Главная · Зубные протезы · Сколько весил меч в средние века. Меч славянский: типы и описание. Холодное оружие Древней Руси

Сколько весил меч в средние века. Меч славянский: типы и описание. Холодное оружие Древней Руси

И княгини Торопецкой, Ростиславы Мстиславовны, оставил незабываемый след в истории Руси. Как только о нем заходит разговор, то большинство из нас вспоминают Ледовое побоище. Именно тогда войска под командованием князя прогнали ливонских рыцарей. Не все помнят, что свое прозвище он получил за другой подвиг. Тогда впервые был упомянут легендарный меч Александра Невского. Это событие датируется 1240 годом. В местечке под названием Усть-Ижора в баталии под руководством князя были в пух и прах разбиты шведы.

В 1549 году его причислили к лику святых за то, что он отказался от объединения с католической церковью, и таким образом сохранил православие на Руси. Славен также был великий князь тем, что не проиграл ни одного сражения.

Мистический меч

Русские войска одержали победу, несмотря на свое меньшинство. Невский был потрясающим тактиком, поэтому благодаря его уму и бесстрашию воины победили врага. В этой истории есть также мистический эпизод. По легенде, враг был смертельно напуган мечом Александра Невского, который очень странно светился. Александр прекрасно владел этим оружием, одним ударом снося головы сразу троим шведам. Но, как говорится, у страха глаза велики. Мистический ореол оружию, скорее всего, придали шведские солдаты, чтобы оправдать свое поражение. А меч Александра Невского просто попал под лучи солнца.

Дело в том, что русские войска были расположены лицом к небесному светилу. Его луч попал на поднятый вверх меч, и напуганная шведская армия приняла его за что-то сверхъестественное. К тому же в этой баталии князь сломал орудие о голову Биргера — предводителя врагов. Одержав победу в этой битве, князь Александр получил свое звучное прозвище — Невский.

Находка монахов

После легендарной битвы меч Александра Невского был помещен в дом Пелгусия. Позже это здание сгорело и все имущество, включая оружие, осталось под его руинами. Есть также сведения о том, что в XVIII веке некие монахи-земледельцы обнаружили меч при вспахивании земли.

Как это было? Происшествие датируется 1711 годом. На месте Невской битвы, следуя указу Петра I, был основан храм. Недалеко от него монахи возделывали землю под посевы. Тут они нашли легендарное оружие, а точнее, его части. Они были помещены в сундук. Священнослужители решили, что меч должен находиться в храме. Когда его здание полностью перестраивали, то положили части оружия под фундамент, дабы клинок стал оберегом этого места. И самое необыкновенное заключается в том, что с тех пор действительно ни одно стихийное бедствие не смогло разрушить церковь.

Октябрьская революция внесла свои коррективы в историю: все документы, которые находились в храме, были сожжены. Не так давно историками была найдена рукопись белого офицера и настоящего патриота. Несколько страниц из своего дневника он посвятил описанию меча Александра Невского. Воин Белой гвардии считал, что Россия останется несокрушимой до тех пор, пока на ее территории будет храниться мистический клинок.

Сколько весил среднестатистический меч

Воин в 13 веке хорошо управлялся с мечом весом около 1.5 кг. Существовали также клинки для турниров, они тянули на 3 кг. Если оружие было парадным, то есть не для битв, а для украшения (из золота или серебра, украшенное самоцветами), то его вес достигал 5 кг. Драться таким клинком было невозможно. Самым тяжелым орудием в истории считается меч, который принадлежал Голиафу. Библия свидетельствует о том, что противник Давида, будущего царя Иудеи, был просто огромного роста.

Сколько весил меч Александра Невского?

Итак, мы уже разобрались, что оружие князя отождествляется со славянскими реликвиями. В народе ведутся разговоры, что якобы вес его равнялся 82 кг, то есть 5 пудов (16 килограммов приравниваются к 1 пуду). Скорее всего, эта цифра сильно приукрашена летописцами, ведь информация о мощи клинка могла дойти до врагов. Эти данные придуманы для их устрашения, а меч Александра Невского весил 1.5 кг.

Как известно, на момент битвы Александру Ярославовичу был 21 год. Рост его составлял 168 см, а вес 70 кг. При всем своем желании он не смог бы сражаться при помощи меча весом 82 кг. Многие советские зрители представляли князя двухметровым после выхода на экраны в 1938 году знаменитого фильма "Александр Невский". Там князя сыграл Черкасов — актер с выдающимися физическими данными и ростом около двух метров.

Ниже приведено фото меча Александра Невского, естественно, это не оригинальное оружие, а просто стилизация под меч романского типа, коим являлся клинок князя.

А если взглянуть на картинку ниже с изображением князя Александра Невского, то можно отметить, что клинок в его руках изображен слишком большим.

Однозначно ответить на вопрос: "Где сейчас находится легендарный меч?", не может никто. Наверняка историки знают только одно: пока клинок не был обнаружен ни в одной из экспедиций.

Меч на Руси

Постоянно носить с собой меч на Руси имел право только великий князь и его дружина. Другие воины, конечно, тоже имели клинки, однако в мирное время они хранились подальше от людских глаз, ведь мужчина был не только воином, но и земледельцем. А ношение меча в мирное время означало, что он видит вокруг себя врагов. Просто для бахвальства ни один воин клинок не носил, а использовал только для защиты родины или собственного дома и семьи.

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Типы мечей

Longsword — длинный меч

Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см). Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище. Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

Характеристики

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Щит и полуторный меч

Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла. Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

Школы и техники полуторного меча

Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Бастард на Руси

Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён. А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси. Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

Полуторный или двуручный

Типы мечей отличаются друг от друга по своей массе; разная длина эфеса, клинка. Если мечом с длинным лезвием и рукоятью, легко манипулировать одной рукой, то значит это представитель полуторных мечей. А если одной руки недостаточно, чтобы удержать полуторный меч, то скорее всего это представитель двуручных мечей. Примерно, на отметке общей длины в 140 см, наступает предел для полуторного меча. Больше этой длины сложно удержать полуторный меч одной рукой.

Меч на Руси, да как, наверное, и везде, был в почете. Известны три меча, которые приписывают русским князьям. А вот слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет» русские люди будут помнить всегда. Меч – не просто русское оружие, а символ военной власти.

Имя Ильи Муромца знакомо каждому русскому человеку с детства по сказкам и былинам. В современной России он считается покровителем РВСН и Пограничной Службы, а также всех тех, чья профессия связана с ратным трудом. Интересно, что в конце 1980-х гг. учеными была проведена экспертиза мощей. Результаты этой экспертизы удивительно совпали со сказаниями об этом русском богатыре. На основании анализа останков было установлено, что этот человек обладал богатырским сложением и имел рост 177 см (в XII веке человек с таким ростом на голову был выше окружающих).

Меч, конечно же, новодельный, но это не просто муляж меча. Он изготовлен проковкой нескольких слоев металла и по форме соответствует мечам того времени.

В Интернете можно найти самые различные версии об этом – от изготовления его в Златоусте до создания его в Киеве русскими и украинскими мастерами. Интересно, что в 2006 году по заказу одной из московских компаний мастером Т. Антоневичем был изготовлен второй меч, предназначавшийся тогдашнему и нынешнему Президенту России Путину. К концу XII века средний вес мечей возрос до 2 кг. Но это средний. Чё за бред?! Разница между клинком и общей длиной - около 140 см. Это что за Илья Муромец из храма Шаолинь?

А сколько по вашему должен весить меч и какова должна быть длина его клинка? В почте, которая приходит на редакционный e-mail, часто встречается один и тот же вопрос. Про меч князя Святослава мы уже упоминали в статье «История меча: каролингский удар». Если вкратце, то это меч каролинского типа, очень хорошей сохранности и богатой выделки. Оснований приписывать этот меч Святославу на самом деле нет никаких. Да, это очень богато украшенный меч. Да, он современник Святослава.

Глава «Словари русских мифов и сказок» 3. Словарь русских мифических богатырей

Князь Всеволод Мстиславич был внуком Владимира Мономаха и племянником Юрия Долгорукого. Все эти события происходили в далеком XII веке. А вот меч, который ему приписывают - это полутораручный меч готического типа. Вполне себе XIV век. Ранее такой тип оружия просто не существовал!

С мечом князя Довмонта тоже не все просто. Он был изгнан из Прибалтики, где княжил и обрел новую родину во Пскове. Легендарный исследователь и коллекционер мечей Эварт Окшотт указывает, что мечи готического типа применялись еще в конце XIII века, однако в широкое употребление вошли именно в XIV столетии.

Так же считается, что меч князя Бориса висел в комнате у князя Андрея Боголюбского. Разумеется, меч у Александра Невского был, и, скорее всего, даже не один. Возможно, даже, это один из тех мечей, что лежат в наших музеях, в запасниках или на витринах. Наверху - меч переходного типа, от каролингского к романскому. Внизу - меч романского типа. У него длинная тонкая гарда, берегущая руку воина, и дол, который заметно короче самого клинка.

Спору нет, длинный славянский меч незаменим в борьбе с юрким степным кочевником. Если вы читали русские былины, то должны были заметить, что ни разу меч русского богатыря не поднимался для бравады, ради обретения им богатства или престола.

Меч князя Псковского Довмонта

Какое значение имел меч в Древней Руси, Вы можете прочесть в одноименной статье Олега Агаева. Рукоятка и гарда, торчащие из ножен всегда украшались, даже на самых простых мечах. Клинок иногда тоже украшали рисунками или магическими знаками. Вдоль лезвия шла продольная канавка – дол, облегчавшая клинок меча и увеличивающая его маневренность.

Кроме того, X век был периодом жестокой гражданской войны в Северных странах, в результате чего многие викинги бежали со своей родины и нанимались в дружины русских князей. Так что у русских мастеров-оружейников тех времен всегда был материал для сравнения и подражания. Наверное, именно потому мечи древних славян и викингов так похожи. Да и не нужен мечу особо острый кончик. Что колющий, что рубящий – не отбитый удар тяжелого меча всё равно сделает своё дело…

После того, как заговорщики убили князя, один из убийц забрал этот меч себе. В дальнейшем оружие больше нигде и никогда не упоминалось. Принципиальное различие меча и сабли в том, что меч – оружие рубящее, тогда как сабля – режущее. Видимо, настоящий меч князя Всеволода пришел в негодность от времени или был утерян. Задумайтесь, какой силы были удары русских богатырей, ломавших о противников древки копий толщиной в 3 см и длиной около 2 метров.

В честь праздника вспомним 7 видов оружия русского ратника. Известны три меча, которые приписывают русским князьям. Но, тем не менее, существовал он и у нас, недаром в русских былинах обретение меча или обладание им обставлялось с особым пиететом. После того, как заговорщики убили князя, один из убийц забрал этот меч себе. В дальнейшем оружие больше нигде и никогда не упоминалось.

Имя Ильи Муромца знакомо каждому русскому человеку с детства по сказкам и былинам. В современной России он считается покровителем РВСН и Пограничной Службы, а также всех тех, чья профессия связана с ратным трудом. Интересно, что в конце 1980-х гг. учеными была проведена экспертиза мощей. Результаты этой экспертизы удивительно совпали со сказаниями об этом русском богатыре. На основании анализа останков было установлено, что этот человек обладал богатырским сложением и имел рост 177 см (в XII веке человек с таким ростом на голову был выше окружающих).

Меч, конечно же, новодельный, но это не просто муляж меча. Он изготовлен проковкой нескольких слоев металла и по форме соответствует мечам того времени. Многослойная структура материала меча особенно хорошо видна на доле, проходящем по клинку от рукоятки к острию. В Интернете можно найти самые различные версии об этом – от изготовления его в Златоусте до создания его в Киеве русскими и украинскими мастерами.

Меч князя Псковского Довмонта

К концу XII века средний вес мечей возрос до 2 кг. Но это средний. Виталий вы правы. Это ошибка, полная длина меча 103,5 см. Исправленео. В почте, которая приходит на редакционный e-mail, часто встречается один и тот же вопрос. Оснований приписывать этот меч Святославу на самом деле нет никаких. Да, это очень богато украшенный меч. Да, он современник Святослава. Однако, ничто не подтверждает, что этим мечом сражался именно Святослав.

Князь Всеволод Мстиславич был внуком Владимира Мономаха и племянником Юрия Долгорукого. Все эти события происходили в далеком XII веке. А вот меч, который ему приписывают - это полутораручный меч готического типа. Вполне себе XIV век. Ранее такой тип оружия просто не существовал! Есть еще нюанс. На мече содержится надпись «Honorem meum nemini dabo» - «Чести моей не отдам никому».

Легендарный исследователь и коллекционер мечей Эварт Окшотт указывает, что мечи готического типа применялись еще в конце XIII века, однако в широкое употребление вошли именно в XIV столетии. Так же считается, что меч князя Бориса висел в комнате у князя Андрея Боголюбского.

Разумеется, меч у Александра Невского был, и, скорее всего, даже не один. Возможно, даже, это один из тех мечей, что лежат в наших музеях, в запасниках или на витринах. Наверху - меч переходного типа, от каролингского к романскому.

О культе меча в Древней Руси известно совсем немного, он не был так ярко выражен, как, например, в средневековой Японии. Древнерусский меч мало отличался от мечей Западной Европы, можно сказать, вообще не отличался. Часто утверждается, что первые русские мечи были с закругленным острием или вовсе его не имели, думаю, подобные заявления вообще не заслуживают внимания.

В исландских сагах воины совершали самоубийство, бросаясь на острие меча — «он воткнул рукоятку меча в лёд и навалился на острие». Мечи, которыми владели древние русичи можно условно разделить на железные, стальные и булатные. Мечи из булатной стали тоже разделяются на две группы: булат литьевой и булат сварной.

Только избранные могли ковать самые лучшие мечи, булатная сталь очень капризна, ни один меч не похож на другой. Перед тем как начать ковать новый меч кузнец приносил жертвы Сварогу, а жрецы освящали данное таинство и, лишь тогда, можно было приступать к работе.

Не только в размерах и весе, но и в отделке рукояти. Рукоять меча отделывалась либо цветными, либо драгоценными металлами, а также эмалью или чернью.

Видимо, настоящий меч князя Всеволода пришел в негодность от времени или был утерян. С мечом князя Довмонта тоже не все просто. Про меч князя Святослава мы уже упоминали в статье «История меча: каролингский удар». Если вкратце, то это меч каролинского типа, очень хорошей сохранности и богатой выделки.

Несмотря на то что в Древней Руси культ меча получил меньшее распространение, чем, например, в средневековой Японии, он, несомненно, существовал, и ему отводилось весьма значительное место в жизни наших предков. Являясь одновременно и боевым оружием, и сакральным атрибутом при совершении многих священнодействий (особенно в языческий период), меч прочно вошёл в российскую историю и стал важным элементом отечественной культуры.

Меч как атрибут народного фольклора

Древние славяне, как и иные жители той эпохи, на протяжении долгих веков в качестве главного своего оружия использовали меч. С его помощью отбивались от набегов чужеземцев, и с ним же сами отправлялись грабить соседей. Если случалось попасться на пути какому-нибудь Змею Горынычу, то и его головы катились по земле, срубленные всё тем же мечом.

Это оружие до такой степени стало неотъемлемой частью их жизни, что получило яркое отражение в народном эпосе. Достаточно открыть сборник славянских былин, как неизбежно сталкиваешься в нём с такими выражениями, как «богатырский меч», «меч-кладенец», «меч ─ сто голов с плеч», «меч-саморуб», меч-самосек» и т. д. Кроме того, его обретение и дальнейшее обладание всегда обеспечивали богатырю покровительство неких мистических сил и делали его непобедимым.

Меч ─ это колющее или рубящее оружие?

Так представлен меч в былинах, а что же о нём могут поведать современные историки? Прежде всего следует опровергнуть распространённое заблуждение о том, что наиболее древние славянские мечи являлись исключительно рубящим оружием и на концах имели не острие, а закругление. При всей абсурдности такой точки зрения, она оказалась на удивление живучей. Люди старшего поколения, очевидно, помнят, что прежде даже в иллюстрациях к изданиям народных былин мечи славянских богатырей изображались, как правило, округлыми на концах.

В действительности, это противоречит не только результатам научных исследований, но просто здравому смыслу, поскольку техника фехтования предполагает не только рубящие, но и колющие удары. Это вполне объяснимо, поскольку панцирь или любой другой доспех проще проткнуть, чем разрубить.

Ниже будет отмечаться, что первые наиболее распространённые мечи древних славян (каролингские) были завезены из Западной Европы, где они производились по образцам, использовавшимся в Древнем Риме. Таким образом, русские и древнеримские мечи находились хоть и в отдалённом, но всё же «родстве», что даёт право предполагать в них некую общность.

В связи с этим уместно будет вспомнить древнеримского историка Тацита, который в описании боевых действий неоднократно подчёркивал преимущества именно колющего удара, более стремительного и требующего для своего исполнения меньше пространства. В исландских же сагах есть упоминание о том, как воины кончали жизнь самоубийством, бросаясь на острие меча.

И хотя в отечественных летописях описание славянских мечей отсутствует, поскольку главной задачей этих документов было освещение общего хода исторических событий, без излишней детализации, есть все основания полагать, что оружие наших предков было во многом идентично тому, которое применялось тогда в Западной Европе, а ещё раньше - в Древнем Риме.

Мечи времён династии Каролингов

Условно мечи славянских воинов по их внешним особенностям можно разделить на каролингские и романские. Первые из них появились на Руси в IX веке, то есть ещё в языческий период её истории, а вообще, подобная конструкция была разработана столетием ранее западно-европейскими оружейниками. В статье мечи этого типа представлены на 2-й и 3-й фотографии.

Название этого типа мечей объясняется тем, что они появились в Западной Европе на завершающем этапе эпохи Великого переселения народов, когда большинство входивших в неё государств были объединены под властью Карла Великого, ставшего основателем династии Каролингов. Их конструкция является усовершенствованной разработкой античных мечей, таких, например, как спата ─ клинковое оружие, имевшее распространение в Древнем Риме.

Кроме внешних особенностей мечей каролингского типа, которые хорошо видны на представленной в статье фотографии, их отличительной чертой была технология изготовления клинков, весьма передовая для того времени. Она обеспечивала повышенную твёрдость режущей кромки и в то же время предохраняла клинок от излишней хрупкости, которая могла привести к его поломке.

Достигалось это путём наваривания лезвий, выкованных из стали с высоким содержанием углерода, на сравнительно мягкую железную основу. Причём как сами лезвия, так и их основы изготавливались путём использования самых различных технологий, хранившихся обычно в секрете. Изготовление мечей подобного типа было весьма сложным процессом, что неизбежно отражалось на их стоимости. Поэтому они являлись атрибутами лишь богатых людей ─ князей и воевод.

Для основной же массы ратных людей существовала упрощённая, а следовательно, и удешевлённая конструкция каролингского меча. В ней отсутствовали наварные высокопрочные накладки, а весь клинок выковывался из простого железа, но при этом прошедшего цементацию ─ термическую обработку, позволявшую несколько повысить его прочность.

Как правило, мечи каролингского типа, независимо от того, изготавливались они для знати или для простых воинов, достигали в длину 95─100 см и весили от 1,5 до 2 кг. Более крупные образцы известны историкам, но они достаточно редки и делались, по всей видимости, на заказ. Рукояти мечей состояли из таких традиционных для подобных конструкций элементов, как стержень, навершие (утолщение на конце рукояти) и перекрестье. Их нетрудно рассмотреть на прилагаемой фотографии.

Романский меч ─ оружие эпохи Капетингов

В более поздний исторический период, начавшийся в XI веке и охвативший собой два последующих столетия, получил распространение так называемый романский меч, образцы которого можно увидеть на 4-й и 5-й фотографии в данной статье. Его родиной также является Западная Европа, где по причине своей дороговизны на раннем этапе он являлся атрибутом исключительно рыцарского сословия. Другое, достаточно распространённое название этого меча ─ капетингский. Произошло оно аналогично каролингскому от названия правившей династии, на этот раз Капетингов, прочно утвердившейся к тому времени и имевшей самое широкое влияние на европейскую политику.

У этого меча есть и третье название, появившееся уже в наше время. Вместе с более поздними образцами, относящимися к XIV─XV веку, он отнесён исследователями и коллекционерами к группе, обозначенной общим термином «рыцарские мечи». Под таким названием он нередко упоминается в научно-популярной и художественной литературе.

Особенности таких мечей

Многие исследователи отмечают, что на Западе этот тип меча в качестве оружия играл скорее вспомогательную роль, но при этом рассматривался как важный отличительный признак социального статуса. В большинстве европейских государств Позднего Средневековья право носить его имели только дворяне, а неотъемлемой частью ритуала посвящения в рыцари было перепоясывание мечом. В то же время законодательно запрещалось его владение и ношение лицами из низших социальных слоёв. Попав на Русь, романский меч также на раннем этапе стал принадлежностью лишь высших сословий.

Главные отличительные черты этих мечей, как правило, имевших сдержанный вид и лишённых каких-либо украшений, заключались в конструкции и технике их изготовления. Даже при беглом взгляде обращают на себя внимание их довольно широкие клинки, имеющие линзовидное (обоюдовыпуклое) сечение и снабжённые долами ─ продольными углублениями, предназначенными для уменьшения его веса при сохранении общей прочности.

В отличие от клинков каролингских мечей, они не имели накладок, а изготавливались либо из цельного куска высокопрочной стали, либо методом ламинирования, при котором оболочка была достаточно прочной, а внутри оставалась мягкая сердцевина. Кованый меч, таким образом, был весьма крепким и острым, но в то же время эластичным и упругим, что снижало его ломкость.

Важной чертой ламинированных клинков была относительно низкая трудоёмкость изготовления, что значительно снижало их стоимость. Благодаря этому, попав в XI веке на Русь, мечи этого типа стали атрибутами не только князей, но также и их многочисленных дружинников. Ещё большее распространение они получили после того, как стали выпускаться местными оружейниками.

Двуручные мечи

Со временем появилась новая модификация мечей подобного типа. Если ранее все они были одноручными, то затем оружейники стали производить двуручные мечи, сделанные на основе данной технологии. Это было уже не парадное, а сугубо боевое оружие. Их удлинённые рукояти позволяли держать меч обеими руками и наносить, таким образом, более сильные и губительные для противника удары. Несмотря на то что размеры меча лишь немногим превосходили параметры его предшественника, желаемый эффект достигался за счёт значительного увеличения массы клинка. Лишь в отдельных дошедших до нас экземплярах его длина превосходит 100-110 см.

Рукояти как для одноручных, так и для двуручных мечей изготавливали в основном из дерева. Гораздо реже с этой целью использовались такие материалы, как рог, кость или металл. Их конструкция не отличалась разнообразием. Известно лишь два основных её варианта ─ составная (из двух отдельных половин) и цельная трубчатая. В любом случае рукоять имела в сечении форму овала. В зависимости от желания и возможностей заказчика, она имела определённое покрытие, создававшее дополнительное удобство и являвшееся в то же время элементом декоративного оформления всего меча.

На фотографиях романских мечей, представленных в данной статье, хорошо заметно, что их крестовины значительно отличаются от тех, которыми были оснащены их каролингские предшественники. Тонкие и длинные, они служили надёжной защитой воина от ударов о щит противника. Несмотря на то что подобные крестовины появились ещё в предшествующую эпоху, широко использоваться они стали лишь в романских мечах, став одной из их отличительных черт. Делались они как прямыми, так и изогнутыми.

Тайна персидских оружейников

Кроме описанных выше технологий изготовления клинков, также получило распространение их производство из булатной стали. Подобные изделия заслужили столь громкую славу, что в народном эпосе герои разили врагов исключительно булатными мечами. Даже само слово «булат» сделалось нарицательным и включило в себя целый ряд понятий, связанных с боевой доблестью и отвагой. Кстати, произошло оно от названия одной из местностей Древней Персии ─ Пулуади, где впервые появились изделия из этого сорта стали.

Что же касается сугубо технического термина «булат», то он является обобщающим названием целого ряда сплавов, полученных путём соединения твёрдых и вязких сортов железа и дальнейшего повышения в них содержания углерода. По ряду показателей булат близок к чугуну, но значительно превосходит его по твёрдости. Кроме того, он поддаётся ковке и хорошо закаливается.

Технология изготовления булата, из которого выковывались многие типы славянских мечей, весьма сложна и долгое время хранилась в секрете. Внешней отличительной чертой булатной стали является наличие на поверхности выполненных из неё изделий характерного рисунка, напоминающего узор. Происходит он от неполного смешения входящих в неё компонентов (что является важной частью технологического процесса), каждый из которых виден благодаря особому оттенку. Кроме того, главным достоинством булатных клинков является их необычайная твёрдость и упругость.

О том, когда появился булат, у исследователей нет единого мнения. Достоверно известно лишь, что первые упоминания о нём встречаются ещё в трудах Аристотеля, относящихся к IV веку до н. э. На Руси производство булатных клинков было налажено ещё в языческие времена, но выковывались они исключительно из стали, завозимой в страну заморскими купцами. Как говорилось выше, технология её получения хранилась восточными мастерами в строжайшем секрете, поэтому все кинжалы, сабли, одноручные и двуручные мечи, а также иное холодное оружие отечественного производства выпускалось из импортного сырья.

В России же секрет булата был открыт лишь в 1828 году на Златоустовском заводе видным горным инженером того времени генерал-майором Павлом Петровичем Аносовым, сумевшим после многочисленных экспериментов получить материал, полностью аналогичный прославленной персидской стали.

Кузнечных дел мастера

Особого внимания заслуживают мастера, производившие в своих кузницах всё холодное оружие Древней Руси, от кинжала до меча. Известно, что их профессия считалась почётной, а те, кто специализировался на производстве мечей, были вообще окружены мистическим ореолом. Летопись сохранила для нас имя одного из таких умельцев ─ Людоты, ковавшего булатные мечи ещё в IX веке и весьма прославившегося их исключительным качеством.

В Древней Руси, а особенно в дохристианский период её истории, покровителем кузнецов считался языческий бог Сварог ─ хранитель неких сакральных знаний. Прежде чём приступить к ковке очередного меча, мастер обязательно совершал ему жертвоприношение и лишь после этого начинал работу. Жрецы при этом выполняли ряд магических действий, обращая тем самым обыденный труд ремесленника в некое таинство, за что и получали причитающийся гонорар.

Известно, что булатная сталь при всех её достоинствах очень капризна и сложна в обработке, поэтому от кузнеца требовалось особое умение и навык. Учитывая же её крайнюю дороговизну, понятно, что ковать булатные мечи могли лишь истинные мастера, составлявшие определённую, крайне замкнутую корпорацию.

Мечи, выполненные на заказ

Как в частных собраниях, так и в коллекциях различных музеев мира нередко встречаются славянские мечи, выполненные на заказ и несущие в себе определённые отличительные особенности их владельцев. Один из таких мечей можно видеть на представленном выше фото. От прочих образцов древнего оружия их отличает отделка рукоятей, для которой широко использовались цветные, а также драгоценные металлы, эмаль и чернение.

Указывать на эфесе или клинке владельца меча было не принято, но особое значение придавалось изображению связанных с ним мифологических сцен и начертанию имён древних богов или тотемных животных. В соответствии с этим, мечи получали свои имена. Так, сегодня известны мечи, именуемые Василиском, Реувитом, Китоврасом, Индракой и многими другими именами представителей древнейшей мифологии.

Как видно, такой обычай имел под собой вполне конкретные основания. Обладателями мечей были воины, прославившиеся если не личной доблестью, то уж во всяком случае ратными подвигами своих дружин. Одно лишь упоминание их мечей должно было приводить в ужас возможных противников.

Кроме отделки оружия, о многом могли рассказать исследователям и его конструктивные особенности. Так, например, вес меча и его размеры обычно соответствовали физическим возможностям заказчика. Поэтому, отождествляя тот или иной экземпляр с конкретным историческим лицом, историки получали о нём дополнительную информацию.

Сакральное значение меча у славян в древности

Любопытно отметить и тот факт, что в народе отношение вообще ко всем славянским мечам имело отчасти сакральный оттенок. Известен, например, обычай древних русичей класть возле новорождённого сына обнажённый меч, как бы символизируя этим, что в будущем ему предстоит бранными подвигами добыть себе богатство и славу.

Особое же место занимали магические мечи, с помощью которых наши древние предки осуществляли определённые религиозные обряды. На их клинках и рукоятях наносились рунические заклинания, придававшие владельцу силы противостоять не только реальным противникам, но и всевозможным мистическим силам.

Некоторое количество подобных артефактов было обнаружено археологами при раскопках древних захоронений. Объясняются их находки бытовавшим среди древних славян поверьем, согласно которому, меч, обладавший мистической силой, всегда умирал вместе с гибелью или естественной смертью своего владельца. Его опускали в могилу хозяина, совершая определённые магические действия. Считалась, что после этого всю его сакральную силу забирает Мать - Сыра Земля. Поэтому мечи, украденные из курганов, никому не приносили удачи.

Меч ─ символ воинской доблести и славы

Меч, на протяжении многих веков являвшийся основным оружием российского воина-дружинника, служил в то же время символом княжеской власти и был своего рода эмблемой военной славы России. Неслучайно его культ сохранился даже после того, как холодное оружие было повсеместно вытеснено огнестрельным. Достаточно вспомнить, что многие знаки военной доблести наносились именно на клинках и эфесах.

Своё символическое и отчасти сакральное значение меч не утратил и в современном мире. Достаточно вспомнить знаменитую фигуру Воина-освободителя, созданную скульптором Е. В. Вучетичем и установленную в берлинском Трептов-парке. Важнейшим её элементом является Меч Победы. Он же фигурирует и в другой работе скульптора ─ фигуре Родины-матери, являющейся центром мемориального ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде. Эту работу Е. В. Вучетич создал в творческом содружестве со своим коллегой ─ Н. Н. Никитиным.