Эпистемическая модальность логика. Деонтическая модальность. Вопросы для самопроверки
Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях его принятия и обоснованности. Важнейшими факторами являются логические и внелогические факторы, различающиеся основаниями их принятия. Первый тип - это основанные на мнениях суждения, выражающие знание. По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся суждения: достоверные и проблематичные.
Достоверные суждения - это достаточно обоснованные истинные или логичные суждения.
Проблематичные суждения. В проблематичным относятся суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обоснованности.
В естественном языке показателями проблематичности суждения обычно служат вводные слова: по-видимому, вероятно, представляется, возможно, можно предположить и др.
Обоснованность проблематичных суждений может быть представлена в терминах теории вероятности. Обоснованность, как объективную логическую характеристику суждения, следует отличать от понятия уверенности, выражающего субъективно-психологическое отношение человека к высказыванию, его готовность принять или опровергнуть соответствующие суждения.
Если вероятностная оценка суждения прямо влияет на степень уверенности, то обратное имеет место не всегда. Высокая степень уверенности не означает, что она возникла как результат обоснованности суждения, здесь могут влиять различного рода интересы, склонности, пристрастия.
Деонтическая модальность суждений
Деонтическая модальность - это выражение в суждении, предписанное в форме совета, пожелания, правила поведения или приказа, побуждающего человека к конкретным действиям. Например:
«Подрядчик обязан выполнить работу, обусловленную договором, из сво его материала и своими средствами, поскольку иное не установлено зако ном или договором».
К деонтическим относятся различного рода нормативные высказывания, в том числе и нормы права, т.е. официально принятые уполномоченным органом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые отношения в социальной среде, не исполнение которых влечет применение юридических санкций.
Необходимыми элементами правовой формы являются следующие явно или неявно выраженные в ней компоненты:
адресат - лица, которым надлежит исполнять предписание;
диспозиция - подлежащие исполнению действия;
деонтическая характеристика нормы - определяет тип предписания;
санкция - юридические последствия неисполнения предписания.
В правоотношении праву всегда соответствует обязанность и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право.
Право и обязанность выражают с помощью деонтических операторов: О - обязывания; F - запрещение; Р - разрешение.
Символом d обозначают регулируемое действие, символами x , y , z - субъектов правоотношений.
В соответствии с деонтическими операторами среди норм права различают: (1) правообязывающие; (2) правозапрещающие; (3) правопредоставляющие.
Правообязывающие нормы формулируют с помощью слов: «обязан», «должен», «надлежит», «признается».
Например: «Ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при не возможности возвратить полученное в натуре - возместить его стои мость в деньгах».
Символически правообязывание можно выразить в следующем виде O (d ), что означает «действие d подлежит обязательному исполнению».
Правозапрещающие нормы формулируют с помощью слов: «запрещает ся», «не вправе», «не допускается» и других.
Символические правозапрещения можно выразить в следующем виде: F { d ), что означает: «действие d запрещено».
Например: «Ломбард не вправе пользоваться или распоряжаться зало женными вещами».
«Банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное».
Правопредоставляюшие нормы формируют с помощью слов: «имеет право», «может иметь», «может принять».
Например: «Начальство может предъявить в суде, арбитражном суде или третейском суде требование о досрочном расторжении договора найма»,
«Наниматель вправе отказаться от бытового проекта в любое время».
Правопредоставление символами можно выразить следующим образом: P (d ), т.е. предоставляется право выполнять d .
Операторы обязывания и запрещения относятся к сильным деонтическим характеристикам, а разрешение является слабой характеристикой.
Обязанность и разрешение могут быть выражены через друг друга: обязанность выполнять действие эквивалентна запрещению не выполнять его:
Разрешение определяется через обязывание и запрещение:
P(d) = O(d) F(d).
Разрешение выполнить действие d означает, что выполнение d не обязательно и не запрещено.
Физическая модальность
Физическую модальность называют также онтологической, т.е. присущей бытию, и каузальной (основанной на причинно-следственных закономерностях).
Физически необходимо то, отрицание чего нарушает законы природы, т.е. невозможно физически.
Пример : Физически необходимо, что всё живое рождается и умирает.
Физически возможно высказывание, не противоречащее законам природы. При этом, если физически возможно как данное высказывание, так и его отрицание, то оно является физически случайным.
Примеры: Физически возможно, что Кутузов одержал победу при Малоярославце. Физически случайно, что наш дом построен на горе.
Физически невозможно высказывание, противоречащее природным законам.
Пример : Физически невозможно, что крокодил беззубый, а ёжик без иголок.
Правила взаимоотношений физических модальностей абсолютно аналогичны закономерностям логических модальностей. При этом, если сравнить логическую и физическую модальности между собой, то станет ясно, что самым широким модальным понятием является оператор "логически возможно" - за его пределами истин не существует. Значительно уже понятие "физически возможно" - оно ограничено законами нашего мира, т.е. всеми законами естественных наук. Объём физически необходимого ещё уже, это круг явлений и объектов, существующих реально. Самым узким модальным понятием является понятие "логически необходимо" - это только логические законы и всё, что из них необходимо следует. Очевидно, большая часть действительного мира живёт в рамках логически возможного, но за пределами логически необходимого.
Логическую и онтологическую модальности называют алетическими (от греческого "алетос" - не скрытый, истинный, прямой).
Эпистемическая модальность (от греч. "эпистема" - познание) выражает степень достоверности знания:
доказано то, что получило научное обоснование и практическое подтверждение.
Пример: Доказано, что сбалансированное питание благоприятно влияет на экстерьер собак;
проблематично то, что на данный момент может оказаться как истинным, так и ложным.
Пример: Вероятно, Россия - родина слонов;
опровергнуто означает, что доказано обратное (противоречащее данному).
Пример: Опровергнуто, что Сальери отравил Моцарта.
Отношения эпистемических модальностей аналогичны алетическим. Основные их законы:
Ничто не может быть доказанным и опровергнутым одновременно;
Что доказано, то не может быть проблематично, и наоборот;
Что проблематично, то не может быть опровергнуто, и наоборот;
- "знание проблематично" означает, что это знание не доказано и не опровергнуто, и наоборот.
Модальность (от слова «modus» — способ) – это надстройка семантического компонента над логическим . Общее высказывание (суждение) помещается в модальные рамки восприятия информации, которые устанавливает сам говорящий, расширяет или сужает границы своего мышления, в которых рассматривается единый смысл выражения. Если истина – это независимое отношение высказывания к действительности, то модальность – это отношение говорящего к данному высказыванию .
Любое выражение строится из трех составляющих – объекта (субъекта), предиката и связки. Объект — это то, над чем человек думает, чему приписывает различные свойства, действия. Например, «все металлы – проводят электрический ток». Металлу (объекту) приписывают свойство проводимости. Объектами ещё называют отдельные понятия, формирующие или сообразующие мысль.
Истинное выражение не включает в себя активность субъекта, хотя субъект (как присутствие целостного сознании в общей картине мира) участвует сторонним свидетелем в процессе познания и рассуждения.
Например, выражение «за окном идет снег» — здесь «условным субъектом» является самостоятельный объект — «снег», предикатом – «идет за окном». Если на момент высказывания снег действительно идет за окном, то выражение становится истинным. В другом случае – ложным. Слово «снег», если рассматривать с точки зрения языкового мышления, приобретает роль грамматического субъекта — подлежащего.
Субъект же в традиционном смысле определяется, как человеческое сознание и его содержимое (ощущения). Субъект – это тот, кто переживает ситуацию во времени . Снег, как природное явление, переживать её не может. Но вся ситуация подается именно с этой точки отчета. Действительность упрощается до оперирования только отношениями между внешними предметами.
Как только в событие включается активность субъекта личности, информация помещается в модальную рамку. Суждение приобретает дополнительный онтологический (греч. on, ontos - сущее, logos - учение) смысл. Онтология берет за основу мира – изменяющуюся сущность, духовность. В философии также отмечают метафизическое сознание или метафизический субъект.
Использование модальностей в науках
В психологии (в нлп) модальные значения фраз и их замена влияет на переосмысление информации человеком (пациентом). Их используют как ключевые моменты, чтобы расширить информацию человека о самом себе. Например, фраза «нельзя загорать под луной» — событие рассматривается как невозможное, интерес к нему пропадает. Если заменить «загорать под луной возможно, но не эффективно» — то, оно продолжает мысль и высказанную теорию.
Разновидности логических суждений
Когда субъективная оценка (мнение) высказывается и совпадает с правилами логического мышления, получаются нейтральные суждения. Их можно включить в систему общих модальностей, они истинно-логичные.
Ассерторические – это все суждения в утвердительной форме . Они описывают реальные явления и ситуации, как есть. Например, «спелые яблоки – красные», «после лета наступает осень» — это утвердительные высказывания. Все предложения делятся по принципу исключения третьего, на подтверждающие и опровергающие информацию, имеют форму обычного «безликого» повествования.
Отрицание сопровождается оператором отрицания («не», «нет, не верно»). Например, «не верно, что после лета наступает зима». Этот вид суждения входит в сферу видимой действительности и не включает в себя субъективный компонент такой, как в приведенных примерах: «хорошо, что после лета наступает осень» или «необходимо, что испечённый пирог — вкусный».
Другим видом утвердительных суждений являются аподиктические (доказательные) , выражающие «необходимость» того или иного явления. Например, «Основание пирамиды есть треугольник» — высказывание имеет доказательство в рамках математических наук. Другой пример, из астрофизики — «Земля вращается вокруг солнца», по-другому нельзя объяснить строение вселенной, смену дня и ночи на Земле. Факт не только научно доказан, но и является основой продолжения жизни на планете. Высказывание будет иметь истинное значение при любых условиях. Такие сведения о мире называются универсальными.
На основе правил традиционной логики происходит построение математических алгоритмов и компьютерных программ. Однако, человек в отличие от компьютера может себе позволить направлять мысль в будущее, высказывать идеи, гипотезы. Поэтому все теоретические рассуждения строятся в рамках модальных логик. Естественно, что не любая спонтанная мысль осуществима и оправдывает человеческие ожидания.
Например, «возможно, что на Марсе есть жизнь» — мы не можем полностью принять данное высказывание, как истинное – человек имеет знания о планете Марс лишь косвенно (никто туда не летал и не наблюдал признаков жизни своими глазами), но и принять за ложное без наличия доказательства обратного, невозможно. Такие суждения имеющие проблематический характер и называются алетическими . Сюда входят как логические высказывания, так и онтологические.
С Викиум вы сможете заниматься развитием мозга по индивидуальной программе
Алетические виды суждения
Операторами алетической модальности являются слова – «возможно», «невозможно», «случайно», «необходимо». Рассмотрим виды операторов на примере:
- Случайные – это единичные высказывания , которые рассматриваются в рамках какого-то уникального, конкретного события. Хорошим примером служит историческое событие – «12 апреля 1961 года был совершен первый полет человеком в космос». Событие случайно совпало с календарной датой. Число и свершившийся факт имеют между собой отношения случайности (полет мог быть совершен с одинаковой вероятностью и 16 апреля, и 20 апреля).
- Возможные (невозможные) – это суждения , описывающие вероятность свершения какого-либо факта в действительности. При этом происходит предварительное накопление информации, прослеживание признаков закономерности. С этой стороны, все потенциальные события, имеющие связь в одной системе явлений, могут в равной степени реализоваться в мире. Например, «возможно, что в Москве пойдет дождь». Ожидание осадков в Москве может со временем подтвердиться, а может и нет («нет» — в случаи прояснения погоды – наступление другого альтернативного события, в порядке временной последовательности).
- Необходимость – этот модальный оператор указывает на необходимость связи двух явлений . В большинстве случаев, оно описывает свойство реального предмета (объекта), основываясь на его природной сущности и физической взаимосвязи с другими, составляющими условия проявления этого свойства. Например, «необходимо, что ультрафиолетовые лучи уничтожают бактерий и вирусов».
Эпистемологическая (от греч. episteme – знание) – выражает степень принятия определенного знания субъектом . Операторы эпистемологической модальности – «знать», «верить», «убежден», «доказано». Высказывание содержит информацию, полученную косвенным путем, либо существует проблема доказуемости знания. Например, «я верю, что бог существует», «я знаю, что осенью бывает холодно».
Выражение, которое передается с помощью эпистемического оператора не является наличным фактом или действительной связью между ними (и почти к ней не относится). Оно дается уже в целостном виде субъекту, в качестве логического умозаключения. Оно вытекает, как вывод, из других знаний, проверенных на опыте. Уровень достоверности зависит от субъективного чувства, веры человека в то, что он говорит. В этом эпистемологическая модальность почти схожа с алетической. В отличие от неё, проблематические высказывания, например, о боге, не имеют способа как-либо получить доказательство.
Деонтическая модальность
Деонтические суждения – относятся к выражениям в готовых системах, созданных обществом – юридических, моральных, этических и даже математических. Объект рассматривается с точки зрения установленных правил. Операторами деонтических суждений являются – «разрешено», «запрещено», «следует». В некоторых случаях их значение содержит оттенок совета или инструкции. Например, «следует уважать свободу воли другого человека».
Событие или поступок может быть физически (или технически) возможным, но не оправдывается с точки зрения сферы деонтической логики. В ней задействован социальный разум – одно из состояний сознания, которое образуется под влиянием общества или религии, где живет человек. Например, с точки зрения логики – рабство является и ни хорошим, и ни плохим – если оно есть, то суждение о нем будет истинным, как и описание системы рабства. С юридической точки зрения оно является нарушением прав и свобод человека.
Аксиологическая модальность
Информация, выраженная в форме этой модальности, относится к морали и этике, правилам поведения человека в обществе. Операторами аксиологических высказываний являются – «хорошо», «плохо». С их помощью человек оценивается свои и чужие поступки, определяет стороны добра и зла. Например, «плохо перебивать старших в разговоре», «картина написана совсем неплохо».
Обозначения модальности в языке
Модальная логика относится к способам продуцирования языков выражений . В языке синонимы операторов рассеяны по семантическим полям в зависимости от текста, или целого произведения. Ещё сложнее выявить логическое значения фразы на иностранном языке.
Для того, чтобы привести фразы с модальными глаголами к одной категории, необходимо освоить более абстрактную форму и сравнить семантическое значение слова с модальным. В этом знание о модальных категориях не заменимая вещь. С её помощью используются шаблоны фраз в продуцировании новых выражений.
Эпистемическая модальность
Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени ᴇᴦο обоснованности.
Обмен информацией между людьми в процессе общения предполагает отчетливое понимание оснований принятия или непринятия выраженных в высказываниях мнений, оценок, фактических данных и т.п. Принятие высказываний зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяющие два эпистемических типа суждений, различающихся основаниями их принятия. Первый тип - это основанные на мнениях суждения, выражающие веру; второй тип - логически обоснованные суждения, выражающие знание.
Вера. К нелогическим факторам, влияющим на принятие суждений, относятся˸ мнение авторитетов, прагматический интерес, традиции, коллективное и индивидуальное внушение и другие. Подобного рода воздействия могут приводить к некритическому принятию чужих мнений и формированию на их базе различного рода верований. По своей социальной направленности верования могут быть как прогрессивными (вера в правое дело), так и реакционными - различного рода националистические доктрины, религиозный фанатизм и другие верования. По эпистемическому статусу вера - это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.
Если модальным оператором В обозначить верование, т.е. принятие высказывания р без обоснования, то выражение В(р) будет означать˸ ʼʼр принимается на базе верыʼʼ.
Знание. Фактор логического воздействия - это принятие суждения как истинного или ложного в силу ᴇᴦο обоснованности другими суждениями, из которых принимаемое суждение логически вытекает как следствие. Характерная особенность рационально ориентированного познания - принятие лишь таких суждений, которые опираются на достоверно установленный эмпирический или теоретический фундамент из проверенных суждений. Такого рода обоснованные суждения приобретают эпистемический статус знаний˸ К(р) , где К - модальный оператор, означающий ʼʼзнаниеʼʼ.
По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся класса суждений˸ достоверные и проблематичные.
1) Достоверные суждения - это достаточно обоснованные истинные или ложные суждения. Их истинность или ложность устанавливается либо путем непосредственной проверки, либо опосредованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или теоретическими положениями.
Модальность таких суждений можно выразить с помощью двух операторов˸ доказанности (верифицированности) - V и опровергнутости (фальсифицированности) - F . Суждение р доказано, в случае если оно достаточно обосновано˸ Vp . Если достаточно обосновано отрицание суждения, т.е. не-р , то такое суждение также считается доказанным˸ V ùр . Например, доказано суждение ʼʼНеверно, что N принимал непосредственное участие в совершении преступленияʼʼ, в случае если установлено алиби, т.е. факт пребывания N во время совершения преступления в другом месте.
Таким образом, о любом достоверно установленном суждении можно говорить как о доказанном, или верифицированном, т.е. Vp v V ù р .
Эпистемическая модальность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эпистемическая модальность" 2015, 2017-2018.