Главная · Зубные протезы · Проблема роли любви в жизни человека. По тексту Гранина. Я считаю, что литература, поэзия родились из желания человека высказать чувство… (Аргументы ЕГЭ). Проблема истинной любви: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ Что такой любовь в жизни человека

Проблема роли любви в жизни человека. По тексту Гранина. Я считаю, что литература, поэзия родились из желания человека высказать чувство… (Аргументы ЕГЭ). Проблема истинной любви: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ Что такой любовь в жизни человека

ВЕДЕНИЕ

Семья и брак.

Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону . Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – детей...».

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель . Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные социологи определяют брак «как исторически изменяющеюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей».

С той-то поры для большинства людей фраза «семья – ячейка общества» и является истиной в последней инстанции. При этом напрочь забывается что такое общество, насколько оно сложно и какова его структура. :-))) У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815 – 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818 – 1881) «Древнее общество».

Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей, формы в высшую. В. И. Ленин также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества.

Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной каждый мужчина этого стада имел право на каждую женщину. Эта форма отношений получила название промискуитета . Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. По мнению К.Маркса «Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива». Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу - запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию – можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как с оциально регулируемым отношением между полами. И здесь же проходит грань между первобытнообщинным стадом и родом. С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытнообщинного строя характерным считается дуально-родовой брак . Эта форма группового брака была экзогамной – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит, и в брак) только с членами другого рода.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

    она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

    жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями;

    таким путем можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Таким образом, эта форма группового брака была союзом двух родов, который обеспечивал половые отношения между их членами. Это еще не приводило к созданию семей. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Характеризуя многоженство и многомужество, Ф. Энгельс писал: «Обе эти формы брака могут быть только исключениями...». Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки становились невозможными - они вытеснялись парным браком. «На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае, нарушения верности остаются правом мужчин, хотя первое имеет место редко в силу также и экономических причин; в то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери» (Ф. Энгельс). Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей жены, то есть отцом, и возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, то есть парная семья. Здесь оба супруга трудились, участвуя в общественном производстве, получали от общества равную долю продукта, в равной степени являлись кормильцами детей. Они были равными во всех отношениях. «Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве..». Несмотря на это, можно отметить, что половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими отношениями, постепенно меняется и сам характер брака: его целью наряду с регулированием половых отношений также становится создание семьи, содержание и воспитание детей.

Какова же роль эмоциональных отношений в создании и поддержании такого социального образования как семья? Это, наверное, существенно удивит господ студентов, но до начала 20 века – практически никакого. Брак, основанный на переживании, к друг другу, такого чувства как любовь, до начала указанного выше периода, был скорее исключением, чем правилом. Его исключительность являлась основой сюжета практически всей романтической литературы. Конечно, нельзя сказать, что люди проживающие в браке, не испытывают друг к другу положительных эмоциональных чувств. Они могли их испытывать и при заключении брака, но последние не являлись ведущим фактом создания брака и его поддержания.

Ведущим фактором являлся экономический интерес. Причем, зачастую, не самих брачующихся, а их родителей или существующих объединений семей на родственной основе – кланов. И именно парный брак, ведущий к созданию моногамной семьи, наибольшим образом подходит для создания семьи на экономической основе. Семья, таким образом, становиться формой накопления и передачи материальных ценностей. Современному человеку сложно оценить те реалии брака, которые были характерны ему 100, 500, 1000 и более лет тому назад. Попробуем опереться на факты.

Семья, в момент появления родовой структуры человеческого общества, была патриархальной по стилю управления и многопоколенной по структуре. Такая модель семьи, с небольшими вариантами, была характерна для самых различных человеческих сообществ на протяжении более чем 5-6 тысяч лет. Под одной крышей проживало достаточно большое количество родственников. Сколько? Давайте посчитаем. Материальным обеспечением жизни семьи (внешней хозяйственной деятельностью) управлял один человек. Это был мужчина в возрасте 35-50 лет. Именно он принимал все основные решения, обеспечивающие выживание семьи, когда пахать, сеять, жать, когда и кому заготавливать лес или ехать на ярмарку. Он был старшим для всех мужчин, и видимо поэтому, в русских крестьянских семьях, он получил название «большак». Выполнением всех вышеназванных функций был не сам он, а его сыновья, как имеющие свою собственную семью, так и неженатые. Организацией быта семьи (внутренней хозяйственной деятельностью) занималась старшая женщина, называемая «большачиха». Чаще всего она являлась женой большака. Она в основном ведала вопросами переработки продуктов заготовленных мужчинами и бытовым обслуживанием семьи. В подчинении у нее находились жены ее сыновей. В этих работах принимали участие и ее дочери, но нагрузка на них была существенно ниже. Таким образом, мы видим, что роли большака и большачихи по своему содержанию не родственные, а управленческие. В случае смерти большака эта роль переходила его старшему сыну, а после смерти большачихи – старшей невестке. Таким образом, мы имеем разделение семьи на три части – производящую (формирующую материальные блага для существования семьи (молодые пары)), управляющую (принимающую решения, (большак, большачиха и отец большака)) и иждивенцев (дети).

Подсчитаем количество взрослых проживающих в такой семье. Семейная пара, осуществляющая управленческую деятельность (2 человека), плюс семьи их женатых сыновей (6-8 человек, рожали-то помногу). Вместе с ними жили немощные родители большака. То есть количество взрослых членов семьи достигало 9-11 человек. Вместе с ними проживало 12-15 человек детей. То есть мы имеем такую крупную семейную группу, совместно осуществляющую хозяйственную деятельность в собственных интересах. Но такие функции как половая, рождения и воспитания детей осуществляются в семейных парах. Хотя есть многочисленные свидетельства активного сексуального поведения большака к своим невесткам. Как функционирует такая сложная система? Возможно ли ее устойчивое существование только за счет правил продуцируемых в каждой семье старшим поколением? По-видимому – нет. В патриархально-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением. Причем, предписывается даже поведение в самых различных житейских ситуациях (см. например, поведение Катерины и Кабанихи («Гроза») в ситуации проводов мужа). Для российских условий этот свод правил, текстово закрепленный, получил название «Домострой».

Патриархальность такой семьи имеет ряд характерных черт. Так отец большака не принимает участия в непосредственном управлении семьей. Но в случае «неправильного» поведения большака к членам семьи, реагирует на них не его собственная жена, не его дети, а самый старший мужчина в семье, его отец. На малейшие нарушения соподчиненности и неуважения к старшим, в пределах семьи реагирует именно он. Уважение к старшим, в такой форме распространяется на всех стоящих ниже по статусу. Неуважение большака к своем отцу наказывалась миром (обществом деревни), через «посечение» на общинном сходе. Кроме того, сравните смысловое значение словосочетаний «взять в жены» и «выйти за муж». Модель современной семьи качественно иная.Назовем ее эгалитарно-нуклеарной. Какова структура семьи? Основой ее являются супруги (нуклеарность). Именно эти люди, состоящие в браке, определяют стиль жизни семьи, решают все семейные проблемы. Причем оба имеют одинаковые права и обязанности во всех областях семейной жизни (эгалитарность). Такая семья чаще всего двупоколенная – родители и их дети. Родители как экономически самостоятельная часть семьи обеспечивают ее существование и одновременно управляют ей. Дети растут в семье, являюсь иждивенцами. Численный состав такой семьи 3-5 человек. Родственные отношения вне такой семьи не обязательны и устанавливаются только по желанию членов семьи. Наиболее характерной чертой такой семьи является ее эгалитарность в распределении семейных обязанностей. В ней не существует общих предписаний по распределению обязанностей, и тем более нет никаких предписаний поведения. В каждой ситуации, при изменения положения семьи, структуры и отношений в семье семейные обязанности могут быть заново перераспределены по договору между супругами. Это существенно усложняет установление и поддержание таких взаимоотношений, (так как требуется постоянный учет интересов и желаний партнера), но при этом создает индивидуализированные парные взаимоотношения как супружеские, так и родительско-детские. И эти отношения наилучшим образом соответствуют этим людям.

Несомненно, представленные вашему вниманию, оба типа семей являются моделями. То есть, наиболее типичным представлением реальных семей. Но они позволяют лучше понять динамику отношения к типичной семье произошедшую в период начала-середины 20 века. Каковы же причины такой разительной смены семейного стереотипа? Попытайтесь сами оценить положение женщины в патриархально-многопоколенной и эгалитарно-нуклеарной семьях. Ну и как? По-видимому, это и явилось основной причиной такой динамики. Причем здесь следует выделять субъективный и объективный фактор этого процесса. Субъективным фактором явилось женское движение за свои гражданские права (суфражистки, феминистки). Объективным – изменение положения женщины в обществе и общественном производстве, за счет прошедших двух мировых войн, и изменения структуры этого производства.

Каково же положение современной семьи (возьмем пример России)? Назвать его неблагополучным было слишком оптимистичным. :-(

Начнем с супружеских отношений. Старая шутка «хорошее дело браком не назовут» во многом оправдывается. Каков, по вашему, процент разводов по отношению к заключенным бракам за год? Колеблется от 60% до 75%. То есть два из трех, три из четырех браков распадаются. Увы.

Но может быть те, кто не развелся, живут счастливо? Мы не обладаем цифрами о количестве конфликтов и проблемных ситуаций в «средней» семье. Но по моему профессиональному опыту семейного консультанта – не меряно. Без работы ни я, ни мои коллеги без дела не сидят. Рассмотрим вопрос о физическом насилии в отношениях между супругами. Цифр о «рукоприкладстве», побоях супругов друг другом я опять не имею. Но есть следующая страшная цифра. За год в России от рук мужей и любовников погибает 8 000 (!) женщин. Страшно, милостивые судари и сударыни. А мужчин? Не знаю, но бытовое убийство – 80-90% от всех. А кухонный нож или чугунная сковорода – пострашнее автомата Калашникова будут.

Но может быть хоть детям в семье везет? Увы, нет. Я, здесь, не буду касаться «нормальных» проблем взросления детей в семье. Вы знаете, сколько детей (т.е. до 18 лет) в нашей стране не живут с родителями, и являются сиротами. Официальная цифра 2000 года – около 700 000 (!!!) детей. И каждый из них своя, очень сложная судьба. А неофициальная в 2 раза выше. А тенденцию увеличения остановить не удается. Сколько их сейчас? Кто знает, широко о них не говорят. И более 90% из детей сирот – это сироты при живых (!) родителях, либо брошенные ими, либо лишенные родительских прав.

А процесс идет. Сейчас почти 29% детей в России начиная с 1997 г. появляются на свет вне брака своих родителей (Госкомстат России). Если в 1988 г. лишь 13,0% детей в России рождалось вне брака, то в 1991 г. - 16,0%, в 1996 г. - 23,0%. В 1997 г. "незаконнорожденными" можно было считать 25,3% родившихся детей, в 1998 г. - 27,0%, в 1999 г. - 27,9%, в 2000 г. - 28,0%, а в 2001 г. - 28,8%. Число внебрачных рождений детей за последние 10 лет (в 2001 г. по сравнению с 1991 г.) увеличилось в России на 31,0%. Если в 1991 г. таких случаев было зарегистрировано 287,9 тыс., то в 2001 г. - 377,3 тыс. Между тем общее число родившихся за этот период сократилось на 26,9% - с 1 млн. 795 тыс. до 1 млн. 312 тыс. Статистика свидетельствует, что среди родившихся вне брака детей 52,4% зарегистрированы по заявлению матери, 47,6% - по совместному заявлению родителей.

ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

"Любовь - это неведомая страна, и

мы все плывем туда каждый на своем

корабле, и каждый из нас на своем

корабле капитан и ведет корабль

своим собственным путем".

М. Пришвин.

Сегодня мы с вами будем говорить о таком явлении, которое никого не оставляет равнодушным - о любви.

Анализ частотных словарей современных языков показывает, что слово "любовь" - одно из самых употребительных слов. В жизни каждого человека наступает пора, когда он спрашивает себя и других: почему один человек вызывает чувство симпатии, а другой нет? Как появляется любовь? Существует ли она на самом деле? Неизбежно ли ее исчезновение? Подчиняется ли любовь определенным законам или все в ней случайно и непредсказуемо? Традиционно ответы на все эти вопросы давало искусство и философия. Но они и жизнь показывают, что одного жизненного опыта и здравого смысла недостаточно для того, чтобы уберечься от ошибок, которые приводят к разводам, одиночеству другим проблемам в межличностной сфере, а с ними сталкивается огромное число людей.

Высокая значимость эмоциональных отношений побудила ученых заняться их исследованием. Мы будем рассматривать лишь те данные, которые получены в ходе социально-психологических исследований. Интересно, хотя этого и следовало ожидать, что их результаты не всегда подтверждают сложившиеся жизненные представления о развитии эмоциональных отношений людей.

1. Значение любви в жизни человека

Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, которые просто имели или имеют любовный опыт.

Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов 70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости для человека эмоциональных отношений говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 - от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем для семейных.

Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. А как связана любовь с успешностью брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи относятся к любви настороженно, как к фактору, в большинстве своем мешающему семейному счастью. И у них есть свои основания. Хорошо известен факт, что семей, созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету. С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных и неуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительно выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью в браке была получена также в исследовании Гозмана Л.Я. и Алешиной Ю.Е. на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.

I. Психологический анализ любви

1. Специфика любовных отношений

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и поведенческих образов от тех, которые связываются с другими понятиями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.

Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.

С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и с сексуальными отношениями.

Если Любовь будет на первом месте, то все остальное будет на своем…

Прекрасная фраза, но многие продолжаю вторить, что «любовь – это не главное», или «любви не существует», или «в любовь верит лишь наивность».
Пусть никого не удивляет, но на любви построена вся Вселенная. И без любви наша планета исчезнет из этого мира. Без любви человек не может существовать, поскольку именно душа является началом его жизни, а душа без любви – безлика и безмолвна.

Роль любви в жизни человека

Человек не может не любить – он несет в себе это чувство на протяжении всей жизни. Любовь к родителям, любовь к близким и друзьям, любовь к ближнему, любовь к детям, любовь к Родине, любовь к жизни, любовь к своему избраннику, любовь к природе. А основа любви – это любовь к Богу, ведь именно Он наделил человека такой уникальной способностью любить.
Поэтому, кто бы и что бы не говорил, но именно любовь является основой этого мира. Основой невидимого, духовного мира, но, дающего начало материи.
Без любви все погибнет. Человек, которого вырастили в гневе, становится обозленным на мир и норовит отомстить ему за несправедливость. Без любви люди не знают, что такое одиночество. Им неведомо прощение и сострадание. Без любви человек пустой, а его жизнь теряет всякий смысл.
И мало, кто понимает, что именно любовь дает нам шанс обрести в этой жизни все – уважение, доверие, гармонию, признание, сострадание, понимание. Именно любовь вдохновляет человека на рост. Именно она способна привести к цели и окрылить. Именно с нее все начинается. И материальные блага тоже.
Поэтому, не ждите истинного наслаждения от этой жизни, пока у вас в руках только деньги. Ведь материя и плотские удовольствия – это иллюзия для души, в отличии от тела имеющей способность существовать вечно.
Если любовь будет на первом месте, все остальное будет на своем… Вот вам и роль Любви в жизни человека…

Все люди рано или поздно сталкиваются с любовью. Кто-то обжигается и боится пробовать снова, кто-то обретает музу, кто-то находит утешение. Любовь – это огромная сила, которую сложно обуздать. Мы пытаемся затмить ее разумом, анализируем, планируем будущее, но она все равно сильнее.

Из-за этого мы часто задаем себе вопрос: любовь – это награда или наказание? Я считаю, что это награда.

Конечно, бывает, что люди влюбляются тогда, когда это приносит страдание. Например, сложно видеть, как любимый человек умирает от болезни. В такие моменты

хочется убежать, вырвать сердце, забыться. Иногда мы влюбляемся в кого-то, а потом узнаем, что он женат или помолвлен. Также остановить могут религиозные взгляды, политические идеалы, расстояние, близкие люди и т. д.

Но любовь стоит того, чтобы бороться. Почему? Потому что именно любовь открывает в нас лучшие качества. Она показывает, на что мы способны ради любви: жертвенность, смирение, мудрость, кротость, послушание, понимание, поддержка, прощение. Перечь очень длинный.

Лучшими примерами в литературе для меня являются следующие работы: “Джейн Эйр” Шарлотта Бронте, “Гордость и предубеждение” Джейн Остин и Томас Харди “Тэсс из рода Дэбревиллей”. Эти автора сумели передать все тонкости чувств. Я с восхищением снова и снова перечитываю эти страницы.

О тяжелой любви, измене, гибели души можно узнать из “Анны Карениной”. Толстой противопоставил две истории. С одной стороны это треугольник Анны, ее мужа и Вронского. Анна молода и жаждет любви. Она печалится, что вышла замуж не по любви. Вронский страстно влюбился и не может отойти в сторону. Даже сам муж здесь тоже виноват. Он не захотел научиться уделять внимание. Он считал, что жена просто принадлежит ему, так что теперь он моет погрузиться в работу и забыть обо всем.

С другой стороны выступает Левин и Катерина. Их любовь чиста и непорочна. Их история заканчивается счастливо. На примере героев мы видим, к чему могут привести те или иные действия.

В конце стоит отметить, что любовь – это возможность быть безгранично счастливым. Не нужно бояться ожогов. Рискуйте, влюбляйтесь!


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Дружба играет огромную роль в жизни любого человека. Она часто не ценится, как это должно быть, но основное сокровище не теряется. Сложно найти кого-то, кто...
  2. Так, например, в романе английского писателя Джека Лондона “Мартин Иден” герой произведения – бедный моряк – влюбляется в девушку из высшего общества – Руфь Морз....
  3. Дружба – это дар, который нужно ценить. Ее очень сложно достичь, а вот потерять – в любой момент. Почему? Дело в том, что дружба всегда...
  4. Наука – это не самая популярная тема в наше время. Особенно среди простых людей. Но наука имеет огромное влияние. Она часто открывает что-то новое. Она...
  5. Техника – это неотъемлемая часть нашего мира. Люди в городе даже не представляют о том, как обходиться без нее. А ведь всего 100 лет назад...
  6. Я считаю, что искусство – это наш дар. Причем важно то, что это дар, который мы можем дарить, и который мы можем принимать. Искусство –...
  7. Многие писатели в своих произведениях проводили параллели между человеком и животными. Например, Астафьев в своем рассказе “Белогрудка” показывает, что материнская любовь свойственна не только человеческому...

Тема «Роль любви в жизни человека»

Введение : Может ли человек прожить без такого чувства как любовь? И что же такое любовь? Почему уже на протяжении сотен лет это чувство будоражит умы писателей-романистов? Человеку свойственно ощущение познания своей роли в окружающем огромном мире.

Мы живем не в вакууме и окружены чувствами, эмоциями и настроением окружающих. Пожалуй, даже у самых жестких людей оттаивают сердца, когда они видят беззаботных маленьких детей, играющих на детской площадке или кроху-карапуза, едва научившегося ходить, и неуклюже делающего первые шаги, держась за руку мамы.

А как прекрасны и воздушны в своем порыве юноша и девушка, летящие на первое свидание. Как чудесны первые ростки этого трепетного чувства. С каким нежным взглядом, полным любви, смотрит мать на уснувшего кроху. Ну и что? Возразят циники. Подумаешь - чувство… ну поженятся, будет он ее на руках носить, боготворить, а потом раз - и разведутся. И что останется от чувств?

Или вырастут маленькие любимые детки, разлетятся по своим гнездам и позабывают о маме, которая ночами не спала у детской кроватки или выкраивала последние копейки, чтобы справить лучший костюм сыну на выпускной. Но разве все в жизни укладывается в привычные рамки и имеет логическое объяснение? Что же такое для человека любовь?

Аргумент : Конечно, люди могли бы жить без любви. Также, как без замечательных картин мастеров искусства, без красивых скульптур; человечество могло бы существовать и без художественных произведений великих писателей и классической музыки, затрагивающей до глубины все струны человеческой души. Но жизнь без этих прекрасных шедевров и полотен была бы сера и бесцветна, она потеряла бы свою гармонию красок.

Человек - не бездушная машина, он наполнен эмоциями, чувствами. В его потребности - заботиться, страдать, стремиться. Также и любовь. Ведь неспроста она считается одной из фундаментальных тем истории в мировой культуре. Любовь - это свет, восхождение. Антагонистом любви является ненависть - тьма, упадок. Конечно, во имя любви люди порой совершали безрассудные поступки. Рыцари рисковали жизнью и совершали подвиги ради своей возлюбленной. Парис похитил прекрасную Елену, и этим уничтожил свое государство в Троянской войне. Антоний ради любви предал войско и потерял полмира и жизнь.

Всем знакома печальная участь двух влюбленных - Ромео и Джульетты. Но и во имя любви люди становились героями. Они шли на войну, неся имя любимой на устах и в своем сердце. Писатели сочиняли великие романы, и многие не скрывали этого - когда они находились под опьяняющим чувством влюбленности. Художники и скульптуры творили свои великие произведения под вдохновением Музы любви. Влюбленные утверждают, что за спиной у них будто вырастают крылья. Психологи говорят, что человек способный любить и сострадать не способен на безнравственный поступок. Может быть, в своей призрачной гонке за счастьем люди находят любовь, а найдя ее, наконец понимают, что это и есть счастье.

Заключение : Древние философы вывели формулу, что любовь - это не только счастье, но еще и страдание. Ведь любовь иногда бывает безответной. Но любовь - это, пожалуй, самое сильное и светлое чувство присущее человеку. И чтобы не говорили там циники, люди всегда будут вспоминать те прожитые года, месяцы, дни или даже мгновения, которые им подарило это волшебное чувство - Любовь.

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого "Война и мир" Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..." пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап - честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий - романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда "просит милости" у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь - одна из тем романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории "разрешения крови по совести", главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский миллионер служил "золотому тельцу". Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе "451 градус по Фаренгейту" показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова "Сотников" рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы". Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй - пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина "Два капитана" Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина "Живи и помни". Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина "Живи и помни" Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова "Сотников" партизан Рыбак предает родину и соглашается служить "великой Германии". Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе "Разбуженный соловьями" пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю - главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. "Жнецы", "Захарка", "Спящий пастушок" - вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.

2. В стихотворении "Мой путь" С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова "Обломов" - судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского "Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко" я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в "Письмах о добром и прекрасном" утверждает, что "нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить". Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо" рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта "Лесси" семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна "Тапёр" мальчик Юрий Агазаров - музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона "Мартин Иден". Главный герой - матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии "Casta Diva" пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал "такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг".

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля "Великое противостояние" Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню "Священная война". Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды" профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести "Кандидат наук" выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.