Главная · Удаление зубов · Богиня плодородия в древнегреческой мифологии. Деметра - богиня плодородия в древней греции. Деметра и ее дети

Богиня плодородия в древнегреческой мифологии. Деметра - богиня плодородия в древней греции. Деметра и ее дети

Подательница земных благ – Деметра Богиня Деметра (в римской мифологии Цирцея) входит в верховный пантеон женских божеств наряду с Герой, Афиной и Афродитой.

Деметра – богиня плодородия, покровительница земледельцев и садоводов, без воли Деметры ничего не вырастет ни в полях, ни в лугах, ни в садах.

Она – наиболее почитаемое божество у греков, ее имя в переводе читается как Мать- Земля.

Множество имен имеет Деметра – Мстительница, Жаркая, Подземная и Земная, Хранительница и Подательница жизни, Благая Богиня. Чтили и поклонялись ей эллины, ведь имена она научила людей земледелию, именно по ее воле плодоносит нива, цветут сады и добреет скот на лугах.

Миф о Деметре и Персефоне

Одна – единственная дочь есть у Деметры – красавица Персефона. Всем сердцем любит она свое детище. Но отец Персефоны, глава пантеона греческих Богов – Зевс определил страшную долю для дочери.

Будет она женой Аида, владыки царства мертвых, уйдет она в подземный мир, куда не проникает ни один луч солнца, будет жить она в богатстве и почести, но не увидит больше ни зелени лугов и полей, ни голубого неба, ни своей матери Деметры.

Аид, влюбившийся в юную красавицу с первого взгляда, похитил ее из цветущей Нисейской долины. Только и успела один раз вскрикнуть Персефона. Но крик ее был слышен и на Олимпе у светлых богов, и в мрачном царстве Галеса.

Бросилась несчастная Деметра на поиски дочери, но нигде не могла ее отыскать. Оделась она тогда в черные одежды и девять дней и ночей не осушили глаз в великой скорби. В тот момент сжалился над ней Бог Гелиос – Солнца и рассказал, где можно отыскать дорогую пропажу.

Приняла Благая Богиня вид простой смертной и бродила по царству теней, мечтая о встрече с дочерью. На земле же наступил самый страшный в истории голод. Ничего не произрастало на пустынных землях. Ни одна травинка не появилась на пашнях. Не цвели сады, не зеленели луга, умирали от голода животные и люди. Гибель грозила всем!

Роптали люди, перестали даже возносить жертвы олимпийцам. Делать нечего, пришлось Громовержцу искать способы утешить Подательницу Жизни. Послал он в мрачный Аид быстрого Гермеса, чтобы высказал он владыке царства мертвых его волю. Отныне две трети года будет Персефона жить с матерью и лишь одну треть со своим мужем в царстве теней.

Бросилась Деметра навстречу дочери, зацвели сады, зазеленели луга, заколосились тучные нивы. А когда Юная жена вновь уходит к мужу, печалится мать. Желтеют листья, вянут цветы, плачет вся природа вместе с безутешной матерью.

Деметра и Триптолем

Существует и другой вариант мифа о Деметре. Изнывая от горя, в одежде простой смертной Благая Богиня пришла в Элевсин. Там ее со всем гостеприимством встретила жена царя Метанира и даже взяла Бессмертную в няньки к своему сыну Триптолему. Деметра, занимаясь с ребенком, забывала о своем горе и в знак своего особого благоволения она решила подарить воспитаннику вечную жизнь.

Для этого нужно было совершить особый ритуал: натирать ребенку амброзией, дарующей бессмертие и закалять младенца, удерживая его над огнем очага. Но однажды ночью мать младенца застала няньку за этим ритуалом и страшно испугалась (по одной из вариантов легенды Деметра уронила ребенка в огонь от крика матери, и он погиб). Поэтому Богине пришлось отказаться от своей затеи. Но в благодарность она все же подарила наследнику колос пшеницы и научила возделывать пашню и выращивать злаки.

Культ Деметры

Зарождение культа Деметры получило свое начало во 2 тысячелетии до н.э. С зарождением земледелия и изменением образа жизни людей, появились новые традиции, обряды и законы. Считается, что первые законы люди также получили от Деметры. Долгое время Богиня жила в браке с полубогом Иасионом, с которым у нее родился сын Плутос, известный как Бог богатства и щедрости.

Праздники в честь Благой Богини начинались в первой половине апреля, их называли праздники веселья и гостеприимства, и длились они восемь дней. Эти праздники были особо чтимы земледельцами и скотоводами, которые в эти дни наряжались в белые новые одежды и разыгрывали мистерии, посвященные Деметре.

В храмы Богини Плодородия приносили богатые жертвы: янтарные соты с медом, различные плоды, блюда из мяса, сладости. Во второй половине сентября проходили «главные мистерии», и были они связаны с уборкой урожая, а также посвященные жрецы разыгрывали представления, символизирующие умирание и воскрешение природы и человека. Длились празднества ровно девять дней, и по закону на всех греческих землях восстанавливался мир и согласие.

Деметра, греч., лат. Церера - дочь Кроноса и Реи; богиня плодородия и земледелия.

После рождения Деметру ждала судьба всех детей Кроноса: отец проглотил ее. Победив Кроноса, Зевс призвал Деметру на Олимп и доверил ей заботу о плодородии земли. Чтобы это плодородие не пропадало даром, Деметра научила людей возделывать поля. Таким образом, она положила начало не только земледелию, но и новому образу жизни людей, которые ранее вели кочевой образ жизни, занимаясь охотой и скотоводством. Заодно Деметра дала людям законы, которыми они должны были руководствоваться в этой своей новой жизни.

Хотя Деметра была дарительницей тихой и спокойной жизни, сама она долгое время была лишена этих радостей. Сойдясь с второстепенным богом (или полубогом) Иасионом, Деметра родила от него сына Плутоса, который стал богом богатства и в то же время - причиной ее горя. Когда о рождении Плутоса узнал Зевс, тщетно домогавшийся благосклонности Деметры, он убил Иасиона молнией. Убедившись в силе и решимости верховного бога, Деметра уступила ему и родила от него дочь Персефону. Недолго пришлось ей радоваться дочери. Однажды, когда Персефона резвилась с нимфами на нисийском лугу, перед нею внезапно разверзлась земля, появился бог загробного царства и похитил Персефону, скрывшись в земных глубинах. Деметра услышала отчаянный крик дочери и поспешила ей на помощь, но от Персефоны не осталось и следа. Девять дней Деметра скиталась по земле, забыв о еде и сне, в тщетных поисках дочери. Наконец всевидящий бог солнца рассказал ей, что произошло. Деметра тут же направилась на Олимп и потребовала от Зевса восстановить справедливость и заставить Аида вернуть Персефону матери. Но Зевс был бессилен, так как Аид тем временем уже вступил в брак с Персефоной (лат. Прозерпиной) и к тому же дал ей вкусить гранатовое зернышко, а тот, кто отведал что-нибудь в царстве умерших, уже не мог вернуться к жизни на земле. Тогда Деметра покинула Олимп, заперлась в своем храме в Элевсине и наслала на землю бесплодие. Это привело к катастрофическим последствиям не только для людей, но и для богов: озлобившись, люди перестали приносить жертвы богам. В этой критической ситуации Зевс принял компромиссное решение. По его настоянию Аид обязался отпускать Персефону к матери на две трети года, Деметра же смирилась с тем, что треть года ее дочь будет проводить у своего мужа в царстве умерших. Таким образом, когда земледелец осенью бросает семена в землю, Персефона уходит в царство умерших, и скорбящая Деметра лишает природу плодородия. Когда же весной Персефона опять выходит на свет, Деметра вместе со всей природой приветствует ее цветами и зеленью.


Первым человеком, которого Деметра научила выращивать хлеб, был Триптолем, родители которого оказали дружелюбный прием богине, когда она скиталась по земле в поисках дочери, приняв образ старухи. Деметра подарила Триптолему пшеничные зерна, показала, как пахать землю, и велела передать полученные знания всем людям.

Малолетнему брату Триптолема, Демофонту, Деметра хотела даровать бессмертие. Но когда его мать Метанира увидела, что Деметра держит младенца над огнем, закаливая его, она закричала от ужаса; Деметра, вздрогнув, уронила мальчика, и он сгорел. После ухода Деметры отец Триптолема и Демофонта, царь Келей, велел построить в Элевсине великолепный храм, который со временем стал центром ее культа.


Элевсинский храм относится к микенской эпохе (15-14 вв. до н. э.). В 5 в. до н. э. афинский правитель Писистрат перестроил его, не щадя средств, спустя без малого сто лет его примеру последовал Перикл. Главное здание священного участка (телестерион) имело квадратную форму и вмещало в себя до 4000 человек, в центре телестериона располагалась сцена, на которой проходили богослужебные представления, изображавшие эпизоды из жизни Деметры Первоначально празднества в честь Деметры носили простой характер, а обряды символизировали ход земледельческих работ. Позже в них проникли стремления наглядно показать и объяснить умирание и воскресение растений в природе, а затем и попытки разъяснить тайну человеческой жизни и посмертной судьбы человека. Доступ к этим обрядам имели только посвященные. Главные празднества в честь Деметры назывались «великими мистериями», они начинались в конце сентября и длились девять дней, а за месяц до их начала провозглашался всеобщий священный мир (экехирия), обязательный для всех греческих государств.

Деметра была одной из древнейших греческих богинь. Ее имя встречается на табличках из так называемого дворца Нестора в Пилосе, исписанных линейным письмом «Б» (14-13 вв. до н. э.). По мере роста значения земледельчества в греческом хозяйстве культ Деметры распространялся повсюду, где жили греки. Через Сицилию и южную Италию культ Деметры пришел и в Рим, где был отождествлен с культом богини злаков и урожая Цереры. Позже ее культ начал сливаться с культом Геи и Реи, а частично и Кибелы.


Античные изображения Деметры напоминают Геру, но у нее больше подчеркнуты материнские черты - в отличие от властного величия Геры. Символами Деметры были венки из колосьев, корзины с плодами и факелы. Наиболее известные ее изображения: так называемая «Деметра Книдская» (греческий оригинал, ок. 330 до н. э., приписывается скульптору Леохару), колоссального размера голова «Деметра с диадемой» (4 или 3 в. до н. э.), большой рельеф из мастерской Филия «Триптолем между Деметрой и Корой» (430-420 до н. э.), найденный в Элевсине.

От храмов Деметры в основном остались лишь руины, если не считать храм 6 в. до н. э. в Пестуме (Посидонии), однако похоже, что этот храм приписывается ей ошибочно.

Деметре посвящен гимн «К Деметре» Гомера и одноименный гимн Каллимаха (3 в. до н. э.), а также «Элевсинский праздник» Шиллера (1798).

Деметра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее имя означает «Мать-Земля» .

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями еще в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней , являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также ее называли («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); ее дочь — — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.

Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра.

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и ее странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нем участие позволяли даже рабам.

О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.

Фесмофории — празднества в честь Деметры.

Деметра – олицетворение истинной матери. Богиня опекает урожай, взращивает деревья и не может представить собственную жизнь без детей. Но податливая спокойная женщина готова разрушить все, что сама создавала, когда в мирную жизнь дочери врывается чужой. Пожалуй, безграничная любовь сделала Деметру столь почитаемым божеством для древнегреческого народа.

История возникновения

Точное время возникновения культа богини-матери неизвестно, но первые достоверные упоминания Деметры датируются 1500 годом до нашей эры. Особое распространение поклонение получило в городе Элевсин, чье название упоминается в мифе, посвященном похищению .

Изначально почитаемая как богиня ячменного поля, со временем Деметра получила статус покровительницы земледелия. Простое упоминание в молитвах сменилось пятидневными мистериями, проводимыми каждый год.

Тесмофориями – так называли праздники в честь Деметры – руководили исключительно богатые женщины, которые брали на себя все расходы. В честь богини-матери приносились жертвы, пелись песни и устраивались шествия.

В римской мифологии Деметра известна под именем Цереры. Цереру сопровождает богиня жатвы Аннона, а в руках женщина-мать держит разнообразные фрукты. Древнегреческая мифология присвоила богине другой атрибут – чаще всего Деметру изображают с колоском пшеницы в руках.


Римское имя Церера – не единственный псевдоним Деметры. Богиня земледелия так же известна под именами Анфея, Европа, Эриния и прочими. Исследователи насчитали 18 псевдонимов покровительницы земледелия.

Деметра в мифологии

Рождение Деметры сопровождалось неприятными событиями. Отец богини, всемогущий Кронос, съедал всех детей, которых рожала мужчине жена Рея. Та же участь постигла и Деметру, которая стала вторым ребенком в семействе правителей Олимпа.


Позже , родной брат богини, освободил девушку из желудка отца. Деметра поселилась на Олимпе в окружении родственников. Красивая жизнерадостная девушка привлекла внимание Громовержца. Зевс часто наведывался к богине в образе змея. Со временем отношения брата и сестры стали ближе, от божественного союза на свет появилась Персефона. Впрочем, правитель Олимпа вскоре потерял интерес к сестре и увлекся другой молодой красавицей.

Посчитав себя свободной, Деметра ответила на ухаживания другого бога (в других источниках – простого смертного). Иасион, сын Зевса и Электры, долго добивался богини плодородия. Покоренная настойчивостью юноши, женщина трижды приходила к Иасиону на свидания, которые происходили на вспаханном поле. После этих встреч Деметра родила сыновей Плутоса и Филомела. Зевс, узнав о похождениях сестры, в порыве ревности убил Иасиона молнией.


Не менее близкие отношения связывают Деметру и . Повелитель моря случайно увидел богиню во время купания и возжелал женщину. Но Деметра не питала к мужчине ответных чувств. Чтобы скрыться от настойчивых ухаживаний, богиня плодородия превратилась в кобылу и спряталась в пасущемся неподалеку табуне.

Хитрый ход не возымел действия, Посейдон сразу понял замысел сестры. Повелитель морей и рек превратился в жеребца и настиг Деметру, пока та отдыхала в тени дерева. Похоже, что против такого союза Зевс не возражал. Новая любовная связь принесла Деметре двоих детей: говорящего коня Арейона и дочь Деспину.

Деметра любила и опекала всех детей, но все же выделяла Персефону. Особое расположение к дочери освещает миф, рассказывающий о замужестве девушки.


Зевс, в обязанности которого входило устраивать браки богов, решил отдать Персефону замуж за собственного брата , управляющего царством мертвых. Пока девушка гуляла с подругами по Земле, новоиспеченный жених подговорил Гею вырастить неподалеку от Персефоны необычный цветок.

Влекомая ароматом растения, дочь Деметры отошла от подруг. В этот момент земля раскололась, и Аид утащил красавицу в подземное царство. Услышав крики девушки, на место происшествия примчалась Деметра, но следов дочери уже не осталось. Безутешная мать девять дней разыскивала Персефону по свету. Никто не знал, что произошло с девушкой, и не мог подсказать богине, где искать дочь.


Целеустремленная женщина все-таки выяснила правду. Осознав, что с Персефоной ее разлучил Зевс, Деметра покинула Олимп. Приняв вид простой смертной, женщина стала бродить по свету, пока не добралась до города Элевсина. Здесь богиня плодородия устроилась няней в дом царицы Метаниры.

Сын царской особы стал новым объектом поклонения Деметры. На маленького мальчика богиня перенесла всю любовь к Персефоне. Чтобы не расставаться с малышом, Деметра решила сделать царевича бессмертным. Но во время обряда в комнату вошла Метанира и закричала, увидев, что няня держит мальчика над огнем.

Богиня уронила ребенка в костер, спасти сына Метаниры не успели. Разгневанная богиня предстала перед царицей в истинном обличье и распорядилась построить в собственную честь храм в городе. Там поселилась одинокая и несчастная сестра Зевса, перестав разговаривать с богами и смертными.


Пока Деметра искала дочь и скорбела о потере, поля на земле высохли, а деревья перестали плодоносить. Обеспокоенный Зевс отправлял к сестре посланников с просьбами одуматься. Но Деметра не слушала родных. Единственным выходом было вернуть Персефону матери, только Аид не хотел расставаться с женой.

Тогда владыка Олимпа решил, что дочь будет проводить с матерью две трети года, а на оставшееся время возвращаться к супругу. С тех пор каждую осень Деметра впадает в тоску по дочери и снова возрождается и веселится с приходом весны.

  • В мифах, посвященных Деметре, упоминаются красивые волосы богини, цвет которых напоминает пшеничное поле.

  • Значение имени покровительницы земледелия не однозначно. Первая часть имени Деметра переводится как «мать». По поводу второй составляющей ведутся споры. Возможный перевод – «мать-земля» или «мать-пшеница».
  • Древние греки посвятили Деметре созвездие Дева.

Деметра , в мифологии Древней Греции богиня, отвечающая за плодородие земли и земледелие. Деметра одна из двенадцати богов Олимпа, правящих миром, при этом одна из самых любимых и почитаемых богинь у людей. Деметру просят о том, чтобы зёрна вышли полными и чтобы пахота была удачной, ведь без благословения Великой богини ничего расти не будет. Считается, что именно Деметра обучила людей сеять и пахать землю. Она была милостивой богиней, дающей дары, кормилицей.

Семья и окружение

Отцом и матерью Деметры были титаны Кронос и Рея . Она не только супруга, но и сестра главного олимпийского божества - Зевса , от которого у неё родилась дочь - Персефона . Сёстры и братья Деметры (Гера , Посейдон и Аид) - тоже восседают на Олимпе, все за исключением Гестии , которая отдала своё место на Олимпе Дионису .

Кронос проглотил Деметру так же, как и остальных своих детей. Но Зевс освободил их из этого странного плена с помощью своей матери и Метиды . Позже, когда боги делили власть, Деметре досталась в ведение вся земная природа.

Зевс завоевал любовь своей будущей супруги в образе змея. Однако по мифу фригийцев он был в образе быка. В честь свадьбы с Зевсом Аид подарил своей сестре Деметре остров Сицилию.

В Одиссее Гомера рассказывается о том, что возлюбленным Деметры стал Иасион (или Ясион, или Ээтион). Некое божество с острова Крит, связанное с плодородием и земледелием. На поле вспаханном три раза на Крите Деметра и Иасион разделили ложе и породили Плутоса - божество изобилия и богатства. Зевс приревновав Деметру, убил Иасиона. Хотя этот миф рассказывается в различных вариантах. Есть также версия, что Деметра и Иасион стали родителями и Филомела, которого Деметра вознесла на небо в качестве созвездия Волопаса.

Также рассказывают, что однажды Деметра и Посейдон приняли образы лошадей, и от их связи был рожден конь Арейон.

Мифы о Деметре

Главный миф о Деметре это миф о похищении Персефоны , практически все истории о Деметре так или иначе связаны с этим мифом. Однажды Персефона отправилась собирать цветы для своей матери. В этот самый момент появился Аид из недр земли и силой увез молодую богиню на своей колеснице в тёмное царство теней. Деметра исходила всю землю в поисках своей единственной и возлюбленной дочери. Скорбящая Деметра перестала следить за природой и в отчаянии вовсе запретила цвести цветам и плодиться растениям.

Позже узнала она, что именно её брат Аид похитил Персефону и отправилась к Царю Богов искать помощи. Зевс приказал Аиду вернуть дочь матери. Но Аид поступил хитро. Он отпустил Персефону , но прежде накормил её семенами граната на прощание. Оказалось, что по древнему правилу всякий вкусивший пищи или питья в царстве мёртвых больше не может вернуться в мир живых. Но от того, что земля опустела, не росли растения и деревья не давали плоды, люди начали голодать и перестали возносить жертвы богам. Зевсу пришлось найти компромисс. Его повеление заключалось в следующем: часть года Персефона будет жить в царстве теней Аида в качестве его жены, а часть года возвращаться к матери Деметре. Так возникли времена года, зимой природа замирает в ожидании возвращения Персефоны к матери, летом же природа ликует оттого, что радуется Деметра вновь встретившая свою дочь.

Есть версия, что Деметра искала свою дочь ровно девять дней, на девятый день не найдя ни следа она обратилась к Гелиосу (Солнцу), который видит все вокруг и тот рассказал Деметре кто похитил её дочь. Существует и предположение, что именно Зевс разрешил Аиду забрать Персефону и, когда Деметра поняла это, она отправилась путешествовать по миру, приняв облик старухи.

О скитаниях Деметры рассказывают Павсаний и Гомеровский гимн "К Деметре". Деметра добралась до соседнего с Афинами Элевсина и опустилась на камень, который был назван позже камнем скорби, у родника (или колодца) Анфиона. Дочери царя Элевсина Келея увидели заплаканную богиню, но Деметра не раскрыла им свою тайну, а лишь рассказала, что она с острова Крит и её ограбили. Царевны отвели Деметру в дом своего отца, предложив ей кров и работу. Но Деметра выдала себя, входя в дом она задела притолоку двери и весь дом залился сиянием. Царица Метанира сразу поняла, что перед ней вовсе не смертная. Поклонившись странной путнице, Метанира предложила ей занять её кресло, но Деметра отказалась и устроилась на простой деревянной скамье. Она предавалась печали, не ела и не пила, никого не замечая вокруг. Только старухе-служанке Ямбе удалось вызвать краткую улыбку Деметры, так задорны были её шутки (поэтому и называется стихотворный метр Ямбом).

Царица доверила чужестранке своего сына Демофонта (по Гигину - Триполема) и в течение нескольких дней младенец стал взрослее на целый год. Деметре понравился ребёнок и она возжелала сделать его бессмертным, она натирала младенца амброзией, заворачивала в пелёнки и закаляла его в пылающей печи. Но Метанира увидела это действо и подняла страшный крик (одна из версий утверждает, что ребёнок погиб из-за вмешательства его матери в таинство). Тогда Деметра предстала перед обитателями дома в своём истинном обличии и повелела построить храм в городе, а у родника Анфион - алтарь.

Так Деметра сидя в своём храме в Элевсине предавалась печали, пока природа гибла на глазах богов и людей. Как ни уговаривал Зевс Деметру вернуться на Олимп и кого бы не посылал к Деметре, она отказывалась. Пришлось Царю Богов повелеть Аиду вернуть Персефону . И только тогда, когда Персефона вернулась к матери, Деметра скинула с себя оцепенение и природа вновь ожила.

Благодаря за гостеприимство, Деметра научила земледелию жителей Элевсина. Триполему она подарила семена пшеницы, Триполем первый вспахал землю и засеял поле. А затем по повелению Деметры Триполем облетел всю землю на дарованной ему крылатой колеснице и научил людей всего мира засевать поля.

Существует и другой миф о возникновении времён года. Миф об Иасионе и Деметре. Когда возревновавший Зевс поразил перуном (молнией) критское божество, Деметра огорчилась настолько, что запретила природе приносить плоды и тогда Царь Богов разрешил Иасиону временно возвращаться на землю к Деметре. Порождение же Плутоса по Гесиоду является образом того, как Деметра научила людей земледелию.

Имя, эпитеты и характер

Имя Деметры свидетельствует о её древнем хтоническом прошлом (букв. "мать-земля"; греч. da-de-ge, "земля"). К Деметре обращаются как к Хлое ("зелень", "посев"), Карпофоре ("дарительница плодов"), Фесмофоре ("устроительница", "законодательница"), Сито ("хлебодарная"), эти эпитеты Деметры говорят о её функции как богини плодородия. Добрая к людям, Деметра помощница в трудах крестьян, она внешне прекрасная и светлая богиня.

Эпитеты Деметры "Ахея" (Ахена), то есть "скорбящая", и "Эриния", то есть "мстящая" указывают на ее образ в мифе о похищении её дочери.

В мифе о Деметре отражается борьба между жизнью и смертью. Чтобы выросли растения и появились плоды, старые растения должны умереть и стать удобрением, то есть жизнь невозможна без смерти. В Древней Греции символом плодовитости было гранатовое зернышко, но им почему-то владеет бог мертвых.

В римской мифологии Деметру отождествляют с Церерой.

Культ Деметры и символика

Деметру почитают земледельцы. Её прославляют на праздниках Фесмофориях как устроительницу правильных земледельческих порядков, участие в празднике принимали главным образом женщины. Деметру почитают как одну из древних Великих богинь (Рея-Кибела , Гея), дарующих земле силу родить урожай, а животным и людям плодиться. На этом празднике почитают и Персефону - дочь Деметры, их называют "двумя богинями" и дают клятвы именем "обеих богинь". На празднествах проводились ритуалы, направленные на увеличение плодовитости.

Атрибуты Деметры - колосья, серп, плоды, и иногда рог изобилия. Её цветы - васильки (венок из васильков надела Деметра, радуясь возвращению дочери).

Главный священный город Деметры - Элевсин в Аттике, там в течение 9 дней боэдромиона (сентября) проводились Элевсинские мистерии, представлявшие горе Деметры, её похождения, связь между миром живых и миром мёртвых, очищение физическое и духовное. Афинские семьи имели право участия в элевсинских мистериях, передававшееся по наследству, они повиновались обету молчания, из-за которого о мистериях известно не очень много. Эсхил тоже пользовался таким правом, однажды он был даже изгнан из Афин разглашение ритуальных тайн.

Возникли эти мистерии возможно в микенскую эпоху еще в середине II тыс. до н.э. По мифам именно Деметра научила этим таинствам элевсинцев, после возвращения Персефоны . Участники обрядов пили напиток из мяты и ячменя (кикеон), который по легенде Деметра пила в доме Келея, после чего они посещали храм Деметры, где демонстрировались некие священные предметы. Принимать участие в этих таинствах разрешалось даже рабам. Есть также версия, что в состав напитка кикеон входили некие психотропные вещества, которые позволяли участникам обряда достигать изменённого состояния сознания.

Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса . Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней. В Гермионе (Коринф) Деметра почиталась как Хтония ("земляная"), покровительница горячих источников). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной"). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы.

На горе Афон в Греции сохранился жертвенник Деметре, его конструкция с кровостоком и жёлобом для шеи даёт право предполагать, что на нём приносились человеческие жертвы.

Влияние образа Деметры на культуру и искусство

В искусстве Деметра изображалась двояко: как добрая к людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как скорбящая мать в облике женщины, окутанной покрывалом.

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Ей посвящена пьеса Аристия "Деметра", а также она упоминается в "Одиссее" Гомера.

Среди памятников античного изобразительного искусства наиболее известна "Деметра Книдская". Сохранились также посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные статуэтки из терракота, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях так называемых склепов Деметры в Большой Близнице и в Керчи.

В иллюстрациях к книгах средневековья Деметра выступает как покровительница сельских работ и как олицетворение лета. В эпоху Возрождения Деметра часто изображается обнажённой. В европейском искусстве 16-18 образ Деметры был связан с прославлением даров природы (рисунки Дж. вазари и Х. Голциуса, картины Я. Йорданса "Жертвоприношение Церере", П.П. Рубенса "Статуя Цереры" и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.).

Наиболее значительные произведения европейской литературы - поэзия Ф. Шиллера "Элевсинский праздник" и А. Теннисона "Деметра и Персефона". Известна и опера Н. Йоммелли "Умиротворённая Деметра".

В современности

В честь Деметры назван астероид главного пояса (402) Хлоя, открытый в 1895 году французским астрономом Огюстом Шарлуа в Ницце.

Так же в честь богини назван Венец Деметры на планете Венера.

В солнечной системе в честь римского аналога богини названа карликовая планета, ранее считавшаяся астероидом - Церера.