Главная · Молочные зубы · Из Назарета может ли быть что доброе

Из Назарета может ли быть что доброе

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

От Иоанна 1:43-51

Толкование Евангелия блаженного
Феофилакта Болгарского

Блаженный Феофилакт Болгарский

Ин.1:43. На другой день: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

Андрей, услышав от Предтечи, и Петр, услышав от Андрея, последовали за Иисусом; а Филипп, кажется, ничего не слышал и, однако же, последовал за Господом тотчас, как Он сказал ему: «иди за Мною». Чем же Филипп так скоро убедился? Думается, во-первых, что голос Господа произвел в душе его некоторое уязвление любви. Ибо речь Господа не просто говорилась, а сердца достойных тотчас воспламеняла любовью к Нему, как и Клеопа со спутником говорят: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?» (Лк. 24:32). Во-вторых, так как Филипп имел озабоченное сердце, постоянно занимался писаниями Моисеевыми и всегда ожидал Христа, то как увидел Его, тотчас убедился и говорит: «мы «нашли» Иисуса», а это показывает, что он искал Его.

Ин.1:44. Филипп же был из Вифсаиды, из: одного города с Андреем и Петром.

Потом, Филипп не узнал ли чего-нибудь о Христе от Андрея и Петра? Вероятно, беседуя с ним, как соотчичем, они рассказывали ему и о Господе. Кажется, на это намекает евангелист, когда говорит, что Филипп был из города Андреева и Петрова. Сей город был небольшой и приличнее мог быть назван деревнею. Посему и нужно удивляться силе Христовой, что Он лучших учеников избирал из среды не приносящих никакого плода.

Ин.1:45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, Сына Иосифова, из Назарета.

Филипп также не удерживает добра за самим собою, но передает Нафанаилу, и как Нафанаил был сведущ в законе, то Филипп отсылает его к закону и пророкам, потому что он прилежно упражнялся в законе. Называет Господа Сыном «Иосифовым», потому что в то время считали его еще Сыном Иосифа.

Называет Его «Назарянином», хотя Он собственно был вифлеемлянин, потому что Он родился в Вифлееме, а воспитался в Назарете. Но как рождение Его было многим неизвестно, а воспитание известно, то и называют Его Назарянином, как воспитавшегося в Назарете.

Ин.1:46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Филипп сказал, что Христос из Назарета, а Нафанаил, как более сведущий в законе, знал из Писаний, что Христос должен прийти из Вифлеема, и потому говорит: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит: «Пойди и посмотри», – зная, что Нафанаил не отстанет от Христа, если послушает Его речей.

Ин.1:47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего из закона, что Христос придет не из Назарета, а из Вифлеема.

Ин.1:48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Что же Нафанаил? Не увлекся ли похвалою? Нет, он желает узнать нечто яснее и точнее, и потому спрашивает: «Почему Ты меня знаешь?» Господь сказывает ему то, чего не знал никто, кроме его самого и Филиппа, то, что было говорено и делано наедине, и таким образом открывает Свое Божество. Филипп беседовал с Нафанаилом наедине, когда никого не было под смоковницею, однако же, Христос, и не быв там, знал все, почему и говорит: «Я видел тебя, как ты был под смоковницею».

Господь заговорил о Нафанаиле прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем Он говорил с Нафанаилом.

Из сего Нафанаил узнал Господа и исповедовал Его Сыном Божиим. Ибо слушай, что он говорит далее.

Ин.1:49. Нафанаил отвечает Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Ин.1:50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более, чем сила чудес. Ибо чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предузнания и предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав сие, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим.

Впрочем, хотя и Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь (Мф. 16:16-19). Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты – Царь Израилев. Видишь ли, он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За сие он и не ублажается, как Петр.

Ин.1:51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. «Принимай, – говорит, – Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов». Ибо Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Сие сбылось при распятии и при вознесении. Ибо, как повествует Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении (Лк. 22:43; Лк.24:4, 23; Деян.1:10).

Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Господь «видел» Нафанаила. На сие говорят, что Он милостиво призрел и уразумел понимание его, хотя он был еще и под законом. Прошу тебя, если ты услаждаешься подобными вещами, обратить внимание и на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим глубины оного. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. Знай и то, что «Галилея» – значит низверженная.

Итак, Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воззрел на нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и – тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе.

Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих на высоту божественного знания Его и опять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого.

И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.

Вконтакте

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Константин Пархоменко, клирик Собора Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Передача из Санкт-Петербурга.

- Непривычно слышать сочетание психологических терминов с именем Господа нашего Иисуса Христа.

Да, тема провокационная, необычная, абсолютно с Вами согласен. Часто в нашей церковной действительности мы Господа мифологизируем: привыкли, что Он на иконе, далекий, покрытый позолотой, восседающий на троне, нереальный, неземной. Бывает, и со святыми такое происходит: когда мы читаем житие святого, то перед нами не встает реальной личности этого человека. Мне, к примеру, больше нравится читать биографию святого праведного Иоанна Кронштадтского, чем его житие, потому что, когда читаешь биографию, перед тобой встает реальный живой человек. С Господом и Спасителем то же самое. Господь наш - Богочеловек, в Нем Божество и человечество были соединены вместе, но в реальности мы делаем крен в сторону Его Божественной стороны. Правильно иметь взвешенный подход: когда мы можем увидеть в Нем и человеческое, а не только подчеркивать Божественное.

Однажды, когда я был еще студентом духовной семинарии, меня поразила проповедь архиепископа Михаила (Мудьюгина), профессора, находящегося тогда в возрасте около 90 лет. Он служил в академическом храме и в праздник, посвященный Богородице, сказал, что все мы прославляем Пресвятую Богородицу, а ведь Она Та, Которая воспитала Своего Сына, научила Его первым словам, вложила отношение к жизни, понимание явлений. Все, что имел Иисус, вложила в Него Мать и мнимый отец Иосиф. Услышав это, вдруг для меня тогда по-новому все открылось: мы привыкли, что Пресвятая Богородица находится где-то в стороне, в тени Сына, но ведь именно Она сформировала Его как дитя, как ребенка. Это интересная и огромная тема.

Сегодня мы поговорим о том, каким был Господь Иисус Христос в обычной повседневной жизни, в реальности. Готовясь к этой передаче, я взял в руки Евангелие и сделал несколько выписок. Буду очень рад, если телезрители позвонят и зададут вопросы по этой теме.

Насколько я понимаю, проблема эта не новая. Ересь монофизитства - это и был отход от человечества Иисуса Христа и акцент на Божественности.

Да, у нас были разные ереси: арианская ересь делала акцент в сторону человечества Христа, монофизитство - в сторону Божественности Христа. Правильный, взвешенный путь - это гармоническое соединение, когда мы понимаем, что Иисус Христос был Богочеловеком и в Нем было совмещено и Божественное, и человеческое, не подавляющее друг друга, а взаимодополняющее. Тем не менее человеческое во Христе было раскрыто в полной мере. Христос, если так можно выразиться, был прекрасным человеком. Когда я буду называть Христа человеком, знайте, что я подразумеваю, что Христос - Богочеловек, я не считаю Христа просто человеком, но сегодня в передаче мы будем говорить о Христе как о человеке. Христос был прекрасным человеком, и если бы мы с Ним познакомились, то попали бы под обаяние Его личности. Он великолепно говорил, обладал чувством юмора, деликатностью, был очень мягким, нежным, заботливым человеком. Вновь и вновь читая Евангелие, во Христа влюбляешься, влюбляешься в Его личность. Я сегодня расскажу о том, каким Христос представляется нам, когда мы читаем Его поучения. Обязательно надо делать поправку на то, что мы не знаем на сто процентов, каким Он был, потому что у нас нет фотографий и репортажных зарисовок; у нас есть Евангелие, которое в каком-то смысле является биографией Иисуса Христа. Но не будем забывать о том, что Евангелия писались уже после Воскресения Христа из мертвых, Евангелия окрашены в цвет Воскресшего Христа. Иначе к Христу относились при Его жизни, и совсем иначе стали относиться, когда Он воскрес из мертвых: народ уже понял, Кто Он такой, и это бросает свою тень на воспоминания: Христос в Евангелиях изображается уже возвышенный. Поэтому это не совсем биография, а биография в свете воспоминаний об Иисусе Христе после Его Воскресения из мертвых, и мы должны к евангельским рассказам относиться с известной долей осторожности, если пытаемся реконструировать по ним подлинный образ Христа.

Как-то я давал одно интервью, в котором рассказал, что в Таллинне есть старинное дерево, на котором ножиком вырезано: «Здесь был Леша Ридигер, 1946 год». Это наш Святейших Патриарх, Алексий II, будучи еще мальчиком Лешей, вырезал надпись на дереве, и до сих пор она сохранилась. Тогда на передаче то, что я говорил, вырезали, потому что надпись Леши Ридигера и Святейший Патриарх - вещи несопоставимые. То же самое произошло с Иисусом Христом: Он был одним при жизни, а когда воскрес из мертвых, Его стали воспринимать и описывать как истинного Сына Божия.

Каким из Евангелия мы представляем себе Иисуса Христа? Поговорим о Его речи, ведь по ней мы узнаем о человеке. Христос получил образование, был умным, и, когда говорят, что Он был неграмотным, это чушь: он прекрасно ориентировался в законе иудейском, а это принадлежит к сфере земных знаний. Не нужно думать, что Его Божественность сообщала Ему эти знания. Человеческие знания - это то, что ты получаешь по своему человечеству. Христос был широко развитым человеком, Он приводил примеры из разных областей. Его красивый, богатый язык можно сравнивать с языком апостола Павла, получившего классическое образование. Речь Христа полна ярких образов. Когда ученые перевели с греческого языка то, что говорил Христос, на арамейский - родной язык Иисуса, они увидели, что Христос говорил почти стихами:«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них» (Мф.,6:25-29) .

Христос всегда приводит яркие и интересные примеры. У Него очень нежная поэтическая душа - это тоже заслуга Его родителей, в частности Пресвятой Богородицы. Он восхищается красотою полевых лилий, анемонов красных, которыми усыпаны галилейские поля весной. Христос изумляется тому, что Бог питает даже маленькую птичку, которая никогда не умрет с голода. Иисус очень внимательный человек. Он размышляет (это тоже не Божественная сторона, а человеческое свойство) о тайнах природы, о загадках мироздания. Христос подмечает то, мимо чего проходят другие, например, зерно, которое бросает человек: что с ним происходит? Христос думает над этим спрашивая: «Чему уподоблю Царство Небесное?» «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и кáк семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк., 4:26-28). Христос всегда размышляет над этими тайнами и загадками природы. О чем бы Иисус ни говорил, Он предпочитает язык живых, конкретных примеров, никогда не говоря сухо и отвлеченно. Он не философствует, а говорит ярко и динамично. Вместо того чтобы сказать: «Милостыню не подают напоказ», Он говорит: «Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (См.: Мф., 6:2). Вместо того чтобы сказать, что человеческие отношения гораздо важнее религиозных обрядов, Он говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.,5:23-24). Очень богатый, образный язык, яркие и интересные обороты речи использует Христос. Он очень наблюдательный, внимательный человек, любит природу, мироздание во всех его проявлениях.

Христос говорит с юмором, с иронией. Часто люди спрашивают: «Почему Христос никогда не смеялся?» Надо пояснить, что Евангелия составлялись по образцу античных жизнеописаний. Ученые-библеисты говорят, что если мы возьмём античные жизнеописания каких-то героев, к примеру Александра Македонского, Юлия Цезаря, сравним их, то увидим, что все они писались по одному образцу и ни Александр Македонский, ни Юлий Цезарь тоже никогда не смеялись. Дело в том, что античный жанр биографии не подразумевает писать об уважаемом человеке, что тот смеялся. Считалось, что смеются простолюдины, а высокие люди, цари, великие люди не смеются. Такая традиция жизнеописания сохраняется и в Евангелии. Но то, что речь Христа была, безусловно, с юмором, мы видим. Христос знал толк в юморе, и, например, такую серьёзную мысль: «Что ты смотришь на недостатки другого, на себя посмотри», облекает в юмористическую форму: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф., 7:3). Кстати, в оригинале нет слов «бревно» и «сучок», а сказано: «Не замечаешь маленькой щепочки, попавшей из-под рубанка, а доски в своем глазе не чувствуешь». Такая трактовка объяснима ещё и тем, что Он все-таки вырос в семье плотника Иосифа. А вот другая мысль: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» В оригинале сказано: «Если соль сдуреет, сойдет с ума…» В притче о женщине, которая взяла три меры муки, вложила в них закваску, пока не вскисло все, три меры муки - это почти сто килограммов, что немного смешно. В притче о десяти девах, в которой девы ждут жениха, все они заснули - такие хорошие девы, так ждали жениха, что заснули. Это тоже иронично, юмористично. А жених почему так задержался? Обычно жених перед свадьбой обговаривал с отцом невесты вопросы наследства; получается, что жених жадноватый: задержался до последнего, обсуждая, сколько и какого приданого дадут за невестой. Все в этой притче с ноткой доброжелательного юмора. Христос говорит: «Вы - свет мира» и добавляет: «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Мф., 5:15). Когда хотели погасить светильник, накрывали его перевернутым горшком, чтобы прекратился доступ кислорода, и лампадка затухала. Христос не просто говорит: «Вы - свет мира», Он говорит: «Вы, христиане, Мои ученики, вы свет мира, вы зажжены, стоите на подсвечнике, чтобы светить всем, входящим в дом». Это очень яркая, интересная речь.

У Христа мягкая, поэтичная душа. Он говорит: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?» (Лк.,11:11). В Палестине есть камни, похожие на хлебные лепешки, и Христос здесь говорит про маленького ребенка, например трёхлетнего малыша, который приходит к отцу и просит у него хлебушка. Какой отец даст камень вместо хлеба? Или вместо вкусной, копченой рыбы (миноги или угря) даст змею, которая извернется и укусит малыша? Разве такое бывает? «Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?» (Лк., 11:12) . Свернувшийся скорпиончик похож на яйцо, и малыш может обмануться. Посмотрите, какая у Христа тонкая, нежная, поэтичная душа! Если ребенок просит у отца хлеб, рыбу или яйцо, никакой отец ни в коем случае не даст своему ребенку камень, змею или скорпиона. Он говорит: «Если люди, будучи по природе злы, никогда гадости своим детям не сделают, то ни тем ли более Отец Небесный ничего плохого нам не сделает». Можно еще много других примеров приводить.

Нам важно увидеть характерные черты психологического портрета Иисуса Христа. Кроме того, что Христос говорит ярко, динамично, интересно, и Его одно удовольствие слушать, Он говорит еще и как власть имеющий. Это тоже интересный момент. Он говорит как человек, облеченный полномочиями от Бога Отца. В Нагорной проповеди Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам…Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам…». Казалось бы, Кто дал Тебе полномочия корректировать заповеди Божии? Ведь нам Бог дал заповеди.

Одна из телезрительниц задает именно такой вопрос: «Насколько разумно вел себя наш Спаситель, и не считали ли Его сумасшедшим в связи с этим?»

Он вел себя всегда адекватно, но все-таки Его считали иногда немного не в себе, когда Он всего Себя отдавал людям. Сказано в Евангелии, что Он не ел и не пил, даже ученики Его взалкали, стали рвать зерна на поле; часто они не могли поесть и были голодными, потому что Иисус всего Себя отдавал людям. Однажды Он проповедовал несколько дней кряду, исцелял людей, и сказано, что люди думали, что бес в Нем, что не означало, что Он бесноватый, а считалось, что Он сумасшедший. Раньше люди, в которых вошел бес, считались сумасшедшими. И сказано, что за Ним пришли Мать Его и братья Его увести Его. В оригинале сказано: чтобы Его связать и увести, потому что думали, что Он сошел с ума. Он не пьет, не ест, не спит, все время Себя отдает людям; в этом смысле люди считали, что Он ведет себя неадекватно, не как нормальный человек, который не забывает свои интересы.

Что касается языка, речи, то Иисус всегда говорил разумно, четко и конкретно. Если раньше некоторые святые отцы говорили, что Иисус говорил непонятно, то на сегодняшний день библеисты утверждают, что все речи Христа адекватны, понятны, вразумительны и логичны.

Интересно, Христа как Богочеловека что-то сердило, злило? Меня иногда об этом спрашивают люди. Да, Его сердили и злили проделки сатаны в нашем мире. Когда люди наглели и игнорировали заповеди Божии, это тоже Христа сердило: мы помним, как Он изгоняет ревностно торгующих из храма. Я приведу такой евангельский пример: однажды, когда Иисус пришел к Своему умершему другу Лазарю, то прослезился, потому что увидел плач и рыдания хороших людей, потерявших своего близкого человека. Он заплакал вместе со всеми людьми, но не от жалости к другу, зная, что сейчас воскресит его. Христу было грустно от того, как сатана безнаказанно действует в нашем мире. Дальше сказано: «Иисус возмутился духом». Это выражение не передает всего смысла греческой фразы, в которой сказано, что Христос пришел в крайнюю степень возмущения. На кого Он возмутился? На кого Он рассердился? Конечно, на сатану, который безнаказанно действует и похищает хороших людей из нашего мира. Христос бескомпромиссен в отношении к греху, у Него непримиримое отношение к сатане, бесы трепещут перед Ним: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий!». Он же повелевает: «Замолчи и выйди», не хочет даже вступать в беседы с бесом.

Христос имеет огромную любовь к людям. Лично меня до глубины души трогает следующий эпизод, хотя таких эпизодов в Евангелии много, - чудо воскрешения дочери начальника синагоги Иаира. Подходя и кланяясь Ему, этот начальник синагоги говорит, что дочь его при смерти. Иисус сразу спешит исцелить ее, но Христа останавливает кровоточивая женщина, коснувшаяся края Его одежды. Он останавливается и говорит этой исцеленной женщине: «…Вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет» (Лк., 8:48-50) . Христос не дает отцу даже секунды, чтобы испугаться происшедшего, потому что это естественная реакция в данной ситуации. Христос не ждет, что ему скажет тот человек, Он перебивает посланцев словами: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». Насколько Христос ценит то, что нам дорого! Христос не хочет нас оставлять в беде ни на секунду, Он не хочет, чтобы нам стало страшно, чтобы мы испугались.

Вопрос телезрительницы: «Иисус Назорей и Иисус Назарянин. Это одно и то же? Вроде бы, назореями считались люди, похожие на монахов, которые не стриглись, принимали обет целомудрия, а назарянин означает, что Он из города Назарета. Как правильно: Иисус Назарянин или Иисус Назорей?»

Иисус, конечно, не назорей, а назарянин. Не только в литературе I века, но даже и в Новом Завете мы встречаем, что люди думали, что Иисус - назорей. В сознании людей происходила путаница, даже и современные люди путаются. Надо сказать, что эти понятия связаны. Слово «назорей» и «назарянин» имеют единый корень. Считалось, что жители города Назарета дали основание этому движению назореев, которое по имени города Назарета и было названо. Но Иисус не был назореем, Он не был отшельником; Он стриг волосы, ухаживал за собой. Назореи же не стриглись, не брились. Назореем был Иоанн Креститель, Иисус же был назарянином.

- Вернемся к теме воскрешений.

Христос немного воскрешений совершает, всего три: воскрешение дочери Иаира, сына вдовы Наинской и друга Своего Лазаря. Воскрешение Лазаря было необходимо потому, что Иисус Сам собирался идти на Свои страсти, и Он хотел людям показать, чтобы они совсем не отчаялись, когда увидят Его распятым; показать то, что у них есть шанс верить в то, что есть выход, свет в конце тоннеля. А относительно воскрешения дочери Иаира и сына вдовы Наинской - это жесты милосердия со стороны Христа. Он не хотел воскрешать мертвецов, потому что не наступило для этого время. Когда мир преобразится, когда Вселенная войдет в новую фазу своего бытия (мы верим в это), тогда все мы воскреснем. Но еще не наступило время, когда Иисус служил. Но разве можно пройти мимо такого человеческого горя, когда женщина-вдова потеряла сына? У нее нет мужа, она потеряла своего единственного сына, который был для нее всем. Или можно ли пройти мимо горя начальника синагоги, потерявшего единственную дочь? В те времена у евреев было много детей в семье: по пять-шесть, люди не предохранялись, и у них было столько детей, сколько давал Бог. У начальника синагоги не было долгое время детей, и вот родилась единственная дочь. Начальником синагоги в то время был человек, который на свои деньги построил синагогу. Человек, который эти деньги не пропил, не проел, не прогулял, не купил себе новую яхту, а построил на эти деньги синагогу - показатель того, как человек любил Бога. И у него была одна-единственная дочь, которая умирает. Мог ли Иисус пройти мимо этого горя? Иисус не хотел устраивать воскрешения, но пройти мимо такого горя невозможно. Это говорит о потрясающей любви и нежности Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

В общем, мы себе представляем такой психологический портрет Иисуса Христа: красивый, энергичный, сильный, выносливый человек. Сказано, когда они совершали путешествие: ученики Его запыхались, без ног валились, а Христос говорит им: «Идемте дальше». Христос ухаживал за Собой, Он говорил: «Когда поститесь, не будьте унылы», а в оригинале сказано: «Не будьте чумазы, как фарисеи, которые размазывают грязь по лицу». Христос говорит: «Умой лицо свое, помажь голову свою елеем». В праздники обычно смазывали голову елеем, чтобы она блестела. Иисус следил за Собой. Он был интеллигентным, красивым человеком, ярко, интересно говорил, сопереживал людям в их горе. Он мог шутить, разделял радость человеческую: Он пришел на пир в Кану Галилейскую и превратил воду в вино, чтобы пир продолжался, чтобы люди веселились; Христос не был против человеческого веселья.

Вчера я разговаривал с одной женщиной, которая сказала, что не может стать христианкой, потому что любит мир, не может отказаться от радости мира. Я ее спросил, откуда она составила такое впечатление, что христианство зовет отказаться от мира в его прекрасных и светлых проявлениях? Господь Иисус Христос любил мир. Мы уже говорили о том, как Он умилялся тому, как Бог Отец одевает каждое растение, каждую травинку, как Он радовался птичкам маленьким, как Он радовался человеческой радости и как Он плакал, когда видел, как сатана вносит темные линии в наш мир, портит жизнь людям.

Вопрос телезрительницы: «Когда Иисус Христос вместе с родителями был на Пасхе в Иерусалиме в 12-летнем возрасте, родители искали Его, а Он сказал им: «Разве Вы не знаете, что Я в доме Отца Своего». При Крещении Его Иоанном был голос Бога Отца с неба: «Ты Сын Мой Возлюбленный» - это было личное обращение к Христу. Знал ли Христос до Своего Крещения о том, что Он Бог?»

Вопрос очень хороший и непростой. Старое, прежнее, даже святоотеческое представление нам говорило о том, что Иисус с младенчества знал, что Он Сын Божий, знал, что эта сила в нем была, но Он ее скрывал, а на самом деле Он мог бы всех испепелить одним мановением руки. Современные библеисты говорят, что, скорее всего, Христос догадывался об этом, но нельзя сказать, что Он стопроцентно знал эти вещи. Для Него Крещение было очень важным: Христос получает от Бога Отца подтверждение: «Ты Сын Мой Возлюбленный». Христос крестится, и Отец дает Ему подтверждение: «Иди, совершай эту миссию, совершай это служение». Второй раз Отец является Ему и подтверждает это в момент Преображения, когда Христос думает о Своих страстях. Тогда явились Ему Моисей и Илия, говоря о Его исходе. Исход - это термин, означающий страсти Христовы. Христос спускается с горы Фавор и идет на другую гору - Голгофу.

Итак, есть две точки зрения. Первая, традиционная и классическая: Иисус прекрасно знал о том, что Он Сын Божий. Вторая, которую принимают современные ученые-библеисты и которая имеет подтверждение в Священном Писании: Иисус, скорее всего, догадывался о Своей особой миссии, как и Его родители. Про Пресвятую Богородицу сказано: «Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (См.: Лк., 2:51). Она напряженно размышляла о том, кто Ее Сын, до конца не понимая, что значит Сын Божий, Спаситель мира; для Неё это были таинственные вещи. Получается, что Иисус все это знал, но скрывал от своих близких людей, родителей? Скорее всего, Христос догадывался о Своей особой миссии, о Своем предназначении, и по мере земного служения Ему эта тайна постепенно открывалась. Я со всем уважением читаю, что святые отцы говорят о воле и чувствах Христа, но мы не можем знать всё до конца наверняка. Священное Писание нам не дает знаний о том, как воля и чувства в Иисусе Христе взаимозаменялись, общались; насколько и в каких пропорциях взаимодействовали в Нем Божественное и человеческое. Мы не можем этого познать, мы можем только предполагать, но с известной долей осторожности.

Есть такие моменты в Священном Писании, которые кажутся жесткими, трудно понимаемыми. Например, когда женщина требует помощи, а Спаситель отвечает ей, что нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

Это очень хороший вопрос. Мы говорим, что Христос любит людей, а как же он их любит? Одна женщина, сирофиникиянка-язычница, говорит Иисусу, что дочь ее зло страдает - беснуется, и просит помочь ей. На это Иисус говорит ей, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». На слова женщины, что «и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», Иисус отвечает: «Великá вера твоя; да будет тебе по вере твоей». (См.: Мф., 15:26-28). Христос действительно вначале не хочет совершать для нее чудо. Почему? Многие святые отцы об этом думали, и даже у них нет единого мнения на этот счет. Скорее всего, Иисус Христос не хочет совершать для нее чуда по очень простой причине: Он вообще для язычников не хотел совершать чуда. Если бы Христос стал совершать чудеса сегодня для евреев, завтра для язычников, то у евреев, которые видели служение Христа, произошла бы каша в голове, шизофрения. Мессия должен прийти к Израилю, к богоизбранному народу. Сначала должен обратиться Израиль, а потом спасение должно потечь во все остальные народы. Так предсказывали пророки. Христос, когда явился после Своего Воскресения, сказал: «Теперь настало время, идите и крестите все народы». Тогда же время еще не настало. Христос совершал иногда для язычников чудеса, но это не было системой, это было в порядке исключения. В этом случае Христос не хочет помогать этой женщине, но Он отвечает ей не жестко, а с юмором, напоминая поговорку: евреи называли себя детьми Божиими, а язычников - псами, собаками, и звучало это грубо. Христос называет слово в оригинале, означающее маленькие собачки, щеночки. Христос с юмором ей отвечает, что нехорошо отнять хлеб у детей - чад Божиих и бросить собачкам. Он смягчает эту форму и цитирует поговорку того времени. Эта мягкая и деликатная поговорка должна показать женщине, что Он не хотел бы совершать чудо, что не для этого Он пришел; Его окружала толпа евреев, и это нарушит их ожидания. Но женщина проявляет настойчивость, и вместо того, чтобы отстать, она говорит, что, когда со стола падают крохи, их и собачки съедают. Христос умилился такой настойчивости и говорит, что дочь ее будет здорова. Поэтому здесь нет жесткости и агрессии Христа, но мы видим нежелание совершать чудо для язычников.

Мы говорим о психологическом портрете. Думаю, что у Спасителя был и определенный темперамент. Все люди разные, у каждого свой темперамент. Насколько мы можем уподобляться Спасителю?

Современная психология говорит нам, что темперамент - это то, что нам задано, дар Божий, нам его не переделать. Замечательно, что у каждого свой темперамент. Я бы не рискнул говорить о темпераменте Христа. В любом случае, Он не был ни флегматиком, ни меланхоликом, скорее холериком, потому что был ярким, динамичным, был лидером, но не потому, что был Богочеловеком. Куда бы Христос ни попадал, даже в общество к фарисеям, Он становился центром внимания, потому что был просто ярким человеком. Святые отцы говорили о том, что замечательно, что у каждого есть свой темперамент. Мы же должны, пользуясь им, обратить его себе на пользу, хотя это сделать бывает не просто. Например, человеку порывистому святые отцы советовали обратить свои порывы на доброе, на достижение светлых духовных перспектив, преодолевая движение к страстям и грехам. Каждый из нас имеет Богом данный темперамент и может с помощью благодати Божией, которая нам дается, обратить его себе во спасение.

Как Вы считаете, та эпоха, в которой жил Спаситель, была легче в плане выбора для маленького Иисуса Христа - кем быть, каким быть? Если бы Спаситель родился в наше время, на мой взгляд, Его задача была бы просто невыполнимой - вырасти в современных условиях таким, каким Он должен стать?

Вы задали сложный вопрос, над которым мне надо думать. Хочется сказать и то, и другое. Хотелось бы поразмышлять, насколько человек стал другим за эти прошедшие две тысячи лет? Понятно, что изменились условия жизни, технически нам жить легче, население планеты в основном грамотное. Специалисты говорят, что в то время даже среди евреев было всего 2% грамотного населения. Люди были простые: крестьяне, рыбаки, мелкие ремесленники, поэтому Христос и общался с ними яркими притчами. К слову о том, что Христос был умным и остроумным человеком: Он рассказал нам более 30 притч. Если кто-то думает, что это ерунда, попробуйте придумать пару интересных хороших притч, упакуйте некий элемент христианского учения в яркий, интересный рассказ - и вы увидите, как это тяжело. Конечно, время было другое, но человек всегда такой, какой есть: как правило, люди духовно ленивы. Христа эта ситуация расстраивала и возмущала (хотя мы не знаем, было ли Ему присуще возмущение). Он всегда говорил: «Горе вам, еврейские города, которые видели столько чудес, что если бы это увидели Содом и Гоморра, они бы покаялись». Столько всего сделал Христос для еврейских городов - Капернаума, Вифсаиды! Люди ходят за Христом, пользуются Его благами, которые Он дает, но внутренне меняться не хотят. Потребительская установка людей часто встречается даже в Евангелии.

Там описан случай, когда Христос спускается с горы Фавор, и вдруг из народа выходит отец бесноватого мальчика и просит Христа помочь, потому что ученики не смогли излечить его сына. Христос отвечает: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» Святые отцы размышляют, кому Христос адресовал эти слова, может быть, ученикам? Нет, Он отцу адресовал эти слова. Ученики все оставили и пошли за Иисусом, а где был этот отец? Почему он не ходил за Иисусом, а пришел к Нему только когда возникли проблемы с ребенком? Потом ребенок исцелился, и отец опять ушел, вернулся к своим делам. Поэтому Христос и восклицает такие слова: «О, род неверный и развращенный!», потому что все только пользуются Христом, хотят только вытребовать, получить от Него что-то и вернуться опять к прежней своей жизни. Очень показательна история, когда Христос изгнал бесов из Гадаринских бесноватых, они вошли в свиней, стадо свиное бросилось с кручи, а люди начали просить, чтобы Иисус ушел от пределов их города. Люди решили: не нужны нам проблемы никакие, мы лучше со своими свиньями останемся. Вот так и многие современные люди хотят оставаться со своими грехами, страстями, пусть они запутались в них, не знают, как жить, во что верить, но им так уютнее, чем Ты, Господи, что-то в нашей жизни будешь менять. Такая духовная лень всегда была присуща людям. Думаю, что человек - это самый тяжелый и неподатливый материал, самый сопротивляющийся. Когда Иисус рассказывал притчу о десяти девах и о женихе запоздавшем, подразумевалось, что долго еще не придет Сын Человеческий. Апостол Павел думал и говорил, что он доживет до второго пришествия Христа. Но мы увидели, что их убили, казнили, потому что мир не с радостью принимал Христа. И Христос знал, что мир не примет христианство с распростертыми объятиями.

Вопрос телезрительницы из Краснодара: «Христос Воскресе! В Евангелии от Иоанна очень подробно описана встреча Спасителя с самарянкой. Написано, что ученики пошли купить еды, получается, что при разговоре самарянки с Христом никого не было. Тем не менее евангелист Иоанн очень подробно описывает их беседу, приводит их диалог. Каким образом это могло быть до нас донесено?»

Очень хороший вопрос. Пользуясь возможностью, так как нас смотрит большое количество телезрителей, я хотел бы людям прорекламировать, что на сайте «Азбука веры» у меня есть проект, где я прокомментировал все евангельские чтения, которые день за днем читаются. Кто зайдет на этот сайт, найдёт в разделе «Церковный календарь» видео, в котором я, с учетом святоотеческих и новейших богословских сочинений, комментирую то или иное евангельское чтение, день за днем все четыре Евангелия, 365 чтений.

Мы должны принять за основу следующее: Иисус или эта женщина рассказали ученикам о том, что произошло. Там сказано, что женщина-самарянка побежала потом всем рассказывать. Иисус у них неделю пробыл, и за это время ученики и могли пообщаться с этой женщиной. Проблемы в этом нет, чтобы кто-то потом рассказал. Важно помнить, что евреи и самаряне в то время были врагами и не могли общаться. А ещё важно понять, что эта беседа перевернула мировоззрение этой женщины. Некоторые люди не доверяют истинности слов Христа в этом евангельском эпизоде, говорят, что там могло быть что-то додумано. Мне кажется, не нужно думать, исходя из некоторых версий, что кто-то что-то додумал, что евангелист Иоанн сконструировал какую-то богословскую беседу. Беседа Христа с самарянкой очень реалистичная, практичная и конкретная. Иисус обвиняет женщину в том, что она сожительствует с мужчинами, имела 6 мужей, на самом деле это были не мужья, а сожители. Эта женщина - блудница, она пришла к колодцу в полдень, когда сильная жара и никого нет. Женщина пришла, чтобы ни с кем не встречаться, а встретилась с Иисусом, и это очень символично. На самом деле можно много рассуждать об этом с виду незначительном, но важном эпизоде из жизни Спасителя.

Раз уж мы затронули тему Евангелия от Иоанна, не могли бы Вы кратко объяснить, почему три первых Евангелия, которые мы называем синоптическими, повествуют больше о земной стороне жизни Спасителя, а евангелист Иоанн - о духовной?

Вы правильно сказали о том, что три первых евангелиста называются синоптиками. Синоптик - это не тот, кто погоду предсказывает. В переводе с греческого это слово означает «согласие», они согласны друг с другом. Еще 80-100 лет назад в библеистике было модно считать, что первые Евангелия - Матфея, Марка и Луки - сообщают о реальном Иисусе, а Евангелие от Иоанна, скорее, не рассказ о реальном Иисусе, а богословская поэма, когда первые христиане, размышляя над тем, что сказал Иисус, сочинили такие красивые поучения. Но археологические раскопки, библейские исследования показали, что это не так, и дали ответ на вопрос, почему Евангелие от Иоанна так сильно отличается. На сегодняшний день в науке общепризнано, что Евангелие от Иоанна основывается на Иерусалимском материале. Иисус не жил в Иерусалиме, Он туда приходил всего 3-4 раза за Свою земную жизнь. В этом городе у Него были друзья, например Иосиф Аримафейский, который купил себе богатую гробницу, приехал жить в Иерусалим, чтобы он и его потомки потом были там захоронены, но он эту гробницу впоследствии подарил Иисусу. В Вифании, пригороде Иерусалима, друзьями Иисуса были Мария, Марфа и Лазарь. В Евангелии от Иоанна все время говорится о людях, сопутствующих Христу в Иерусалиме. Археологи обнаружили, что Евангелие от Иоанна не ошибается ни в каких нюансах, оно абсолютно топографически точно воспроизводит городские детали. Другие синоптики, говоря об Иерусалиме, все время ошибаются, не совсем в нем ориентируются. Синоптики основываются на Галилейском материале, где Христос проповедовал в окрестных городках и селах, говорил простым языком, обращаясь к простым людям. Вот этот материал, эти предания сохранились среди галилейских христиан и потом вошли в Евангелия галилейские. А материал бесед Иисуса, служения Иисуса, проповедей Иисуса в Иерусалиме и его окрестностях сохранили иерусалимские христиане, и на основании иерусалимского материала было написано Евангелие от Иоанна. Это общепринятая точка зрения в современной науке. Евангелие от Иоанна - это не поэма. Понятно, что иерусалимские христиане отличались от галилейских своим развитием, поэтому Христос им говорит более загадочные, таинственные, высокие вещи. А обращаясь в Галилее к рыбакам и крестьянам, Христос говорил на понятном им языке притчами.

Тот самый портрет Иисуса Христа, который мы пытаемся создать, как его для себя сложить, читая Священное Писание?

К сожалению, просто читая Священное Писание, нам не сложить такого портрета, если мы не будем знакомиться с какими-то исследованиями на эту тему. Я сейчас предпринимаю попытку написать общедоступный комментарий на весь Новый Завет. У меня есть цикл лекций, подробный разбор всех Евангелий. Если прослушать этот материал, сложится образ Христа. К сожалению, не зная реалий, мы не поймем до конца, что Иисус имел в виду. Не нужно забывать, что Христос говорил по-арамейски, а Евангелия были написаны по-гречески. В Евангелии есть непонятные без обратного перевода на арамейский язык места. На сегодняшний день ученые это и сделали: перевели непонятные речи Христа на арамейский язык, и они зазвучали по-иному, в них появился смысл. За отсутствием времени я не буду приводить примеры, но это факт. Обязательно нужно знакомиться с реалиями, читать книги, посвященные жизни Иисуса, той эпохе, и тогда Его образ засияет всеми красками, Он станет живым перед нами, а не каким-то написанным на иконе и поставленным на полочку далеким Богом. Я очень люблю Господа и Спасителя, очень люблю Евангелие, на протяжении более чем 20 лет изучаю, читаю, занимаюсь, ежедневно погружаясь в эту тему. То, что открывается нам, когда мы глубже это познаём, неизмеримо интереснее и прекраснее того, что даётся нам из простого чтения текста Священного Писания. Некоторые говорят, что им достаточно святых отцов и не нужны богословы и библеисты. Не нужно забывать, что святые отцы писали в то время, когда такого города, как Иерусалим, вообще не существовало: он прекратил свое существование в I веке, а во II веке на том месте построили языческий город Элия Капитолина. Иоанн Златоуст жил в IV-начале V века, он не видел Иерусалима, того Израиля не было, римляне стерли его с лица земли. Иоанн Златоуст вообще ничего не знал об обрядах и традициях того времени. Приведу ещё пример. Был такой историк, отец церковной истории Евсевий Кесарийский, епископ Кесарии (Палестины). Он много путешествовал по Палестине и написал книгу «Ономастикон», в которой указал, каким библейским событиям в его время (а жил он в IV веке) какие соответствуют места. Современные ученые говорят, что Евсевий Кесарийский верен только на 20 %, а на 80 % он не знает, где что было. Говорится, что Иисус был тут, а на самом деле Иисус там не был, а был в другом месте. Даже в начале IV века уже не было известно жителям Палестины, где что происходило. Например, в конце XIX века раскопали Вифезду купель и убедились, что апостол Иоанн говорит все точно, она действительно была у Овечьих ворот. До этого времени думали, что это вымысел: какая такая гигантская купель Вифезда, когда все раскопано, и нигде в Иерусалиме её нет. Нашли, и до сих пор каждый день находят что-то, подтверждающее Евангелие. Надеюсь, что мы будем возвращаться к теме изучения Евангелия еще не раз, к теме лучшего понимания образа Господа и Спасителя, Его действий.

Господь да благословит всех вас! Спасибо вам за вашу любовь и терпение!

Ведущий: диакон Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Нина Кирсанова

Свт. Кирилл Александрийский

«И глагола ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти?» Легко соглашается Нафанаил с тем, что появление ожидаемого из Назарета есть дело великое и славное. Впрочем, не один только Назарет принимает он в качестве доказательства, но, обладая знанием закона и пророков, он, как многоученый человек, быстро уразумевает это.

«Глагола ему Филипп: Прииди и виждь». Для удостоверения, говорит, будет достаточно только посмотреть Его, и как только вступишь в беседу с Ним, сейчас же признаешь и без колебания скажешь, что Он действительно есть Ожидаемый (Христос). Некая Божественная и несказанная благодать, как надо верить нам, изливалась в словах Спасителя и пленяла слушателей, о чем написано так: «вси дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его» (Лк. 4:22) , так как слово Его обладало действенной силой и было в состоянии убеждать (Мф. 7:28–29) .

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Свт. Лука Крымский

И глагола ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти; Глагола ему Филипп: прииди и виждь

Вы знаете, что говорили иудеи, современники Христа: Из Назарета может ли быть что доброе?

Это о Нем говорили. А когда пришел Господь в Назарет, где вырос, где воспитывался, там люди с презрением относились к Нему, не считали ни святым, ни пророком и говорили: «Ведь мы же знаем, что это сын плотника Иосифа». С таким же презрением относится к Спасителю и доныне значительная часть рода человеческого - того рода, который некогда был христианским, а теперь стал богоотступным. Почему, отчего? Именно потому, что учение Христа в высшей степени просто, так просто, что доступно пониманию самого простого, самого необразованного человека. А люди гордые с презрением относятся ко всему простому, низкому, люди преклоняются перед тем, что считают великим и многозначительным. А по своей гордости, по высокоумию своему знать не хотят Господа Иисуса Христа, избрали себе других учителей, других вождей.

От Господа и Спасителя нашего отреклись. Не думайте, что это отречение от Господа, уничижение святого имени Его есть дело наших дней, - отступление от Господа, отвержение учения Христова началось в весьма древнее время, еще в первый век христианства. И во все века, во всех народах были люди, отвергавшие Евангелие.

А в нашей стране, в которой, как я говорил вам неоднократно, до конца XVII века все люди были весьма благочестивы, все были христианами, - в нашей стране отступление от учения христианского, попрание имени Христова началось очень давно, более 200 лет тому назад: с XVIII века, точнее, с первой половины его.

Откуда пришло это надругательство над христианством, это отвержение Евангелия в страну нашу? Оно пришло из Франции, когда там появились философы-материалисты, так называемые энциклопедисты; когда начался «век просвещения», а в особенности тогда, когда кумиром всего высшего общества, кумиром всех образованных людей того времени стал Вольтер, французский философ - безбожник и хулитель Христа. Он обладал чрезвычайным остроумием, чрезвычайно едко высмеивал Христа, издевался над Ним, и эти издевательства подхватили склонные к богохульству люди, подхватили везде и всюду. И, пожалуй, нигде не было такого количества людей, восхищавшихся Вольтером, как у нас в России - в высшем, так называемом, обществе.

И началось уже тогда, уже во времена императрицы Екатерины II почти поголовное отступление от Христа в этом высшем обществе. Сама Екатерина была горячей поклонницей Вольтера. Всё русское стало презренно, над патриотизмом смеялись, над любовью к родине издевались, стыдились назваться русским человеком, стыдились своего русского языка; и все богатые люди, все дворяне стали воспитывать своих детей во французском безбожном духе: они выписывали воспитателей из Франции, и эти воспитатели, полные вольнодумства, возраставшие на философии энциклопедистов, влагали эти чувства и идеи в юные сердца, воспитывали их в духе безбожной Франции, в духе вольтерьянства, в духе издевательств над христианством, внушали им презрение к родине, внушали преклонение пред Европой.

Дело дошло до того, что дворяне почти забыли русский язык: детей учили только по-французски, читали исключительно французские книги, русский язык считали языком простонародья; над религией издевались, духовенство унижали, считали ниже своего достоинства принять в дом священника; и не терпели, совсем не терпели никакого увещания, никакого обличения. Поверите ли вы, что однажды великий святитель Тихон Задонский стал кротко и смиренно увещевать одного молодого дворянина оставить вольнодумство, вернуться к вере отцов, и этот дерзкий молодой человек ударил святителя по лицу. Святой упал ему в ноги и просил простить, что его огорчил, и это так потрясло молодого человека, что он сразу устыдился, оставил вольнодумство и стал примерным христианином.

Вот каков был дух во второй половине XVIII века, до начала XIX столетия, а в XIX столетии на место вольтерьянского вольнодумства пришли и широко распространились новые веяния: мистические учения протестантского духа, далекие от подлинного христианства. Появилось и масонство, которое было враждебно христианству. В высшем обществе при Александре I Благословенном широкой волной разлилось мистическое сектантство, и продолжали русские люди отставать от смиренного Евангельского христианства. Видите, как глубоки, как давни корни нашего безбожия.

В чем же причины, почему увлекает людей безбожие, почему так поддались волне вольтерьянства, почему поддались сектантской мистике? Только потому, что люди были горды, что не было в них смирения, только потому, что были бесконечно далеки от настроения, которое всецело владело сердцем святого апостола Павла, который говорит, что не хочет знать ничего кроме Христа. Он отверг всё, всю мудрость человеческую, он хотел знать только Распятого Христа. Он нас предупреждает, чтобы мы не увлекались всяким ветром учения (Еф. 4:14) , не увлекались философией.

С 50-х и даже с 40-х годов всё русское общество увлеклось философией Гегеля, противоречащей христианству, той философией, которая и в наше время в великом почете. Не хотят слышать русские люди этого предупреждения апостола Павла не увлекаться всяким ветром учения , всякой философией, а жить в простоте христианской.

Не понимают люди, что слова Христовы имеют всепобеждающую, ни с чем не сравнимую силу именно благодаря простоте своей, той простоте, благодаря которой с неудержимой силой проникают они в сердце человека, даже самого простого. И от всех нас требуется именно такая простота. Господь Иисус Христос сказал, что мы должны быть как дети; что если не обратимся и не будем, как дети, не сможем войти в Царство Небесное. Господь требует от нас детской простоты, детской доверчивости. Господь требует, чтобы мы смиренно открыли сердце свое, и тогда войдет Он в наше сердце и сотворит в нем обитель со Отцом Своим. Вот только тогда, когда сердце наше станет просто, детски просто, когда отвергнет дерзкие философские учения, когда поймет, что слова Христовы выше всего, только тогда войдем мы в Царство Божие. Сего да сподобит нас Господь и Бог наш Иисус Христос! Аминь.

Спешите идти за Христом. Об истоках современного безбожия.

Прп. Иустин (Попович)

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри

Православие не доказывается, а являет себя: прииди и виждь ; в этом вся апология - прииди и виждь : сначала - Христа Богочеловека, затем всех святителей, мучеников…

Подвижнические и богословские главы.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 46-48 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя

Филипп сказал, что Христос из Назарета, а Нафанаил, как более сведущий в законе, знал из Писаний, что Христос должен прийти из Вифлеема, и потому говорит: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит: поди и посмотри, - зная, что Нафанаил не отстанет от Христа, если послушает Его речей. - Христос хвалит Нафанаила как истинного израильтянина, потому что он не сказал ничего ни в пользу, ни против Его; ибо слова его происходили не от неверия, а от осмотрительности и от ума, знавшего из закона, что Христос придет не из Назарета, а из Вифлеема. - Что же Нафанаил? Не увлекся ли похвалою? Нет, он желает узнать нечто яснее и точнее, и потому спрашивает: почему Ты меня знаешь? Господь сказывает ему то, чего не знал никто, кроме его самого и Филиппа, то, что было говорено и делано наедине, и таким образом открывает Свое Божество. Филипп беседовал с Нафанаилом наедине, когда никого не было под смоковницею, однако же Христос, и не быв там, знал все, почему и говорит: Я видел тебя, как ты был под смоковницею. - Господь заговорил о Нафанаиле прежде, чем приблизился Филипп, для того, чтобы кто не подумал, что Филипп пересказал Ему о смоковнице и о прочем, о чем Он говорил с Нафанаилом. - Из сего Нафанаил узнал Господа и исповедовал Его Сыном Божиим. Ибо слушай, что он говорит далее.

Евфимий Зигабен

И глагола ему Нафанаил: от Назарета может ли что добро быти, Зная, что пророк сказал: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля

(Мих. 5, 2 ; Мф. 2, 6) , Нафанаил ожидал Иисуса Христа из Вифлеема, слыша же теперь, что Он из Назарета, смутился и недоумевал, находя слова Филиппа несогласными с пророчеством. Поэтому, думая, что он ошибся относительно места, Нафанаил кротко отрицает, но не то, что Филипп нашел Иисуса Христа, а то, что Он из Назарета и совершенно спокойно в форме вопроса опровергает это, показывая этим, что он твердо знает Писание и не может ошибиться. Смысл его слов такой: может ли что доброе быть из Назарета, столь презренного и худого? Так как Галилея пользовалась у иудеев худой молвой, а Назарет был город Галилейский, Нафанаил сказал это, потому что был убежден, что ожидаемый Иисус Христос не из Назарета, а из Вифлеема.

Глагола ему Филипп: прииди и виждь

Не зная, почему это Нафанаил так сказал, и предполагая, что он просто порицает Назарет, Филипп ведет его к Иисусу Христу, думая, что он тотчас уверует, когда насладится Его учением и беседой.

Лопухин А.П.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри

Назарет (см. Мф.2:23) пользовался, очевидно, у галилеян недоброй славой, если Нафанаил так нехорошо отзывается о нем. Поэтому-то Нафанаилу и представляется невероятным, чтобы из такого города, пользующегося незавидной репутацией, пришел Мессия.

Назарет единственный город на горе в Нижней Галилее. Под ним на расстоянии около 20 км лежит долина Армагеддон, где происходили многие кровавые битвы Востока, где обещано и последнее из сражений Добра и Зла. Во времена Иисуса Назарет стоял вдали от торговых путей, следовательно был захолустным городком. «...из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоан. 1:46).

Археологи предполагают, что Назарет первого столетия включал в себя около 25 семей. Таким он оставался до 6 века, когда в него стали прибывать первые христиане (арабы, конечно). Вскоре он становится мусульманским, но в 1099г. крестоносцы объявляют Назарет святым городом и христианизируют его. Казалось, должен бы стать в наше время одним из центров израильского туризма, но... Мэр-коммунист отрицательно относится к религии и паломникам. Поэтому туризм в городе практически не развивается. Сегодня это самый большой арабский город Израиля с населением 60 тысяч человек. Довольно бедный. Рядом с храмами -- красные знамена. Большинство коммунистов Израиля живет в Назарете.

Тут отсутствуют или не включены светофоры, машины лихо разворачиваются в любом удобном для водителя месте, даже и на тротуаре. Шоферы охотно останавливаются на дороге поболтать с проезжающим мимо приятелем. Царапины на боках автомобилей как боевые шрамы.

В Назарете около тридцати церквей. Есть монастыри, благотворительные миссии (итальянские, французские, немецкие, английские, американские), при которых имеются школы, приюты, больницы, клиники, молодежные клубы и т. д. Для мусульман -- две соборные мечети. Главные христианские святыни Назарета: церковь Благовещения конецформыначалоф086?рмы1955–68гг.), церковь святого Иосифа (1914 г. на фундаменте церкви 13 в.); церковь архангела Гавриила (1750–57гг.) у «источника Марии»; церковь-синагога (построена в 1877 г. над руинами? древней синагоги, где по преданию, проповедовал Иисус).

Церковь Благовещения главный и самый большой из христианских храмов Востока. В стиле модерн, выстроена в 1969 году над более древними строениями. Интерьер в стиле рыцарского зала. Храм стал собранием изображений Девы Марии. Стены храма и внутренняя стена ограды увешены иконами из разных стран. Любопытно видеть насколько разные Марии в представлениях христиан многих народов. За право поместить в соборе икону христианские общины платят немалые деньги. Справа от входа -- украинская икона.

Храм Благовещения выстроен над жилищем, где Мария услышала Благую весть. Впрочем, недалеко от собора есть источник Марии, где, как считают православные христиане, Мария и встретилась с ангелом. Католики и православные поделили между собой святые места, разместив их по соседству, выстроили храмы и прекратили кровавые споры. Кстати, в одном из католических храмов увидела к своему удивлению две православные иконы. Настоятель пояснил, что русские туристы недовольны отсутствием икон, именно для них и разместили. В итоге всем хорошо, и нет необходимости новым христианам, не знакомым с традицией, разъяснять о существовании различных конфессий.

Его купол имеет высоту 30 м. при диаметре 18 м.. Форма его напоминает лилию - символ чистоты, а сплетения конструкций - букву «М»: непорочная Дева Мария.

У храма начинается рынок. Между лавок легко не заметить вход в церковь-синагогу (см. фото), где до 30 лет молился Иисус (как примерный еврейский мальчик), где он выступил с проповедью: предложил реформировать религию отцов, -- и был изгнан из города. Это тут было сказано: "1конецформыначалоформыне бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем", а также -- "конецформыначалоформыникакой пророк не принимается в своем отечестве". Эти выражения стали афоризмом: "нет пророка в своем отечестве".

Недалеко от города показывают Гору Прыжка, с которой назаретяне хотели сбросить Иисуса в пропасть. Больше в Назарет Иисус никогда не возвращался.

Недалеко стоит греческая церковь архангела Гавриила. В 18в. ее выстроили из камней более древнего храма. Странно рассматривать фрески, снабженные арабскими подписями. А иконостас, как в наших храмах того же периода. Внутри церкви - источник, из которого, по преданию, Мария брала воду. Рядом на площади источник Марии, -- давно заглохший старый водопровод. Обратите внимание на дерево рядом. Это фикус. Его темно-зеленые листья никогда не желтеют.

Назарет. Церковь архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]
Назарет. Иконостас церкви архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]
Назарет. В церкви архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]
Назарет. Источник в церкви архангела Гавриила. (с) Валентина КУЗНЕЦОВА
[Збільшити]

Христианские церкви города принадлежат к греческой униатской, греческоправославной, римской, маронитской (сирийской), протестанской конфессиям.

Недалеко от Назарета -- Кинерет (Галилейское море), где было чудо ловли рыбы, хождения по морю. Рядом и Кана, где воду превращали в вино. Табха, где Иисус накормил хлебами пять ты89?яч голодный, не считая детей и женщин. Гора Фавор, на которой было Преображение. Гора, где Он произнес Нагорную проповедь... Все в горах Галлилейских. На территории нескольких квадратных километров.

В XV веке в Венеции при церкви Св. Девы Марии из Назарета была построена больница имени Лазаря, которого, согласно Евангелию, Христос воскресил из мертвых. Так в устах простонародья Лазарь и Назарет соединились в одно слово: «лазарет». Песня «О бога-том и Лазаре» была популярна в среде нищенствующих. Лазарь был беден, а его брат - богач. Но после смерти бедняк попал в рай, тогда как богач оказался в аду. Песня эта должна была усовестить тех, кто отказывал нищим в милостыне. И в русский язык вошло выражение «лазаря петь»: клянчить, ныть, преувеличенно жаловаться на судьбу, стараясь вызвать сочувствие окружающих. Схожеее слово в итальянском: «лаццарони» -- "нищий".

Эти места описывал Марк Твен в книге "Простаки за границей". Позволю себе длинную цитату. "Странное это ощущение – стоять на земле, по которой некогда ступала нога Спасителя. Все здесь вызывает чувство подлинности и осязаемости, а ведь это никак не вяжется с той неопределенностью, тайной, нереальностью, которые обычно нераздельны с представлением о божестве. У меня все еще не укладывается в голове, что я сижу на том самом месте, где стоял бог, гляжу на тот ручей и на те горы, на которые смотрел и он, и меня окружают смуглые мужчины и женщины, чьи предки видели его и даже разговаривали с ним запросто, как стали бы разговаривать с любым, самым обыкновенным чужестранцем. Непонятно мне это, – на мой взгляд, боги всегда были очень далеки от нас, грешных, и скрывались где-то в облаках".