Главная · Удаление зубов · Как правильно завязать морской. Узел самозатягивающийся: виды, способы вязки. Констриктор - узел

Как правильно завязать морской. Узел самозатягивающийся: виды, способы вязки. Констриктор - узел

Веревка - незаменимая вещь не только в быту, но и в походе. Применение ее достаточно широко: от элементарного приспособления для сушки белья до организации переправ, страховок и прочих жизненно необходимых устройств. А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.

Потому в данной статье мы разберем основные виды веревочных узлов и способы их применения в походе. Также будут приведены схемы туристических узлов.

И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.

Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е. для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы. Чем хорош этот узел? Он легко развязывается, достаточно потянуть за два конца веревки с одной стороны от узла. И, кроме того, он быстро и легко вяжется. Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.

Схема прямого узла:

Один из вариантов контрольного узла:

Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка

Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов. Проводник и восьмерка очень надежные узлы, потому повсеместно используются в туризме. Восьмерка при этом считается более надежной, а потому не требует контрольных узлов, в отличие от проводника.

Схема узла проводник:

Как взять узел восьмерка? Схема:

Как вязать узел булинь?

Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел. Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.

Грейпван - более сложный узел, чем приведенные ранее. Это надежный узел, предназначенный для связывания двух веревок, лент и проч. Он не требует страховочных узлов, однако сильно затягивается при повышенной нагрузке.

Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика

Схватывающие узлы используются для организации переправ, для страховки при подъеме или спуске по наклонной поверхности. Этот узел легко перемещается, при нагрузке затягивается. Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.

Вариант 1

Вариант 2

Используется для временного крепления, либо для тех случаев, когда после спуска нужно вернуть веревку. Один конец веревки при завязывании данного узла служит для удержания веса, другой - для развязывания узла.

Как завязать ткацкий узел?

Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов. Как завязать ткацкий узел? Накладываем две веревки одна на другую, вяжем контрольный узел сначала с одной стороны, потом с другой, стягиваем два узла, а на концах завязываем еще по одному страховочному узлу.

Как вязать шкотовый узел?

Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.

Усиленный вариант шкотового - брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).

Как вязать туристические узлы правильно? Итоги

Подведем итоги. Все виды веревочных туристических узлов можно разделить на ряд условных категорий в зависимости от сферы их применения. Выделим основные:

  • для завязывания двух веревок одинакового диаметра;
  • для связывания веревок разного диаметра;
  • для создания петель;
  • для обвязывания веревки вокруг предмета (дерево, столб и т.д.);
  • для схватывания другой веревки (крепления страховки, организации переправы).

Это далеко не полный перечень назначения веревочных узлов для туризма. Однако, освоив приведенный выше набор узлов, вы станете гораздо эффективнее и полезнее в походной жизни. Важно помнить, что каждому узлу необходимо уделить особое внимание, чтобы правильно его вязать. Ведь от вашей внимательности может зависеть не только ваша жизнь, но и товарищей по походу. Пусть умение завязывать узлы поможет вам обезопасить себя и других.

Больше информации об узлах на видео:

Вязать и распутывать узлы - занятие, достойное настоящего мужчины, причем как в прямом, так и в переносном смысле, но пригодится и женщинам. С детства мы слышим про мифические «морские узлы», вязать которые мало кто умеет, но вот сравниться с ними по прочности и сложности не могут никакие «бантики». И действительно, морская жизнь немыслима без знания определенного набора узлов, каждый из которых служит для определенной цели и может стать эффективным орудием в руках умелого узловязателя.

Когда-то мастерство такелажника ценилось наравне с опытными штурманами. За специалистами в узлах охотились морские компании, а на судне такой человек ценился куда больше обычного матроса. Сегодня, мастерство вязания узлов понемногу уходит в прошлое, однако даже самые базовые навыки этого старинного ремесла - вязания морских узлов - могут оказаться бесценными в разных ситуациях.

Перед вами 10 узлов, которые незаменимы и в морском переходе, и в обычной жизни.

Прямой узел
Этим узлом пользовались древние египтяне еще за три тысячи лет до нашей эры, а также древние греки и древние римляне. Прямой узел - это два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Если нагрузка на связанные тросы очень большая или тросы намокли, узел сильно затягивается, однако даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1-2 секунды.



Плоский узел
Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.


Восьмерка
Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.


Португальский булинь
Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.


Улучшенный кинжальный узел
Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра, так как весьма несложен по своей схеме и достаточно компактен, когда затянут. В затянутом состоянии два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел несложно развязать, если ослабить одну из крайних петель.


Фламандская петля
Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.


Фламандский узел
Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел - один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых. Даже будучи сильно затянутым, он не портит трос, и его сравнительно легко развязать.


Стопорный узел
Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.


Удавка
Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу - не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

История применения узлов насчитывает уже многие тысячелетия. По словам ученых, еще пещерные люди использовали простые узлы в своем быту. Родоначальниками сложных типов узлов являются моряки. С появлением парусных судов возникла необходимость в удобных и надежных узлах, чтобы закрепить мачту, паруса и другие снасти. От качества узла зависела не только скорость корабля, но и жизнь всей команды. Поэтому морские узлы сильно отличаются от обычных. Они не только надежны, их легко завязывать и так же легко развязывать, чего нельзя сделать с обычными узлами.

Классификация узлов пришла к нам из Англии. Обычно англичане делят морские узлы на 3 типа:

  1. Knot – нужны для увеличения диаметра веревки или переплетения чего-либо.
  2. Hitch – крепят веревку к различным предметам (мачтам, реям, якорям).
  3. Bend – соединяют разные по диаметру веревки в одну.

Существует около пятисот описаний морских узлов, но в настоящее время используются лишь несколько десятков, так как моторные корабли вытесняют парусные. Умение вязать морские узлы пригодится не только яхтсменам, но также туристам и рыболовам. Поэтапно осваивая приведенные ниже схемы с картинками, вы быстро научитесь это делать.

Прямой узел

Хоть этот узел и является одним из самых древних, но надежностью он не отличается. Его недостатки – частые смещения на веревке, его непросто развязать после больших нагрузок и намокания, а также с таким узлом уменьшается прочность веревки. Применяется для легкого прихвата на несильных тягах и сращивания двух концов троса. На его основе вяжутся более сложные узлы. Несмотря на то что узел очень простой, у него есть свои нюансы. Свободные концы должны находиться по одну сторону веревки. Если они будут располагаться с разных сторон, то такой узел считается неправильным и называется не простым, а воровским.

Как вязать прямой узел:

  1. Завязывается обычный узел.
  2. Из одного неподвижного конца веревки конца делаем петлю (конец веревки, сложенный вдвое)
  3. Свободным концом обносим снаружи петли и заводим внутрь.
  4. Затягиваем. Получается правильный узел. Для большей надежности сверху завязывается еще один обычный узел.

Беседочный узел (Булинь)

В яхтенном спорте этот узел используется чаще других. Изначально он применялся для обвязывания беседки – приспособления, с помощью которого моряки забирались на мачту корабля. За это он и получил свое название. Этот узел не имеет недостатков, его просто связать и развязать. Им можно связывать веревки разных диаметров, материалов и не бояться того, что он развяжется. Чаще всего он используется при швартовке судна или в тех случаях, когда нужно сделать петлю или обвязать что-либо.

Как вязать беседочный узел:

  1. Делаем обычную петлю.
  2. Внутрь петли просовываем свободный конец веревки и по диагонали оплетаем его вокруг неподвижного конца.
  3. Пропускаем обратно внутрь петли.
  4. Стягиваем концы веревки. Чтобы узел был крепким, очень важно сильно стянуть концы.

Узел восьмерка

По внешнему виду похож на цифру 8, поэтому название говорит само за себя. Узел простой, но очень важный. На его основе вяжутся более сложные узлы. Преимущество узла восьмерки в том, что он никогда не сместится и не распустится при нагрузке. Также при намокании троса он легко завязывается и развязывается. Используется как стопор на конце троса и как закрепляющий узел. С его помощью можно сделать ручки для деревянного ведра или закрепить струны на музыкальных инструментах.

Как вязать восьмерку:

  1. Делаем обычную петлю.
  2. Проворачиваем нашу петлю на 360 градусов и продеваем свободный конец веревки внутрь петли.
  3. Затягиваем.

Как вязать петлю-восьмерку:

  1. Складываем свободный конец веревки вдвое, чтобы получилась петля.
  2. Делаем вторую петлю возле сдвоенного конца.
  3. Поворачиваем вторую петлю на 360 градусов.
  4. Первую петлю продеваем внутрь второй.
  5. Затягиваем.

Узел удавка

Этот узел представляет собой самозатягивающуюся петлю. Его преимущества – простота и быстрота вязки, надежность и легкое развязывание. Подходит для привязывания к предметам с ровной поверхностью.

Как вязать удавку:

  1. На конце веревки делаем петлю.
  2. Делаем вторую петлю, чтобы получился бантик.
  3. Свободный конец веревки обматываем 3-4 раза вокруг.
  4. Конец просовываем с тыльной стороны во вторую петлю.
  5. Затягиваем.

Кровавый узел

В далекие времена такие узлы вязали на кошке – плети с девятью и более концами. Кошка применялась как орудие пытки и поддержки дисциплины на корабле – удар был очень болезненным, рваные раны долго не заживали. За это узел и получил свое кровавое название.

Как вязать кровавый узел:

  1. Свободный конец веревки дважды обхватывается вокруг неподвижного.
  2. Затягиваем.

Плоский узел

Используется тогда, когда нужно связать концы веревки разного диаметра или из разного материала. Хорошо выдерживает большие нагрузки и намокание. Но это не самый простой узел, его легко связать неправильно. Важнейший нюанс при вязании плоского узла – концы веревок должны быть параллельны друг другу.

Как вязать плоский узел:

  1. Из толстого конца веревки делаем петлю.
  2. Тонкий конец заводится внутрь толстого.
  3. Делается два оборота поверх толстого конца.
  4. Затягиваем.

Выбленочный узел

Изначально этот узел использовался для крепления выбленок – тонких веревок, из которых делали лестницы для вант. Является одним из самых надежных затягивающихся креплений. Его особенность – большая надежность возможна только под нагрузкой. Также на его надежность влияет поверхность, на которой он завязывается. Большой плюс выбленочного узла – возможность завязать его одной рукой. Используется для крепления веревки к предметам с гладкой и ровной поверхностью – бревнам, мачтам. На предметах с гранями выбленочный узел будет не так эффективен.

Как вязать выбленочный узел:

  1. Свободный конец веревки обносят вокруг предмета.
  2. Делается перехлест.
  3. Продеваем конец в образовавшуюся петлю.
  4. Затягиваем.

Второй способ (вязка полуштыками):

  1. Делаем петлю. Длинный конец веревки находится сверху.
  2. Накидываем петлю на предмет.
  3. На нижнем конце веревки делаем петлю и накидываем ее сверху на предмет.
  4. Затягиваем.

Якорный узел или рыбацкий штык

Уже не одно тысячелетие он используется для крепления веревки к якорю. Также этим узлом привязываются концы троса к любому крепежному отверстию. Является надежным и легко развязываемым узлом.

Как вязать якорный узел:

  1. Пропускаем конец веревки два раза через петлю якоря или другого крепежного отверстия.
  2. Свободный конец веревки перекидываем через неподвижный конец и пропускаем через образовавшуюся петлю.
  3. Стягиваем обе петли.
  4. Сверху делаем обычный узел для надежности.

Стопорный узел

Используется в тех случаях, когда нужно увеличить диаметр троса.

Как вязать стопорный узел:

  1. Стопорную веревку складываем вдвое.
  2. Прикладываем ее к основной веревке.
  3. Свободным концом стопорной веревки обматываем основную веревку и второй конец стопорной веревки 5-7 раз.
  4. Неподвижный конец, который мы обматывали, возвращаем в петлю стопорной веревки.
  5. Затягиваем оба конца стопорной веревки.

Булинь . (фото: brig-club.ru )

Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску - платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла - это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 - 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

(фото: kakimenno.ru )

Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык. тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

Узел "восьмёрка".

"Восьмёрка" . (фото: brig-club.ru )

Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

(фото: poxod.ru )

Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules - геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 - 2 секунды.


Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую - концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону - узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) - влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рыбацкий штык, якорный узел.

Очень надёжный узел.
Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

Узлы появились ещё в древности, поскольку их применение требовалось почти во всех ремёслах. До того, как люди научились добывать сами огонь, они уже знали несколько видов крепких узлов и использовали их в своём быту. Было время, когда вязание таких узлов относилось к искусству, поэтому секрет их «сотворения» передавался в семье только по наследству. Когда пришло время мореплавателей и первооткрывателей, узлы стали приобретать новое, особое назначение. От их прочности зависела судьба судна, а также его креплений, паруса, якоря и многих других устройств. Поэтому в это время было разработано множество новых разновидностей морских узлов, обладающих соответствующими свойствами. В настоящий момент используются тысячи различных узлов, возраст которых составляет несколько тысячелетий.

Этот узел можно считать простейшим, самым небольшим узлом. Он незаменим не только на судне, но и в повседневной жизни. Благодаря своим свойствам, при давлении на трос этот узел сильно стягивается. Причём после этого его трудно развязать, помимо этого, он может испортить непосредственно трос. Для его создания берём верёвку, трос или нитку за основной конец, дальше делаем обыкновенный полуузел. После это вдеваем основной конец в полученную петлю.

Для получения этого узла нужно сделать 2 раза подряд узлы «полуштыки». Для этого берём конец троса или нити, обводим его вокруг нужного предмета, например, палки или карниза. Затем ведём его вокруг неподвижного конца троса, и продеваем в образовавшуюся петельку ходовой (подвижный) конец.

В результате получается полуштык, а чтобы сотворить полный узел, повторяем эту комбинацию.

Данный узел применяют в исключительных ситуациях для связки двух верёвок или тросов. При последующем сильном давлении на трос, в том числе при намокании, узел превращается в тугой ком, который невозможно бывает развязать. Для соединения двух тросов или нитей, их концы требуется сложить параллельно. Для этого нужно взять в точке два конца за 15–30см от края троса и, обведя их вокруг всей оси, следует вдеть эти концы в сложившуюся петлю. После этого тросы нужно развести в противоположные стороны. Этот узел подойдёт для натуральных верёвок и тросов, изготовленных не из лески или синтетики.

Самозатягивающийся узел привлекателен своей функциональностью и простотой. Чем сильнее впоследствии будет висеть груз на завязанном этим узлом тросе, тем больше будет стягиваться и держаться сам узел. Поэтому его часто ещё называют одним из вариантов удавки. Этот узел применяют, когда необходимо к балке, крюку или тросу подвесить тяжёлый груз. Чтобы выполнить данный узел нужно ходовой конец верёвки или троса обернуть один раз вокруг самой балки. В полученную петлю вдеваем его другой конец. Делается это плавными движениями, иначе требуемого эффекта от сделанного узла не будет.

Этот вид узла просто необходим, если нужно что-то не только очень крепко закрепить или привязать груз, но и когда быстро требуется также на весу узел развязать.