Главная · Уход · Философ - это профессия или состояние души? Все люди философы потому что Что такое философия

Философ - это профессия или состояние души? Все люди философы потому что Что такое философия

Ответ от Dasertio d [гуру]
Философия
Определение. Слово «философия» - греческого происхождения и имеет значение «любовь к мудрости». Философия, в том смысле, в котором о ней говорится в этой статье, не строится на вере в Бога, она пытается дать людям целостное представление о Вселенной и побуждает их мыслить критически. В поисках истины философия опирается главным образом на умозрительные рассуждения, а не на наблюдения.
Как появляются человеческие философии?
Их создают люди, возможности которых ограниченны. В Библии говорится: «Не может идущий направлять свои шаги» (Иер. 10:23). История подтверждает, что попытки пренебречь этим ограничением не приносят ничего хорошего. Однажды «Иегова отвечал Иову из бури и сказал: „Кто это затемняет замысел словами без знания? Подоткни под пояс свою одежду по-мужски и позволь, я расспрошу тебя, а ты рассказывай мне. Где ты был, когда я основывал землю? Скажи, если ты наделен пониманием“» (Иов 38:1-4). (Люди имеют лишь ограниченные возможности. Кроме того, их жизненный опыт относительно невелик и обычно ограничивается одной культурой или окружающей средой. Поэтому круг знаний, которыми обладают люди, сравнительно узок, а в мире все настолько взаимосвязано, что люди постоянно находят какие-то новые, не учтенные ими аспекты. Эти ограничения отражаются во всех созданных ими философиях.)
Их создают несовершенные люди. «Все согрешили и лишены славы Бога» (Рим. 3:23). «Есть путь, который кажется человеку правильным, но в конце его - пути смерти» (Прит. 14:12). (Из-за несовершенства людей в их философиях часто отражается элементарный эгоизм, который, хотя и может приносить сиюминутное удовольствие, ведет к разочарованию и лишает счастья.)
На них влияют демоны. «Весь мир лежит во власти Злого» (1 Иоан. 5:19). В Библии говорится, что Сатана Дьявол «вводит в заблуждение всю обитаемую землю» (Отк. 12:9). «Вы когда-то ходили, сообразуясь с системой вещей этого мира, по воле того, кто повелевает властью воздуха, духа, который действует теперь в сыновьях непокорности» (Эф. 2:2). (Такое влияние отражается в философиях, которые подталкивают людей к тому, чтобы не подчиняться полезным и справедливым требованиям Бога. Неудивительно, что, как свидетельствует история, человеческие философии и планы часто приносят горе множеству людей.)
Как Бог относится к «мудрости», предлагаемой человеческими философиями?
1 Кор. 1:19-25: «Написано: „Погублю мудрость мудрых и разум разумных отвергну“. Где мудрый? Где книжник? Где спорщик этой системы вещей? Не сделал ли Бог мудрость этого мира глупой? Когда, по Божьей мудрости, мир своей мудростью не познал Бога, то угодно было Богу глупостью [«глупостью» с точки зрения мира] того, что проповедуется, спасти верующих. ..Потому что глупое Божье [«глупое» в глазах мира] мудрее людей и слабое Божье [«слабое», как это, возможно, кажется миру] сильнее людей». (В таком отношении Бога к мудрости людей нет ничего деспотичного или неразумного. Он ясно изложил свой замысел в самой распространенной в мире книге - Библии. Он посылает своих свидетелей, чтобы они рассказывали об этом замысле всем, кто готов их слушать. Как же глупо со стороны какого бы то ни было творения думать, что оно мудрее Бога!)

Философия присутствует в жизни каждого человека. Любой, кто способен мыслить, - пусть непрофессиональный, но философ. Достаточно просто подумать, сколько раз в своей жизни вы задумывались о том, почему происходит так или иначе, сколько раз мысли уходили глубоко в суть того или иного термина, процесса, действия. Разумеется, бессчетное количество. Так что же такое философия? Кто те самые знаменитые философы, которые основали целые школы мысли?

Что такое философия?

Философия - это термин, определение которому можно давать с разных сторон. Но как бы мы ни мыслили об этом, всё равно приходим к выводу, что это определенные знания или сфера деятельности человека, в процессе которой он познает мудрость. И в данном случае философ - это проводник в запутанной структуре этой науки и её понятий.

Если говорить научным языком, то определить термин «философия» можно как знания об что нас окружает и от нас не зависит. Достаточно посмотреть на этимологию слова «философия» - и становится понятно, что же оно значит. Данный термин происходит из греческого языка и состоит из двух других: «philia» (с гр. φιλία - «любовь, стремление») и «sophia» (с гр. σοφία - «мудрость»). Можно сделать вывод, что философия - это любовь или стремление к мудрости.

То же справедливо и для субъекта, который занимается философией - философа. О том, кто это, и пойдет речь.

Данный термин пришел к нам, как уже понятно, из Древней Греции и появился еще в 5-6 столетии до нашей эры. За долгие столетия его использования видоизменений его не было, и слово сохранило свое первоначальное значение в исходном виде.

Исходя из понятия «философия», философ - это человек, который занимается поиском истины, понимания мира и его устройства.

В толковом словаре можно встретить следующую трактовку термина: это человек-мыслитель, основным видом деятельности которого является изучение, разработка и изложение базовых концепций мировоззрения.

Еще одним толкованием термина можно назвать следующее: философ - это индивид, который по своему способу мышления относится к той или иной философской школе, разделяет её идеи или живет согласно им.

Зарождение философии и первый философ

Принято считать, что первым человеком, который стал употреблять термин «философ», стал древнегреческий мыслитель Пифагор еще в 6 столетии до нашей эры. Все потому, что необходимо было разделить людей со знаниями на две категории: мудрецы и "не мудрецы". Первый философ тогда отстаивал точку зрения, что философ не может зваться мудрецом, поскольку первый только стремиться познать мудрость, а второй - это тот, кто уже её познал.

Труды Пифагора не сохранились, поэтому впервые на бумаге термин «философ» встречается в трудах Гераклита и Платона.

Из Древней Греции понятие распространилось на Запад и Восток, где изначально отдельной науки не существовало вовсе. Философия здесь была растворена в религии, культуре и политике.

Самые известные философы

Многие философоведы склоняются к тому, что людьми, которые стремились познать, как же человеку стать счастливым, были именно философы. Список этот может быть очень длинным, поскольку по всему миру философия развивалась даже вне зависимости одного течения от другого. Несмотря на это, существует и множество общих черт, в которых схожа философия Запада и Востока.

К числу первых философов относятся такие известные еще из прошлых веков люди, как Пифагор, Будда, Платон, Сократ и Сенека, Аристотель, Конфуций и Лао-Цзы, Плотин, Джордано Бруно, Омар Хайям и многие другие.

В 17-18 столетии наиболее известными были Петр Могила, Григорий Сковорода - это философы, которые жили и познавали сущность бытия на Руси. Мыслители еще более поздних лет - Елена Петровна Блаватская и Николай Константинович Рерих.

Как видим, не только мыслителями, но еще и математиками, врачами, императорами и универсальными знатоками были первые философы. Список современных философов также довольно обширный. Их намного больше сегодня, чем было в древности, и они менее известны, тем не менее существуют и активно развивают и распространяют свои мысли.

Сегодня к таким людям относятся Хорхе Анхель Ливрага, Дэниэл Деннет, Питер Сингер, (на фото), Аласдер Макинтайр, Жан Бодрийяр, Славой Жижек, Пьер Клоссовски, Карл Поппер, Ханс Георг Гадамер, Клод Леви-Строс, Сьюзан Блэкмор и многие другие.

Философия как образ жизни и профессия

Ранее термин "философ" относил человека к определенной школе и её учениям, теперь же философ - это еще и профессия, которую можно получить во многих высших учебных заведениях. Для этого специально открываются факультеты и кафедры. Сегодня можно получить диплом философа.

Польза такого образования не только в том, что человек учится размышлять правильно и глубоко, находить нестандартные выходы из ситуаций, разрешать конфликты и многое другое. Также такой человек может реализовать себя во многих других сферах жизни, поскольку базовые знания и понимание мира он получил (в большей или меньшей степени).

Стоит отметить, что многие зарубежные фирмы сегодня с удовольствием принимают философов и молодых специалистов в этой области на работу, в частности для работы с людьми, по указанным выше причинам.

Карл Поппер. Все люди - философы: Как я понимаю философию; Иммануил Кант - философПросвещения. Пер. с нем./Вступ. ст. и примеч. И.3. Шишкова. Изд. 4-е. - М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 104 с.

Книга представляет собой перевод двух малоизвестных, но весьма интересных статей одного из видных и наиболее популярных западных философов XX века - Карла Раймунда Поппера. В первой - «Как я понимаю философию» - автор выразил свой оригинальный взгляд на природу философии и на ее место и роль в жизни человека. Во второй - «Иммануил Кант - философ Просвещения», представляющей собой памятную речь, с которой К. Поппер выступил по лондонскому радио в день 150-летия со дня смерти «философа свободы, человечности и совести», - отстаивается нетрадиционная точка зрения на критическую философию И. Канта, согласно которой великий кенигсбергец - не философ классического немецкого идеализма, а последний поборник великих идей Просвещения.

Публикация сопровождается двумя вступительными статьями профессора И.3. Шишкова, в переводе которого издаются работы К. Поппера. Книга рассчитана на широкие круги научной интеллигенции - на всех, кто интересуется историей философии и философией в целом.

номерация страницы в конце ее.

Вступительная статья . Для чителей представляет интерес прежде всего с точка зрения нового осмысления места английского мыслителя в современной философии.

Не останавливаясь подробно на данном вопросе, укажу лишь на один принципиальный момент, по которому, как мне представляется, философия К. Поппера не только резко расходится со всей позитивистской традицией, но и прямо противостоит ей. При этом я ничуть не умаляю роли последней в становлении и развитии критического рационализма, как именует свою концепцию Поппер.

Расхождение Поппера с позитивистской традицией прослеживается в первую очередь по линии их отношения к фундаментальной философской проблеме, пронизыва­ющей всю историю западноевропейской философии, - к обоснованию знания. В ходе историко-философского процесса эта проблема эволюционировала от центрального места, которое она занимала в фундаменталистской традиции (вся - за некоторым исключением, в частности критической философии Я.Ф. Фриза, - классическая философия от Ф. Бэкона и Р. Декарта до Гегеля), через критику ее традиционной постановки (Л. Витгенштейн) до полного ее отрицания, отказа от нее (Поппер) в антифундаменталистской (критицистской) традиции.

10. Прежде всего общая программа позитивизма, в частности логического, развивается в русле классической эмпирической традиции, принимающей за единственный надежный источник знания чувственное восприятие, и классического идеала рациональности, в основании которого лежит вера в возможность получения строгого достоверного знания. Этот классический метафизический миф о существовании достоверных (надежных) оснований человеческого знания восходит к античности, в частности к аристотелевскому идеалу науки, который зиждется на принципе достаточного основания. Содержание его образуют: 1)поиск «архимедовой опорной точки» познания (Г.Альберт ), фундамента, привилегированной инстанции как критерия достоверности и надежности человеческого знания; 2) процесс обоснования, содержанием которого является сведение определенного утверждения, теории к достоверному фундаменту - абсолютному принципу, постулату, аксиоме, догме, т.е. к «ясным» и «самоочевидным» вещам, которыми человек оперирует в своей повседневной жизни. (Однако такого рода «самоочевидности» оказываются на деле не столь «самоочевидными». Напротив, они оказываются наиболее неочевидными и непонятными, а порой даже и немыслимыми, на что обратил внимание уже философ-досократик Зенон Элейский в своих так называемых апориях).

Эта, по сути фундаменталистская, традиционная методология оставалась господствующей в классической и современной культуре вплоть до XX в. Но в последнее время в связи с изменением общей культурной ситуации, и прежде всего ситуации в науке, устои фундаментализма были подорваны. Традиционная апелляция к Разуму и Опыту оказалась совершенно немыслимой в духовной атмосфере западной культуры ХХ в., развенчавшей многовековой (идущий от Сократа) культ разума. Обнаружилось, что человеческий разум слишком изменчив, погрешим, чтобы служить надежным фундаментом человеческой культуры.

2 . На фоне рушащихся устоев фундаментализма стала все более выдвигаться на передний план противоположная фундаменталистской традиции антифундаменталистская (критицистская) парадигма, образующая ядро нового - неклассического - идеала рациональности. Последняя стала глубоко проникать в современное методологическое сознание благодаря философской деятельности К. Поппера, который фактически «пробудил» в постмодернистском философском сознании существовавшую издавна в европейской философии идею погрешимости человеческого разума.

Антифундаменталистская (критицистская) традиция также берет свое начало у греков. Уже философ-досократик Ксенофан Колофонский характеризовал знание как состоящее из неопределенных догадок, о «бестрепетном сердце совершенной истины» и о «лишенных подлинной достоверности мнениях смертных» говорил Парменид Элейский. Навеянная мыслью Ксенофана идея открытости человеческого знания стала сквозной в учении Сократа, в эллинистической философии, в частности у киников, киренаиков, скептиков, а через них она проникла в европейскую классическую философию. Уже Ф. Бэкон своим учением об идолах и элиминативной индукции закладывает основы фаллибилистской методологии, а критическая философия Я. Фриза и прагматизм Ч. Пирса проложили путь к современному фаллибилизму попперовского толка.

12. В отличие от классической фундаменталистской традиции картезианского типа, критицизм К. Поппера не допускает никаких догм, более того, он включает в себя с необходимостью погрешимость в отношении любой возможной инстанции. В то время как фундаментализм возводит определенные инстанции - разум или ощущения (восприятия) - в эпистемологические авторитеты пытается выработать у них «иммунитет от критики» (Г. Альберт), антифундаментализм (критицизм) не признает никаких авторитетов и инстанций непогрешимости, архимедовых опорных точек» и не допускает догматиза-ции в решении проблем. А это значит, что не существует ни самих решений проблем, ни надлежащих инстанций для такого рода решений, которые должны заранее уклоняться от критики. Сами эти решения, по-видимому, следует понимать как конструкции гипотетического характера, которые могут быть подвергнуты критике и ревизии. Беспрерывный поиск и смена одних решений другими - таков путь движения к Истине и Прогрессу, такой лейтмотив критицизма Поппера.

В целом можно заключить: дух и стиль учения Поппера позволяют утверждать, что Поппер - это философ сократовского типа, т.е. постоянно ищущий и любящий Истину. Поппер неоднократно восхищается Сократом в сочинениях как раннего, так и позднего периодов его философского творчества. По сути, это не просто восхищение великим афинским мудрецом, но и попытка привнести в постмодернистское философское сознание новую струю - дух сократизма. Это нашло выражение в основополагающих принципах философии Поппера, таких, как интеллектуальная ограниченность (сократовское «Я знаю, что я ничего не знаю»), просветительство, рациональная дискуссия, которая служит движущим фактором роста человеческого знания.

Насколько оправданна высказанная здесь мною точка зрения - об этом судить читателю, знакомому с философскими текстами как раннего, так и позднего Поппера.