Главная · Уход · Что означает термин депривация. Виды депривации

Что означает термин депривация. Виды депривации

Термин «сенсорная депривация» переводится с латыни как «отсутствие чувств». Довольно часто рассматриваемое состояние человеческой психики обозначают при помощи словосочетания «стимульная депривация», что является продолжительным отсутствием сенсорных стимулов, которые воспринимаются человеческим мозгом при помощи определенных каналов. Данное состояние можно сравнить с эмоциональной «голодовкой», при которой человек испытывает недостаток в различной информации. Подобные проблемы активируют работу той части мозга, что отвечает за воображение. На фоне повышенной активности этого мозгового отдела, у человека появляются приступы визуальных галлюцинаций, которые являются своеобразным защитным механизмом. Давайте рассмотрим, что такое сенсорная депривация и чем опасно это состояние.

Сенсорная депривация - частичное или полное прекращение внешнего воздействия на один или более орган чувств

Продолжительная депривация приводит к появлению различных психических расстройств, выражающихся в виде бессонницы, проблем с восприятием окружающего мира, эмоциональной неустойчивости и лабильности. Следует отметить, что часто люди специально ограничивают собственный контакт с действительностью, для того, чтобы открыть в себе новые границы восприятия. Однако длительное пребывание в условиях изоляции может принести в жизнь человека множество различных проблем.

Сенсорная депривация довольно часто используется при проведении различных экспериментов, цель которых — выявить возможности человеческого мозга в состоянии изоляции от различных внешних раздражителей.

В повседневной жизни человек взаимодействует с окружающим миром, при помощи специальных каналов. К таким каналам относятся зрение, слух и осязание. Отсутствие поступающей информации от одного из этих каналов, может привести к появлению различных состояний у индивидуума.

Возможные осложнения при сенсорной депривации у детей

Наличие сенсорной депривации в детском возрасте, вызванной нарушением восприятия различных сигналов, поступающих из окружающей среды, может спровоцировать развитие психических расстройств. Чаще всего подобные проблемы приводят к снижению психического и интеллектуального развития. По словам специалистов, чаще всего у детей наблюдается слуховая и зрительная форма рассматриваемого синдрома. Особую опасность для развития психики несёт недостаток тесного контакта младенца с матерью, в первые несколько недель появления на свет.

Дети, не имеющие семьи и воспитывающиеся в специальных учреждениях, часто испытывают нехватку новых впечатлений. Постоянное нахождение в условиях интерната приводит к замедлению темпа развития двигательных функций. Помимо этого, у подобных детей часто наблюдаются проблемы с функциональностью речевого аппарата и низкий уровень интеллектуального развития.


Короткие периоды сенсорной депривации имеют расслабляющее воздействие на человека

Возможные осложнения при сенсорной депривации у взрослых

В более зрелом возрасте, данное состояние появляется либо спонтанно, либо намеренно. Ярким примером намеренной сенсорной депривации является использование специальных повязок и ушных затычек во время сна. Использование подобных приспособлений ограничивает восприятие таких раздражителей, как звук и свет. Нередко люди оказываются в похожих условиях в силу особенностей собственной профессии. К таким людям относятся моряки-подводники, астронавты и спелеологи. Пребывание в изоляции в отдалении от привычных условий, приводит к появлению определенных изменений в сознании человека.

Некоторые люди намеренно «перекрывают» некоторые каналы восприятия для того, чтобы добиться определенного состояния. В число таких людей, входят монахи и йоги, использующие отказ от каналов восприятия для достижения состояния нирваны.

Причины развития сенсорной депривации

Проблемы с восприятием окружающего мира чаще всего обусловлены физическими недостатками человеческого тела или экстремальными ситуациями. Также следует отметить, что рассматриваемое состояние имеет две формы проявления: скрытую и явную. Явная форма стимульной депривации характерна для воспитанников детских домов, и людей, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Скрытая форма депривации может проявиться даже при наличии благоприятных условий для жизнедеятельности.

Сенсорная депривация - это мультифакторное расстройство, причины которого могут иметь как внутренние, так и внешние «корни». Чаще всего подобное расстройство у ребенка проявляется при отказе от него родителями. Также к внешним причинам развития заболевания относятся недостаток родительской любви и нарушения в работе сенсорных органов. Нередко в качестве причины появления подобных проблем рассматривается неполноценная семья и длительное пребывание ребенка в интернате. Однако, по мнению специалистов, основная причина данного синдрома, пренебрежение потребностью ребенка познавать окружающий мир.

Влияние сенсорной депривации и сенсорного обогащения на развитие ребенка имеет особую важность в формировании личности. Осложнить этот процесс могут как темперамент, так и другие личностные особенности. Специалисты из области психологии говорят о том, что в жизни каждого ребенка имеются моменты, в которых он нуждается в материнской заботе. Родительское внимание имеет первостепенную важность в возрасте от восемнадцати до тридцати шести месяцев . Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает познавать окружающий мир самостоятельно. До этого времени, все процессы построения взаимоотношений с окружающими объектами осуществляются при помощи родителей. Отсутствие взаимосвязи между родителями и ребенком, могут привести к нарушениям в восприятии поступающей информации.


Сенсорная депривация очень активно используется в качестве средства борьбы со многими эмоциональными состояниями и заболеваниями

Факторы, влекущие за потерю сенсорного восприятия у взрослых:

  1. Ограничение поступающей информации при нахождении в учреждениях, ограничивающих свободу (воинские училища, тюрьмы, закрытые лечебницы).
  2. Продолжительное пребывание в одном помещении, при условии отсутствия возможности выйти на улицу или вступить в другую форму контакта с «внешним» миром.
  3. Использование специальных методик, позволяющих снизить собственное восприятие (медитация, йога).
  4. Особенности профессиональной сферы.
  5. Проблемы с восприятием, возникшие на фоне болезней и травм, провоцирующих потерю зрения, слуха или чувствительности.
  6. Различные экстремальные ситуации, не связанные с желанием человека снизить качество взаимодействия с окружающим миром.

Важно отметить факт, что сенсорная депривация может оказывать на человеческую психику как конструктивное, так и деструктивное воздействие. Важная роль в этом вопросе отведена уровню эмоциональной и психической подготовки к подобным лишениям. В случае с неподготовленным человеком, появление проблем, связанных с восприятием, может стать причиной развития различных заболеваний. Исследования, посвященные этой теме, помогли ученым разобраться в особенностях различных фобий и такого заболевания, как аутизм. Наличие определенной подготовки к подобным лишениям, позволяет человеку лучше познать свой внутренний мир и раскрыть новые грани своих интеллектуальных и творческих возможностей.

Клиническая картина

Сенсорная депривация в психологии - это термин, при помощи которого обозначается эмоциональная и сенсорная «голодовка». Намеренное снижение поступающей информации от различных каналов восприятия позволяет активировать развитие воображения. По словам специалистов, подобные действия являются своеобразной тренировкой образной памяти. Но следует обратить внимание на тот факт, что длительное пребывание в подобных условиях может негативно отразиться на психике. Приступы апатии, частые перемены в настроении и заторможенность являются основными симптомами длительного пребывания в условиях ограниченного восприятия.

К сожалению, сегодня нет единой классификации для описания клинической картины этого явления. Но, специалистам удалось выявить некоторые симптомы, характерные для рассматриваемого синдрома. К таким симптомам относятся:

  • проблемы с концентрацией внимания, памятью, логическим мышлением и работой речевого аппарата;
  • приступы галлюцинаций и бредовые идеи;
  • проблемы с ориентацией в пространстве и времени;
  • временные психические расстройства.

Среди физиологических симптомов сенсорной депривации следует выделить частые приступы мигрени, а также чувство зуда и сухости во рту. Нередко стимульная депривация выступает в роли причины развития деперсонализационных расстройств и дегенеративных изменений клеток нервной системы. Помимо этого, у пациентов наблюдаются нарушения в цикле бодрствования и сна.


Сенсорная депривация в умеренных дозах оказывает расслабляющее действие и, что самое важное, провоцирует интенсивную внутреннюю работу

Депривация является одной из причин появления необоснованных страхов и фобий. Помимо этого, человек проявляет повышенное недовольство собственными физиологическими и личностными особенностями. Подобное состояние может быть осложнено беспричинной агрессией, апатией и затяжной депрессией. Под влиянием депривации, у людей наблюдается увеличение внушаемости и слабость перед гипнотическим воздействием.

Ключевая роль в данном вопросе отведена сфере эмоционального восприятия. На сегодняшний день, существует два отдельных проявления изменения эмоционального восприятия при сенсорной депривации. Первый вид характеризуется увеличением эмоциональной лабильности, на фоне общего снижения чувствительности психики. При этой форме развития синдрома, человек проявляет острую реакцию на различные события. Для примера, приведем ситуацию, в которой чувство испуга может породить своеобразную эйфорию и вызвать улыбку. Вторая форма проявления эмоциональных перемен приводит к снижению уровня чувствительности к событиям, которые ранее имели большую значимость для человека. В этой ситуации хобби и увлечения перестают приносить положительные чувства и становятся безразличны.

Методы лечения

Сенсорная депривация редко проявляется как самостоятельное заболевание. Чаще всего данный синдром развивается совместно с другими формами депривации, что приводит к необходимости комплексной терапии. Для того чтобы нормализовать состояние пациента, специалистам следует найти истинную причину появления расстройства. Сложность диагностики объясняется тем, что для выявления причин депривации следует изучить не только жизнь пациента, но и разобраться в индивидуальных особенностях его личности. Чаще всего, терапия этого психического расстройства осуществляется совместными усилиями психотерапевта и психиатра. Для того чтобы нормализовать состояние психики пациента используются как медикаментозные методы, так и сеансы психической коррекции.

Медикаментозная терапия

На сегодняшний день нет определенного метода медикаментозного лечения, который бы использовался для каждого больного. Использовать различные препараты можно только после проведения диагностических мероприятий и выявления физиологических изменений в организме. Чаще всего в составе комплексного лечения применяются снотворные препараты, седативные средства и антидепрессанты.


Простейшие приспособления сенсорной депривации - плотная повязка на глаза и беруши

Психическая коррекция

Сеансы психокоррекции являются неотъемлемой составляющей комплексного лечения данного заболевания. Основная задача врача - добиться состояния пациента, в котором он находился до появления депривационного синдрома. Длительное пребывание в подобном состоянии приходит к потере контакта с окружающим миром, поэтому первостепенная задача психотерапевтического лечения - восстановить потерянную взаимосвязь.

Следует обратить внимание на то, что данный синдром требует обязательного медицинского вмешательства. В противном случае могут развиться осложнения, которые отразятся как на психическом, так и физиологическом здоровье больного. Симптомы депривационного синдрома легче диагностировать в детском возрасте, так как взрослым пациентам значительно сложнее «открыться» перед врачом. Основная задача специалиста, создать специальные условия, в которых на пациента будет оказываться воздействие различными раздражителями. Подобный метод позволяет получить положительные результаты, которые требуется закрепить сеансами психотерапии.

В психологии есть такое понятие как депривация. Оно означает психическую реакцию на неудовлетворенную потребность. К примеру, девушку бросил парень и ее одолевает эмоциональная депривация, потому что она начинает испытывать дефицит эмоций, скучать по тому, что было раньше, но больше не получать этого. Таких ситуаций можно привести много в зависимости от видов депривации. Но самое главное, это знать, как не допустить такого состояния или свести его проявления к минимуму.

Определение

Слово пришло к нам из латинского языка. Deprivation переводится как «потеря», «лишение». Так и происходит: человек теряет возможность удовлетворить свои психофизиологические потребности и испытывает при этом негативные эмоции. Это может быть обида, волнение, страх и многое другое. И, чтобы не путаться в определениях, решено было свести это состояние потерянности в единое целое. Так и возникло понятие депривации, которое охватывает все возможные эмоции. Сущность депривации заключается в нехватке контакта между желательными реакциями и подкрепляющими их стимулами.

Депривация может погрузить личность в состояние тяжелой внутренней опустошенности, из которой сложно найти выход. Вкус к жизни пропадает, и человек начинает просто существовать. Он не получает удовольствия ни от еды, ни от любимых занятий, ни от общения с друзьями. Депривация повышает уровень тревожности, человек начинает бояться пробовать новые модели поведения, пытаясь сохранить стабильное состояние, в котором ему комфортно. Он попадает в ловушку собственного разума, выйти из которой порой может помочь только психолог. Даже самая сильная личность иногда «ломается» под воздействием той или иной ситуации.

Многие путают депривацию с фрустрацией. Ведь что-то общее у этих состояний, определенно, есть. Но это все равно разные понятия. Под фрустрацией подразумевается фиаско в достижении удовлетворения определенной потребности. Т.е., человек понимает, откуда взялись негативные эмоции. А феномен депривации в том, что она может не осознаваться, и иногда люди годами живут и не понимают, что их гложет. И это самое страшное, потому что психологу непонятно, что лечить.

Виды

Углубляясь в тему, рассмотрим разные виды депривации в теории, а также приведем примеры для полного понимания. Классификация подразумевает деление по типу потребности, которая не была удовлетворена и вызвала депривацию.

Сенсорная (стимульная)

От латинского sensus – чувство. Но что такое сенсорная депривация? Это состояние, в которое входят все стимулы, связанные с ощущениями. Зрительные, слуховые и, конечно, тактильные. Банальная нехватка телесных контактов (рукопожатия, объятия, сексуальная близость) может спровоцировать тяжелейшее состояние. Оно может быть двойственным. Одни начинают компенсировать сенсорный дефицит, а другие агрессируют и внушают себе, что «не очень то и хотелось». Простой пример: девочка, которую недолюбили в детстве (мама не прижимала к груди, отец не катал на плечах) будет либо искать нежность на стороне в беспорядочных половых связях, либо замкнется в себе и станет старой девой. Из крайности в крайность? Именно так. Поэтому сенсорная депривация очень опасна.

Частным случаем этого типа является зрительная депривация. Она случается редко, но, что называется, «метко». Заложником зрительной депривации может стать человек, который резко и внезапно лишился зрения. Понятно, что он привыкает обходиться без него, но психологически это очень тяжело. Причем, чем старше человек, тем ему сложнее. Он начинает вспоминать лица своих близких, природу вокруг и понимать, что больше не может насладиться этими образами. Это может привести к затяжной депрессии или даже свести с ума. То же самое может спровоцировать двигательная депривация, когда человек из-за болезни или вследствие ДТП теряет способность к двигательной активности.

Когнитивная (информационная)

Кому-то когнитивная депривация покажется странной, но это одна из самых распространенных форм. Заключается такой тип депривации в лишении возможности получать достоверную информацию о чем-либо. Это заставляет человека додумывать, придумывать и фантазировать, рассматривая ситуацию через призму собственного видения, придавать ей несуществующие значения. Пример: моряк, отправившийся в дальнее плавание. У него нет возможности связаться с родственниками, и он в какой-то момент начинает паниковать. А вдруг жена изменила? Или что-то случилось с родителями? При этом важно, как поведут себя окружающие: будут ли они его успокаивать или, наоборот, подначивать.

В телешоу «Последний герой», которое раньше выходило в эфир, люди тоже пребывали в когнитивной депривации. У редакторов программы была возможность сообщать им о том, что творится на большой земле, но они сознательно этого не делали. Потому что зрителю было интересно наблюдать за героями, длительно находящимися в нестандартной ситуации. А наблюдать было за чем: люди начинали переживать, у них повышалась тревожность, начиналась паника. И в таком состоянии еще нужно было бороться за главный приз.

Эмоциональная

Об этом мы уже говорили. Это нехватка возможностей получить те или иные эмоции либо перелом ситуации, в которой человек был эмоционально удовлетворен. Яркий пример: материнская депривация. Это когда ребенок лишен всех прелестей общения с матерью (речь идет не о биологической матери, а о женщине, способной дать малышу любовь и ласку, материнскую заботу). И проблема в том, что заменить это ничем нельзя. Т.е., если мальчик воспитывался в детском доме, он будет пребывать в состоянии материнской депривации до конца жизни. И даже если он в будущем будет окружен любовью жены, детей и внуков, это будет не то. Отголоски детской травмы будут присутствовать.

Скрытая материнская депривация может случиться у ребенка, даже если он будет воспитываться в семье. Но если мама постоянно работает и не уделяет малышу время, то он тоже будет нуждаться в заботе и внимании. Также это случается в семьях, где после одного ребенка вдруг рождается двойня или тройня. Все время уходит на младших детей, поэтому старший погружается в вынужденную материнскую депривацию.

Еще один распространенный случай – это семейная депривация. Она включает лишение общения не только с матерью, но и с отцом. Т.е. отсутствие института семьи в детском возрасте. И опять же, повзрослев, человек создаст семью, но он будет в ней играть другую роль: уже не ребенка, а родителя. Кстати, патернальная депривация (лишение возможности воспитываться с отцом) постепенно входит в норму из-за свободного отношения к половым контактам. У современного мужчины может быть несколько детей от разных женщин, и, разумеется, какие-то из них будут страдать от недостатка отцовского внимания.

Социальная

Ограничение возможности играть социальную роль, находиться в обществе и быть признанным им. Психосоциальная депривация присуща пожилым людям, которые из-за проблем со здоровьем предпочитают не выходить из дома и коротать вечера в одиночестве перед телевизором. Оттого так ценны различные кружки для пенсионеров, где бабушки и дедушки хотя бы просто общаются.

Кстати, социальная депривация может использоваться и как наказание. В легкой форме, это когда мама не пускает провинившегося ребенка гулять с друзьями, запирая его в комнате. В тяжелой – это заключенные, проводящие годы, а то и жизнь в местах лишения свободы.

Особенности у детей

В психологии часто рассматривается именно депривация у детей. Почему? Во-первых, потому что у них больше потребностей. Во-вторых, потому что взрослый человек, лишенный чего-либо, может как-то попытаться компенсировать этот недостаток. А ребенок не может. В-третьих, дети не просто тяжело переживают депривацию: это часто сказывается на их развитии.

Ребенок нуждается в тех же самых потребностях, что и взрослый. Самое простое – это общение. Оно играет ключевую роль в формировании осознанного поведения, помогает приобрести многие полезные навыки, развить эмоциональное восприятие, повысить интеллектуальный уровень. Причем, для ребенка очень важно общение со сверстниками. В этом плане часто страдают дети богатых родителей, которые вместо того, чтобы отвести малыша в сад, нанимают ему кучу гувернанток и воспитательниц на дому. Да, ребенок вырастет воспитанным, начитанным и вежливым, но социальная депривация не позволит ему найти свое место в обществе.

Депривация прослеживается и в педагогике. Ее отличие в том, что эта потребность в детском возрасте не ощущается. Даже наоборот: ребенок порой не хочет учиться, ему это в тягость. Но если упустить эту возможность, то в будущем начнется тяжелейшая педагогическая депривация. И она будет выражаться в отсутствии не только знаний, а еще и многих других навыков: терпение, упорство, стремление и др.

Проявления

Внешние способы проявления те же, что и у взрослых. И родители или воспитатели должны правильно распознавать эмоции ребенка, чтобы понять, каприз это или один из признаков депривации. Две наиболее распознаваемые реакции, это гнев и замкнутость.

Гнев и агрессия

Причиной гнева может стать неудовлетворение физиологической или психологической потребности. Не купили конфету, не дали игрушку, не отвели на детскую площадку – казалось бы, ерунда, а ребенок злится. Если такое состояние будет повторяться, это может превратиться в депривацию, и тогда гнев будет проявляться не только в крике и метании вещей, но и в более сложных состояниях. Некоторые малыши рвут на себе волосы, а у кого-то даже может начаться недержание мочи как следствие проявления агрессии.

Замкнутость

Состояние, обратное гневу. Ребенок компенсирует депривацию, пытаясь убедить себя, что ему не нужна эта игрушка или конфета. Малыш успокаивается и уходит в себя, находя занятия, не требующие выплеска эмоций. Он может молча собирать конструктор или даже просто бездумно водить пальцем по ковру.

Любая неудовлетворенная психическая депривация в детском возрасте может оказать негативное влияние на будущее и перерасти в серьезные психологические травмы. Практика показывает, что большинство убийц, маньяков и педофилов имели проблемы либо с родителями, либо с социумом. И все это являлось последствиями эмоциональной депривации в детстве, потому что именно ее сложнее всего компенсировать во взрослом возрасте.

Психологические проблемы депривированных детей рассматривали многие ученые-психологи. Диагностика и анализ позволили понять, что именно гложет детей того или иного возраста. Многие работы изучаются современниками, которые выстраивают свои методики для помощи родителям и их детям. Любопытными являются депривационные описания Я.А.Коменского, Ж.Итара, А.Гезелла, Дж.Боулби.

Депривация сна

Еще одна распространенная депривация, которой подвержены многие современные люди. Если говорить простым языком – это банальный недосып. Примечательно, что некоторые люди осознанно идут на это, проводя ночи не в постели, а в ночных клубах или возле компьютера. Другие же вынуждены лишаться сна из-за работы (трудоголики), детей (молодые мамы), тревоги. Последнее может быть вызвано разными причинами. И если человек не спит из-за повышенной тревожности, он попадает в замкнутый круг. Сначала он тревожится и потому не спит. А затем депривация сна приводит к возникновению тревожных состояний.

Депривация сна при депрессии относится к вынужденному состоянию. Потому что человек, возможно, хочет уснуть, но не может. Т.е., он находится в постели, то сон не идет из-за возникающих депрессивных мыслей. Чтобы побороть оба состояния – депривацию сна и депрессию – достаточно немного поспать.

Помощь

Не каждый депривационный синдром требует вмешательства психологов. Нередко человек может справиться с таким состоянием самостоятельно либо с помощью родных и близких. Примеров масса. Чтобы выйти из социальной депривации, достаточно записаться на танцы или другой кружок по интересам. Проблема нехватки интеллектуальных ресурсов решается подключением безлимитного Интернета. Дефицит тактильных контактов проходит после заведения любовных отношений. Но, конечно, более тяжелые случаи требуют серьезного подхода, и без глобальной помощи (иногда на государственном уровне) уже не обойтись.

Справляться с последствиями детских социальных деприваций помогают реабилитационные центры, где ребенок получает не только внимание и заботу, но и общение со сверстниками. Конечно, это покрывает проблему лишь частично, но важно положить начало. То же самое относится к организации бесплатных концертов или чаепитий для пенсионеров, которые тоже нуждаются в общении.

В психологии с депривацией борются и иными способами. Например, компенсацией и реализацией себя в другой деятельности. Так, инвалиды часто начинают заниматься каким-то видом спорта и участвуют в паралимпийских соревнованиях. Некоторые люди, лишившиеся рук, открывают в себе талант рисования ногами. Но это касается сенсорной депривации. Тяжелые эмоциональные лишения компенсировать сложно. Необходима помощь психотерапевта.

(позднелат. deprivatio - потеря, лишение) (в психологии) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Абсолютная депривация

Абсолютная депривация - это невозможность для человека, а также для социальной группы удовлетворение своих базовых потребностей по причине отсутствия доступа к материальным благам, а также социальным ресурсам. Например, к жилищу, продуктам питания, образованию, медицине.

Относительная депривация

Под относительной депривацией понимается субъективно воспринимаемое, а также болезненно переживается несовпадение ценностных ожиданий (условия жизни и блага, которые, по мнению людей, им положены по всей справедливости) и ценностных возможностей (условия жизни и блага, которые возможно получить в реальности).

Схожесть и различие деприваций

Несмотря на разнообразие видов деприваций, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревожности, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью.

Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии.

В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного "поражения" личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов:

  1. уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т.е. степень ее психологической "закалки";
  2. степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия.

Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности.

Отличие депривации от фрустрации

Понятие депривация в содержательно-психологическом плане является родственным, но не тождественным понятию "фрустрация ". По сравнению с последней депривация существенно более тяжелое, болезненное и иногда личностно разрушающее состояние, отличающееся качественно более высоким уровнем жесткости и устойчивости по сравнению с фрустрационной реакцией. В различных обстоятельствах депривированными могут оказаться различные потребности. В этой связи термин депривация традиционно рассматривается как родовое понятие, объединяющее целый класс психических состояний личности, возникающих в результате длительного ее отдаления от источников удовлетворения той или иной потребности.

Депривация от фрустрации отличается тем , что ранее человек не обладал тем, чего сейчас лишен. Например, материальные блага, общение, путешествия. При фрустрации человеку хорошо было знакомо присутствие в его жизни уважения, здоровья, еды, зарплаты, социальных благ, супружеской верности, живых близких.

Виды депривации

В психологии принято выделять следующие виды депривации:

  • двигательная,
  • сенсорная,
  • материнская,
  • социальная.

Двигательная депривация

Двигательная депривация, является следствием резкого ограничения в движениях, вызванного либо болезнью, увечьем, либо такими специфическими условиями жизни, которые приводят к ярко выраженной хронической гиподинамии.

Психологические (собственно личностные) деформации , к которым приводит двигательная депривация, по своей глубине и труднопреодолимости ни в чем не уступают, а порой и превосходят те физиологические аномалии, которые являются прямым следствием болезни или травмы.

Сенсорная депривация

Сенсорная депривация - следствие "сенсорного голода", т.е. психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворить важнейшую для любого индивида потребность во впечатлениях в связи с ограничением зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и др. стимулов. Депривационная ситуация здесь может порождаться, с одной стороны, определенными индивидуальными физическими недостатками, а с другой - комплексом экстремальных обстоятельств жизнедеятельности субъекта, препятствующих адекватному "сенсорному насыщению".

В психологии подобные условия описываются с помощью термина "обедненная среда". Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием "социальная депривация".

Социальная депривация

Социальная депривация является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию.

Более того, в ряде случаев, особенно если социальная изоляция носит добровольный характер (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие, труднодоступные места), подобное "социальное затворничество" внутренне богатой, духовно стойкой, зрелой личности не только не приводит к появлению депривационного синдрома, но и стимулирует качественный личностный рост индивида.

Почему дети несчастны? Что будет с недолюбленным ребенком, когда он вырастет? Все ли родители видят, когда с их чадом “происходит что-то не то”? И самое главное – как помочь и детям, и родителям?

Оксана Ковалевская, психолог:

Что такое депривация?

Психологи и психиатры встречаются с ребенком и его родителями, его семьей, чаще всего, когда неблагополучие ребенка сообщает о себе каким-либо из выраженных болезненных проявлений: страхи, навязчивости, невротические реакции, негативизм, агрессивность, нарушение сна, нарушение пищевого поведения, энурез, энкопрез, целый спектр психосоматических заболеваний, проблемы с общением, с учебой, проблемы половой, ролевой идентификации, девиантное поведение (побеги из дома, воровство) и мн.др.

И, несмотря на то, что каждый отдельный такой случай, каждая отдельная семья будет иметь свою особенную историю, общими для них становятся выявляемые в анамнезе опыт перенесения деприваций и нескомпенсированность их последствий.

Именно о депривации нам представляется чрезвычайно важным сегодня говорить. Что это такое?

Сам термин «депривация» стал широко известным в 40-50 гг. ХХ века – период массового сиротства. Исследования тех лет показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Кстати тогда же появилось понятие «анаклектическая депрессия»: множество младенцев, перенесших в самые первые месяцы своей жизни разлуку с матерью, вскоре переставали отвечать на общение, переставали нормально спать, отказывались от еды и погибали.

В современной научной литературе термин «депривация» (от лат. deprivatio – потеря, лишение чего-либо) активно используется и означает – «то психическое состояние, которое возникает в результате жизненных ситуаций, где человеку не предоставляется возможности для удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени». *

Т. е. соответственно, можно сказать, что депривация – это лишение человека чего-то сущностно ему необходимого, обязательно влекущее за собой некое искажение (разрушение, опустошение) жизни данного человека.

Круг явлений, подпадающих под понятие депривации, достаточно широк. Так, психология традиционно рассматривает разные виды деприваций, отмечая при этом различные формы их протекания – явную и скрытую (частичную, маскированную). Существует пищевая, двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и многие другие виды деприваций.

Трудный багаж

В жизни, безусловно, разные виды деприваций сложно переплетаются. Каждый раз важно, кто претерпевает депривацию (возраст, пол, актуальное состояние, актуальная жизненная ситуация, биографический «багаж» человека, его общая психофизиологическая устойчивость и т.д.), а также свойства (сила, длительность, жесткость) самого депривационного события, какого уровня (соматического, психического или психологического) коснутся всегда разрушительные последствия того или иного вида депривации, в какой мере (эти последствия могут охватывать всю шкалу психических отклонений: от легких особенностей реагирования до грубых нарушений развития интеллекта и всего склада личности, и целый спектр соматических изменений), и, будут ли следствия депривации реактивными или же отставленными по времени – множество курсов специальных дисциплин посвящено данным вопросам. И хотя единого взгляда на проблему нет, множество вопросов не разработано еще в полной мере, все же все исследователи без сомнений сходятся в одном, что депривации, переживаемые в детском возрасте, оказывают наиболее мощное патогенное действие.

Детство – особый, наиболее тонкий и хрупкий период, когда формируется в некотором смысле «ткань» всей последующей жизни человека. И поэтому бесконечно значимым становится все, что происходит и как происходит.

Мы никогда не знаем, с каким запасом сил приходит в жизнь ребенок , но должны знать, что любая депривация наносит ему ущерб , что любая депривация – это трата жизненных сил, трата витальной энергии . Мы должны хорошо понимать, что вся последующая взрослая жизнь нашего ребенка будет нести на себе следы детских деприваций (суть – история искажений).

Ребенок – крайне несвободное существо. Он приходит в мир, и этот мир явлен для него его родителями, его семьей. И именно семья становится тем пространством, которое может отчасти уже в самом себе содержать депривационные для ребенка риски, именно семья становится тем пространством, которое сможет амортизировать (смягчать) и компенсировать существующие и случающиеся депривации, или, напротив, будет их усиливать, утяжелять и длить, а то и вовсе – порождать и множить.

Претерпевая депривацию, ребенок испытывает состояние, которое можно сравнить с тем, что испытывает человек, стоящий на краю отвесной скалы, когда его внезапно что-то толкает… И он летит… В абсолютном одиночестве… Что там внизу? Подхватят ли, поймают ли? Быть может, все обойдется благополучно. Но мгновений такого полета достаточно, чтобы претерпеть нечто ужасное. И именно такого рода опыт переживания ужасного в полном одиночестве получает ребенок с особенной силой в ситуациях материнской депривации , которую иначе можно было бы поименовать депривацией любви .

О материнской депривации

В каких жизненных обстоятельствах происходит материнская депривация? Безусловно, во всех случаях явной потери матери – ситуации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), в ситуациях смерти матери. Но, по сути дела, и особенно для детей младенческого возраста (0-3 года), любая реальная разлука с матерью может оказать сильнейшее депривационное действие:

– послеродовая ситуация, когда ребенка не сразу отдают матери;

– ситуации длительных отъездов матери (в отпуск, на сессию, по работе, в больницу);

– ситуации, когда с ребенком большую часть времени проводят другие люди (бабушки, няни), когда эти люди калейдоскопом меняются перед ребенком;

– когда ребенок на «пятидневке» (а то и на «смене» – месячной, годовой) у бабушки или другого человека;

– когда ребенка отдают в ясли;

– когда отдают в детсад преждевременно (а ребенок еще не готов);

– когда ребенок оказался в больнице без матери и мн.др..

Скрытая материнская депривация – ситуации, когда нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть явная недостаточность их отношений или определенные нестроения этих отношений.

Подобное всегда наблюдается:

– в многодетных семьях, где дети, как правило, рождаются с интервалом времени меньшим, чем 3 года, и мать в принципе не может уделить каждому ребенку столько внимания, сколько ему нужно;

– в семьях, где мать имеет серьезные проблемы с собственным физическим здоровьем (не может в полной мере осуществлять заботу – поднимать, носить на руках и пр.), и/или с психическим (при депрессивных состояниях нет достаточной степени «присутствия» для ребенка, при более глубоких психических патологиях – весь уход за ребенком от «А» до «Я» становится неадекватным);

– в семьях, где мать в ситуации длительного стресса (болезни близких, конфликты и пр., и, соответственно, мать в длящемся состоянии подавленности, возбуждения, раздражения или недовольства);

– в семьях, где отношения родителей между собой формальны, лицемерны, конкурентны, неприязненны или прямо враждебны;

– когда мать жестко следует разного рода схемам (научным или ненаучным) ухода за ребенком (которые обычно слишком общие, чтобы подходить конкретному ребенку) и не чувствует реальных нужд своего ребенка;

– данный вид депривации всегда претерпевает первый ребенок семьи при появлении второго, т.к. утрачивает свою «единственность»;

– и, конечно, материнскую депривацию испытывают дети, которых не хотели и/или не хотят.

Материнская депривация не только в младенчестве, но и на всех следующих возрастных этапах развития ребенка не утрачивает калечащую силу своего действия. К каким бы конкретным реактивным последствиям она не приводила бы каждый раз в каждом отдельном случае – от легких незначительных проявлений регрессивного поведения до картины развернутой депрессии или аутизма – можно сказать, что мишень ее опустошающего и искажающего удара это:

отношение человека к самому себе (неприятие своего тела, аутоагрессия и пр. – это отдаленные следствия материнской депривации), и

возможность устанавливать полноценные человеческие отношения с другими людьми.

Лишение ребенка опыта любви приведет к тому, что он будет неспособен любить сам, что его жизненные сценарии будут лишены возможности «давать» любовь, а будут подчинены принципу «добрать». Всю последующую жизнь он будет смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды, агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования, обесценивания и уничтожения».

Патериальная (отцовская) депривация в детском возрасте также несет серьезную угрозу нормальному развитию ребенка, но она коснется иных аспектов и скажется больше на формировании ролевых жизненных установок и диспозиций и, кроме того, внесет определенные сюжетные содержания в их возможные искажения. Риск патериальной депривации для ребенка особенно велик в ситуациях:

– неполной семьи, когда отец отсутствует вовсе;

– когда отношение отца к ребенку совершенно отчужденное;

– когда отец в своем отношении реализует отнюдь не отеческие интенции (например, компенсируя на ребенке свои нереализованные в другом месте (на работе, с женой) властные амбиции и мн. др.);

– в семьях, где наблюдаются разного рода деформации самой семейной структуры и нарушены роле-половые отношения между родителями (например, семьи, где феминистическая настроенность женщины ведет к постоянному уничижению мужского вообще, или семьи со смещением ролей, когда роль матери берет на себя отец и мн. др.).

Во всех подобных ситуациях неизбежна патериальная депривация. И ребенок не сможет пройти в полной мере нормально сложнейший путь своей половой идентификации , и, в результате, в своей взрослой жизни он окажется неверно или недостаточно сообразовавшимся со своей онтологической сущностью женского или мужского и будет чрезмерно уязвим, дезориентирован или несостоятелен в пространстве соответствующих отношений и ролей.

Если мы с вами ретроспективно обернемся на свое детство, на детство своих родителей и родителей их родителей, то увидим, что на протяжении последнего столетия (активно простимулировавшего большинство описанных выше ситуаций и закрепившего их в статусе массовых явлений) происходит трагическое родовое накопление деприваций. И каждое следующее поколение становится все более неспособно осуществлять свое родительство.

(Как часто, к сожалению, многим современным родителям неочевидны те вещи, о которых идет речь выше. И более того, как часто к нам на психологический прием приводят ребенка с глубоким и выраженным расстройством адаптации или депрессивным расстройством – и это состояние собственного ребенка, то, что ребенку плохо, также неочевидно родителям, и их приход инициирован исключительно категорическим требованием школьных педагогов, например).

И на сегодняшний день проблема детских деприваций, по видимому, уже не может быть решена, преодолена в рамках и силами самой по себе отдельно взятой семьи.

Высказываемые нами положения могут показаться слишком категоричными или, во всяком случае, касающимися определенно не каждой семьи. Действительно, отдельные жизненные наблюдения как будто способны развенчать многие из описанных моментов. Например, в совершенно благополучной семье, максимально избегающей депривационных ситуаций, развитие ребенка все же может идти путем обретения и усиления различных нарушений. Или, ребенок прошел «огонь, воду и медные трубы» по части проживания депривационных ситуаций, а его развитие идет относительно нормально. Все подобные ситуации – отнюдь не исключения из опиcываемых схем. Но чтобы это увидеть, необходимо прийти к пониманию всего объема проблемы депривации, а это невозможно без упоминания еще одного ее важнейшего ракурса.

В действительности, в реальной жизни изученные психологией и медициной виды депривации никогда не наличествуют как отдельные. Разные виды деприваций всегда не только сложно переплетены, но и сложно соподчинены и взаимообусловлены.
На наш взгляд, и сегодня об этом можно уверенно говорить, ядро, структура и вместе с тем предопределяющий вектор всех возможных скрыто и неосознаваемо протекающих видов деприваций становятся уловимыми в свете проблемы межаффективного взаимодействия людей.

О чем идет речь?

О том, что все человечество с Адама депривировано в отношении полноты и целостности человеческого бытия. Приданные при этом человечеству три разных модуса бытия разделяют людей в самых основах их способов восприятия мира, их способов действования в мире, их способов мышления.

(Как масштабно и конструкторски видит мир Л.Толстой, как обращен взгляд Достоевского к ознобу и трепету внутренних переживаний, какой реалистичной живописью становится все отраженное взглядом Гоголя. Как выверен и простроен каждый кадр у Бергмана, как из этих кадров выстраивается система целого некоего его замысла, и как Сокуров снимает двухчасовой фильм одним кадром, а Феллини и К. Муратова дают непрерывный ряд, расположив все в плоскости, где оказывается невозможно структурировать и соподчинять).

И такая сущностная разделенность людей разных бытийных пространств, а вместе с тем и онтологическая непримиримость и противостояние между ними – неизбывный трагизм человеческой жизни.

Где искать диалог?

А так как сложности диалога между людьми разных способов восприятия мира и сложности взаимодействия их друг с другом – это проблема всеобщая и повсеместная, то это сообщает и депривации масштаб всеобщего и повсеместного явления.

Действительно, если ребенок и родитель – люди разных бытийных пространств, то неизбежна депривация, которую следовало бы назвать диалогической депривацией. И ее особенностью будет системный и хронический характер ее протекания. (А если родитель и ребенок люди одного бытийного пространства, то тут изначально будет больше «бытийного родства». И такая защищенность пониманием родителя даст ребенку большую устойчивость перед разного рода отдельно идущими лишениями и ограничениями.

В таком «родстве» ребенок может оказаться с другим человеком, например, с бабушкой. Это объясняет те случаи, когда ребенок претерпевает, например, материнскую депривацию без чрезмерного ущерба. Во всех подобных случаях депривационный риск будет касаться области личностного развития ребенка. Поскольку каждое бытийное пространство имеет свое совершенство, но и свою недостаточность, то можно сказать, что ведение подобного подобным может приводить к сужению симулякровых возможностей человека).

Вообще, хорошо бы родителю, узнав самого себя, как можно раньше познакомиться со своим ребенком (– кто это? – каков он? – как он видит? – что он видит? – чего он хочет? – как он мыслит? – где и в чем источники его удовольствия, энергии и комфорта?), а не считать априори ребенка своей копией, тиражом самого себя и не проецировать на него свой опыт и свои представления, что весьма распространенно. Данное различение выявило бы множество депривационных рисков.

В самом деле, если родитель

– человек волевой, целеустремленный, опирающийся в своем восприятии мира на систему своих представлений о мире и действующий в соответствии с ними;

– человек закрытый, т.е. стабильный в плане зависимости от внешних факторов;

– человек, комфортное состояние которого обеспечивается наличием перспективы и возможностью успешно действовать,
то уже одно это позволяет предположить, что само сидение с ребенком (младенцем) может оказаться для такого родителя депрессогенным. Но, положим, этот родитель поставил себе цель правильной заботы о ребенке и до 3-х лет избегает всех стандартных явных депривирующих эпизодов (не выходит на работу, не уезжает без ребенка и т.д.).

Скорее всего, жизнь малыша в этом возрастном периоде пройдет в поездках в горы, на море, в походах и в тусовках разного рода, и как только с ним станет возможным чем-либо заниматься, он будет отправлен на какие-либо когнитивно развивающие занятия. Первыми его культурными выходами станут шумные игровые комнаты, аквапарки и, конечно, цирк. И все это может оказаться нетравматичным и как будто подходящим в случае, если ребенок точно такой же аффективной природы, что и его родитель.

Как будто, потому что и здесь кроются депривационные риски. Один из них коснется в последующем сферы скучания: ребенок будет быстро пресыщаться, постоянно требовать нового, быстро все отбрасывать – будет сужена его способность к монотонной продолженной деятельности, т. е. такому человеческому качеству как терпение будет нанесен ущерб.

А если у нашего волевого родителя родился ребенок иного способа восприятия – «смотрящего» – человек, совершенно открытый кругу явленного, воспринимающий мир посредством ощущений, дающий постоянный непосредственный отклик на происходящее и постоянно сообразующийся с ним. У такого человека не будет целеполагания и планирования, анализа и оценки (в том смысле, в котором о них принято говорить), у него не будет образовываться навык, который мог бы быть перенесен из ситуации в ситуацию. И здесь неизбежны множественные депривации. И в данном случае они будут касаться и базовых, и бытийных потребностей ребенка.

Уже на уровне тактильного контакта возможны нестроения: родителю важна цель совершаемых им действий заботы – покормить, искупать и т.д., а чутко реагирующий на малейшие нюансы ощущений ребенок будет испытывать недостаточность качеств самого процесса – жест, пластика, вкус, свет, мелодичность и др. Та гамма ощущений, которая открыта такому ребенку во всем, практически неведома (недоступна) и, соответственно, не значима его родителю.

Тот образ жизни, который мы обрисовали и который волевой родитель, следуя своим лучшим побуждениям, предложит и здесь, будет для такого ребенка перенасыщен стимулами (громкие резкие звуки, постоянные смены картин перед глазами, смены обстановки) и будет его только дезориентировать и дезадаптировать. Шахматный кружок и математическая школа – когда этот ребенок истощится, вопрос его сил и времени. Истощатся его витальные силы, потому что его удовольствия и его источники энергии в другом пространстве (в пространстве эстетики), о котором родитель может даже не ведать или никак не смочь придать этому пространству ценность в собственных глазах.

Достаточно отчетливо «механику» взаимодействия этих двух бытийных пространств мы можем пронаблюдать, например, обратившись к биографиям Ван Гога и Н.Гоголя.

А если у нашего волевого родителя родился ребенок «чувствующий» – человек, восприятие которого избирательно и особо центрировано на событиях, имеющих отношение к жизни чувств и, соответственно, на всех аспектах и тонкостях межличностных отношений. Человек, изначально настроенный своим восприятием на узнавание смысла. Человек рефлексивный и герметичный (глубина, сила и длительность внутренних переживаний такого человека не имеет, как правило, эквивалентного способа внешнего выражения). Человек, волевые и целевые способности которого всегда в залоге его настроения, а способность действовать – в залоге наличия смысла. И здесь не столько важно, какими внешними сюжетами идет жизнь такого тандема, сколько качеством каких межличностных отношений она наполнена или не наполнена.

Волевой родитель может вообще не ухватывать, чего именно в его отношении к ребенку постоянно не хватает этому ребенку, может даже не представлять себе, каким звучанием в ребенке отзовутся отдельные незначительные (с точки зрения родителя) слова, сцены и т.д. Такая пара – это вечный конфликт формы и содержания, абстракции и метафоры. Если «волевой» родитель хотел бы себе представить, что может испытывать его «чувствующий» ребенок, мы можем адресовать, например, к произведению Ф.Кафки «Письмо отцу».

Т.е., речь идет каждый раз о невольных (ненамеренных и часто неосознаваемых) и, вместе с тем, неотвратимых депривациях.

Лишь обозначив данным эскизом проблему диалогической депривации как проблему всеобщую и повсеместную, мы, казалось бы, вывели ее к контексту, где остается лишь сокрушенно отчаиваться. Но этого не должно происходить. Напротив, обретая некоторую ясность в отношении какого-либо явления своей жизни, жизни вообще, мы должны начать думать, как и что следовало бы начать стараться не допускать, менять, исправлять, преодолевать, в общем – исцелять.

И видя теперь в свете изложенного, следствием каких непростых путей каких депривационных воздействий могло явиться сегодняшнее неблагополучие ребенка, мы должны понимать, что для компенсации нанесенного ущерба нам потребуется соответствующей же сложности вся огромность нашего усилия.

Как быть?

Какого бы уровня не коснулись депривационные последствия у ребенка, их необходимо лечить (подхватывать и компенсировать как можно скорее).

– Если речь идет о болезненном состоянии (психосоматическом или психическом) ребенка и его родителей – необходим врач психиатр .

– Если нужно вообще сориентироваться в ситуации (кто я? каков мой ребенок?), разобраться в структуре проблем, научиться понимать (учитывать) возможности и невозможности друг друга, выстроить тактику имеющих психотерапевтический эффект мероприятий и занятий, а также стратегию шагов, способных компенсировать последствия деприваций – необходим психолог .

– Если речь идет об отдельных аспектах интеллектуальной депривации ребенка – необходим педагог . (Тема «педагогика и детские депривации» – должна стать темой отдельного серьезного рассмотрения. Понятно, что школа не сможет компенсировать материнскую и отцовскую депривацию, но, на наш взгляд, в ее задачи могла бы войти компенсация диалогической компенсации детей).

– Если же речь идет об истинном примирении непримиримого (например, истинном «вместе» в случае диалогической депривации), об истинном восполнении невосполнимого (например, в случаях необратимости некоторых депривационных последствий и вообще всех невосполнимых потерь), то это становится возможным только перед лицом Бога и не может быть решаемо вне духовного пространства.

Кроме того, понимая, что пределом чаяний всех родителей является задача не просто вырастить ребенка, но вырастить личность, отметим, что понятие личность – это понятие, о котором уместнее рассуждать в богословии, нежели в психологии. Слово личность встроено в семантический ряд лик-личность-личина и тем самым предполагает векторность: личность существует лишь в динамике приближения к Богу, в динамике восстановления целостности человеческой природы (становясь ликом). И если лик поистине неповторим и уникален, то личина как путь удаления от Бога, путь утраты целостности человеческой природы, ее ущерба, будет иметь совершенно типические проявления.

Предельно упростив, можно сказать, что вся эта возможная, типичная «механика» человека в его «модуле», в его «статике» – удел наук психологии, психиатрии, педагогики. (Искажения, коснувшиеся соматического, психического и психологического статуса человека не могут быть сняты на духовном уровне). В то время как «вектор» принадлежит пространству догматики, а также аскетики и богословия. И поэтому, если мы в христианской культуре – необходим священник .

Психиатр, психолог, педагог, священник – все эти так часто смешиваемые или противопоставляемые в обыденном сознании роли, на самом деле, являются взаимодополняющими сторонами помощи ребенку и его родителям. Здесь не может быть автономных, взаимоисключающих подходов (или только психиатр, или только священник), но должна быть реализована своего рода соборность, дополнительность, чего, к сожалению, на практике мы наблюдаем не часто, но это то, к чему следует стремиться.

____________________________________________________________________________________
* Стоящий в латинском тезаурусе знак вопроса у слова deprivo («?deprivo») – говорит о небезусловном прочтении корневой гласной в оригинальных текстах. И вполне возможно, что слово deprivatio изначально явилось случайным сколком (частным значением) слова depravatio – искажение, порча, обезображение, искривление.

Примечательно, что целых четыре греческих слова были переведены на латынь глаголом depravo:

αφανιζω – приносить очистительную жертву
διαφθειρω – разрушать, опустошать, губить, убивать, портить, искажать
εκφαυλιζω – пренебрегать, мало ценить, считать дурным, презирать
στερισκω – лишать.

А ведь именно в этих значениях мы наблюдаем в жизни феномен, описанный современной наукой понятием «депривация».

:

К священнику или к психологу?

Православный детский психолог Оксана Ковалевская, имеющая огромный практический опыт, заканчивает свою статью упованием на взаимодействие психолога, психиатра и , как необходимого союза в деле помощи ребенку и его родителям. Я могу сказать, исходя из моего опыта работы с Оксаной Борисовной, которая является прихожанкой нашего храма, а также с другими психологами и психиатрами из нашего прихода, что это сотрудничество необыкновенно плодотворно.

Православный психолог – это не конфессиональная принадлежность, а тот, кто, по моему мнению, осмысляет психологию или психиатрию, прежде всего, как христианскую антропологию. И одновременно с этим использует все достижения современной психологии, психиатрии, психоанализа.

На самом деле, области современной психологии, современной психиатрии оторваны от христианского учения и нередко бывают бесплодными и уводящими в совершенно иные сферы. Поэтому сегодня очень часто и , и психиатрия находятся под подозрительным взглядом современных христиан.

И когда психолог или психиатр, вооруженный современными знаниями и методиками, смотрит на тебя и твоего ребенка христианскими глазами и, понимая, что он как специалист без помощи Божией, без Таинств Церкви, без погружения в Евангельскую жизнь, без выправления себя по Евангелию, сделать ничего не может, тогда союз врача и священника, союз психолога или психиатра и священника начинает приносить очень хороший результат.

Священнику необходимо знать и замечать сложные проблемные вещи в семьях, которые находятся под его окормлением в его приходе. И священнику необходимы сотрудники в этой области, которым он бы мог доверять.

Когда в лице психолога и психиатра священник встречает христианина, когда эти люди готовы вместе сотрудничать, получается удивительно плодотворный союз. И в течение уже очень многих лет Оксана Борисовна – моя помощница, а я – ее помощник. Я вижу детей в гимназии, семьи в приходе, которые нуждаются в серьезной психологической опеке. А с другой стороны Оксана видит тех, кто приходит к ней, и понимает, что они нуждаются в настоящей духовной опеке. И тогда происходит исцеление, тогда происходит помощь, наступает полнота, недостающая человеку в результате депривационных процессов.

Еще необходимо сказать, что те состояния, о которых говорит эта статья, не подразумевают виновного, здесь говорится о проблеме. Это очень важно понять: люди, которые находятся под действием депривации – это в той или иной степени почти что каждый из нас. И как уберечь своего ребенка, как сохранить своего ребенка, как восполнить недостающее – это вопрос каждого родителя, который нужно решать со священником, психологом, в каких-то случаях вместе с психиатром.

И хотелось бы подчеркнуть, что духовные и психологические проблемы – это проблемы разных областей. Они между собой пограничны, они часто лежат в одной плоскости, но это не одно и то же.

И статья Оксаны Ковалевской – очень важный посыл нашего духовно-психологического сообщества христианским семьям, чтобы мы вместе начали решать эту непростую проблему.

Психологическая депривация – горе, идущее по пятам. .

Психологическая депривация – тема, с которой мы регулярно сталкиваемся на консультации психолога. В этой статье мы рассказываем: что такое психологическая депривация, откуда она берется, к каким последствиям приводит, и что с этим делать. Напоминаем, что все наши статьи по психологии написаны со значительными упрощениями и рассчитаны на обывателя, а не на профессионального психолога. Наши статьи по психологии имеют своей целью расширить кругозор людей, улучшить взаимопонимание между клиентом и психологом, а не являются практическим руководством по психологической помощи кому-то или самому себе. Если вам действительно нужна психологическая помощь, обращайтесь к хорошему психологу.

Что такое психологическая депривация?

Термин психологическая депривация произошел от латинского слова deprivatio, которое означает потеря или лишение. По сути, психологическая депривация – это длительное психологическое переживание, которое возникает в результате того, что человека лишили чего-то очень важного в жизни, причем лишили помимо его желания, он без этого нормально жить не может, а изменить ситуацию не в силах. Т.е. упрощенно, психологическая депривация – это переживание насильственного лишения чего-то очень важного, и на этом переживании человек фиксируется на долгое время, иногда на всю жизнь.

Примеры психологической депривации

Типичными примерами психологической депривации являются тактильная и эмоциональная депривация.

В случае тактильной депривации ребенок в сензитивный период недополучает от родителей необходимое количество тактильных ощущений: прикосновений, поглаживаний и т.п. Это очень похоже, например, на перенесенный в детстве голод. Велики шансы, что во взрослой жизни будут последствия тактильной депривации, перенесенной в детстве. Например, когда ребенок вырастет, может возникнуть ненасыщаемая невротическая потребность в тактильных ощущениях, выраженная в сексуально неразборчивом поведении с частой сменой партнеров – лишь бы кто-то погладил и приласкал. А корни этого взрослого поведения в том, что в прошлом родители по причине занятости, небрежности или своего характера были недостаточно внимательны к тактильным потребностям ребенка.

В случае эмоциональной депривации то же самое происходит с эмоциями. Эмоционально холодные, отчужденные или занятые родители не додали ребенку то количество эмоций и те виды эмоций, которые являются необходимыми для психологического комфорта. Впрочем, почему только родители?! Эмоциональная депривация может появится и у взрослого человека при жизни с эмоционально сухим или отчужденным партнером. В результате возникает закономерный голод на эмоции (иногда в форме аффективного расстройства): например, человек постоянно ищет эмоции на стороне (как голодные люди ищут пищу). Он ищет много эмоций, сильных эмоций, эта невротическая потребность ненасыщаема, облегчения не наступает, но и прекратить свою гонку за эмоциями у человека не получается.

Близкие и взаимосвязанные понятия

Психологическая депривация близка к понятиям горя, фрустрации и невротизма.

Ощущение острого горя и состояние горевания возникает у человека при разовой непоправимой потере, например, в случае смерти близкого человека. А психологическая депривация возникает при хроническом (а не разовом) лишении чего-то важного, причем у жертвы часто есть ощущение, что ситуация может быть исправлена, если, например, объяснить другому человеку свои желания и потребности. Горевание и психологическая депривация очень похожи. Выражаясь метафорически, психологическая депривация – это горе, идущее за человеком по пятам. По сути, психологическая депривация – это растянутое на годы горевание о психологических лишениях с иллюзиями, что всё можно исправить. И вот по причине длительности негативных переживаний и наличия таких иллюзий, хроническая психологическая депривация часто наносит больший ущерб психике человека, чем разовое острое горе без иллюзий.

Психологическая депривация близка к состоянию фрустрации – переживанию неудачи. Ведь человек с психологической депривацией часто испытывает ощущение, что он неудачник в удовлетворении тех желаний и потребностей, которые являются основой его психологического комфорта.

И конечно, психологическая депривация близка к понятию невротизма, т.к. психологическая депривация очень часто вызывает невротическую ненасыщаемую потребность в том, чего человек был лишен раньше или сейчас.

Понятия: психологическая депривация, горевание, фрустрация, невротизм и т.п., – не просто близки друг к другу терминологически, а закономерно связаны друг с другом механизмами психологического отреагирования. Ведь по сути, всё это – различные формы реакции человека на субъективно некомфортную или невыносимую жизнь, навязанную ему близкими людьми или обществом. Вот почему, психологическая депривация часто возникает в случаях, которые в англоязычной литературе обозначают словом abuse – плохое обращение с детьми и близкими, а также в случаях, когда это плохое обращение вызвано бесцеремонным вмешательством общества в частную жизнь человека. Психологическая депривация и взаимосвязанные явления часто являются негативными последствиями психологического насилия над желаниями и потребностями человека, который не смог выйти из позиции жертвы.

Социальные причины психологической депривации

Социальные причины психологической депривации типичны.

– Недостаточная компетентность или психологическое своеобразие родителей в вопросах воспитания и психического здоровья своего ребенка. Например, в некоторых семьях родители недостаточно внимательны к обратным сигналам от ребенка, и, как следствие, ребенок недополучает чего-то очень важного в своей жизни, что сами родители могут ошибочно считать второстепенным. Например, ребенок недополучает тех самых тактильных ощущений или позитивных эмоций.

– Неудачный выбор партнера во взрослой жизни, который часто продолжает сценарий, начатый еще родителями. И тогда эти два негативных сценария психологической депривации – родительский и партнерский – складываются, и человек живет психологически очень некомфортно.

– Культурные и субкультурные традиции, когда не принято удовлетворять базовые психологические потребности человека, но от этого они не перестают существовать. Например, потребность выражать эмоции вовне, которая является очень важной, но может подавляться в некоторых семьях или даже сообществах – например, при воспитании «мужественности» у мальчиков.

– Государственные и социальные интересы вышестоящих, когда желания и психологические потребности человека не имеют значения для этих вышестоящих.

Индивидуальные причины психологической депривации

Индивидуальные причины психологической депривации тоже типичны.

– Неадекватность или клиническое своеобразие родителей и любых вышестоящих, от которых зависят психическое здоровье и психологический комфорт человека.

– Индивидуальная низкая устойчивость к психологической депривации, наподобие того, как это бывает с низкой стрессоустойчивостью.

Психологические реакции жертвы психологической депривации.

Психологические реакции жертвы психологической депривации настолько индивидуальны, что их можно перечислять бесконечно. Например, часто встречаются замкнутость, социальная дезадаптация, агрессия или аутоагрессия, невротические расстройства, психосоматические заболевания, депрессия и различные аффективные расстройства, неудовлетворенность в сексуальной и личной жизни. Как это часто бывает в психологии, одинаковые по форме психологические реакции могут быть порождены абсолютно разными причинами. Вот почему, нужно избегать соблазна быстро поставить психологический диагноз самому себе или другому человеку на основании поверхностных наблюдений и нескольких прочитанных статей по психологии. Есть очень большие шансы, что поставленный вами самому себе диагноз окажется неверным.

Психологическая помощь при психологической депривации

В случае подозрения на психологическую депривацию действия психолога последовательны логичны.

– Проверить свои предположения с помощью серии психологических консультаций, а лучше (намного лучше!) с помощью процедуры психодиагностики.

– Если причины психологической депривации продолжают существовать в жизни клиента, привести клиента к реальной смене условий, образа и стиля жизни так, чтобы причины, порождающие психологическую депривацию, исчезли.

– В случае необходимости провести курс психологической помощи (психотерапии) с целью скорректировать негативные последствия психологической депривации, длительно существовавшей в жизни человека. Т.е. убрав причину, теперь необходимо убрать следствие.

– Провести социальную и личную адаптацию человека к новой жизни.

Процесс психологической помощи человеку в случае психологической депривации длителен, т.к. психологическая депривация часто бывает куда более разрушительна по последствиям, чем, например, случаи, традиционно считающиеся тяжелыми в практике психолога: смерть близкого человека, разовая психотравма и т.п. И в этом заключается опасность психологической депривации для клиента и реальные сложности в работе психолога.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице .

2016-08-30

Аналитическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 495 998 63 16 или +7 985 998 63 16. E-mail: Будем рады помочь Вам!

Также вы можете связаться со мной, Игорем Ширяевым, в социальных сетях, мессенджерах и скайпе. Мой профиль в социальных сетях является личным, а не деловым, но в свободное время я могу с вами пообщаться в социальных сетях неформально. Кроме того, возможно, кому-то из вас важно предварительно составить своё представление обо мне не только, как о специалисте, но и как о человеке.