Главная · Зубные протезы · Когда появились первые кровати, почему наши предки спали дважды за ночь, а Петр I – сидя в шкафу. Наши предки спали не как мы

Когда появились первые кровати, почему наши предки спали дважды за ночь, а Петр I – сидя в шкафу. Наши предки спали не как мы

Начало XIX века. До изобретения «электрической свечи» больше 70 лет. Чем занимались наши предки с наступлением темноты? Верно - ложились спать.

До массового распространения искусственного освещения средняя продолжительность сна составляла 12 часов в сутки (а не наши 8). Сон делился на два периода: 3–4 часа до полуночи, несколько часов бодрствования, затем ещё восемь часов сна до первых солнечных лучей.

Исследовав бимодальную структуру сна, учёные пришли к выводу, что просыпаться посреди ночи не только нормально, но и весьма полезно для творческих натур. Из этой статьи вы узнаете, как спали наши прапрабабушки и прапрадедушки и почему спать в два захода полезно для креативности.

Двухсекционный сон

Историк, преподаватель Виргинского политехнического института Роджер Экирх (Roger Ekirch) считает, что просыпаться посреди ночи абсолютно нормально и даже хорошо. Он много лет исследует, как спали наши предки, и даже написал об этом книгу At Day’s Close: Night in Times Past .

Экирх изучил множество судебных актов, личных дневников, литературных произведений и других артефактов и пришёл к выводу, что до распространения искусственного освещения люди практиковали так называемый двухсекционный сон.

Обычно они ложились спать в 9 или 10 часов вечера. Спали 3, в лучшем случае 3 часа, после полуночи вставали, чтобы заняться творчеством. Затем опять ложились и спали, пока рассвет не будил их.

В доказательство Экирх приводит воспоминания одного английского доктора XVI века, который утверждал, что рождаемость у рабочего класса гораздо выше, так как, проснувшись после первой стадии двухсекционного сна, люди активно занимались сексом.

Что же делала интеллигенция? По мнению учёного, творческие люди между «первым» и «вторым» сном чаще всего что-то писали или читали.

Это было в начале ХIХ века, до того как искусственное освещение распространилось на промышленных объектах и в домах людей. Теперь немногие знают, что такое настоящая ночь. Лампы накаливания, компьютеры, телефоны - мир наполнен искусственным светом, который атакует наши глаза и обманывает биологические часы, создавая иллюзию «вечного дня». Эта дезориентация - невольное последствие технологических инноваций.

Учёные считают, что мы разучились правильно бодрствовать, а вместе с тем и творить. Акт творчества - «дитя» отдохнувшего должным образом мозга.

Сон и креатив

Я ложился спать очень рано, примерно в 20:30, затем около половины третьего ночи просыпался. Сначала меня это пугало. Но потом я вспомнил, что люди так спали во времена, когда в домах не было электричества. В моменты ночного бодрствования, которые длились около один-два часа, я читал или писал при свечах. Потом снова шёл спать.

При этом Дж. Д. Мойер не ставил перед собой цели научиться двухсекционному сну. Это получилось само собой, так как тёмные часы преобладали.

По предположению учёных, двухсекционный сон являлся защитным механизмом наших предков. Так им было проще переживать длинные холодные и скучные зимние вечера.

В наше время из-за повсеместного искусственного освещения практически невозможно выработать двухсекционный сон.

Однако в XXI веке, когда технари хвастаются, что могут писать код сутками напролёт, где гореть на работе, жертвуя сном, – это норма, бимодальный сон как бы намекает: возможно, стоит ненадолго спрятаться в спальне, чтобы очистить разум и родить действительно .

Что вы об этом думаете? Нужно и можно ли сегодня практиковать двухсекционный сон? Поделитесь своими мыслями в комментариях.

Устав за день, нам так приятно перед сном растянуться на кровати под мягким одеялом. А как спали наши предки, и какие удобства для сна были у них?

Во сне мы проводим едва ли не треть своей жизни, где-то 6-8 часов, а то и больше. И, конечно же, наш ночной отдых не обходится без элементарных удобств: кровати, подушек и одеял. Мы и помыслить не можем сон без них. Но так было не всегда. Удивительно, но ещё около 600 лет назад кровать, чего уж говорить о спальной комнате, были доступны только самым богатым слоям общества. Так как, где и в какое время раньше спали обычные люди, и какими для этого удобствами они располагали?

В мире и Западной Европе

Традиции сна сейчас всё больше привлекают внимание учёных. Сведения о том, как люди спали в разные эпохи, историки получают, изучая современные примитивные общества, а также различные письменные источники: жизнеописания, летописи, старинные картины и гравюры.

Так вот, в доисторическую эпоху все члены семейства спали вместе в одном помещении, часто вместе со скотиной. Все друг друга слышали, что давало чувство спокойствия и безопасности. Ложились на шкуры животных, одеяла, циновки; подушек, конечно же, не существовало, да и не все клали что-нибудь в изголовье. Ночной одежды не было – спали в том, в чём ходили днём. Определённых часов для сна и бодрости никто не соблюдал – спать ложились тогда, когда стемнеет, а вставали, когда рассветёт. Поэтому в зимнее время года люди страдали от хронического пересыпа, а не от недосыпа.

Первые спальни и кровати появились в Древнем Египте и Шумерском государстве, правда только у царей и фараонов. Постепенно традиция спать на кушетках распространилась и среди знати. Затем эта мода перешла к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные Средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.

В Средневековье простолюдины спали также, как и в древности. И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха. Существуют гравюры и изображения, на которых видно крестьян, спящих днём в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.

Широкое распространение кровать получила лишь с 18 века, но не для всех. И лишь век 20-ый принёс традицию и спальной комнаты, и кровати, и подушки, и ночной одежды для всех людей.

На Руси

На Руси дело обстояло иначе. Наши предки в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Ещё в далёком 1-ом тысячелетии нашей эры восточные славяне умели строить крепкие избы, тёплые печи и полати на них. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению, как образовалось это название: от слова половина, или от слова пол. Так или иначе, но полати в древности занимали почти половину маленьких изб, и находились не выше метра над полом.

Полати – это чисто славянское изобретение. Раньше их конструкция отличалась от нынешней. Они представляют собой настил из досок, находящийся под потолком между печью и стеной. Казалось бы, такое простейшее сооружение, а какое оно практичное! На полатях было самое удобное место для сна: оно удалено от сквозняков, сырости, посторонних глаз и от света из окон. И хотя на полатях могли разместиться несколько человек (иногда аж до 5-6), всей семье всё равно места не хватало. Поэтому там чаще всего спали старики, дети и больные, а остальные располагались на широких скамьях.

С октября по апрель наши предки постоянно топили печь, благодаря этому на полатях всегда поддерживалась стабильная температура: от 25 и до 28°С. Это было самым тёплым местом в избе.

Ещё один плюс, который давали полати, это то, что летом на них можно было сушить и хранить различные травы и продукты, а также предметы быта. В общем, полати – это настолько удобное и практичное место для сна, что они встречались даже в боярских хоромах.

Одеяла ткали изо льна, а матрасы набивали соломой. Подушками сначала служила сложенная ткань, а набивать их соломой и конским волосом стали где-то в начале средних веков. Пуховые подушки долго оставались роскошью и входили в приданое невесты. С ними было связано множество поверий, суеверий и гаданий: чтобы сменить плохой сон на хороший, нужно перевернуть подушку, а если девушка хотела выйти замуж, то клала под подушку ивовый прутик.

Расписания отдыха у восточных славян также не существовало, и сон был связан со световым днём. Но после обеда все – и взрослые, и дети – обязательно ложились покемарить. Кстати, эта традиция послеобеденного сна долго сохранялась в боярских и помещичьих семьях.

О полатях сложено множество поговорок. В народном сознании они выступают символом надёжного места и… лени – только ленивый и хворый будет отлёживать бока на полатях.

С появлением возможности работать удаленно, многие люди начали задаваться вопросом, какой же рабочий график для них наиболее оптимальный и сколько часов необходимо спать, чтобы чувствовать себя комфортно. Как оказалось, спать непрерывно 8 часов подряд совсем не обязательно, для наших предков было более привычно спать 2 коротких сна за более длительный диапазон ночи, который охватывал около 12 часов.



Впервые я задался этим вопросом около 3 лет назад, после того, как мы около года работали практически в непрерывном режиме, так как наша команда была разбросана по разным часовым поясам и когда у нас была глубокая ночь, у наших партнеров было вполне продуктивное утро. А так как мы работали в режиме стартапа, то спать мне приходилось в тех редких промежутках, когда одна часть нашей команда уходила спать, а другая еще не проснулась.

«Время не нейтрально. Часы и минуты не универсальны, а определённы. Некоторые вещи нам легче даются с утра, а другие – по вечерам. Более того, время суток изменяется, исходя из текущего момента в двадцативосьмидневном лунном цикле. В течение одной недели мы более продуктивны ранним утром, а на следующей неделе – днём.

Технологии дают нам возможность игнорировать все эти закоулки и щели времени. Мы можем совершить перелёт через десять часовых поясов. Принять снотворное, чтобы заснуть, когда достигнем места назначения в путешествии, позже выпить препарат от синдрома дефицита внимания, чтобы проснуться на следующее утро…

Наши технологии могут развиваться с той скоростью, с которой мы их придумываем. Но наши тела эволюционировали на протяжении тысячелетий, взаимодействуя с силами и явлениями, которые мы едва осознаём. Мы не просто должны учитывать ритмы организма… тело опирается на сотни, возможно тысячи, различных часов, прислушиваясь, связываясь и синхронизируясь со многими вещами. Человеческие существа не способны к столь стремительному развитию.

Наши тела меняются по совсем иной временной шкале».


И главная наша задача „не пытаться переучить организм, чтобы привести его в соответствие с искусственными ритмами наших цифровых технологий, а применяя технологии совместить свой образ жизни с собственной физиологией».

Мы уже писали раньше, что наше время было подогнано под часовые поясы для удобства составления графиков движения поездов. И есть определенные . Конечно, это мало кого волнует с точки глобального временного графика, но наши организмы, они ведь устроены по другому. И теперь когда интернет создал возможность нам работать удаленно, мы сами вправе назначать себе график работы и график сна. А значит можем привести к гармонии наши организмы и умы.

Нет мы не пропагандируем в этой статье всем переходить к бимодальному сну, но призываем прислушиватся к своему организму и в погоне за успехом и высокой продуктивность не забывать о своем организме, который работает в своем собственном ритме.

Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно ?

В это трудно поверить, но ученые и многие историки склоняются к мнению, что современный человек спит совсем не так, как его древние предки. Изначально природой был заложен для нас совершенно иной режим сна и бодрствования. С внедрением в жизнь научно-технического прогресса, человек сам решил распоряжаться своим временем. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

О чем гласят исторические сведения?

Самым знающим экспертом в этой области можно считать историка Роджера Экирха. Его исследования длились на протяжении 15 лет. При этом было собрано и изучено внушительное количество исторических фактов, документов и свидетельств. Таким образом, ученый пришел к поразительному выводу: ночной сон наших предков делился на две части с трехчасовым перерывом приблизительно в полночь.

В книге Экирха, опубликованной в 2005 году, было собрано 500 ссылок на исторические рисунки, в которых изображались наши спящие предки. Эти исторические свидетельства взяты из дневников, медицинских записей и книг. И все как один источники указывают на привычку спать с перерывом.

Восьмичасовой сон - сравнительно новая тенденция

На самом деле наши предки не знали, что можно спать по 8 часов подряд каждую ночь, и это неудивительно. Во времена, когда об электричестве еще не было известно, темнота не давала заниматься привычными делами. Люди не находили ничего лучшего, как с закатом солнца ложиться в постель. Однако сон в течение половины суток неприемлем для организма. Именно поэтому, ложась спать около 8 часов вечера, наши предки просыпались в полночь.

Это время считалось наиболее продуктивными и творческими часами. За 2-3 часа бодрствования можно было успеть позаниматься сексом, либо отвести время для науки или написания книг. С наступлением второй волны усталости, наши предки снова отходили ко сну, теперь уже до восхода солнца.

Что будет, если сымитировать условия жизни прошлого?

Еще в 1990 году психиатром Томасом Веером был проведен эксперимент, возвращающий современного человека к условиям существования древних людей. 14 добровольцев были помещены в лабораторные условия замкнутого пространства, где полностью отсутствовали окна. Свет для участников подавался на 14 часов подряд. Оставшиеся 10 часов добровольцы проводили в полном мраке. За месяц участники смогли полностью поменять привычный режим бодрствования. Уже на четвертой неделе добровольцы стали спать по ночам за два приема. Каждый из отрезков длился 3-4 часа .

Когда стала исчезать эта привычка?

Историк Роджер Экирх не остановился на одном лишь изучении режима дня далеких предков. Он решил выявить причину, которая привела нас к распорядку, что мы имеем сейчас. Так, в конце 17 века в буржуазной Европе модой правил высший класс. Элита общества любила устанавливать собственные правила, разглядев в дроблении ночного сна пережитки прошлого. Начало 20 века было ознаменовано промышленной революцией. Рабочие во многих странах были вынуждены трудиться на износ. Это заставило людей спать за один прием, отходя ко сну максимально поздно.

Причины явления

В 17 веке повсеместно в Европе появлялось все больше крупных городов с высокой плотностью населения. Однако на улицах ночью традиционно разгуливали мошенники, проститутки и прочий сброд. Принято думать, что законопослушные граждане предпочитали не высовывать нос в городские кварталы после наступления темноты. Они не хотели видеть обратную, «грязную» сторону городской жизни. Но уже в 1667 году в Париже появляется первое уличное освещение. Средневековый французский обыватель сразу же полюбил прогулки при луне и любование пейзажами ночной столицы.

Приблизительно в это же время набирает обороты промышленная революция. Поэтому передовые умы направили свои взоры на пересмотр привычного распорядка дня в угоду увеличения эффективности и производительности. Теперь жизнь европейца была поделена не на дни или сутки, а на часы.

Когда человек решает бросить вызов природе

По мнению Экирха, в этой намеренной смене режима и кроется большинство проблем со сном у современного человека. Мы решили идти против природы и позволили себе спать в один прием. Однако наш организм изначально запрограммирован иначе. Поэтому нет ничего удивительного, если вы страдаете от хронической бессонницы или часто просыпаетесь посреди ночи. Мы не заставляем вас перекраивать привычный распорядок и слепо копировать образ жизни средневекового человека.

Однако нет нужды беспокоиться, если вы внезапно проснулись посреди ночи и не можете заснуть. Лучше используйте это время с пользой, ведь этот период может стать самым плодотворным даже в сравнении с утренними часами. Кстати, и само понятие "бессонница" зародилось в психиатрии в 19 веке. Раньше люди не знали о такой проблеме, но с полным упразднением двухфазового ночного сна она сразу же дала о себе знать.

Заключение


Удивительная штука - сон. Человек посвящает ему треть жизни, но что мы знаем о том, как спали люди не то, что тысячелетия, а всего пару веков до нас? Исследователям пришлось переворошить большое множество различных жизнеописаний, исторических летописей, проанализировать немало старинных картин и гравюр, прежде чем рассказать нам о том, в каких условиях спали простолюдины и великие мира сего в разные эпохи истории человечества.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0034.jpg" alt="Спящий фараон." title="Спящий фараон." border="0" vspace="5">


Первые примитивные кровати из пальмовых жердей или прутьев, скреплённых верёвками, появились в Древнем Египте около трех тысячелетий до нашей эры тому назад. И лишь спустя века, во дворцах фараонов начали появляться прототипы кушеток с подставками для головы и упором для ног. Постепенно традиция спать на таких приспособлениях распространилась и среди знати древнеегипетской цивилизации. Пройдут века, прежде чем мода на такие кушетки не перейдет к грекам, а от них к римлянам. Но дальше дело не пошло – наступили тёмные средние века, откатившие цивилизацию далеко назад.

Атрибуты для сна в Средневековье

клали кулак". Ночной одежды также не существовало – спали в том, в чем ходили днем.

К примеру, вот как располагалась на ночь большая ирландская семья: "подальше от двери, у самой стены, – старшая дочь, за ней остальные девочки, посередине постели – мать с отцом, дальше сыновья, а уж с самого краю – гости дома".

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0018.jpg" alt="Сон.

Также был распространен послеобеденный сон. В произведениях искусства мы часто видим изображение крестьян, спящих днем в поле, на дороге или на улице. Это говорит о том, что графика сна не было, и прикорнуть можно было когда и где угодно.


И даже на постоялых дворах путникам на ночь могли предложить в сарае лишь угол с соломой. А феодалы в замках прятались на ночь от холода и крыс в деревянные сооружения, похожие на шкафы. Матрасами им служили тюфяки, набитые соломой или шелухой гороха.


К концу Средневековья в Северной Европе широкое распространение получили такие шкафы, где спали уже не только знатные господа, а и их приближенные. А спали сидя, потому как считалось, что в горизонтальном положении могут находиться только покойники.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0031.jpg" alt="«На полатях». (1989). Чайников Григорий Леонтьевич." title="«На полатях». (1989). Чайников Григорий Леонтьевич." border="0" vspace="5">


На Руси в отличие от стран Европы дело обстояло иначе. Наши пра-прадеды в культуре сна были гораздо «продвинутее» западных народов. Еще с начала нашей эры восточные славяне строили добротные избы с полатями, большими печами. Правда на печах спать начали с 13-14 века, когда появились дымоходы. А до того печи топились по черному и спать на них было невозможно.


Для отдыха служили полати, занимавшие пол избы. Их сооружали в виде деревянных лежанок, расположенных свыше метра от пола, а то и под потолком, где было и вовсе тепло. На них, как правило, спали дети и старики, а взрослые располагались - по широким лавкам. Позже старики и дети перебрались на теплые печи.


Что касаемо остальных атрибутов бедные люди спали на тюфяках из мешковины, набитых, чем придется. В ходу были соломенники – матрасы, набитые соломой, и сенники с сеном и мхом, сшитые из холщовой ткани. Некоторые матрасы набивали конскими волосами, водорослями, корой ивы или липы. А зажиточные господа могли позволить себе перину – матрас, набитый перьями и пухом.


Еще частенько приходилось хозяевам спать на сундуках, которые специально изготавливали с плоской крышкой.

Какое новшество для сна Петр I хотел внедрить в России


Удивительный факт из истории жизни Петра I, не особо любившего роскошь. Как-то, побывав в Голландии, он привез оттуда привычку спать в кровати-шкафу. Подобные сооружения, похожие на комод с двумя дверцами, были популярны в холодных регионах Европы. Их преимуществом было в то, что здесь никогда не дуло. Петр Алексеевич пытался внедрить такое спальное место среди своих подданных и в России, однако это новшество, к счастью, не прижилось.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0014.jpg" alt="

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0006.jpg" alt="

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-son-0015.jpg" alt="