Главная · Молочные зубы · Илия ii. Католикос-Патриарх Грузии Илия II: Я молюсь за Россию

Илия ii. Католикос-Патриарх Грузии Илия II: Я молюсь за Россию

Юрий Рост: Встречи с Патриархом Илией
Не надо ничего: ни надувать щеки, ни делать умные глаза, ни печалиться там, где это абсолютно неуместно, не нужно делать вид, что ты знаешь чего-то там чрезвычайно. Он все прекрасно понимает, он понимает тебя таким, как ты есть.
Протоиерей Алексий Уминский | 05 января 2013 г.
В эфире телепрограммы «Православная энциклопедия» протоиерей Алексий Уминский беседует с фотографом Юрием Ростом о его встречах с Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II.

О. Алексий Уминский: Юра, расскажи сначала, как ты познакомился с Патриархом?

Ю.Рост: Я сначала скажу, что я Патриарха люблю, для того чтобы следующий рассказ был понятен.

Мы поехали на праздник Алавердоба. Это в Кахетии очень старый храм Алаверды, вокруг этого храма разбивали палатки, приезжали с едой люди. Никакой службы в храме не было, а люди по-прежнему приезжали на праздник Алавердобы. Было очень много народу всегда.

Мы решили, что мы тоже туда поедем. И вот мы едем на машине. Разбитый Москвич, который в Грузии называли «Азлик», мы едем на этом «Азлике» с друзьями, во главе, конечно, Гоги Карабадзе. Я сейчас его вспомню, потому что я дальше буду еще его не раз вспоминать.

И сзади едет какая-то машина – «Волга», но не черная. В Кахетии были дороги маленькие, узкие. И она не то, чтобы сигналит, а так элегантно, тихо, деликатно нас поджимает. Ну, грузинский водитель - он грузинский водитель, на узкой дороге он никого пропускать не хочет. Как это - первый он едет и вдруг кого-то пропускает!

Вот мы едем впереди, и машина так покорно движется за нами. И вдруг Гоги оборачивается и говорит: «Слушай, там Патриарх сидит, а ну-ка давай на обочину». На обочину мы выскочили. И Патриарх, когда проезжал мимо нас, он так нам сделал «привет», дескать, нормальные ребята.

Мы присутствовали на первой службе. Народу было совсем немного.

Кахетия. Храм Алаверди
Кахетия. Храм Алаверди
О. Алексий Уминский: Какой год это был?

Ю.Рост: У меня с годами очень сложно. Это был, по-моему, первый год его интронизации, первая его служба была в Алаверде. Я залез на хоры, церковь пустая, огромный храм, красивый, грузинский, и сделал эту фотографию, где он маленький, его не видно, а храм большой. Тогда мы с ним не встретились, потому что он отслужил и уехал. А мы поехали праздновать дальше. Через некоторое время Гоги Карабадзе, Миша Чавчавадзе – замечательный художник - стали друзьями Патриарха.

У Миши была идея отреставрировать храмы. Он поступил в Академию Художеств, а потом не пошел туда, а поехал в какой-то забытый Богом монастырь в горах и там год жил один, изучая грузинскую живопись - ему надо было надышаться этой атмосферой для того, чтобы предложить реставрацию храма в Давидгаредже. Он придумал старый храм, который в скале, не обновлять, а закрепить то, что есть, со всеми безобразиями, которые там натворили за последние годы. А рядом построить копию и там восстановить всю живопись.

То есть, тот, кто хочет намоленного храма и святости – он входит в старый, который пережил точно так же, как и грузинский народ, как Гоги, Миша, как мы все, разные времена, и отметины этих времен на этом храме старом есть. А если вы хотите посмотреть, каким он был после того, как его построили, вот – пожалуйста, заходите в соседнюю скалу. Но, не суждено было этому проекту осуществиться.

К Патриарху мы пришли вот просто в пиджаках. То есть, я без пиджака, а Миша и Гоги в пиджаках. Мы сидели, очень долго разговаривали. Я его пофотографировал, это еще было в старом здании Патриархии. Я помню, что когда я уходил - он вообще любит подарки делать всякие - он мне подарил кованую икону, копию какой-то старинной грузинской иконы, и Библию подписанную. И потом, всякий раз, как ни приезжаешь к нему, обязательно чем-нибудь он тебя одаривал. Но эти все подарки были практически ничто по сравнению с тем счастьем и даром общения, которые он давал.

Эта мягкость, человечность, ирония, юмор и полное понимание жизни других людей… Он даже так снисходительно, по-отцовски, относился к разным грузинским шалостям.

Я не считаю выпивание и застолье, потому что это никакая не шалость, это одно из самых серьезных действий в Грузии. И сам он, между прочим, тоже любит застолье. И у него в Патриархии мы не раз сидели и выпивали, он сидел во главе стола, всегда произносил тосты. Вот всегда у него за столом были друзья, кроме священников, которые, может быть, приезжали откуда-то из дальних мест. Слово «дальний» по отношению к Грузии, конечно, очень сильное, но ехали часа четыре, пять.

Он всегда их приглашал, также были певцы или певицы, и сам он очень любил слушать, и произносить тосты, и слушать хорошие тосты. Рядом с ним было, с одной стороны, ощущение благоговения, с другой стороны - абсолютно нормальное житейское, не хочется говорить - светское, но как будто и не церковное. Потому что он очень все хорошо понимал – и политическую ситуацию, и трудности, которые возникали у тех людей, которые к нему приходили. И не очень много говорил. Он вообще не очень разговорчивый. Но с близкими он разговаривал много, и очень любил еще показать то, что он сделал.

Когда построили Троицкий храм, он пригласил нас, и мы пошли, он хор показал – действительно замечательный хор, который приходит к нему в Патриархию. И он показывал и иконы свои, которые он писал. И Гоги говорил, что стихи он замечательные пишет.

О. Алексий Уминский: По-моему, даже не просто стихи, а целые, по-моему, такие произведения, канты какие-то.

Ю.Рост: Серьезные и большие.

И его влияние оказалось очень большим на многих моих друзей. Под его влиянием Гоги Карабадзе сделал диски святого Евангелия, начитал, сделал телевизионную передачу, где он как бы превращается в Евангелиста. А потом поднял, с моей точки зрения, невыносимую совершенно ношу, он прочитал Библию - почти всю. Там что ли 45 или 50 этих дисков.

Это все было сделано с добрым словом Патриарха и под его контролем, потому что он знает Книгу. Гоги к нему обращался – что можно оставить, что можно выпустить. И я скажу, что всякий раз, когда я туда приезжаю, поднимаю тост традиционно за Грузию, потому что оказывается, что я все время тамада. Нет, кончилась эта профессия в Грузии, приходится завозить из России.

Я говорю: «Грузины, вы должны быть счастливы, что у вас такой духовный лидер. Как бы вам ни было трудно, какие бы политические перетасовки ни происходят, какие странные фигуры ни возглавляют Грузию, существует человек, который у вас за спиной, опора. Вы знаете, что есть Католикос-Патриарх Илия Второй, который держит на себе грузинскую культуру, грузинскую ментальность, образ мысли, жизни, и то высокое, духовное, что существует в Грузии, он тоже олицетворяет».

О. Алексий Уминский: Вот ты сказал, что он лидер, а в чем лидерство заключается?

Ю.Рост: А вот лидерство – оно заключается в том, что он обращен прямо к человеку, к сердцу человека и к его уму. Ты можешь не приходить в церковь, можешь его не слушать, но люди идут за этим словом. И был случай, когда он показал свое отношение к грузинскому народу - это была ночь 9 апреля, когда советские войска давили толпу, избивали, били, и накануне этого разгрома собралась толпа тысяч в пять.

Было очень много людей. Они сидели, пели песни, разговаривали, произносили какие-то речи. И, видимо, Патриарху сказали, что будет разгон демонстрации этой.

О. Алексий Уминский: Что прольется кровь.

Ю.Рост: Да. Что может пролиться кровь.

И он вышел на трибуну. Я стоял рядом, в метре от него, поэтому мне удалось сфотографировать. Эта пленка, к счастью, в отличие от другой пленки, где была эта вся битва, сохранилась. И он обратился к грузинам, которые стояли и сидели на площади. Он сказал, что возможны разгон и кровь, и предложил им перейти на другую сторону - там есть церковь, и там, за оградой, могло спрятаться большое количество людей, дети, женщины.

Он призвал их туда перейти. А, эти люди, которые были на площади, зажгли свечи и сказали: нет, мы останемся здесь. Илия помолчал. Он с паузами говорил обычно. И сказал: «Тогда я остаюсь вместе с вами». И он остался там. Когда началась эта битва, его попросту эвакуировали, но он остался до того момента, пока не началась вся эта история. И был там какое-то время.

И они встали на колени и прочли молитву. Вот вы себе представьте, как представлялось здесь – вот эта оголтелая толпа, якобы - на самом деле это нормальные тбилисцы, студенты, инженеры, творческая интеллигенция, простые какие-то рабочие – вот они стоят на коленях и все до единого читают молитву. Это было очень сильно, и он стоял. Я сфотографировал и ушел, потому что боялся увидеть слезы у него на глазах. Может быть, они и были. Потому что это сдавливало грудь.

А потом было много разного общения с ним, замечательного, радостного. Я как-то его в машине провожал, мне было интересно, как реагируют люди, у него же охрана-то, может какая-то есть, но я не видел.

Встреча Святейшего Католикоса-Патриарха Илии

О. Алексий Уминский: Я не видел.

Ю.Рост: Я не видел никого. Он выходит к толпе, и единственное - это трудно ему, потому что все-таки человек он немолодой, не очень здоровый, но все руки тянут, и разговаривают. И он со всеми разговаривает, а детей он вообще как-то примечает особенно, кого там погладит по голове, что-то спросит. И этот путь в тридцать или пятьдесят метров до машины занял, наверное, полчаса.

О. Алексий Уминский: По поводу детей. Кстати, я вспомнил, что демографическая ситуация в Грузии выровнялась, когда он объявил, что он будет крестным всех детей в многодетных семьях.

У него несколько тысяч крестников, которых он каждый год на Рождество собирает, всем подарки дарит. Это, конечно, потрясающе.

Ю.Рост: Он чудесный. Я счастлив, что судьба таким странным образом меня соединила - от первого нашего свидания, когда мы его не пускали на дорогу, и до сегодняшнего момента, когда я вхожу туда к нему уже просто как старый знакомый, и сажусь за стол, и большей частью молчу. Хотя иногда какие-то тосты все-таки произношу.

Однажды мы пошли в подвал, где хранится вино, вы ведь там тоже были, правда, отец Алексий? Ну, да. Это знак симпатии. Не будем говорить, что особой, но симпатии. Туда не все приходят.

И там они хранят большое количество вин. Скорее, их дарят, потому что там огромное количество грузинских вин и разных других. И вот там мы пробуем, и он пробует, и видно, что он хочет, чтобы обязательно восхитились. Потому что ему очень хочется, чтобы в Грузии было хорошее вино, чтобы в Грузии была хорошая, построенная церковь.

Правда, Троицкий собор замечательный? Он тезка вашей церкви, мне это очень приятно. Он пока не расписан. И, может быть, вы знаете, что эскизы этой росписи у него есть. Он сам их предлагал.

Он хочет, чтобы собор выстоялся, и чтобы его не заполнять росписью сразу. Может быть, сначала будет одна фреска, потом она постоит, потом посмотрят, как это все будет лежать, как устроится она душевно. Будет ли она комфортна для тех людей, которые туда приходят, для самого храма. Потом другая. И если я буду произносить тост на его дне рождения, я ему пожелаю, чтобы он увидел храм целиком расписанный. Потому что это будет очень нескоро.

О. Алексий Уминский: Да. Ну, дай Бог, ему это увидеть. Я видел, кстати, эти эскизы, он мне показывал в мой прошлый приезд, специально меня провел в то помещение, где огромные эти эскизы. Причем он их делает как некую авторскую копию фрески, которые находятся во Мцхете, такой запрестольный огромный образ Спасителя с совершенно детским лицом, удивительно.

Юра, а вот сегодня, после этой ужасной, безумной войны восьмого года, его переживания по отношению к России, по отношению к Русской церкви, по отношению надуманного противостояния между Россией и Грузией - что он об этом думает, говорит?

Ю.Рост: Тут я боюсь цитировать, потому что во всякой цитате всегда бывает фальшь. Человек обычно повторяет то, что он сам говорил. Но, я помню, что накануне войны, мы проехали из Лондона в Тбилиси на мотоциклах за семь дней – пять с половиной тысяч. И они нас там встречали.

И на следующий день я пошел каяться и хвастаться одновременно, потому что мне хотелось, чтобы он сказал: «Да, Юра – вот с такой интонацией, - вы действительно проехали на мотоцикле? Это невероятно». Или что-нибудь в этом роде. Он так по-детски удивляется, хотя все знает на самом деле.

Я ехал на грузинском мотоцикле, и у меня на мотоцикле был флаг грузинский, потому что почитатель его, Леван Васадзе, тоже был членом команды, это его были мотоциклы, он дал мне один, и у меня на ящиках были грузинские флаги. И Леван там был. Это было накануне, за день до войны. Не было у него ощущения, что это начнется. А он никогда политикам не давал советы, как мне кажется. Во всяком случае я не знаю этого.

Потому что у него была собственная, внутренняя политика, основанная на логике отношений, на огромной дружбе, на прекрасном знании грузинской культуры и блестящем знании русской культуры, потому что он учился в академии, в Сергиевом Посаде. И знаю, что у него были хорошие отношения с прежним Патриархом Алексием. Потому что они были тогда студенты и как-то находили общий язык. Это я знаю. Потому что мы с ним разговаривали.

Однажды я хотел каким-то способом ответить на его подарки, и мне подарили большое такое, бисером вышитое, яйцо очень красивое, там как раз Лавра была. И я схватил под мышку это яйцо и повез его туда. И я счастлив, что это яйцо он не выставил никуда, оно где-то у него там, потому что это память о тех годах, которые он провел вместе с Патриархом в России. У него очень хорошее отношение к России, и к русским вообще. То есть, у него вообще хорошее отношение к человеку.

О. Алексий Уминский: Ко всем.

Ю.Рост (продолжает): Ко всем, конечно.

Когда наш любимый Гоги Харабадзе читал свои знаменитые диски, он параллельно делал еще антологию грузинской поэзии. И в разгар антирусской кампании и антигрузинской кампании здесь Патриарх посоветовал ему: «А, может быть вы, Гоги, прочтете грузинские переводы русских поэтов?». Эти переводы вышли.

Как-то рядом с ним хочется стать лучше, но не потерять себя. Потому что в этом нет необходимости. Не надо ничего: ни надувать щеки, ни делать умные глаза, ни печалиться там, где это абсолютно неуместно, не нужно делать вид, что ты знаешь что-то. Он все прекрасно понимает, он понимает тебя таким, как ты есть. Вот.

Вопрос: Здорово. За тридцать лет, что вы снимаете его, как меняется его лицо?

Ю.Рост: Я обычно снимаю, стараюсь снимать пожилых людей и детей. Пожилым людям уже нечего придуриваться и строить разные виды какие-то. Дети еще не умеют.

Но есть лица, от которых веет таким достоинством и спокойствием. Вот у него такое лицо и в молодости было. Не в ранней молодости - ему было, наверное, где-то 45 - 48 лет. Но у него было вот это спокойствие, доброжелательность необыкновенная.

И есть люди, при которых надо все время говорить, потому что иначе возникает пустота, провал, и потом ничего восстановить нельзя. При нем можно молчать, потому что какой-то диалог все равно происходит. И он спокойно терпит эти паузы, они ему нужны. И тебе эти паузы пригодятся просто для того, чтобы осознать что-то в себе.

А я помню, что раньше мне удавалось снять его с копной волос. Как-то один или два раза только я застал, когда на нем не было митры. Его лицо с годами не потеряло детскость. Оно стало значительным, оно хорошо стареет. Это такое качество очень достойных людей. Видно, что это пожилой, очень пожилой человек. Но, вот это детское выражение лица, особенно, когда он улыбается, ну, хочешь - не хочешь все равно ты тоже улыбаешься.

И еще он заговорщик. Он находится с тобой в заговоре. То есть, он что-то тебе такое скажет, смотрит, как ты реагируешь, объединяется с тобой же против тебя как будто в шутку. Это очень симпатично. И способность его так разыгрывать, нежно, тонко и точно. Это все свидетельствует о том, что когда-то, очень давно, в Грузии и в России кто-то сделал очень точный выбор. Вот они подарили Грузии такую личность – выдающуюся личность, которая ничем себя не выдает.

Значительность его внутри, иногда ему тяжело общаться, но он все равно преодолевает.

Я смотрел вот этим летом, как он стоит на службе. Это жара, а я в рубашке, а он стоит, я представляю, как ему тяжело. Но, он стоит.

О. Алексий Уминский: Часа четыре-пять причем происходит.

Ю.Рост: Да, да. Я не знаю сколько, но очень долго. Любопытно, у него там в церкви обычно такие духовные сыновья. Там сидит Эльдар Шенгелая, Гоги Харабадзе, еще какие-то писатели, переводчицы - они все сидят, а он стоит. Потому что тяжело. Никаких претензий, никогда.

И в церкви какой-то праздник, там бегают дети, женщины грузинские большей частью одеты в черное, когда в церковь приходят. Но молодые, когда приходят с голыми ногами, абсолютно это его не волнует. Какая разница какие, тем более, если ноги хорошие.

У меня друг есть очень близкий, Вано Месхишвили, это гениальный сердечный хирург, он работает в Германии. И иногда Илия II приезжает туда в Германию на обследование. Потому что в Грузии врачи к нему относятся очень хорошо, но они могут сделать то, что могут. А в Германии сделают то, что надо, а не то, что могут.

И он тоже, Вано, мне говорит: «Вот сегодня мы сидели, разговаривали с Патриархом, а потом набежали эти грузины и не дали».

Он, конечно, находится все время в фокусе внимания, и люди, проявляя к нему свою любовь, нежность, дружбу, иногда бывают по-восточному чрезмерны. Ему тяжело.

Вопрос: Пока были там в Грузии, общались просто с обычными людьми, которые ходят в Троицкий собор - они все говорят, что для них Святейший - это, как отец, такой вот отец народа. И мне, пока я слушал ваше общение с отцом Алексием, стало интересно – за эти годы, пока Вы общались с ним, Вы что-то новое для себя о грузинском народе поняли благодаря этому общению?

Ю.Рост: Я получил очень много, это предмет отдельного разговора. Я хочу сказать, что при нем грузины стали ближе к Богу. Не только потому что стало больше приходов, церквей. Просто если построить какую-то такую восходящую пирамиду, во главе которой стоит Святейший, то она поднялась – эта пирамида - благодаря ему.

Так мир устроен, что никто никогда не достигнет этого верха, но чем ближе, тем труднее. Труднее, потому что ты больше предъявляешь к себе претензий. И раньше вера, посещение церквей - это был, в основном, удел женщин. Женщин было всегда больше в Грузии в церквях, чем мужчин. Сейчас очень много мужчин и молодежи.

Неожиданно внутри Грузии у него, и у Православия оказались насаждаемые соперники в виде каких-то западных сект. И их стало довольно много. Поэтому присутствие Илии II – оно тоже ограждает.

Жена Гоги Харабадзе, Бэла – она воцерковленная - прибила на двери крест православный для того, чтобы эти посетители не ходили. Очень много ходили по домам, я уже не знаю, какие.

О. Алексий Уминский: Ну, в начале девяностых, как и в Москве.

Ю.Рост: После, уже это было при Саакашвили тоже.

О. Алексий Уминский: Ну, тогда, видимо, он еще дал какой-то карт-бланш для американцев.

Ю.Рост: Бэла крестом отбилась от них.

О. Алексий Уминский: Ну, здорово.

Вопрос: Может быть, еще короткий последний вопрос. Вот Вы рассказывали сейчас про тбилисские события, про ту драматичную фотосессию, которая у Вас была, когда и пленка потерялась. Среди портретов Святейшего, которые Вы делали, какой Вам лично нравится?

Ю.Рост: Мне честно, всегда нравятся последние портреты. Потому что я убежден, что он еще жив, и он хорошо выглядит, и последний мне нравится.

Во всех портретах разное. Разное состояние его. В ранних портретах какая-то, я бы сказал, неполная уверенность в том, что его ждет. Потом появилась спокойная мудрость.

А сейчас самое главное, что я вижу в нем – это бесконечное участие в моей, в вашей и всех грузин жизни. Я вижу, что он участвует.

Отец Алексий крестил моего внука, Юру тоже, Георгием, а крестик-то ему крестильный все равно из Грузии, оттуда, из храма. И мне он подарил. Но, правда, он висит отдельно, он у меня, чтобы не потерять.

У меня два их, потому что в разные времена он мне дарил. Один крест, который он мне подарил очень давно, сын носит. То есть, все мои по мужской линии - они все крещены с крестами Патриарха.

Я его ощущаю близким человеком.

Фотографии Католикоса-Патриарха Илии II: Юрий Рост

Католикос-патриарх всея Грузии Илия II сегодня прибудет в Москву, где 21 января ему будет вручена премия Международного общественного фонда единства православных народов.

25 декабря 2012 года исполнилось 35 лет Патриаршего служения Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. Те изменения, которые произошли за эти годы в Грузинской Церкви, поражают: народ обрел веру, храмы и монастыри восстановлены, возрождены церковные искусства. Но еще более изумляют всенародная любовь и уважение к Патриарху.

В буквальном смысле слова «отец» всех грузин, любящий и любимый ими. «Я не могу без вас, - как-то обратился он к своей пастве, - и вы не можете без меня». Эта фраза самым точным образом характеризует взаимоотношения народа и Патриарха в Грузии.

Патриарху Илии удается участвовать и в жизни общества, и в жизни каждого человека, будь-то высокопоставленный чиновник, академик или нищий, пришедший за подаянием. Обычно после одной встречи со Святейшим люди уходят преображенными. Почувствовав истину, они тянутся к источнику истины Христу. Патриарх говорит тихо, кротко, просто, но силу имеет каждое его слово.

При расставании у нас непроизвольно вырывается из самого сердца: «Ваше Святейшество! Мы с Вами были, словно в раю!» - «Приезжайте почаще, и вы часто будете в раю», - отвечает с улыбкой Святейший Патриарх.

От всей души мы желаем Патриарху Илии крепости душевных и телесных сил и щедрой помощи Божией в его Первосвятительском служении. А нашим читателям предлагаем интервью, записанное в августе 2012 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси.

Ваше Святейшество! Позвольте поблагодарить Вас за то, что Вы согласились принять нас сегодня и обратиться к русскому народу и к России, в которой Вас очень любят!

Я сердечно приветствую все народы Российской Федерации. И желаю, чтобы с ними всегда пребывали мир и благополучие. Я сердечно приветствую Вас и благодарен за то, что Вы прибыли к нам и потрудились.

Праздник святого Георгия

- Как Вы в атеистические годы избрали путь служения Церкви?

Я рос в православной, очень доброй семье. Мои родители старались всегда помогать другим. Моего отца звали Георгий. Праздник святого Георгия отмечается у нас в Грузии два раза в году. И вот когда он наступал, наш дом заполняли нищие. Вместе с ними мы садились за стол. Потом поприветствовать моего отца приезжали знатные лица нашего края.

У нас часто собиралось духовенство, изгнанное из своих церквей и монастырей. Мы их оберегали, кормили, поили, одевали. В нашем доме находилась русская монахиня, матушка Палладия, которую мы очень любили; у нее была отдельная комнатка. После службы она приносила мне и дарила гривенник. Гривенник - это 10 копеек. За гривенник я покупал двух красных «петушков» на палочке.

Мы ходили в храм . И это знаменательно: в миру меня звали Ираклием, а по молитвам пророка Илии я стал Илией.

Позднее мой отец купил два участка земли на нашей улице во Владикавказе и на них устроил молитвенный дом в честь Покрова Божией Матери (это было сразу после войны или в последний военный год). И я помню, как много верующих, которые ходатайствовали о его открытии, приходили к нам. Они повторяли: «Мы идем к Филоненко» (уполномоченному по делам религии). И вот это врезалось в мою память: что каждый день они ходили к Филоненко, иногда ездили в Москву. И это продлилось до тех пор, пока «Москва» не разрешила им открыть молитвенный дом. Тогда нам прислали замечательного духовного отца - священника Емелиана Касимова.

«Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»

Вот в такой семье я рос, и это определило мой путь. Когда я окончил среднюю школу, то по ходатайству служившего у нас молодого священника я был направлен в Загорск, в Троице-Сергиеву лавру, подал свои документы и был принят в число студентов.

- Кто в духовном плане оказал на Вас наибольшее влияние?

Многие. Моя крестная мать монахиня Зоили (Валишвили). Она часто приезжала к нам. Духовным отцом нашей семьи был осетин - отец Михаил Зацоев. Он тоже духовно влиял на нашу семью.

Когда я начал учиться, ректором Московских духовных школ был отец Константин Ружицкий, умный, духовный и мудрый человек. Я очень его уважаю, и люблю, и благодарю. У меня в резиденции висит его портрет. Большое впечатление производила его супруга, матушка Мария.

Нас исповедовал отец Петр, лаврский архимандрит. И когда я говорил о себе, что вот, я грешный, такой, сякой, и гордость, и все…, он начинал плакать, спрашивал: «Неужели в семинарии и академии вас этому учат?»…(вздыхает) . Такие высоко духовные лица были в Троице-Сергиевой лавре.

- А здесь в Грузии… отец Шио (Дзидзава)?

Отец Шио уже в бытность моего епископства. Он приезжал ко мне из Цхакайя (современный город Сенаки) сначала в Батуми, потом в Сухуми и исповедовал меня, принимал участие в богослужении. Необыкновенный человек! Немного юродствовал. Я очень полюбил его. Он был старше меня, и когда он замечал, что мне трудно, говорил: «Владыка - на исповедь». Когда же он видел, что из-за какого-то греха я был взволнован, он обнимал меня: «Молись, владыка, не переживай. И со мной случалось такое». Этим он утешал меня.

Может быть, такое никогда с ним и не случалось, но он был настолько снисходителен и благороден, что брал этот грех на себя ради того, чтобы утешить меня. И когда я заканчивал исповедь, он обнимал меня со словами: «Владыка, теперь ты уже ангел. Господь да простит твои прегрешения».

Стоять выше конфликта

Замечательных подвижников Вы встречали, Ваше Святейшество. Что на их примере самое главное в духовной жизни для нас, современных христиан?

Вы знаете, все главное. Нет ничего второстепенного. И молитва - главное, и пост - главное, и отношения между людьми - главное. Нельзя быть верующим человеком и ненавидеть людей. Я не могу сказать, что верующий человек должен быть святым. Святым должен быть, но не получается иногда. Не иногда, а часто. И мы уповаем на милость Божию, на Его милосердие. Господь покроет наши грехи.

Самое главное еще - отношение к Церкви верующего человека и отношение к духовнику. При этом духовник должен быть смиренным: привести верующего человека к Богу, а сам - остаться в тени. Он не должен заслонять видение Господа человеком. Так что все - главное. Надо быть открытым. Надо быть любвеобильным. Надо быть милостивым. Надо видеть нужды других людей.

- Но как практически этому научиться? Очень часто мы живем без любви, даже с близкими ссоримся!

Я всегда ставлю себя на место другого человека. Если человек недоволен тобой или сказал дерзкое слово, то нужно искать причину не в нем, а в себе, стоять выше конфликта. Не отвечать с раздражением. У нас был очень мудрый Патриарх Каллистрат, и однажды ему человек, чем-то расстроенный, говорит: «Вы - ». А Патриарх ему так спокойно ответил: «Я не Иуда, я Католикос-Патриарх всея Грузии». И тот ушел.

Наверное, главное - иметь смирение. Если человек имеет смирение, то он терпит все и переносит. Знаете, мы очень часто показываем себя, показываем людям, что мы верующие, что мы благочестивые и так далее. А на самом деле мы - самые грешники. Прежде всего, я говорю о себе. Надо всегда помнить, что мы видим внешние черты человека, лицо человека. А Господь видит сердце человека.

Творчество - это потребность

С детства я восхищаюсь Грузией. Для меня это жемчужина, которая сияет всему миру, соединяя в себе красоты природы, древнейшие памятники культуры, щедрость души, традиционные ценности. Что Грузия для Вас?

Однажды я сказал на проповеди нашему народу, что я не знаю, я - в Грузии или Грузия - во мне. Грузия действительно выделяется своей искренностью, правдивостью. Это я говорю не потому, что я грузин. Я побывал почти во всех Православных Церквах и не видел такого любвеобильного народа, как в Грузии. Когда приезжают Патриархи, они удивляются: откуда это? И в то же время грузины - не фанатики, они просто добрые верующие люди. Мы очень любим искусство, красоту…

Я иногда пишу музыку. Вы слышали мою музыку?

- Да, я очень люблю Вашу музыку. И это мой следующий вопрос - что значит творчество в Вашей жизни?

Творчество - это потребность. Оно само приходит. Эта музыка, она внутри, в моем сердце и разуме. Она не может находиться постоянно сокрытой, поэтому выходит наружу.

Однажды, будучи епископом или митрополитом, я приехал в Москву. На улице стояла дождливая погода. А в моем номере (не то в «Советской» гостинице, не то в «Украине») было пианино. Я сел и начал перебирать клавиши. Получилась музыка, которую я назвал «Мысли о прошлом и грядущем».

Мое первое сочинение - это музыкальная обработка молитвы «Святый Боже». Никто тогда не знал, что я пишу музыку. Я и сам относился к этому как-то несерьезно. И вот я сопровождал Святейшего Патриарха Ефрема на конференцию в Прагу.

«Трисвятое»

«Κύριε ελέησον»

«Agnus Dei»

Нас привезли в большой зал. Вероятно, этот зал раньше был храмом. Я увидел в глубине сзади большой орган и сказал Святейшему: «Я сейчас приду». Поднялся наверх и сыграл Трисвятое. Наш Святейший сразу понял, что это я и что это за молитва. Он стал петь: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Теперь эта молитва облетела весь мир и где есть грузины, там они поют это «Святый Боже».

- Ваше «Святый Боже» я впервые услышала на Кипре…

Вот… А потом, года три тому назад, был новогодний концерт в Батуми. И одна наша известная певица исполнила «Ave Maria» Шуберта, и настолько эмоционально, что у меня появилось желание написать самому. Но представляете, как трудно, после Баха, и Гуно, и Шуберта писать «Ave Maria»?!

«Ave Maria» значит «Радуйся, Мария». Это «Богородице, Дево, радуйся», точно те же слова, только добавлено: «Божия Матерь, помоги мне ныне, во время кончины». Одна из самых древних молитв.

И вот я начал подбирать ноты в Грузии, а потом поехал в Германию на исследование здоровья и там закончил. Получилось то, что получилось. Не знаю, Вам нравится или нет?

«Ave Maria»

- Со слезами на глазах слушала я это произведение, исполнявшееся на концерте в Париже. Так меня тронула Ваша музыка! Она доступна для каждого человека и касается самого сердца. Спасибо Вам!

Некоторым не нравится, что я написал несколько произведений на латинские тексты. Но я же писал их не для храма, а для концерта.

Надо быть близким к народу

Сегодня распространено мнение, что вера и наука несовместимы. Ваш пример доказывает обратное! Как и почему Вы решились вести диалог с научной интеллигенцией? В чем видите его смысл?

Это традиция Грузинской Церкви - иметь хорошие отношения с учеными. Каждый монастырь исторически был не только местом, где подвизались монахи, но и культурным, и научным центром. Там делали переводы, сочиняли оригинальные произведения и т. д. Поэтому мы просто следуем традиции. Например, Президент Грузинской Академии наук почти каждое воскресение приходит к нам, приходят и профессора. Мы беседуем не только о научных исследованиях, но и об их нуждах.

За 35 лет Вашего Патриаршества сделано невероятно много. Как было возможно духовно возродить страну за столь короткий и исторически непростой период?

Это воля Божия. Когда произошла моя интронизация, то ко мне пришел один человек, очень духовный, и сказал: «Это настолько тяжелый крест, что Вам трудно будет нести его. Поэтому молитесь за грузинских царей и Патриархов, и они Вам будут помогать». И мы каждую службу, особенно патриаршую службу, поминаем всех грузинских царей и всех Патриархов. Это помогает.

К нам приезжал Александрийский Патриарх Николай, и он говорил, что в Грузии столько святых мучеников, и преподобных, и святителей, что она всегда пребудет под покровом Божиим и Божией Матери. Так оно и есть: наши храмы переполнены верующими людьми.

Надо быть близким к народу. Не надо свысока смотреть на людей. Народ - это наши братья и сестры, наши духовные чада. Я всегда был близок к моей пастве со дня интронизации. Я помню, мы договорились с властью, что можно будет пустить в Светицховели шесть тысяч, не больше. Но как нахлынул народ: люди заполонили все улицы, и двор, и храм. Они прорвали кордоны, и милиционеры побросали свои посты. Такой была наша первая встреча.

А после того люди все прибавлялись, и прибавлялись.

Ваше Святейшество! Пожалуйста, Ваше благословение русскому народу и пожелание, каким Вы видите наше будущее! Мы всегда чувствуем Вашу любовь и молитву за Россию, Ваше доброе отношение к нам.

Я прошу Господа, чтобы Господь сохранил ваши народы в мире, любви и благополучии. То, что произошло между Россией и Грузией, - открытая рана. Но это не влияет на отношения между нашими народами. Наши народы по-прежнему любят друг друга. И мы молимся о Вашей Церкви, о , о других иерархах. Я думаю, что те недоразумения, которые произошли между нами, будут урегулированы.

Грузия всегда любила и любит Россию. В России множество святых подвижников. Видите роспись на этой стене? Здесь среди грузинских святых изображены преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Мы очень чувствуем их помощь, их молитву.

Бог да благословит русский народ, всех верующих для делания добра. Спасибо вам!

Сердечно благодарю митрополита Димитрия Батумского и Лазского за помощь в подготовке этого материала. Фото - из открытых Интернет-источников.

В понедельник в прокуратуре Грузии состоялся чрезвычайный брифинг, на котором заявили о задержании священника по подозрению в подготовке к убийству.

В начале февраля в ведомство поступила информация, что руководитель службы по управлению имуществом Патриархии и директор медицинского центра святых Иоакима и Анны священнослужитель Георгий Мамаладзе поручил добыть ядовитое вещество - цианид.

Священника задержали в Тбилисском международном аэропорту. При обыске багажа задержанного у него изъяли цианид натрия.

По версии следствия, Мамаладзе планировал доставить яд в Германию, где находится на лечении Католикос-Патриарх Грузии Илия II.

По словам главного прокурора Ираклия Шотадзе, задержанный не признает свою вину.

Охраняют со всех сторон

После задержания священника глава службы госохраны Анзор Чубинидзе отправился в Берлин и потребовал от главы службы безопасности Патриарха Иосеба Оханашвили вернуться в Грузию на допрос по делу, касающемуся безопасности Предстоятеля Церкви.

После нескольких часов допроса Оханашвили вернулся в Германию. «Я нахожусь в Берлине, продолжаю исполнять свои обязанности, ответить на остальное я не могу», - заявил он.

Теперь безопасность Патриарха в Германии обеспечивает как личная служба охраны, так и государственная.

Лечиться у иностранных врачей отказался, но пришлось

В конце прошлого года Предстоятель Грузинской Церкви перенес вирусную инфекцию, которая вызвала воспаление желчного пузыря. Лечиться у иностранных врачей он отказался. В итоге по состоянию здоровья он был вынужден пропустить ряд важных мероприятий, и все же согласился поехать в Берлин, где было принято решение об операции.

В понедельник Патриарха успешно прооперировали в Берлине. На данный момент он чувствует себя хорошо и будет выписан через неделю.

Неожиданная ситуация

Что касается задержания Мамаладзе, то, по сообщению Грузинской Патриархии, этот факт оказался для них неожиданным и на данном этапе из-за отсутствия дополнительной информации Патриархия прокомментировать его не может.

«Это совершенно неожиданная ситуация. Из-за отсутствия информации на данном этапе мы не можем прокомментировать этот факт, и будем ждать результатов расследования», - говорится в заявлении Грузинской Патриархии.

Странное письмо

Ассоциация молодых юристов Грузии заявила о грубом нарушении презумпции невиновности в отношении Георгия Мамаладзе. Правозащитники цитируют в качестве примера заявление премьер-министра в связи с предполагаемым преступлением .

Презумпция невиновности была нарушена во всех направлениях, заявления были сделаны таким образом , как если бы было открыто дело, например, заявление премьер-министра , который сказал , что преступление было совершено”, – заявил представитель ассоциации Леван Вепхвадзе , слова которого приводит


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ

Дата рождения: 4 января 1933 г. Страна: Грузия Биография:

Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили — из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе — из села Сиони. В 1927 году они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II.

В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской духовной академии.

16 апреля 1957 года в храме святого Александра Невского в Тбилиси студент II курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь cвятого пророка Божия Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший монаху Илии Патриаршее служение. Два дня спустя Католикос-Патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе в Тбилиси.

10 мая 1959 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I рукоположил иеродиакона Илию во иеромонаха.

В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания Академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем архимандрита.

26 августа 1963 года архимандрит Илия был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II.

С 1963 по 1972 год епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита.

23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии II состоялась 25 декабря 1977 года.

В 1978-1983 годы Католикос-Патриарх Илия II был президентом . В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из этой организации.

Титул Предстоятеля: Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский .

Патриаршая резиденция находится в Тбилиси.

Образование:

1956 г. — Московская духовная семинария.