Главная · Молочные зубы · Нить ариадны значение. PR в Античной мифологии

Нить ариадны значение. PR в Античной мифологии

«Остров есть Крит посреди винно-цветного моря прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих.
Разные слышатся там языки: там находишь ахеян,
С первоплеменной породой воинственных критян; кидоны
Там обитают, дорийцы кудрявые, племя пеласгов,
В городе Кноссе живущих. Минос управлял им то время,
В девятилетие раз общаясь с великим «Зевесом».
«Одиссея»

Высокий семидесятидвухлетний старик шел — с севера на юг — через весь Крит. Его с радостью принимали в любом селении — женщины по старинному обычаю мыли его ноги в горячей воде, чтобы согрелась уставшая кровь, а мужчины ставили на стол оплетенные бутыли и резали ноздреватый овечий сыр, готовясь слушать диковинные старинные сказки, которым этот добрый чужеземец, состарившийся под их солнцем, верил как мальчик.

Он рассказывал о царе Миносе, который был столь жесток и высокомерен, что боги в наказание послали ему сына-чудовище — человека с головой быка, питавшегося человечьим мясом.

Он описывал дворец — Лабиринт, — в котором жило это чудовище, так подробно, будто сам неоднократно ходил его бесчисленными коридорами, столь хитроумно запутанными, что ни один смертный, раз попав во дворец, уже не мог выйти оттуда и погибал в пасти Минотавра. Каждые девять лет жители заморских земель, подвластные Миносу, присылали семь юношей и семь девушек в жертву Минотавру.

Он рассказывал о юной красавице Ариадне, дочери правителя острова, полюбившей афинского юношу Тесея, принесенного в жертву Минотавру, — о том, как дала она юноше меч и клубок своей пряжи, чтобы нить ее, привязанная у входа в Лабиринт, помогла герою после смертельного поединка с Минотавром найти выход.

В этих сказках жестокость была бессильна перед высокой любовью, а милосердие побеждало ненависть.

Наутро люди принимались за свой труд — мудрый и вечный труд землепашцев и пастухов, а чужеземец уходил дальше, постукивая своей тяжелой тростью по камням, которые в его сказках были дворцами, улицами, стенами.

Однажды на пути старика стала гора Дикта. Узкими тропами он долго поднимался к ее вершине, более чем на два километра взметнувшейся над островом, пока не дошел до скрытого зарослями тамариска черного входа в огромную пещеру, где — гласили легенды — коза Амалфея вскормила своим молоком Зевса. Весь остров лежал перед ним — маленький темный камень на «винноцветной» ладони моря.

Старик знал, что скоро ему придется покинуть этот остров и его людей, среди которых он чувствовал себя не всемирно известным ученым, почетным и действительным членом всевозможных академий и обществ, чье имя — Артур Эванс — уже много лет не сходит со страниц научных журналов и газет, но сказочным рыцарем, разбудившим от вечного сна спящую красавицу — землю этого острова.

Артуру Эвансу было почти сорок лет, когда он, уже маститый ученый, оксфордец, знаток древнеегипетской письменности, в 1900 году прибыл на Крит, чтобы выяснить одну малозначительную проблему, связанную с чтением некоторых иероглифов. В первый же день пребывания на острове он посетил развалины города Кносса.

Невдалеке от руин, относящихся к античному времени, он увидел земляные бугры, которые, как подсказала ему интуиция, таили в себе остатки каких-то древних строений. Эванс взялся за лопату. Буквально через несколько часов в раскопе показались очертания древнего здания.

Дела призывали Эванса в Лондон, но, уезжая, он заявил, что результаты раскопок его заинтересовали, и, по-видимому, потребуется еще год, чтобы разгадать тайну открытого здания.

Вернувшись на следующий год на остров, Эванс более четверти века почти безвыездно вел раскопки вблизи города Кносса, ибо он поверил — и настолько, что заявил об этом публично, что открытое здание — это развалины легендарного Лабиринта.

Зданию, казалось, не будет конца. Все новые и новые стены вырастали из-под земли, образуя причудливые переходы, сложную систему комнат, залов, внутренних двориков, световых колодцев, кладовых, и нельзя было ни предугадать, что откроет следующий взмах лопаты, ни даже приблизительно предсказать, когда же и где наружные стены замкнут этот дворец-город.

Проходили годы, уже были отрыты тысячи и тысячи квадратных метров дворца, а из-под земли поднимались все новые и новые стены.

Сообщения о сенсационных раскопках на острове «посреди винноцветного моря» появлялись едва ли не во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что для современников Гомера она уже была тысячелетней легендой.

И когда Эванс по извечному праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская», имя, взятое из легенды, никто не посмел оспорить его.

Древнейшие следы этой цивилизации прослеживаются еще на рубеже IV—III тысячелетий до нашей эры. Разрозненное и редкое до тех пор население Крита неожиданно и резко возрастает, а на восточном побережье острова появляются крупные поселения — Палекастро, Псира, Мохлос, Гурния. Видимо, это объясняется тем, что по неизвестным пока причинам в это время на остров хлынула волна переселенцев из Азии. Почти одновременно появляется множество новых поселений и на юге острова — как считают исследователи, — выходцев из земель Африки. Восемь веков длился этот период, названный раннеминойским. За эти века коренное и пришлое население Крита как бы разбилось на три обособленные группы. Но, судя по всему, между собой критяне не враждовали — следов крупных междоусобных войн археологи на поселениях этого времени не нашли.

В конце третьего тысячелетия, примерно в XXII веке до нашей эры, на острове появляются первые дворцы, а поселения становятся городами. Первыми городами-государствами в Европе. Сколько их было в это время, сказать точно пока нельзя. Наиболее могущественным из них стал город Кносс на северном побережье острова. Из Кносса через весь остров — с севера на юг — до города Комо была проложена широкая дорога, связавшая разобщенные сельские поселения. Именно в это время и были заложены первые камни легендарного Лабиринта. И отныне почти на тысячелетие вся судьба не только Крита, но и большей части материковой Греции оказалась связанной с историей и судьбой этого гигантского дворца.

Более тысячелетия строился Лабиринт — столько же, сколько существовала минойская цивилизация.

Сейчас в любом труде, посвященном истории Крита, можно увидеть детальный план этого «Дворца Миноса», составленный в результате раскопок Эванса, его учеников и коллег. На первый взгляд план этот поражает архитектурным хаосом — столь причудливо, казалось бы, бессистемно, лепятся друг к другу бесчисленные комнаты, залы, переходы, дворики Лабиринта. Но в основе этого создаваемого почти тринадцать столетий хаоса лежал единый замысел, которому следовали из поколения в поколение все критские зодчие. Крупнейший советский исследователь истории архитектуры Н. Брунов писал, что в основе критского дворца лежала сложнейшая, тонко продуманная архитектурно-художественная композиция, которая как бы ставила себе целью передать в архитектуре понятие бесконечности времени. Перефразируя известное образное определение архитектуры, можно сказать, что «Дворец Мииоса» — это застывшее время.

Коридоры и переходы кносского дворца изогнуты, перспективу их невозможно охватить взглядом с одного места — она открывается только в движении. Здесь нет привычных дворцовых анфилад — комнат и залов, нанизанных на единую ось: помещения дворца как бы заходят друг за друга, и взгляду каждый раз неожиданно открываются все новые и новые «пространственные формы». Да и сам дворец не представлял собой единый объем. В отличие от дворцов Вавилона и Ассирии, отгороженных от города стенами и пустотой дворцовой площади, стоящих так, чтобы человек мог единым взглядом охватить их, Лабиринт как бы являлся непосредственным продолжением хитросплетения кривых улочек города. Критский дворец нельзя было воспринять сразу, «движение» его внешних стен было столь же прихотливо и неожиданно, как и внутренних покоев.

Такие огромные дворцы, как Лабиринт, могли появиться лишь в обществе, где используется труд рабов, и археологические раскопки свидетельствуют о том, что уже в конце III тысячелетия до нашей эры на Крите начало складываться классовое рабовладельческое общество, древнейшее на территории Европы рабовладельческое государство.

Это общество уже имело свою письменность — и один из иероглифов изображает ручные кандалы, свою регулярную наемную армию — была открыта фреска, на которой изображен отряд воинов-негров во главе с белым командиром; свои тюрьмы — многие исследователи считают, что некоторые помещения «Дворца Миноса» создавались именно как темницы. Со временем это общество, состоявшее вначале из нескольких самостоятельных городов-государств (таких же, какие возникнут спустя тысячелетия в Древней Греции), оказалось подчиненным единовластию кносского царя — весь остров, как выяснили исследователи, был покрыт сетью дорог, сходившихся к Лабиринту и охранявшихся сторожевыми постами. Владыки Крита имели огромный мощный флот, надежно оберегавший подступы к острову, — только этим можно объяснить отсутствие крепостных стен вокруг критских дворцов и городов и сторожевых крепостей на побережье. Критский флот, который, судя по свидетельствам античных авторов, безраздельно господствовал в Средиземноморье, подчинил власти кносских царей «многие земли» — Фукидид писал в своей истории: «Минос раньше всех, как известно нам по преданию, приобрел себе флот, овладел большей частью моря, которое называется теперь Эллинским...» — и добавлял, что правители земель, покоренные Миносом, по первому требованию его поставляли галерников для критского флота. И как впоследствии в разных концах земли, там, где проходил Александр Македонский, появлялось множество «Александрии», так и в эпоху владычества Крита на Пелопоннесе, Сицилии и других островах Средиземноморья, даже в Аравии, появляются города и поселения, именуемые Миноями.

Со временем критская держава поднялась едва ли не до уровня такого колосса древнего мира, как Египет. Изделия критских мастеров археологи находят в долине Тигра и Евфрата, в Пиренеях, на севере Балканского полуострова, в Египте. На фреске гробницы одного из приближенных фараона Тутмоса III изображено торжественное прибытие послов Крита, а древнее название Крита — Кефтиу — часто встречается в «деловых» египетских папирусах. Оказалось, что раскопанные Шлиманом циклопические крепости-города в материковой Греции — Микены и Тиринф, поразившие исследователей своим богатством, мощью, — были вначале всего лишь провинциальными населенными пунктами минойской державы.

Казалось бы, ничто в то время не могло даже поколебать могущество Крита.

Но в конце II тысячелетия до нашей эры происходит катастрофа — загадочная, до сих пор до конца не объясненная. В развалины превращаются города Кносс, Фест, Агиа-Триада, Палекастро, Гурния. Одновременно, словно в один день, в один миг. От тысячелетиями копившейся мощи не осталось ничего. Империя пала — как Минотавр под мечом Тесея.

Говорят, Эванса спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл «Дворец Минотавра», хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов...»

Теперь, спустя семьдесят лет, мы снова можем повторить эти слова. Легенды не обманули Эванса. Он нашел не только огромный дворец, размеры которого могли вызвать к жизни сказания о Лабиринте, он нашел дворец, в котором жил Минотавр.

Стены залов дворца были покрыты великолепными фресками, краски которых остались спустя тысячелетия столь ярки и свежи, что, казалось, были нанесены лишь вчера. Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, изображающих то учтивые беседы изящных женщин с изнеженными мужчинами, то диких животных и птиц, то морскую флору и фауну, один образ встречается с удивительным постоянством. Образ быка. Бык изображался на скульптурах и фресках, на сосудах, кольцах и в мелкой пластике, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для религиозных возлияний изготовлялись в виде бычьих голов, и алтари украшались жертвенными рогами. А на одной из стен Кносского дворца Эванс увидел фреску: две девушки и юноша играют с разъяренным быком — юноша, на мгновение опередив движение быка, оперевшись на его рога, делает стойку над бычьей головой...

Что это — изображение простой игры, гимнастических упражнений критян? А может быть, документальное, летописное свидетельство того, о чем рассказывал миф о Минотавре? Может быть, действительно существовал на Крите религиозный обряд, во время которого дикому священному быку бросали на растерзание афинских юношей и девушек? Один из учеников Эванса, крупнейший знаток истории Крита Дж. Пендлберри, высказывая это предположение, как бы дорисовывает в воображении фреску, соединяет ее сюжет с тем, о чем говорят мифы... Во время этого кровавого ритуала сидел в окружении своих придворных правитель Кносса с маской священного быка на лице — Минотавр. И вот однажды, когда прибыл корабль из Афин с очередными жертвами, дочь его, которую звали Ариадна, увидела среди обреченных прекрасного юношу по имени Тесей и, полюбив его, тайком проникла в темницу, где юные афиняне ожидали начала ритуала, дала ему меч и объяснила, как пробраться в покои отца.

Изнеженные мужчины Кносса не могли преградить дороги Тесею. Ударами меча он расчистил себе дорогу к Минотавру — царю Миносу... Финал разыгрался в тронном зале — небольшой комнате кносского дворца: во время раскопок этот зал был найден в состоянии полного беспорядка, в углу лежал опрокинутый сосуд для благовоний; все имело такой вид, словно здесь в последний миг перед тем, как обрушились стены дворца, разыгрался короткий бой.

Но возможно ли такое поразительное совпадение реальности и мифа? Пока доказательств этому не найдено. Но вот что удивительно — в мифах о Тесее, Ариадне и Минотавре нигде не сказано, что юный герой разрушил «Дворец Миноса», поработил или покорил минойское царство — он только убил Минотавра, освободил Афины от дани критскому царю. По-видимому, это свидетельствует лишь об экономическом и политическом освобождении материковой Греции от Крита (которое, кстати, не исключает физического уничтожения династии критских царей) в результате нашествия в эгейский мир первых греческих племен.

И данные современных раскопок свидетельствуют, что когда пало могущество Крита и началась новая эпоха в истории народов Эгейского мира, жизнь в критских городах не прерывалась.

Легенда и здесь вела по лабиринту действительности...

Дворцы и скульптуры, фрески и украшения, вся блестящая материальная культура, созданная крито-минойской цивилизацией, дважды сыграла огромную роль в формировании европейской и мировой культуры и искусства. Впервые — в период ее создания и расцвета, когда она стала началом, основой многого из того, что и поныне дорого нам всем, передав свои знания и искусство пришедшей ей на смену древнегреческой, эллинской, цивилизации. Второй раз — когда археологи извлекли на свет погребенные веками и, казалось, навсегда забытые следы этой культуры, когда «не помнящее родства» человечество, занятое насущными Заботами, было внезапно потрясено высоким совершенством заново открытой древней культуры и как будто стало припоминать свою кровную связь с ней, то называя «парижанками» пленительных критянских женщин, изображенных на стенах Кносского дворца, то сопоставляя все лабиринты мира с Лабиринтом Минотавра.

Но неповторимое сокровище крито-минойской цивилизации — в ее мифотворчестве, в мифах о взлетевшем к солнцу Икаре, о Дочери жестокосердного властителя прекрасной и доброй Ариадне, совершившей подвиг любви и милосердия, во многих других мифах.

Мифотворчество — это поэтизированное открытие, и осмысление в человеке, в человечестве и его истории основы и сути, и отбрасывание всего мелкого, случайного, пришлого. Здесь уже второстепенно, что свершилось физически, а что в сознании, — все закольцовано. Да и можно ли установить, что важнее, что реальнее и долговечнее, что стало более действенной силой в человеческих судьбах? Уже тысячи лет мифы для людей — луч надежды, мужества и братства в любой, самой кромешной тьме. Они, эти мифы, говорят людям, что как бы ни была тяжела ноша, но это их мир, их земля, земля людей. Недаром древние греки считали, что познание, постижение истории заключается в ее припоминании.

Эллинские философы учили, что в неразрушимой связи между причиной и следствием в ничтожно краткой жизни человека — отражение закономерностей тысячелетнего мгновения Истории, воплощенного в преданиях о делах богов и свершениях героев; что опыт Истории — это основа нравственного бытия каждого из живущих. Какая же нравственная формула была выкристаллизована из тысячелетней истории минойской Державы и воплощена потомками в эпические повествования?

Остров есть Крит посреди «винноцветного» моря. Цветущий, плодородный край, отделенный от всей остальной земли. Он недосягаем для земных владык — не случайно именно сюда бежала мать Зевса, спасая своего сына от людоеда-отца, титана Кроноса, пожравшего всех своих остальных сыновей, опасаясь, что один из них, согласно предсказанию, свергнет его. Именно здесь, вдали от людей, Зевс возмужал, вскормленный молоком священной козы, научился олимпийскому спокойствию и другим качествам бессмертных. Именно сюда, в обетованный и цветущий край, перенес Зевс по морю, превратившись в златорогого быка, красавицу Европу — дочь финикийского царя. И на Крите же родила Европа сына Зевсу — будущего правителя острова — Миноса.

Остров живет как бы отстраненной от всей Ойкумены жизнью. Он ведет торговлю с иными землями н принимает у себя чужеземных мастеров, но далек от тревог и радостей остальной земли, живет замкнуто и горделиво — не смешивая свои тревоги с тревогами и радостями других людей. Но настало время, когда сила стала жестокостью, мудрость — высокомерием, а гордость обрекла на одиночество. И это стало началом конца. Минотавр — олицетворение жестокости минойской державы — породил не только страх у жителей подвластных земель. Он вызвал к жизни подвиг мужества Тесея. И подвиг любви Ариадны. И отчаяние одиночества Миноса в том тронном зале.

То, что было, превратилось в легенду. И осталось, потому что мудрые легенды, где жестокость бессильна перед высокой любовью, рождающей мужество, остаются навсегда с людьми, ибо в них истина, рожденная историей.

В. Левин, Г. Федоров

Нить Ариадны

Нить Ариадны
Из древнегреческой мифологии. Выражение возникло из мифов об афин- ском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий «Метаморфозы», «Героиды»).
Иносказательно: способ выйти из затруднительного положения, ключ к решению трудной проблемы и т. п.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Нить Ариадны" в других словарях:

    Путеводная нить, ариаднина нить Словарь русских синонимов. нить ариадны сущ., кол во синонимов: 2 ариаднина нить (2) … Словарь синонимов

    Нить Ариадны - Книжн. То, что помогает найти выход из затруднительного положения. От арки было уже рукой подать до железной дороги. Она служила нам нитью Ариадны (В. Раков. Крылья над морем). Предприимчивые мальчишки, вооружившись факелами, катушками ниток и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Нить Аріадны (иноск.) средство выйти изъ затрудненія. Ср. И пусть моя судьба темна и безотрадна, Поэзія меня ведетъ, какъ Аріадна, Сквозь лабиринтъ скорбей въ сіяющій свой храмъ... С. Я. Надсонъ. „Когда въ вечерній часъ“. Ср. Мы бодро пойдемъ на… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Себастьяно Риччи, Дионис находит Ариадну Дионис и Ариадна Ариадна (др. греч. Ἀριάδνη) в древнегреческой мифологии дочь критского царя … Википедия

    - (иноск.) средство выйти из затруднений Ср. И пусть моя судьба темна и безотрадна, Поэзия меня ведет, как Ариадна, Сквозь лабиринт скорбей в сияющий свой храм... С.Я. Надсон. „Когда в вечерний час. Ср. Мы бодро пойдем навстречу злоумышлению, и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Нить ариадны - о чём л., помогающем разобраться в сложной обстановке, выйти из затруднительного положения. (По имени Ариадны, дочери критского царя Миноса, которая, согласно древнегреческому мифу, помогла афинскому царю Тесею выбраться из лабиринта при… … Энциклопедия моды и одежды

    нить Ариадны - означает выход из какой либо трудной, запутанной ситуации. Выражение возникло из древнегреческого мифа о Золотом руне, когда Ариадна дала своему возлюбленному клубок ниток, чтобы он мог найти выход из лабиринта … Справочник по фразеологии

    АРИАДНИНА НИТЬ (нить Ариадны) - 1) В древнегреческой мифологии нить, с помощью к рой Ариадна дочь критского царя Миноса дала возможность афинскому герою Тесею, спасшему Крит от чудовища Минотавра, выйти из лабиринта. 2) (Перен.) способ, помогающий выйти из затруднительного… … Словарь политических терминов

    1. Книжн. Мысль, способ и т. п., помогающие разобраться в сложной обстановке, выйти из затруднительного положения. ФСРЯ, 280; Ф 1, 330; БТС, 46. 2. Жарг. шк. Шутл. Шпаргалка. Максимов, 276. /i> Из греческой мифологии. БМС 1998, 403 …

    Держать все нити в своих руках. Разг. Полностью контролировать ситуацию. ШЗФ 2001, 65. /i> Калька с франц. tenir tous les fils. БМС 1998, 403. Нити не вязать. Перм. Шутл. ирон. или Пренебр. Быть не в состоянии сказать ни слова от сильного… … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Нить Ариадны , Фред Саберхаген. Мрачной осенней ночью на трон острова Корика, перешагнув через труп своего брата, восходит узурпатор Перс. Захватить власть ему помогает кровожадный бог разрушения Шива. И остров погрязает в…

Как появился в русском языке устойчивый речевой оборот «нить Ариадны»? Фразеологизм пришел, как и многое другое, из культуры эллинов. Вспомним его основу, миф о Тесее.

Что подарила нам Эллада

Она дала нам много разного. В том числе и замечательные мифы о богах и героях, которые великолепно описаны в книге Н. А. Куна. Среди них - популярный сюжет о борьбе героя Тесея с Минотавром. Но причем тут Ариадна, нить? Ариадна в нем - значительное действующее лицо.

Мифы о Тесее

Тесей, сын Царя Эгея, правившего в Афинах, был одним из любимых героев древних греков. Они сложили о его приключениях и подвигах семь занимательнейших историй. Наша современница Мери Рено написала книгу «Тезей», в которой в интересной форме преподнесла читателю все приключения героя, начиная с детства, и рассказ в ней ведет сам Тесей. Мы же остановимся только на том отрезке его жизненного пути, когда в его руки дала Ариадна нить. Зачем? Это будет ясно из последующего рассказа.

Дань афинян

Предварительно надо сказать, что Тесей воспитывался далеко от дома отца в Афинах, дедом и матерью. Когда он вырос, то пресек всю Аттику, и отец узнал его по мечу, который оставил своему ребенку. Недолго радовался царь Эгей обретенному сыну. Могущественный царь Минос прислал с Крита требование об уплате дани: раз в 9 лет на остров следовало отправить корабль, на который помещали четырнадцать человек: 7 юношей и 7 девушек. Их ждала горькая участь. Они никогда не возвращались назад домой к родным и близким, так как их пожирало ужасное чудовище - Минотавр, будущий преемник царя Миноса.

Это был человек с головой быка, который никогда не выходил из запутанного подземного лабиринта, расположенного под дворцом царя, который в давние времена построил Дедал.

Подготовка к опасному пути

Отважный Тесей вопреки воле отца добровольно и безропотно сел на корабль под траурными черными парусами. Он решил раз и навсегда освободить греков от позорной дани, сразившись с чудовищем и уничтожив его. Герой уже совершил много подвигов и был уверен в своей смекалке и силе. Но, кроме этого, он принес жертву Аполлону в Дельфах, чтобы путешествие по морю прошло хорошо. Афродиту, богиню любви, Тесей тоже и призвал на помощь. Ее покровительство очень помогло Тесею, когда его помощницей стала Ариадна, нить которой спасла ему жизнь.

Тесей на Крите: первый подвиг

Корабль благополучно приплыл на остров Крит. Афинян отвели к царю. Он сразу выделил из толпы Тесея. Дочь царя, прекрасная Ариадна, была с первого взгляда им покорена. Афродита поселила в ее душе любовь к красавцу-юноше. Ариадна решила для себя, что она не даст ему погибнуть в мрачном лабиринте под дворцом. Минос стал насмехаться над одной из девушек. Тесей не смолчал и заступился за нее. Тогда Минос перенес свой гнев на мужественного и бестрепетного юношу. Царь стал хвалиться тем, что он произошел от повелителя молний Зевса. Тесей ответил, что его отец - колебатель морей Посейдон. «Ах, раз так, то пусть он тебе поможет», - с этими словами Минос снял драгоценный перстень со своей руки и бросил в пучину вод. Недолго раздумывал Тесей. Моментально он ласточкой прыгнул с обрыва и скрылся под волнами. С ужасом смотрела на это Ариадна. Тесея поджидал бог Тритон и примчал в волшебный дворец властителя всех вод.

Посейдон ласково принял сына-героя и отдал ему кольцо Миноса. Тритон увез Тесея обратно к тому месту, откуда прыгал Тесей. Все были потрясены, а более всех в задумчивость впал Минос. Не ответив ни слова, он развернулся и ушел.

В лабиринте

Ариадна тайно дала Тесею острый меч и клубок ниток. Всех несчастных отвели в лабиринт. Их Тесей оставил недалеко от входа, а сам привязал нить от клубка к входу и пошел по запутанным коридорам, все время разматывая кубок. Знала влюбленная Ариадна: нить выведет Тесея обратно из безнадежного лабиринта.

Бой с Минотавром оказался тяжелым. Увидев Тесея, Минотавр издал грозный рык. Он наклонил голову, на которой находились огромные рога, и бросился на посмевшего потревожить его и вызвать его на бой смертного. Взбешенный, дикий, испытывающий сильный гнев, с исступлением несколько раз делал броски Минотавр. Тесею удалось ухватить его за рог и вонзить ему в самое сердце острый меч. С Минотавром было покончено. Теперь надо выбраться из душного, длинного, покрытого паутиной лабиринта.

Путь на свободу

Не знающего страха доблестного Тесея вела путеводная нить Ариадны мимо скелетов, груд костей и черепов, мимо всех останков, которые оставил ненасытный Минотавр. Долог и нелегок был путь героя, но его сердце пело победную песнь, и его переполняла любовь к Ариадне и радость за освобождение родины от дани.

Что означает «нить Ариадны»

Благодаря этому мифу всякий выход из запутанного положения стали называть «нить Ариадны». Значение этого словосочетания также обозначает способ, который помогает разрешить сложный и головоломный вопрос. Про того, кто вовлечен в затруднительное дело и без потерь выбирается из него, также можно сказать, что он нашел нить Ариадны. Значение может быть еще таким: человек нашел для себя руководящее начало.

Нить Ариадны.

Значение фразеологизма «нить Ариадны » тесно связано с легендой про Тесея и Минотавра. Однажды великий древнегреческий мастер Дедал по просьбе царя Миноса создал на острове Крите дворец Лабиринт. Туда заключили приемника Миноса – Минотавра, человека-быка.

Чтобы его прокормить, царь повелел жителям города Афины уплачивать дань. Каждые 9 лет афинянам нужно было отправлять на Крит семь девушек и столько же юношей. Там их оставляли в Лабиринте на растерзание Минотавру. Жестокий царь Минос заставлял афинян платить этот ужасный налог. Тесей задумал освободить Афины от страшной повинности.

Поэтому герой отправился на Крит вместе с обреченными. Он решил попасть в Лабиринт и уничтожить чудовище. Когда корабль прибыл на Крит, и греки сошли на берег, дочь царя Миноса Ариадна, пораженная красотой Тесея, сразу же полюбила его. Чтобы герой смог найти дорогу в Лабиринте, она подарила ему клубок ниток и острый меч.

Тесей привязал один конец нити у входа во дворец и пошел вместе со всеми в глубь Лабиринта, разматывая клубок. Шел герой бесконечными ходами и переходами, в непроницаемой темноте, пока не почувствовал на своей груди дыхание Минотавра. Разъяренный монстр бросился на Тесея, но острый меч рассек ему грудь. Убив чудовище, Тесей пошел, наматывая мерцающую в темноте нитку на руку и выбрался из Лабиринта вместе со всеми своими спутниками. Так закончилось это опасное приключение.

Ишкова Евгения

Ариадна

Краткое содержание мифа

Тесей и Ариадна Адамо Тадолини

Ариадна - в греческой мифологии - дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка бога солнца -Гелиоса, верховная жрица Реи в Кноссе.

Минос самый известный, самый чтимый и мощный правитель Крита, управлял им из своей резиденции в Кноссе. Во время его царствования Крит становится богатой морской державой, в которой процветали культура, искусство и правосудие, а люди жили в мире.

Согласно легенде, жена Миноса, королева Пасифея, была наказана богом воды Посейдоном и влюбилась в быка. От этого неестественного союза родился отвратительный монстр Минотавр, с головой быка и человеческим телом. Минос заключил Минотавра в Лабиринт, который построил Дедал, и приказал Афинам поставлять каждый год по 14 молодых людей (7 юношей и 7 девушек) из благородных семейств на съедение Минотавру. Когда выбор пал на Тезея (Тесея), сына правителя Афин, Тесей отправился на Крит с целью убить Минотавра и избавить свой народ от тяжелого бремени. По преданию, Оракул предсказал Тесею, что в этом походе его помощницей будет богиня любви Афродита. Корабль с юношами и девушками благополучно прибыл на Крит. Тесей находился в группе обреченных молодых людей, которых должны были отдать на растерзание Минотавру. Дочь Миноса красавица Ариадна сразу обратила на него внимание. Афродита зажгла в ее сердце любовь к прекрасному юноше, и Ариадна решила помочь Тесею уничтожить Минотавра. Она дала ему клубок ниток («нить Ариадны»), разматывая который, Тесей нашёл выход из лабиринта Минотавра. Тесей привязал клубок у входа в лабиринт, а сам долго пробирался по запутанным ходам, пока не столкнулся с длиннорогим и свирепым Минотавром.

Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну, обещав на ней жениться. Она была очарована Тесеем ещё во время игр в память её брата Андрогея, устроенных Миносом.

Покинутая Тесеем Ариадна
Angelica Kauffmann

Застигнутому бурей по дороге домой у острова Наксос, Тесею во сне явился Гермес и поведал ему, что Ариадна должна стать женой бога виноделия Диониса. "Нельзя не повиноваться богу», и Тесей, проснувшись, всходит на корабль, оставив на берегу спящую Ариадну. На заре просыпается дочь Миноса и сразу понимает, что покинута. Но вот в сумерках зажигаются огни, они приближаются, слышно пение в честь бога Гименея, ее имя повторяют вместе с именем Диониса, вот и он стоит весенний бог, и таинственно улыбается ей. "Забудь о нем, теперь ты моя невеста", - говорит Дионис. Его поцелуй заставляет Ариадну забыть все, что с ней раньше было. Она стала богиней и поселилась на Олимпе.

Когда боги справляли свадьбу Ариадны и Диониса, то Ариадна была увенчана венцом, подаренным горами и Афродитой. Им Дионис ещё раньше обольстил Ариадну на Крите. С помощью этого светящегося венца работы Гефеста спасся из тёмного лабиринта Тесей. Этот венец был вознесён Дионисом на небо в виде созвездия Северной Короны

Образы и символы мифа

Нить Ариадны - своеобразный маяк, путеводная нить, всякое верное орудие, указатель для разрешения запутанной задачи.

В минойской культуре Ариадна занимала довольно высокое место, ведь ее имя означает «святая», «чистая» — имена, которые присваивали правительнице подземного царства. Имя Ариадны греки воспринимали вероятно как эпитет богини, в честь которой устраивались игры с быком (популярнейший сюжет фресок Кносского дворца).На острове Наксос она становится прообразом всех покинутых влюбленных, горько оплакивающих свою судьбу. В стихотворении Ницше «Жалоба Ариадны» она свою боль и свои муки доводит до того, что она готова открыться чувственной любви, вот тогда и появляется Дионис и берет ее в супруги. На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали, прежде всего, как супругу Диониса.

Тесей, убивающий Минотавра
William Russell

Минотавр. Зарождение мифа о Минотавре относится к эпохе животного фетишизма. Для этого периода истории характерно понимание животного, человека и неба как равных единиц. Так как отцом Минотавра был бык, вышедший из моря, то образ связан и с морской стихией. То есть в образе Минотавра соединяются небо, море, наземный и подземный мир. Фигура человекобыка восходит к переднеазиатскому искусству IV тыс. до н.э. и, на пути своего долгого развития, включалась в различные мифологические контексты. Человекобык воплощал вечный круговорот бытия с его жизнью и смертью. Культы быка и связанные с ними изображения человекобыка существовали на протяжении многих веков в культурах народов, живших в разных частях света, например, у шумеров, египтян, ассирийцев, индийцев. Во многих этих культурах почитание быка было связано с солнечными и звездными верованиями, а образ быка позднее воплотился в созвездии Тельца. Часто образ Минотавра сравнивался с образом кровожадного финикийского бога Молоха, также изображавшегося в виде полубыка—получеловека.

Кносский Дворец на Крите. Лабиринт МинотавраТесей (Тезей) - сын афинского царя Эгея и Эфры. Имя Тесей указывает на силу (возможно, от догреческого пеласгического: teu-, theso-, "быть сильным")

Лабиринт - символ вселенского препятствия. В древности считалось, что души умерших и живых не могут выбраться из безвыходной ситуации лабиринта. Лабиринт испытывает настойчивость и терпение людей, заставляя еще раз совершить бесполезную попытку найти выход или сдаться. Имеет и другой мотив символического звучания как тема напрасной деятельности: сизифов труд или черпание ложкой из ведра воды.

Дионис и Ариадна Tintoretto

Ариаднин венец - как символ соотносится с девизами: в русском языке - «Залог любви»; в латинском - «Pignis amoris»; во французском - «C’est le gage d’amour»; в немецком - «Sie ist das Pfanf der Liebe»; в английском- «It is the pawn of love».

Коммуникативные средства создания образов и символов

Миф об Ариадне и Тесее встречается у многих древнегреческих и римских авторов, и хотя некоторые детали мифа отличаются, основной сюжет остается неизменным.

Ариадна (др.-греч. Ἀριάδνη) упомянута уже в «Илиаде» (XVIII 592), ее историю рассказывал Нестор в «Киприях». Изображена в Аиде на картине Полигнота в Дельфах. Действующее лицо в трагедии Софокла «Тесей». Овидий сочинил письмо Ариадны Тесею (Героиды X).

Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве, о чём свидетельствуют многочисленные вазы, рельефы римских саркофагов и помпейские фрески (сюжеты: «Ариадна, вручающая Тесею нить», «Спящая Ариадна», «Тесей, покидающий Ариадну», «Дионис, обнаруживающий спящую Ариадну», «Шествие Диониса и Ариадны»). В эпоху Возрождения художников привлекали сюжеты: «Боги вручают Ариадне звёздный венец» и «Триумф Диониса и Ариадны» (Тициан, Я. Тинторетто, Агостино и Аннибале Карраччи, Г. Рени, Я. Иорданc и др.), в 18 в. - сюжет «Покинутая Ариадна» (картина А. Кауфман и др.).

Бахус и Ариадна
Tician

Миф об Ариадне разрабатывался в европейской драматургии: в 17 в. - «Ариадна» О. Ринуччини; «Ариадна» В. Джусти; «Похищенная Ариадна » «Ариадна» А. Арди; «Критский лабиринт» Лопе де Вега; «Ариадна» И. Гундулича; «Ариадна» Т. Корнеля; «Ариадна» У. Девенанта; в 18 в. - «Ариадна» П. Я. Мартелло; «Ариадна на Наксосе» И. К. Брандеса; в 19 в. - «Ариадна» И. Г. Гердера; в 20 в. - «Ариадна на Наксосе» Э. Людвига; «Ариадна на Наксосе» П. Эрнста; «Ариадна» М. Цветаевой.

Судьба Ариадны послужила сюжетом большого числа опер 17 - нач. 19 вв., в т. ч. «Ариадна» К. Монтеверди; «Ариадна» Р. Камбера; «Ариадна и Тесей» и «Ариадна на Наксосе» Н. Порпоры, «Обманутая, а затем ставшая богиней Ариадна» Р. Кайзера; «Ариадна» Б. Марчелло; «Ариадна на Крите» Г. Ф. Генделя; «Ариадна» Дж. М. Орландини; «Ариадна на Наксосе» И. С. Майра и др. Оратории «Ариадна на Наксосе» И. Гайдна, И. К. Ф. Баха и др. Сюжеты мифа в 20 в. вновь начинают привлекать внимание композиторов («Ариадна» Ж. Массне; «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса; «Покинутая Ариадна» Д. Мийо; «Ариадна» Б. Мартину).

Во многих произведениях искусства изображён момент отчаяния Ариадны, покинутой Тезеем на острове Наксосе, затем изображается спящая Ариадна и появление Диониса; чаще же всего встречается изображение Ариадны на колеснице, окружённой вакханками. Ариадна - героиня полотен Тициана, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Мориса Дени, Джорджо де Кирико, Ловиса Коринта. Известное произведение Даннекера во Франкфурте-на-Майне изображает Ариадну на пантере.

В обычной жизни выражение «Нить Ариадны» означает поиск выхода из затруднительного положения и помощь в решении сложных жизненных задач.

Социальное значение мифа

Значение мифа об Ариадне в современной трактовке предполагает надежду на помощь в самых затруднительных жизненных ситуациях. Благородная Ариадна помогла Тесею в один из самых сложных моментов жизни и это замечательный пример того, что безвыходных ситуаций не бывает и никогда не стоит отчаиваться, какое бы препятствие не появлялось на пути.

Миф об Ариадне представляет собой историю о девушке, покидающей свой дом, чтобы последовать за возлюбленным-чужеземцем. Критское прошлое Ариадны благодаря благосклонному вниманию богов гармонично объединяется с ее афинским будущим.

Ариадна. Фреска, Крит

В соответствии с одним способом интерпретации, Тесей и Ариадна добродетельны и почтенны. Тесей благородно выступает в защиту чести одной из афинских девушек от посягательств похотливого Миноса и спасает молодых людей от гибели в лабиринте Минотавра. Чтобы дополнить моральное превосходство Тесея, его возлюбленная Ариадна - согласно «добродетельному» прочтению ее поведения - помогает ему и влюбляется в чужестранца.

В философии Фридриха Ницше Ариадна играет существенную роль. Но не только потому, что она - женщина или воплощение Души, но и потому, что стоит в самом фокусе ее главных понятий.

С появлением психоанализа в начале ХХ века миф о Минотавре стал восприниматься как символ блужданий человека в лабиринте подсознания и его борьбы с собственными страхами и предрассудками. Для Фрейда лабиринт символизировал бессознательное, над которым человек не властен. Минотавр - это воплощение страхов, инстинктов и подавленных желаний, Тесей - сам человек, пытающийся разобраться в себе, а нитью Ариадны для него служат сны и видения, приоткрывающие часть бессознательного.