Главная · Зубные протезы · Кузьма минин биография. Был ли козьма минин татариным по происхождению

Кузьма минин биография. Был ли козьма минин татариным по происхождению

В центре столицы, на главной площади нашей страны, установлен хорошо известный всем памятник, созданный в 1818 году скульптором И. П. Мартосом. На нём запечатлены достойнейшие сыны России — Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, в тяжёлый для Родины час сумевшие организовать и повести на борьбу с захватчиками многотысячное народное ополчение. События тех давних лет стали одной из славных страниц нашей истории.

Молодой и предприимчивый нижегородец

Когда родился Кузьма Минин, точно не известно. Принято считать, что произошло это около 1570 года в приволжском городе Балахне. Сохранила история и имена его родителей — Михаила и Домники. Известно также, что были они людьми состоятельными, и когда сыну исполнилось одиннадцать лет, переселились в Нижний Новгород — один из самых крупных волжских городов. В те времена было принято, чтобы сыновья с ранних лет по мере сил помогали своим отцам добывать хлеб. Так и Кузьма привычку к труду приобрёл ещё в юности.

Когда же повзрослел, то открыл собственное дело. Недалеко от стен Кремля появились принадлежавшие Минину бойня для скота и лавка с мясным товаром. Дела пошли превосходно, что позволило построить собственный дом в посаде Благовещенской слободы, где селились по тем временам люди с достатком. Вскоре нашлась и хорошая невеста — Татьяна Семёновна, которая, став женой, родила ему двух сыновей — Нефёда и Леонтия.

Призыв земского старосты

Среди прочего посадского люда Кузьма выделялся умом, энергией и явными задатками лидера. Благодаря этим качествам жители слободы, у которых он пользовался авторитетом, избрали Кузьму своим старостой. Но по-настоящему заложенные в нём способности раскрылись в 1611 году, когда в Нижний Новгород была доставлена грамота Патриарха Гермогена, призывавшего все сословия русского народа подняться на борьбу с польскими захватчиками.

Для обсуждения этого послания в тот же день собрался городской совет, состоявший из представителей городских верхов и духовенства. Присутствовал на нём и Кузьма Минин. Сразу после того, как грамота была зачитана жителям Нижнего Новгорода, он обратился к ним с пламенной речью, призывая встать за веру и Отечество и для этого святого дела не пожалеть ни жизни, ни имущества.

Жёсткие требования войны

Жители города с готовностью откликнулись на его призыв, но для столь масштабного дела необходимы были энергичный и деловой хозяйственник, которому по силам было бы материально обеспечить войско, и опытный боевой командир, способный взять на себя командование. Ими стали Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, который не раз показал себя отменным воеводой. Теперь по всем вопросам, связанным с человеческими ресурсами и необходимыми денежными средствами, обращались непосредственно к Минину.

Используя данные ему полномочия и опираясь на поддержку войск Пожарского, он постановил, что каждый житель города обязан внести в общий фонд сумму, равную трети от всего своего имущества. В исключительных случаях эта сумма уменьшалась до пятой части от оценки всего, чем владел горожанин. Нежелавшие вносить положенную долю, лишались всех гражданских прав и переходили в разряд холопов, а все их добро полностью подлежало конфискации в пользу ополчения. Таковы суровые законы военного времени, и Кузьма Минин не вправе был проявлять слабость.

Формирование ополчения и начало боевых действий

Грамоты, подобные той, что получили в Нижнем Новгороде, были разосланы также и во многие другие города Руси. Очень скоро к нижегородцам примкнули многочисленные отряды из других районов, где жители с не меньшим энтузиазмом откликнулись на призыв Патриарха. В результате в конце марта на Волге было собрано многотысячное ополчение, которое возглавляли Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Базой для окончательного формирования войск стал многолюдный торговый город Ярославль. Отсюда в июле 1612 года ополченцы, в количестве более тридцати тысяч человек, выступили на перехват сил гетмана Яна Ходкевича, спешившего на помощь блокированному в Москве польскому гарнизону. Решающее сражение последовало 24 августа под стенами столицы. Численный перевес был на стороне интервентов, но боевой дух ополченцев лишал их этого преимущества. Князь Пожарский и Кузьма Минин руководили ходом сражения и своим личным примеров вселяли мужество в бойцов.

Осада Кремля

Победа была полной. Враги бежали, оставив в руках ополченцев богатые трофеи: шатры, знамёна, литавры и четыреста возов с продовольствием. Кроме того, было захвачено множество пленных. Гетман был отброшен от Москвы, но за кремлёвскими стенами оставались отряды польских полковников Струся и Будилы, которых ещё предстояло оттуда выбить. Кроме того, определённую силу представляли и их пособники — бояре, переметнувшиеся на сторону захватчиков. У каждого из них были свои дружины, с которыми также предстояло сражаться.

У осаждённых в Кремле поляков давно закончилось продовольствие, и они терпели страшный голод. Зная об этом, Кузьма Минин и Пожарский, во избежание лишних жертв, предложили им сдаться, гарантируя жизнь, но получили отказ. 22 октября (1 ноября) ополченцы пошли на приступ и захватили Китай-город, но сопротивление осаждённых продолжалось. От голода в их рядах началось людоедство.

Капитуляция поляков и вступление ополченцев в Кремль

Князь Пожарский смягчил требования и предложил захватчикам покинуть Кремль с оружием и знамёнами, оставив лишь награбленные ценности, но и на это поляки не согласились. Вышли только изменники - бояре со своими семьями, которых Кузьма Минин, стоя на Каменном мосту у ворот, вынужден был оберегать от казаков, горевших желанием тут же разделаться с предателями.

Понимая свою обречённость, 26 октября (5 ноября) осаждённые сдались и вышли из Кремля. Их дальнейшая судьба сложилась по-разному. Повезло полку, которым командовал Будила: он оказался в расположении ополченцев Пожарского, и тот, сдержав своё слово, сохранил им жизнь, выслав впоследствии в Нижний Новгород. А вот полк Струся попал к воеводе Трубецкому и был полностью уничтожен его казаками.

Великим днём в истории России стало 27 октября (6 ноября) 1612 года. После молебна, совершённого архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием, ополчение Кузьмы Минина и Пожарского под звон колоколов торжественно вступило в Кремль. К сожалению, до этого дня не дожил поднявший своим призывом русский народ на борьбу с захватчиками. За отказ подчиниться их воле поляки заморили его голодом в подвале Чудова монастыря.

Царская милость

В июле 1613 года произошло знаменательное событие, положившее начало трёхсотлетнему правлению Дома Романовых: на Российский престол взошёл первый их представитель — государь Михаил Фёдорович. Это произошло 12 июля, а уже на следующий день основатель монархической династии - в знак благодарности за его патриотические деяния - пожаловал Кузьме Минину чин думского дворянина. Это была достойная награда, так как в те времена этот чин был третьим по «чести», уступая лишь боярскому и окольничему. Теперь создатель ополчения имел право заседать в возглавлять приказы или быть воеводой.

С тех пор Минин пользовался безграничным доверием государя. Когда в 1615 году Михаил Фёдорович со своим ближайшим окружением отправился на паломничество в то охрану столицы поручил именно ему, так как знал, что, освободив Москву от прежних врагов, этот человек сумеет уберечь её и от будущих. И в дальнейшем государь часто доверял Минину ответственные поручения.

Смерть и загадка, связанная с останками героя

Кузьма Михайлович Минин умер 21 мая 1616 года и был погребён на погосте Похвалинской церкви. В 1672 году первый Нижегородский Митрополит Филарет повелел перенести его прах в Спасо-Преображенский собор Кремля в Нижнем Новгороде. В тридцатых годах XIX века изрядно обветшавший к тому времени храм был снесён, и в 1838 году в стороне от него построили новый.

В его подземелье был перенесён прах Минина и ещё нескольких удельных князей. Через сто лет, проводя политику воинственного атеизма, большевики сравняли с землёй этот храм, и останки нижегородского ополченца попали в местный музей, а затем были перенесены в Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода. Его и принято официально считать местом погребения Кузьмы Минина.

Однако у исследователей есть на этот счёт некоторые сомнения. Существует предположение, что в Михайло-Архангельском соборе хранится прах совершенно иного человека, а останки прославленного героя до сих пор остаются в земле на том месте, где был разрушенный храм. Там теперь построено здание Нижегородской администрации и Городской думы, так что провести раскопки и подтвердить или опровергнуть сию гипотезу уже невозможно.

Благодарность потомков

После смерти Минина остался его сын Нефёд, который служил в Москве стряпчим — мелким чиновником в одном из государевых приказов. Помня заслуги отца, специальной грамотой закрепил за ним право вотчинного владения селом Богородским в Нижегородском уезде. Ему же принадлежал и участок на территории Кремля в Нижнем Новгороде.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский защитили Россию, и благодарные потомки в 1818 году установили в Москве памятник этим истинным патриотам своей Родины. Его автором был выдающийся скульптор И. П. Мартос, а создавался он на добровольные пожертвования граждан. Первоначально планировалось установить монумент в Нижнем Новгороде — колыбели но впоследствии решили перенести его в столицу, так как подвиг этих людей по своему масштабу выходит далеко за рамки одного города.

(полное имя - Кузьма Минич [Минин сын] Захарьев Сухорукий) - славный деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, служивший в молодости в ополчении Алябьева и Репнина, земский староста и начальник судных дел у посадных людей; был в Нижнем Новгороде "излюбленным человеком" за честность и "мудрый смысл". Подробности об его деятельности становятся известными только с 1611 г., когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена или от Троицкой лавры (в точности неизвестно).

После прочтения ее убеждал народ "стать за веру" протопоп Савва, но гораздо убедительнее оказались страстные слова М. "Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником". В Нижнем начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства.

С такими вопросами обращались прежде всего к М., и он подробно развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями М. и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

По совету М. давали "третью деньгу", т. е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Д. М. Пожарского, лечившегося тогда от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена М. По словам летописи, он "жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всем их покоил и сими делами собрал не малое воинство". К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал М. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и М. во главе; в августе был побежден Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков.

На другой день после венчания на царство (12 июля 1613 г.) Михаил Феодорович пожаловал М. звание думного дворянина и вотчины.

Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, М. пользовался большим доверием царя (в 1615 г. ему поручено было беречь Москву, вместе с ближними боярами, во время путешествия царя к Троице в Сергиев монастырь) и получал важнейшие "посылки". Умер в 1616 г., "во время розысков" в казанских местах по случаю восстания татар и черемис.

Вдове его и единственному сыну Нефеду (стряпчему) царь пожаловал новые вотчины.

Прах М. покоится в нижегородском Преображенском соборе.

В 1815 г. ему воздвигнут памятник в Нижнем Новгороде, а в 1826 г. - в Москве.

Большинство историков (особенно И. Е. Забелин и М. П. Погодин) являются защитниками М. против Н. И. Костомарова, который считает его "человеком тонким и хитрым, с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели и игравшим сначала роль театрального пророка" (намек на его слова о явлении св. Сергия, по легенде XVIII в.), а потом "диктатора с крутыми и жестокими мерами". Несомненно, М. был богато одаренной и даже исключительной натурой: с большим самостоятельным умом он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу. Ср. П. И. Мельников, "Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время" ("Москвитянин", 1850, № 21); Чичагов, "Жизнь князя Пожарского, келаря Палицына и К. Минина" (СПб., 1845); Костомаров, "Личности смутного времени" ("Вестник Европы", 1871-1872 и в "Русской Истории в Жизнеописаниях"); И. Е. Забелин, "М. и Пожарский" (М., 1883) и "Действия Нижегородской Ученой Арх. Комиссии". В. Р-в. {Брокгауз}

Перед собором Василия Блаженного на Красной площади стоит памятник Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, возглавившим народное ополчение во время польской интервенции в Смутное время, что способствовало победе над Польшей в 1612 году. Личность одного из народных героев, Кузьмы Минина, во многом остается загадкой для историков. Существует версия, что он был татарского происхождения.

«Балахнинская» версия

Есть разногласия по поводу того, звали Минина Кузьмой или Козьмой (в XVI веке эти имена различались). В документах за 1613 год имя значится как Кузьма (Косма) Минич Минин, а в Никоновской летописи - Кузьма Минич Минин Сухорук (последнее, видимо, прозвище).

Общепринятая версия гласит, что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны. В советское время она поддерживалась многими видными историками, например, И. А. Кирьяновым и А. Я. Садовским. Однако в наше время было выдвинуто предположение, что балахнинские Минины приходились знаменитому Кузьме лишь однофамильцами. Об этом писал еще П. И. Мельников-Печерский, а в 2005-2006 годах на эту тему была опубликована работа группы нижегородских ученых в сборнике «Мининские чтения».

Один из исследователей, С.В. Сироткин, пишет: «Изучение кадастровых и других документов по истории балахнинской семьи Мининых позволяет достаточно уверенно говорить об отсутствии их родства с Кузьмой Мининым».

В то же время подпись на одной из грамот называет нам имя родного брата Кузьмы Минина – Сергей. Достоверно известно, что среди балахнинских Мининых человека с таким именем не было. К тому же имя Анкудин (имя отца балахнинского солевара и предполагаемого деда национального героя) отсутствует в поминальном синодике Нефёда – сына Кузьмы.

«Крещеный татарин»?

В 2002 году в журнале «Огонек» появилась сенсационная статья историка В. Л. Махнача, в которой Кузьма Минин был назван «крещеным татарином Киришей Миннибаевым». Никаких сколько-нибудь серьезных доказательств данной версии не приводилось. Однако в 2006 году председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин поддержал гипотезу о татарском происхождении русского национального героя. Одновременно тезис этот был озвучен тогдашним Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Патриарх объявил, что считает версию о татарской национальности Минина, по крайней мере, возможной, поскольку известно, что в ополчении было много татар, отправившихся освобождать Москву от интервентов, потому что Кузьма Минин был татарином. Хотя как могли татары, большинство из которых были мусульманского вероисповедания, относиться к «крещеному» собрату?

Тем не менее аргументы в пользу «татарской» версии находятся. Так, известный казанский ученый-филолог, академик А. Х. Халиков в своей книге «500 русских фамилий булгарско-татарского происхождения» высказывает предположение, что фамилия Минин может происходить от названия кипчакско-ордынского рода «мин», появившегося после завоевания кипчакских земель татаро-монголами. В Полном собрании российских летописей также сказано, что выходцы из рода мин звались в России Миниными.

Подвиг русского мясника

Но, с другой стороны, Кузьма Минин принадлежал к простому роду, и фамилии у него изначально не было. Фамилию ему дали лишь в 1613 году по отцу, христианское имя которого было Мина (кстати, на Руси оно появилось задолго до появления рода мин). То есть, скорее, Кузьма был все-таки из русской православной семьи.

Да и о роде занятий Мины, отца Кузьмы, существуют разные мнения. Одни источники называют его «солепромышленником», другие – «говядырем» (торговцем скотом). Точно известно, что он был избран нижегородцами посадским старостой. Сам Кузьма в начале XVII века открыл лавку в Нижнем Новгороде и занялся мясной торговлей. В 1608–1610 годах участвовал в составе местного городского ополчения в боях со сторонниками Лжедмитрия II. Впоследствии он вместе с князем Дмитрием Пожарским организовал Земское ополчение для помощи Москве против польских и шведских войск. В основном бывший мясник отвечал за «хозяйственно-финансовую часть», но храбро проявил себя и в сражениях, за что 12 июля 1613 года царь Михаил Федорович пожаловал его титулом думного дворянина и вотчинами.

Таким он остался в истории – как первый недворянин, сыгравший ключевую роль в судьбе Московского царства. Торговый человек, из сравнительно небогатых купцов. Когда создавалась идеология Московского царства при Романовых – понадобились символы народного единства. Дворянство, купечество, духовенство и крестьянство – представители каждого сословия внесли заметный вклад в преодоление . И каждое сословие выдвинуло знакового героя.

Торговых людей, как правило, недолюбливают в народе. И они дают к тому повод. Как говорится, «не обманешь – не продашь». Подвиг Минина на много лет вперед стал оправданием для русских купцов. Даже много лет спустя, когда говорили о русских дельцах, об их неблаговидной роли, в качестве противовеса непременно вспоминали Минина: «Но его выдвинула именно эта, купеческая, среда». И то правда: социальную роль человека отбрасывать и недооценивать нельзя.

2. Где родился герой?

На этот счет существует немало версий. По одной из них Кузьма был сыном солеварщика из Балахны Мины Анкудинова. По другой – родился в семье торговца в Нижнем Новгороде.

В XIX веке его нередко называли Кузьмой Захаровичем и добавляли к фамилии родовое прозвище Сухорук. Но, скорее всего, Минин (Минич) – это и было отчество, из которого, став знаменитостью и дворянином, Козьма произвел свою фамилию. Сам Минин, скорее всего, был говядырем – то есть занимался мясной торговлей.

3. Великий оратор

Его можно назвать русским Демосфеном. Речи Минина изменили ход истории, придали Второму ополчению нужную тональность, а точнее – сделали его непобедимым. Люди во все времена, в большинстве своем, равнодушны к высоким идеям. Их больше интересуют вопросы выживания. И Минин неплохо разбирался в массовой психологии.

Он говорил о поруганных святынях, об угрозе порабощения. Призывал действовать сообща, всем миром. Не заискивал перед аудиторией. Демонстрировал искренние порывы и жесткие требования к каждому. Говорил об ответственности.

И, слушая его, разобщенные люди превращались в ополчение, в патриотическое движение, в народ, готовый действовать. Именно Минин был инициатором и душой Второго ополчения. По существу – организатором успешного сопротивления.

4. Лидер

Минин выдвинул в воинские начальники князя Дмитрия Пожарского, который в то время лечился после ранений. Пожарский настоял (а скорее всего, согласился с Мининым), чтобы инициатору ополчения дали особые полномочия. И ершистые, степенные соратники признали в Минине предводителя. Научились подчиняться ему. Он распоряжался казной, вел трудное хозяйство ополчения, а заодно налаживал связи с местным населением во всех городах и селах. Пресекал крамолу. Выжигал смуту.

Минин стал влиятельнейшей фигурой в «Совете всея Земли», который до установления законной власти фактически был правительством страны. Специфика ополчения, да и вообще специфика того смутного времени не позволяла быстро и надежно наладить армейскую дисциплину. Строгий, суровый Минин в этом смысле делал максимум возможного. По его биографии можно изучать психологию лидерства. Это он жестко требовал от каждого отдавать на ополчение «третью деньгу» (в редких случаях – пятую), а несогласных превращали в холопов и вовсе лишали имущества.

5. Бой Московский

Роль Минина вовсе не исчерпывалась агитацией и хозяйственными делами. Он и во время боев за Москву летом и осенью 1612-го проявил лидерские качества. Показал себя истинным храбрецом, не жалел живота своего. Был верен присяге «умереть за христианскую веру», которую принес вместе с воинством. В кульминационный момент битвы, когда в ополчении началось дезертирство и инициативу перехватили поляки, Минин с тремя сотнями бойцов переправился через Москву-реку и направился к лагерю Ходкевича. Лихое наступление вынудило поляков отступить. В военном отношении это была решающая атака всей войны! И возглавил ее Минин.

Любопытный факт: незадолго до смерти князь Дмитрий Пожарский принял монашескую схиму под именем… Косма! Трудно отказаться от предположения, что он тогда вспомнил своего соратника, человека, который, собственно говоря, и предложил Пожарского на должность воинского начальника ополчения.

6. Думный дворянин

Вскоре после венчания на царство наш первый самодержец из рода Романовых Михаил Федорович пожаловал Минину вотчины и чин думного дворянина. Он заслужил спокойную зажиточную жизнь. Но не стремился к покою. Минин принимал активное участие в политике. Жил в царских палатах, неустанно заседал в думе…

Царь видел в нем надежного и деятельного сановника, доверял Минину, свидетельство чему – важные поручения. Во время паломнической поездки царя в Сергиев монастырь Минин оказался в числе тех, кому Михаил Федорович доверил беречь Москву…

7. Последний поход

В 1615 году восточные рубежи царства потрясали волнения среди татар и черемисов. Минин был послан на розыски. А скорее всего – сам напросился на службу. Он неплохо знал Поволжье и со времен ополчения умело приводил в чувство горячие головы.

Минин вместе с князем Ромодановским возглавлял царский отряд. Он провел следствие. Надо думать, виновные не сумели скрыться от Минина. А на обратном пути, в 1616-м, он тяжко заболел и уже не встал. Его похоронили на погосте приходской Похвалинской церкви.

8. Спасо-Преображенский собор

Память о герое не стерлась. В 1672 году его прах перенесли в Нижегородский кремль, в Спасо-Преображенский собор. Митрополит Нижегородский Филарет отслужил панихиду. В середине XIX века обветшавший собор разобрали, построили на его месте новый. Могилу Минина заботливо сохранили.

В 1930 году, после разрушения Спасо-Преображенского собора, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор Нижегородского кремля. Кстати, Минину принадлежал надел земли и на территории Нижегородского кремля…

9. Первый памятник Москвы

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади

Скульптурные памятники выдающимся людям – не в русской, не в православной традиции. Они стали возникать только в послепетровское время, когда в Россию пришла Западная Европа. Да и то эта традиция прививалась медленно. В Москве Белокаменной первый памятник появился только в 1818 году. 1812-го всколыхнула память о событиях двухсотлетней давности. Новый патриотический порыв позволил лучше понять Минина и Пожарского.

Сбор средств на постройку памятника начался в 1803 году. Первоначально доброхоты намеревались установить памятник в Нижнем Новгороде. Такова была идея императора Александра I. Иван Мартос представлял свои эскизы, которые воодушевили публику. В конце концов всем миром приняли решение возвести памятник в Москве, на Красной площади, а в Нижнем установить обелиск.

Работы по созданию памятника Мартос начал вскоре после изгнания французов за пределы Отечества. В скульптуре видели символ победы. Текст, выбитый на памятнике, не понравился Пушкину: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова. Всё это не худо было бы знать, так же как имя и отчество князя Пожарского».

Рискну предположить, что великий поэт был не прав. «Гражданин Минин» – высокое звание, и оно вполне выражает суть этой личности. Минин как бы призывает Пожарского на бой, укрепляет его дух. Поднимает воина на бой. Величавая, и в то же время эмоциональная композиция.

10. На киноэкране

Знаменитый фильм Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский» вышел незадолго до войны, в 1939 году. Замечательная вышла картина, настоящий народный эпос по сценарию Виктора Шкловского. Артист Александр Ханов (всенародный дедушка – его голос звучал в популярной детской радиопередаче «Угадайка»!) просто блистал. Он угадал главную черту, нерв Минина – его ораторское мастерство. Получился народный трибун.

Кинематографическая слава воскрешает память о героях далекого прошлого. Фильм и в наше время нет-нет, да и повторят по телевидению. К сожалению, при реставрации в 1960-е годы его сильно сократили. Но главное – у нас есть кинообраз Минина. А значит, легенда продолжается.

(под именем Кузьма Минин ) Вероисповедание: Православие Рождение: конец XVI века Смерть: 21 мая (1616-05-21 ) Похоронен: Нижегородский кремль Имя при рождении: Минин (Козьма) Кузьма

Кузьма́ (Козьма́ ) Ми́нин (полное имя Кузьма́ Ми́нич Заха́рьев Сухору́кий ; конец XVI века - 21 мая ) - русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения - в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Происхождение

О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны .

Версия о балахнинском происхождении Минина (ранее документально обоснованная историком-краеведом И. А. Кирьяновым в 1965 г.) ставится под сомнение; высказываются предположения, что балахнинские Минины были лишь его однофамильцами. Подобных взглядов придерживался ещё Мельников-Печерский ; в наше время соответствующие утверждения выдвинула группа нижегородских учёных в статье, опубликованной в 2005-2006 гг. в сборнике «Мининские чтения». По их мнению, «балахнинская» версия не подтверждается повторным изучением документов из Центрального архива Нижегородской области (поминальные записи и Писцовая книга).

В конце XX века появилась версия, получившая распространение в СМИ, главным образом татарских , что он, якобы, был сыном крещёного татарина Минибая, а сам до крещения звался Кириша Минибаев. Одним из первоисточников этих утверждений был анонс статьи в журнале «Огонёк», так и не напечатанной . Эту версию официально озвучил главный казанский муфтий.

Даже насчёт отчества Кузьмы Минина существуют разные мнения: в 19 веке его обычно именовали "Кузьмой Захаровичем", сейчас более распространено мнение, что "Минин" - это не прозвище, а отчество.

Разные версии существуют и о роде занятий Минина: он то ли "солепромышленник", то ли "говядырь" (торговец скотом)

Участие в ополчении

Подробности о деятельности Минина становятся известными только с осени 1611 года , когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена (либо от Троицкой лавры , в точности неизвестно). На созванном для обсуждения грамоты городском совете присутствовало духовенство и старшие в городе люди. В числе участников был и избранный в сентябре земским старостой Кузьма Минин-человек среднего достатка и по ремеслу мясник. На следующий после собрания день содержимое грамоты было оглашено горожанам. Протопоп Савва убеждал народ «стать за веру», но гораздо убедительнее оказалась речь Минина :

Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жён и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником.

С.М.Соловьев. История России с древнейших времён. Том 8. Глава 8. Окончание междуцарствия

В Нижнем Новгороде начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги.

Вождём ополчения выбрали князя Дмитрия Пожарского , лечившегося тогда от ран в нижегородском имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину.

При поддержке войск Пожарского, Минин осуществил оценку имущества нижегородского населения и определил часть, которая должна пойти на ополчение. По совету Минина давали «третью деньгу», то есть третью часть имущества, либо, в некоторых случаях, пятую часть. Лица, которые не желали выделять требуемой суммы, отдавались в холопы, а их имущество полностью конфисковалось.

По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побеждён Ходкевич , а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613) Михаил Фёдорович пожаловал Минину чин думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, Минин пользовался большим доверием царя (в ему вместе с ближними боярами было поручено «беречь Москву » во время путешествия царя в Сергиев монастырь) и получал важнейшие «посылки».

Смерть

Памятник Кузьме Минину в Нижнем Новгороде

Семья

У Кузьмы был единственный сын - Нефёд. После смерти Минина царь грамотой от 5 июля 1616 года подтвердил право владения вотчиной в Нижегородском уезде - селом Богородское с деревнями - вдове Кузьмы Татьяне Семёновне и его сыну Нефёду. У Нефёда имелся двор на территории Нижегородского кремля , хотя сам он по своей службе жил в Москве, исполняя обязанности стряпчего . Сведения о нём довольно разрознены. В 1625 году он присутствовал при отбытии персидского посла, в 1626 году состоит «у государева фонаря» на двух царских свадьбах. Последнее упоминание в дворцовых разрядах относится к 1628 году . Он умер в 1632 году . Пожалованные вотчины вернулись в государственную казну и были отданы князю Якову Куденетовичу Черкасскому .

Татьяна Семёновна Минина продолжала жить в Нижнем Новгороде. По-видимому, в преклонном возрасте она постриглась в монахини, окончив жизнь в одном из нижегородских монастырей (скорее всего, в Воскресенском , расположенном на территории кремля).

Оценки деятельности

Исторический портрет Минина большинство историков (в особенности И. Е. Забелин и М. П. Погодин) описывают как достойный почтения за его героические действия, упоминая его подвиг перед отечеством как решительный шаг в защиту Родины, в отличие от Н. И. Костомарова , который считал его человеком «с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели».

См. также

Примечания

Литература

  • Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.-сот. В. А. Шамшурин . - М. : Новатор, 1997. - 398 с: ил. - (Российские судьбы)
  • Забелин И. Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время / И. Е. Забелин. - М. : Аграф, 1999. - 335 с - (Новая история)
  • Скрынников Р. Г. Минин и Пожарский: Хроника смутного времени. - М.: Мол. гвардия, 1981. - 352 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей).
  • Пудалов Б. М. К биографии Кузьмы Минина/ Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195.

Ссылки

  • Голов И. И. Род Кузьмы Минина по новым материалам / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1975
  • Привалова Н. И. Семья Кузьмы Минина / Н. И. Куприянова (сост.). Записки краеведов-1979
  • Сергей Скатов. Козьма или Кузьма? - 2.11.2005
    • «Я предлагаю Минина расплавить…» Часть I. «Смутный» праздник - 24.07.2007
    • Часть II. «Докупаясь государства» - 25.07.2007
    • Часть III. Ничего не было! - 26.07.2007
    • Кузьма Минин - родом из Нижнего! - 12.03.2008
  • Карташова М. В. Балахна - Минин - Нижегородское ополчение / Журнал «Нижегородский Музей» № 7-8
  • Галай Ю. Г. Гробница Кузьмы Минина в Нижегородском Кремле

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Умершие 21 мая
  • Умершие в 1616 году
  • История Нижнего Новгорода
  • Почётные граждане Нижнего Новгорода
  • Предводители восстаний
  • Участники русско-польской войны 1609-1618 годов (русские)
  • Персоналии:Смутное время
  • Похороненные в Нижнем Новгороде
  • Родившиеся в XVI веке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кузьма Минин" в других словарях:

    Кузьма, также Козьма, Косма мужское имя, произходит от греч. Κόσμος «украшение». На других языках: по итальянски: Cosimo (Козимо) по французски: Cosme (Козм) по испански: Cosme (Косме) по португальски: Cosme (Кожми) Носители: Козьма Прутков… … Википедия