Главная · Зубные протезы · Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки,. Буква «Д, д. Скороговорки для дифференциации (различения) (в – б), (в-ф), (б - п), (т – ть), (д – дь), (д –т), (к – т), (п – к), (г – к), (к—г—x). За

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. Тема: Звуки,. Буква «Д, д. Скороговорки для дифференциации (различения) (в – б), (в-ф), (б - п), (т – ть), (д – дь), (д –т), (к – т), (п – к), (г – к), (к—г—x). За

Тема « Путешествие в зимнюю сказку. Дифференциация звуков [д] - [дь’]»

Цель: развить навыки различать звуки Д-ДЬ в речи и на письме.

Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима»

Закрепление представлений о зиме и ее признаках

Закрепление правильного произношения звуков [д] , [дь’] , уточнение их артикуляции и характеристики, развитие умения дифференцировать звуки [д] - [дь’] по твёрдости – мягкости на слух и в произношении

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер; картинки-символы звуков [д] и [дь’] ; синие и зелёные колокольчики по количеству детей; мяч; фонограмма песни «Про пингвинов», индивидуальные зеркала по количеству детей; атрибуты к авторской игре « Помоги подружкам»;

Ход занятия.

Орг момент Логопед приглашает детей в кабинет.

На доске висят картинки, логопед предлагает всей группе детей собрать картину и прочитать слово. Получилось слово ДРУЖБА Верно, Ребята!

Какое время года изображено? (зима) приметы

С какой буквы начинается слово ДРУЖБА? (с Д)

Я не одна к Вам сегодня пришла, а с одной маленькой девочкой. Вы ее, конечно же, узнали Кто это? Да, это Дюймовочка!

А с какой буквы начинается Дюймовочка?

ПосмотритеДРУЖБА-ДЮЙМОВОЧКА

С какого звука начинаются эти слова? С одинакового?

Дюймовочка вам принесла корзинку, в ней лепестки, она хочет посмотреть, как вы работаете на занятии. Кто будет верно отвечать, тот будит получать по лепестку.

Нужно очень стараться!

И первый вопрос:

«А как связана Дюймовочка с зимой?»

Да верно, она холодную зиму коротала у полевой мыши и выхаживала ласточку.

Дюймовочка Очень любит крутиться перед зеркалом, покажем и мы ей, что тоже умеем заниматься перед зеркалом

1.Артикуляционная гимнастика «Язычок на зимней прогулке»

Однажды утром Язычок выглянул в

«Окошко » и увидел, что на улице выпал снег. Язычок обрадовался и выбежал из домика на улицу

«Иголочка » Снега было много, поэтому Язычок взял лопату

«Лопата» и решил расчистить дорожки

«Чистим нижние зубки »

Получилась огромная горка из снега « Горка»

С такой горки можно было даже кататься на санках

«Скатимся с горки Потом Язычок решил слепить снеговика. Он скатал снежные шары «Орешки » и вылепил из них большого снеговика. Язычок славно повеселился на зимней прогулке и решил пойти домой, чтобы выпить горячего чая Чашечка» ).Логопед собирает зеркала

2. Характеристика звуков Д и Дь по артикуляционным и акустическим признакам .

картинки-символы звуков [д] и [д’]

Когда мы произносим звук [д] :

    губки в свободном положении

    кончик языка стучит за верхними зубами

Горлышко «работает» .

Символ звука [д] – большой дятел долбит дерево: ДДДД... Расскажите о звуке [д] .

Д е т и. Звук [д] петь нельзя, потому что язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает» ) , поэтому мы обозначаем звук [д] синим колокольчиком.

Л о г о п е д. А это символ звука [д’] - маленький дятел долбит дерево: дь-дь-дь-дь-дь. Расскажите об этом звуке.

Д е т и. Звук [д’ ] согласный, мягкий, звонкий, поэтому мы обозначаем его зеленым колокольчиком.

Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и нашу тему

«Различай д-дь»

Д-согл, тв, зв

Дь-согл, мяг, зв

3 Упражнение «Посвети фонариком »

Л о г о п е д. А теперь давайте снова вернёмся к изучаемым нами звукам [д] и [д’] . Мы с вами уже говорили о том, что день зимой короткий, темнеет очень рано. Поэтому давайте все вместе посветим разноцветными фонариками

Логопед называет ряды звуков, а дети поднимают синие или зелёные Д, Дь, Дь, Д, Д....

И произносят Д-Дь Различай Д-дь в звуках

4. Игра с мячом «Скажи наоборот» .

Логопед, бросая ребёнку мяч, произносит слог с твердым согласным звуком [д] , а ребёнок, возвращая мяч, произносит слог с мягким согласным звуком[д’] :Различай Д-ДЬ в слогах!

ДА-ДЯ, ДО-… (ДЁ) , ДУ-… (ДЮ) , ДЫ-… (ДИ) ;

5.Дыхательная гимнастика

Давайте устроим метель в бутылочках.

Логопед показывает, как правильно выполнять упражнение. Оно выполняется детьми 3-4 раза.

6. Различай Д-Дь в словах!

К нашей Дюймовочке пришли подружки – Даша и Дина, которые тоже лепили снеговиков.

Игра «Помоги подружкам»

Л о г о п е д.. С какого звука начинается имя Даша?

Д е т и. Со звука [д] .Верно.

Даша в синей шубке, потому что твёрдый звук [д]

С какого звука начинается имя Дина? Со звука [д’] .

Дина в зелёной шубке, потому что мягкий звук [д’]

Даша и Дина играли во дворе и скатали из снега шары, чтобы сделать снеговиков. Потом девочек позвали обедать и, когда они снова вышли во двор, то поняли, что их снежные шары перепутались. Нужно помочь каждой из девочек собрать своего снеговика. На шарах Даши картинки, названия которых начинаются с твёрдого звука [д] , а у Дины снеговик с картинками, названия которых начинаются с мягкого звука [д’] .

6. Дидактическое упражнение «Большие и маленькие» .

Л о г о п е д. Я буду говорить, что есть у большого снеговика а вы будете говорить про эти же части у маленького снеговика, называя их ласково. Например, у большого снеговика нос, а у маленького снеговика носик, глаза.

Л о г о п е д. Чудесно! Вы выполнили очень трудную задачу. Давайте мы с вами тоже попробуем вылепить снеговиков.

Физминутка.

Динамическая пауза «Снежок» .

Раз -два, три – четыре, мы с тобой снежок лепили, круглый, крепкий, очень гладкий, и совсем-совсем не сладкий, раз подбросим, два поймаем, три уроним и сломаем!

7 «Прохлопай слова» .

Л о г о п е д. Вот каких замечательных снеговиков вы помогли слепить Даше и Дине. Давайте еще раз четко произнесем это слово снеговик по слогам и прохлопаем его. На ударный, самый «сильный» слог, мы еще и топнем ногой.

Д е т и. Сне-го-вик. Молодцы! Сколько слогов в слове снеговик? (Три слога.)

Л о г о п е д. Верно!

Различай Д-Дь в предложении!

Составьте предложение со словом снеговик и имена ми девочек

Даша и Дина лепили снеговика

Л о г о п е д. А сколько слов в предложении?

Запишем его и составим схему

8. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» .

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег,
и снежинки люблю.

Но где же снежинки?
В ладошке вода.

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Различай Д-дь в речи! текст

14. Окончание занятия. Сюрпризный момент.

Л о г о п е д. Друзья мои! Вы хорошо занимались, и все заслуживаете похвалы.

Сегодняшний урок начинается с очень нужных и важных слов:

Д ом

Д ети

Д ружба

Д обро

Ни один человек без этих слов обойтись не может. А буква, которой посвящён сегодняшний урок, в древности тоже называлась «добро». Конечно же, это буква Д (рис. 1). Тема этого урока: «Буква Д и звуки, которые она обозначает».

Рис. 1. Буква Д ()

У дракона три головы. И каждая голова приготовила вам своё задание. Первая голова очень любит считать. Прочитайте числа:

2, 9, 10, 12, 19, 20, 200, 900

Подумайте, какие числа произносятся с мягким звуком [д′] , а какие - с твёрдым [д] .

Вторая голова дракона любит называть слова с противоположным значением. Прочитайте пары слов и определите, на твёрдый или на мягкий звук начинается второе слово.

Враждовать - д ружить (твёрдый звук [д] )

Безделье - д ело (мягкий звук [д′] )

Ночь - д ень (мягкий звук [д′] )

Нет - д а (твёрдый звук [д] )

Далеко летал дракон,

Побывал за морем он.

Видел он волшебный лес,

Заколдованных принцесс.

Видел он богатырей,

Чародеев, королей…

Много сказок знает он -

Мой летающий дракон.

Владимир Степанов

А вы знаете сказки? Отгадайте сказку, её автора и героя.

Кто-то пасть свою открыл,

Кто-то что-то проглотил.

Потемнело всё вокруг,

Ой, какой везде испуг!

Это крокодил из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Краденое солнце».

Крокод ил - в середине слова есть мягкий звук [д′] (рис. 3).

Рис. 3. Крокодил с украденным солнцем ()

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка не больше ноготка.

Кто читал такую книжку,

Знает девочку-малышку?

Это Дюймовочка из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (рис. 4).

Д юймовочка - мягкий звук [д′] в начале слова.

Рис. 4. Дюймовочка ()

Мой вопрос совсем нетрудный,

Он - про город Изумрудный.

Кто там был правитель славный?

Кто там был волшебник главный?

Это Гудвин из сказки Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Гуд вин - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 5).

Что у попа за работник:

И повар, и конюх, и плотник,

В няньках с ребёнком сидит,

Чертям верёвкой грозит,

С чертёнком на спор соревнуется?

Чей образ сейчас вам рисуется?

Это Балда из сказки Александра Сергеевича Пушкина, которая называется «Сказка о попе и о работнике его Балде».

Балд а - в середине слова твёрдый звук [д] (рис. 6).

У звуков [д] и [д′] есть особенность - они не встречаются в конце слов, потому что в конце слов они произносятся как звуки [т] и [т′] . Эти звуки очень дружны между собой и часто встречаются парами. Научно об этом говорят: звуки оглушаются , т. е. не произносятся звонко, а произносятся глухо. А вот буква Д пишется в любой части слова, в том числе и на конце слов.

Рассмотрите печатные буквы Дд (рис. 7).

Рис. 7. Печатные буквы Дд

Буква Д обозначает на письме и твёрдые, и мягкие звуки.

Видны за окнами дома

И дети на дорожках.

А вот и буква Д сама

На самоварных ножках (рис. 8).

Рис. 8. Буква Д ()

На что похожа буква Д ?

Этот домик - буква Д .

В домике окошко,

Из трубы идёт дымок,

А в окошке - кошка (рис. 9).

Ещё буква Д немного похожа на кресло, на трактор, на букву Л .

Чтобы лучше запомнить букву Д , слепите её из пластилина или сложите из каких-нибудь предметов. Нарисуйте интересную букву Д . Это поможет вам её узнавать и не путать с другими буквами.

А вот писатель Виктор Хмельницкий увидел букву Д и сочинил сказку.

Дорога не может без дома. Скучно ей становится, теряется она где-нибудь в степи и пропадает из виду. А если нет от дома дороги, дорожки, значит, в доме никто не живёт: не дымится труба, гуляют в доме холод и голод, заглядывают ветер и дождь - и разваливается дом. Вот и получается, что дорога к дому ведёт, а дом зовёт в дорогу. Поэтому и стоит в начале этих слов, как кирпич на ножках, буква Д. Кирпич о доме напоминает, а ножки - о дороге…

Прочитайте слова парами:

д ом - д ым

р от - р од

Слова в парах одинаковые? Разные. Можете придумать с ними предложение?

А теперь прочитайте слова в транскрипции:

[д ом] - [д ым]

[рот ] - [рот ]

В начале слова звук [д] читается звонко, а в конце - глухо, как звук [т] . Вот как важно писать правильную букву. Звуки могут нас запутывать

Рассмотрите письменную букву Дд (большую и маленькую). Сравните их с печатными буквами (рис. 10).

Рис. 10. Печатные и письменные буквы Дд ()

Будем учиться писать заглавную букву Д (рис. 11).

Рис. 11. Письменная буква Д ()

Она пишется без отрыва. Начинаем писать букву чуть выше середины дополнительной линейки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Закругляем вправо, не поднимая линию высоко над нижней линейкой, пересекаем прямую линию буквы немного выше нижней линии рабочей строки. Вправо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, выписывая закругление над первым элементом буквы.

При написании заглавной буквы Д возможны такие ошибки: буква очень широкая; получилась большая петля, которая лежит на нижней лини рабочей строки; линия закругления после написания петли не коснулась рабочей строки, а убежала сразу вверх, из-за чего буква получилась кривой.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно. Помните о правильном наклонном положении тетради, о том, как правильно держать ручку, о том, как держать прямо спину во время письма.

Теперь напишем маленькую букву д . Строчная буква д состоит из двух элементов - овала и прямой линии с закруглением внизу. Она похожа на маленькую букву у . Строчную букву д можно написать двумя способами.

Рассмотрим первый способ написания маленькой буквы д (рис. 12).

Рис. 12. Написание строчной буквы д ()

Начинаем писать букву чуть ниже верхней линии рабочей строки. Справа налево ведём полуовальную линию, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закрываем овал в точке написания буквы и поднимаем прямую линию вверх, отклоняясь вправо, до верхней линейки рабочей строки. Возвращаемся и продолжаем вести прямую линию вниз. Пересекаем нижнюю линию рабочей строки и опускаем прямую до середины дополнительной строки. Прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Второй способ написания строчной буквы д удобен для безотрывного соединения с другими буквами, когда мы пишем букву д в середине слова.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись нижней линейки. Поднимаем её вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки, опускаем вниз, закрываем овал. Делаем повтор в нижней части овала. Линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. Касаемся верхней линии рабочей строки и опускаем вниз прямую. Дойдя до середины дополнительной строки, прописываем закругление влево, поворачиваем и ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую на нижней линии рабочей строки, немного продолжаем вести дальше и останавливаемся.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

При написании строчной буквы д возможны такие ошибки: короткий или очень длинный второй элемент буквы; очень широкая петля закругления второго элемента.

Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

Соединять заглавную букву Д следует так: написав букву, не останавливаемся, а продолжаем вести линию шапочки вокруг первого элемента. Эта линия пересекает саму букву и ведётся к нижней линейке рабочей строки для нижнего соединения; останавливается она, не дойдя до нижней линейки рабочей строки. Далее выписывается нужная буква, такая как м , л , я и другие. Для верхнего соединения эта линия ведётся к верхней линии рабочей строки. От неё будут написаны такие буквы, как р , н и другие.

Маленькую букву д с другими буквами будем соединять как букву у . Для нижнего соединения отдельно не выписывается соединительная линия, а следующая буква приписывается к концу буквы д . Для верхнего соединения ведём петлю (второй элемент) до верхней линии рабочей строки, откуда начнём писать следующую букву.

Попробуйте сами написать слоги, соединяя большую и маленькую букву Дд со всеми гласными буквами, которые вы уже знаете.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой Д , которая на письме обозначает мягкий и твердый звонкие звуки [д′] и [д] . Но вы помните, что в конце слов эти звуки оглушаются и превращаются в звуки [т] и [т′] .

Буква Д в нашем алфавите появилась со слова добро . Без добра и в наши дни, конечно, не обойтись. И в сказках добро всегда побеждает зло. Запомните ещё три очень важных слова: д умать , д елать , д обиваться . Пусть эти слова живут с вами.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2013
  1. Nsportal.ru ().
  2. Sites.google.com ().
  3. Ped-kopilka.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Д . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Дд (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых буква Д обозначает твёрдый звук [д] .

Парад , д рова, д ерево, д орога, д еньги, чуд о.

  • Отгадайте загадку:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

В – Б

Дроворубы рубили дубы.

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананызабавной обезьяне.

У Бори винт, у Вити бинт.

В-Ф

Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.

Б - П

У быка губа тупа, бык, бык тупогуб.

Бык тупогуб, тупогубенькийбык, у быка бела губа тупа.

По бревну бобры бредут.

Рыбы в проруби пруд пруди.

Боронила борона по боронованному полю.

На пеньке опять пять опят, у пенька опять пять ребят. Опять пять опят у пяти ребят.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Т – Ть

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.

Тать у татя украл утят.

Тать Тит татю Титу тятя.

От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт.

Небогатый Филат, чем богат, тем и рад.

Грабли - грести, метла - мести, весла - везти, полозья - ползти.

Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат пять лопат. Шёл через пруд, зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, утопил пять лопат.

Д – Дь

Дед Данила делил дыню; дольку Диме, дольку Дине.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.

Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.

Д Т

Дед Додон дудит в дуду.

Дума думу думает.

Дятел и дуб продалбливает.

Потеряна дитя Тетерина.

В доме одна Домна. Думает Домна: «Дай, приберу». Прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.

Летели лебеди с лебедятами.

К – Т

Токарь в коротайке окоротал таратайку.

Турка курит трубку. Курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку! Не клюй, курка, крупку!

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

У Кондрата куртка коротковата.

Во поле затопали кони.

Никто Тане не ткёт ткани.

Кто ткёт ткани на платок Тане?

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Ткём ткани на платок Тане, и на платье Тане ткём ткани.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

П – К

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи.

Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Кто колпак переколпакует и перевыколпакует?

Никак колпак не переколпаковать, не перевыколпаковать.

Под потолком-полком полколпака гороху.

Расскажите про покупки.

Про какие, про покупки?

Про крупу да про подкрупки.

Наш Полкан попал в капкан.

Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопья попа, про Прокопьевича.

Купила бы я, накупила, да купило притупило.

Пришел Прокоп - кипит укроп,

ушел Прокоп - кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

и без Прокопа кипит укроп.


Полкан толкал палку лапкой.

В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

Г – К

Клади в угол уголь.

У ёлки иголки колки.

Ловки голавликлали головы на головни.

Пекарь Пётр пёк пироги.

Галка кротка, да палка коротка.

Курьера курьер обгоняет вкарьер,

На горе, на горке горько ревёт Егорка.

На иве - галка, на берегу - галька.

Шакал шагал, шакал скакал.

Краб крабу сделал грабли,
подарил грабли крабу:
"Грабь граблями гравий, краб".

К- Г- X

Хиханьки да хаханьки - доходы махоньки.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

У сыра дуба, у суха сука - белошерста сука.

Технологическая карта занятия

Арефьева Ирина Анатольевна, учитель-логопед МУ ПСЦ «Надежда» г.Заречного Пензенской области

Предмет: фронтального занятия Класс: 1

Тема занятия: « Звуки Д, Дь, буква Д-д»

Цель занятия: учить выделять, дифференцировать и характеризовать звуки д - д´, обозначить их буквой Д-д

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится:

Сохранять целостный образ буквы для дальнейшего увеличения скорости видения буквы в тексте

Приобрести навыки правильного чтения

Метапредметные:

Регулятивные УУД (р)

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Контролировать результаты своей деятельности

Познавательные УУД (д)

Обучающийся научится:

Проводить сравнения по заданным критериям

Дифференцировать Д и Дь в слогах и словах

Владеть звуковым анализом и синтезом

Различать гласные от согласных и согласные по твердости-мягкости

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Воспринимать смысл небольшого текста

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

Участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, в парах)

Использовать в общении правила вежливости

Оформлять свои мысли в устной форме по алгоритму

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Уважительное отношение друг к другу в процессе занятия

Умение радоваться своим успехам и успехам одноклассников

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Орг. момент

1 мин.

Добрый день, ребята! Давайте разотрем свои ушные раковины, чтобы активизировать все силы организма. Особенно много нервных окончаний на мочках ушей, поэтому потрите их особенно тщательно.

Включаются в ситуацию урока, настраиваются на работу.

Уметь мобилизовать свои силы для работы

2. Актуализация знаний

2 мин

1. Речевая разминка:

Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

2. Беседа:

Что мы с вами только что произносили?

Для чего мы учимся проговаривать скороговорки?

Как вы поняли смысл этой скороговорки?

Не всегда результат от выполненных действий бывает сразу. Иногда приходится подождать, но если ты честно выполнил свою работу, то он обязательно будет.

Вот и мы с вами сегодня постараемся поработать так хорошо, чтобы результат был замечательным.

Чтение хором. Чтение быстро, медленно, тихо, громко. Чтение индивидуальное.

Это скороговорка

Чтобы говорить красиво и правильно, не путая и не пропуская звуки.

Подготовка речевого аппарата к работе.

Соблюдать орфоэпические нормы языка.

3.Постановка учебной задачи

5 мин

Сегодня к нам на занятие пришли гости. Это девочка Дана и мальчик Дима. Они принесли с собой по одному звуку. Кто догадался, что это за звуки?

Молодцы ребята. Давайте еще раз произнесем эти звуки.

В какие домики нашей волшебной страны звуков мы заселим звук Д?

Почему в синий?

А звук Дь в каком из домиков поселится и почему?

Давайте докажем, что эти звуки – согласные.

Молодцы. В этом и сходство, а в чем же различие этих звуков?

Чем на письме мы обозначаем звуки?

Какими буквами обозначим звуки д и д´?

Какая тема занятия?

Это звуки Д и Дь

Вместе произносим звуки Д и Дь

Этот звук мы заселим в синий домик.

Это твердый согласный звук.

Звук Дь будет жить в зеленом домике, потому что он мягкий согласный.

Они не тянуться, не поются, воздух встречает преграду в виде языка.

Д – твердый, а Дь – мягкий.

С помощью букв.

Буквой Д д.

Звуки д, д´, буква Д д.

Понимать вопрос (задание).

Определять в слове заданный звук.

Моделировать звуковой состав слова.

Характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным признакам

Решение учебной задачи

7 мин

У нас возникла проблема: одна буква, а звука два. Почему? Что произошло с одним звуком?

Я предлагаю вам поиграть с этими звуками.

Перед вами карточка. Назовите предметы, которые на ней изображены.

На какие две группы можно разделить все эти слова?

(акцент на правильной паре)

Намотайте на клубочек синего цвета все картинки, в названии которых слышится твердый звук, а на зеленый – мягкий.

Как вы разделили?

Почему в одних слова звук мягкий, а в других твердый? От чего это зависит?

Заполните слоговые домики и назовите сначала слоги с твердым Д, а затем с мягким звуком Дь.

Каким образом это зависит. Что мы заметили?

Буква может обозначает два звука.

Один звук твердый, а другой – мягкий.

Дом, ведро, диван, дерево, дятел, звезда.

Работа в парах. Выясняют, на какие две группы можно разбить слова.

По твердости и мягкости.

Называют по очереди.

От гласного, который следует за данной буквой.

Индивидуальное заполнение карточки.

Где мягкий звук везде следом стоят «хитрые» гласные.

Уметь классифицировать слова по заданному основанию.

Включение в систему знаний

5 мин

Игра «Поймай зук»

Хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Д или Дь. Отобразите данное слово на звуковом домике.

Назовите слово, которое вы последним отображали на звуковом домике.

Поиграем с этим словом по схеме.

Дом, домик, домишко …

Дети определяют позиции заданных звуков в словах (начало, середина, конец).

Это слово дом.

Дети, пользуясь схемой, образуют слова.

Дом – домик – домишко – домище.

Развивать навыки языкового анализа.

Практический этап

20 мин

А какие еще слова можно образовать от слова дом?

В случае затруднения: - Пирог, испеченный дома - …

Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме …

Тот, кто больше всего любит быть дома, сидеть дома …

А все, кто живет дома, одной семьей …

Как в сказка называют существо, которое селится в домах, охраняет дом, но никому не показывается…

Я прочитаю вам стишок, а вы догадайтесь, каким словом надо закончить каждую вторую строчку.

Гном и дом.

Жил, да был веселый гном.

Он в лесу построил…

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал …

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил …

Старый, мудрый гном – гномище

Выстроил большой …

Был он стар и был он сед

И большой был …

А за печкой, за трубой

Жил у гнома …

Очень строгий, деловитый

Аккуратный …

Мох, калину, зверобой –

Все из леса нес …

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас …

Каждый день соседи – гномы

Навещали деда …

Всех встречал радушно гном,

Все любили этот …

Аналогичная работа проводится по словообразованию слов дуб, дым, след, дождь, друг.

Физкультминутка. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Игра «Четвертый лишний»

Ребята, внимательно послушайте и из четырех слов найдите и назовите одно лишнее и объясните почему:

Вода, дождь, доска, утка.

Дрова, день, роза, дыня.

Друг, круг, точка, кочка.

Дыра, кора, нора, пора.

Очень понравилось Дане и Диме как вы играли. А теперь они просят вас составить схемы их имен из кружков.

Чем похожи схемы?

Чем они различаются?

Что можно сказать о словах, глядя на схемы?

Для того, чтобы записать их имена, мы должны познакомиться с буквой, которая дает звуки Д и Дь. Это буква Д д.

На что похожа эта буква?

Буква Д нам всем знакома,

Ведь она как крыша дома.

Посмотрите как правильно пишется письменная буква Д. Напишите ее пальчиком в воздухе, в своих тетрадях.

А теперь рядом со схемами имен запишите имена детей с помощью букв.

Варианты детей.

Домашний.

Домовитый.

Домосед.

Домочадцы.

Домовой.

Дети отвечают все хором.

Дом.

Домик.

Домишко.

Домище.

Домосед.

Домовой.

Домовитый.

Домой.

Домашний.

Дома.

Дом.

Утка, потому что в этом слове нет звука Д, а во всех остальных есть.

Роза.

Друг, т.к. в этом слове есть звук Д.

Дыра.

В них по четыре звука. Из них два гласных и два согласных.

В одной первый звук мягкий, а в другой – твердый.

Варианты детей.

Работа в тетрадях.

Совершенствовать навыки словообразования.

Активизировать пассивный словарь.

Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний

Добывать новые знания

Контролировать процесс и результаты деятельности

Снятие усталости и напряжения.

Совершенствование мелкой моторики

Рефлексивно – оценочный этап

5 мин

Чем занимались сегодня на занятии?

Что нового узнали?

Какие задания понравились больше всего?

Варианты детей.

Развивать способность в самооценке

Формировать умение адекватно использовать речевые средства для оформления своих суждений.

Формировать умение слушать

Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.

Ход занятия:

Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).

I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.

II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.

Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».

III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).

«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…

Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.

IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).

Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).

Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…

V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).

Что мы сейчас делали?

Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.

Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?

VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?

VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:

В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).

Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).

А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).

Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).

Давайте проверим, правы вы или нет?

1,2,3,
А ну-ка, посмотри!

VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».

Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:

Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Провоцирую детей на исправление моих ошибок.

IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».

X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!

XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.

Что мы сейчас делали?

XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».

XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:

Для Оли (левша):

Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.

Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.

(На букву справа я смотрю).

Что вы сейчас сделали?

Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.

XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».

XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».

Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».

Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.

Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!

Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».

Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».

Что мы сейчас делали?

XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»

Что мы сейчас делали?

XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.

Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).

XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».

Что мы сейчас делали?

XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»