Главная · Уход · Лекция "сестринский процесс в реабилитации". Особенности сестринской деятельности в реабилитации пациентов на разных этапах реабилитации Работа медсестры в отделении реабилитации

Лекция "сестринский процесс в реабилитации". Особенности сестринской деятельности в реабилитации пациентов на разных этапах реабилитации Работа медсестры в отделении реабилитации

Реабилитация - это направление современной медицины, которая в своих разнообразных методах опирается, прежде всего, на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи.

Реабилитационные мероприятия (РМ) при бронхите можно начинать проводить при стихании острого процесса при острых бронхитах и после фазы обострения при хроническом бронхите. РМ направлены, прежде всего на повышение общей и местной резистентности бронхиального дерева, сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям в верхних дыхательных путях. Помимо этого, РМ способствуют усилению крово- и лимфообращения, уменьшению воспалительных изменений в бронхах, восстановлению дренажной функции бронхов и механизма правильного дыхания.

Регулярно проводимые реабилитационные мероприятия, могут обеспечивать медицинскую и в значительной мере профессиональную реабилитацию у больных хроническим бронхитом. Более точная оценка возможностей реабилитации требует больших сроков наблюдения. Что же касается социальной реабилитации больных хроническим бронхитом, то при неуклонно нарастающей дыхательной недостаточности она, по- видимому, бесперспективна, что лишний раз подчеркивает необходимость ранней реабилитационной терапии этих больных, рассчитанной на сохранение их профессиональной работоспособности.

Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Термин реабилитация происходит от латинского слова habilis - «способность», rehabilis - «восстановление способности».

По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную, социально - медицинскую проблему, которую можно подразделить на несколько видов, или аспектов: медицинскую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально - экономическую.

В медицинской реабилитации играет важную роль - медицинская сестра, осуществляя процесс реабилитации, выполняет самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Специфика роли медицинской сестры в реабилитации пациентов заключается в том, что она должна реализовать не только лечение, но и принять участие в реализации всего процесса реабилитации. Должны учитываться эмоционально- психологические особенности личности, а душевный контакт пациента с медицинской сестрой признается необходимым элементом реабилитационного процесса.

Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей.

Главной задачей медицинской реабилитации является пол­ноценное восстановление функциональных возможностей раз­личных систем организма и опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

К частным задачам реабилитации относятся:

Восстановление бытовых возможностей больного, т. е.
способности к передвижению, самообслуживанию и вы­
полнению несложной домашней работы;

Восстановление трудоспособности, т.е. утраченных ин­
валидом профессиональных навыков путем использова­
ния и развития функциональных возможностей двига­
тельного аппарата;

Предупреждение развития патологических процессов,
приводящих к временной или стойкой утрате трудоспо­
собности, т.е. осуществление мер вторичной профилак­
тики.

Цель реабилитации - наиболее полное восстановление ут­раченных возможностей организма, но если это недостижимо, ставится задача частичного восстановления либо компенсация нарушенной или утраченной функции и в любом случае - за­медление прогрессирования заболевания. Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим эффектом об­ладают: физические упражнения, природные факторы (как ес­тественные, так и преформированные), различные виды мас сажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспо­собления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг. Даже из этого перечня видно, что ведущая роль в реабилитации при­надлежит методам физического воздействия и чем дальше от этапа к этапу она продвигается, тем большее значение они имеют, со временем составив ветвь, или вид, под названием «физическая реабилитация».

Этапность процесса реабилитации. В медицинской реаби­литации выделяют три или четыре этапа.

При трехэтапной реабилитации:

Специализированный стационар;

Специализированный реабилитационный центр или са­
наторий;

При четырехэтапной реабилитации, применяемой в трав­матологии:

Специализированная бригада скорой помощи;

Специализированный травматологический стационар;

Стационарный центр реабилитации;

Отделение реабилитации поликлиники.

Во втором случае восстановительные мероприятия начина­ют проводиться специализированными бригадами скорой по­мощи: профилактика и лечение шока, остановка кровотечения, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и т.д. Большое значение имеют обезболивание, полноценная транс­портная иммобилизация и др. В травматологическом стацио­наре особое внимание уделяется диагностике, качеству опера­тивных и консервативных мероприятий, которые завершаются полноценной и рациональной иммобилизацией поврежденных сегментов. С первых дней вводится комплекс лечебной гимна­стики, массажа, физиотерапевтические процедуры.

В отделение реабилитации поликлиники для полноценного заключительного восстановительного лечения переводятся боль­ные, получившие в стационарном центре основной курс РМ, с достаточно восстановленными функциями самообслуживания и передвижения.

В отличие от описанной схемы трех- или четырехэтапной реабилитации в системе восстановительного лечения больных с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга пре­дусматриваются повторные госпитализации в стационарном центре реабилитации, повторные курсы восстановления в от­делении реабилитации поликлиник или чередование курсов реабилитации в стационаре и дома (этапно-курсовой метод реа­билитации). На каждом этапе ставятся свои задачи и соответственно им подбираются средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого, от того, какие задачи ставятся перед каждой из фаз реабилитации, зависят продолжительность фазы и ее организационная структура.

Процесс реабилитации может быть подразделен еще и сле­дующим образом: 1-й этап - восстановительная терапия, 2-й этап - реадаптация, 3-й этап - реабилитация (в прямом смыс­ле). Задачи 1-го этапа - психологическая и функциональная подготовка больного к активному лечению и проведению РМ, предупреждение развития дефекта функций, инвалидизации; 2-го этапа - приспособление больного к условиям внешней сре­ды - характеризуется наращиванием объема всех РМ; 3-го эта­па - бытовое приспособление, исключающее зависимость от окружающих, восстановление социального и доболезненного трудового статуса.

Общие правила проведения реабилитационных мероприятий:

1. Ранее начало - ведет к более быстрому восстановлению трудоспособности, снижению выхода на инвалидность, улучшает прогноз, снижает затраты на длительное лечение.

2. непрерывность (этапность)

3. комплексность (все виды реабилитации)

4. индивидуальный подход к каждому пациенту

Учреждения, занимающиеся реабилитацией:

1.Все ЛПУ (ФАП, поликлиники и т.д.)

2.Специальные специализированные реабилитационные учреждения (реабилитационные кабинеты ЛПУ, реабилитационные отделения, реабилитационные центры)

3. Профилактории при МСЧ

4. Социальные службы.

Роли медсестры в реабилитации пациента. Осуществляя процесс реабилитации медицинская сестра самые разнообразные обязанности, оказываясь в различных ситуациях и часто изменяющихся отношениях с пациентом и его семьей. Весь комплекс подобных взаимоотношений удобно описывать через теорию ролей. С этой точки зрения для медсестры оказываются наиболее значимыми такие роли:

а) Сестра как лиц о, осуществляющее уход.

Сестра представляет непосредственный сестринский уход по мере необходимости до тех пор полка пациент пли его семья не приобретут необходимые навыки по уходу. Эта деятельность направлена на:

Восстановление функций

Поддержание функций

Профилактику осложнений

б) Сестра как учител ь.

Медицинская сестра обеспечивает пациента и его семью информацией и помогает в выработке навыков, необходимых для возвращения к нормальному состоянию здоровья и достижении независимости. Медицинская сестра может предоставлять пациенту обучающую информацию и материалы о его болезни или инвалидности, а так же предоставляет информацию о новых методах выполнения задач в повседневной жизни.

в) Сестра как «адвокат»

Медицинская сестра сообщает о потребностях и желаниях пациента другим специалистам, выступая от его имени.

г) Сестра как «советник»

Сестра действует как постоянный и объективный помощник пациента, вдохновляя его использовать функциональные возможности, помогает пациенту распознать и увидеть личные сильные стороны, организует образ жизни пациента, благоприятный для удовлетворения его потребностей.

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестра должна:

1. Знать и уметь определять реакции пациента на болезнь и проблемы, связанные с болезнью.

2. Знать и уметь осуществлять виды сестринских вмешательств, направленные на решение поставленных задач.

3. Уметь установить психологический контакт с пациентом с учетом его личностных особенностей для обеспечения его максимальной активности выработки целей и осуществление реабилитационных мероприятий.

4. Знать основные формы и методы реабилитационной помощи и представлять место сестринской помощи в общем комплексе проводимых реабилитационных мероприятий.

5. Знать и уметь осуществлять сестринский процесс направленный на решение психологических проблем пациента.

Экспертами ВОЗ была подготовлена трехмерная концепция оцен­ки последствий болезни (World Health Organization, Nomenclature of Impairments, Disabilities and Disadvantages, 1989), суть которой заключается в нижеследующем.

Отклонение от нормы в организме человека может иметь место при рождении или быть приобретенным в результате травмы или болезни. Длительно текущая болезнь приводит к изменениям функционирования органов и систем. С точки зрения функциональной деятельности и активности индивида, ограничение жизнедеятельности представляет собой расстройство на уровне личности. Знание о болезни или изме­нившееся поведение индивида, или ограничение его деятельнос­ти могут поставить конкретного человека в невыгодное положе­ние по отношению к окружающим, таким образом болезнь при­обретает социальный характер. Это проявление отражает соци­альную недостаточность, вытекающую из нарушения и ограничения жизненных функций.

Социальный уровень развития болезни отражает реакцию об­щества на состояние индивида и проявляется во взаимоотноше­ниях индивида с обществом. Все вышесказанное может быть графически представлено схемой (рис. 1).

гастрит медсестра реабилитация

Проблемы пациентов у страдающих гастритами:

желудочный дискомфорт, боль в эпигастрии, изменения аппетита, отрыжка, изжога, тошнота, рвота, исхудание и др.

Потенциальные проблемы: желудочное кровотечение, страх осложнений (рак, язвенная болезнь).

Медсестра должна: проследить за строгим выполнением установленного диетического режима; объяснить пациенту значение соблюдения диетического питания и приема минеральной воды; объяснить родственникам о необходимости приносить передачи в соответствии с диетой; контролировать физиологические отправления; по назначению врача вводить лекарства для снятия боли. Рассказать пациенту о мероприятиях профилактики, эффективность которых зависит и от усилий пациента.

Большое значение в комплексной терапии имеет лечебное питание. Больной должен принимать пищу небольшими порциями через сравнительно короткие промежутки времени (5--6 раз в день) в одни и те же часы. Необходимо избегать физических и психических перенапряжений. В период ремиссии гастрита больной лечится амбулаторно.

Диетическое меню для больного хроническим гастритом предусматривает все необходимые для жизнедеятельности организма компоненты питания: белки, жиры, углеводы, минеральные соли.

Не рекомендуется употреблять кофе, какао, так как эти напитки содержат вещества, раздражающие слизистую оболочку желудка. Перец, горчица, хрен, уксус исключаются из рациона. При нарушении секреции пищеварительного сока пища плохо переваривается, поэтому обильная еда противопоказана. Строго противопоказаны алкоголь, пиво, газированные напитки.

В течении хронического гастрита различают фазу ремиссии и фазу обострения. Во время обострения следует соблюдать более жесткую диету, во время ремиссии диета может быть значительно расширена, если это позволяет индивидуальная переносимость.

Во время обострения пищу готовят в полужидком виде или в виде желе, жареные продукты исключаются. Количество основных компонентов пищи незначительно снижено, диета содержит 80 г белка, 80-100 г жиров, 200-300 г углеводов, энергетическая ценность 2200 ккал. Разрешены манная, рисовая каши, фруктовые и ягодные кисели, молочные или слизистые супы, яйца всмятку, омлеты, протертые овощи, протертый творог, сливочное масло, отвар шиповника.

По мере ликвидации острых симптомов (обычно через 2-3 дня) диету постепенно расширяют. Количество основных компонентов пищи соответствует обычному: 100 г белка, 100 г жиров, 400 г углеводов, энергетическая ценность 2600-2800 ккал.

В этот период рекомендуются супы из картофеля, моркови, молочные супы с вермишелью, овощные щи; свежий творог, некислая простокваша, кефир, несоленое сливочное масло; яйца всмятку, омлеты; нежирное мясо (говядина, телятина, курица, кролик) в отварном виде или в виде паровых котлет, фрикаделей; постная ветчина, докторская колбаса; любые каши; пудинги, хорошо разваренные, измельченные овощи; сладкие протертые, отварные или печеные фрукты; кисели, некрепкий чай; хлеб белый подсушенный, сухое печенье, сушки.

Контроль за своевременным и полноценным приемом назначенных лечащим врачом лекарственных препаратов, которые имеют своей целью коррекцию кислотности желудочного сока, а также нормализацию моторики желудочно-кишечного тракта.

Больных хроническими гастритами со сниженной секрецией желудочного сока (особенно с отсутствием соляной кислоты в желудочном соке) ставят на диспансерный учет. Раз в год таким больным проводят гастроскопию или рентгенологическое исследование желудка, так как они являются группой риска в отношении развития рака желудка.

В комплекс лечебных мероприятий включают физиотерапевтические процедуры (грязелечение, диатермию, электро- и гидротерапию). Рекомендуется витаминотерапия, особенно прием никотиновой и аскорбиновой кислот, витаминов В6, В12.

Создание условий для глубокого и полноценного сна. Продолжительность сна должна быть не менее 8 часов. Создание благоприятной обстановки дома и на работе. Больной не должен волноваться и раздражаться. Занятия физической культурой и спортом. Необходимо своевременно проводить санацию ротовой полости, лечение и протезирование зубов.

Не менее важно санаторно-курортное лечение (после обострения) - Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и др. Минеральная вода применяется в период амбулаторного и стационарного лечения при обострении, наибольший эффект дают минеральные воды -- углекислые или щелочные. При хроническом гастрите они улучшают функцию пищеварительных желез, нормализуют секреторную и моторную деятельность желудка и способствуют растворению и удалению скопившейся в желудке слизи. При гастрите с повышенной секрецией и кислотностью желудочного содержимого назначают Боржоми, а при пониженной -- Ессентуки № 17.

Профилактика. Пациенты с хроническим гастритом подлежат диспансеризации. Существует понятие первичной и вторичной профилактики. Профилактика хронического гастрита является первичной, а профилактика обострений хронического гастрита -- вторичной. Если лечебными мерами удалось приостановить патологический процесс и добиться практического восстановления нормальных функций желудка, то наступает стадия ремиссии (стойкого улучшения).

Введение

На мой взгляд, качественная реабилитация неврологических больных очень важна, т.к. заболевания и травмы нервной системы сейчас распространены. Так же поскольку нервная система представляет собой сложный аппарат, связующий и регулирующий все органы и системы организма, нарушение ее работы приводит к осложнениям во всем организме.

Актуальность темы. Актуальность темы, заключается в том, что неврологические заболевания являются весьма распространенной патологией в наши дни. Правильный уход и своевременное, грамотное лечение резко снижают процент инвалидности и летальности среди таких больных.

Цель исследования – рассмотрение особенностей сестринской деятельности в реабилитации неврологических больных в стационаре

Задачи исследования:

— рассмотрение теоретических основ реабилитации больных,

— анализ особенностей сестринского ухода в реабилитации неврологических больных в стационаре

Объект исследования – сестринский уход при реабилитации неврологических больных.

Предмет ис¬следования – особенности сестринского ухода за неврологическими больными

Методологической базой исследования являются системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, наблюдение, сравнение и группировка, а также использование индуктивного и дедуктивного методов научного познания.

Информационная база исследования – учебники, статьи в журналах.

Практическая значимость работы заключается в том, что подученные данные можно использовать в сестринском уходе за неврологическими больными

Внимание!

Работа № 3693. Это ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ВЕРСИЯ дипломной работы, цена оригинала 1000 рублей. Оформлен в программе Microsoft Word.

Оплата . Контакты.

1.Медицинская реабилитация

Под медицинской реабилитацией подразумевается система государственных, социально-экономических, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, и на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. По определению комитета экспертов ВОЗ (1980) медицинская реабилитация это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально – оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Реабилитация как самостоятельная отрасль медицины стала бурно развиваться после Второй мировой войны, при которой инвалидизация населения достигла небывалых размеров.

В нашей стране традиционно к основным заболеваниям нервной системы, нуждающимся в реабилитации, относили:

Инсульт, травматические повреждения головного и спинного мозга,

Периферические нейропатии, вертеброгенные неврологические синдромы,

Детский церебральный паралич.

Показания к реабилитации демиелинизирующих и дегенеративных заболеваний считались спорными. К настоящему времени определился основной список нозологических форм, при которых должна использоваться физическая реабилитация. К ним относятся:

Инсульт, травма головного и спинного мозга,

Повреждения периферических нервов,

Детский церебральный паралич, рассеянный склероз,

Болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона,

Заболевания двигательного нейрона (боковой амиотрофический склероз , прогрессирующий бульбарный паралич, прогрессивная мышечная атрофия),

Наследственные заболевания нервной системы (торзионная дистония, мозжечковые атаксии), полинейропатии,

Заболевания мышц, вертеброгенные неврологические синдромы.

Безусловно, цели и задачи физической нейрореабилитации для заболеваний, при которых имеется сформировавшийся неврологический дефект (как, например, инсульт, травмы головного и спинного мозга) и для прогрессирующих дегенеративных и наследственных заболеваний (болезнь Паркинсона, болезни двигательного нейрона и т.д.) различны.

Так, для первой группы заболеваний, к которым относят инсульт, травму головного и спинного мозга, периферические нейропатии и плексопатии, вертеброгенные корешковые и спинальные синдромы, детский церебральный паралич, основная цель реабилитации заключается в достижении полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально, оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в общество, профилактика осложнений острого и восстановительного периодов, профилактика повторного заболевания (в основном это касается профилактики повторных инсультов).

Для больных второй группы заболеваний, к которым относят прогрессирующие дегенеративные и наследственные заболевания нервной системы, цель реабилитации заключается в уменьшении основных симптомов заболевания, профилактике и лечении осложнений, связанных со снижением двигательной активности, коррекции функциональных нарушений, приспособлении к имеющемуся неврологическому дефициту, повышении толерантности к физическим нагрузкам, улучшении качества жизни, увеличении социальной активности, замедлении (реже приостановлении) прогрессирования патологического процесса.

Одним из важных вопросов, который широко обсуждается в современной литературе, является вопрос оценки эффективности применения нейрореабилитации.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо правильно оценить уровень последствия болезни или травмы, с тем чтобы разработать адекватную реабилитационную программу.

В последние годы в реабилитологию введено также понятие «качество жизни, связанное со здоровьем». Некоторые авторы считают, что именно на этот показатель надо ориентироваться при оценке эффективности реабилитации больных. Безусловно, наиболее оптимальным является восстановление неврологического повреждения, однако, к сожалению, в клинике нервных болезней это наблюдается не очень часто. Если реабилитация больных с уже закончившимся патологическим процессом (инсульт, травма, инфекция) в большинстве случаев оказывается достаточно эффективной, то при прогрессирующих заболеваниях ЦНС её эффективность зависит не только от характера и интенсивности реабилитационных мероприятий, но в значительной мере от степени и темпа прогрессирования болезни и от возможностей патогенетической медикаментозной терапии. Поэтому основные восстановительные мероприятия должны быть направлены на восстановление нарушенных функций и приспособление больного к жизнедеятельности в новых условиях. Для неврологических больных особенно актуальным является обучение ходьбе и навыкам самообслуживания.

Однако, независимо от нозологической формы заболевания нейрореабилитация строится на основании принципов, общих для всех больных, нуждающихся в реабилитации.

К таким принципам относятся:

Раннее начало реабилитационных мероприятий, позволяющее снизить или предотвратить ряд осложнений раннего периода и способствующее более полному и быстрому восстановлению нарушенных функций;

Систематичность и длительность, что возможно лишь при хорошо организованном поэтапном построении реабилитации; комплексность (применения всех доступных и необходимых реабилитационных мероприятий);

Мультидисциплинарность (включение в реабилитационный процесс специалистов разного профиля); адекватность (индивидуализация программы реабилитации);

Социальная направленность; активное участие в реабилитационном процессе самого больного, его родных и близких.

Использование методов контроля адекватности нагрузок и эффективности реабилитации.

Необходимость раннего начала реабилитации у больных первой группы определяется тем, что в остром периоде возникает ряд осложнений, во многом обусловленных гипокинезией (тромбофлебит нижних конечностей с последующей тромбоэмболией легочной артерии, застойные явления в легких, пролежни и др.), а также существует опасность развития и прогрессирования вторичных патологических состояний (таких как, например, спастические контрактуры паретичных конечностей, патологические двигательные стереотипы, «телеграфный стиль» при моторной афазии). Раннее начало реабилитации способствует более полному и более быстрому восстановлению нарушенных функций. Ранняя реабилитация препятствует развитию социальной и психической дезадаптации, возникновению и прогрессированию астено-депрессивных и невротических состояний. На значение ранней реабилитации указывает большинство исследований. Применение метода функциональной магнитно-резонансной томографии позволило установить, что чем ранее начаты реабилитационные мероприятия, тем более активно протекают процессы функциональной перестройки центральной нервной системы, в выполнение нарушенных функций включается ранее инактивные регионы мозга.

Применительно ко второй группе больных (с хроническими прогрессирующими и дегенеративными заболеваниями) принцип ранней реабилитации мозга означает начало реабилитационных мероприятий при появлении первых симптомов, требующих активной реабилитации: двигательных, координационных, когнитивных нарушений.

Систематичность и длительность активной реабилитации у больных первой группы в основном определяется периодом восстановления функций. Восстановление объема движений и силы в паретичных конечностях происходит в основном в 1-3 месяца после инсульта. Спонтанное восстановление наиболее активно проходит в первые 30 дней, в дальнейшем восстановление в значительной степени связано с реабилитационными мероприятиями. Восстановление ходьбы, самообслуживание, сложных бытовых навыков может продолжаться в течение года, речи, трудоспособности, статики (при постинсультной атаксии) наблюдается и после года. Систематичность реабилитации может быть обеспечена только хорошо организованным поэтапным построением реабилитационного процесса. «Идеальная» модель реабилитации больных с острыми заболеваниями головного мозга включает:

1 этап – реабилитация начинается в неврологическом (ангионеврологическом) или нейрохирургическом отделении, куда больной доставляется машиной скорой помощи (в случае инсульта или черепно-мозговой травмы) или поступает в плановом порядке (в случае доброкачественной опухоли мозга).

2 этап – реабилитация в специализированных реабилитационных стационарах, куда больной переводится через 3-4 недели после инсульта, черепно-мозговой травмы, операции удаления гематомы, доброкачественной опухоли, абсцесса, аневризмы; 2-й этап может иметь разные варианты в зависимости от тяжести состояния больного:

Первый вариант – больной с полным восстановлением функции выписывается на амбулаторное долечивание или в реабилитационный санаторий.

Второй вариант – больные с выраженным двигательным дефектом, которые к концу острого периода не могут самостоятельно передвигаться и элементарно обслуживать себя, переводятся в нейрореабилитационное отделение (отделение ранней реабилитации) той же больницы, куда потупил больной, или в нейрореабилитационное отделение крупной городской или областной больницы.

Третий вариант – больные с двигательными дефектами, которые могут самостоятельно передвигаться и элементарно обслуживать себя переводятся из неврологического или нейрохирургического отделения в Реабилитационный центр. Сюда же переводятся больные из нейрореабилитационного отделения (отделения ранней реабилитации) больницы по мере восстановления возможности самостоятельного передвижения. Больные с преимущественно речевой патологией могут быть переведены в Центры патологии речи и нейрореабилитации.

3 этап – амбулаторная реабилитация в условиях районного или межрайонного поликлинического реабилитационного центра или реабилитационных отделений поликлиники или восстановительных кабинетов поликлиники. Возможны такие формы амбулаторной реабилитации как «дневной стационар», а для тяжелых плохо ходящих больных – реабилитация на дому.

Для больных с хроническими прогрессирующими заболеваниями нервной системы систематичность и длительность реабилитации означает создание условий для проведения практически постепенных реабилитационных мероприятий, что особенно важно с учетом прогрессирующего характера болезни. Несомненно, здесь неприемлем четкий этапный принцип проведения реабилитации, необходимый для больных с острыми заболеваниями мозга. Стационарная реабилитация требуется лишь при ухудшении состояния, основной упор делается на различные виды амбулаторной реабилитации (в восстановительных отделениях или кабинетах поликлиник, в форме «дневных стационаров», реабилитации на дому). По опыту зарубежных коллег, определенное место должна занять реабилитация в условиях специализированных санаториев.

2.Роль медицинской сестры в реабилитации неврологических больных

2.1. Уход за неврологическими больными

Уход за тяжелым неврологическим больным сложен как в условиях стационара, так и, особенно, на дому. Лечащий врач должен проинструктировать медицинскую сестру, ухаживающую за больным, подчеркнув необходимость тщательного соблюдения всех рекомендаций, от чего в буквальном смысле слова зависит судьба больного. Важ¬ную роль в этом играет медицинская сестра, которая долж¬на практически ознакомить родных и близких больного с техникой проведения рекомендуемых манипуляции, а не¬которые из них проводить лично (инъекции, катетериза¬ция. зондирование желудка).

Медицинской сестре для успешного лечения тяжелого неврологического больного необходима не только профессиональная компетентность и стремление к повышению квалификации, но и любовь к своему делу.

При многих заболеваниях ЦНС (воспалительные процессы, опухоли, нарушения мозгового кровообращения, травмы головы) наблюдаются расстройства сознания, рвота, судороги. У части больных не только нарушается глотание, но и усиливается слюноотделение из-за чего они могут захлебнуться слюной. При расстройств сознания может нарушиться эвакуация пиши из желудка, что приводит к обильной рвоте с аспирацией рвотных масс. Кроме того, часто бывают задержка мочи, непроизвольные мочеиспускание и дефекация.

Медсестре, участвующей в уходе за больным с нарушением глотания нужно уметь вводить зонд через носовом ход в желудок для удаления содержимого и кормления больного. Очень ответственна и процедура катетеризации мочевого пузыря мягким катетером с целью его промывания и удаления мочи.

Медсестра должна не только освоить технику подкожных, внутримышечных и внутривенных инъекций, но и уметь пользоваться системой для внутривенного капельного введения растворов, а также катетером, установленным в подключичной, яремной или других крупных венах, осуществлять уход за ним. Необходимо также освоить технику ингаляции кислорода и других лекарственных средств.

У пациентов с неврологическими заболеваниями нередко возникают острые нервно-психические состояния - эпилептический и истерический припадки, алкогольный делирий. При эпилептическом припадке необходимо, прежде всего, уберечь больного от травм. Во избежание переломов нельзя удерживать больного во время судорог, а тем более пытаться его фиксировать, наваливаясь всем телом. Необходимо лишь поддерживать голову, повернув ее набок, или подложить под нее что-то мягкое. Для предупреждения прикусывания языка между зубами вставляется шпатель, обернутый марлевой салфеткой, носовым платком или бинтом. Нельзя вставлять ручки вилок, ложек или другие металлические предметы если судорожные припадки следуют один за другим. Говорят об эпилептическом статусе. В этих случаях внутривенно вводят 2 мл седуксена. Повторное введение допустимо не раньше чем через 10 мин. Если эффекта седуксена не отмечается, то вводят 1-5% гексенал или тиопентал натрия внутривенно очень медленно.

Наблюдающая за больным и медсестра должны своевременно за метить как урежение дыхания (до 10 в минуту), так и учащение (28-30 в минуту), появление пауз, дополнительных вдохов, асинхронность дыхательных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц живота. Для того чтобы дыхательные путли оставались свободными, нужно повернуть больного на бок, очистить ротоглотку от слизи и рвотных масс с помощью отсоса или тампона, при западении языка поставить воздуховод, наладить ингаляцию увлажненного кислорода. При наблюдении за сердечной деятельностью медсестра отмечает урежение (меньше 60 в минуту) и учащение (больше 90 в минуту) пульса, его ритмичность или аритмию; повышение (выше 140/90) снижение (ниже 100/60) давления. Обо всех замеченных отклонениях нужно немедленно сооб¬щать врачу.

Остановка сердечной деятельности может произойти вследстви массивного кровотечения, вклинения ствола мозга, тромбоэмболии и ряда других состояний. Врач и медсестра должны уметь осуществить простейшую сердечно-легочную реанимацию, которая заключается в проведении ИВЛ «рот в рот» и непрямом (наружном) массаже сердца. Такое искусственное поддержание жизненно важных функций возможно на протяжении десятков минут и даже нескольких часов и позволяет обеспечить циркуляцию крови, обогатить ее кислородом и предотвратить развитие необратимых изменений в головном мозге. Чем раньше начнется реанимация (3-5 мин после остановки сердечной деятельности), тем больше шансов на успех. Основными признаками эффективности реанимационных мероприятий служит появление пульса на сонной артерии, уменьшение «мраморности» кожных покровов, видимые экскурсии грудной клетки при вдувании воздуха. Хорошим про-гностическим признаком, который говорит о сохранности функций головного мозга, являются сужение зрачков, расширившихся во время остановки сердца, восстановление роговичного рефлекса и реакции зрачков на свет. В период ИВЛ и массажа сердца начинают введение лекарств и применение других методов реанимации.

Вместе с тем не следует забывать утверждение известного российско-го анестезиолога-реаниматолога А.П. Зильбера который отмечал, что реанимация должна поддерживать жизнь, а не затягивать смерть. Если не наблюдается хотя бы минимальный эффект от проведения реанима-ционных мероприятии, они должны проводиться 30 минут.

При необходимости медсестра осуществляет кормление больно¬го через зонд. Протертую пищу или специальные питательные смеси вводят с помощью щирица Жане. За одно кормление рекомендуется вводить не более 400-500 мл смеси, так как большее количество пищи оттесняет диафрагму в грудную клетку, сдавливая легкие и сердце и за¬трудняя сердечную деятельность, дыхание. Дневной рацион делят на 5-6 приемов

Большое место в работе медсестры занимает гигиенический и лечебно-профилактический уход за тяжелобольным: туалет полости рта, мы¬тье и подмывание, перестилание постели, смена белья. Важное значе¬ние имеют мероприятия по профилактике пролежней: поворачивание больного из одного положения в другое каждые 1,5-2 ч, протирание кожных покровов камфорным спиртом или спиртовым раствором с шампунем, что одновременно является и своеобразным массажем. Под крестец подкладывают резиновый круг или судно, а под затылок, лопат¬ки, локтевые суставы и пятки - специальные кольца

В предупреждении застойных явлений в легких большое значение и мест дыхательная гимнастика, которую проводят тяжелобольным не-сколько раз в сутки.

Болезнь, особенно хроническая, сопровождается переживаниями и может вызвать страх, раздражительность, депрессию, что сказывается на течении заболевания и результатах лечения. Нужно постараться успо¬коить пациента, вселить в пего уверенность, если не в выздоровлении, то в улучшении самочувствия - это гуманная задача и обязанность ме¬диков.

В некоторых случаях врачам приходится скрывать от больного диа-гноз, чтобы избежать тяжелых психоэмоциональных реакций.

Многие неврологические больные - люди пожилые и старые. Из-вестно, что с возрастом у многих изменяется характер, появляются или усиливаются обидчивость, ранимость, часто бывает пониженное на-строение, вызванное мыслями о своей ненужности. Некоторые пациенты считают себя обузой для семьи, общества. Это своеобразие психики людей, спровоцированное или усиленное неврологическим заболеванием, требует от медицинского персонала бережного отношения. Медсестре, ухаживающей за таким больным, необходимы большое терпение, такт и выдержка. Она не должна негативно реагировать на многоречивость пациента, непоследовательность, капризы. Все свои замечания медсестра должна высказывать в наиболее тактичной форме. Недопустима раздражительность, а тем более агрессивное поведение по отношению к больному, которое часто приводит к открытому конфликту. Это препятствует первому шагу в работе медсестры - установлению доверительных отношений. Разумеется, такое поведение может значительно ухудшить состояние больного и даже свести на нет эффект терапии.

Медсестра должны уметь наладить контакт с больными, разрешать возможные конфликты. С одной стороны, это облегчает их работу, а с другой - позволяет улучшить условия пребывании больного в домашней обстановке.

2.2. Реабилитация неврологических больных

Медицинская реабилитация включает в себя систему профессиональных, психологических, педагогических, социально-экономических, государственных и других мероприятий, которые направлены на предупреждение развития патологического процесса, приводящего к потере стойкой или временной трудоспособности, а так же на помощь инвалидам для приобщения их к посильному труду с пользой для общества и самого пациента.

Реабилитация как самостоятельная наука стала развиваться в нашей стране после окончания Великой Отечественной войны, поскольку инвалидов было большое количество, однако реабилитация неврологических больных как отдельная научная отрасль была сформировано не так давно.

Среди профессионалов по реабилитации неврологических больных существуют различные мнения: 1) реабилитация должна применяться только для инвалидов; 2)все пациенты, которые находятся под угрозой длительной нетрудоспособности, нуждаются в реабилитации.

В России основными заболеваниями нервной системы, которые подлежат медицинской реабилитации, являются: травмы головного и спинного мозга; детский церебральный паралич; вертеброгенный синдром; инсульт; периферическая нейропатия; болезнь Паркинсона; рассеянный склероз; болезнь Гентингтона; полинейропатия; наследственные заболевания нервной системы.

Цель реабилитации неврологических больных направлена на восстановление двигательных функций и профилактику возможных осложнений, и прогрессирование заболевания, улучшение качества жизни.

К сожалению далеко не каждый случай патологического процесса удаётся реабилитировать, но, однако обучить пациента необходимым бытовым навыкам, управления своим телом, а так, же нормализовать психологическое состояние по силам современной реабилитации неврологических больных.

Существуют общие принципы для неврологических пациентов, которые нуждаются в реабилитационных мероприятиях: 1) чем раньше началась реабилитация, тем меньше возникает осложнений и быстрее наступает процесс выздоровления; 2)длительность и систематичность; 3) комплексный подход; 4) задействование специалистов различного профиля; 5) индивидуальные программы; 6) социальная направленность; 7) повышенная активность родственников и самого пациента; 8) методы контроля за эффективностью реабилитации.

Этапы реабилитации неврологических больных: первый – начинается с госпитализации пациента в нейрохирургический или неврологический стационар; второй – зависит от тяжести заболевания, пациента переводят в специализированный реабилитационный стационар; третий – реабилитационный центр или дневной стационар в условиях поликлиники.

Методы реабилитации: применение лечебного массажа, физиотерапевтических методов, нервномышечной электростимуляции, лечение положением, лечебной физкультуры, ортопедических мероприятий, бытовой реабилитации с элементами трудотерапии.

Пациенты с нарушением речи занимаются с логопедом, психологом. Участие в реабилитационной программе родственников пациента приносит огромную пользу и приводит к значительному улучшению здоровья как физического, так и психического.

Модель сестринского процесса, включает в себя :

· информацию о состоянии здоровья пациента

· заключение о проблемах пациента \сестринский диагноз\

· ожидаемые результаты сестринской помощи - планируемые цели ухода

· сестринское вмешательство,его план и последовательность действий

· оценку проведенных мероприятий, их эффективность .

Для выполнения своих профессиональных функций и достижения поставленных целей медсестрадолжна:

1. знать и уметь определять реакции пациента на болезнь и проблемы, связанные с болезнью,

2. знать и уметь осуществлять виды сестринских вмешательств, направленные на решение поставленных задач,

3. уметь установить психологический контакт с пациентом с учетом его личностных особенностей для обеспечения его максимальной активности выработке целей и осуществления реабилитационных мероприятий,

4. знать основные формы и методы реабилитационной помощи и представлять место сестринской помощи в общем комплексе проводимых реабилитационных мероприятий,

5. знать и уметь осуществлять сестринский процесс, направленный на решение психологических проблем пациента.

Программа медицинской реабилитации пациента включает в себя:

· -физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.)

· -механические методы реабилитации (мехпнотерапия, кинезотерапия.)

· -массаж,

· -традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие),

· -трудотерапия,

· -психотерапия,

· -логопедическая помощь,

· -лечебная физкультура,

· -реконструктивная хирургия,

· -протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь),

· -санаторно-курортное лечение,

· -технические следства медицинской реабилитации (калоприемник, мочеприемник, тренажеры, устройства для введения пищи через стому, парэнтерально, другие технические средства),

· -информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации

· -другие мероприятия, услуги, технические средства.

Программа медицинской реабилитации содержит следующие разделы:

· результат (прогнозируемый, полученный),

· отметка о невыполнении мероприятий в намеченный срок и причине невыполнения.

Программы по профессиональной и социальной реабилитации включают в себя вопросы по информированию пациента о программах, создание условий наиболее благоприятных для достижения поставленных целей, обучение пациента самообслуживанию, использованию специальных реабилитационных приспособлений.