Главная · Зубные протезы · Каранталь: монастырь на горе Искушения. Каранталь. Монастырь Искушения

Каранталь: монастырь на горе Искушения. Каранталь. Монастырь Искушения

Хотя монашеская жизнь на горе Каранталь затеплилась ещё в четвертом веке, нынешний греческий монастырь был построен здесь полторы тысячи лет спустя. Его главная святыня - камень, на котором, согласно Преданию, молился Господь Иисус Христос, когда сорок дней пребывал в пустыне и был искушаем дьяволом перед тем, как выйти на Своё земное служение. И, конечно, святыня не меньшая - это сама пещера, в которой Он пребывал в течение всего периода Своего добровольного удаления от мира.

В Иудейской пустыне, на северо-западной окраине древнего Иерихона, расположилась святая обитель, название которой, как и название горы, в которую она буквально вросла, связаны с хорошо известными событиями Нового Завета, о которых говориться в начале 4 главы Евангелия от Матфея (стихи 1 - 11):

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.»

Никто из евангелистов не считает нужным объяснять, почему Спаситель предпринимает такой шаг как уход в пустыню, и вот почему. На заре христианства длительное пребывание вдалеке от мира было привычным действием для почти любого человека, решившего посвятить себя служению Богу. Да и не только на заре. Еще в XIX веке коптские и эфиопские монахи соблюдали обычай уединенно проводить на горе Искушения время Великого поста. Вот что пишет об этой традиции её современник, русский архимандрит Леонид (Кавелин): «Они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода ».

Сегодня это место не столь безлюдно, как полтора века назад, и попасть сюда можно либо на фуникулёре, либо пешком, предприняв не самый простой получасовой подъем в гору, на котором есть большая вероятность встретить других паломников - из шести святых обителей Иудейской пустыни монастырь Искушения в наше время, пожалуй, самый посещаемый.

Гора Карантали или, по-русски, Сорокадневная гора и монастырь Искушения на ней расположены на территории Палестинской автономии - и, если израильтянину попасть в монастырь довольно не просто, то православным паломникам, которые бывают здесь чуть ли не ежедневно, путь сюда всегда открыт. Ранее это место называлось горой Док (сокращение от Дагон - так называли древнее семитское божество, имя которого происходит то ли от слова «рыба», то ли от слова «злак»). Топоним указывает на весьма и весьма древнее знакомство людей с этой местностью. Гора возвышается на долиной Иерихона на триста восемьдесят метров; из открытых источников воды здесь имеется лишь один крупный сезонный ручей Прат. Учитывая, что Каранталь представляет собой, выражаясь языком военных, господствующую высоту, вполне логично, что во времена хасмонейских царей на ее вершине была построена крепость, из которой осуществлялся контроль над ущельем Фара (или иначе - Вади Кельт) на пути к Иерусалиму с Востока. Крепость эту (вернее, её стены, которые сохранились до наших дней) можно наблюдать и сегодня. Как, кстати, и современную военную базу на соседней возвышенности.

Христианское же название горы - Каранталь - происходит от латинского quarenta, числительного, означающего «сорок». Уже во времена Святой Елены, матери императора Константина Великого, церковное Предание однозначно отождествляло эту гору с событиями искушения Иисуса Христа, поэтому появление здесь святой обители было лишь делом времени. Что, собственно, и произошло в 349 году, когда преподобный Харитон Исповедник, уже известный тем,что основал два других монатыря в Святой Земле, положил здесь начало лавре Дука. До начала седьмого века монастырь был довольно многолюдным и процветающим местом - однако сперва нашествие персов, а затем захват Святой Земли халифом Умаром ибн Хаттабом стали причиной того, что монашеское жительство здесь на долгое время прервалось. В XII веке, во времена Иерусалимского королевства, крестоносцы возводят на Карантале два храма - один в пещере, где молился Спаситель, и второй - на самой вершине горы. После ухода крестоносцев и захвата Святой Земли мусульманами монастырь с кельями, вырубленными в скале, снова перестает действовать, на этот раз - надолго даже по исторической мерке.

Только в 1874 году Греческая Православная церковь приобретает эти земли и при содействии России (финансовом, дипломатическом и прочем), всего за два десятка лет проделывает колоссальный объем строительных и отделочных работ - и восстанавливает древний монастырь. А по сути - строит его заново на прежнем основании: к 1895 году обитель приобретает те черты, по которым она известна христианским паломникам всего мира и в наше время. Правда если в конце XIX века древняя обитель была полна насельников, то сегодня вся братия монастыря в скале, нависающего над древним Иерихоном, состоит всего из одного иеромонаха и его помощника-диакона. По этой причине монастырь охраняется: чтобы попасть внутрь, нужно убедить привратника в чистоте и серьёзности своих намерений. Перед этим придётся стучать в монастырские врата медным кольцом довольно долго: может, пост привратника от них весьма удален, а может, в этом есть свой особый монастырский символизм, кто знает.

Кстати, даже те из паломников, кто поднимается к монастырю по канатной дороге, финальную часть пути преодолевают пешком по широкой восходящей тропе, получая возможность немного потрудиться. Что же касается фуникулёра, он сам по себя является достопримечательностью. Во-первых, это самая длинная подвесная дорога на Ближнем Востоке: ее протяженность составляет 1330 метров. Во вторых, это дорога, расположенная в самом низком месте на планете: ее нижняя точка располагается на отметке в триста метров ниже уровня моря.

Однако вернемся в монастырь. По сути, он представляет собой длинную узкую галерею, протянувшуюся вдоль восточного склона горы. Проходы - с открытыми сводами; по одну сторону - природная скальная фактура, по другую - пристроенные стены. Лестницы, спуски, подъемы. Пустующие кельи, довольно просторные, очевидно, для гостей - а может, в расчете на будущих насельников обители. Даже в жару за сорок по Цельсию в монастыре Искушения царит живительная прохлада.

Главный монастырский храм расположен в пещере - но, чтобы достичь главных здешних святынь, нужно идти дальше. Конец пути - небольшой пещерный храм (его называют Часовней Искушения) на том самом месте, где Иисус Христос находился во время Своего добровольного сорокадневного поста, искушаемый поочередно славой, богатством и властью - и отвергнувший все эти соблазны. Эти события в монастырском храме изображены многократно, на иконах и на картинах. Камень, на котором молился Спаситель, также здесь: как правило, все пришедшие благоговейно прикладываются к нему.

Интересно, что в деревянной резьбе иконостаса храма можно увидеть не только орлов (тот самый исторический «российский след» в истории обители?), но даже драконов. О символизме этих фигур, если повезёт, можно расспросить у здешнего хранителя - отца Герасима, который служит в монастыре Искушения уже больше тридцати лет. Либо у диакона Онуфрия, который честному отцу во всём посильно помогает.

Какие молитвы приходят на ум паломникам в Часовне Искушения? Самые разные, но всем без исключения - главная: «Отче наш», которая звучит над вырубленными в скальной породе сводами на самых разных языках. Помолившись, многие из пришедших подают в этом храме записки о здравии и упокоении родных и близких - кстати, писать их здесь следует только печатными буквами.

Как уже было сказано, святая обитель фактически представляет собой двухэтажную галерею, пристроенную к горе, основательно прорезанной пещерами, большими и поменьше. У многих посетителей возникает закономерный вопрос: а как же на такой высоте с водой? На нижнем этаже, в главном холле монастыря имеется колодец, вода в который подводится из источника Елисея в Иерихоне. Черпают её в из монастырского колодца чайником, привязанным к веревке. Однако монастырь мужской, и право зачерпывать здесь воду имеют только мужчины. Поэтому паломницам приходится порой подождать, пока появится кто-нибудь из мужчин и наполнит им бутылки.

Если выйти на длинный и узкий балкон монастыря Искушения, можно увидеть те самые кельи, в которых жили средневековые монахи, а также преодолевали искус во время Великого поста их духовные потомки уже в новое время. Выйти на балкон духу хватает не у всех, но те, кто все же решился, бывают в полной мере вознаграждены открывшимся им видом. Самые потрясающие фотографии с Каранталя делаются именно отсюда.

Если путь по широкой тропе к воротам монастыря Искушения занимает около получаса, то спуститься вниз к основанию горы можно вдвое быстрее. И уже здесь с удовольствием подкрепить свои силы в заведении под вывеской с русскими буквами: «Кафе горы». Русских паломников здесь больше всего - и, как и сотню с лишним лет назад, отношение к ним самое благожелательное.

В. Сергиенко

Несколько лет назад на форуме ассоциации экстремального туризма Сарма обсуждали, возможно ли пройти к монастырю Каранталь или же это совсем дохлый номер, учитывая, где расположена сия достопримечательность. Тогда же там пришли к выводу, что соваться своим ходом туда не стоит, и попадание туда до попадания в руки палестинской полиции, израильской армии или террористов маловероятно. На том история с Каранталем заглохла. В принципе, единственным полулегальным способом посещения монастыря для израильтян на сегодняшний день является примыкание к группе православных паломников. Но эту группу вначале нужно найти, потом прикинуться паломником, а потом проскочить вместе с огромной толпой в автобусе через все КПП. Способ не самый приятный, да и не очень интересный.

А посему мы пошли иным путем (то есть своими ногами) и не только успешно попали в монастырь, но еще и с миром вернулись домой. Всего Большое иерихонское путешествие заняло два дня и потребовало небольшой предварительной подготовки, длившейся несколько недель.

NB: монастырь Каранталь расположен, фактически, в Иерихоне, который в настоящее время полностью находится под палестинским протекторатом. Доступ израильтянам на территории класса А запрещен и карается как штрафом, так и уголовной ответственностью.

Монастырь Искушения или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎‎, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь, расположеный на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. Поскольку искушал дьявол его 40 дней - согласно Новому завету, Иисус молился в пещерах этой горы 40 дней и 40 ночей, - то и гора получила соответствующие числительное название - Сорокадневная гора.

Над монастырем расположены развалены хасмонейской крепости Док, чья правильная форма стен является прекрасным украшением горы, наряду с соседствующей на соседнем холме тренировочной израильско-палестинской военной базы.

Сам Каранталь был основан господином Харитоном Исповедником в 340 году, известным нам также по Суккийской Лавре в нахаль Ткоа и Фаранской Лавре около Эйн Прат. За период своей долгой истории монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, в основном, на деньги Российской Империи.

Так, в середине 19 века архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Великой пост (православный монастырь в это время был разорен): "...они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…".

А вот еще несколько интересных цитат из Нового завета, связанных с пребыванием выдающейся личности Христа в пещерах горы Искушения.

"Здесь Ему явился дьявол-искуситель и потребовал, чтобы Он превратил камни в хлеб, на что получил ответ: "Не хлебом единым жив человек". Тогда дьявол перенес Его на крышу храма и потребовал броситься вниз, "ибо написано: "Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Однако Иисус ответил: "...написано также: "не искушай Господа Бога твоего". Тогда дьявол вознес Его на самую высокую гору и посулил Ему все царства мира, если Иисус поклонится ему. Иисус сказал ему в ответ: "Отойди от меня, сатана".

Помимо древних икон и единственного монаха, заведующего монастырем, в Карантале две достопримечательности: камень, на котором сидел Иисус, когда его искушал дьявол, и алюминиевый чайник.

Если с камнем все понятно (похожий хранится, кстати, в церкви Всех наций в Иерусалиме, только на нем Иисус сидел во время последней молитвы в Гефсимании), то с чайником история более интересная. Вкратце, в центральном зале нижнего этажа монастыря есть небольшой колодец, откуда черпается вода, подводимая прямо из источника Элисея, бьющего в самом Иерихоне. Черпается вода, как вы уже догадались, тем самым чайником. Однако на этом история не заканчивается. Черпать воду имеет право только мужчина, женщине сие не позволяется, поэтому паломницы ищут какого-нибудь мужчину поблизости и просят его начерпать чайничком водички в бутылочку.

Поскольку монастрырь, фактически, представляет собой большую двухэтажную пещеру с комфортабельным балконом, его внутреннее убранство сформировано скальными стенами и копотью.

Помещение монастыря достаточно небольшое по сравнению с той же лаврой Георгия Хозевита, однако благодаря некой камерности, в Карантале масса деталей, деталюшечек и просто штуковин, которые интересно рассматривать. Ну и излюбленная монахами Иудейской пустыни истошно-голубая краска.

Ворота в Каранталь, как правило, закрыты и открывают их лишь после 10-минутного стучания медным кольцом о дверную плату. Обязанности администратора заведения исполняет вовсе даже не грек и при определенной настойчивости внутрь он вас пустит. За дверью начинаетсяя длинный узкий коридор - фактически, вы идете по карнизу горы, к которой были пристроены стены. Вдоль коридора расположен десяток келий и музей. Кельи комфортные, "с евроремонтом". Судя по всему, используют их для размещения высокопоставленных гостей монастыря. В день нашего посещения Каранталя они явно пустовали. Пройдя по коридору с "живой водой" и скамейками, вы попадаете непосредственно в пещеру, где и расположены святыни монастыря.

Около колодца с чайником есть лестница, ведущая на второй этаж. Собственно, там и расположен второй ништяк Каранталя - камень Искушения (см. фото выше).

Единственной посетительницей в то раннее утро, в которое мы нарушили спокойствие иерихонской губернии, была эта милая женщина, которая все переживала, помогут ли ей набрать воду из источника в бутылку. Потом женщина впала в экстаз и просидела, не двигаясь, около часа.

Уже выходя из монастыря, нас настигло ужасное, а именно, туристическая группа из США. Буквально на лестнице состоялся чудесный диалог с запыхавшейся американкой:

Скажите, это монастырь?
- Да.
- А он красивый?
- Очень.
- То есть стоит посмотреть?
- Конечно, стоит. Тем более, что вы уже в него пришли.
- Джон, иди скорее сюда, говорят, здесь есть, на что посмотреть, - уже обращаясь к еще больше запыхавшемуся после подъема мужу.

Иерехон – город в Палестинской автономии, древнейший город мира, в октябре 2010 года отметил свое 10-тысячелетие. Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Древний Иерихон, так же как и современный город, кроме прекрасного географического положения имеет и другие природные преимущества: обилие воды, плодородные земли и мягкий субтропический климат, расположен на отметке 250метров ниже уровня моря. Город многократно упоминается в Библии, где именуется, как «город пальм». (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15).
Он имеет свою славную историю. В Ветхом завете это был первый город, взятый Израильтянами при вступлении в землю Обетованную, лежал в приделах Вениаминовых. В Иерихоне и его окрестностях проповедовали пророки Илья, Елисей и Иоанн Креститель. Иоанн Креститель проповедуя в пустыне Иудейской призывал к покаянию, крестил в Иордане. Илья пророк играл важную роль в жизни Израиля и Иудеи на протяжении 300 лет после раздела царства. Илья осуждал царя Ахава за религиозное отступничество и за притеснение подданных. Приемником Илии и продолжателем его пророческого служения стал Елисей. Здесь в этих местах пророк Елисей очищает отравленную пищу (4 Цар.4:38-41). Исцеляет больного от проказы (4 Цар.5:8-14), очищает воду (4 Цар.2:19-22). Илия возносится на небо.
При римлянах Ирод Великий отстроил и роскошно украсил город новейшими постройками.
Через Иерихон проходил Христос, возвращаясь из Галилеи в Иерусалим, совершил ряд чудес. В Иерихоне Он встретил Закхея, взобравшегося на смоковницу (Ев.Лк.19) и слепого (Ев.Лк.18:35-43).
Кроме того, Христос после Его Крещения отправился в пустыню, простирающуюся к западу от Иерихона, чтобы поститься там и избавиться от дьявола.(ев.Мф.4: 1-11; Лк.4:1-13; Мк 1:12-13). Сорок дней и сорок ночей постился Господь.
Все места, связанные с религиозными событиями и деятельностью пророков, с четвёртого века стали христианскими местами паломничества и монастырями. В византийскую эпоху в окрестностях Иерихона и в самом городе существовало более 20 монастырей и церквей, гостиниц для принятия паломников и различных христианских обществ для больных и бедных.
После изгнания из Святой Земли крестоносцев Иерихон запустел и постепенно превратился в дикую бедуинскую деревню. С середины прошлого столетия он начал отстраиваться, а разумное использование воды богатого источника (в системе арыков) дало возможность развить фруктовые насаждения. Теперь Иерихон продолжает быстро развиваться, превращаясь в современный городок.
Русский участок в Иерихоне
Русская Духовная Миссия во второй половине прошлого века приобрела в Иерехоне два участка земли с фруктовыми садами и странноприимным домом.. Русские богомольцы, следовавшие из Иерусалима на Иордан, пользовались радушным гостеприимством. «В Иерихоне встречают русских поклонников огромные самовары, которые кипят на дворе чуть ли не всю ночь, так что всякий может заварить себе чаю», - сообщалось в «Путеводителе по Святой Земле», изданном в Одессе в 1886 году.
Сегодня паломник в Иерихоне может посетить источник Елиссея, место избавления и поста, Грот Ильи пророка и Греко-православный монастырь вместе со смоковницей Закхея.
На русском подворье РДМ, небольшой храм Иоанна Крестителя. Пруд, где Елисей сделал воду пресной. В храме сохранившаяся плита от византиской церкви VI века.

Монастырь пророка Елисея – греческий мужской монастырь. Здесь находится смоковница - дерево, на которое залез Закхей, чтобы увидеть Господа Иисуса. Она до сих пор стоит зелёная и приносит плоды смоквы. Закхей (по-русски – «чистый») был богатый Иудей. Он жил в Иерихоне и был начальником мытарей, т.е. сборщиков податей в этом городе. Его любопытство и желание видеть Христа были так сильны, что для этого, будучи мал ростом, он влез на смоковницу. Господь Иисус, как Сердцеведец, зная внутренние движения сердец человеческих, сказал ему: «Закхей, сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей при этих словах Божественного Учителя с поспешностью слез с дерева и повёл к себе Небесного Гостя. При народном ропоте, что Господь пошёл в дом человека грешника, Закхей, полный сердечной радости, как бы с чувством самобичевания, воскликнул так: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого обидел, воздам в четверо» (Лк.19,8). «Ныне пришло спасение дому сему», - отвечал Спаситель на пламенный сердечный порыв взысканного Его милосердием Закхея. По преданию, Закхей был первым епископом церкви Кесарии Палестинской.

Гора сорока дней
Гора сорока дней- монастырь Искушений На западе от Иерихона в долине находится Гора Искушений, где Господь Иисус Христос обрёк себя на одиночество и пост, продолжавшийся 40 дней. Суровая скалистая гора как бы нависает над городом Иерихоном и долиной реки Иордан. С её вершины открывается широкий панорамный обзор, начинающийся от земных оазисов Иерихона до живописной долины реки Иордана и дальше к Мёртвому морю. Первый монастырь на вершине горы был построен в 340г. Святым Харитоном, назвавшим его Лавра Дока, происходящее от ивритского названия горы Док. Именно с вершины этой горы, согласно Евангелия, дьявол пытался искусить Христа, показывая ему все царства мира.(Ев.Мф.гл.4). Место Поста находится сегодня внутри монастырской церкви. В византийскую эпоху на этом месте находилась лишь часовня. Монастырь Святого Харитона на вершине горы был разрушен персами и прекратил свое существование.
В конце XIX века на месте 40 дневного Поста, русскими монахами был построен православный монастырь, именуемый монастырем Искушения, оставив развалины древнего монастыря на вершине горы.

Материал подготовлен руководителем ПС Н.Малиновской по итогам паломнических поездок

Вид на монастырь при подъеме на гору
Завершающий этап подъма

Монастырь Искушения - православный греческий мужской монастырь, расположенный на отвесных скалах горы Искушения (Каранталь) с видом на город Иерихон и долину реки Иордан.

, Public Domain

В настоящее время монастырь является туристической достопримечательностью, его земля находится в полной юрисдикции Палестинской национальной администрации, сам монастырь находится в собственности и под управлением иерусалимской православной церкви.

История

Место, где был основан монастырь, было определёно Равноапостольной Еленой во время её паломничества в 326 г. как одно из «святых мест».

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник, желая уединения, ушёл из основанной им Фаранской лавры и основал лавру в пещере Сорокодневной горы.

Монастырь получил свое название по названию горы, которую первые христиане называли Горой Искушения.

Dmitrij Rodionov , CC BY-SA 3.0

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

Deror_avi , GNU 1.2

Монастырь был построен византийцами в VI в. над пещерой, традиционно считавшейся местом, в котором Иисус провел сорок дней в посте и размышлениях.

Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

Deror_avi , GNU 1.2

Палестина, включая Иерихон, был завоевана арабами исламского халифа Умара ибн аль- Хаттаба в 630-е годы.

Крестоносцы захватили этот регион в 1099 г. и построили на этом месте две церкви: одну в пещере, а вторую на вершине горы. Они называли это место "Mons Quarantana"» от латинского слова «Quaranta» - «сорок», количество дней поста Иисуса по Евангелию.

Deror_avi , GNU 1.2

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен). Он писал, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима через неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

В 1872 г. во время своего путешествия по Востоку и Святой земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году

В 1895 г. был построен монастырь вокруг пещерной часовни, в которой сохранился камень, на котором сидел Иисус во время своего поста.

[Сорокадневный мон-рь, Дайр-эль-Каранталь; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ τοῦ Πειρασμοῦ, ῾Ιερὰ Μονὴ Σαρανταρίου ῎Ορους, Σαραντάριον; лат. Quadrantena, Quarantena; араб. ], действующий, принадлежит Иерусалимскому Патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана, в 1 км к западу от Иерихона , на юго-вост. стороне Сорокадневной горы (горы Искушения), к-рая считается местом, где Христос 40 дней постился в пустыне и был искушаем диаволом (Мф 4. 1-11, Лк 4. 1-12, Мк 1. 12-13). Сорокадневная гора (высота 330 м над уровнем моря) уже с кон. IV в. стала местом паломничества. В 650 г. св. Валерий Бергиденский писал, что паломница Эгерия (ок. 384) поднялась «на гору, возвышающуюся над Иерихоном, которая посвящена Господу» (Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: Письма паломницы IV в. М., 1994. С. 137). В неск. пещерах, расположенных одна за другой на середине вост. склона, в ранневизант. время поселились монахи. Вероятнее всего, здесь находилась лавра Дука, построенная прп. Харитоном Исповедником , основателем палестинского монашества (ок. 340). Впосл. лавра называлась также Елпидиев монастырь (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 154 // PG. 87. Col. 3021 (рус. пер.: Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 185-186)) по имени преемника прп. Харитона знаменитого подвижника Елпидия, возглавлявшего группу отшельников на Сорокадневной горе в кон. IV в. и упоминаемого в «Лавсаике» Палладия , еп. Еленопольского (Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). P. 238). В 614 г., во время персидского вторжения в Палестину, лавра, вероятно, была разорена и монахи покинули ее. После сочинения Иоанна Мосха ее не упоминает ни один из источников сер. VII-XI в., за исключением Жития прп. Стефана Савваита († 794); этот святой пребывал в «пещерах Дуки» во время Великого поста, при этом подразумевалось, что мон-рь был заброшен (ActaSS. 1723. Iul. T. 3. P. 554). Тем не менее память о связи этого места с евангельской историей сохранялась, что подтверждается текстами паломников нач. XII в. (Зевульф, игум. Даниил и др.).

После установления в Палестине владычества крестоносцев началось возрождение мон-рей Иудейской пустыни и долины Иордана. Правосл. монашеское движение, стремившееся к восстановлению духа ранневизант. монашества, оказало влияние и на лат. клириков. Неск. католич. отшельников ранее 1116 г. поселились на Сорокадневной горе; правитель Иерихона Эсташ Гарнье и его жена Эмма пожаловали им участок земли и мельницу. Ок. 1133-1134 гг. латинский Иерусалимский патриарх учредил на Сорокадневной горе приорат Кварантена (Четыредесятницы), подчиненный приору храма Св. Гроба. В монастыре начались строительные работы, на финансирование которых патриарх в 1136 г. распорядился употребить десятину с Иерихона. Юрисдикция приората Св. Гроба над монастырем Кварантена впосл. подтверждалась рядом грамот патриархов, иерусалимского короля и Римских пап, данных в 1138-1182 гг. В XII в. мон-рь на Сорокадневной горе посещали паломники, самое подробное описание горы оставил Теодорик (1175). Он сообщал, что мон-рь был расположен на середине склона горы, немного выше первых ворот находилась пещерная часовня Пресв. Богородицы (отождествляемая с существующим в наст. время парекклисионом прор. Илии). Согласно его рассказу, подъем без ступеней вел через труднопроходимую расселину ко 2-м воротам, оттуда тропа шла серпантином к 3-м воротам, за к-рыми была построена ц. Честного Креста, справа от нее находилась гробница некоего святого по имени Пилигрин (видимо, речь идет о подвижнике Елпидии; в наст. время никаких следов существования церкви и гробницы не сохр.). 16 ступенями выше в пещере находилась главная монастырская церковь - в честь Поста Господня и первого искушения. По преданию, здесь пребывал Христос во время Своего поста. Церковь, освященная в 1135/36 г., стояла на месте более раннего храма византийской постройки (ныне ц. Благовещения Пресв. Богородицы). Эта церковь и часовня Пресв. Богородицы были украшены фресками XII в. (надписи сделаны на греч. языке), которые однотипны росписям Герасима Иорданского монастыря и Хозивы . Не исключено, впрочем, что фрески И. м. были выполнены позднее, в XIII-XIV вв., когда обитель принадлежала православным. На вершине горы все писатели-паломники указывали место Третьего искушения Спасителя, но из-за неясных причин авторы XII в. не упоминали о находившейся там часовне. Первые сведения о ней содержатся у путешественников XIV в., к-рые описывали ее как полуразрушенную и, похоже, покинутую. Найденные в кон. XIX в. на вершине горы фрагменты строительных конструкций и апсида визант. храма позволяют утверждать, что небольшая церковь существовала уже в визант. период и, возможно, сохранялась в XII в. По свидетельству Теодорика, у подножия горы был сад с источником, где под охраной рыцарей-тамплиеров и госпитальеров разбивали лагерь пилигримы, ходившие к Иордану. Визант. паломник 1185 г. Иоанн Фока упоминал гору Искушения, но не поднимался на нее и не был в мон-ре.

В 1187 г. Айюбиды овладели Иерихоном и изгнали лат. монахов с Сорокадневной горы. Европ. паломники XIII в. в итинерариях продолжали отмечать это место поклонения, но, как правило, не упоминали о находившемся там мон-ре. Тем не менее мон-рь сохранялся и в нем жили правосл. иноки. Свт. Савва I , архиеп. Сербский, в 1235 г. посещал его и делал пожертвования служителям. В 1289 г. доминиканец Рикольд из Монтекроче служил на горе мессу и общался с отшельниками, жившими в пещерах. Авторы XIV в. (Иаков Веронский, Лудольф из Зюдхайма, Николай из Поджибонси, Джон Мандевиль) подтверждали присутствие в мон-ре греч. или груз. иноков. Возможно, пребывание монахов на Сорокадневной горе не было постоянным. Рус. паломник архим. Агрефений ок. 1375 г. писал о мон-ре, не упоминая его насельников. В 1384 г. группа итальянских богомольцев застала там единственного греческого отшельника, похоже последнего из обитателей горы Искушения.

Начиная с рубежа XIV и XV вв. путешественники-писатели, в т. ч. рус. паломники Игнатий Смольнянин (1395) и диак. Зосима (1419-1422), описывая монастырь, не упоминали о том, что в нем жили иноки. Монах-доминиканец Феликс Фабри (1480-1483) утверждал, что православная братия была изгнана из монастыря по приказу губернатора Газы, но не сообщал дат и подробностей. Позднейшие паломники изредка посещали развалины монастыря и описывали остатки фресок (напр., францисканский страж Св. Гроба Бонифаций из Рагузы, 1577). В кон. XVI в. И. м. посетил Трифон Коробейников: «И в той пустыне гора высока и крута, каменная, егда мощно младому взыти на ту гору. В той горе пещера, а в пещере камень, подобен столу, и на том камени сидел Христос и постился 40 дней и 40 нощей». Здесь, по преданию, сообщенному Коробейниковым, «прокля Господь диавола и дунул на лице ему, и ту раступися гора каменная, и диавол пропаде всквозь землю. И до нынешнего дни в том месте пропасть. А от Господня места до тое пропасти 2 сажени» (Хожение купца Трифона Коробейникова по св. местам Востока // Записки рус. путешественников XVI-XVII вв. / Сост., подгот. текста и коммент.: Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1988. С. 52). Дополнительные реалии приводятся в повествовании Василия Гагары (1634): «И та гора вельми высока, а в той пещере поставлен храм, а в том храму огнь беспрестанно бывает. А то место пусто, нихто туто христьян не живет, опричь глухих арапов бусурманов, а проходу от них мало бывает» (Там же. С. 81). Из-за труднодоступности пещер горы Искушения подъем к ним был под силу лишь немногим. Англ. путешественник Генри Мондрелл (1697) писал, что нек-рые греч. монахи проводили в пещерах Сорокадневной горы Великий пост в подражание Спасителю. Однако сам путник встретил в пещерах вооруженных бедуинов, к-рые потребовали с него большую сумму денег за право подняться на гору. Из рус. авторов XVIII в. на гору поднимался только инок Серапион (1749).

В 1873 г. развалины мон-ря были впервые обследованы и описаны учеными (В. Герен, позже К. Р. Кондер и Г. Г. Китченер, Palestine Exploration Fund). Наиболее достоверным источником сведений по истории возрождения монашества на Сорокадневной горе являются дневники начальника РДМ в Иерусалиме в 1865-1894 гг. архим. Антонина (Капустина) . Во время 1-й поездки архим. Антонин нашел обитель в запустении. В 1874 г. здесь поселился рус. мон. Аркадий (Конюхов), посылавший в Россию письма с призывом к пожертвованиям. Постепенно с риском для жизни (из-за горных условий и нападения бедуинов) «отшельник Сарандарский», как его называли, начал обустройство древних развалин и даже время от времени служил молебны для рус. паломников. К нач. 80-х гг. XIX в. в пещере Поста Господня была восстановлена малая церковь.

Гора Искушения стала в эти годы местом уединения для русских подвижников: здесь жили известная «пещерница Марина» и отставной генерал-майор Я. И. Краевский, участник Крымской войны и присоединения Ср. Азии. Он решил провести остаток жизни отшельником в пустыне в Св. земле, выучил для этого араб. язык и в июле 1880 г. поселился в пещере на горе Искушения (Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима. М., 2010. С. 286-287). Материальную помощь в обустройстве И. м. оказывали мон. Аркадию известные рус. благотворители: баронесса А. А. Фитингоф, посетившая Св. землю в 1886 г., и московский купец, паломник и благотворитель П. Д. Каверин.

Восходивший на гору в 1889 г. писатель-паломник Е. Л. Марков сообщил, что «там устроился опять маленький православный скит в пещерах, вырубленных древними отшельниками в толщах горы. Переходы и спуски, скрытые от взора человека, соединяют эти недоступные стрижиные гнезда иноков, висящие над страшною бездною. Кое-где к черному входу пещер, разбросанных на различной высоте, прилеплены утлые балкончики, галерейки и лесенки, на которые даже снизу нельзя глядеть без содрогания… В маленьком монастырьке живет всего 3-4 монаха. По остаткам стенных фресок и другим археологическим признакам нужно думать, что древнейшие следы монастыря относятся еще ко времени первых византийских императоров. Только небольшая часть старых пещер занята теперешним монастырем. Большая же часть рассеяна по разным недоступным обрывам и складкам горы, так что до многих добраться нельзя без веревок и лестниц» (Марков Е. Л. Путешествие по Св. Земле. СПб., 1891. Т. 2. С. 261-262).

В мае 1883 г. настоятель мон-ря прп. Герасима Иорданского архим. Евфимий установил в церкви иконостас греч. работы. В февр. 1885 г. мон. Аркадий покинул И. м. Дальнейшее благоустройство обители связано с именем энергичного и ревностного греч. архим. Авраамия Пелопоннесца, к-рый с 1893 г. возглавил И. м. Как было сказано в изданном на рус. языке путеводителе по Св. земле, «не щадя трудов и хлопот, архимандрит Авраамий достиг того, что устроил над зияющей бездной и над крутыми скалами святую обитель, отличаемую таким великолепием и грациозностью, что перед глазами зрителей она представляется в виде висячего городка; расширил церковь, то есть святую пещеру, и украсил ее церковною утварью» (Дамаскин (Смирнопул), иеродиак. Воспоминание о св. местах. Иерусалим, 1908. С. 166). Его же трудами была обустроена ведущая к мон-рю серпантинная, усыпанная гравием дорожка. По традиции богомольцы поднимались к И. м. в благоговейном молчании, творя Иисусову молитву. В 1904 г. была заново освящена ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 2-престольный 2-ярусный храм. Зап. половину нижнего храма составляет углубленная в гору пещера, вост. часть с алтарем находится на пристроенной площадке. Верхний придел расположен в пещере Первого искушения. Здесь в нише под небольшим престолом находится камень, на котором сидел Спаситель во время поста.

Остатки часовни на вершине горы были уничтожены накануне первой мировой войны при закладке мон-ря Третьего искушения, так и оставшегося незавершенным (были построены стены и 1-й этаж настоятельского корпуса). Над фундаментом визант. храма, по свидетельству архим. Дамаскина, была воздвигнута часовня. Между 1949 и 1965 гг. был перестроен парекклисион Пресв. Богородицы. Фуникулер доставляет паломников из Иерихона почти на уровень обители.

В кон. ХХ в. в И. м. подвизались игумен Герасим, и рус. мон. Иоанна (Оболенская), в наст. время - один игум. Герасим.

Ист.: Путешествия св. Саввы, архиеп. Сербского / Ред.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1884. С. 34. (ППС; Т. 2. Вып. 2); The Journey of Henry Maundrell, from Aleppo to Jerusalem, A. D. 1697 // Early Travels in Palestine / Ed. T. Wright. N. Y., 1968. P. 450; Паломники-писатели петровского и послепетровского времени или путники во св. град Иерусалим / Ред.: архим. Леонид (Кавелин) // ЧОИДР. 1874. Кн. 3. С. 120.

К. А. Панченко, Н. Н. Лисовой