Главная · Зубные протезы · Эпистемическая модальность логика. Деонтическая модальность. Вопросы для самопроверки

Эпистемическая модальность логика. Деонтическая модальность. Вопросы для самопроверки

Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях его принятия и обоснованности. Важнейшими факторами являются логические и внелогические факторы, различаю­щиеся основаниями их принятия. Первый тип - это основанные на мнениях суждения, выражающие знание. По степени обоснованности среди знаний различают два непересекающихся суждения: достоверные и про­блематичные.

    Достоверные суждения - это достаточно обоснованные истинные или логичные суждения.

    Проблематичные суждения. В проблематичным относятся суждения, которые нельзя считать достоверными в силу их недостаточной обосно­ванности.

В естественном языке показателями проблематичности суждения обычно служат вводные слова: по-видимому, вероятно, представляется, возможно, можно предположить и др.

Обоснованность проблематичных суждений может быть представлена в терминах теории вероятности. Обоснованность, как объективную логиче­скую характеристику суждения, следует отличать от понятия уверенности, выражающего субъективно-психологическое отношение человека к высказыванию, его готовность принять или опровергнуть соответствующие суж­дения.

Если вероятностная оценка суждения прямо влияет на степень уверенно­сти, то обратное имеет место не всегда. Высокая степень уверенности не оз­начает, что она возникла как результат обоснованности суждения, здесь мо­гут влиять различного рода интересы, склонности, пристрастия.

Деонтическая модальность суждений

Деонтическая модальность - это выражение в суждении, предписан­ное в форме совета, пожелания, правила поведения или приказа, побуждаю­щего человека к конкретным действиям. Например:

«Подрядчик обязан выполнить работу, обусловленную договором, из сво­ его материала и своими средствами, поскольку иное не установлено зако­ ном или договором».

К деонтическим относятся различного рода нормативные высказывания, в том числе и нормы права, т.е. официально принятые уполномоченным ор­ганом общеобязательные правила поведения, регулирующие правовые от­ношения в социальной среде, не исполнение которых влечет применение юридических санкций.

Необходимыми элементами правовой формы являются следующие явно или неявно выраженные в ней компоненты:

    адресат - лица, которым надлежит исполнять предписание;

    диспозиция - подлежащие исполнению действия;

    деонтическая характеристика нормы - определяет тип предписания;

    санкция - юридические последствия неисполнения предписания.

В правоотношении праву всегда соответствует обязанность и наоборот, всякой обязанности соответствует определенное право.

Право и обязанность выражают с помощью деонтических операторов: О - обязывания; F - запрещение; Р - разрешение.

Символом d обозначают регулируемое действие, символами x , y , z - субъектов правоотношений.

В соответствии с деонтическими операторами среди норм права разли­чают: (1) правообязывающие; (2) правозапрещающие; (3) правопредоставляющие.

Правообязывающие нормы формулируют с помощью слов: «обязан», «должен», «надлежит», «признается».

Например: «Ничтожна сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при не­ возможности возвратить полученное в натуре - возместить его стои­ мость в деньгах».

Символически правообязывание можно выразить в следующем виде O (d ), что означает «действие d подлежит обязательному исполнению».

Правозапрещающие нормы формулируют с помощью слов: «запрещает­ ся», «не вправе», «не допускается» и других.

Символические правозапрещения можно выразить в следующем виде: F { d ), что означает: «действие d запрещено».

Например: «Ломбард не вправе пользоваться или распоряжаться зало женными вещами».

«Банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, если в ней не предусмотрено иное».

Правопредоставляюшие нормы формируют с помощью слов: «имеет право», «может иметь», «может принять».

Например: «Начальство может предъявить в суде, арбитражном суде или третейском суде требование о досрочном расторжении договора найма»,

«Наниматель вправе отказаться от бытового проекта в любое время».

Правопредоставление символами можно выразить следующим образом: P (d ), т.е. предоставляется право выполнять d .

Операторы обязывания и запрещения относятся к сильным деонтическим характеристикам, а разрешение является слабой характеристикой.

Обязанность и разрешение могут быть выражены через друг друга: обязанность выполнять действие эквивалентна запрещению не выполнять его:

Разрешение определяется через обязывание и запрещение:

P(d) = O(d) F(d).

Разрешение выполнить действие d означает, что выполнение d не обязательно и не запрещено.

Физическая модальность

Физическую модальность называют также онтологической, т.е. присущей бытию, и каузальной (основанной на причинно-следственных закономерностях).

Физически необходимо то, отрицание чего нарушает законы природы, т.е. невозможно физически.

Пример : Физически необходимо, что всё живое рождается и умирает.

Физически возможно высказывание, не противоречащее законам природы. При этом, если физически возможно как данное высказывание, так и его отрицание, то оно является физически случайным.

Примеры: Физически возможно, что Кутузов одержал победу при Малоярославце. Физически случайно, что наш дом построен на горе.

Физически невозможно высказывание, противоречащее природным законам.

Пример : Физически невозможно, что крокодил беззубый, а ёжик без иголок.

Правила взаимоотношений физических модальностей абсолютно аналогичны закономерностям логических модальностей. При этом, если сравнить логическую и физическую модальности между собой, то станет ясно, что самым широким модальным понятием является оператор "логически возможно" - за его пределами истин не существует. Значительно уже понятие "физически возможно" - оно ограничено законами нашего мира, т.е. всеми законами естественных наук. Объём физически необходимого ещё уже, это круг явлений и объектов, существующих реально. Самым узким модальным понятием является понятие "логически необходимо" - это только логические законы и всё, что из них необходимо следует. Очевидно, большая часть действительного мира живёт в рамках логически возможного, но за пределами логически необходимого.

Логическую и онтологическую модальности называют алетическими (от греческого "алетос" - не скрытый, истинный, прямой).

Эпистемическая модальность (от греч. "эпистема" - познание) выражает степень достоверности знания:

доказано то, что получило научное обоснование и практическое подтверждение.

Пример: Доказано, что сбалансированное питание благоприятно влияет на экстерьер собак;

проблематично то, что на данный момент может оказаться как истинным, так и ложным.

Пример: Вероятно, Россия - родина слонов;

опровергнуто означает, что доказано обратное (противоречащее данному).

Пример: Опровергнуто, что Сальери отравил Моцарта.

Отношения эпистемических модальностей аналогичны алетическим. Основные их законы:

Ничто не может быть доказанным и опровергнутым одновременно;

Что доказано, то не может быть проблематично, и наоборот;

Что проблематично, то не может быть опровергнуто, и наоборот;

- "знание проблематично" означает, что это знание не доказано и не опровергнуто, и наоборот.

Модальность (от слова «modus» — способ) – это надстройка семантического компонента над логическим . Общее высказывание (суждение) помещается в модальные рамки восприятия информации, которые устанавливает сам говорящий, расширяет или сужает границы своего мышления, в которых рассматривается единый смысл выражения. Если истина – это независимое отношение высказывания к действительности, то модальность – это отношение говорящего к данному высказыванию .

Любое выражение строится из трех составляющих – объекта (субъекта), предиката и связки. Объект — это то, над чем человек думает, чему приписывает различные свойства, действия. Например, «все металлы – проводят электрический ток». Металлу (объекту) приписывают свойство проводимости. Объектами ещё называют отдельные понятия, формирующие или сообразующие мысль.

Истинное выражение не включает в себя активность субъекта, хотя субъект (как присутствие целостного сознании в общей картине мира) участвует сторонним свидетелем в процессе познания и рассуждения.

Например, выражение «за окном идет снег» — здесь «условным субъектом» является самостоятельный объект — «снег», предикатом – «идет за окном». Если на момент высказывания снег действительно идет за окном, то выражение становится истинным. В другом случае – ложным. Слово «снег», если рассматривать с точки зрения языкового мышления, приобретает роль грамматического субъекта — подлежащего.

Субъект же в традиционном смысле определяется, как человеческое сознание и его содержимое (ощущения). Субъект – это тот, кто переживает ситуацию во времени . Снег, как природное явление, переживать её не может. Но вся ситуация подается именно с этой точки отчета. Действительность упрощается до оперирования только отношениями между внешними предметами.

Как только в событие включается активность субъекта личности, информация помещается в модальную рамку. Суждение приобретает дополнительный онтологический (греч. on, ontos - сущее, logos - учение) смысл. Онтология берет за основу мира – изменяющуюся сущность, духовность. В философии также отмечают метафизическое сознание или метафизический субъект.

Использование модальностей в науках

В психологии (в нлп) модальные значения фраз и их замена влияет на переосмысление информации человеком (пациентом). Их используют как ключевые моменты, чтобы расширить информацию человека о самом себе. Например, фраза «нельзя загорать под луной» — событие рассматривается как невозможное, интерес к нему пропадает. Если заменить «загорать под луной возможно, но не эффективно» — то, оно продолжает мысль и высказанную теорию.

Разновидности логических суждений

Когда субъективная оценка (мнение) высказывается и совпадает с правилами логического мышления, получаются нейтральные суждения. Их можно включить в систему общих модальностей, они истинно-логичные.

Ассерторические – это все суждения в утвердительной форме . Они описывают реальные явления и ситуации, как есть. Например, «спелые яблоки – красные», «после лета наступает осень» — это утвердительные высказывания. Все предложения делятся по принципу исключения третьего, на подтверждающие и опровергающие информацию, имеют форму обычного «безликого» повествования.

Отрицание сопровождается оператором отрицания («не», «нет, не верно»). Например, «не верно, что после лета наступает зима». Этот вид суждения входит в сферу видимой действительности и не включает в себя субъективный компонент такой, как в приведенных примерах: «хорошо, что после лета наступает осень» или «необходимо, что испечённый пирог — вкусный».

Другим видом утвердительных суждений являются аподиктические (доказательные) , выражающие «необходимость» того или иного явления. Например, «Основание пирамиды есть треугольник» — высказывание имеет доказательство в рамках математических наук. Другой пример, из астрофизики — «Земля вращается вокруг солнца», по-другому нельзя объяснить строение вселенной, смену дня и ночи на Земле. Факт не только научно доказан, но и является основой продолжения жизни на планете. Высказывание будет иметь истинное значение при любых условиях. Такие сведения о мире называются универсальными.

На основе правил традиционной логики происходит построение математических алгоритмов и компьютерных программ. Однако, человек в отличие от компьютера может себе позволить направлять мысль в будущее, высказывать идеи, гипотезы. Поэтому все теоретические рассуждения строятся в рамках модальных логик. Естественно, что не любая спонтанная мысль осуществима и оправдывает человеческие ожидания.

Например, «возможно, что на Марсе есть жизнь» — мы не можем полностью принять данное высказывание, как истинное – человек имеет знания о планете Марс лишь косвенно (никто туда не летал и не наблюдал признаков жизни своими глазами), но и принять за ложное без наличия доказательства обратного, невозможно. Такие суждения имеющие проблематический характер и называются алетическими . Сюда входят как логические высказывания, так и онтологические.

С Викиум вы сможете заниматься развитием мозга по индивидуальной программе

Алетические виды суждения

Операторами алетической модальности являются слова – «возможно», «невозможно», «случайно», «необходимо». Рассмотрим виды операторов на примере:

  1. Случайные – это единичные высказывания , которые рассматриваются в рамках какого-то уникального, конкретного события. Хорошим примером служит историческое событие – «12 апреля 1961 года был совершен первый полет человеком в космос». Событие случайно совпало с календарной датой. Число и свершившийся факт имеют между собой отношения случайности (полет мог быть совершен с одинаковой вероятностью и 16 апреля, и 20 апреля).
  2. Возможные (невозможные) – это суждения , описывающие вероятность свершения какого-либо факта в действительности. При этом происходит предварительное накопление информации, прослеживание признаков закономерности. С этой стороны, все потенциальные события, имеющие связь в одной системе явлений, могут в равной степени реализоваться в мире. Например, «возможно, что в Москве пойдет дождь». Ожидание осадков в Москве может со временем подтвердиться, а может и нет («нет» — в случаи прояснения погоды – наступление другого альтернативного события, в порядке временной последовательности).
  3. Необходимость – этот модальный оператор указывает на необходимость связи двух явлений . В большинстве случаев, оно описывает свойство реального предмета (объекта), основываясь на его природной сущности и физической взаимосвязи с другими, составляющими условия проявления этого свойства. Например, «необходимо, что ультрафиолетовые лучи уничтожают бактерий и вирусов».

Эпистемологическая (от греч. episteme – знание) – выражает степень принятия определенного знания субъектом . Операторы эпистемологической модальности – «знать», «верить», «убежден», «доказано». Высказывание содержит информацию, полученную косвенным путем, либо существует проблема доказуемости знания. Например, «я верю, что бог существует», «я знаю, что осенью бывает холодно».

Выражение, которое передается с помощью эпистемического оператора не является наличным фактом или действительной связью между ними (и почти к ней не относится). Оно дается уже в целостном виде субъекту, в качестве логического умозаключения. Оно вытекает, как вывод, из других знаний, проверенных на опыте. Уровень достоверности зависит от субъективного чувства, веры человека в то, что он говорит. В этом эпистемологическая модальность почти схожа с алетической. В отличие от неё, проблематические высказывания, например, о боге, не имеют способа как-либо получить доказательство.

Деонтическая модальность

Деонтические суждения – относятся к выражениям в готовых системах, созданных обществом – юридических, моральных, этических и даже математических. Объект рассматривается с точки зрения установленных правил. Операторами деонтических суждений являются – «разрешено», «запрещено», «следует». В некоторых случаях их значение содержит оттенок совета или инструкции. Например, «следует уважать свободу воли другого человека».

Событие или поступок может быть физически (или технически) возможным, но не оправдывается с точки зрения сферы деонтической логики. В ней задействован социальный разум – одно из состояний сознания, которое образуется под влиянием общества или религии, где живет человек. Например, с точки зрения логики – рабство является и ни хорошим, и ни плохим – если оно есть, то суждение о нем будет истинным, как и описание системы рабства. С юридической точки зрения оно является нарушением прав и свобод человека.

Аксиологическая модальность

Информация, выраженная в форме этой модальности, относится к морали и этике, правилам поведения человека в обществе. Операторами аксиологических высказываний являются – «хорошо», «плохо». С их помощью человек оценивается свои и чужие поступки, определяет стороны добра и зла. Например, «плохо перебивать старших в разговоре», «картина написана совсем неплохо».

Обозначения модальности в языке

Модальная логика относится к способам продуцирования языков выражений . В языке синонимы операторов рассеяны по семантическим полям в зависимости от текста, или целого произведения. Ещё сложнее выявить логическое значения фразы на иностранном языке.

Для того, чтобы привести фразы с модальными глаголами к одной категории, необходимо освоить более абстрактную форму и сравнить семантическое значение слова с модальным. В этом знание о модальных категориях не заменимая вещь. С её помощью используются шаблоны фраз в продуцировании новых выражений.

Эпистемическая модальность

Эпистемическая модальность - это выраженная в суждении информация об основаниях принятия и степени ᴇᴦο обоснованнос­ти.

Обмен информацией между людьми в процессе общения предпо­лагает отчетливое понимание оснований принятия или непринятия выраженных в высказываниях мнений, оценок, фактических данных и т.п. Принятие высказываний зависит от многих объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Важнейшими среди них являются логические и внелогические факторы, предопределяю­щие два эпистемических типа суждений, различающихся основания­ми их принятия. Первый тип - это основанные на мнениях сужде­ния, выражающие веру; второй тип - логически обоснованные суж­дения, выражающие знание.

Вера. К нелогическим факторам, влияющим на принятие сужде­ний, относятся˸ мнение авторитетов, прагматический интерес, тра­диции, коллективное и индивидуальное внушение и другие. Подоб­ного рода воздействия могут приводить к некритическому принятию чужих мнений и формированию на их базе различного рода веро­ваний. По своей социальной направленности верования могут быть как прогрессивными (вера в правое дело), так и реакционными - различного рода националистические доктрины, религиозный фана­тизм и другие верования. По эпистемическому статусу вера - это стихийное, некритическое принятие чужих мнений, истинных или ложных, прогрессивных или реакционных.

Если модальным оператором В обозначить верование, т.е. приня­тие высказывания р без обоснования, то выражение В(р) будет озна­чать˸ ʼʼр принимается на базе верыʼʼ.

Знание. Фактор логического воздействия - это принятие суж­дения как истинного или ложного в силу ᴇᴦο обоснованности други­ми суждениями, из которых принимаемое суждение логически вы­текает как следствие. Характерная особенность рационально ориентированного познания - принятие лишь таких суждений, кото­рые опираются на достоверно установленный эмпирический или теоретический фундамент из проверенных суждений. Такого рода обоснованные суждения приобретают эпистемический статус зна­ний˸ К(р) , где К - модальный оператор, означающий ʼʼзнаниеʼʼ.

По степени обоснованности среди знаний различают два непере­секающихся класса суждений˸ достоверные и проблематичные.

1) Достоверные суждения - это достаточно обоснованные ис­тинные или ложные суждения. Их истинность или ложность уста­навливается либо путем непосредственной проверки, либо опосре­дованно, когда суждение подтверждается эмпирическими или тео­ретическими положениями.

Модальность таких суждений можно выразить с помощью двух операторов˸ доказанности (верифицированности) - V и опроверг­нутости (фальсифицированности) - F . Суждение р доказано, в случае если оно достаточно обосновано˸ Vp . Если достаточно обосновано отри­цание суждения, т.е. не-р , то такое суждение также считается дока­занным˸ V ùр . Например, доказано суждение ʼʼНеверно, что N при­нимал непосредственное участие в совершении преступленияʼʼ, в случае если установлено алиби, т.е. факт пребывания N во время совершения преступления в другом месте.

Таким образом, о любом достоверно установленном суждении можно говорить как о доказанном, или верифицированном, т.е. Vp v V ù р .

Эпистемическая модальность - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эпистемическая модальность" 2015, 2017-2018.