Главная · Молочные зубы · История педиатрии в 20 веке. История педиатрии. Возникновение основного центра педиатрических исследований

История педиатрии в 20 веке. История педиатрии. Возникновение основного центра педиатрических исследований

Для педиатрии в 20 веке характерно сочетание физиологического и профилактического направлений. Одним из ярких представителей этих направлений был А. А. Кисель (1859-1938), уделявший большое внимание вопросам гигиены и воспитания здорового ребенка, клинике рахита, туберкулеза у детей, ревматической инфекции и малярии, их профилактике и лечению. Большой заслугой А. А. Киселя является внедрение в профилактическую и лечебную практику и в быт ребенка естественных факторов: воздуха, воды и солнца.

Г. Н. Сперанский разработал клинику, профилактику и лечение острых расстройств пищеварения и хронических расстройств питания у детей раннего возраста, сепсиса новорожденных, пневмоний у детей грудного возраста и др. В. И. Молчанов (1868-1959) исследовал роль надпочечников в патогенезе токсических явлений при дифтерии и клинику паралича сердца при ней, связь между ревматическим эндокардитом и поражением сердца при скарлатине, эндокринные расстройства у детей.

М. С. Маслов (1885-1961) изучал биохимические особенности организма здорового и больного ребенка, патогенез пневмоний, острых и хронических расстройств питания и пищеварения у грудных детей, заболевания печени, почек, различные диатезы, токсические и септические состояния. А. А. Колтыпин (1883-1942) выдвинул оригинальную концепцию о фазности инфекционного процесса в связи с перестройкой нервной системы и общей реактивности организма под влиянием инфекционного начала. Огромная сеть детских учреждений - молочных кухонь, яслей, консультаций, детских домов, детских амбулаторий, больниц, санаториев, курортов - явилась материальной базой осуществления принципа профилактики в советской педиатрии. Поголовная фаговакцино-серопрофилактика значительно снизила заболеваемость детей корью, коклюшем, скарлатиной, дифтерией, дизентерией и другими инфекциями; диспансерное наблюдение обеспечило раннюю диагностику этих заболеваний.

В развитии педиатрии сыграл большую роль А. Черни (1863-1941, Германия). Он создал учение об экссудативном диатезе и обосновал взгляд на поражения кожи у детей как проявление общего заболевания организма, связанного с расстройством питания. Г. Коплик (1858-1927, США), независимо от Н. Ф. Филатова, описал ранний признак кори - отрубевидное шелушение слизистой оболочки щек (симптом Филатова - Коплика). Б. Вейль-Алле (1875-1957, Франция) написал около 200 работ по вопросам патологии детского возраста, охраны здоровья женщин и детей. Я. Бокаи младший (1858-1937, Венгрия) установил этиологическую связь между опоясывающим лишаем и ветряной оспой. Всемирную известность получили труды А. Ильппе (Финляндия) по физиологии и патологии новорожденных и недоношенных детей.

В медицинской среде разразился нешуточный скандал вокруг известного немецкого педиатра Аспергера, в честь которого назван синдром, относящийся к аутическому спектру.

В ходе изучения архивных документов стало ясно, что врач Ганс Аспергер, именем которого в 1981 году был назван синдром расстройства психологического развития, был активным пособников нацистов во время Второй Мировой войны. Об этом стало известно в ходе изучения архивных документов.

Согласно им, Аспергер направлял детей-инвалидов в больницу «Ам Шпигельгрунд» в Вене, где им проводили эвтаназию. По некоторым данным в годы нацистского режима там были убиты около 800 детей, а возглавлял учреждение ученик и бывший подчиненный Аспергера Эрвин Екелиус.

Об этом рассказал историк Хервиг Чех, который изучает архивы, и утверждает, что педиатр был активным сторонником идеи нацистов о «расовой гигиене» и продвигал принудительную стерилизацию, которой подвергались люди с психическими и физическими отклонениями, а также эвтаназией для «неполноценных» детей.

Историк настаивает, что Аспергера и его лояльность нацисты оценили и даже продвигали по службе.

В своих утверждениях Чех основывается на огромных количествах изученных им публикаций и архивных записей того периода времени, а также личных записей врачей и истории болезней пациентов.

Один из таких документов, которые историк приводит в качестве доказательства - характеристика, выданная Гансу Аспергеру в ноябре 1940 года и в которой написано, что доктор «согласен с национал-социалистическими идеями в вопросах расовых законов и стерилизации», а также является «политически безупречным» с точки зрения гитлеровской политики. Более того, во время своих выступлений и лекций перед студентами Аспергер всячески подчеркивал свою идеологическую приверженность, о чем также имеются документальные записи.

«Аспергер смог приспособиться к нацистскому режиму и за свою лояльность был вознагражден продвижением по службе», - говорится в расследовании Чеха.

После падения фашистского режима доктор вернулся в свою университетскую клинику и продолжил работу. Его деятельность во время оккупации немцами Австрии длительное время замалчивалась. Впервые на свой опыт при нацистах Аспергер публично сослался в 1977 году.

Известно, что работа и открытия Ганса Аспергера оказали большое влияние на изучение расстройств аутистического спектра, которые он описал в 1944 году.

В 1981 году британский психиатр Лорна Уинг ввела понятие «синдром Аспергера» - назвав именем доктора расстройство психологического развития, при котором человек испытывает сложности с социализацией и невербальной коммуникацией, но у него нет заметного отставания в развитии речи и интеллекта

Аспергер умер в 1980-м году.

В связи с обнародованием скандальных данных активисты потребовали отказаться от названия «синдром Аспергера».

К людям искусным в медицине отношение издревле было позитивным, их уважали, почитали и даже боялись. «Протоврачей», действовавших в древности, причисляли к наиболее достойным представителям общества. Одним из древнейших, известных нам медиков древности был Скар, чьи останки были найдены не так давно недалеко от Каира. Скар занимался хирургией, все необходимые инструменты окружали его в захоронении, которому исполнилось 4200 лет.

Следующим в галерее медиков древности стоит Гиппократ, который стойко ассоциируется в нашем представлении с клятвой врача. Гиппократ стал продуктом эпохи, высшей точки развития эллинского мира. Он вел свою родословную от потомка Асклепия, среди которых превалировали врачеватели. И среди них было семь Гиппократов. Известный нам, являлся Гиппократом II Великим Косским. Именно из его сочинений мы узнаем о развитии античной медицины, вобравшей в себя мудрость и практику многих столетий. Одним из наиболее известных афоризмов Гиппократа является «противоположное излечивается противоположным» (лат. contraria contrariis curantur).

Еще одним выдающимся врачом античного мира являлся Гален. Его талант и умение расцвели благодаря богатейшей практике, так как он получил блестящее образование, а затем прошел школу оказания медицинской помощи гладиаторов. Впоследствии, когда слава о нем прокатилась по Римской империи, он был назначен архиатром, лейб-медиком, при первых лицах государства. Наравне с блестящими практическими навыками, Галена отмечали глубокие познания в анатомии и физиологии, фармации. Особенно стоит отметить его учение о кровообращении, которое отражает его талант экспериментатора.

Раннее средневековье предало забвению многие достижения предшествующего периода. Это время появления великих имен восточного мира, из которых выделяется Ибн Сина (настоящее имя - Абу Али ал-Ху-сейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сына, в западной латинской традиции - Авиценна). Во время своей многолетней практики он лечил «сильных мира сего» и простых людей. Ибн Сина написал «Канон медицины», который стал энциклопедией медицинских знаний средневекового Востока.

Появление великих имен в Европе относится ко времени Возрождения и позднему средневековью. Одним из первых в этом ряду необходимо назвать Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного под именем Парацельс (от латинского Para-Celsus — «Подобный Цельсу»). Более известный как алхимик, он досконально знал анатомию и великолепно владел практическими навыками, как в терапии, так и хирургии. Он разработал собственную классификацию болезней, широко использовал минералы в лечении.

Значительным был вклад в развитие хирургии еще одного представителя средневековой медицины, Амбруаза Паре (1510-1590). Одной из главных его заслуг стала разработка учения о лечении огнестрельных ранений. Он смог сделать очень многое в хирургии, акушерстве, ортопедии: усовершенствовал технику хирургических операций, заново описал поворот плода на ножку, применил перевязку сосудов взамен их перекручивания и прижигания, усовершенствовал технику трепанации черепа, создал новые хирургические инструменты и ортопедические аппараты. Труды, созданные Паре в 16 веке, еще долгое время спустя активно использовали его последователи.

Новое и новейшее время подарило значительное число ярких и самобытных врачей, которые приобрели всемирную известность. Сложно назвать хотя бы несколько фамилий, дабы не уменьшить роль других - Г.Бургаве, Д.Ж. Ларрей, Д.Листер, Р.Вирхов... лишь немногие, кого следовало отметить в числе выдающихся врачей предыдущих столетий.

В России, с 18 века ставшей неотъемлемой частью европейской медицинской науки и практики, стали появляться врачи, которые внесли несомненный вклад в развитие мировой медицины. В данном случае также весьма сложно сделать выбор.

(1810-1881) стал наиболее известным и выдающимся ученым и практиком отечественной медицины. Талантливый хирург, педагог и общественный деятель, он создал топографическую анатомию и экспериментальное направление в хирургии, стал основоположником военно-полевой хирургии, применив первым наркоз в полевых условиях. Наравне с великой княгиней Еленой Павловной ему принадлежит заслуга в организации женского ухода за ранеными на театре военных действий.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889) - выдающийся терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России, первый из русских врачей, ставший лейб-медиком. Боткин создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу (одним из его учеников был первый отечественный лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов), и стал основоположником функционального клинико-экспериментального направления в отечественной медицине.

Николай Васильевич Склифосовский (1836-1904) - участник войн, которые Россия вела во второй половине 19 века, в этот период он приобрел колоссальный опыт, который позволил талантливому хирургу внести немало в развитие военно-полевой хирургии. Своим трудом Склифосовский поставил отечественную хирургию на качественно более высокий уровень. Он разработал ряд операций, которые теперь носят его имя. В травматологии он предложил оригинальный метод остеопластики — соединения костей — «русский замок», или замок Склифосовского.

В 20 веке наиболее известными отечественными медиками стали представители военной медицины, которая получила огромный опыт участия в кровопролитных войнах. В этом ряду следует назвать Н.Н. Бурденко, Ю.Ю. Джанелидзе, М.С.Вовси, М.Н.Ахутина...

Из медиков, которые являлись нашими современниками или продолжают ими оставаться, необходимо назвать С.Н.Федорова, Ф.Г. Углова, Л.М. Рошаля. Наряду с высоким профессионализмом и талантом, их отличала и отличает четкая гражданская позиция и активная общественная деятельность.

Немало в ряду специалистов-медиков и тех, кто прославился в других сферах. Прежде всего, это В.И. Даль, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков, В.П. Аксенов, Г.И. Горин, А.А. Калягин. Они нашли свое призвание в культуре и искусстве, начав свои первые шаги к известности именно в медицине.

Работы Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях у детей.

Такая работа Н. П. Гундобина и его учеников, как «Особенности детского возраста», не потеряла своего научного значения и в наше время.

После Н. П. Гундобина кафедру педиатрии в ВМА возглавил А.П.Шкарин. Он организовал при клинике молочную кухню, консультацию для грудных детей и отделение для детей грудного возраста, что позволило расширить разработку вопросов физиологии и патологии детей этого возраста.

Однако условия царской России не обеспечивали быстрого роста и расцвета педиатрии и гигиены. Профилактические детские учреждения, детские ясли и сады, создаваемые, как правило, на благотворительные средства, были единичными; медленно росла сеть детских больниц и поликлиник, условия жизни и обучения детей малоимущего населения продолжали оставаться очень тяжелыми.

После Великой Октябрьской социалистической революции большой вклад в развитие советской педиатрии внесла плеяда выдающихся ученых. Среди них можно назвать имена профессоров Московской школы. Это Александр Андреевич Кисель (1859-1931), ученик Н. И. Быстрова и С. П. Боткина, много сделавший для изучения ревматизма, хронических неревматических полиартритов, туберкулеза, малярии.

Наибольшую известность в ХХ столетии получили школы Г.Н. Сперанского и А.А. Киселя. Академиками РАМН М.Я. Студеникиным, ВА. Таболиным, Ю.Ф. Домбровской и их школами успешно проводились исследования болезней детей всех возрастов. Общепризнанными стали исследования детского хирурга Ю.Ф. Исакова и его учеников, показывающих мастерство во всех сферах оперативного вмешательства при заболеваниях детей.

Александр Андреевич Кисель (1859-1938 гг.) в течение 48 лет работал в детской Ольгинской больнице в Москве, был заведующим кафедрой детских болезней высших женских курсов, далее в ММИ научным руководителем Центрального института охраны здоровья детей. Он автор более 600 работ. Известный своими исследованиями детского туберкулеза (бугорчатки), разработкой активного метода борьбы с ним, организацией противотуберкулезной работы, пропагандой профилактического направления, Кисель ввел понятие «Хроническая туберкулезная интоксикация» и установил ее признаки, доказал ревматическую природу хореи. Большое внимание он придавал строгому соблюдению гигиенического режима дома и в школе - чистоте помещения, воздуха, питания и др. По его рекомендациям стали создаваться лесные школы. Особое внимание Кисель уделял лабильной детской психике, физкультуре, воспитанию положительных эмоций, развитию чувства красоты: «В нашем воспитании, - говорил он, - мало уделяется места развитию в ребенке чувства красоты».

Кисель призывал врачей опираться на широкое профилактическое мероприятие государственного характера, развивая социально-профилактическое направление и не только по отношению к больным, но и здоровым детям. «Предохранительные меры, - писал он, - особенно желательны по отношению к тем детям, которые пока имеют совершенно здоровый вид или у которых имеются очень незначительные изменения». «Наша задача - предупредить заболевание». Он также подчеркивал необходимость неустанной профилактической и лечебной работы между приступами или обострениями болезней. «Болезнь наносит вред человеку главным образом не во время коротких приступов, обострений (например при малярии), а во время очень продолжительных промежутков (межприступные периоды), которые могут тянуться не только месяцами, но даже годами», - считал А.А. Кисель.

Возникновение основного центра педиатрических исследований.

Перу Г. Н. Сперанского принадлежит учебник по этой патологии - «Учебник болезней детей раннего возраста», многие годы служивший главным руководством для врачей отделений новорожденных и патологии младшего возраста. В течение многих лет Г. Н. Сперанский был редактором журнала «Педиатрия» и возглавлял Всесоюзное научное общество детских врачей.

Георгий Нестерович Сперанский (1873-1969 гг.) - один из основоположников педиатров в СССР, член-корреспондент АН СССР, академик РАМН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии. После окончания медицинского факультета Московского университета работал в клинике детских болезней у Н.Ф. Филатова, один из организаторов системы охраны материнства и младенчества, по его инициативе создан институт педиатрии АМН СССР; с 1932 г. Сперанский - заведующий кафедрой педиатрии Центрального института усовершенствования врачей. Он автор более 200 научных работ, им обоснованы методы вскармливания и ухода за детьми, антенатальной профилактики, лечения заболеваний плода и новорожденных. Ряд работ Сперанского посвящен респираторным и желудочно-кишечным заболеваниям детей, он разработал классификацию этих болезней. По его инициативе организован журнал «Педиатрия» и журнал по изучению раннего детского возраста, редактором которого он был.

Сперанский - председатель Всесоюзного общества педиатров. Ученый был почетным членом ряда научных обществ. В числе книг Г.Н. Сперанского - «Питание здорового и больного ребенка» (1959 г.), «Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста» (1964 г.).

А.А. Кисель и Г.П. Сперанский воспитали большую школу педиатров, среди которых В.Г. Таболин, В.А. Власов, З.А. Лебедева, А.А. Колотунин и многие другие.

В 1922 г. Н. А. Семашко возглавил первую в стране кафедру социальной гигиены на медицинском факультете Московского университета (с 1930 г.- Московский медицинский институт, с 1990 г. - Медицинская академия им. И. М. Сеченова) и руководил ею в течение 27 лет.

Н. А. Семашко был инициатором и главным редактором первого издания Большой медицинской энциклопедии (1927-1936).

В течение десяти лет (1926-1936) ой возглавлял детскую комиссию Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК).

В 1925 г. в Ленинграде открылся Институт охраны материнства и младенчества, который в связи с огромной потребностью во врачах педиатрах в 1935 г. был реорганизован в Ленинградский педиатрический медицинский институт.

В 1927 г. в Москве был основан Институт охраны здоровья детей и подростков, позднее преобразованный в Московский научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минестерства здравоохранения РСФСР. Позднее научно-исследовательские институты были открыты в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Казани, Свердловске, Горьком, Минске, Тбилиси, Баку, Алма-ате и других городах.

В 1979 г. в Москве открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране здоровья матери и ребенка Минестерства здравоохранения СССР. Он возглавляет все фундаментальные научные исследования по охране здоровья матери и новорожденного. Успехи в развитии системы охраны здоровья детей в СССР обусловлены достижениями отечественной педиатрической науки.

В центре внимания ученых всегда находились исследования по научным основам организации лечебно-профилактической помощи детям, изучение динамики физического и психомоторного развития, а также заболеваемости детей, научная разработка форм и методов педиатрической помощи, в том числе недоношенным детям и новорожденным, детям с рецидивирующими и хроническими заболеваниями органов дыхания, аллергическими заболеваниями, болезнями почек, желудка и кишечника, обменными нарушениями. Эти исследования послужили основой для разработки и внедрения противоэпидемических мероприятий системы пульмонологической, аллергологической, медико-генетической служб, создания специализированных центров.

История педиатрии на Западном Урале начинается с 1920 года, когда медицинский факультет Пермского университета избрал заведующим кафедрой детских болезней приват-доцента из Казани Павла Ивановича Пичугина, и 23 февраля 1920 года студентам четвертого курса медицинского факультета была прочитана первая лекция по детским болезням. В те годы в Перми не было не только детской больницы, но даже амбулатории, и наряду с преподавательской деятельностью П.И. Пичугин занялся организацией клинической базы кафедры.

7 октября 1923 года начала работать, созданная Пичугиным детская амбулатория. 34 года кафедра детских болезней, возглавляемая П.М. Пичугиным, работала по проблемам детского туберкулеза, аномалий конституции, хронических расстройств питания, ревматизма, глистных заболеваний. П.И. Пичугин воспитал несколько поколений врачей-педиатров. Созданная им клиника детских болезней по заключению наркомата здравоохранения была одним из лучших медицинских учреждений того времени. К 1929 году уже было подготовлено 25 врачей педиатров, окончивших ординатуру у П.И. Пичугина.

Под руководством профессора П.И. Пичугина опубликовано более 50 научных работ, защищены 3 кандидатских диссертации (Л.Б. Красик - 1938 год, Г.М.. Рутенберг - 1954 год, Р.А. Зиф - 1946 год), «Записки по детским болезням» П.И. Пичугина - один из первых советских учебников по педиатрии.

С 1954 года по 1972 год кафедрой детских болезней заведовал доцент Лев Борисович Красик. Л.Б. Красик родился 28 мая 1904 года; в 1926 году окончил медицинский факультет Пермского университета и был принят ординатором на кафедру детских болезней. 1 сентября 1931 года стал штатным ассистентом детской клиники. 9 марта 1938 года им была защищена кандидатская диссертация о венозном давлении у детей, 23 декабря 1938 года - присвоено ученое звание доцента. Это было трудное время: высокая заболеваемость, смертность детей, особенно от эпидемического и туберкулезного менингита. Кафедра оказывала огромную помощь области, работа требовала больших лабораторных знаний. Лаборантов не было. Кровь, мочу, спинномозговую жидкость Лев Борисович исследовал сам, обучая лаборантов и врачей. Одновременно с лечебной работой выполнял большую педагогическую – занятия, лекции.

Статья посвящена важному направлению развития медицины начала ХХ века - охране матери и младенца. Отражен вклад врачей педиатров и акушеров в предотвращение высокой младенческой смертности в Москве. Сообщается о деятельности Г. Н. Сперанского и других врачей в общественных благотворительных организациях.

Об авторах

Л. Е. Горелова

Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко
Россия

Горелова Лариса Евгеньевна , доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Национального

105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1

В. Н. Шелкова

Детская городская клиническая больница № 9 им. Г.Н. Сперанского
Россия
Москва

Список литературы

1. Губерт В.О. Современное состояние вопроса о детской смертности в России и борьбе с нею // Журнал Русского Общества охранения народного здравия. - 1911. - № 9–10 - С. 1–20.

2. Московская городская больница для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера. Отчет Московской Городской больницы для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера за время с 15 ноября 1910 г. до 1 января 1912 г. - М.: Городская типография; 1913.

3. Грауэрман Г.Л. К вопросу об оказании акушерской помощи в Москве. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова; 1901.

4. ЦГА, фонд 179, опись 31, дело 97, лист 11.

5. Опыт устройства и ведения специальной лечебницы для детей грудного возраста. Материалы по изучению грудного возраста / Под ред. Г.Н. Сперанского. - М.: Лечебница для детей грудного возраста; 1914. - С. 10–19.

6. Московское общество борьбы с детской смертностью. Отчет и труды Московского общества борьбы с детской смертностью. - М.; 1911–1913.

7. Баландер А.И. Советы матерям. Описание показательной выставки по уходу и вскармливанию ребенка грудного возраста при лечебнице для детей грудного возраста, учрежденной Г.Н. Сперанским. - М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина; 1914.

8. Московская городская больница для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера. Отчет московской городской больницы для послеродовых больных имени Л.И. Тимистера за 1914 год. - М.: Городская типография; 1916.

9. Овчинников А. Главный детский доктор. Г.Н. Сперанскому посвящается… - М.: ПедиатрЪ; 2009. - 280 с.

10. Грауэрман Г.Л. Что такое охрана материнства и как ее следует осуществлять? - М.: Отдел охраны материнства и младенчества народного Комиссариата Социального Обеспечения; 1919.