Главная · Уход · Медицинская деонтология и этика основы принципы. Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача. Деонтология и организация работы лечебного учреждения

Медицинская деонтология и этика основы принципы. Основные принципы медицинской деонтологии и этики советского врача. Деонтология и организация работы лечебного учреждения

Медицинская деонтология (греч. Deon - должное) - учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей, всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики (врачебной этики, сестринской этики, фармацевтической этики).

Термин «деонтология» введен в философию И. Бентамом (1834). На рубеже XIX-XX вв. во Франции молодым врачам читался специальный курс медицинской деонтологии. В эти же годы в Германии среди частнопрактикующих врачей была популярна идея создания всеобъемлющего деонтологического кодекса, в основном регулирующего их корпоративно-сословные взаимоотношения.

Основная масса российских врачей и медицинских сестер для обозначения моральных вопросов здравоохранения чаще используют термин «медицинская деонтология», что объясняется насаждавшимися в течение десятилетий в советской медицине нигилистическим отношением к самому понятию «медицинская этика». Первый нарком здравоохранения СССР Н.А. Семашко, говоря о врачебной этике, всегда добавлял слова «так называемая», подчеркивая обязательность для советских медиков в сфере мировоззрения, морали классового подхода. Прежде всего, жертвой такого подхода стала в советской медицине врачебная тайна - в 20-е гг. Н.А. Семашко неоднократно утверждал: «Мы держим твердый курс на отказ от врачебной тайны», как правило, приводя расхожий аргумент «болезнь - не позор, а несчастье».

Главная заслуга в развитии, пропаганде медицинской деонтологии принадлежит известному хирургу, основоположнику отечественной онкологии Н.Н. Петрову; его книга «Вопросы хирургической деонтологии» (с 1944 по 1956 гг. вышло 5 изданий) определила на многие десятилетия подходы в Советском Союзе к этическим вопросам медицины.

По Н.Н. Петрову, понятие «врачебная этика» включает исключительно вопросы взаимоотношений врачей друг с другом, а медицинская деонтология касается именно лечебной работы с больными, ее требования обязательны, прежде всего, для врачей, а также для всего медперсонала. Медицинская деонтология, в том числе хирургическая, есть «учение о принципах поведения медицинского персонала… для максимального повышения суммы полезности хирургического лечения и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы».

Существенным в учении о хирургической деонтологии Н.Н. Петрова было то, что он целиком освободил обсуждаемый предмет от идеологизирования: принципы деонтологии были уподоблены им правилам грамматики. Лейтмотивом учения Н.Н. Петрова о медицинской деонтологии является его максима:

«Медицина для больных, а не больные для медицины». Хирургический риск должен быть всегда прогнозируемым. Предупреждение злоупотреблений медициной, хирургией - одна из важных функций медицинской деонтологии, розданное в 30-50-е гг. учение о медицинской деонтологии Н.Н. Петрова несет на себе печать своего времени: он рекомендует при информировании онкологических больных не произносить слов «рак», «саркома», заменяя их эвфемизмами «язва», «инфильтрат», «сужение» и др.; обреченным больным никогда не сообщать правды о прогнозе их заболевания. Вопрос о врачебной тайне в его книгах даже не упоминается.

Понятие медицинской деонтологии стало чрезвычайно широко употребляться отечественными медиками в 60-80-е гг. В период «оттепели» во многих медицинских институтах страны создаются по аналогии с клятвой Гиппократа врачебные клятвы, а в 1971 Президиум Верховного Совета СССР утвердил официальный текст «Присяги врача Советского Союза». Другая причина нарастающего внимания врачебного сообщества к этическим вопросам медицины заключалась в современном научно-техническом прогрессе.

Вплоть до начала 90-х гг. в среде советских медиков господствовали идеи медицинской деонтологии, выработанные на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии в 1969 (аналогичные конференции собирались в 1977 и 1982). На этих конференциях подход Н.Н. Петрова, создавшего учение о хирургической деонтологии, был распространен и на другие области клинической медицины. В эти годы вышли десятки книг и статей отечественных авторов по медицинской деонтологии - в области хирургии (А.В. Гуляев, Б.В. Петровский, А.Н. Орлов и др.), онкологии (Н.Н. Блохин, С.Б. Корж и др.), акушерства и гинекологии (Л.С. Персианинов, С.Н. Давыдов, др.), терапии (Л.А. Лещинский, И.А. Шамов, Н.В. Эльштейн и др.), экспериментальной медицины (С, Д. Носов, др.) и т.д. Возрастающее внимание врачей к проблеме риска в современной медицине отразилось в работах, посвященных ятрогении (И.А. Кассирский, Е.М. Тареев и др.).

Таким образом, медицинская деонтология стала перманентным процессом этической рефлексии в среде отечественных врачей в условиях все большего вовлечения медицины в современный научно-технический прогресс. Например, на симпозиуме в Научном Центре хирургии АМН СССР, посвященном хирургической деонтологии (1984), в числе других обсуждалась тема: взаимоотношения хирурга, реаниматолога и трансфузиолога при лечении оперированного больного.

В решении многих конкретных вопросов медицинской этики в те годы преобладал патерналистский подход: правдивое информирование о диагнозе онкологических больных допускается лишь в ситуации их отказа от необходимого лечения (Н.Н. Блохин); дилемма отказа от экстраординарных методов лечения умирающих больных еще не обсуждается, напротив - все виднейшие врачи говорят, что для продления жизни любого больного должны быть использованы все имеющиеся средства медицины (Б.В. Петровский, Е.И. Чазов) и т.д.

В целом философско-этический, научно-теоретический уровень множества публикаций по медицинской деонтологии был невысок, авторы их нередко тяготели к морализаторству, идеологической риторике. Большой поток отечественной литературы по медицинской деонтологии в 60-80-е гг. маскировал наше серьезное отставание в области разработки и преподавания современных вопросов медицинской этики. Непосредственной причиной отставания являлась международная изоляция отечественных врачей, которые до сих пор не входят во Всемирную медицинскую ассоциацию (ВМА).

С момента своего возникновения в 1947 ВМА, в основном, сосредоточена на поддержании высоких этических стандартов врачебного дела и разрабатывает актуальные вопросы современной медицинской этики. Знакомство передовой части сообщества отечественных врачей с важнейшими документами ВМА (Женевская декларация - 1948, Лисарбонская декларация о правах пациента - 1 981 и др.) началось только в 90-е гг. - с развитием биоэтики в России.

В современной медицине употребляются оба термина - и «медицинская этика» и «медицинская деонтология», при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других работающих в медицине специалистов, а термин «медицинская деонтология» на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики.

Деонтология также рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике человека, посвятившего себя благородному делу - заботе о здоровье человека, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями общества, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Имеется определенная внутренняя связь деонтологии с этикой (учение о морали). И это понятно, ибо долг, справедливость, совесть и честь, представление о добре и зле, наконец, о счастье и смысле жизни есть категории этические. П.А. Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях, вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.

Определенные деонтологические нормы и правила, конечно, присущи и другим профессиям. Однако трудно найти такой вид деятельности человека, как медицина, где врач в буквальном смысле слова «держит в руках» жизнь и смерть человека и связан с его личностью духовными, нравственными представлениями, отношениями в семье и обществе.

Общение врача с больным начинается с их первой встречи, а иногда и раньше, при предварительном ознакомлении врача с медицинской документацией пациента. С этого момента и вступают в силу деонтологические требования. Главное из них - исчерпывающее познание больного во всех проявлениях не только его болезни, что важно для диагностики, но и его индивидуальности, что необходимо для определения линии поведения по отношению именно к данному больному.

В отечественной медицине деонтология всегда понималась как учение о долге врача не только перед больным, но и перед народом. Труд врача, его поведение всегда рассматривались, как большое дело общества. На деятельность врачей прошлого прямое влияние оказывали идеи передовых демократов и философов России - Н.А. Радищева, А.И. Герцена, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского и других. Весь круг проблем, включающих понимание термина «деонтология» и «этика» врача, находился под пристальным вниманием передовых клиницистов XIX века - Н.И. Пирогова, С.Г. Зыбелина, В.А. Манассеина, Д.С. Самойловича, М.Я. Мудрова, И.Е. Дядьковского, С.П. Боткина и др.

Реферат

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ С БОЛЬНЫМИ И ИХ РОДСТВЕННИКАМИ

Реферат
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ МЕЖДУ СОБОЙ

Этика медицинская



родителями.




Медицинская сестра и коллеги.
Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитета врача. Врач в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение вызывающих у лечащего врача случаев следует производить коллегиально. Врач должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом. Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия – обсудить их необходимо в ординаторской, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: “Мы обсудили и решили...”. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции врач должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время манипуляций. Если во время манипуляции врач сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным – они знают и слышат все - необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемым методам лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: “Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача”. Тем более все эти вопросы не должны громогласно обсуждаться и выдаваться кому бы то не было. Кроме того, должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности; даны необходимые знания и навыки.

Тактика врача, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей врача является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем. Если пациент не обращается к врачу в последующем, он не верит ему как специалисту. Это уже признак того, что это “плохой” врач, к “хорошему” они идут, даже несмотря на первую неудачу. Значит, врач не сумел наладить контакт и взаимопонимание.

Взаимоотношения врача с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками. Но совсем не обязательно сообщать мужу, что вы выполнили операцию по поводу внематочной беременности и пациентка через неделю будет, как “огурчик” - она ей боком выйдет, тем более, что муж полгода был в командировке.
Медицинская сестра и коллеги

Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса. Она должна участвовать в разработке объективных критериев оценки сестринской деятельности и стремиться к тому, чтобы ее деятельность была беспристрастно рассмотрена и оценена коллегами. Медицинская сестра должна избегать отрицательных высказываний о работе коллег в присутствии пациентов и их родственников, за исключением случаев обжалования действий медицинских работников. Завоевание себе авторитета путем дискредитации коллег неэтично.

Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - помочь пациенту выполнять назначенную врачом программу лечения. Высокий профессионализм медицинской сестры - важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а в случае сохраняющегося сомнения после этого - с вышестоящим руководством.

Участие в медико-санитарном просвещении населения

Моральный долг медицинской сестры как члена медицинского сообщества - заботиться об обеспечении доступной и качественной сестринской помощи населению. Медицинская сестра должна активно участвовать в медико-санитарном просвещении населения, помогающем пациентам сделать правильный выбор между государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Медицинская сестра в меру своей компетенции должна участвовать в разработке и осуществлении коллективных мер, направленных на совершенствование методов борьбы с болезнями, предупреждать пациентов, органы власти и общество в целом об экологической опасности, вносить свой вклад в дело организации спасательных служб.

Медицинская деонтология

Необходимо быть внимательным ко всем больным, поскольку для любого больного его болезнь всегда серьезна и тяжела. И поэтому всякое пренебрежение к болезни либо к больному может вести к потере так необходимого в хирургической деятельности контакта с больным. Следует избегать непонятных для больных выражений, например, «желудок в форме крючка», «поперечное положение сердца», «клетки эпителия в моче», «капельное сердце» и т. д., так как больные нередко начинают думать о тяжелых симптомах, фак­тически отсутствующих болезнях. Не нужно в палате обсуждать с больными симптомы, свидетельствующие о благоприятном течении болезни, когда рядом нахо­дятся больные с такими же заболеваниями, но без этих симптомов. Все комментарии должны даваться только одним человеком — лечащим (палатным) вра­чом.

Таким образом, одна из важнейших задач хирур­гической деонтологии — охрана психики больного.

В связи с этим мы считаем неоправданным пра­вило передачи сведений о диагнозе в запечатанном конверте, который выдается на руки больным для вру­чения онкологам и другим специалистам. Этого де­лать не следует, поскольку такие конверты особенно разжигают любопытство больных.

Ни в коем случае нельзя обсуждать с больными выбор диагностических процедур, характер проведен­ных исследований, тактику лечения, необходимость оперативных вмешательств, выбор метода обезболи­вания и т. д. Больному нужно сообщать только аргу­ментированные решения. Сомневаться — дело медика, но не больного. Иногда больной может отказаться от операции на основе дезинформации, сделанной из деонтологических соображений. Например, при раке желудка часто больному сообщают диагноз: «язвен­ная болезнь желудка». Больной зная, что язвенная болезнь может лечиться консервативно, отказывается от операции. В таких случаях необходимо убедить больного, что отказ от операции опасен из-за возмож­ности либо уже наличия признаков ракового перерож­дения язвы, ибо в противном случае принципы деонтологии сводятся на нет, а она превыше всего ставит интересы больного.

Чрезвычайно осторожным нужно быть при разго­ворах в транспорте, лифтах, где могут присутствовать лица, знающие больного, при телефонных разговорах с близкими родственниками больного, так как в по­следнем случае это может быть сам больной. Кроме того, не все родственники должны оповещаться об истинном положении больного. Все разговоры с боль­ным и его родственниками должен вести палатный врач или присутствовать при этом.

Медицинская деонтология

Общение с больным тре­бует максимального такта. Осмотр полости рта, туло­вища, конечностей больного может вызвать у медицин­ской сестры неблагоприятное впечатление, однако ни при каких условиях нельзя проявлять брезгливость, а нужно в дружеском тоне объяснить необходимость соблюдения гигиены для благоприятного исхода ле­чения.

Особенно важны знания деонтологии в хирургии. Психическое состояние хирургического больного под­вергается многим испытаниям, и это требует его объек­тивной оценки и учета при индивидуальной работе с больным. Хирургический больной отличается от всех других тем, что ему предстоит радикальное лечение. При этом практически все больные чего-то боятся: одни — операции, другие — обезболивания, третьи — просто страданий, которые могут быть ощущаемы ими в процессе операции либо после нее. Больные, как пра­вило, чрезвычайно чувствительны ко всему негатив­ному, каждое необдуманное слово, поступок, невыпол­ненное в срок назначение могут стать причиной от­каза даже от жизненно необходимой для них операции. Таким образом, внешний вид и одежда медицинского персонала, пунктуальное выполнение им личной гигиены столь же важны, как и высококвалифициро­ванный уход за тяжелобольным в до- и послеоперационном периоде, умение безболезненно, нежно про­вести ту или иную процедуру.

Часто приходится слышать, что медицинская сестра — помощник врача. Однако всегда ли она должна быть безропотным исполнителем? Если опытная сестра видит ошибки врача, она должна не обсуждать их со своими коллегами, а тактично и, если необходимо, незаметно сказать об этом врачу.

Медицинская деонтология

Слово «деонтология» означает учение о должном (греч. deon — должное, logos — слово, наука, учение). Применительно к медицине под деонтологией пони­мают принципы поведения медицинского персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы. При этом важное значе­ние придается созданию определенного психологиче­ского климата в коллективе, где имеют значение отношение медицинского персонала к больному, отно­шения между членами коллектива независимо от их ранга. Деонтологические правила сложились в самых различных областях медицины: хирургии, акушерстве, онкологии, венерологии и др., но они имеют общие принципы и, безусловно, профессиональные различия. Большое значение в развитии деонтологии сыграла книга основоположника отечественной онкологии Н. Н. Петрова «Вопросы хирургической деонтологии» (1945), положившая начало регламентации профессиональных взаимоотношений. Практическая деонто­логия — система продуманного, научно обоснованного поведения и специально разработанных конкретных мероприятий психологического воздействия на больного.

В деонтологии как науке много нерешенного, ино­гда спорного, например, насколько подробно следует говорить больному о его болезни, учитывая, какими быстрыми темпами растет медицинская грамотность населения, как объяснить больному либо его родственникам необходимость дачи расписки на операцию? и т. д. Готовых рецептов нет на все случаи жизни и здесь многое зависит от общей культуры медицинского работника и от его жизненного опыта.

Этика медицинская
Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность называется этикой.

Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ.

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

Особенности деонтологии в педиатрии обусловлены своеобразием детской психики, а также необходимостью контакта в работе не только с детьми, но и с их родителями.
Аспектами медицинской деонтологии являются:


  • взаимоотношения медицинских работников с больными;

  • взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

  • взаимоотношения медицинских работников между собой.

Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.

Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Реализация этических начал в медицине включает:


  • информирование пациента о его правах;

  • информирование пациента о состоянии его здоровья

  • гуманное отношение к пациенту;

  • уважение человеческого достоинства пациента;

  • недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

  • уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

  • уважение автономии пациента;

  • уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

  • проявление бережного отношения к умирающему больному(дистрибутивная справедливость);

  • хранение профессиональной тайны;

  • поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

  • защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

  • поддержание уважения к своей профессии;

  • уважительное отношение к своим коллегам;

  • участие в медико-санитарном просвещении населения.

Медицинская сестра и права пациента

Медицинская сестра должна быть правдивой по отношению к пациенту, знать и уважать права пациента и в своей профессиональной деятельности поступать с учетом этих прав.

При обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1. уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

2. выбор врача с учетом его согласия;

3. обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4. проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

5. облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

6. сохранение медицинскими работниками профессиональной тайны;

7. информированное добровольное согласие на медицинские вмешательства;

8. отказ от медицинского вмешательства;

9. получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья;

10. получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

11. возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

12. допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

13. допуск к пациенту священнослужителя или предоставление условий для отправления религиозных обрядов, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

Моральный долг медицинской сестры - информировать пациента о его правах. Она должна сообщать больному имена и должности, принимающих участие в его лечении. Учитывая, что функция информирования пациента и его близких, по преимуществу, принадлежит врачу, медицинская сестра имеет моральное право передавать профессиональные сведения лишь по согласованию с лечащим врачом.

Гуманное отношение к пациенту, уважение его законных прав

Превыше всего медицинская сестра должна ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Она обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Долг медицинского работника никогда не участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей, не ускорять наступление смерти и не способствовать самоубийству больного.

Уважение человеческого достоинства пациента

Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, социального или материального положения и других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна учитывать личные нужды пациента, уважать его право на участие в планировании и проведении лечения. В общении с больными никогда не следует забывать о следующих правилах: всегда внимательно выслушивать пациента, задавая вопрос, всегда обязательно дождаться ответа, излагать свои мысли ясно, просто, доходчиво. Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы. При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию.

Прежде всего - не навреди

Главным этическим принципом в медицине является принцип – не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента – есть первейшая обязанность каждого медицинского работника. Пренебрежение этой обязанностью в зависимости от ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения медицинского работника к судебной ответственности.

Недопустимо нанесение морального или физического ущерба пациенту ни намеренно, ни по небрежности, ни по причине профессиональной некомпетентности. Медицинская сестра не вправе безучастно относиться к действиям третьих лиц, стремящихся нанести пациенту такой вред. Действия медицинской сестры по уходу за больным, любые другие медицинские вмешательства, сопряженные с болевыми ощущениями и иными временными негативными явлениями, допустимы лишь в его интересах. Риск, сопровождающий медицинское вмешательство, не может быть выше ожидаемой пользы. Произведя медицинские вмешательства, чреватые риском, медицинская сестра обязана предусмотреть меры безопасности, купирования угрожающих жизни и здоровью пациента осложнений.

Право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

Очень важным принципом в современном здравоохранении является принцип информированного добровольного согласия. Этот принцип означает, что медицинский работник должен максимально полно информировать больного и дать ему оптимальные советы. Только после этого больной должен сам выбрать свои действия. При этом в нашей стране закон дает право пациенту получать всю информацию. Предоставление неполной информации является обманом. Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказываться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно, то есть без какого-либо принуждения или обмана и при ясном понимании характера воздействия на его физическое или психическое здоровье. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры - в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником. Если пациент не в состоянии выразить свою волю, медицинская сестра вправе осуществлять показанные ему неотложное медицинское вмешательство, в пределах своей компетентности, на основе своего собственного решения.

Право пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь (дистрибутивная справедливость)

В современных условиях особенно важен принцип дистрибутивной справедливости, который означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. К сожалению, дистрибутивная несправедливость особенно часто возникает при распределении дорогостоящих лекарств, используемых сложных оперативных вмешательств и т.п. При этом наносится огромный моральный ущерб тем больным, которые в силу ряда причин обделены тем или иным видом медицинской помощи. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Она несет моральную ответственность за свою деятельность перед пациентом, коллегами и обществом. Профессиональная и этическая обязанность медицинской сестры - оказывать, в меру своей компетенции, неотложную медицинскую помощь любому человеку, нуждающемуся в ней.

Медицинская сестра и умирающий больной

Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего пациента на гуманное обращение и достойную смерть. Медицинская сестра обязана владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, дающей умирающему пациенту возможность окончить жизнь с максимально достижимым физическим, эмоциональным и духовным комфортом. Первейшие моральные и профессиональные обязанности медицинской сестры: предотвращение и облегчение страданий, как правило, связанных с процессом умирания; оказание умирающему пациенту и его семье психологической поддержки. Преднамеренные действия медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, даже по его просьбе, неэтичны и недопустимы.

Обязанность хранить профессиональную тайну

Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию: о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Не подлежат огласке также сведения о физических недостатках, вредных привычках, имущественном положении, круге знакомств и т.п. Целью сохранения профессиональной тайны является предотвращение возможного причинения больному морального или материального ущерба. Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой-либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Право на передачу медсестрой информации другим специалистам и медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациенту, предполагает наличие его согласия. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в следующих случаях, предусмотренных законом:


  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю,

  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний,

  • по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебного разбирательства,

  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей,

  • при наличии оснований позволяющих предполагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.
Но и при вышеназванных обстоятельствах пациента следует поставить в известность о неизбежности раскрытия конфиденциальной информации. Во всех других случаях медицинская сестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональной тайны.

Профессиональная компетентность

Медицинская сестра должна всегда поддерживать профессиональный уровень своей деятельности. Постоянное накопление специальных знаний и умений - профессиональный долг медицинской сестры. Она должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Профессиональная компетентность дает медицинской сестре моральное право самостоятельно принимать соответствующие решения в неординарных ситуациях и осуществлять руководство младшим медицинским персоналом.

Защита пациента от некомпетентного медицинского вмешательства

Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента. Она обязана знать правовые нормы, регулирующие сестринское дело, систему здравоохранения в целом и применение методов традиционной медицины, в частности. Моральная обязанность медицинской сестры - активно препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, других лиц, занимающихся сомнительной медицинской практикой. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, Ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов пациента от сомнительной медицинской практики.

Уважение к своей профессии

Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию сестринской профессии. Она несет личную моральную ответственность за поддержание на должном уровне и совершенствование стандартов сестринского дела. Медицинская сестра должна критически оценивать уровень своей профессиональной подготовки и практических навыков и не претендовать на ту степень компетентности, которой не обладает. Право и долг медицинской сестры - отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Она должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе этого лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм. Медицинская сестра не должна допускать злоупотребления своим профессиональным положением и своими знаниями. Интимные отношения с пациентом осуждаются медицинской этикой.

Однако имеются и общие правила, которым всегда необходимо следовать:

а) каждый должен знать и строго выполнять свои обязанности;

б) постоянно повышать свой профессиональный уровень;

в) научить товарища тому, что знаешь сам;

г) медицинская сестра должна быть универсалом (манипуляционной, пере­вязочной, процедурной и т. д.);

д) не брезговать так называемой грязной работой.

ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКАЯ (греч, deon, deontos должное, надлежащее + logos учение) – совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному максимально возможной помощи, имеющая целью исключить возможность причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного и профилактике болезней.

Деонтология медицинская отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами по профессии. Медработник, отвечающий требованиям Деонтология медицинская, обладает такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и удобствами, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий больного; терпимость, чуткость, предупредительность; стремление к совершенствованию профессиональных знаний; настойчивость в оказании помощи больному. К области деонтологии медицинской относятся и важные нравственно-юридические проблемы, в т. ч. касающиеся ответственности медработника за жизнь и здоровье больного, вопросов соблюдения врачебной тайны, предупреждения ятрогенных заболеваний.

На разных этапах исторического развития нравственные требования к представителям мед. профессии изменялись в соответствии с особенностями этики общества (см. Этика медицинская), однако еще в античной медицине они приобрели гуманистическую направленность. Особенно важная роль в определении нравственных начал мед. деятельности принадлежит Гиппократу. Деонтологические принципы, изложенные в его "Клятве", актуальны и в настоящее время, причем они в большой мере могут быть отнесены к деятельности не только врачей, но и средних медработников. На формирование отечественной деонтологии оказали влияние гуманистические идеи русских революционеров-демократов А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, высокие нравственные принципы мед. деятельности М. Я. Мудрова, Н. И. Пирогова, С. П. Боткина и других выдающихся русских клиницистов.

По мере развития медицины постоянно усложняется деятельность средних медработников. Они работают со сложной мед. техникой, выполняют многие ответственные манипуляции, которые до недавнего времени осуществляли только врачи. В современных условиях для ухода за больным фельдшер, акушерка, медсестра должны овладевать все более сложными научными, а также техническими познаниями и навыками. В связи с этим особенно большое значение приобретают квалификация средних медработников и рациональная организация их деятельности на более высоком профессиональном уровне.

Успешное осуществление диагностических и лечебных мероприятий, качественного ухода за больными возможно только тогда, когда весь коллектив мед. учреждения и каждый член этого коллектива постоянно соблюдают требования деонтологии. Необходимым является установление контакта и доверительных взаимоотношений с больным. Этому способствуют здоровый психологический климат в лечебном учреждении, атмосфера внимания к больному, заботы о нем, четкость выполнения диагностических и лечебных процедур, хорошие деловые, основанные на взаимном уважении и доверии отношения между сотрудниками.

Большое значение имеет первое знакомство с больным, пришедшим на прием или поступившим в стационар. Недопустимы формальное отношение, безучастность к больному. Приспособление к больничной обстановке не должно быть для больного большой нагрузкой; медперсоналу следует с первых часов пребывания больного в лечебном учреждении окружить его заботой, обеспечить его быт, организовать полноценный и своевременный уход. Очень важно, чтобы не только медперсонал, но и больной был уверен в готовности персонала к своевременному и квалифицированному оказанию медпомощи. В поведении врачей и медсестер, в том, как назначаются лекарства и процедуры и как выполняются назначения, больной должен видеть и чувствовать заинтересованность его судьбой, ответственное отношение к его здоровью.

При выборе формы общения с больным следует учитывать его эмоциональное состояние, интеллект, образование, профессию, особенности личности. Важно выработать умение слушать пациента, снимать с него напряжение в процессе беседы, устранять страхи, беспокойство, вселять уверенность в его силы. В разговоре с больным необходимо следить не только за содержанием, но и за формой речи, помнить, что для больного значимы и тон, и мимика, и жесты. Характер и направленность бесед могут и должны меняться в зависимости от периода болезни, настроения больного. Умелое и осторожное проникновение в мир больного возможно лишь при искреннем сочувствии к его страданиям. Поэтому недопустимо доверять работу с больным тем медработникам, кто душевно очерствел, утратил способность к состраданию, стал формально относиться к выполнению профессиональных обязанностей. Плохо, если объектом ухода и лечения является обезличенный больной, а не конкретная человеческая личность. В подобных случаях отношения между медсестрой и больным носят официальный, формальный характер. Бесспорно, всегда важны специальные профессиональные знания и навыки, однако их может быть недостаточно при отсутствии чуткости, предупредительности, внимания, доброжелательности.

Больной, как правило, легко улавливает любую фальшь при обращении к нему и болезненно переживает это. Сочувствие, терпение, вежливость - составные элементы хорошего стиля работы медсестры. В то же время нежность, теплота в отношении медсестры к больному никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных к ухаживанию, к недозволенным отношениям. Лучшая защита от опасности быть неправильно понятой - искренность и доброжелательность при проявлении внимания к больному.

Медсестра должна иметь аккуратный внешний вид, быть собранной, приветливой; неуместны капризность, раздражительность, а также жалобы больному на тяготы своего труда. Недопустимы сплетни, фамильярность, которые мешают нормальным отношениям между сестрой и больным.

Одно из важнейших требований деонтологии – сохранение тайны больного. Больной в страхе перед болезнью и ее возможными тяжелыми исходами ищет сочувствия, откровенности, нередко делится с медсестрой своими сокровенными мыслями, которые, как и различные сведения о больном, содержащиеся в истории болезни, не должны стать достоянием других людей. Необходимость сохранения в тайне сведений о больном отмечена в советском законодательстве. Исключение касается только заболеваний, которые могут представлять угрозу обществу (напр., распространение инф. болезней, тяжелые заболевания с нарушением зрения у водителей транспорта); о них медработники должны официально уведомлять соответствующие организации.

Осведомленность больного о тяжелом заболевании, как правило, снижает эффективность лечения. Поэтому в документах, выдаваемых пациенту, нередко не упоминается название тяжелого заболевания или настораживающие результаты проведенных обследований. Полную информацию в таких случаях получает один из близких родственников больного. Взаимоотношения между медработниками и родственниками больных также являются важной проблемой деонтологии медицинской. Во всех случаях они должны складываться с учетом интересов больного.

Медицина, обладающая богатым опытом помощи больному человеку, имеет определенную специфику, которая отличает ее от других видов человеческой деятельности. Эффективность лечения и ухода за больными определяется не только уровнем чисто профессиональных знаний и умений медицинских работников. Специфика медицины заключается, прежде всего, в необходимости постоянного, каждодневного общения медперсонала с больным человеком. Поэтому моральные и нравственные качества медицинского работника имеют очень важное значение в его деятельности.

Прежде всего целесообразно вспомнить, что такое мораль и этика.

Мораль (от лат. «moralis» - нравственный, соблюдающий обычаи) - одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность норм и правил поведения, характерных для людей данного общества.

Этика (от греч. «ethos» - нрав, обычай, характер) - это раздел философии, изучающий и разрабатывающий теорию морали, научное обоснование того или иного понимания добра и зла, долга, совести и чести, справедливости, смысла жизни и т.д.

Мораль и этика имеют общие смысловые корни, составляющие суть термина. И как этого следует ожидать, мораль и этика - это категории, определяющие поведение человека в обществе.

Мораль и этика охватывают все стороны жизнедеятельности человека, в том числе и его профессиональную деятельность. Одним из разделов этики является профессиональная этика, разрабатывающая моральные принципы выполнения человеком своих профессиональных обязанностей. Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика. Определяя понятие медицинской этики как одной из разновидностей этики профессиональной, философ Г. И. Царегородцев считает, что она представляет собой «совокупность принципов регулирования и норм поведения медиков, обусловленных особенностями их практической деятельности, положением и ролью в обществе».

В этом значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.

В начале XIX века английский философ, правовед, священник Иеремия Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. В каждой профессии есть свои деонтологические нормы и особенности. Термин «деонтология» происходит от двух греческих корней: «deon» - должное, «logos» - учение. Таким образом, деонтология - это учение о должном, а медицинская деонтология - это совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей, то есть правила поведения врачей и медицинского персонала, долг медицинских работников перед больными.


Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ : «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу».

Деонтология как наука изучает преимущественно нормы взаимоотношений медицинских работников с больным человеком, пациентом.

Медицинская этика рассматривает более широкий круг проблем - взаимоотношение медработников с больным и его родственниками, медработников между собой, с обществом, положение и роль медицинского работника в социуме.

Таким образом, медицинские этика и деонтология изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по четырем основным направлениям:

Медицинский работник - больной;

Медицинский работник - родственники больного;

Медицинский работник - медицинский работник;

Медицинский работник - общество.

Отношения медицинского работника и больного

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3. Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным. Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания (например: канцерофобия - боязнь заболеть раком). Медицинскому работнику важно соблюдать в своей работе основной принцип медицины: «Прежде всего не вреди» - «Primum non nocere».

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не-осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин-тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак-куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по-мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно-го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностей психики. При общении с мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является умение добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо, то допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками пациента с профессионально грамотным объяснением причин и сути возникших проблем.

Отношения между медицинскими работниками

1. Работа в отделении больницы или поликлиники должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности старшему.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

3. Медицинский работник в своей работе не должен замыкаться в себе, обсуждение случаев, вызывающих затруднения у лечащего врача или медицинской сестры, следует проводить коллегиально. Медицинский работник должен не гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. Никогда не стоит говорить больному о том, что этот консультант плох, если он не соглашается с вашим диагнозом.

Если при совместном с коллегами обследовании возникли разногласия, то их необходимо обсудить без присутствия пациента, а потом, на основании истины, достигнутой в споре, необходимо сообщить общее мнение больному именно так: «Мы обсудили и решили...». Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участия в дальнейшем ходе действий.

4. Взаимоотношения врача со средним и младшим медперсоналом должно быть демократичным - они знают и слышат все. Необходимо привлечь их на свою сторону в плане сохранения врачебной тайны - не сообщать ни больному, ни родственникам об имеющемся заболевании или патологии, применяемых методах лечения и др. Воспитайте у них правильный ответ на все вопросы: «Я ничего не знаю, спросите у лечащего врача». Кроме того, у среднего и младшего медицинского персонала должно быть воспитано чувство долга, ответственности, доброжелательности.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, и в случаи нужды, с готовностью помогает им словом и делом.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга -- одна из основных проблем медицинской этики; соответственно медицинская деонтология является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то медицинская деонтология обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Клинический этикет - (от греческого etos- нрав, обычай, характер), это традиционный церемониал, традиционные внешние правила поведения медицинского персонала, способствующий повышению качества лечебного процесса и улучшению его результатов. Клинический этикет включает в себя внешний вид врача, медсестры, стиль речи, на котором врач общается с больным и т.п.

Биоэтика решает этические проблемы, возникающие в результате прогресса биологии и медицины а также при медико-биологических исследованиях. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»). Биоэтика представляет собой важную точку философского знания.

Метаэтика (аналитическая этика) - направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

Основы и принципы медицинской деонтологии.

Деонтология (греч. deon, deontos -- должное, надлежащее + logos -- учение) -- совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей.

Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными.

Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и найдут широкое признание.

Медицинская деонтология -- наука о должном, разрабатывает принципы поведения медицинского персонала, направленные на достижение максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной деятельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду).

Строить свою деятельность в соответствии с требованиями медицинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию -- это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению.

Ответственность за больного и его здоровье -- главная черта нравственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного.

В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, высокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают медицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и заботливость, тактичность и внимательность, самообладание и бескорыстие, человечность -- основные качества, необходимые медицинской сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, прилагать максимум усилий для создания обстановки доверия между больным и врачом.

Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться па абсолютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть создана такая обстановка, которая бы максимально щадила психику больных и порождала атмосферу доверия к врачу.

Наиболее важные принципы врачебной этики.

  • 1. Гуманное отношение к больному (инвалиду), выражающееся в готовности всегда прийти на помощь каждому нуждающемуся, в необходимости соблюдать гиппократовскос требование -- не вредить, щадить психику больного (инвалида), стараться не причинять ему боли.
  • 2. Соответствие поступков врача общественной функции, целям и задачам медицины, согласно которым врач ни под каким предлогом не может участвовать в действиях, направленных против физического и психического здоровья и жизни.
  • 3. Обязанность врача -- бороться за физическое и психическое совершенство людей. Самопожертвование и героизм во имя здоровья и жизни человека должны быть правилом врачебного поведения.
  • 4. Обязанность врача -- помогать всем независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений.
  • 5. Принцип солидарности и взаимопомощи между всеми врачами.
  • 6. Принцип сохранения врачебной тайны.

Многие из перечисленных принципов универсальны, т.е. характерны для деятельности любых специалистов, общающихся с людьми, в том числе с больными и инвалидами.

Проблема отношений врача и больного (инвалида) была всегда важной проблемой медицины на всех этапах ее развития.

Вопросы врачебной этики занимали видное место и в истории русской медицины. Честность, правдивость, душевная чистота, чувство моральной ответственности перед своей совестью, коллективом, обществом -- это главное, чем измеряются требования к любому специалисту, чем определяется мера их ценности, понимание ими своего долга.

Вопросы деонтологии надо рассматривать в плане выполнения принципов поведения тех или иных специалистов в своей профессиональной деятельности.

В основе поведения любого специалиста должны находиться требования гуманизма. Отсюда высший моральный долг его должен найти свое проявление в бескорыстном служении людям. В моральном долге должна быть выражена необходимость любви к человеку. При этом в деятельности любого специалиста особенно важно, чтобы исполнение долга органически сочеталось с внутренней убежденностью, переходящей в привычное повседневное поведение. «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни» (Паскаль).

Исполнение врачебного долга предполагает убеждение в необходимости подчинить свои личные желания требованиям долга. В жизни бывает и так, что врачу приходится поступаться личными интересами, если это нужно для спасения жизни других. Н.А. Добролюбов говорил: «Не того надо назвать человека истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как какое-то тяжелое иго, как нравственные вериги, а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями существа своего, кто старается переработать и свою плоть, и кровь внутренним процессом самосознания и самовоспитания так, чтобы они не только сделались истинно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение».

Авторитет врача играет большую роль в установлении оптимального психологического контакта с больным, а следовательно, во многом определяет эффективность лечения. На всех этапах врачевания исключительно важное значение имеет хороший контакт, установленный между больным и врачом. Отсутствие такого контакта может быть одной из основных причин неверной диагностики и безуспешного лечения. Врачу надо верить безраздельно. Лечить сомневающегося пациента очень трудно. В.В. Вересаев указывал, что «врач может обладать замечательным распознавательным талантом, уметь улавливать самые тонкие детали своих назначений и все это останется бесплодным, если у него нет способности подчинить себе душу больного». Таким образом, несомненно, что психологическая совместимость врача и пациента играет ведущую роль в процессе врачевания.

В этой связи большое значение приобретает необходимость завоевать доверие больного. Предпосылки возникновения положительных психологических отношений между врачом и пациентом являются, несомненно, квалификация, опыт и искусство врача. Однако квалификация служит только инструментом, применение которого с большим или меньшим эффектом зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из доверия к врачу. Ведь «врач -- тот единственный человек, которому мы, не смущаясь, смеем говорить все о себе» (Мур).

Доверие к врачу -- это динамическое, положительное отношение больного к врачу, когда больной видит, что врач имеет не только способности, но и желание помочь ему наилучшим образом. В процессе лечения больной должен стать союзником врача. М.Я. Мудров в своей работе «Слово о способе учить и учиться медицине» писал: «Теперь ты испытал болезнь и знаешь больного, по ведай, что и больной испытал тебя и знает, каков ты. Из сего ты можешь заключить, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, чтобы выиграть всю его доверенность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее».

Разумеется, что любой специалист должен обладать хорошими знаниями и большим профессиональным опытом. Высокий профессионализм требует большого и систематического труда. Вся жизнь любого специалиста представляет собой постоянное совершенствование своих знаний. Однако развитие и образование ни одному человеку не могут быть дамы или сообщены. Поэтому всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Польский медик Ксланович пишет, что врача, который не заглядывает в книги, следует остерегаться больше болезни. Важная задача в процессе обучения - научить человека мыслить. A.M. Горький говорил: «Знания необходимы не только для того, чтобы знать, но осмысленно действовать».

Только в труде, в преодолении препятствий формируются профессиональные знания и навыки, настоящий характер, воспитывается на всю жизнь высокая нравственность. Человек должен заниматься самовоспитанием. Только тогда вырабатывается постоянная осмысленная психологическая готовность поступать так, как велит совесть, диктует чувство долга. Разумеется, что необходим прочный слой профессиональных знаний и опыта. «Ум заключается не только в знании, но и в уменье прилагать знание на деле» (Аристотель).

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен и если его манера поведения -- настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к нему предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой.

Уравновешенная личность врача является для больного комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в его выздоровлении. В целом можно сказать, что больной теряет доверие, а врач теряет свой авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что врач является тем, что называют «плохой человек». Не о таких ли врачах Вольтер говорил: «Врачи прописывают лекарства, о которых они мало что знают, от болезней, в которых они разбираются еще хуже, и пичкают ими людей, о которых им вообще ничего неизвестно».

Обстоятельства работы вынуждают врача быть своего рода актером. Что ни больной, то для врача не только новое, неповторимое в деталях заболевание, но и особая личность. Какая гамма темпераментов, характеров; у каждого свой склад ума. И врач должен иметь к каждому особый подход. В этом отношении весьма созвучны слова К.С. Станиславского: «...Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

Врачу очень важно знать те реакции личности больного, которые формируются во время болезни. Поэтому врачи должны быть хорошими психологами и психотерапевтами. Нет сомнения, что болезнь влияет в определенной степени на психику больных. Каждый больной имеет свою психологию, свое отношение к окружающим, себе и своей болезни. Не случайно академик Миротворцев как-то сказал, что «нет ведь больших эгоистов, чем больные...». Следовательно, если психические факторы имеют такое большое значение в лечебной деятельности, то необходимо заниматься и методами их познания. Как говорил Г.А. Захарьин: «...врач должен сиять психологический портрет больного».

Придавая большое значение состоянию нервной системы и психики в сопротивлении болезнетворным воздействиям, надо бережно относиться к больным. Рекомендуется не травмировать и не пугать боль- пых, успокаивать возбужденную нервную систему и подчинять больного своему психотерапевтическому влиянию.

Больной человек ждет ласки и утешения, а порой и нежности. Вместе с тем быть гуманным к людям, к больному -- это дело не только сердца, но и разума. Интересны рассуждения Цвейга о различных видах сострадания. Он пишет: «...есть 2 рода сострадания. Одно -- малодушное и сентиментальное, оно, в сущности, не что иное, как нетерпение сердца, торопящегося избавиться от тягостного ощущения при виде чужого несчастья, это не сострадание, а лишь инстинктивное желание оградить свой покой от страданий больного. Но есть и другое сострадание -- истинное, которое требует действий, а не сентиментальных переживаний, оно знает чего хочет и полон решимости, страдая и сострадая, сделать все, что в человеческих силах и даже свыше их».

Больной человек в значительно большей степени, чем здоровый, восприимчив к различного рода внушающим влияниям. Даже неосторожный жест врача может вызвать у больного искаженное представление о тяжести болезни, а ободряющее слово может вселить веру в выздоровление.

Авторитет любого специалиста во многом выигрывает, если он не боится ответственности. Тот, кто боится ответственности, не может решать судьбы людей. Наивысшего успеха человек достигает тогда, когда он подает хороший пример. Никто не должен давать другим тех советов, которым он сам не следует. Личный пример врача всегда воздействует сильнее, чем проповедь. «Следуйте моим делам, а не словам» (Тит Ливий). В этом отношении вполне справедливы слова о том, что учитель не тот, кто учит, а у кого учатся.

Большое значение приобретает умение устранять свои ошибки и недостатки. Авторитет во многом выигрывает, если своевременно признаются, исправляются и не повторяются ошибки. Следует помнить, что от мелких ошибок легко перейти к крупным порокам. Сознание своей ошибки -- одно из главных средств самовоспитания и урок для других. Мыслящий человек черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов. Упрямство -- это нежелание исправлять свои ошибки и прислушиваться к мнению других людей.

Условия, способствующие оптимальному психологическому контакту врача с больным (инвалидом).

К числу этих условий относятся:

1. Авторитет специалиста, которому надо верить безраздельно. Специалист обязан не только рассеять сомнения и страх больного (инвалида), обнадежить, но и уметь скрыть свое огорчение и недовольство, проявить спокойствие и самообладание. В отношении каждого больного (инвалида) реакция специалиста должна быть быстрой, иногда почти моментальной, а решение вопроса -- предельно точным. Авторитет специалиста -- результат не только высоких профессиональных и нравственных качеств, но и большой культуры.

Специалист, общаясь с больными (инвалидами), являющимися представителями различных слоев населения, должен быть всесторонне подготовлен, чтобы всегда найти общую тему для разговора, которая могла бы стать предпосылкой успешного контакта.

Случаи конфликтной ситуации во взаимоотношениях специалиста и больного (инвалида), к сожалению, еще встречаются. Конфликтный процесс обычно двусторонний. Иногда могут быть виновны и больные (инвалиды). Если специалист воспитанный и образованный человек, если он хороший психолог, то ему должно хватить благоразумия и такта в общении с так называемыми конфликтными больными (инвалидами). И наоборот, если он не находит с больным (инвалидом) общего языка, конфликтует, если на него жалуются, то это прямое свидетельство Того, что в его образовании или воспитании имеются серьезные проблемы.

Каждый больной (инвалид) имеет свою психологию, свое отношение к окружающему, к себе и своей болезни (инвалидности). Следовательно, каждый специалист, работающий с людьми, должен быть хорошим психологом. При несоблюдении этих принципов возникают врачебные ошибки и конфликтные ситуации. Нарушения принципа индивидуального подхода к больным (инвалидам) без учета их психологического портрета, особенно неосторожное слово, тон и тому подобное, могут быть источником так называемых ятрогенных заболеваний, т.е. заболеваний «рожденных врачом».

Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо Эппкур

Каждый специалист, работающий со здоровыми и больными людь­ми, должен приобрести знания и навыки общения с ними, навыки педагога и воспитателя. Особенно важное значение приобретает это по­ложение, если речь идет об общении врача, воспитателя (педагога) с бальными или инвалидами. По сути, в этих,целях вполне приемлемо использовать основные принципы медицинской деонтологии и этики Цели медицины органически включают в себя нравственные оцен­ки не только потому, что предполагают этические нормы взаимоотно­шений врача и больного, по и потому, что соблюдение деоптологичес- ких норм медиками само по себе дает лечебный эффект.

11.1. Основы и принципы медицинской деонтологии

Добродетель и мудрость без знания правил поведения подобны иностранным языкам, потому что их в таком случае обычно не понимают Ф. Бэкон Деонтология (греч. deon, deontos - должное, надлежащее + logos - учение) - совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей (БМЭ, т.7, с. 109, 1977). Термин «деонтология» был введен в обиход этики в начале XIX в. английским философом Бентамом. Некоторые авторы отождествляют понятия врачебной этики и деонтологии. На самом деле эти понятия тесно связаны между собой, но не тождественны, так как деонтология - это учение о правилах поведения врача, вытекающих из принципов вра­чебной этики и па них построенных. Предметом медицинской деонтологии являются главным образом вопросы разработки этических норм и правил поведения медицинского работника при его общении с больными. Однако, несмотря на то, что понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» нетожде­ственны, они должны рассматриваться в диалектической взаимосвязи, «...под медицинской деонтологией мы... должны разуметь учение о прин­ципах поведения медицинского персонала» (Н.И. Пирогов). Нормы и принципы врачебной деонтологии и этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной дея­тельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Только тогда они будут теоретически осмысленными и най­дут широкое признание. Великий врач далекого прошлого Гиппократ писал: «Врач - философ, он равен богу. Да и немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что имеется для муд­рости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, сове­стливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необ­ходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха «перед Богами», божественное превосходство». Соблюдение моральных норм является одной из необходимых сто­рон в деятельности любого специалиста, работающего с людьми. Важ­нейшей чертой их морального долга является то, что все их поступки и действия выступают как должное. А.П. Чехов говорил, что «профессия врача - подвиг, она требует самоотверженности, чистоты души и чис­тоты помыслов». Медицинская деонтология - паука о должном, разрабатывает прин­ципы поведения медицинского персонала, направленные на достиже­ние максимального лечебного и оздоровительного эффекта посредством строгого выполнения медиками этических норм и правил поведения. Принципы поведения врача вытекают из сущности его гуманной дея­тельности. Поэтому недопустим бюрократизм, формальное бездушное отношение к больному человеку (инвалиду). Основные принципы, регламентирующие нравственный облик вра­ча, формировались на протяжении столетий. Уже в индийском своде законов Ману «Веды» детально перечислены правила поведения врача, понимаемые как этические нормы. В античном мире медицинские воззрения, как правило, были не­посредственно связаны с философскими, этическими и социальными доктринами. Выдающаяся роль в определении основных проблем меди­цины как пауки и как нравственной деятельности принадлежит осно­воположнику научной медицины Гиппократу. Непосредственное отно­шение к проблемам медицинской деонтологии имеют разделы сборни­ка Гиппократа «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприятном пове­дении». Здесь Гиппократ сформулировал рад деонтсшогических норм. Обя­занности врача по отношению к больному Гиппократ сформулировал в знаменитой «Клятве»: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство... В какой бы дом ни вошел, я пойду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливо­го и пагубного... Что бы я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной...®. В средневековой медицине врачам также не были чужды нормы ме­дицинской деонтологии. Например, они были изложены в «Салернском кодексе здоровья» и в «Каноне врачебной пауке» и «Этике» Ибн Сины. В эпоху Возрождения получили признание гуманные заветы великих античных медиков. Известный врач и химик Т. Парацельс писал: «Сила врача - в его сердце, работа его должна руководиться Богом и осве­щаться естественным светом и опытностью; величайшая основа ле­карства - любовь». Русские клиницисты (М.Я. Мудров, С.П. Боткин, А.А. Остроумов и др.) строго придерживались принципов деонтологии в своей про­фессиональной деятельности. Большое влияние па формирование оте­чественной медицинской деонтологии оказали передовые обществен­ные деятели, гуманисты А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышев­ский и др. Заслуга введения в практику советского здравоохранения термина «медицинская деонтология» и раскрытия его содержания принадлежит Н.Н. Петрову, который определил ее как «...учение о принципах поведе­ния врача пе для достижения индивидуального благополучия и почес­тей, но для максимального повышения суммы общественной полезно­сти и максимального устранения вредных последствий неполноценной медицинской работы». Строить свою деятельность в соответствии с требованиями меди­цинской деонтологии может только врач, избравший свою профессию по призванию. Любить свою профессию - это значит любить человека, стремиться помочь ему, радоваться его выздоровлению. Ответственность за больного и его здоровье - главная черта нрав­ственного долга врача. Вместе с тем в задачу врача входит оказывать психологическое воздействие на родственников, когда вмешательство последних может неблагоприятно влиять на состояние больного. В создании оптимальной обстановки в лечебных учреждениях, вы­сокой служебной и профессиональной дисциплины врачу помогают ме­дицинские сестры. Высокая культура и опрятность, сердечность и за­ботливость, тактичность и внимательность, самообладание и беско­рыстие, человечность - основные качества, необходимые медицинс­кой сестре. Она должна хорошо владеть искусством слова в общении с больными и их родственниками, соблюдать чувства меры и такта, при­лагать максимум усилий для создания обстановки доверия между боль­ным и врачом. Отношения между врачами, сестрами и младшими медицинскими работниками должны быть безукоризненными и основываться па абсо­лютном взаимном доверии. В лечебных учреждениях должна быть созда­на такая обстановка, которая бы максимально щадила психику боль­ных и порождала атмосферу доверия к врачу.