Главная · Молочные зубы · Егэ по русскому 36 вариантов. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

Егэ по русскому 36 вариантов. Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Типовые экзаменационные варианты ОГЭ по русскому языку

В помощь выпускнику 11 класса

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 1. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Допущено ФИПИ»

С 1. Интересный текст. Я с большим удовольствием его прочитал.

На мой взгляд, одной из проблем данного текста является проблема – роль искусства в изображении войны. Автор текста, Виктор Платонович Некрасов, утверждает, что «ничего более страшного и величественного» в искусстве, которое описывает события войны, нет.

Позиция писателя мне понятна. Я с ней полностью согласен, потому что картины войны оставляют неизгладимый след в душе каждого человека. Интересно то, как автор доказывает свою точку зрения. Он убеждает читателя в том, что искусство « и величественно», и в то же время «бессильно» и «беспомощно», потому что ничего страшнее реально горящего Сталинграда нет.

В литературе немало примеров произведений, в которых поднимается эта проблема. Например, картины войны 1812 года на страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Горящее поле Бородина, дым, грохот, кровь, крики раненых, звуки свистящих ядер. Или страшная, горящая, пустая Москва! Я думаю, что Толстому удалось воссоздать страшные страницы той войны. В этом величие и мастерство писателя, который заставляет волноваться читателя наших дней.

Ещё один литературный пример. Это повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», на страницах которой писатель изобразил страшные картины крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва. Помните образ башкирца с отрубленным языком! А бесчеловечную казнь капитана Миронова и нелепую жестокую смерть его жены Василисы Егоровны! Ничего страшнее и величественнее картин этой войны нет!

Из своего небольшого жизненного опыта могу сказать следующее. Конечно, раньше я знал о войне только из книг. Но, благодаря телевидению и интернету, весь мир увидел страшные картины современной войны в Украине. Выставки фотографий этой войны, конечно, впечатляют. Но реальные репортажи корреспондентов с мест реальных событий, на мой взгляд, заставляют волноваться больше, чем страницы прочитанных мной произведений. Хотя величие произведений искусства неоспоримо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 2. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 3. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 8. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»

Образец сочинения-рассуждения. Вариант 4. Сборник «ЕГЭ. Русский язык – 2015. Типовые тестовые задания: 10 вариантов под редакцией И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева. Допущено ФИПИ»...

Вариант 1

Часть 1

Самое хорошее поведение то, которое определяется не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью. Душевная же необходимость, пожалуй, особенно хороша, когда безотчетна. Поступать надо правильно не думая, не размышляя долго. Безотчетная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро – самое ценное в человеке.
Но душевная потребность эта не всегда присуща человеку от рождения. Она воспитывается в человеке и воспитывается в основном им же самим – его решимостью жить по правде, по-доброму.
Я тоже рекомендую несложные правила – жить честно, по правде. Но это необходимо только для начала. Жить же нужно интуитивно «по велению совести», не задумываясь находить всегда правильные решения, не заглядывая в книжки. Жить будет легко.

А потом живите по-доброму, не думая о «правилах». «Правила» только для начала пути. Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно.
Сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца.(172 слова) (По Д.С.Лихачёву)

Часть 2


(1)Когда-то была у Алёши двойка по пению. (2)А так больше не было двоек. (3)Почти что все тройки были. (4)Одна четвёрка была когда-то очень давно. (5)А пятёрок и вовсе не было. (6)Жил Алёша без пятёрок, рос, из класса в класс переходил, получал свои положенные тройки, показывал всем четвёрку и говорил:
- (7)Вот, давно было.
(8)И вдруг - пятёрка! (9)И главное, за что? (10)За пение. (11)Он получил эту пятёрку совершенно случайно. (12)Что-то такое удачно спел - и ему поставили пятёрку. (13)Короче говоря, это было очень приятным событием, которое омрачалось одним обстоятельством: он не мог никому показывать эту пятёрку. (14)Поскольку её вписали в журнал, а журнал на руки ученикам, как правило, не выдаётся.(15) А дневник свой он дома забыл. (16)Раз так, - значит, Алёша не имеет возможности показывать всем свою пятёрку. (17)И поэтому вся радость омрачалась. (18)А ему, понятно, хотелось всем показывать, тем более, что явление это в его жизни, как вы поняли, редкое. (19)Если пятёрка была бы в тетрадке, к примеру, за решённую дома задачу или же за диктант, тогда проще простого. (20)То есть ходи с этой тетрадкой и всем показывай, пока листы не начнут выскакивать.
(21)На уроке арифметики у него созрел план: украсть журнал! (22)Он украдёт журнал, а утром его принесёт обратно. (23)За это время он может с этим журналом обойти всех знакомых и незнакомых. (24)Короче говоря, он улучил момент и украл журнал на переменке. (25)Он сунул журнал себе в сумку и сидит как ни в чём не бывало. (26)Только сердце у него отчаянно стучит, что совершенно естественно, поскольку он совершил кражу. (27)Когда учитель вернулся, он так удивился, что журнала нет на месте, что даже ничего не сказал, а стал вдруг какой-то задумчивый. (28)Похоже было, что он сомневался - был журнал на столе или не был, с журналом он приходил или без. (29)И он, не дожидаясь звонка, тихо вышел, и видно было, что он здорово расстроен своей забывчивостью.
(30)А Алёша схватил сумку и помчался домой. (31)В трамвае он вынул журнал из сумки, нашёл там свою пятёрку и долго глядел на неё. (32)А когда он уже шёл по улице, он вспомнил вдруг, что забыл журнал в трамвае. (33)Когда он это вспомнил, то он прямо чуть не свалился от страха.

(34) Он пришёл домой и даже похудел за один вечер. (35)А всю ночь не мог уснуть и к утру, наверное, ещё больше похудел.
(36)Во-первых, его мучила совесть. (37)Весь класс остался без журнала. (38)Пропали отметки всех друзей. (39)Понятно его волнение. (40)А во-вторых - пятёрка. (41)Одна за всю жизнь - и та пропала.

(42)Итак, он пришёл утром в школу, волнуется, нервничает, в горле комок, в глаза не смотрит.
(43)Приходит учитель, говорит с печалью:
- (44)Пропал журнал. (45)Какая-то оказия. (46)И куда он мог деться? (47)Я вроде бы помню, что я приходил в класс с журналом. (48)Но в то же время я в этом сомневаюсь. (49)Не мог же я его потерять по дороге, хотя я очень хорошо помню, как его взял в учительской и нёс по коридору...
(50)Некоторые ребята говорят:
- (51)Нет, мы помним, что журнал лежал на столе.

- (52)В таком случае, куда он делся? - говорит учитель.
(53) В это время открывается дверь и в класс входит какая-то женщина и в руке держит что-то завёрнутое в газету.
-(54) Я кондуктор, - говорит она. – (55) У меня сегодня свободный день - и вот я нашла вашу школу и класс, и в таком случае возьмите ваш журнал.
(56)В классе сразу поднялся шум, а учитель говорит:
- (57)Каким образом наш классный журнал оказался у кондуктора? (58)Может быть, это не наш журнал?
(59)Кондукторша лукаво улыбается и говорит:
- (60)Нет, это ваш журнал.
(61)Тогда учитель хватает у кондуктора журнал и быстро листает.
- (62)Да! - кричит он. - (63)Это наш журнал! (64)Я же помню, что нёс его по коридору...
(65)Кондукторша, широко улыбаясь, говорит:
- (66)А потом забыли в трамвае?
(67) Тогда учитель хватается за голову и говорит:
-(68)Что-то со мной происходит. (69)Как я мог забыть журнал в трамвае? (70)Может, мне уходить из школы? (71)Я чувствую, мне всё труднее становится преподавать...
(72)Кондукторша прощается с классом, и весь класс ей кричит «спасибо», и она с улыбкой уходит.
(73)На прощанье она говорит учителю:
- (74)В другой раз будьте внимательней.
(75)Учитель сидит за столом, обхватив свою голову руками, в очень мрачном настроении. (76)Потом он, подперев руками щёки, сидит и смотрит в одну точку.
(77)Тогда встаёт Алёша и срывающимся голосом говорит:
-(78) Я украл журнал.
(79) Учитель вяло говорит:
- (80)Да... я понимаю тебя... этот твой благородный поступок... но это делать ни к чему... ты мне хочешь помочь... я знаю... взять вину на себя... но зачем это делать, мой милый...
(81)Алёша чуть не плача говорит:
- (82)Нет, я вам правду говорю...
(83)Учитель говорит:
- (84)Вы смотрите, он ещё настаивает... какой упорный мальчишка... нет, это удивительно благородный мальчишка...(85) Я это ценю, милый, но... раз... такие вещи со мной случаются... нужно подумать об уходе... оставить на время преподавание...
(86)Алёша говорит сквозь слёзы:
- (87)Я вам... правду... говорю...
(88)Учитель резко встаёт со своего места, хлопает по столу кулаком и кричит хрипло:
- (89)Не надо!
(90)После этого он вытирает слёзы платком и быстро уходит.
(91)А как быть Алёше?


(94)Он едет к учителю на дом и всё ему объясняет, а тот гладит его по голове и говорит:
- (95)Это значит, что ты ещё не совсем потерянный человек и в тебе есть совесть.
(96)И учитель провожает Алёшу до угла и читает ему нотацию. (По В. Голявкину)*

* Ви́ктор Влади́мирович Голя́вкин ( - ) - русский советский писатель, художник.

2. обоснования ответа на вопрос: «Почему Алёша украл журнал?»

1) (6)Жил Алёша без пятёрок, рос, из класса в класс переходил, получал свои положенные тройки, показывал всем четвёрку и говорил:
- (7)Вот, давно было.
2) (12)Что-то такое удачно спел - и ему поставили пятёрку. (13)Короче говоря, это было очень приятным событием, которое омрачалось одним обстоятельством: он не мог никому показывать эту пятёрку. (14)Поскольку её вписали в журнал, а журнал на руки ученикам, как правило, не выдаётся.(15) А дневник свой он дома забыл.

3) (92)Он чувствует себя в сто раз хуже, чем если бы был жестоко наказан. (93)Он не может ни есть, ни спать.

4) (37)Весь класс остался без журнала. (38)Пропали отметки всех друзей.

фразеологизм .

1 ) Он пришёл домой и даже похудел за один вечер. А всю ночь не мог уснуть и к утру, наверное, ещё больше похудел.
2) Короче говоря, он улучил момент и украл журнал на переменке.

3) Во-первых, его мучила совесть.

4) Он сунул журнал себе в сумку и сидит как ни в чём не бывало.

Ответ: ___________________________

4. Из предложений 28-33 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ: ___________________________

5. Из предложений 19-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если они образованы от глаголов совершенного вида » .

Ответ: ___________________________

6. Замените книжное слово «лукаво» в предложении 59 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7. Замените словосочетание «говорит с печалью» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание .

Ответ: ___________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 61-71 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. цифры , обозначающие запятые при вводном слове.

А Алёша схватил сумку и помчался домой. В трамвае он вынул журнал из сумки,(1) нашёл там свою пятёрку и долго глядел на неё. А когда он уже шёл по улице,(2) он вспомнил вдруг,(3) что забыл журнал в трамвае. Когда он это вспомнил,(4) то он прямо чуть не свалился от страха.

Он пришёл домой и даже похудел за один вечер. А всю ночь не мог уснуть и к утру,(5) наверное,(6) ещё больше похудел.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ:

Он чувствует себя в сто раз хуже, (1) чем если бы был жестоко наказан. Он не может ни есть, (2) ни спать.
Он едет к учителю на дом и всё ему объясняет, (3) а тот гладит его по голове и говорит:
- Это значит, (4) что ты ещё не совсем потерянный человек и в тебе есть совесть.
И учитель провожает Алёшу до угла и читает ему нотацию.

Ответ: _ _____________________________________

13. Среди предложений 28-33 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:

14. Среди предложений 21-29 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания французского писателя Г. Флобера : « Слово – эхо мысли ».

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Флобера.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2 « Он чувствует себя в сто раз хуже, чем если бы был жестоко наказан. Он не может ни есть, ни спать ».

Приведите в сочинении два

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 СОВЕСТЬ? «Что такое совесть»

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

Часть 1

1. Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я перестал их смотреть систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво. Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибившийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае. (218 слов) (По Д.С.Лихачёву)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14

(1)Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос: (2) «Кем ты будешь?» (3)И папа всегда отвечал на этот вопрос, не задумываясь, но каждый раз по-другому. (4) Сначала папа хотел стать ночным сторожем. (5)Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. (6)И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. (7)И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. (8)Но тут появился продавец мороженого с красивой зеленой тележкой. (9)Тележку можно было возить! (10)Мороженое можно было есть!

(11)Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. (12)Они долго смеялись над ним. (13)Но он твердо выбрал себе эту веселую и вкусную профессию. (14)Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека, все время играющего с настоящими вагонами и с паровозами. (15)Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.

– (16)Кто это? – спросил папа.

– (17)Это сцепщик вагонов,- ответили ему. (18)И тут маленький папа понял наконец, кем он будет.

(19)Подумать только! (20)Сцеплять и расцеплять вагоны! (21)Что может быть интереснее на свете? (22)Конечно, ничего интереснее быть не могло. (23)Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил:

– (24)А как же мороженое?

(25)Тут папа призадумался. (26)Он твердо решил стать сцепщиком. (27)Но отказываться от зеленой тележки с мороженым ему тоже не хотелось. (28)И вот маленький папа нашел выход.

– (29)Я буду сцепщиком и мороженщиком! – заявил он.

(30)Все очень удивились, но маленький папа им объяснил:

– (31)Это совсем не трудно. (32)Утром я буду ходить с мороженым, а потом побегу на станцию. (33)Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. (34)Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. (35)И так все время. (36)А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.

(37)Все захохотали. (38)Тогда маленький папа рассердился и сказал:

– (39)А если вы будете смеяться, так я еще буду работать ночным сторожем. (40)Ведь ночь-то у меня свободная.

(41)Так папа все устроил. (42)Но скоро он захотел стать летчиком. (43)Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. (44)Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. (45)Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль или в крайнем случае уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щелкая кнутом. (46)А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. (47)Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. (48)Маленький папа научился лаять так хорошо, как настоящий сторожевой пёс, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. (49)А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. (50)А по улице шел незнакомый военный. (51)Он остановился и стал смотреть на папу, а потом спросил:

– (52)Ты что это делаешь, мальчик?

– (53)Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. (54)Тогда незнакомый военный спросил:

– (55)А человеком ты не хочешь быть?

– (56)А я уже давно человек! – сказал папа.

– (57)Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? (58)Разве человек такой?

– (59)А какой же? – спросил папа.

– (60)Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. (61)Он совсем не смеялся и даже не улыбался, но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. (62)И он стал думать. (63)И чем больше он думал, тем больше стыдился. (64)Военный ему ничего не объяснял, но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. (65)А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. (66)Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:

– (67)Я буду человеком!

(68)И тут никто не засмеялся. (69)И маленький папа понял, что это самый правильный ответ. (70)И теперь он тоже так думает. (71)Прежде всего надо быть хорошим человеком. (72)Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. (73)А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно. (По А.Раскину)*

* Александр Борисович Раскин (, Витебск - , Москва ) - русский советский писатель, сатирик, сценарист.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему военный усомнился, что мальчик уже человек?»

1) (1)Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос: (2) «Кем ты будешь?» (3)И папа всегда отвечал на этот вопрос, не задумываясь, но каждый раз по-другому.

2) (42)Но скоро он захотел стать летчиком. (43)Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. (44)Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем.

3) (57)Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? (58)Разве человек такой?

4) (72)Прежде всего надо быть хорошим человеком. (73)Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. (74)А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно.

Ответ: ___________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

сравнение .

1 ) Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.

2) Маленький папа научился лаять так хорошо, как настоящий сторожевой пёс, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил.

3) Но он твердо выбрал себе эту веселую и вкусную профессию.

4) Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека, все время играющего с настоящими вагонами и с паровозами.

Ответ: ___________________________

4. Из предложений 41-46 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ: ___________________________

5. Из предложений 11-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В действительных причастиях настоящего времени пишется суффикс –ЮЩ-, если они образованы от глаголов первого спряжения » .

Ответ: ___________________________

6. Замените разговорное слово «захохотали» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7. Замените словосочетание «твёрдо решил» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление .

Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 46.

Ответ: ___________________________

9. Среди предложений 45-48 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру , обозначающую запятую при вводном слове.

Кроме того,(1) ему очень хотелось поступить юнгой на корабль или в крайнем случае уйти в пастухи и целый день гулять с коровами,(2) громко щелкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках,(3) лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, (4)когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился лаять так хорошо, (5)как настоящий сторожевой пёс, (6)но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться,(7) хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось,(8) он вышел во двор и сел рядом с Тузиком.

Ответ:_____________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 47. Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он совсем не смеялся и даже не улыбался, (1)но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. И чем больше он думал,(2) тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял,(3) но он сам вдруг понял,(4) что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, (5)он понял,(6) что он еще маленький и что он еще сам не знает,(7) кем он будет.

Ответ: _ _____________________________________

13. Среди предложений 3-8 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________

14. Среди предложений 61-73 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:______ ________________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя А. С. Пушкина: « Разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.С.Пушкина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: « Прежде всего надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста ».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕК? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что значит быть хорошим человеком» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Варианты 1,2.

Ответы к заданиям 2-14

№ зад./№ вар.

расстроен

сделаться

решённую

Играющего

Хитро, коварно

засмеялись

Печально говорит


Вариант 1.

Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему собака не уходила с берега моря?»?

1) Коста сделал ей дом из старой лодки.

2) Коста часто приходил на берег моря, чтобы покормить собаку.

3) Собака преданно ждала на берегу моря хозяина.

4) Собака кусалась, и её выгнал хозяин.

(1)Город кончался, и вскоре показалось море.

(2)Оно было мелким и плоским. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены.

(4)Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд - против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака.

(6)Она стояла неподвижно, в странном оцепенении, большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. (7)Её взгляд был устремлён в море. (8)Она ждала кого-то.

(9)Коста подошёл к собаке и погладил её по свалявшейся шерсти.

(10)Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, - собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. (12)Коста стал её поглаживать и уговаривать:

(13)Ну поешь... (14)Ну поешь немного...

(15)Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

(16)Коста взял кусок хлеба и поднёс ко рту собаки. (17)Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб.

(18)Она ела без всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа... (19)Она ела для того, чтобы не умереть. (20)Она ждала кого-то с моря, и ей нужно было жить.

(21)…Когда всё было съедено, Коста сказал:

(22)Идём. (23)Погуляем.

(24)Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. (25)У неё были тяжёлые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка.

(26)В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.

(27)Мальчик и собака шли не спеша, и Коста говорил собаке:

(28)Ты хороший... (29)Ты верный... (30)Пойдём со мной. (31)Он никогда не вернётся. (32)Он погиб.

(33)Собака не отрывала глаз от моря и в который раз не верила Косте. (34)Она ждала.

(35)Что же мне с тобой делать? - спросил мальчик. - (36)Нельзя же жить одной на берегу моря. (37)Когда-нибудь надо уйти.

(38)Коста оглянулся и увидел Женечку.

(39)Что же с ней делать? - растерянно спросила она Косту.

(40)Она не пойдёт, - сказал мальчик. - (41)Она никогда, наверное, не поверит, что хозяин погиб...

(42)Женечка подошла к собаке. (43)Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

(44)Я ей сделал дом из старой лодки. (45)Подкармливаю. (46)Она очень тощая...

(47)Пройдя ещё несколько шагов, он сказал:

(48)Собаки всегда ждут. (49)Даже погибших... (50)Собакам надо помогать.

(51)Море потускнело и стало как бы меньше размером. (52)Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. (53)Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста, где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка, подпёртая чурбаком, чтобы под неё можно было забраться. (54)Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...

(По Ю. Яковлеву) *

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923 - 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

Задание 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.

2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд - против ветра.

3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

Задание 4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З».

Задание 5. Из предложений 18-26 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна Н».

Задание 6. Замените разговорное слово «выказать» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Задание 7. Замените словосочетание «нефтяные разводы» (предложение 26), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 37.

Задание 9. Среди предложений 6–11 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

Задание 10.

- Она не пойдёт,(1) - сказал мальчик. - Она никогда,(2) наверное,(3) не поверит,(4) что хозяин погиб... Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала,(5) но не залаяла,(6) не бросилась на неё.

Задание 11. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

Задание 12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Коста и Женечка проводили собаку до её бессменного поста,(1) где неподалёку от воды лежала перевёрнутая лодка,(2) подпёртая чурбаком,(3) чтобы под неё можно было забраться. Собака подошла к воде,(4)села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…

Задание 13. Среди предложений 41–54 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Задание 14. Среди предложений 10-17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Задание 15.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г. Паустовского:

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в вашем языке точного выражения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

«Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Вариант 2

2. Задание В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Фёдор постоянно ездил в старый район?»

1) Фёдор готовился поджечь старую голубятню.

2) Фёдор следил за сносом старых домов, ожидая, когда начнут рыть котлован для нового дома.

3) Фёдор был полон решимости отстоять старую голубятню и не дать её снести.

4)Фёдор тосковал по своим голубям и не мог привыкнуть к мысли, что ему придётся с ними расстаться.

(1)Федя учился в новой школе. (2)Его старый дом пошёл на слом, а там, во дворе, осталась его голубятня.

(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа – чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.

(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:

(10)Эй, парень! Убирай свою голубятню! (11)Завтра будем рыть котлован.

(12)Фёдор онемело смотрел на развалины деревянного дома. (13)Вот и всё. (14)Даже голубей не будет. (15)Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху. (16)Птицы хлопали крыльями, рвались вылететь стаей, как им было привычно, но он пускал их поодиночке, прощаясь с каждым.

(17)Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку. (18)Она просохла за ясные и сухие дни, кололась, шуршала в руках, издавая мягкий запах дерева.

(19)Стало темнеть, а в темноте голуби сами возвращаются к голубятне, но в этот раз не должны вернуться.

(20)Фёдор поднялся наверх, оглядел старый посёлок. (21)Его уже не было. (22)Несколько бараков кособочились по краям огромной чёрной площади. (23)Там, где жили люди. (24)Где была пыльная дорога. (25)Только голубятня осталась.

(26)Мальчик захлопнул крышку голубятни, медленно чиркнул спичкой, поднёс её к куче стружки и спустился с голубятни.

(27)Пламя рванулось вверх метровым языком, сразу затрещали перегородки и сухие брёвна.

(28)Фёдор поднял голову: голуби носились как ни в чём не бывало.

(29)Он повернулся и побежал.

(30)Народу на остановке было немного, но он полез без очереди, не видя никого. (31)Стоя на задней площадке и прижавшись лбом к стеклу, он старался смотреть на серый и спокойный асфальт. (32)Но не удержался. (33)Помимо его воли, глаза посмотрели в небо. (34)Голуби кружились, не подозревая беды. (35)И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.

(36)Водитель, – закричал кто-то, – остановись, мальчик остановку пропустил!

(37)Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом. (38)Острая боль пронзила его, и он словно очнулся.

(39)Голуби! (40)Разве их можно бросать? (41)Разве он имел такое право? (42)Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. (43)Он отвечает за голубей.

(44)Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем. (45)Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

(46)Фёдор молча поднял руки. (47)Его фигура отбрасывала на землю огромную тень, он заметил её, обернувшись, и сила влилась в него – он показался себе большим и сильным. (48)Голуби узнали его, затрепетали над головой, садились ему на плечи, он брал их, воркующих, встревоженных, и прятал под куртку, за пазуху.

(По А. Лиханову) *

* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – современный детский и юношеский писатель, журналист и общественный деятель..

3. Задание

1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.

2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

4) Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.

4. Задание Из предложений 31-37 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - неполнота действия.

5. Задание Из предложений 12-18 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

6. Задание Замените разговорное слово «грохнулся» в предложении 37 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Задание Замените словосочетание «деревянного дома», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание Выпишите грамматическую основу предложения 4.

9. Задание Среди предложений 44-48 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространёнными определениями. Напишите номер этого предложения.

10. Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

На уроках,(1) когда его поднимали,(2) он вставал,(3) растерянный,(4) не знающий,(5) что сказать,(6) и ребята уже начали похихикивать над ним,(7) тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. Но Фёдор,(8) казалось,(9) и этого не слышал.

11. Задание

12. Задание

Водитель,(1) – закричал кто-то,(2) – остановись,(3) мальчик остановку пропустил!

Троллейбус послушно притормозил,(4) дверь с шипением распахнулась,(5) Фёдор выпрыгнул,(6) зацепившись ногой за порожек,(7) грохнулся на дорогу и ударился коленом. Острая боль пронзила его,(8) и он словно очнулся.

13. Задание Среди предложений 3–10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Задание Среди предложений 42-48 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15. Задание 15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания учёного Л. Т. Григорян: «В бессоюзном сложном предложении разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Т. Григорян. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3

2. Задание В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька не хотел носить пиджак в школу?»

1) Пиджак был светлым и быстро пачкался.

2) Венька чувствовал себя белой вороной среди одноклассников.

3) Пиджак был слишком элегантным для школьных будней.

4) Венька слышал от одноклассников обидные слова в адрес своей одежды.

(1)Венька пришёл домой из школы, немного посидел в кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса, посмотрел, как смешно, вытянув прозрачные лапки, спит в аквариуме белая крыска Марфуша, и всё же пошёл звонить маме на работу. (2)Так уж у них повелось: сразу после школы Венька всегда звонил ей и докладывал о своих делах.

(3)Мам, я опять подрался… - медленно произнёс он и виновато замолчал.

(4)Из трубки какое-то время не раздавалось ни звука. (5)Мама расстроилась.

(6)Всё ясно. (7)Поговорим вечером.

(8)Венька повесил трубку и задумался. (9)Что же это маме ясно? (10)Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо. (11)Например, мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. (12)В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки. (13)Дескать, школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. (15)«Как денди лондонский…» - радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом вырядился.

(18)Сначала Венька не очень огорчился: не все же мамы такие расторопные, как его. (19)Но ни через неделю, ни через месяц никто из одноклассников в пиджак так и не переоделся. (20)Ребята по-прежнему ходили в джемперах, джинсовках, куртках от спортивных костюмов, а самые крутые - в толстовках. (21)Венька попытался как можно быстрее запачкать пиджак, благо он был светлый. (22)Он уже предвкушал, что дня через два наденет в школу свой старый тёмно-синий свитер крупной вязки, но мама притащила с работы ещё один пиджак.

(23)Вот! (24)Примерь! - щебетала она над Венькой. - (25)Тётя Нина отдала. (26)Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

(27)Венька, стиснув зубы, влез в Виталькин пиджак. (28)Он тоже был ничего: стального цвета в чёрную крапинку. (29)Только не нужен был Веньке этот элегантный пиджак! (30)Никто из его одноклассников в пиджаках по школе не ходил. (31)Никто! (32)Лишь один он! (33)Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. (34)Когда у него, у Веньки, будет собственный сын, он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. (35)Он внимательно изучит, в чём будут ходить друзья сына, и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, как у Пети Комиссарова: скромную, с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

(По С. А. Лубенец) *

* Лубенец Светлана Анатольевна - современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

3. Задание В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.

2) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.

3) «Как денди лондонский…» - радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.

4) - Примерь! - щебетала она над Венькой. - Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.

4. Задание Из предложений 14-17 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

5. Задание Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с помощью суффикса -ЕНН-».

6. Задание Замените просторечное слово «обалденный» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Задание Замените словосочетание «стального цвета» (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание Выпишите грамматическую основу предложения 29.

9. Задание Среди предложений 13-17 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Он,(1) правда,(2) ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды,(3) но всем своим существом чувствовал,(4) что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса. Когда у него,(5) у Веньки,(6) будет собственный сын,(7) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков.

11. Задание Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

12. Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда у него,(1) у Веньки,(2) будет собственный сын,(3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит,(4) в чём будут ходить друзья сына,(5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку,(6) как у Пети Комиссарова: скромную,(7) с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

13. Задание Среди предложений 10-16 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Задание Среди предложений 1-11 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

15. Задание Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. Н. Гвоздева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения текста: «Он, правда, ни разу ни от кого не слышал обидных слов в адрес своей одежды, но всем своим существом чувствовал, что никак не вписывается в этих пиджаках в мужской коллектив класса».

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое неуверенность в себе», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4

2. Задание В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята не забрали яйца капалухи из гнезда?»

1) Капалуха отчаянно защищала своих будущих птенцов, и ребятам не удалось забрать из гнезда яйца птицы.

2) Яйца были тёплыми, почти горячими, и их невозможно было нести в руках.

3) Подошедший к ребятам учитель не разрешил детям разорять гнездо капалухи, увёл их от гнезда.

4) Ребята пожалели птицу, видя, как она самоотверженно заботится о будущих птенцах и защищает их.

(1)Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. (2)Бычки и телята, да и мы тоже, тащились медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

(3)В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. (4)Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. (5)Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

(6)У черничного бугорка поднялся шум. (7)Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники называют её капалухой).

(8)Гнездо! (9)Гнездо! – кричали ребята.

(10)Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

(11)Да вот же, вот! – показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

(12)Я глянул, и сердце моё забилось от испуга: чуть было не наступил на гнездо. (13)Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. (14)Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. (15)В хатке утеплённое мхом гнездо. (16)В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. (17)Яйца чуть поменьше куриных. (18)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

(19)Возьмём! – выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

(20)Зачем?

(21)Да так!

(22)А что будет с капалухой? (23)Вы поглядите на неё!

(24)Капалуха металась в стороне. (25)Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. (26)На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняя для них ценное тепло. (27)Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. (28)Она пыталась и не могла взлететь. (29)Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. (30)И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет кожа. (31)Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

(32)А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, – сказал подошедший учитель.

(33)Это как наша мама. (34)Она всё нам отдаёт. (35)Всё, каждую капельку... – грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть, застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, крикнул: «А ну пошли стадо догонять!»

(36)И все весело побежали от капалухиного гнезда. (37)Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. (38)Но глаза её уже не следили за нами. (39)Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

(40)Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой, но вся она была настороже, вся напружинена. (41)Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

(42)И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

(По В.П. Астафьеву) *

* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – выдающийся русский советский прозаик.

3. Задание В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

4. Задание Из предложений 24-31 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения- неполнота действия.

5. Задание Из предложений 22-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

6. Задание Замените разговорное слово «тащились» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Задание Замените словосочетание «ветка ели», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание Выпишите грамматическую основу предложения 31.

9. Задание Среди предложений 1-5 найдите предложение с необособленными согласованными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

10. Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек,(1) сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки,(2) и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться,(3) багроветь,(4) затем синеть и,(5) наконец,(6) сделается чёрной с седоватым налётом.

11. Задание Укажите количество грамматических основ в предложении 12. Ответ запишите цифрой.

12. Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Капалуха сидела на сучке,(1) вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо,(2) и,(3) как только мы немного отошли,(4) она плавно слетела с дерева,(5) заползла в гнездо,(6) распустила крылья и замерла.

13. Задание Среди предложений 24-31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Задание Среди предложений 14-18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

15. Задание

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Введенской: «Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Введенской. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словосочетания МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое материнская любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 5

2. Задание В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в отношениях Оленьки и Люси неожиданно всё изменилось?»

1) Оленька, по мнению Люси, поступила с ней не по-дружески, и девочки поссорились.

2) Девочки не сошлись характерами, поэтому их дружба стала невозможной.

3) Оленька неуважительно отозвалась об академике живописи, и Люся обиделась на это.

4) Люся позавидовала тому, что Оля смогла беспрепятственно пройти на встречу со знаменитым художником.

(1)Говорят, что самые непримиримые недруги - это бывшие друзья, - сказала нам однажды наша дочь Оля. - (2)Я убедилась, что это так.

(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! - поясняла Оленька. - (5)Или Болконских».

(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.

(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:

(13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)Неожиданно всё изменилось.

(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.

(22)Я не нашла для Люси́ места в зале, - рассказывала в тот вечер Оля. - (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник - это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

(32)Ну и мерси, дорогая Люси́! - в рифму пошутила Оленька.

(33)Друзей труднее найти, чем потерять.

(34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

(35)Не нашла места в зале? - задумчиво произнесла я. - (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...

(По А. Алексину) *

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) - писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

3. Задание В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) (3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси - (4) «Как в доме Ростовых! - поясняла Оленька. - (5) Или Болконских».

2) (7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3) (23) А она обиделась... (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4) - (35) Не нашла места в зале? - задумчиво произнесла я. - (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...

4. Задание Из предложений 20-24 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

5. Задание Из предложений 17-21 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН».

6. Задание Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Задание Замените словосочетание «школьный зал» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Задание Выпишите грамматическую основу предложения 18.

9. Задание Среди предложений 12-15 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

10. Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Несмотря на сопротивление Оленьки,(1) она таскала за ней огромную папку с рисунками,(2) даже готовила краски и мыла кисточки. Какая женщина устоит перед таким обожанием? Оленька стала дружить с Люси́(3) хотя времени на дружбу у неё было мало.

Да и у Люси,(4) признаться,(5) его было не очень много.

11. Задание Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.

12. Задание В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Часто она забирала Олины работы,(1) чтобы показать маме, (2) и взяла слово,(3) что,(4) когда мама наконец поднимется,(5) Оля нарисует её портрет.

Люся и сама потихоньку рисовала,(6) но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале,(7) который,(8) по предложению Оли,(9) носил название «Детский лепет».

13. Задание Среди предложений 12-16 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Задание Среди предложений 10–14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

15. Задание Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С. И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Ожегова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Друзей труднее найти, чем потерять».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.