Главная · Уход · Христианские притчи - цитаты. Притчи для детей

Христианские притчи - цитаты. Притчи для детей

По мнению святителя Василия Великого слово «Притча» происходит от слова «притечь» — «прийти» и обозначает короткий поучительный рассказ, путевое изречение, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям.

Представляем вниманию наших читателей отраду мудрецов — подборку христианских притч, которые помогут им понять свою веру и правильно выстроить свою духовную жизнь:

1. Послушник и старец

Однажды старый монах и молодой послушник возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась. На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи.

Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и послушник демонстративно от нее отвернулся. Старец же подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку.

Весь оставшийся путь спутники хранили молчание, но у самой обители юный послушник, осуждая, обратился к своему опытному собрату: «Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет! Неужели после этого ты сможешь спокойно войти во врата нашего монастыря?»

Старец на это ответил: «Странно, перенеся женщину я оставил её там же, у ручья, а ты несёшь её с собой до сих пор — в сердце и помыслах».

2. Ум или сердце?

Один старец спросил у другого:

— Как по-твоему, брат, чему лучше следовать, разуму или сердцу?

— Сердцу, — отвечает тот.

— А на каком основании?

— На том простом основании, что сердце указывает нам наш долг, а разум предоставляет поводы отлынивать от его исполнения.

3. Страсти

Однажды к одному святому старцу пришли двое юношей и спросили: «Скажи нам, отец, как правильно бороться с худыми наклонностями и искоренять плохие привычки?».

На это пустынник сказал одному из юношей: «Вырви вот этот росток». Кустик был крохотный, и юноша вырвал его легко, одной рукой.

После этого старец опять сказал: «Друг мой, вырви теперь вот это деревце». Юноша и это сделал, но уже с трудом и усилием: куст был значительно выше и крепче первого.

Тогда старец сказал в третий раз: «Теперь же попробуй вырвать вот это дерево». Юноша обнял его ствол и попытался исполнить повеление, но напрасно. Он позвал брата, и они вдвоём старались хотя бы раскачать дерево, но тщетно. Дерево глубоко вросло в землю.

Тогда старец сказал братьям: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи вот на эти деревья. Если они ещё не глубоко укоренились в нашем сердце, то одной твёрдой воли достаточно, чтобы истребить их. Но если они окрепли и пустили корни, то почти невозможно сладить с ними. Искореняйте дурное в себе, пока оно не развилось в нечто большее».

4. Разные ученики

У одного старца был ученик, который отличался послушанием и при этом был хорошим писцом. Старец любил его за послушание. У старца было также одиннадцать других учеников, и они стали скорбеть о том, что старец любит писца больше их.

Услыхав их ропот, другие старцы стали укорять авву. Тогда он повёл их к кельям своих учеников.

– Брат! Подойди скорее сюда! Ты мне нужен, – повторял авва, стучась по очереди в каждую из дверей.

Но никто из учеников не спешил ему открывать: кто-то в этот момент пел псалмы и не хотел прерываться, другой плёл верёвки и боялся из-за поспешности испортить своё рукоделие.

Наконец, очередь дошла до писца. Авва лишь тихонько постучался в дверь и назвал его имя. В тот же миг дверь распахнулась, и на пороге появился монах с пером в руке.

– Скажите, отцы, где вы видите других моих учеников? – спросил авва.

Потом он вошёл в келью, взял тетрадь и увидел, что ученик только что начал выводить новую букву, но побежал открывать учителю, даже не докончив её.

Тогда старцы сказали:

– Справедливо ты любишь его, авва. И мы его все любим, и Бог его любит.

5. Осуждение

Одна семейная пара переехала в новую квартиру. Утром жена выглянула в окошко и, увидев соседку, развешивающую выстиранное бельё, говорит мужу:

— Посмотри, какое у неё белье грязное, наверное, она не умеет стирать».

Так происходило всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. Однажды, проснувшись и глянув в окно, она воскликнула:

— Сегодня белье чистое! …Наконец-то соседка научилась стирать.

— Да нет, — сказал муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое стекло…

6. Уметь радоваться

У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики. Младший красил ткани. Когда светило солнце, у старшего сына никто не покупал зонтики, а когда шёл дождь, у младшего сына не сохли ткани. От этого женщина очень скорбела, и жизнь её стала печальной.

Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил свои ткани, а когда шёл дождь, она радовалась за старшего, у которого все покупали зонтики. И жизнь наладилась.

7. Рай и ад

Один Монах очень хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад, молился Богу, чтобы наилучшим образом понять это и долго размышлял.

Однажды, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснился сон, будто он попал в Ад.

Осмотрелся монах кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Все изможденные и голодные. У каждого в руках ложка с длиннющей ручкой. Каждый человек них легко черпает из котла, а в рот ложкой попасть не может — длина рукояти больше длины руки.

Внезапно картина меняется и монах оказывается в Раю. И там всё то же самое — люди с ложками на длинных ручках сидят возле котлов с похлёбкой, но их лица при этом лучатся счастьем!

Присмотрелся монах и понял почему: райские жители кормили друг друга…

8. О почтении к старшим

В одной семье жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта.

Сын и его жена очень раздражались видом немощи престарелого родителя и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке… Оттуда старик печально смотрел на красиво накрытый богатый стол, и глаза его становились влажными.

Однажды он так распереживался, что он не смог удержать блюдечко с едой, оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать престарелого отца семейства, а он молча сносил оскорбления, горько вздыхая.

Позже жена уговорила мужа купить отцу дешёвую деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошел их четырёхлетний сын с деревянной колодой в руках.

— Что ты хочешь сделать? — спросил отец.

— Деревянное корытце, — ответил малыш. Из него вы будете кушать, когда я вырасту!

Ответ ребёнка так поразил отца с матерью, что они упали на колени перед престарелым отцом и повинились за своё непочтение.

9. Горшки

Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:

— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?

Авва ответил:

— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с мёдом, а другой пустой.

Ученик так и сделал.

— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.

Ученик снова послушался…

— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.

Ученик посмотрел, понюхал и говорит:

— Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.

— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности!

10. Трудные моменты

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни…

Тогда он сильно опечалился и стал роптать на Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь ответил:

— Сын мой! Я очень люблю тебя и никогда не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Но это потому, что тогда Я нёс тебя на руках…

Андрей Сегеда

Вконтакте

Несколько притч из сборников:

По книге: Отцы-пустынники: Сборник христианских притч и сказаний.

Из серии книг "101 притча".

ОДИН ОТШЕЛЬНИК пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось по нескольку дней проводить без еды.
- Не удивляйся этому, сын мой, - ответил ему старец. - В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебы было слаще обеда.


ПРИГЛАСИЛИ ОДНАЖДЫ святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старец отказался идти на совет. Спорили-спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу.
Провидел это старец, взвалил на плечо дырявый мешок с песком и вышел им навстречу.
- Куда ты идешь? - спрашивает старца братия.
- К вам иду на совет.
- А мешок с песком зачем с собой взял?
- Откуда вы знаете, что в мешке песок?
- Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется.
- Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, - сказал им старец. - Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи.
Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата.

У ОДНОГО СТРАЦА спросили:
- Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?
Он ответил:
- Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник - Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А когда хочу сам поговорить с Ним - молюсь.


КОГДА К ОДНОМУ старцу ученик приходил с признанием в грехах, тот всегда говорил ему:
- Вставай!
- Но я много раз уже вставал и падал.
- Опять вставай!
- Доколе же я буду падать и вставать?
- Пока тебя не настигнет смерть - павшим или поднявшимся, - ответил ему старец.

По книге: Жил человек...: Сборник христианских притч и сказаний.

Из серии книг "101 притча".

РЫБАК ПЕРЕВОЗИЛ на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
- Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано "молись", а на другом - "трудись".
- Зачем это? - спросил он.
- Для памяти - ответил рыбак. - Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
- Ну, трудиться понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это необязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
- Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью "молись", а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
- Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед.
Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.


В ОДНОМ ГОРОДЕ приключилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришел весь город, и весь город смеялся над одним ребенком - ребенок пришел с зонтиком. Каждый смеялся и говорил:
- Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь, дождя-то нет.
- А я думал, что если вы помолитесь, то дождь пойдет, - ответил ребенок.

В ДОМЕ одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что он помолится перед едой. Но священник сказал:
- Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.
Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: "Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке - это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся.
Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:
- Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить "доброе утро"?


ПО БЕРЕГУ МОРЯ гулял мужчина. Все вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которые выбросило на берег после страшного шторма.
Вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море.
- Зачем ты это делаешь? - спросил мужчина. - Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много!
- Может быть, - ответила девочка, бросая как можно дальше в море еще одну морскую звезду. - Но для нее я сделала все, что смогла.

СТОЯЛИ НА ОБОЧИНЕ два человека и о чем-то беседовали.
Проходил мимо них пьяница и сказал сам себе:
- Наверное, они сейчас договариваются вместе пойти в погребок, чтобы выпить вина.
И пьяница, забыв обо всех своих делах, поспешил в трактир.
Проходил мимо беседовавших блудник и подумал:
- Вот люди, не боясь огласки, сговариваются посреди белого дня на плотские утехи. А чем я хуже?
Изменив свой маршрут, блудник направился в притон разврата.
Прошел мимо праведник и говорил себе:
- Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешник, уже третий день не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа.
И праведник, отложив все свои заботы, поспешил поддержать добрым словом больного.
Так праведные люди во всем видят доброе, а для рабов порока весь мир - соблазн ко греху.


ОДИН ПАРИКМАХЕР, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:
- Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это. Поэтому лично я не верю в его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
- Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.
- Как это так? - удивился парикмахер. - Один из них сейчас перед вами.
- Нет! - воскликнул клиент. - Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.
- Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.
- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.

Христианские притчи являются выражением основных идей христианства - учения, которое зародилось в I веке н. э. в Палестине. Основанием христианства является совокупность нескольких предположений, самое важное из которых состоит в том, что весь человеческий род, будучи зарождённым в первородном грехе Адама и Евы, - грешен и поэтому нуждается в спасении, а каждый человек несёт в себе от рождения зерно этого греха и должен искупить его перед Богом. Как искать этот путь спасения подсказывают нам христианские притчи. Удивительно, насколько легко они воспринимаются читателями. Примечательно, что, в отличие от многих притч, основанных на других учениях, в христианских притчах вы не встретите назидательных нравоучений.

Как бы банально это ни звучало, но от христианских притч веет именно добром, а смысл заповеди «возлюби ближнего своего, как самого себя» кроется в каждой из них. Они преисполнены милосердием, состраданием и любовью ко всему живому. Однако здесь читателю откроется ироничная насмешка над человеческой жадностью, бахвальством и глупостью в лёгкой, но всё же уловимой форме.

Христианские притчи имеют удивительную структуру. Вначале перед читателем ставится вопрос, на который он сам же и даёт ответ. Совершенно очевидно, что вопрос один, а вот ответы разными читателями будут даны, естественно, отличные друг от друга. Каждое последующее чтение одной и той же притчи открывает нам всё новые и новые горизонты человеческого бытия.

Как и многие притчи других культур, христианские притчи позиционируют существование человека как страдание. Перед тем как получить избавление и попасть в руки Господа, мы должны испить чашу страданий сполна. Читая эти притчи, мы невольно начинаем задумываться над тем, как мы живём, как относимся к близким нам людям, к старшим и просто мимолётным знакомым или прохожим. В притчах мы можем почерпнуть истину того, что даже к случайному, на ваш взгляд, прохожему необходимо относиться с уважением, ведь «пути Господни неисповедимы» и возможно через некоторое время от этого прохожего будет зависеть ваша жизнь или жизнь вашего ребёнка.

Интересно и то, что одна и та же притча может давать нам ответы на разные вопросы, например притча «Человеческие пути». Христианские притчи являются результатом опыта поколений. Мудрецы, прожившие жизнь и наделавшие множество ошибок, сделав соответствующие выводы, изложили нам на бумаге в простой и интересной форме советы, а уж как распоряжаться этим источником, каждый решает сам для себя.

К сожалению, современная картина мира диктует нам ложные ценности, ставя превыше всего блага материальные. Как нельзя лучше иллюстрирует нам эту истину притча о блудном сыне. Здесь мы видим все те страдания, через которые проходит каждый грешник. Зачастую мы слишком увлекаемся доступными удовольствиями в угоду собственным желаниям. Однако добившись всего что хотели, при этом пройдя «по головам», мы начинаем ощущать пустоту внутри. Для того чтобы преодолеть её, мы возвращаемся к истокам - в отчий дом. Только здесь нас ждёт безоговорочное понимание и помощь, так вот теперь нам придётся пройти весь путь заново от начала и до самого конца.

Притча о блудном сыне - на все времена, ценность её не будет утрачена ещё очень долго, и не одно поколение будет находить в ней ответы на свои вопросы. Христианские притчи так тонко обличают тёмные стороны человеческой сущности, что нам не требуется прямого указания на них. Персонажи во многом напоминают нас самих, и мы невольно приходим к мысли, что нам стыдно за тот или иной поступок. Прочитанное как бы само собой наталкивает нас на мысль необходимости исправления или, наоборот, прощения человека, который сделал нам больно.

На сегодняшний день программа многих общеобразовательных школ предусматривает изучение христианских притч школьниками, и это неспроста. Пытливый ум детей ищет ответы на свои вопросы. Возможно, родителям бывает нелегко подобрать слова или у них просто не хватает времени на задушевные разговоры, поэтому чтение притч может успокоить ум ребёнка и дать ему некие разъяснения о человеческой жизни.

Мудрые христианские притчи

Итак, мы уже определились с тем, что одна из основных целей христианских притч - подсказать человеку, как найти путь спасения. Именно подсказать, а не указать. Это очень тонкая грань, поскольку природа человека во многих случаях негативно реагирует на прямые указки. Мудрость христианских притч заключена в направлении человека на путь истинный.

Читая притчи, мы начинаем осознавать, что за каждым поступком обязательно наступит какое-либо последствие, а человеку, как известно, воздаётся по заслугам. При этом доброта должна идти от сердца, и обязательно должна быть искренней, это значит, что мошенник, переведший через дорогу бабульку, но тем не менее и дальше продолживший обманывать людей, искупления своих грехов не получит.

Мудрые христианские притчи учат нас, что путь к истинной совершенной цели тернист и полон препятствий. Притча «Ближайший путь к Богу» рассказывает о том, как то, что не представляет никакой ценности, как правило, всегда лежит на поверхности.

Стоит отметить, что в христианских притчах присутствует и некий элемент запугивания, страха перед Богом и его карой. Это опять же к вопросу, что за всякое неблагочестивое деяние последует наказание. При этом дурной поступок нельзя скрыть, поскольку Бог вездесущ и всё видит, видит он и мучения и хорошие дела и вознаграждает за них. Читая, например, притчу «Бог везде», мы начинаем понимать, что все наши дела будут, если можно так сказать, учтены, и что, попросив от всего сердца и, естественно, приложив к этому усилия, мы можем рассчитывать на помощь Всевышнего.

В притчах мы можем узреть и ещё один скрытый смысл. Истинная вера в Бога - это не ежедневное посещение церкви, поклонение иконам, беспрекословное соблюдение постов и так далее. Можно и не делать всего этого, однако за благочестивые помыслы, добрые дела и любовь к ближним, Всевышний, несомненно, вознаградит вас.

Также притчи учат нас любить и себя. В чём заключается эта любовь? В том, что мы не размениваемся на злость, зависть, сквернословие и сплетни. Вести подобающий образ жизни, много трудиться, заботиться о семье, помогать нуждающимся - всё это мы делаем, прежде всего, ради себя самого. Только когда человек осознает эту простую истину, ему откроется спасение.

Кроме всего прочего, человеку действительно благородному, с чистыми мыслями, свойственно постоянно сомневаться. В этих сомнениях мы нередко теряем себя, а что ещё хуже - можем прийти к неверным решениям. Быть может, вековая мудрость христианских притч способна вернуть нам свет истины?

Христианская мудрость в притчах

Христианская мудрость в притчах тонкая, но вместе с тем очень глубокая. Мы должны любить ближних, уважать их, а через это уважение и любовь мы учимся любить себя. Давайте попробуем простыми словами объяснить, как это происходит. Вот, например, представьте себя в роли пекаря, старайтесь печь свои булочки и хлеб так, как если бы вы пекли их для себя, для своих детей и родителей. Подобным образом вы должны относиться ко всему, за что берётесь и к тому, как себя ведёте в повседневной жизни.

Изо дня в день, поступая с окружающими так, как бы вы хотели, чтобы они поступили с вами, постоянно ставя себя на место другого и примеряя «чужую обувь», вы перестаёте быть эгоистом. А ведь именно наше эго и является источником всех неудач и неоправданных надежд. Эго - это то, что мешает нам открыть своё сердце и впустить любовь.

В христианских притчах мы не раз встречаем ситуацию, когда Ангел спускается с небес, чтобы помочь человеку, или когда голос самого Бога даёт герою совет. Всё это свидетельствует о том, что наше физическое тело неразрывно связано с миром духовным.

Христианские притчи - это живые яркие повествования, одновременно правдивые и поражающие своей глубокой мудростью и скрытым смыслом. Именно поэтому мы помним многие из них с детства, только при одном упоминании понятия «притча», в нашем сознании всплывают образы отца и блудного сына, Христа, мудреца и старца и так далее.

Читайте христианские притчи, приучайте к этому чтению своих детей, сделайте такое чтение доброй семейной традицией, и тогда вам, несомненно, откроется их мудрость, а пытливый разум найдёт ответы на все волнующие вопросы.

Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо - ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в некоторый храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему:

Человек, ты бы лучше вышел из храма, купил себе книжку о том, как себя здесь вести надо, а потом бы и заходил.

Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:

Что ты, дитя моё, плачешь?

Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:

Господи! Меня в храм не пускают!

Обнял его Иисус:

Не плачь, они и меня в него не пускают.

Лисичка

В Египте, где в глубокой христианской древности было много великих монастырей, один монах дружил с неученым бесхитростным крестьянином-феллахом. Однажды крестьянин сказал монаху:

Я тоже почитаю Бога, сотворившего этот мир! Каждый вечер я наливаю в миску козьего молока и ставлю его под пальмой. Ночью Бог приходит и выпивает мое молочко. Оно Ему очень нравится! Ни разу не было, чтобы в миске хоть что-нибудь осталось. Услышав эти слова, монах не мог не рассмеяться. Он добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке. Однако крестьянин упрямо настаивал на своем. И тогда монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком остается под пальмой.

Сказано - сделано: ночью монах и крестьянин затаились неподалеку и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка и вылакала все молоко дочиста. Крестьянин как громом был сражен этим открытием.

Да,- сокрушенно признал он,- теперь я вижу - это был не Бог! Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог - это Дух, что Он совершенно иной по отношению к нашему миру, что люди познают Его особым образом... Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову, а потом заплакал и пошел в свою лачугу. Монах тоже направился в келью. Но, подойдя к ней, он с изумлением увидел у двери Ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени, а Ангел сказал:

У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что, без сомнения, рассудил правильно? Но одного ты не ведаешь, о мудрец: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву.

Так Бог благословил!

Жил некогда крестьянин, любящий Бога. И так его сердце полюбило Бога, что только Им и жило. Было у крестьянина два сына, и вот, один из них умер. «Так Бог попустил!» - сказал крестьянин, горюя вместе с женой. Спустя некоторое время родился у него еще сын. «Так Бог благословил!» - обрадовался крестьянин, поздравляя жену с рождением ребенка. На следующий год в его поле случился неурожай. «Так Бог попустил!» - сказал крестьянин своей жене, придя с поля. На другой год он собрал большой урожай. «Так Бог благословил!» - поделился крестьянин радостью со своей женой. «Что ты все одно заладил - Бог да Бог? Как будто ничего больше не знаешь, что сказать! - вспылила жена. - Ну, и что теперь скажешь?» - «Так Бог попустил!» - ответил тот. «Опять ты за свое! Ну да ладно! И то хорошо, что трудиться любишь и семью кормишь!» - успокоившись, сказала жена. «Так Бог благословил!» - согласился крестьянин.

Чтобы не ходить озабоченным спешкой

Однажды авва Аммон пошёл, чтобы переправиться через реку. Он нашёл готовое к отплытию судно и сел около него. В это время дальше отплывал другой корабль, идущий в то же место, и бывшие на нём люди стали звать его.

Он же ответил:

Я взойду только на общественное судно. С собой авва имел связку пальмовых веток; он сел, плетя верёвку, а затем вновь распуская, и плёл до тех пор, пока общественное судно не отчалило и он не переправился на другой берег. Братья, поклонившись ему, спросили:

Для чего ты делал это?

Старец ответил:

Чтобы не ходить озабоченным спешкой.

Путь к спасению

Одного старца спросили: "Как может ревностный христианин не соблазниться, когда испытывает столько искушений: мир всячески противостоит ему, он видит монахов, возвращающихся в мир, понимает собственную слабость и т.д.?"

Старец ответил: "Пусть вообразит себе собак, преследующих зайцев. Когда одна из них увидит зайца, немедленно бросается за ним - прочие видят только погнавшуюся собаку и сначала также побегут за ней, а потом возвращаются назад; первая же собака, которая увидела зайца, одна гонится, доколе его не поймает. Её не отвлекают от цели ни то, что другие собаки отстали, воротившись назад, она не смотрит ни на стремнины, ни на лесные чащи, ни на колючие кусты и, пробегая сквозь тернии, часто бывает изранена, но не перестает бежать. Вот так же и ищущий Владыку Христа неуклонно стремится к Нему, побеждая все встречающиеся ему соблазны, доколе не достигнет цели."

Пути человеческие

Некий монах усердно молился говоря:

Господи, ты милостив и терпелив, так почему же спасти душу так тяжело и почему ад полон грешниками?

Он долго молился, задавая Богу этот вопрос. И вот наконец, Является к нему Ангел Божий и говорит:

Пойдём, я покажу тебе пути, которыми ходят люди. Они вышли из келии и ангел повёл старца в лес.

Видиш того дровосека, который несёт на себе тяжкую вязанку дров и нехочет сбросить хоть немного для облегчения? - спросил херувим.

Точно так же некие люди несут на себе свои грехи и не хотят каяться. После ангел показывает старцу колодец с водой и говорит:

Видиш безумца, который черпает из колодца воду решетом? Так илюди каются. Черпают благодать прощения, а затем снова грешат и благодать утекает, как вода сквозь решето.

Снова показывает ангел монаху человека и молвит:

Видиш ли сего, который положил поперёк лошади бревно и силится верхом въехать в храм Божий, а бревно в дверях застревает? Так люди свои добрые дела творят - без смирения и в гордыне - не зная им цену. А теперь, сам старче посуди, легко ли Богу спасать таких людей, сообразуя милость с правосудием Своим?

Неполезный дар

Говорили о некоем из отцев, что он в течение семи лет просил Бога о некоем даре, - и ему дано было.

После этого он пошёл к одному великому старцу и возвестил ему о даре. Старец, услышавши, опечалился, говоря: великий труд! и сказал ему:

Поди, исполни другие семь лет, моля Бога, чтобы дар твой был онят от тебя; потому что это тебе не полезно.

Он, пошедши, сделал так, пока не было отнято от него.

Совершенное и высшее послушание

Как-то раз Франциск Ассизский сидел среди своих товарищей и, вздохнув, сказал:

Едва ли во всём мире найдёшь монаха, который бы совершенно повиновался начальствующим над ним.

Удивившись, товарищи спросили его:

Объясни нам, отче, каково совершенное и высшее послушание.

И он представил истинно повинующегося в виде мёртвого тела:

Возьми бездыханное тело и положи его, куда захочешь; ты увидишь, оно не будет возражать, если его начнут передвигать, не станет роптать, куда бы его ни положили, не возопит, если его унесут. Если ты положишь его на кафедру, оно будет смотреть не вверх, а вниз. Если поместить его в пурпур, оно будет казаться вдвойне бледным. Это - истинный повинующийся; тот, кто не рассуждает, почему его передвигают, не заботится о том, куда его помещают, не настаивает на перемещении. Возвышенный до какой-либо должности, он сохраняет привычное смирение. Чем более его почитают, тем более недостойным он считает себя.

Костер

Жестокий шторм, разыгравшийся в открытом океане, пустил ко дну корабль. Равнодушная стихия не пощадила никого, кроме одного человека. Он очнулся на рассвете, выброшенный волной на берег, единственный уцелевший.

Человек побрел по берегу в надежде найти людей и скоро вернулся к тому месту, с которого начался его путь. Это был остров - небольшой остров, затерявшийся в безбрежном океане. Людей здесь не было. Человек остался один.

Как Робинзон Крузо, он смастерил себе хижину из веток и обломков корабля, выброшенных на берег волнами. Он каждый день молил Бога, чтобы тот послал ему спасение. Но проходили день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, а человек по-прежнему оставался в одиночестве. Однажды, проведя целый день в поисках пропитания, человек вернулся к своему убогому жилищу и увидел на его месте пепелище. Все то немногое, чем он владел, превратилось в дымящиеся угли.

Господи! - в отчаянье вскричал человек. - Неужто мало испытаний выпало на мою долю? За что Ты наказываешь меня, лишая и той малости, что была у меня?

Зарыдав от горя, а еще больше - от бессилия, он упал на землю, не зная, как ему жить дальше. Он лежал на земле, не поднимая глаз, чувствуя, как дневной зной сменяется вечерней прохладой. А он все лежал на земле и не мог встать, потому что у него не осталось больше сил.

Как вдруг он услыхал звуки - такие привычные на корабле, но позабытые на берегу. Вначале тихо, потом все громче и громче. Он поднял голову и увидел корабль, на всех парусах идущий к его острову. Еще до конца не поверив, что корабль этот настоящий, человек понял, что не видел ничего прекраснее этого корабля.

Как вам удалось найти меня? - спросил человек у моряков.

Мы увидели сигнальный костер, который ты разжег на берегу! - ответили они ему. Как трудно смиренно принять свою долю. Не в силах постигнуть замысел Творца, мы нередко ропщем. Но только в горестях и скорби обретается духовная сила.

Когда-то, в прошедшие времена, несколько отважных и смелых людей, живших далеко от океана, захотели узнать, что такое океан. Они расспросили сведущих стариков как туда добраться, и немедленно отправились в путь. Долго они шли и, наконец, добрались до океана. «Оказывается, океан похож на большое поле!» - воскликнул первый из отважных первопроходцев. «А мне кажется, океан напоминает безкрайний лес!» - восторженно сказал второй путешественник. «А по-моему, океан - это огромная пустыня!» - высказал свое мнение третий путник. Мимо проходил рыбак и сказал им: «Вы не спорьте между собой, разглядывая с берега океан, а лучше погрузитесь с головой в воду, и то, что там увидите, это и будет океан!» Путники так и поступили - последовали совету рыбака. Вскоре они вынырнули из воды и отдышались. «Ну, а теперь на что похож океан?» - с улыбкой спросил рыбак. Исследователи океана переглянулись друг с другом и сказали: «Не знаем, на что похож океан, но только уж очень он соленый!»

Богатый тот, кто видит Душу вечной

Спросил однажды барин старика,
Просившего у церкви подаяния:
«Я вижу пред собою бедняка,
Что за всю жизнь не сделал состояния.

Вот я богат! И жизнь моя сладка,
И что хочу то получу, конечно!
Твоя Судьба, бесспорно, нелегка,
И мечтал, наверно, быть успешней»?

В кабинете не молодого офицера КГБ был подвержен жестокому допросу христианин. После многих безрезультатных попыток склонить его к сотрудничеству, офицер предложил откровенный разговор.

Давай на чистоту, - сказал он. - Что дал тебе твой Бог, которому ты так фанатично служишь?..
Читать полностью -->

Цена монаха

Один контрабандист, опасаясь полицейских рейдов, обратился к очень известному монаху с просьбой спрятать контрабандный товар в монастыре. Он рассчитывал на то, что полиция не заподозрит священника - у него была безупречная репутация.

Монах отреагировал на такую просьбу с негодованием и потребовал, чтобы человек немедленно покинул монастырь...
Читать полностью -->

Царство цепей

Когда-то жил в одном царстве кузнец. Он научился делать до того красивые цепи, что в конце концов начал носить их на себе. Это новшество понравилось другим кузнецам. Потом цепи стали надевать на себя и другие люди, и даже царь и знать. Царь издал особый указ о всеобщем ношении цепей. Детей в школах учили, как правильно носить цепи...
Читать полностью -->

Хулиган в храме

Однажды в храм во время службы зашёл молодой мужчина крупного телосложения, по лицу которого были видны недобрые намерения. Он прошёл вперёд всех, сел на скамейку и, развалившись, стал лузгать семечки и громко ругаться. Шла проповедь, за кафедрой стоял священник...