Даже, если вы заядлый мизантроп и стараетесь максимально избегать общения с окружающими, то вам так же будет полезно содержать в собственном арсенале хотя бы некоторые знания по психологии.

Дело в том, что зачастую общение может носить вовсе не приятельский характер – работа, разного рода сделки, деловые просьбы, купля-продажа чего-либо – и в эти моменты умение уловить настроение своего собеседника может принести очень ценные плоды.

Представьте себе, что вы способны различить в человеке плохое и хорошее настроение, даже если он это старательно скрывает. А потому время для совершения сделки выберете наиболее благополучным – в тот момент, когда ваш оппонент пребывает в наилучшем настроении, а это, в свою очередь, существенно повышает шансы на благоприятный исход сделки.


Такая «супер-способность» найдет свое применение и в быту, и в отношениях (со своей второй половинкой или друзьями), и в делах семейных – вы не будете докучать своим близким в момент, когда они не в духе или, напротив, «подхватите волну», когда они на позитиве.

Порой мне кажется, что если бы наши близкие могли различать наши настроения, уметь читать эмоции, то мы бы жили с девизом: «И танки наши быстры, и кукушки – целы!».

Список чувств и эмоций – миф или реальность?

В действительности списка чувств и эмоций как такового не существует ни в психологии, ни в физиологии, потому как их огромное количество.

Все это разнообразие попросту сложно перечислить, не то что бы держать в голове. Хотя некоторые и создают подобие этого списка, включая в него все чувства и эмоции, что им известны.

К тому же тот , что эмоции бывают как врожденные, так и приобретенные, вовсе исключает возможность создания подобного списка. Дело в том, что приобретенные эмоции либо эволюционируют из врожденных, либо заимствуются человеком из окружения (даже из ТВ и киноиндустрии).

Таким образом, общество буквально «изобретает» новые эмоции с течением времени.


К тому же все мы прекрасно слышали о бесчувственных и неэмоциональных людях, коих клеймят странными и не от мира сего.

Но это значит, что такие люди всего лишь не испытывают определенную гамму эмоций при определенном явлении – нет, они не с прибабахом и не эгоисты вовсе.

Я же считаю, что создание полного перечня эмоций и чувств не столь интересно, как изучение этих явлений. Да и вообще психология – довольно «вкусная» дисциплина, которая позволит вам по-новому взглянуть на вещи, на мир, на людей.

Интересуйтесь психологией, а я вам в этом помогу – ваша Саша Богданова. Жду ваших мнений в комментариях, делитесь ссылками с друзьями и близкими.

Голод, любовь, гнев, бессилие, уверенность в себе, чувство юмора… Каждый человек испытывает эти чувства. Или эмоции? Тонкая грань между этими двумя понятиями едва различима, но всё-таки есть. Отчасти путаница возникла оттого, что изначально многие психологи рассматривали эмоции как широкое понятие, включающее в себя и сами эмоции, и чувства, а также аффекты, стресс и настроение. Но мы будем рассматривать эмоции и чувства как эмоциональные процессы. И попробуем разобраться, есть ли между ними отличия, и какие.

Механизм возникновения

Эмоции – это оценочная реакция человека на определённые (возможные или существующие) ситуации. Эмоции направлены на сохранение жизненных функций, связаны с нашими потребностями и их удовлетворением или неудовлетворением. Схему можно объяснить на простом примере: если вы голодны, желудок посылает сигналы мозгу, но в данный момент удовлетворить потребность в пище вы не можете, в мозгу созревает эмоциональная реакция, и вы испытываете голод. Допустим, голод мы удовлетворили, значит, эмоция сменится. Таким образом, делаем вывод, что эмоции ситуативны. Некоторые человеческие эмоции являются врождёнными, к ним относятся те, которые связаны с удовлетворением биологических потребностей. А есть ли приобретённые эмоции? Вот как раз их мы и называем чувствами. На чувства влияет наш жизненный опыт и окружающая действительность. Они связаны с ассоциациями человека с определёнными предметами, ситуациями или людьми. Чувства ещё называют высшими эмоциями, а также вторичными, так как они формируются на основе простых эмоций.

Эмоция вполне осознанна. Чаще всего мы можем объяснить, почему испытываем ту или иную эмоцию, а вот описать словами, почему мы испытываем чувство, очень тяжело. Если человека спрашивают, почему он любит другого человека, он пускается в путанные и пространственные объяснения, и не может дать конкретный ответ. Чувства носят постоянный характер, некоторые могут сопровождать человека всю жизнь, но при этом вызывать разные эмоции в разных ситуациях. Например, в определённой ситуации любимый человек может вызвать раздражение или гнев, но даже это не убьёт чувство любви.

Способы выражения

Эмоции выражаются очень просто. Их отражение мы находим в мимике людей, жестах, манере разговаривать. Чувства мы чаще выражаем словами: «я тебя люблю», «я ненавижу лук» и т.п. Некоторые чувства мы скрываем, но они всё равно могут проявиться через определённые эмоции. Незаметно для нас, но вполне явно для окружающих. А всё дело в том, что человеческий опыт обобщил определённые мимические проявления, сделав их устойчивыми для выражения чувств. Например, когда мы удивляемся, мы приподнимаем брови, или есть такое устойчивое выражение «открыть рот от удивления». Легче всего отследить проявление эмоций у детей. Они ещё не научились скрывать свои чувства, отчего любое их проявление читается на лице. Со взрослыми всё несколько сложнее, умение скрывать свои чувства привело к тому, что появилось целое направление по изучению жестов, лиц, мимики. Это направление получило название физиогномика.

отличия чувств от эмоций:

    Эмоции ситуативны, чувства привязаны к определённому человеку или предмету.

    Приобретённые эмоции мы называем чувствами.

    Чувства формируются на основе простых эмоций.

    Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело.

    Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.

    Чувства выражаются через эмоции.

    Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет.

    Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации.

Кем впервые было определено, сколько чувств у человека

Наши органы чувств впервые описал Аристотель. Выдающийся философ, правда, допустил оплошность, решив, что думаем мы сердцем. Но сами чувства человека он передал правильно: это слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Однако современная наука открыла еще четыре ощущения, кроме пяти, перечисленных античным мыслителем. Это термоцепция - восприятие нашим организмом холодаили тепла. Она отличается от осязания, ведь мы не прикасаемся ни к каким предметам, чтобы понять, холодно или жарко.Во внутреннем ухе человека есть наполненные жидкостью полости, которые отвечают за эквибриоцепцию - чувство равновесия. Есть еще одно ощущение - осознание тела. Его еще называют проприоцепцией. Оно близко к предыдущему чувству. Оно отвечает за то, что мы даже с закрытыми глазами знаем, в каком положении находятся части нашего тела. И наконец, ноцицепция, ощущение боли.

Мозг и чувства человека: есть ли взаимосвязь

Как было ошибочным считать, будто орган нашей мыслительной деятельности - сердце (представляющее собой насос для прокачивания крови), так заблуждением является и гипотеза, будто все наши чувства коренятся исключительно в мозгу. Глаз воспринимает зрительные объекты, ушная раковина улавливает звуковые волны, рецепторы на языке, в носу и коже воспринимают соответственно вкус, запах и тактильные ощущения. А как же боль? Ведь наш мозг фактически лишен всяческих рецепторов, которые могут ее ощущать. Но вот в чем парадокс: все органы чувств - глаза, уши, кожа и так далее - передают сигналы в наш главный жизненный орган. Он всё анализирует. Можно сказать, что это мозг пропускает все чувства человека через себя. Этот орган из множества шумов слышит звуки, видит объекты из массы разнообразных цветовых пятен и определяет, холодно/горячо, что болит и согнута ли наша нога в колене.

Ощущения и чувства человека


Все описанное выше можно назвать чувствами лишь в бытовом применении. На самом деле, это ощущения. А вот если они окрашиваются эмоциями (нежное прикосновение, цветочный аромат, ужасный холод, приятное тепло), тогда эти ощущения близки к сфере чувств. Нужны ли они человеку? Замечено, что в состоянии длительного покоя, без переживаний, мы начинаем испытывать так называемый «эмоциональный голод». Его мы и стараемся утолить, как можем: читаем или смотрим триллеры, прыгаем с тарзанки, сменяем скуку городской квартиры на волнение путешествия. Эмоции бывают как положительными, так и отрицательными. Это зависит от того, какое именно влияние они оказывают на людей.

Но и эмоции тоже нельзя назвать чувствами в полном смысле этого слова. Они - лишь субъективная реакция на внешние раздражители, порождающие временное переживание (как положительное, так и отрицательное). По накалу и силе эмоции могут быть очень сильными - их называют аффектами. Но в то же время такие переживания очень непродолжительны. Чувства человекаболее длительны по времени. И самое главное их отличие: они имеют не только эмоциональную окраску, а и понятийное отражение. Мы можем рассердиться на своего близкого человека и даже впасть от этого в гнев (аффект злости), но при этом продолжать любить его.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Ф. И. Тютчев (1803-1873), русский поэт

Характеризуя человека, мы часто обращаем внимание на его эмоциональность, эмоциональную впечатлительность. Ведь одни и те же события одних людей оставляют равнодушными, других - слегка взволнуют, а у третьих вызовут сильное переживание (по­думайте, с какими индивидуально-личностными особенностями это связано?).

Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Мир наших чувств богат и разнообразен. Одно явление нас радует, другое пробуждает отвращение; одних людей мы любим, других ненавидим, к третьим проявляем безразличие. Что-то нас может испугать, а что-то огорчить; некоторыми по­ступками мы гордимся, а о некоторых хочется поскорее забыть, поскольку мы их стыдимся. Профессиональная деятельность чело­века также невозможна без переживаний и имеет определенную эмоциональную окраску. Работая, человек выражает свое отноше­ние к работе и ее условиям в форме чувств и эмоций.

Часто чувства и эмоции употребляются как синонимы, но в сущности эти понятия отличаются друг от друга. Важное отличие чувств от эмоций состоит в том, что чувства обладают относи­тельной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают на конкретную ситуацию. Эмоции - это непосредственное, времен­ное переживание какого-нибудь чувства, например чувство люб­ви к спорту. Положительные эмоции будут в этом случае пред­ставлены состоянием восхищения, наслаждения, которое пере­живают болельщики, наблюдая за высококлассной, интересной игрой спортсменов. То же чувство (чувство любви к спорту) может переживаться в форме отрицательных эмоций - возмуще­ния, негодования при плохой игре или несправедливом судей­стве.

В точном переводе на русский язык «эмоция» - это душевное волнение, душевное движение. Эмоции - это явления, которые выражаются в переживании человеком своего отношения к окру­жающей действительности и к самому себе, причем для эмоций характерна субъективность. В науке существуют различные класси­фикации эмоций. Наиболее распространенная - по силе влияния на деятельность человека.


Стенические - силь­ные, тонизирующие; акти­визируют деятельность, по­буждают к поступкам и высказываниям (радость, гнев)

Астенические - Пассивные, угнетают активность, вызывают скованность, мешают при достижении целей (страх, тоска)


Эмоции в зависимости от устойчивости, длительности и силы различают по видам.

1. Настроение - это длительное эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрица­тельными эмоциями, окрашивающее все другие переживания, мысли и действия человека. Настроение накладывает отпечаток на поведение человека, влияет на деятельность и ее результат. Изве­стно, что хорошо и плодотворно работает тот, у кого преобладает бодрое и спокойное настроение. Плохое настроение, напротив, мешает человеку общаться, он смотрит на мир мрачно, его все сердит и раздражает: и погода, и сосед, неосторожно его толк­нувший, и жизнерадостный смех (вспомните, что помогает чело­веку преодолеть плохое настроение?). Поэтому очень важно, осо­бенно в межличностном общении, чтобы человек научился уп­равлять своим настроением. Иногда для улучшения настроения достаточно переключиться на деятельность, которая вызывает воодушевление, которая приятна и интересна. Сильное влияние на настроение оказывает также просмотр любимой телепереда­чи, прослушивание музыки или чтение интересной книги. Не забывайте об улыбке, ведь фон жизнерадостного, положитель­ного настроения помогает легче переживать временные трудно­сти и огорчения.

2. Аффект - это сильное, кратковременное эмоциональное состояние, напоминающее бурю, шквал. Аффект возникает вне­запно, резко, и в этот момент человек как бы теряет самоконтроль, весь отдается переживанию. М.Ю.Лермонтов (1814-1841) в поэме «Мцыри» писал:

Тогда на землю я упал;

И в исступлении рыдал;

И грыз сырую грудь земли, И слезы, слезы потекли В нее горючею рекой...

В аффекте человек «теряет голову» и совершает поступки без анализа и учета обстановки, например, он может отшвырнуть попавшую под руку вещь, сломать ее, хлопнуть по столу. Аффек­ты снижают организованность человека и тем самым отрицатель­но сказываются на его деятельности. Однако было бы ошибкой думать, что аффекты полностью неуправляемы, ведь при жела­нии можно научиться «гасить» аффективную вспышку и не терять власть над собой. Для этого достаточно «с головой» уйти в работу, учебу, хобби или переключиться на какую-нибудь другую дея­тельность. В самом простом варианте , чтобы избежать эмоциональ­ного срыва, прежде чем прореагировать, сосчитайте до десяти.

3. Страсть - это яркое, сильное эмоциональное состояние, направленное на удовлетворение потребностей и захватывающее человека надолго. В той же поэме «Мцыри» об этом говорится так:

Я знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: Она, как черви, во мне жила, Изгрызла душу и сожгла.

Страсть поглощает человека, захватывает его мысли, и все ос­тальное, не связанное с предметом страсти, кажется второсте­пенным, не имеющим значения, упускается из виду и забывается. Например, ученые, страстно увлеченные своей работой, не при­давали значение своему внешнему виду , забывали про сон и еду.

Важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой, поскольку, обладая большой силой и энергией, она по­буждает человека к деятельности. При этом очень важно, на что направлена страсть. По направленности она может быть отрица­тельной и положительной. Страсть к музыке, спорту, науке яв­ляется положительной. Если же страсть заслуживает морального осуждения (страсть к азартным играм, наркотикам, употребле­нию алкогольных напитков), то это отрицательная страсть. Под влиянием отрицательной страсти человек нравственно перерож­дается.

Как известно, человеку свойственно переживание эмоциональ­ного состояния от удовлетворения своих потребностей. В основе чувств человека лежат как материальные, так и более сложные потребности - духовные, которые вызывают особую форму пе­реживаний - высшие чувства. Выделяются следующие виды чувств:

1.Нравственные (моральные) чувства основаны на нравствен­ной оценке человеком своих и чужих поступков и действий в со­ответствии с усвоенными моральными нормами и правилами (доб­ро, справедливость, долг).

2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс познания и творчества. Удивление и любопытство, любознательность и ра­дость открытия, сомнения - все это свидетельство взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов. Яркий хрестома­тийный пример из жизни Архимеда, выскочившего из ванной на улицу с криком «эврика!», иллюстрирует эмоциональную «окрас­ку» творческих и исследовательских видов деятельности.

3. Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, искусстве, в жиз­ни людей. Они обогащают личность, придают ей индивидуальное своеобразие.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства пе­реживаются человеком в деятельности и общении.

О том, что человек испытывает то или иное эмоциональное состояние мы узнаем по выражению его мимики (движение мышц лица) и пантомимики (движение мышц тела). Наиболее ярко эмоциональное состояние человека отражается на его лице (см. разд. 2.6), так как мышцы лица очень подвижны и могут пере­давать самые разнообразные чувства в зависимости от внутренне­го состояния человека. Например, страх выражается в расшире­ние зрачков, в дрожи, бледности; для ужаса характерны широко раскрытые глаза, бледность кожи, дрожащий голос. В состоянии скуки человек кажется усталым, ему нечем заняться, при этом его глаза не блестят, он часто зевает. Радость проявляется в блеске глаз, в покраснении лица. Ведь именно радость мы чаще все­го связываем с успехами, с сбыв­шимися надеждами. С нашими чув­ствами также тесно связано выра­жение рта; если уголки губ опуще­ны вниз, губы сжаты - это верный признак обиды.

Выразительность движений так­же играет важную коммуникатив­ную роль, помогает общению меж­ду людьми и обеспечивает эмоцио­нальный контакт между ними. Как правило, эмоциональные реакции человека, его состояние со­провождаются определенными физиологическими реакциями: изменяется давление крови, частота пульса и дыхания, а также изменяется деятельность сердца; усиливается работа слезных и потовых желез и т. д.

С древних времен человечество установило связь между стра­хом перед раскрытием лжи и некоторыми физиологическими про­цессами в организме. Например, в Древнем Китае подозреваемого в преступлении заставляли в течение допроса жевать сухую рисо­вую муку; если человек не мог ее проглотить, то его признавали виновным. Такая реакция связана с тем, что при ложных показа­ниях у человека уменьшается слюноотделение, что затрудняет процесс глотания.

Характерным признаком физиологических проявлений печали является ее парализующее действие на мышцы произвольного движения. При этом у человека возникает чувство усталости, на­блюдаются замедленные движения. Глаза кажутся большими. Че­ловек постоянно ощущает чувство озноба и холода за счет того, что мышцы расслабляются, сосуды сжимаются и ткани обескров­ливаются. Печального человека можно узнать по его внешнему виду: ходит медленно, руки его болтаются, голос слабый и без­звучный. Вообще, огорчения старят человека и ухудшают его вне­шний вид.

Радость человека сопровождается усилением притока крови к коже, он краснеет, становится «теплее». Радующийся человек же­стикулирует, смеется, поет, находится в хорошем настроении. Радость молодит, делает человека красивее и жизнерадостнее.

Ученые считают, что эмоции являются специальным механиз­мом компенсации недостатка информации, сведений, необходи­мых человеку для организации своего поведения и достижения цели. Отрицательные эмоции возникают в условиях дефицита ин­формации, например эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходимых для защиты. Положительные эмоции воз­никают, когда имеющейся информации оказывается достаточно.

Однако жизнь, полностью лишенная отрицательных эмоций, невозможна. Существует мнение, что отрицательные эмоции в определенном сочетании с положительными должны быть не вред­ны, а полезны организму. Эксперименты на животных это мнение подтвердили.

Формы выражения эмоций зависят от принятых правил при­личия. У нас, например, не принято громко хохотать в обществен­ных местах и привлекать к себе всеобщее внимание проявлением своих эмоций. В некоторых частях Африки смех - не признак ве­селья, а показатель изумления и замешательства.

Проявление эмоций также связано с темпераментом, воспита­нием и привычками человека. Иногда привычные для человека эмоции накладывают своеобразный отпечаток на выражение его лица. Недаром говорят о лицах озабоченных, удивленных, весе­лых.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «эмоции»? В чем состоит важное отличие эмоций от чувств?

2. Какие вы знаете виды эмоций?

3. Какие вы знаете виды чувств?

4. Всегда ли эмоциональная реакция человека соответствует воздей­ствию? Объясните причины возможного соответствия или несоответ­ствия, свой ответ проиллюстрируйте примерами.

5. Как эмоции проявляются внешне?

6. Какое значение в жизни человека играют эмоции?

7. Покажите на примерах связь эмоциональных реакций с их физио­логическим проявлением.

Каждый из нас прекрасно знает, что такое эмоции, ведь они возникают спонтанно и сопровождают нас с самого рождения. Но если поставить прямой вопрос о том, что же это такое, и попросить описать какую-то конкретную эмоцию, то обычно люди испытывают большие затруднения. Еще более сложно дело обстоит с чувствами. Их определение для большинства людей является почти непосильной задачей: невозможно подобрать нужные слова для описания и назвать причину их возникновения. Те ощущения и переживания, которые сопровождают чувства человека, почти не поддаются обычному описанию.

Швейцарский психолог Э. Клапаред в далеком 1928 году назвал эмоциональную сферу психики человека наиболее запутанной и сложной для изучения. Наиболее противоречивым вопросом в психологии всегда являлось определение и разделение понятия об эмоциях и чувствах. Разные точки зрения на происхождение и точное определение эмоциональных явлений породили в психологии много споров о том, чем отличаются чувства от эмоций и существует ли между этими понятиями тесная связь.

Эмоции и чувства являются тесно связанными частями сложной . Однако соотношение этих понятий в психологии до сих пор является открытым вопросом, на который существует много различных ответов. В целом, представления об этих понятиях можно условно разделить на четыре группы, исходя из научных взглядов разных психологов:

  • отождествление чувств и эмоций, одинаковое определение этих понятий;
  • определение чувств как вида эмоций, чувство – одно из многих эмоциональных явлений;
  • определение чувства как родового понятия, где эмоции являются формой переживания чувств;
  • разделение их как понятий, между которыми нет прямого соответствия.

Почувствуйте разницу

В современной психологии наиболее точное определение, которое «проливает свет» на сущность эмоциональной и чувственной сфер, дает возможность увидеть конкретные различия между ними, дал отечественный психолог А. Н. Леонтьев. Он утверждал, что эмоция носит ситуативный характер, а это значит, что она возникает как оценка конкретной ситуации либо своего поведения в этой ситуации. Чувство же являются стойким эмоциональным отношением к конкретному объекту. Чтобы вы могли лучше понять их определение, проанализируйте приведенные ниже цитаты из художественной литературы.

«В комнате с задёрнутыми шторами я ненавидел весну. Я ненавидел всё, что принесла мне весна, ненавидел тупую боль, которую она вызвала в моём теле. Я никогда и ничего так сильно не мог ненавидеть».

Х. Мураками «Норвежский лес»

«Она была очень хороша, и он знал, что любит её. Она не была прекрасна, как статуя или картина; она была прекрасна, как луг, овеваемый ветром. В ней билась жизнь, та самая жизнь, которая, случайно столкнув две клетки в лоне матери, создала её именно такой».

Э. М. Ремарк «Триумфальная арка»

Как вы уже наверняка поняли, в первом случае речь идет об эмоции: в конкретной ситуации человек ощутил ненависть, которая не «привязана» к конкретному человеку или предмету. Во втором случае человек объясняет глубину своего чувства – любовь к женщине. Исходя из каждой конкретной ситуации, одно и то же понятие может быть как эмоцией, так и чувством. Например, человек может испытывать страх в ситуации угрозы собственной жизни, но также страх может сопровождать человека по отношению к конкретному человеку или деятельности. В первом случае это эмоция, а во втором – устойчивое чувство.

Как они возникают?

Вы уже знаете, что такое чувства и как проявляются эмоции, проанализировали их определение. Но важным вопросом является их происхождение, процесс формирования. Эмоциональный отклик напрямую связан с удовлетворением наших потребностей и сохранением жизненных функций. Все они проявляются ситуативно и спонтанно, а многие присущи каждому человеку с рождения. Например, вы ощущаете чувство голода, желудок посылает в мозг сигнал. Но так сложилось, что вы не можете удовлетворить эту потребность прямо сейчас, поэтому возникает негативная эмоциональная реакция, вы ощущаете голод. Но когда вы покушаете, ваша негативная эмоциональная реакция исчезнет, а ей на смену придет другая.

Чувственные переживания носят совсем другой характер, их происхождение связано с жизненным опытом человека и влиянием окружающей действительности. Они возникают на основе уже сформированных понятий и выражаются с помощью эмоций. Например, для того, чтобы возникла любовь к Родине, нужно овладеть сутью самого этого понятия, а также знать те переживания, которые в целом связывают с этим понятием. Очевидно, что осмысление чувств связано с глубоким анализом и оценкой происходящего. В связи с этим их также часто называют высшими или вторичными эмоциями, что объясняется их формированием на основе более простых эмоциональных реакций.

Осознать эмоции довольно просто, человек почти всегда может объяснить, почему он испытывает конкретную эмоцию. Но если спросить, почему он любит кого-то, то в лучшем случае можно услышать лишь неточные и запутанные объяснения без конкретики. Чувства носят устойчивый характер, а некоторые из них даже могут сопровождать человека всю его жизнь. При этом эмоции, которые сопровождают это чувство, могут постоянно меняться. Например, мать любит своего ребенка, несмотря на его плохое поведение в некоторых ситуациях, когда она испытывает грусть, обиду, негодование и другие полярные эмоции. Этот пример ясно показывает, что не существует прямого соответствия между этими понятиями: каждая эмоция может выражать различные чувства, в свою очередь каждое чувство может проявляться различными эмоциями.

Как их распознать?

Эмоции распознать довольно просто, они выражаются в жестах, мимике, интонации и тоне голоса, а также в манере разговора. Чувства обычно проще выразить обычными фразами: «Я его люблю», «Я этого боюсь». Человек может осознанно не проявлять эмоционального отклика, скрывая, таким образом, от других людей свои чувства. Но далеко не каждый из нас умеет контролировать эмоции, которые находят свое проявление через невербальные «каналы» и стают заметны для окружающих.

В ходе социального развития человечества, невербальные проявления обобщились и могут комплексно выражать конкретные чувственные ощущения. Научившись распознавать невербальные сигналы в общении, каждый человек способен определять не только конкретные эмоции собеседника, а часто и сложные чувства. Но не следует забывать, что чувства у каждого человека могут выражаться с помощью различных эмоций, часто очень противоречивых.

Подведем итоги

Вы узнали много новой информации о сложном и противоречивом эмоциональном мире человека. Для того чтобы новые знания усвоились лучше, заняли свое место в вашем опыте и помогли развиваться дальше, сделаем конкретные выводы о главных различиях между эмоциональным миром и чувственным восприятием человека:

ЭМОЦИИ ЧУВСТВА
Проявляются в конкретной ситуации, отображая его отношение к ней, к своему поведению или к поведению других людей. Они не привязаны к конкретному человеку или объекту Возникают на основе более простых эмоций, поэтому часто их называют высшими.
Являются врожденными, проявляются как спонтанная реакция на раздражитель Формируются в процессе социализации и приобретения личного жизненного опыта
Причина возникновения эмоций осознается Происхождение чувства и его полноту вербально объяснить сложно
Довольно кратковременны, на смену одной быстро приходит другая Актуальные на протяжении длительного, часто неопределенного, периода времени
Одна и та же эмоция может иллюстрировать разные чувства, а они, в свою очередь, у каждого конкретного человека могут проявляться с помощью разных эмоций Не меняются в зависимости от контекста ситуации, а эмоции всегда привязаны к конкретным обстоятельствам

Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки. Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью. Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.

Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.

В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.

Эмоции и потребности

Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.

Эмоции тесно связаны с . Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.

  • Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
  • Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.

Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.

Психофизиология эмоциональных состояний

Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.

  • Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
  • А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.

Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.

Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее. Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения. Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:

  • в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
  • кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
  • чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
  • рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.

Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения. Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева. А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться даже в самых критических ситуациях.

Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия. Их систематическое переживание может привести к развитию , в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений. То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.

Виды эмоций

Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.

Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.

Настроения

Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.

Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.

Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом. Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения. Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.

Эмоции

Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.

Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.

Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.

У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.

Чувства

Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя. Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми. Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:

  • предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
  • моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
  • интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
  • эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.

Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.

Аффект и стресс

Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.

Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.

Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями. Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта. В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.

После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.

Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.

Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.

Функции эмоций

Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.

  • Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
  • Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
  • Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
  • Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
  • Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.

Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека. Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной. А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.

Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.