Главная · Удаление зубов · Разные лепки. Способы оформления и декорирования образа. Лепка и ее польза

Разные лепки. Способы оформления и декорирования образа. Лепка и ее польза

Дергачева Алла Владимировна, воспитатель,

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52 Малинка»,

г. Балашиха, Московская область

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Из некоторых видов лепки мне хочется остановиться на предметной лепке, а именно – на лепке посуды разными способами. Ознакамливая детей с лепкой посуды, ставлю перед собой задачи:

  • знакомить с приемами лепки разной по форме посуды: низкой, высокой; помочь овладеть приёмом лепки посуды ленточным способом;
  • учить украшать посуду двумя способами: рельефным и контррельефным;
  • дать представление о том, что композиция узора на посуде связана с её формой.

Учить самостоятельно придумывать узоры для украшения вылепленной посуды;

  • воспитывать умение объяснять способы лепки изделий сложной формы, состоящих из нескольких частей. Определять исходную форму для каждой части;
  • развивать умение на основе полученных знаний и навыков лепить посуду новой формы.

Предлагаю поэтапную лепку посуды.

1. Лепка 1 «Тарелочка с узором».

Круговым движением ладоней рук скатать шар.

Расплющить его в толстый диск и оттянуть края

Украсить тарелочку углубленным узором или контурным рельефом (его делают с помощью разных предметов: головкой шурупа, колпачками от фломастеров, острым или закругленным концом стеки, печатками для пластелина)

Лепка 2 «Миска с узором».


Скатать Шар. Расплющить шар в толстый диск и поднять края выше, чем у тарелки, не отгибая их в стороны. Диск дна у миски меньше, чем у тарелки.

Украшаем миску способом налепа. Скатываем длинные или короткие тоненькие цилиндрики, шарики. Составляем узор.


Лепка 2 «Миска с узором».


Скатать Шар. Верхняя часть вазы такая же, как миска.


Скатать толстый цилиндр. Из цилиндра слепить ножку вазы.


Готовые части скрепить приёмом примазывания.


Составляем узор и украшаем вазу для фруктов.

Лепка 4 «Кружка» (ленточным способом).

Ска тываем цилиндр. Лепим ленту из цилиндра. Расплющиваем и соединяем её.


Скатать шар и расплющить его. Соединяем кольцо и донышко, хорошо заглаживая. Излишки пластилина срезаем стекой. Прикрепляем ручку.


Заглаживаем края кружки, её стенки и украшаем поделку.

Лепка 5 «Ваза для цветов» (ленточным способом).


Раскатываем цилиндр. Расплющиваем его.


Соединяем ленту. Расширяем верхний край вазы. Соединяем с донышком. Излишки пластилина удаляем стекой. Примазываем.


Сглаживаем поделку. Придумываем узор и украшаем вазу.

Предлагаю фотоотчёт открытого интегрированного занятия по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».
Лепка ленточным способом кружки.

Лепить – не так уж и сложно! Каждая замысловатая фигурка, как правило, состоит из комбинации нескольких простых основных форм. И как в любом деле в лепке этих базовых деталей есть свои «хитринки».

Ш А Р - эта самая гармоничная и главная исходная фигура. Любая, даже самая мелкая форма (цилиндр, конус, жгут, лепешка) берут свое начало из гладкого и круглого шара.

Ключ к скатыванию идеального шара лежит в степени изгиба ваших ладоней и величине оказываемого давления (слишком сильное давление приведет к биконической фигуре, напоминающей наконечник игрушки). Важно все время чувствовать толщину кома под ладонью. Ладонь сильнее придавливает более толстые места, выравнивая толщину пластика во всех направлениях. Глаза следят за формой. Глаза – очень важный инструмент. Если хорошо выучить форму шара на глаз, то всегда можно увидеть ошибки. Глаза и руки одновременно придают пластику круглую форму.

Как это делают? По-разному.
Большой шар диаметром не менее 2–3,5 см получается из большого кома пластика, который не помещается между ладонями. Его надо катать на рабочей доске круговыми движениями ладони. На доске можно раскатать круглую на вид форму, имеющую почти одинаковый размер по всем направлениям, но ее поверхность будет не гладкой, а покрытой маленькими плоскостями, соединенными ребрышками, как бы граненой. Это ошибка поверхности. При катании в ладонях поверхность получается совершенно гладкой. Итак, раскатав на доске шар, немного покатайте его между ладонями, стараясь не сдавливать, чтобы не испортить.

Шар поменьше, диаметром 1,5–2,5 см, из такого кома пластика, который помещается между ладонями. Это средний шар. Раскатывается так же, круговыми движениями, чувствуя толщину кома между ладонями и время от времени наблюдая за образованием формы. Ошибка формы – поверхность гладкая, но в разных направлениях толщина кома разная. Это не шар, а яйцевидная или овальная форма. Еще одна ошибка формы – ком неровный, имеет округлые выступы и впадины, больше похож на морской камешек, а не на шар.

Очень маленькие шары, размером с горошину, такие, что ладони рук их не чувствуют, катают в углублении ладони указательным или средним пальцем.

Я Й Ц О – чтобы сформировать эту фигуру, ладони нужно сложить V-образно и 2-3 раза покатать шар взад и вперед. Небольшое яйцо формуется, раскатывая шарик пальцем взад и вперед в углублении ладони.

К О Н У С - чем дольше прокатывается шарик взад и вперед, тем более вытянутой, продолговатой будет становиться фигура. Одна половина шара будет сохранять форму шара, а другая – вытягиваться, делаясь все длиннее и тоньше. Так образуется боковая поверхность конуса, ее делает рабочая доска. Давить на пластик надо равномерно и несильно. Чем больше длина конуса, тем большее число пальцев участвует в раскатывании. Большие и средние конусы намного удобнее раскатывать ладонью, а не пальцем, из-под которого шарик часто выкатывается. Ладонь надо поставить рядом с шаром ребром на доску, и, не отрывая от доски, наклонить и положить на шар, и, в таком положении руки перекатывать шар на доске вперед-назад, как обычно. Как только толщина и длина достигнут нужных размеров (или нужных пропорций), раскатывание прекращается. Ошибки формы: прогнутая поверхность; выпуклая поверхность; поверхность с перешейками. Исправляются ошибки более внимательным раскатыванием. Получившийся конус пока имеет шаровидное основание, на нем конус стоять не будет. Осторожно, не сдавливая, конус берется пальцами за боковую поверхность, и, прижимая ставится выпуклым основанием на доску, с поворотом вокруг оси. Основание конуса стало плоским, конус не падает!

А чтобы сделать конус полым, необходимо воспользоваться ручкой кисти или каким-либо штырем. Положив конус на бок, жестко удерживая его, чтобы не катался из стороны в сторону, нужно вставить в него рукоятку кисти и рукой прокатать стержень туда и обратно как миниатюрную скалку. Поворачивая конус нужно продолжать до нужных размеров конуса.

Ц И Л И Н Д Р - формуется путем раскатывания шарика взад и вперед по плоской поверхности. Самое главное здесь заключается в том, чтобы использовать легкое, однородное давление, постепенно перемещая руки в стороны все дальше и дальше (по мере удлинения цилиндра в раскатывании участвует все большее число пальцев). Это вытягивает пластик и поддерживает однородность натяжения поверхности. Если надо раскатать большой цилиндр, то руками придают комку пластика приблизительную начальную форму, а потом дорабатывают на доске. Надо помнить, что при раскатывании толщина уменьшается, а длина растет. Первоначальная заготовка должна быть толще.

Раскатывая любой цилиндр, мы контролируем только его толщину. Для получения формы нужной длины от цилиндра отрезается кусок. При обычном надавливании стеком мягкий пластик теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластика бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.

А П П Л И К А Ц И И – это лепешки, расплющенные варианты основных форм и служат для создания сложных объемных фигур, путем наложения на основную деталь. Маленькие аппликации сплющиваются при помощи мягкого сжимания их между большим и указательным пальцами. Аппликации большого размера плющатся ладонями, или пальцами на рабочей доске. Нажим должен быть равномерным.

Кроме основных форм используются плоские листы пластика. Западные мастера рекомендуют применять удобную машинку для раскатки лапши. В наших «полевых» условиях имеется обычная скалка, которую, впрочем, можно усовершенствовать. Для прокатки пластин одинаковой толщины, можно:

1)обзавестись таким приспособлением: прибить к доске, на которой вы раскатываете пластик, две рейки-ограничителя одинаковой толщины;

2)сделать специальную скалку с кольцами на краях, которые так же будут регулировать толщину пласта.

Вырезать из пластины треугольные, прямоугольные формы можно ножом при помощи линейки. А сложные, криволинейные вырезаются при помощи шила по намеченному контуру, проводится линия от края пластины, до края вырезанной фигурки и лишний пластик убирается. Кстати, возможно, на кухне у вас имеются интересные формы для печенья, они тоже могут пригодиться;-)

" статьёй . Где расскажем вам, каковы основные приёмы, с помощью которых можно создать глиняную посуду разнообразных, но красивых форм. Ранее, в статье "Лепка из глины " мы уже сталкивались с основами лепки, и данная статья призвана расширить и углубить изложенный раньше материал.

Кстати, если вы хотите сделать подарок любимым на , то из глины также можно сделать отличные валентинки (подробнее про валентинки в целом можно прочесть в статье "Как сделать разнообразные валентинки ").

Глина: основы лепки отличаются от лепки с помощью пластилина. Лепка из глины отличается тем, что после изгтовления формы изделие необходимо обжечь, чтобы им можно было без особых опасений пользоваться. Хотя и необожжённые глиняные изделия прекрасно смотрятся в ключевых местах комнаты, украшая интерьер керамикой собственного изготовления. Если вы хотите, то можете вместо глины обычной пользоваться полимерной глиной — основы лепки керамики из полимерной глины аналогичны основам лепки из глины обычной.

Поэтому, плюс поскольку статья называется "основы лепки ", то мы пока не будем затрагивать основы приготовления глины, основы сушки, основы обжига глины. Так что если захочется прочности, можно пользоваться полимерной глиной. Если захочется оригинальности, можно остановиться на необожжённой глине обычной. А если появится доступ к муфельным печам или кузнечному горну, то можно и обжечь готовые изделия.

Кстати, по поводу подготовки глины: если вы хотите, то можете покупать обычную голубую глину без добавок и размачивать её, притом делать замес заранее, чтобы глина «вылежалась» до начала работы (1-2 недели). Залить нужно горячей водой (столько, чтобы на ее поверхности оставались только отдельные островки глины). После набухания массу нужно выложить на стол, застеленный грубой тканью и подождать, когда глина освободится от лишней воды и приобретет необходимую для работы влажность. При этом ее нужно периодически переворачивать и переминать.

Итак, предполагается, что у вас есть готовая к работе глина, которая:

  • пластична (к рукам не липнет), мягкая по консистенции, т.к. очень плотная, твердая консистенция глины затруднит работу;
  • освобождена от лишних тяжелых включений (просеять или перебрать руками глиняное тесто на ощупь, отщипывая и перебирая маленькими кусочками (складываете в «ласточкино гнездо»);
  • пробита, т.е. освобождена от пузырьков, иначе при обжиге ее разорвет на части;
  • обернута во влажную салфетку (тряпку) и упакована в плотный полиэтиленовый пакет во избежание засыхания. Можно использовать для хранения пластиковые закрываемые формы.

Самое время приступить к основам лепки из глины.

Так, работать с глиной следует двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны изделия, поможет более органично связать все в единое целое. В помощь рукам для лепки нужно использовать специальные инструменты — стеки. Основное их назначение - проработка мелких деталей, удаление лишней глины, присоединение мелких деталей к крупным, сглаживание отдельных частей изделия.

Работать над изделием начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке животного сначала лепят туловище и голову, затем сравнивая по величине другие детали, соединяют их и самые мелкие лепят в последнюю очередь.

Любое соединение делается в следующей последовательности:

  1. Сначала на обеих соединяемых частях изделия делается насечка в виде сеточки стеком, ножом или зубочисткой (для мелких форм), затем промазывается шликером (сметанообразная смесь глины и воды).
  2. Присоединяется примазыванием с двух сторон (глина с верхней части заглаживается вниз) стеком или влажным пальцем.
  3. В некоторых случаях (в частности, при изготовлении посуды) для соединения частей изготавливается отдельный жгутик, который будет при наложении в месте соединения заглаживаться в обе стороны — вверх и вниз.

При этом шов должен быть незаметным, а соединение прочным. Это сохранит изделие от трещин и сколов, т.е. разрушения после высыхания. Можно в завершении воспользоваться влажной губкой для сглаживания шва.

Если работа не закончена сразу, то изделие необходимо сохранить, накрыв влажной тряпкой и полиэтиленом. При этом глина останется сырой, не испортится поверхность и работу над изделием можно будет продолжить в последующие дни. Перед завершением работы изделие при необходимости «выглаживается» влажной губкой, тряпкой или кисточкой.

Декорирование в процессе лепки может заключаться в тиснении изделий (нанесение оттисков), налепах элементов украшения или использовании различных глиняных масс по цвету; после высыхания и обжига — в росписи керамическими красками, глазурями и прочее, о чем более подробно в разделе декорирования.

Теперь немного про различные способы лепки

Есть две большие группы технологий работы с глиной (и любыми другими пластичными материалами). Первый способ — это создание полу-обЪёма, второй — работа с полным обЪёмом (в 3D, как говорится).

Создание полуобЪёма — это такие приёмы, которые создают как бы обЪём — но обЪём, привязанный к плоскости. Создание полуобЪёма может происходить с помощью:

  • вырезания материала из толщины глины, чем и формируется рисунок.
  • налепливания слоёв глины поверх основного пласта, образуя нужный рисунок.

Какой бы способ вы не использовали, в результате вы получаете рельеф, что-то наподобие:

Естественно, при работе в технике "рельеф" не обязательно делать сквозные отверстия, основной пласт глины может оставаться нерушимым.

Работа с обЪёмом (3D моделирование, так сказать), происходит действительно в обЪёме, во всех трёх измерениях. При этом изделие получается самостоятельное, и располагается в пространстве вне зависимости от исходного пласта глины. По сути, можно сказать, что обЪёмная глиняная фигура — это эволюционировавший полуобЪём, очень-очень выпуклый и оторвавшийся от подложки рельеф.

При создании обЪёма работу в процессе лепки нужно периодически осматривать со всех сторон, чтобы добиться правильных пропорций и соотношений его частей. Если этого не делать, а пользоваться привычкой с рисования на плоскости, то может получится нечто очень и очень непонятное — совсем не то, что хотелось.

Собственно обЪём из глины можно создавать несколькими способами, первая группа которых включает:

Конструктивный способ состоит в том, что предмет создается из отдельных частей. Начинается работа с основной, наиболее крупной части. Затем мелкие части. Соответственно, все заготовки к основе фигурки последовательно соединить (примазать), затем проработать мелкие детали.

Пластический способ лепки из глины заключается в том, что лепка происходит из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины.

Если соединить конструктивный и пластический способы, то получится комбинированный способ лепки.

Вторая группа способов лепки предполагает, что изделие готовится из "строительных" элементов , заготовленных заранее и более менее одинаковых — из шариков, создавая нужную форму, а потом заглаживая, из полос или колбасок, накладывая их по кругу и формируя сосуд, и т.д.

Каждый из способов лепки в принципе взаимозаменяем, и при должном количестве практики разница между ними стирается. И особняком стоит упомянуть лепку с помощью гончарного круга — весьма интересный, но, к сожалению, не очень доступный способ изготовления глиняных изделий. И, в конце статьи даём основной совет по лепке из глины:

Главная основа лепки из глины — это практика, длительная практика и очень много сделанных работ.

По материалам и больше данных в http://glina.teploruk.ru/article/sposoby_lepki.html

Здесь мы хотим предложить вам некоторые идеи по занятию лепкой как со старшими детьми, так и совсем с малышами.

Из чего можно лепить?

Солёное тесто

Солёное тесто – идеальный материал как для первых опытов в лепке, так и для старших детей. Это абсолютно экологичный материал, который можно давать малышам с года (или после того, как ребёнок перестаёт пробовать все предметы на вкус). Старшие дети с удовольствием замешивают солёное тесто самостоятельно.

Рецепт теста

Стакан пшеничной муки

Полстакана мелкой соли

Четверть стакана воды

1 ст. ложка растительного масла

По желанию можно добавить в тесто или воду несколько капель пищевого красителя.

Тесто можно хранить в закрытой коробочке несколько дней.

Готовые изделия из солёного теста детки могут оставить сушиться в течение суток в тёплом сухом месте или в духовке в течение часа при низкой температуре.

Высохшие поделки можно раскрасить красками.

Пластилин

Пластилин подходит для детей более старшего возраста. Он жёстче, поэтому малышам будет сложнее справиться с ним. Мягкие заменители пластилина, хранящиеся в закрытых баночках, не являются экологичным материалом, обычно имеют сильный запах и слишком яркие цвета, поэтому их следует полностью заменить солёным тестом.

Обычный же пластилин можно использовать для поделок старших детей. Преимущество его перед солёным тестом в том, что поделки можно украсить множеством мелких деталей и узоров.

Глина

Глина лучше подходит для старших детей. В Монтессори-группах дети часто занимаются изготовлением глиняной посуды. Дети с 5 лет могут пробовать работу с детским гончарным кругом. Высохшие поделки можно раскрасить и использовать для украшения комнаты или в играх.

Пчелиный воск

Лепка пчелиным воском очень распространена в вальдорфской педагогике. Лепить из воска немного сложнее, чем из пластилина, но тёплый и ароматный воск очень приятен, поэтому лепку воском стоит попробовать как сенсорный опыт. Натуральный пчелиный воск растапливают на водяной бане и лепят различные фигурки. Обратите внимание, что воск, застывая, прилипает и его трудно отмыть от поверхностей, поэтому лучше лепить на клеёнке.

Остывшие фигурки из воска вы можете легко снова расплавить на водяной бане.

Варианты лепки для детей разных возрастов

Детям до 1,5 лет

Для детей данного возраста лепка является одним из видов сенсорных материалов. Идеальной в этом возрасте будет работа с солёным тестом. Давайте детям мять тесто в ручках. Не предлагайте никаких образцов для лепки. После года вы можете показывать малышу, как отрывать маленькие кусочки теста, пробовать катать из них шарики и «колбаски».

Детям от 1,5 до 3 лет

Предлагайте:

  • мять различные материалы для лепки: солёное тесто, пластилин, глину, воск… (сенсорный опыт работы с материалами). Не давайте детям никаких образцов для лепки;
  • отрывать кусочки пластилина, лепить шарики и «колбаски»;
  • отрезать кусочки пластилина ножиком или ножницами;
  • отрывать (отрезать) кусочки пластилина и клеить на заготовку (мухомор, яблоня и т. п.);
  • лепить фигурки из солёного теста или пластилина при помощи специальных формочек;
  • дополнять лепку природными материалам, бусинками, пуговицами.

Детям от 3 лет и старше

Предлагайте:

  • лепить фигурки из любых материалов (солёного теста, воска, пластилина), желательно ребёнку лепить самому, без образцов;
  • лепить фигурки из любых материалов (солёного теста, воска, пластилина) при помощи специальных формочек;
  • дополнять пластилин (солёное тесто, пчелиный воск) природными материалами, бусинами, пуговицами и т. п.
  • делать картины из пластилина: картинки на бумаге или картоне закрашиваются разноцветным пластилином;
  • украшать пластилином с природными материалами (или бусинами, стразами, пуговицами) вазочки, рамочки;
  • прокалывать шарики из солёного теста палочкой, затем высушить и, продев нитки, сделать бусы.
  • лепить из сладкой мастики украшения домашних тортов;

Простой рецепт мастики

200 г сгущённого молока

160 г сухого молока

160 г сахарной пудры

15 г лимонного сока

Пищевой краситель по желанию.

Все ингредиенты тщательно перемешать.

  • сортировать мелкие предметы по цвету, приклеивая к пластилину разного цвета;
  • лепить буквы и цифры из пластилина;
  • лепить из глины;
  • работать на гончарном круге (с 5 лет).

Лепка с раннего детства знакома каждому, ведь ее безграничный потенциал для ребенка незаменим. Занятие развивает воображение и пространственное мышление, мелкую моторику, помогает понять цвет и форму предметов, заставляет проявить фантазию. Но когда начать знакомить малыша с видами лепки, аппликациями из пластилина, как заниматься и на каких материалах остановиться? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих родителей.

Лепка и ее польза

Искусство придания формы пластическому материалу считается необыкновенно живым и, что важно, осязаемым. Лепка по праву занимает место одного из самых эмоциональных деятельности. Даже ребенок раннего дошкольного возраста создает реальный или вымышленный образ, к которому можно прикоснуться, а не только представить или увидеть.

Возможности лепки широко используются для развития детей. При ее помощи ребенок способен:

  • разнообразить свой сенсорный опыт, получая представление о материале, его структуре, пластичности, форме и цвете;
  • создавать объемные поделки;
  • развивать мелкую моторику и координировать одновременно работу обеих рук;
  • получать эстетическое воспитание.

Это тот случай, когда важен не только процесс, но и результат. Малышу интересно наблюдать, как бесформенный комок приобретает очертания знакомого предмета. Он трансформируется бессчетное количество раз, пока не появится удовлетворение от результата.

Материалы. Какие они?

Изобразительная деятельность в ДОУ обязательно включает традиционные техники и рисование, лепку и конструирование. Большое значение имеет возраст малыша. Он важен не только для задач, которые предстоит поставить ребенку, но и для правильного выбора материала. И дома, и в детском саду особенно широко применяются глина и классический пластилин. Последний может быть также восковой, плавающий, с блестками, магнитный, флуоресцентный, перламутровый.

Какие еще бывают материалы? Стоит остановиться на самых популярных.

Яркое тесто для лепки отличается податливостью и мягкостью. С ним легко работать с первых минут, но готовая поделка не сохранит форму надолго и не все детали можно скрепить друг с другом. В составе производителем заявлены безвредные компоненты, потому подойдет для малышей, начинающих лепить.

Шариковый пластилин часто вызывает любопытство ребенка, которого привлекают насыщенные цвета и необычная текстура. Бывает различных видов:

  1. Незасыхающим можно играть долгое время, важно лишь не смешивать цвета.
  2. Засыхающий имеет иные свойства: при комнатной температуре становится твердым, но хрупким. Поэтому им лучше декорировать фигурки или формы. К примеру, можно сделать симпатичную вазу. Для этого отрезать нижнюю часть пластиковой бутылки, а затем задекорировать с внешней стороны этим материалом. Предлагать детям от 3 лет. Играть в присутствии родителей.

Ассортимент велик и постоянно появляются все новые варианты. Лепить можно пастой для моделирования, мягкой массой, из соленого теста, обыкновенного влажного или кинетического песка, полимерной глины, снега.

Глина и пластилин: сравнение свойств

Изучая виды лепки, на занятиях применяется два вида материала. Оба пластичные, доступные и имеют свои особенности.

Глина считается наиболее ценным и экологически чистым материалом. Она обладает особой выразительностью, не зря еще с давних времен использовалась для строительства и изготовления посуды. Необыкновенные свойства сделали ее основным материалом для детей:

  • нейтральный цвет;
  • способность прекрасно сохранять форму;
  • возможность выбрать кусок любого размера;
  • наличие однородной текстуры;
  • дает возможность понять целостность формы, не отвлекаясь на детали;
  • изделия можно сушить, а после продолжать работу (окрашивать, создавать скульптурные композиции, использовать для декорации).

К минусам относятся особенности сушки, на которую требуется время. Ребенок раннего возраста может потерять интерес к результату. Сохранять глину рекомендуется в прохладном сыром помещении в пластмассовом контейнере под влажной тканью.

Пластилин - материал, требующий специальной подготовки перед использованием. Его особенности также активно применяются для обучения видам лепки в детском саду:

  • достаточно прочный материал;
  • детали легко скрепляются;
  • цвет вносит разнообразие в работу, но может отвлекать от целостного восприятия формы.

Из минусов пластилина:

  • не подходит для малышей из-за состава;
  • перед началом лепки его предстоит размять или нагреть, чтобы сделать податливым, поэтому подойдет для детей старше 3 лет.

Когда и с чего начинать

Взрослым во время занятий придется находиться рядом с малышом.

Во-первых, так безопаснее, ведь малыш способен попробовать материал на зуб.

Во-вторых, необходимо помочь ребенку освоить азы этого вида изобразительного искусства: показать материалы, познакомить с их свойствами, основными приемами и видами лепки.

Слушая родителя или педагога, малыш активно пополняет словарный запас и учиться вести диалог. Задания должны соответствовать возрасту. Если старший дошкольник способен сотворить фигурку животного или красивую пластилинографию самостоятельно, то кроха в лучшем случае сможет освоить лишь самые простые приемы лепки.

Начинать можно в возрасте около 9-12 месяцев. Конечно, малышу трудно усидеть на одном месте, но в этом нет необходимости. Достаточно того, что он получает новые тактильные ощущения и осознает, что в его маленьких ручках материал может принимать различную форму. Важно не заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет в данный момент, а предложить позже.

Приемы лепки

В самом начале они отличаются простотой:

  • отщипывание - отделение большим и указательным пальцами небольшого кусочка от одного крупного;
  • разминание - надавливание пальцами или рукой;
  • сплющивание - сжатие материала и придание ему плоской формы.

Позднее приемы усложняются и ребенок осваивает новые:

  • скатывание - создание формы шара круговыми движениями ладони;
  • раскатывание - формирование „колбасок” ладонями;
  • сглаживание - придание округлости форме;
  • вдавливание - нажатием большого или указательного пальца делается углубление;
  • заострение - придание острого конца при помощи прижимания пальцами со всех сторон;
  • прищипывание - оттягивание и заострение одного края;
  • соединение - скрепление деталей друг с другом.

Ребенку постепенно удаются все более сложные действия с материалом. Результатом работы становится законченная композиция.

Основные виды лепки

От взрослого ребенок получает сведения об изобразительной деятельности, а на основе собственного опыта он пробует выполнить поставленные задачи самостоятельно. Со временем их решение перерастает в творчество, а материал становится более разнообразным.

Важно постепенно переходить от простого к сложному, чтобы ребенок не разочаровался в неудаче. Сначала изучаются отдельные приемы. Знания закрепляются, оттачиваются. Позже предлагаются все новые задачи, для которых необходимо правильно выбрать нужный способ из разных видов лепки. Все они имеют свои особенности:

  1. Скульптурный заключается в том, что изделие лепится из цельного куска. Этот метод считается более сложным, поскольку необходимо представление о пропорциях и форме. Чтобы создать поделку, дети используют такие приемы, как оттягивание, удлинение, прищипывание, сглаживание.
  2. Конструктивный, когда работа создается из отдельных частей. Дети начинают с самой крупной, постепенно изготавливая все более мелкие. Когда все детали подготовлены, остается их соединить между собой. Благодаря конструктивному виду лепки можно легко сравнить элементы по форме и величине, например, туловище животного крупнее, а хвост - значительно меньше.
  3. Комбинированный включает оба вышеназванных способа. Часть фигурки вылепливается из целого куска, например, ноги и туловище человека. Остальные части создаются отдельно и прикрепляются к основе.

Можно добавить элементы рельефной лепки для объема и естественности. Например, чтобы получились перья птиц, нужно наложить отдельные небольшие кусочки и, используя различные приемы, придать им нужную форму.

Какие еще существуют виды лепки

Имеется еще одна классификация - с точки зрения сюжета:

  1. Предметная лепка применяется для изображения отдельных предметов: животных, людей, мебели и др. Дети учатся придавать окончательную форму материалу, используя для этого всевозможные приемы, которыми владеют.
  2. Сюжетная лепка необходима для развития у ребенка воображения и пространственного мышления. Этот способ предполагает создание уже не одного предмета, а целой истории. Все фигурки устанавливаются на подставку и объединяются общим сюжетом. Процесс довольно длительный, требующий времени и сил, но от этого не менее увлекательный.
  3. Декоративная лепка знакомит с народным прикладным искусством и его видами. Кроме того, она учит заранее обдумывать тему будущей поделки: эскиз, орнамент, форму и роспись. К примеру, ребенок задумал слепить вазу в виде цветка и украсить растительным орнаментом. Здесь также предлагается выбор: можно нацарапать его острым предметом или выполнить из мелких деталей. Таким способом создаются украшения, статуэтки, сосуды, настольные пластины.

Лепка в детском саду

На занятиях педагоги уделяют особое внимание искусству придания формы пластическому материалу. Самых маленьких начинают знакомить с основными методами и приемами лепки. Крохи учатся отщипывать кусочки, скатывать шарики и колбаски.

Постепенно задания усложняются. Становится важна индивидуальная работа в группе. Например, воспитатель показывает, как изобразить фактуру шерсти животного или травы на земле. Объяснение делается для всей группы, но после педагог может помочь освоить навык каждому ребенку отдельно.

Давая задание, педагог на время устраняется, чтобы дать возможность детям попробовать свои силы, применив собственные знания и творческие способности.

Что необходимо знать и уметь

Конечно, малыши лишь знакомятся в ДОУ с видами лепки, материалами, пробуют новые тактильные ощущения. В старшем дошкольном возрасте необходимо знать и уметь гораздо больше, чтобы занятие лепкой принесло удовольствие:

  1. Чтобы сформировать зрительное восприятие, сначала дети рассматривают изображения или фигурки животных, людей, предметов. Наблюдая, выделяют основные формы или отдельные черты. Поняв характерные признаки, будет легче создать образ. К примеру, при лепке слона используются его выразительные признаки: длинный хобот, массивное туловище и крупная голова.
  2. Расширяя кругозор и рассматривая различные изображения знакомых предметов, ребенок накапливает зрительные образы, которые позже пригодятся. Например, представляя прыжок кошки, полет птицы, ходьбу человека, он сможет слепить их или нарисовать.
  3. При лепке с натуры дети сравнивают свою работу с примером. Для этого придется сначала рассмотреть его и обсудить характерные черты.
  4. Если поставлена задача создать свою поделку по представлению, то придется проявить самостоятельность в решении образа. Большую помощь окажут игровые ситуации. Например, воспитатель заранее рассказывает, что дети будут лепить для Деда Мороза лесных зверей, которых он пригласит на праздничный карнавал.

Пластилиновые картины

Кроме объемных фигур, изготавливаемых при помощи различных видов детской лепки, можно выполнить аппликации. Их преимущество в том, что на такую картину понадобится гораздо меньше материала, а процесс и результат порадуют не меньше.

Техника, принцип которой заключается в создании называется пластилинография. Изображение получается полуобъемное и яркое.

Выполнять можно на любой поверхности: стекле, плотном картоне, компьютерном диске или деревянной доске. Кроме того, для работы понадобится разноцветный пластилин. Сюжетом станет готовый рисунок (раскраска). Заполнять белое пространство можно разноцветными шариками, жгутиками или цельными деталями, применив прием размазывание.

Заключение

Лепка стала важным занятием, развивающим фантазию, мышление, мелкую моторику. Создание детьми даже самых простых поделок из глины или пластилина является интересным творческим процессом. Из бесформенного комка получается миниатюрный образ, картина или скульптурная группа. Это почти волшебство!

Используя основные виды лепки, ребенок учится превращать в действительность свой зрительный образ. Узнавая многочисленные приемы, дети своими руками могут создать восхитительные сюжетные скульптуры, пластилинографии, мозаичные картины или элементы декора.