Главная · Зубные протезы · Слух у новорожденных детей. Проверка слуха у новорожденных

Слух у новорожденных детей. Проверка слуха у новорожденных

Нестабильность работы систем новорожденного порой пугает неопытных родителей. Им кажется неправильным, что кроха не фокусирует на них взгляд, еще больше тревог у мам и пап вызывает то, что младенец некоторое время не реагирует на шум. Как проверить слух у новорожденного ребенка в домашних условиях и успокоить себя?

Особенности развития слуха у младенцев

Слух у младенца развивается постепенно, это связано с незрелостью нервной системы, которая должна принимать и обрабатывать получаемые сигналы извне. День за днем способности малыша крепнут, и со временем кроха начинает адекватно реагировать на окружающие шумы.

  1. Активизация слуховых функций происходит в момент рождения малыша. Новорожденный слышит, но не способен еще реагировать на окружающие звуки из-за невосприимчивости определенных тонов и незрелости отдельных участков головного мозга. Постепенно диапазон звуков будет расширяться, а младенец начнет движениями, плачем и замиранием отвечать на слышимое.
  2. К концу первого месяца жизни у крохи уже формируются первичные реакции — в ответ на громкие резкие звуки он вздрагивает и вскидывается, а услышав знакомый голос или даже свое имя, ребенок замирает и прислушивается.

Как проявляется патология?

Все окружающие нас звуки можно грубо поделить на две группы — низкочастотные (гул машин, низкий голос, стук, звуки ударов погремушки) и высокочастотные (высокий голос, шелест листьев и шорох бумаги, пение птиц). Если тяжелые степени тугоухости, когда кроха не слышит вообще, диагностируются еще в роддоме, то определение легких степеней патологии значительно затруднено. Малыши с начальными нарушениями слуха не способны воспринимать только высокие тона, при этом хорошо реагируют на низкие.

Ни родители, ни педиатры порой не замечают этих признаков тугоухости, пока болезнь не начинает отражаться на темпах развития дитя.

Младенцы, страдающие от начальных степеней тугоухости:

  • До 4 месяцев никак не реагируют на громкие звуки — они могут спать в шумной обстановке и не вздрагивают от хлопанья дверей и пр.;
  • до полугода не начинают гулить, поскольку плохо слышат родительскую речь и не отвечают на нее;
  • к 9 месяцам не начинают упражняться к издавании звуков и не пытаются копировать родителей;
  • к 1-2 годам у них не накапливается минимальный словарный запас.

Избежать таких последствий поможет своевременная диагностика и лечение малыша. Несмотря на то, что слух младенца проверяется несколько раз на протяжении первого года жизни, родители также должны обращать внимание на то, как реагирует грудничок на окружающую обстановку.

Даже при малейших сомнениях в том, что малыш нормально слышит, его следует показать специалисту. Промедление может негативно отразиться как на протекании тугоухости, так и на темпах развития грудничка.

Методы проверки слуха

Как проверяют слух у новорожденных? Первый раз способность слышать у ребенка определяют в родильном доме. Аудиометрия делается с помощью специального прибора, подающего разночастотные звуковые сигналы непосредственно в ухо и регистрирующего ответ внутреннего отдела на них. В ходе исследования сурдолог способен определить, в каких отделах происходят патологические изменения, влияющие на способность дитя воспринимать окружающие его шумы.

Но первая аудиометрия способствует диагностике только тяжелых форм тугоухости, начальные же отклонения от нормы на таких ранних сроках проверка слуха не может определить. Именно поэтому родителям следует озаботиться вопросом, как проверить слух новорожденного в домашних условиях, и регулярно проводить тестирования с помощью специально разработанных методик.

Рефлекс Моро

Одна из доступных для проверки слуха новорожденного методик основана на рефлексе Моро. Такую диагностику можно легко провести родителям в домашних условиях. Она не поможет вам определить, какова пороговая слышимость у грудничка, или оценить степень чувствительности слуховых рецепторов, но зато данная методика способна исключить тугоухость тяжелых 3 и 4 степеней.

  1. Новорожденного следует положить на ровную поверхность и максимально распрямить его конечности. Не нужно делать это насильно — попробуйте разгладить ручки и ножки по наружной поверхности.
  2. На расстоянии примерно 20 см от проверяемого уха малыша громко хлопните в ладоши. В ответ на резкий звук ребенок должен адекватно отреагировать — заплакать, вздрогнуть или растопырить пальчики.
  3. Подобным же образом следует проверить на восприимчивость низких частот второе ушко новорожденного.

Методика И. В. Калмыковой

Если способ проверки слуха крохи, основанный на рефлексе Моро, определяет восприимчивость дитя к низким частотам, то данная методика позволяет в домашних условиях с помощью доступных материалов протестировать, слышит ли новорожденный еще и средние и высокие тона.

  1. Подготовьте пластиковые бутылочки или банки и заполните их на одну треть разными крупами: манкой, гречкой и горохом. Эти три вида содержимого при тряске создадут три уровня интенсивности звука.
  2. Для проведения теста потребуется двое взрослых. Один будет привлекать внимание новорожденного к себе и следить за его реакцией на шумы, а другой должен встать вне зоны видимости дитя с «реквизитом».
  3. В 10 см от уха младенца следует потрясти сначала банкой, наполненной манной крупой. Это содержимое при движении создает высокочастотные звуки. Трясти банкой следует с интервалом в 30 секунд.
  4. После проведения теста с манной крупой, следует приступить к банке с гречкой, а затем — с горохом.

В период новорожденности нормой будет, если кроха услышит хотя бы баночку с горохом и отреагирует на производимый ею шум замиранием или, наоборот, вскидыванием. Звук всех трех наполнителей ребенок должен воспринять только к полугоду.

Если же новорожденный не услышал шум гороха в банке при тряске, попробуйте повторить тест через несколько дней. Если положительной динамики в звуковой восприимчивости не будет — обращайтесь к отоларингологу-сурдологу для более тщательной диагностики малыша.

Зарождение такой важной способности, как слух, происходит еще в утробе матери. Малыш может ответить толчком на звучание маминого голоса или громкий шум. Так как существуют различные причины нарушения этой функции у детей сразу после родов, то желательно проконсультироваться со специалистом, как проверить слух у новорожденного и провести необходимые исследования.

Окружающий мир наполнен большим разнообразием звуков и при рождении у ребенка идет активация его слухового аппарата. От правильного функционирования органа слуха зависит развитие мозга и способность ребенка к развитию речи. Если же кора головного мозга не будет получать нужную информацию, то в дальнейшем это может стать причиной не способности ребенком понимать звуки.

В роддоме

Слух новорожденных проверяют при плановом осмотре в первые дни, а также по желанию родителей, когда они жалуются на отсутствие внимания малыша на голоса и другие звуки. Некоторые дети в обязательном порядке проходят проверку слуха, так как они относятся к группе риска:

  • генетическая предрасположенность;
  • наличие у матери во время беременности инфекционных заболеваний, а также употребление ею алкоголя и никотина;
  • недостаточный вес при рождении;
  • преждевременные роды;
  • травматизм ребенка в процессе родоразрешения;
  • у новорожденного малыша диагностируется инфекционная патология, влияющая на слуховой орган.

В педиатрии существует 2 методики проверки слуха в роддоме:

  1. Отоакустическая эмиссия. При ее проведении ребенок должен спать или спокойно лежать, тогда процедура занимает не более 10 мин. Если же малыша не удается успокоить, то она продлится около 2 ч. Она безопасна и не вызывает никаких болевых ощущений. В ухо вводится зонд, на котором прикреплен микрофон с динамиком, и через него подают звуковой сигнал. На дисплее компьютера отображаются показатели, необходимые для оценки слуха. ОАЭ позволяет фиксировать реакцию внутреннего уха.
  2. Исследование реакции ствола спинного мозга. На уши младенца надевают наушники, через которые происходит передача различных звуковых сигналов, а к голове крепят электроды (4-5 штук). На специальном аппарате показывается активность нервных волокон в этот момент. Такая процедура длится в течение 5-15 мин.

Если ребенок не прошел данные тесты, то назначают повторное их проведение через 1 неделю.

Важно: такие методики в 20% случаев дают ложные показатели по причине возможного присутствия в ушах ребенка внутриутробных вод.

В домашних условиях

После выписки из роддома родителям необходимо выяснить у врача как проверить слух ребенку в домашних условиях. Для этой цели можно выбрать один из следующих способов:

  1. Рефлекс Моро. Малыша освобождают от пеленки и укладывают на ровную поверхность. Затем мама или папа отходят на расстояние 25-30 см от уха ребенка и выполняют громкий хлопок, такую же манипуляцию проводят и со стороны второго уха. Если со слухом нет проблем, то младенец испугается и начнет активно двигать конечностями. В том случае, когда реакция у него отсутствует, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
  2. Метод Калмыковой. Для проведения данной процедуры потребуются оба родителя, один из которых будет отвлекать ребенка яркой игрушкой, а другой начнет трясти поочередно пластиковыми банками, заполненными манкой, гречкой и горохом. Между сменами емкостей делают минутный перерыв. Банки держат над ухом на высоте 10-15 см. У ребенка как минимум должна появиться реакция на звук трясущихся гречки и гороха.

Развитие слуха у детей до года

От момента рождения ребенок слышит различные звуки высоких тонов, различает материнский голос, но окончательно появляется слух к концу первого месяца. Малыш начинает замирать при определенных звуках, слышимых ранее, реагирует на свое имя или другие слова, которые вы достаточно часто произносите в его присутствии. При громких звуках он даже может испугаться.

Ближе к 3 месяцу малыш уже способен слышать низкие звуки, поэтому и реагирует на шепот. Он пытается совместить видимую картинку с тем, что он слышит. Ребенок может проснуться от неожиданного резкого звука, а также улыбаться, когда слышит голос родного человека.

В возрасте 4-5 месяцев дети начинают бурно жестикулировать ручками и ножками, проявляют эмоции в виде лепета. В данный период у малыша развивается понимание, откуда слышится звук и во время обращения к нему мамы, папы или другого члена семьи, он поворачивает к ним голову. Если наблюдать за ребенком, то можно заметить, как он повторяет движения говорящего. Считается, что это явный признак подготовки малыша к овладению речью.

В 6-7 месяцев наблюдается полное понимание того, что обращаются по имени именно к нему. Ребенок чувствует настроение близких людей и проявляет ответную реакцию.

С наступлением 9 месяцев появляется способность повторять некоторые звуки, а после 10 месяцев уже могут быть услышаны родителями первые слова. Малыш понемногу осознает услышанное, пытается отвечать на вопросы.

Что делать, если у ребенка нарушения слуха

При диагностировании у новорожденного отклонений по слуху, он не сможет воспринимать высокочастотные звуки, но сможет услышать низкие и средние тона в виде гула грузовика или радиоволн данных частот. Родителям важно обращать внимание на реагирование малыша на громкий шум и шепот, своевременно обратиться за помощью к детскому специалисту за назначением лечения при отсутствии нормальной реакции.

Важно: чем раньше врач назначит необходимую терапию, тем больше шансов восстановить слух месячного ребенка.

Ребенка необходимо обеспечить особым вниманием, выполнять все назначения лечащего специалиста, при необходимости воспользоваться слуховым аппаратом. Главное, чтоб малыш чувствовал поддержку родителей, и имел возможность общаться и нормально жить. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, это может негативно отразиться на здоровье и дальнейшей жизни малыша.

При диагностировании воспалительного процесса в ушах назначают специальные капли, противовирусные лекарственные средства. В случае образования серной пробки врач проведет ее удаление. Если все существующие медицинские методы не приносят желаемого результата, то новорожденному назначают носить слуховой аппарат после достижения им 6 месяцев. В дальнейшем в зависимости от состояния ребенка и причины патологии возможно проведение хирургической операции.

Когда и к какому врачу обратиться

У детей различают 3 вида тугоухости:

  • врожденная;
  • наследственная;
  • приобретенная.

Первые 2 типа патологии можно заподозрить и проверить еще в роддоме, а приобретенная тугоухость наступает вследствие воспалительных процессов в ушах или других заболеваний, влияющих на данный орган.

Отоларинголог может только выявить и назначить лечение при воспалении (например, отит).

Важно: городские детские поликлиники обычно не имеют оборудования для определения проблем со слухом, поэтому лучше обращаться в областные или специализированные клиники к врачу сурдологу, который точно знает как проверить слух у ребенка.

Если слух у новорожденных имеет отклонения сразу после рождения, то на обследование нужно идти в первый месяц. В последующие месяцы важно наблюдать за малышом и при наличии следующих отклонений обращаться к специалисту:

  • отсутствует реакция на низкочастотные звуки до 4 месяцев;
  • не проявляется гуление к 4-6 месяцам;
  • к 7-9 месяцу ребенок не воспринимает и не производит какие-либо звуки.

Некоторые родители могут столкнуться с тугоухостью детей в первые месяцы их жизни, поэтому в этот необходимо обращать внимание на развитие малыша и знать, как проверить слух у ребенка. При любом воспалительном процессе, связанном с ушами или других подозрительных симптомах, обязательно покажите ребенка врачу, так как проблема со слухом может привести к полной его потере при отсутствии лечения.

Способность слышать появляется у малыша еще в период внутриутробного развития. Внутри мамы малыш не только слышит, но и реагирует на звуковые раздражители, например, ребенок может вздрогнуть в ответ на резкий звук или повернуть голову в сторону источника шума.

К моменту рождения орган слуха полностью сформирован, поэтому можно точно утверждать, что слух у новорожденных появляется тогда, когда и сам кроха. Уже в первые дни после рождения малыш может реагировать на сильные звуки, вздрагивая или широко раскрывая глаза. В 2-3 недели младенец начинает различать голоса близких людей, а к концу первого месяца может поворачиваться на голос мамы, которая стоит позади.


Как проверить слух малыша самостоятельно?

Уже в первый месяц родители могут самостоятельно выполнить проверку слуха новорожденного. Для этого нужно подойти к ребенку так, чтоб они вас не видел с незнакомым источником звука (колокольчиком, дудочкой и т.д.) и посмотреть на его реакцию. Можно проверить слух у новорожденного как во время бодрствования, так и во время быстрого сна, когда веки закрыты, а глазные яблоки двигаются в быстром темпе. Не нужно пугать малыша громким или резким звуком, достаточно потереть друг о друга руки или покашлять. Реакцией на звук может быть вздох малыша или движение мимикой. Примерно к 4 месяцам ребенок может довольно точно определить направление звука и радостно реагирует на звук знакомой музыкальной игрушки.

Развитие слуха новорожденного тесно связано с формированием речи. Уже двухмесячный малыш способен издавать первые звуки – гласные певчие звуки или слоги. Со временем звуки приобретают различные интонации и зависят от настроения малыша, например, радость при появлении родителей. Признаком успешного развития слуха у новорожденных является совершенствование его речевых навыков каждый месяц.

Как выявить нарушения слуха у новорожденного?

Родителям следует внимательно наблюдать за малышом в первые полгода. Отсутствие слуха и зрения у новорожденного могут определить сами родители, ежедневно общаясь со своим крохой.

Состояние слуха у новорожденного ребенка волнует всех, без исключения, родителей. Их пугают возможные патологии и сложность их лечения. Но не все так безнадежно. Рекомендуется сначала протестировать состояние слуха у малютки. И сделать это требуется как можно раньше: при появлении первых подозрений. Грамотные сурдологи проанализируют развитие чувства у малыша и назначат комплекс мероприятий. Ранняя диагностика и проведенное лечение смогут решить возникшую проблему.

Малютка появляется на свет с уже развитым слухом. Еще находясь в утробе матери, он начинает слышать звуки из внешнего мира. Крошка различает голоса и выделяет голос матери (его он слышит чаще всего остального). Крохотуля отличает тембры голосов, но смысл слов ему не ясен. Некоторые педиатры считают: малютке более приходятся по нраву высокие ноты. Для правильного развития разговаривать с ребенком следует начинать с самого рождения.

Особенности реакции новорожденного в ответ на звуки

Крошка слышит все, но реагирует на звуки по-разному. Резкие и громкие вызывают испуг, малютка может даже заплакать. А монотонные и тихие оставляет без внимания. Для того чтобы крошка мог активно развиваться, с первых дней его появления в доме требуется создать спокойную, комфортную атмосферу.

Как проверяют слух у младенцев?

Слух у младенцев проверяется еще в родильном доме. На 3-4-й день процедура проводится у детей, рожденных в срок. У недоношенного грудничка этот процесс откладывается до 7-го дня. Результаты проверки заносятся в карту крошки. Мамочка может ознакомиться с записями.

Аудиометр

Аудиометр - прибор, который позволяет определить, слышит ли малютка. В основу действия положен принцип отражения звуковой волны от барабанной перепонки.

Он подключается к ушку во время покоя или сна. Звук достигает барабанной перепонки и отражается от нее. Это значит, что преград для проникновения волны не существует. Малютка может улавливать звуки.

Прибор абсолютно безопасен. Обследование занимает около 10 минут. Оно безболезненно для ребенка.

Первое тестирование проводится в роддоме. Недоношенным крошкам и деткам, находящимся на лечении в палате интенсивной терапии, процедуру откладывают. Иногда прибор не фиксирует прохождение волны. Одной из причин может быть большое количество родовой смазки в ушном проходе. В этом случае обследование повторяют.

Рефлекс Моро

Проверить слух поможет реакция Моро. На расстоянии 15-20 см от головки малыша требуется хлопнуть в ладоши. Если крошка услышал, то он:

  • вздрогнет или замрет;
  • изменит мимику;
  • моргнет;
  • вскинет ручки и ножки.

Но самостоятельно проверять рефлекс Моро не следует: только врач знает, с какой силой следует хлопнуть в ладоши, чтобы не напугать крошку.

Метод Калмыковой

Этот способ проверки основан на том, что разные предметы издают разные по силе звуки. Емкости из пластика наполняются на 1/3 или ½ крупами различного помола:

  • мелкого (манкой или пшеном);
  • среднего (гречкой-ядрицей или рисом);
  • крупного (цельным горохом или фасолью).
  1. Один из родителей играет с ребенком яркой игрушкой.
  2. Второй - встряхивает банку с мелкой крупой сбоку от малыша и наблюдает за его реакцией.
  3. Делается перерыв на 1-2 минуты.
  4. Затем процедуру повторяют с банкой, где насыпана крупа среднего размера.
  5. Снова перерыв на 1-2 минуты.
  6. Повторяют исследование с банкой, где содержатся крупные фракции.

Если ребенок слышит, он отреагирует на слух. Нормой считается проявление реакции на 2-3 банки. Если малютка не услышал грохота банки с крупными горошинами, требуется показать его врачу.

Преимущество метода: родители могут самостоятельно проверить слух малыша дома.

Как развивать слух?

Малютка рождается слышащим. Но слух интенсивно развивается в течение всего первого года жизни. Выделяются признаки, соответствующие периодам жизни малютки:

  • реагирует на громкие звуки: шевелит ручками и ножками, вздрагивает во сне и просыпается, меняет мимику (0-5 недель);
  • пытается обнаружить глазками источник звука, поворачивает головку в сторону, откуда звук раздается (до 4 месяцев);
  • поворачивает головку в ту сторону, откуда слышится звук, вслушивается в звуки (до 7 месяцев);
  • учится находить источник звука при расположении его справа, слева и снизу (до 9 месяцев);
  • умеет находить источник звука при расположении его справа, слева, сзади, снизу, сверху (до 1 года).

Знание соответствия навыков этапам развития поможет вовремя установить отклонение и компенсировать его.

Уход за детскими ушками

За ушками малютки рекомендуется ухаживать. Следует очищать внешнюю часть ушной раковины от пыли и грязи, аккуратно вычищать вытекшую серу. Но ни в коем случае нельзя засовывать турунду внутрь слухового прохода: это может повредить его.

При мытье требуется следить за тем, чтобы вода не попадала внутрь ушка. После окончания процедуры следует аккуратно промокнуть раковину салфеткой.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости

Тугоухость передается по наследству. При наличии у кого-то из близких родственников такой патологии рекомендуется немедленно сообщить о ней врачу. Таких деток обследуют повторно.

У каких еще малышей может развиться заболевание:

  • маловесных, при появлении на свет имеющих вес менее 2,5 кг;
  • недоношенных, рожденных до 37-й недели;
  • имеющих патологии развития костей лица;
  • принимающих антибиотики;
  • перенесших внутриутробно заболевания (токсоплазмоз, цитомегаловирус).

Деток из группы риска педиатры наблюдают с особым вниманием.

Когда следует беспокоиться?

Окончательный диагноз о патологиях со слухом ставит врач-сурдолог. Но следить за развитием слуха мамочка должна постоянно. Стоит насторожиться, если:

  • крошка не реагирует на разговоры с ним, не поворачивается и не радуется;
  • малютка не пугается внезапных громких звуков;
  • малыш не играет с музыкальными инструментами;
  • крохотуля постоянно трогает ушки (это может быть следствием инфекции).

Органы слуха у детей начинают функционировать еще на этапе внутриутробного развития. Уже в малыш хорошо слышит биение маминого сердца и различает интонацию ее голоса. В момент появления на свет слух у новорожденных активизируется под воздействием различных звуков окружающей среды. И далее именно слух начинает стимулировать работу головного мозга, способствуя формированию у грудничка таких базовых навыков, как переворачивание, сидение, ползание и т.д.

Слух у детей окончательно формируется к концу первого месяца их жизни. В этом возрасте ребенок начинает прислушиваться к речи родителей, реагируя на знакомые звуки, собственное имя и другие часто повторяемые слова. Малыш замирает или вздрагивает, когда слышит резкий шум. К 3 месяцам речевые и слуховые центры в мозге ребенка становятся еще более развитыми. Поэтому кроха начинает отзываться на мамин голос, пытаясь лепетать в ответ. Хотя, конечно, сконцентрироваться на чтении или даже короткой песенке он еще не может. Этот навык придет к нему только лишь в возрасте 5-6 месяцев. Тогда ребенок начнет оборачиваться в сторону интересующих его звуков, реагировать на свое имя и прислушиваться к речи родителей. В это время кроха может плакать, когда взрослые повышают голос, и громко смеяться, если с ним играют.

В возрасте до года малыш учится произносить первые звуки, которые он использует для того, чтобы привлечь к себе внимание. Кроха реагирует даже на самый тихий шум, локализуя его сбоку и снизу. Он следует голосовым призывам взрослых и начинает произносить несложные слова, сопровождая их жестами. Конечно, чем старше ребенок, тем труднее определить, что для него является нормой. Здесь многое зависит от особенностей эмоционально-психологического развития ребенка, а также от среды, в которой он пребывает. Но врачи и психологи все же дают родителям несколько ориентиров, с которыми можно сопоставлять навыки крохи. И если взрослые будут внимательны, они смогут определить, насколько хорошо слышит их малыш.

Особенности детей с нарушением слуха

В большинстве случаев новорожденные обладают отличным слухом и нормальным восприятием звуков. Однако бывают случаи, когда детки страдают врожденными поражениями слуха или ранней тугоухостью. К факторам, ответственным за нарушения слуха у детей, относятся:

  • наследственность, когда тугоухость наблюдается у кого-либо из близких родственников (в 50% случаев)
  • патология беременности
  • лечение антибиотиками
  • вирусная или бактериальная инфекция у мамы во время беременности ( ,)
  • болезни почек, сердца и сахарный диабет у мамы
  • инфекции у новорожденного
  • воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха и т.д.

Для того чтобы вовремя выявить проблему со слухом, родители должны очень внимательно относиться к признакам патологии. Так, например, в 1 месяц кроха должен вздрагивать или, как минимум, моргать при резких громких звуках. В 2 месяца ребенок должен прислушиваться к мелодичным звукам, находящихся на расстоянии 1 метра. В 3 месяца кроха должен поворачиваться в направлении звука и реагировать на музыкальные игрушки. Если ребенок плохо слышит во время болезни, это нормально. И никакого дополнительного лечения здесь не требуется. Но если ребенок абсолютно здоров, и при этом он никак не реагирует на голос мамы, не успокаивается при ее пении, не улыбается, когда с ним разговаривают, не реагирует на шуршание бумаги и не проявляет интерес к музыке, скорее всего у него серьезные проблемы со слухом. Порой бывает и так, что дети с нарушением слуха даже не отзываются на собственное имя. В таком случае нужно срочно обращаться к педиатру и проходить полное обследование, чтобы уточнить диагноз.

Особенности детей с нарушением слуха таковы, что из всего диапазона частот малыши хуже всего воспринимают самые высокие звуки. Так например, дети могут реагировать на подъезжающий грузовик (низкочастотный звук) и включенное радио (среднечастотный звук), но совершенно не воспринимают шелест листвы и пение птиц. Поэтому родители должны обращать особое внимание на такие высокие звуки. Кроме того, взрослые могут сами имитировать подобные звуки, например, насыпав манную крупу в пластмассовую коробку. Если ребенок не оборачивается на звук такой самодельной погремушки, его стоит показать врачу. Особенно важно проверять слух ребенка в том случае, если присутствует хоть один из выше перечисленнях факторов риска.

Как развить слух у ребенка

Для того чтобы помочь крохе в таком нелегком деле, как развитие слуха, нужно постоянно с ним разговаривать спокойным мягким тоном, правильно соблюдая все интонации. Когда взрослые начинают сюсюкаться с малышом, это помогает ему лучше воспринимать речь, так как ребенку проще улавливать высокие интонации. Поэтому не нужно скупиться на ласку и нежность. Очень важно во время общения постоянно дотрагиваться до карапуза, проявляя эмоции.

Когда же встает серьезный вопрос о том, как развить слух у ребенка, будет очень полезно использовать погремушки, колокольчики, детские музыкальные инструменты и различные , имитирующие шелест бумаги, стук, звон и другие звуки. Для того чтобы кроха привыкал к мелодичности и музыкальности, ему будет полезно слушать различные аудиозаписи с классической и популярной музыкой. Также очень важно чтение вслух. Родители должны начинать читать ребенку книги уже с первых дней его жизни. Прослушивание стихов и сказок способствует развитию фонематического слуха и дальнейшему в самом младшем возрасте. Слух – это одна из основных сенсорных систем человека, помогающая ему полноценно воспринимать окружающий мир. Поэтому она заслуживает особого внимания и своевременного контроля.