Главная · Уход · Что означает понятие: психогигиена. Психогигиена или как формируется личность хобби, доставляющее удовольствие

Что означает понятие: психогигиена. Психогигиена или как формируется личность хобби, доставляющее удовольствие

Эффективное решение вопроса сохранения и укрепления здоровья и влияние его на формирование личности школьника возможно посредством применения соответствующих педагогических технологий. Обучение следует рассматривать как процесс обмена информацией между ребенком и средой. Растущий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, применения различных технических средств обучения приводят к интенсификации умственной деятельности. Все это создает заметное влияние на нервно-психические функции ученика. Нарушения психического здоровья является одной из причин школьной неуспеваемости, трудностей в обучении, овладении учебной программой. В связи с этим педагогам важно знать различные факторы, способствующие возникновению нервно-психических расстройств у детей.
Именно педагог в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса с целью сохранения психического здоровья ученика должен учитывать индивидуально-типологические особенности личности. Это, в свою очередь, требует от педагогов и психологов школ знаний относительно причин и проявлений, согласно которым можно выявить детей, склонных к образованию невротических симтомо-комплексов. Знание психогигиенических мероприятий, направленных на коррекцию личности этих детей и их социальных отношений в условиях школы, является залогом сохранения психического здоровья. Поэтому квалифицированный педагог должен обладать систематизированными теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями, необходимыми для внедрения психогигиенических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья школьника.
Наличие знаний по обеспечению оптимальных условий обучения и воспитания, внедрение их в повседневную жизнь организованных детских коллективов является основой для гармоничного развития личности. Чтобы правильно организовать учебно-воспитательный процесс и не нанести вред психическому здоровью, педагог или воспитатель должен знать основные гигиенические требования или нормативы по правильной организации учебной деятельности, режима дня и отдыха. Несоблюдение психогигиенических рекомендаций по учебной нагрузки, режим дня, двигательная активность является причиной возникновения невротических нарушений. Именно поэтому в учебные планы педагогических вузов включено дисциплину "Психогигиена". Ознакомить студентов с основными направлениями этой науки, расширить знания учителей, психологов и воспитателей по проблеме охраны психического здоровья - такую задачу ставили целью авторы учебного пособия.
Своевременное выявление отклонений в психическом здоровье школьника, знание их причин, а также психофизиологических особенностей детей позволяют предупредить развитие клинических выраженных форм заболевания и обеспечить коррекцию выявленных отклонений. Для педагога важно знать признаки незначительных (функциональных) нарушений влияющих на процесс формирования личности и подлежат коррекции психолого-педагогическими средствами. Авторы пособия освещают основные клинические формы нервно-психических нарушений у детей, а также доклинические нервно-психические отклонения. Это увеличивает объем медико-биологических знаний педагога и способствует выявлению отклонений у детей и подростков на ранних этапах развития болезни.
Педагог-воспитатель должен знать значимость фактора воспитания для формирования нервно-психических нарушений. Поэтому авторами пособия акцентируется особое внимание педагогов на возможных группах факторов невротизации при воспитании детей и предлагается комплекс мер психопрофилактической и коррекционно-реабилитационного направлений.
Одной из важных задач работы педагога с подрастающим поколением является подготовка к семейной жизни. Это требует освещения вопросов поэтапной работы среди молодежи по половому воспитанию и распространение знаний по психогигиены семейной жизни. Учитывая это, авторами предложены психогигиенические рекомендации при проведении полового воспитания в разных возрастных группах.
Несмотря на внедрение в современной школе оздоровительного направления в учебно-воспитательном процессе, в пособии рассмотрены различные аспекты антиалкогольной, антинаркотической и антиникотиновой пропаганды среди учащейся молодежи; рекомендованы комплексы психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предотвращению вредных привычек.
Психогигиена - наука, интенсивно развивается и совершенствуется. Проблема охраны психического здоровья, которой занимается эта наука, является касательной, как в медицине, так и к педагогике и психологии. В условиях непрерывного образования успешное решение задач обучения и воспитания требует не только педагогических знаний, но и знаний психофизиологических основ организма человека. Применение этих знаний на практике позволит предупредить нервно-психические нарушения у детей и подростков, также будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Предмет и задачи психогигиены
Третье тысячелетие существования человечества ознаменовалось бурным научно-техническим прогрессом, огромным потоком информации, повлекшее высокие нагрузки на высшую нервную деятельность человека. Это актуализировало проблему повышения устойчивости психики к вредным воздействиям внешней среды путем распространения медицинских знаний и расширение границ психогигиенических деятельности педагогов, психологов, врачей и т.д.
"Сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждений возникновения психических заболеваний. Психогигиена преследует цель повышения устойчивости психического здоровья и резистентности к различным вредным факторам "(Большая медицинская энциклопедия - М., 1962.-Т. 21.-С. 317).
Психогигиена - современная наука, изучающая проблему психического здоровья и влияния на него различных факторов окружающей среды и разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья с целью обеспечения гармоничного психического и духовного развития личности.
Психогигиена - научная дисциплина, в рамках которой осуществляются фундаментальные и прикладные исследования. Как фундаментальная наука она рассматривает теоретические вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулирует принципы оздоровления психики.
Психогигиена как прикладная научная дисциплина разрабатывает меры, правила и приемы оздоровления психики. На практике - это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для наиболее оптимального сохранения психического здоровья, как отдельного человека, так и групп людей, соблюдение рекомендаций по укреплению здоровья, повышение психологической устойчивости. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами.
Научной основой психогигиены является учение о высшей нервной деятельности, разработанное известными учеными-физюлогамы И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, П. М. Бехтерева, А. А. Ухтомским, П. К. Анохиным.

Особое значение приобретает психогигиена в детском возрасте, так как именно в этот период закладываются основы психического здоровья. Состояние психического здоровья детей - объект внимательного наблюдения ВОЗ. Комитет экспертов ВОЗ констатировал, что нарушения психического здоровья среди детей с довольно распространенным явлением. Это требует особого внимания общества к проблемам психогигиены и формирует ряд новых задач, которые учитывают многофакторность влияния на психическое здоровье человека.
Психогигиенические мероприятия реализуются не только психологами и врачами, но и педагогами, воспитателями, социальными работниками.

Основные задачи психогигиены:
1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности.
2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья.
3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений.
4. Мониторинг психического здоровья населения.
5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия.

Соответствия с задачами предметом психогигиены являются :
- Исследование и систематизация критериев психического здоровья;
- Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохранения
психического здоровья различных слоев населения.
Психогигиенические мероприятия имеют практическое значение не только применительно психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и в отношении различных соматических заболеваний. Так, соблюдение требований психогигиены играет важную роль для предупреждения инфарктов, предотвращения развития гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, сахарного диабета и т.д. Общеизвестна роль психогигиены в предупреждении алкоголизма, наркомании и некоторых психозов.
Одной из главных предпосылок формирования навыков оздоровительной поведения является знание психологии человека во всем многообразии ее проявлений. Движущей силой поведения являются мотивы и установки, которые определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние являются основой для формирования установок. Наивысший уровень регуляции поведения личности создает система ценностных ориентаций, цель жизнедеятельности и средства достижения этой цели, К сожалению, исследованию этих важных психологических феноменов поведения личности, направленной на сохранение здоровья, уделяется слишком мало внимания. Отсутствие соответствующей психогигиенических и психологической компетентности является причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом и соматическим нарушениям.
Между тем известно, что лечить надо не болезнь, а больного. Это подчеркивает необходимость видеть индивидуальность в каждом человеке, знать основные психологические характеристики: систему ее жизненных ценностей, доминирующую мотивацию поведения, особенности эмоциональной сферы, индивидуальный стиль общения и т.д. Знание психики больного позволяет выявить те особенности, которые могут усилить проявления болезни или, наоборот, способствовать более успешному лечению.
Как известно, болезнь легче предупредить, чем лечить. Но профилактические рекомендации без учета психологических аспектов, как правило, не будут достаточно эффективными, они должны сочетаться.
За последние годы растет количество так называемых болезней "цивилизации", к которым причисляют нервно-психические расстройства, нейродермиты, ишемической болезнью сердца, гипертонической болезнью, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, алкоголизм, наркоманию и т.д. Изучение факторов риска и причин возникновения этих болезней показало, что очень часто в их основе лежит психоэмоциональное напряжение Возникновение последнего в основном зависит от психологических характеристик личности, ведь на одну и ту же психотравмирующую ситуацию люди реагируют по-разному, то есть те или иные социальные условия жизни и психологические особенности человека могут способствовать или предотвращать возникновению болезни. Это с особой остротой ставит проблему психологической грамотности населения, особенно молодого поколения, без чего трудно сохранить физическое и психическое здоровье.

В ряде психологических исследований описываются типы личностей, у которых чаще возникают болезни сердца, желудка, сосудов и т.д. Так, например, у людей, склонных к чувству страха, внутренне напряженных чаще наблюдаются болезни сердца, а у предрасположенных к гневу - болезни печени, у людей апатичных, с пониженным жизненным тонусом, - болезни желудка и кишечника. Отрицательные эмоции могут привести к обострению язвенной болезни, диабета, гипертонии. Но человек не рождается с теми или иными личностными данными, они формируются в процессе жизни, воспитания и обучения. Следовательно, проблемы профилактики любых заболеваний, воспитания здорового поколения невозможно решить, не учитывая индивидуальные особенности человека.
Психическое здоровье, внутреннее совершенство, гармоничная система отношений с окружающим миром закладываются еще в детском возрасте, поэтому профилактические психогигиенические рекомендации и меры являются наиболее продуктивными, если они реализуются с раннего детства, а не в зрелом возрасте, как это часто бывает.
К наиболее важным рекомендациям, направленным на сохранение и укрепление психического здоровья детей, относятся следующие:
1. Правильная организация и соблюдение режима дня.
2. Гигиеническая организация учебной нагрузки (соблюдение гигиенических требований к продолжительности урока, письма, чтения,
расписание занятий, правильное чередование уроков, разных по характеру деятельности и чередование различных видов нагрузки
течение недели, чередование учебной и трудовой деятельности с отдыхом и т.п.).
3. Подготовка ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение.
4. Готовность ребенка к школе.
5. Правильное воспитание детей в семье и организованных коллективах.
6. Индивидуальный подход к детям с различными типологическими особенностями ВНД.
7. Обеспечение благоприятных условий для формирования у детей положительного эмоционального состояния.
8. Интеграция физической и умственной деятельности в учебно-воспитательном процессе в учебных заведениях.

Соблюдение этих психогигиенических рекомендаций создают условия для укрепления психического здоровья и оптимизации работоспособности детей и подростков.

Психогигиена - отрасль медицины, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья населения, а также изучающая условия оптимального психического функционирования человека.

Психогигиена - раздел гигиены, разрабатывающий мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с (см.) и их разграничение в значительной мере условно, так как сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения возникновения психических заболеваний. Психогигиена имеет дело и со здоровыми людьми, и с больными. В первом случае психогигиена имеет целью повышение устойчивости психического здоровья и сопротивляемости различным вредным факторам внешней среды; во втором - речь идет о предупреждении развития начальных форм психических заболеваний и их рецидивов.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, на производстве, в быту, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу. На производстве, в частности, обеспечиваемая законодательством необходимость соблюдения научно разработанных гигиенических и психогигиенических нормативов направляет инженерную мысль на совершенствование всякого нововведения, оборудования, технологии, условий труда, позволяет полнее использовать достижения научно-технической революции на благо человека. Ясно, что наличие психических расстройств, психический дискомфорт несовместимы с понятием здоровья человека.

Психогигиена развивается на стыке самых разнообразных как медицинских, так и иных дисциплин, поскольку в правильном решении задач сохранения и укрепления психического здоровья населения непосредственно заинтересованы разные специалисты: психиатры, терапевты, педиатры, организаторы здравоохранения, психологи, социологи, педагоги и др. Но по способу познания, по своей методологии психогигиена ближе всего стоит к гигиене, а именно к социальной гигиене. Если имеет в виду изучение влияния социальной среды на здоровье человека и акцентирует свое внимание на неблагоприятных факторах с целью предупреждения их болезнетворного действия на организм, то психогигиену будет интересовать все это в той части, которая касается психического здоровья. Таким образом, основная цель психогигиены состоит в том, чтобы с учетом большого значения наследственности, биологических факторов в происхождении и проявлениях психической патологии изучать влияние социальной среды на психическое здоровье человека и разрабатывать меры предупреждения психических заболеваний.

Психогигиена как наука и как комплекс мероприятий пока не накопила достаточно знаний и собственных методов исследования, чтобы стать в полной мере самостоятельной. Исторически сложилось так, что она зародилась и развивается как часть психиатрии. Через психогигиену осуществляется связь психиатрии с социальной гигиеной. В рамках психогигиены овладение методами социальной гигиены (в том числе и статистическим) помогает клиницистам-психиатрам более полно и правильно оценивать роль социальных и биологических аспектов психопатологии с выделением профилактики как основного направления деятельности.

Ориентировка психогигиены на профилактику, повышение внимания к пограничной психической патологии, к социально-психологическим дезадаптирующим и компенсирующим психическую сферу факторам, расширение исследовательской и практической работы среди психически здорового населения, изучение условий оптимального психического функционирования человека позволяют в последнее время в ряде случаев расценивать психогигиену и как раздел медицинской психологии.

Психология - наука, изучающая психическую деятельность человека в норме. Медицинская психология - научное направление, изучающее психологические аспекты медицины и разрабатывающее методы психологического исследования при патологических состояниях.

В соответствии с общей сформулированной выше целью можно выделить ряд конкретных задач, стоящих перед советским здравоохранением в борьбе за здоровую психику и гармоничную личность. Эти задачи определяют направления деятельности психогигиены и сводятся к разработке теории и практики сформировавшихся к настоящему времени следующих ее разделов: психогигиена труда; возрастная психогигиена; психогигиена воспитания и обучения; психогигиена семьи и половой жизни; психогигиена отдыха и быта; психогигиена больного человека; борьба с вредными привычками и алкоголизмом.

Ведется работа в области психогигиены , военной, инженерной, космической психогигиены и др.

Инструментом для практической реализации достижений психогигиены являются:

1) создание для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия обеспечения различных видов социального функционирования человека;
2) обучение определенных контингентов населения, передача психогигиенических знаний, привитие навыков (медицинским работникам, педагогам, родителям и др.);
3) санитарно-просветительная психогигиеническая работа среди широких слоев населения;
4) широкая пропаганда психогигиенических знаний с привлечением общественных организаций.

В переводе с греческого слово «гигиена» - означает здоровый, целебный, приносящий здоровье. В настоящее время «гигиена» - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Психогигиена – область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека .

Л.В. Куликов (2004) в качестве основных проблем психогигиены выделяет следующие:

1. Разработка концепции саногенного потенциала личности.

2. Определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики.

3. Профилактика состояний риска, ситуаций риска и поведения риска.

Психогигиена личности выступает фактором, снижающим риск возникновения одиночества. Это обусловлено тем, что «психогигиена личности – одна из сторон отношения человека к собственному психическому здоровью и психическому здоровью других людей, составная часть образа жизни личности, характеристика психологической компетентности человека» . Мероприятия, направленные на повышение психологической компетентности, выступают одним из факторов профилактики одиночества как состояния риска. Л.В. Куликов (2004) выделил признаки психогигиенической компетентности личности:

· саногенные установки, отношение к здоровью как к ценности (самоценности), мотивация к сохранению здоровья;

· необходимые психологические знания, развитые умения и навыки укрепления психического здоровья и уменьшения негативных последствий психотравм;

· саморазвитие, поиск и раскрытие потенциалов саморазвития, освоение приемов саморегуляции и владение собой в трудных ситуациях;

· активность (практические действия) по оздоровлению, изменению образа жизни в саногенном направлении и поддержание такового.

Одним из условий, препятствующих возникновению одиночества, выступает «саногенный потенциал личности», который тем выше, чем гармоничнее личность. «Гармония - согласованность отдельных линий развития и бытия личности; это созвучие накоп­ленного опыта, достижений и мечтаний. Чем богаче наполнение внут­реннего мира, чем шире социальное и духовное пространство, освоен­ное личностью, тем более здоров человек» .

Выделяют три группы составляющих саногенного потенциала личности:

Первая группа. В нее входит все то, что формируется воспитанием, образованием, социальным окру­жением (широким и ближайшим), обусловлено условиями и образом жизни, профессией.

Вторая группа. Сюда относятся те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у человека вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психо­терапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, в группах личностного развития, на тренингах повышения пси­хологической устойчивости, повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности.

Третья группа. К ней относятся протективные качества, ко­торые человек развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отно­шение к действительности - к обществу, событиям, людям и их по­ступкам, к себе, своим плюсам и минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регули­ровать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуально­сти, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью .

Одним из таких знаний может стать овладение «саногенным мышлением» (Ю.М. Орлов). Буквально саногенное мышление – мышление, рождающее здоровье или оздоравливающее мышление.

Как пишет Ю.М. Орлов (2003), «стиль мышления определяется философией человека. Желает он этого или не желает, человек вынужден создавать свою философию применительно к тем типичным обстоятельствам, в которых возникают проблемы. Именно для осмысления повторяющихся обстоятельств создается философия жизни…О хорошей философии говорят как о здравомыслии. Имеется в виду здоровое мышление. …Хорошая философия ведет к благополучию» .

Таким образом, овладение саногенным мышлением, своего рода оздоравливающей философией жизни, будет препятствовать возникновению и развитию одиночества человека. Это также предполагает овладение «житейской мудростью». Ее суть выразим словами античного философа Эпиктета, который писал: мудрость стоит в различении вещей, которые от нас зависят, от вещей, которые от нас не зависят.

Таким образом, жизненная мудрость состоит в различении вещей. На основе этого можно сделать ряд выводов:

1. Мудрость (знание) позволяет принимать вещи такими, какие они есть, и приспосабливаться к ним.

2. Мудрость (знание) проявляется в активном изменении того, что от нас зависит, в соответствии с нашими желаниями, тем самым повышая свое благополучие.

Автор теории и практики саногенного мышления Ю.М. Орлов (2003) пишет, что «мудрость конкретна: мудрость всегда является мудростью в каком-либо деле или какой-либо сфере жизни. Саногенное мышление – мудрость в достижении благополучия и здоровья» .

На основании этого можно сделать ряд выводов о «саногенном мышлении»:

1. Оно – один из надежных путей к житейской мудрости, здоровью души и тела. Методика обеспечивает усвоение новых умственных привычек, вытесняющих опыт прошлого патогенного мышления.

2. Оно позволяет разрешать кризисные состояния человека, вызванные различными жизненными обстоятельствами, с помощью психологической поддержки.

3. Эта система позволяет постепенно научить человека «делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции» .

4. Оно расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций.

Как пишет Ю.М. Орлов (2003), «чтобы мыслить саногенно, нужно выработать новые привычки думать о конкретной эмоции, скажем, об обиде, стыде и зависти. Тогда эти эмоции не смогут однозначно программировать ход мыслей и поведение» . Это же можно и отнести к переживанию одиночества. Овладение навыками «саногеного мышления» способствует внутренней гармонизации личности, так и ее социальных отношений (в том числе и межличностных). А это уже будет являться условием, снижающим риск возникновения и развития переживания одиночества.

Л.В. Куликов (2004) к факторам, оказывающим саногенное влияние на личность, относит:

· уверенность, независимость в отно­шениях с другими людьми;

· отсутствие враждебности, доверие к дру­гим, открытое общение;

· чувство общности, чувство социальной принадлежности;

· удовлетворяющий статус в груп­пе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличност­ные роли;

· согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого.

Отметим, что указанные факторы будут способствовать профилактике субъективного переживания одиночества в межличностных отношениях. Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении одиночества является увеличение воз­можных способов преодоления путем стимулирования самостоятель­ности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, окружающей среды.

Для самосовершенствования и саморегуляции можно использовать «ориентиры самонастройки», предложенные Л.В. Куликовым.

1. Научиться находить время для само­развития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощущать чувство радости от каждого успешно сделанного шага и пе­реживать его.

2. Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со сто­роны».

3. Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора.

4. Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие да­же от небольшой сегодняшней радости. Не следует застревать в воспоминаниях о прошлом. Работая на бу­дущее, не обязательно думать о нем постоянно. Не может быть будуще­го без настоящего. Не умея отдать должное внимание небольшим приятным событиям, вы рискуете не заметить и большую радость.

5. Сохранять оптимизм, позитивное восприятие событий. Мы укрепляем свои душевные силы, если сосредоточиваемся на чем-либо перспективном, на путях решения проблем, способах прео­доления трудностей, а не на тупиках.

Позитивный настрой необходим и в межличностных отношениях. Необходимо стараться увидеть в людях достоинства и в большей сте­пени обращать внимание на них, а не на то негативное, что есть в каждом.

6. Не стоит переживать по поводу тех неприятностей, которые еще не наступили, ведь они могут и вовсе не наступить.

7. Прекрасным психотерапевтом является заслуженный успех. Мало желать успеха, надо научиться достигать его. Что чаще всего мешает нам достигать успеха и испытывать радость достижения? Мы забываем:

● о необходимости планировать работу;

● разделять цели на ближайшие и отдаленные, намечать и те и дру­гие;

● правильно ставить цели - яснее описывать критерии, с помощью которых можно сделать однозначный вывод: достигнута цель или нет.

Подводя итог сказанному, отметим, что занятия психогигиеной, развитие саногенного мышления, саногенного потенциала личности будет способствовать повышению психологической устойчивости личности, профилактике и преодолению одиночества, гармонизации межличностных отношений.

Следующий раздел книги будет посвящен анализу имеющихся программ по преодолению одиночества.

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи П. предупреждение возникновения и развития психических заболеваний, сближая П. и первичную психопрофилактику. Н. Д. Лакосина и Г. К. Ушаков (1976) выделяют П. в самостоятельный раздел медицинской науки. П. является комплексной дисциплиной, тесно связанной не только с психиатрией, но и с медицинской психологией, медицинской социологией, валеологией (Петленко В. П., 1997) и др.П. как направление возникла на рубеже XIX и XX вв. В России ее зарождение связывают с состоявшимся в 1887 г. I съездом отечественных психиатров, на котором И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, И. А. Сикорский обратились к психиатрам, врачебной общественности, а также ко всем передовым людям страны с идеями и программами предупреждения психических и нервных заболеваний.В зарубежной литературе возникновение П. связывают с движением, основанным Биерсом (Beers M.). Этот страховой служащий, в течение двух лет находившийся в психиатрическом стационаре, опубликовал после госпитализации в 1908 г. книгу "Разум, нашедший себя", вызвавшую интерес во всем мире. Затем он создал психогигиеническое общество, много путешествовал, читая лекции и пропагандируя положения о необходимости совершенствования психиатрической помощи, пытаясь привлечь внимание общественности к проблемам, связанным с психическими болезнями. В Балтиморе был создан психиатрический госпиталь под руководством ведущего американского психиатра Майера (Meyer А.). В 1917 г. психогигиеническое общество возникло в Канаде, в 1918 г. - во Франции. Вопросами П. занимались такие видные психиатры, как Крепелин (Kraepelin Е.), Форель (Forel А.), Блейлер (Bleuler E.) и др.Перед началом Второй мировой войны во многих странах Европы и Америки уже существовали психогигиенические организации и общества, издававшие журналы, координирующие деятельность по изучению причин возникновения психических нарушений, внедряющие П. в медицинское и общее образование, осуществляющие санитарное просвещение населения. В послевоенные годы были созданы отдел психического здоровья при ВОЗ и Всемирная федерация психического здоровья. Во многих странах ведется преподавание П.Поскольку с начала психогигиенического движения отдельные его задачи (в частности, связанные с распространением психологических знаний) среди населения уже осуществлялись, в последние десятилетия П. в большей степени ориентирована на решение социальных и экологических проблем, имеющих отношение к психическому здоровью. Основной целью П. является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Поэтому среди ее направлений особое место занимает изучение факторов и условий среды, влияющих на психическоеразвитие и психическое состояниечеловека, и разработка мероприятии по их устранению или уменьшению в случае их патогенной роли. К таким факторам можно отнести все еще существующее неправильное отношение к лицам, страдающим психическими заболеваниями, злоупотребление лекарственными средствами, напряженные условия работы в некоторых видах деятельности, неблагоприятные экологические факторы и др. П. призвана помогать человеку избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья, обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.В П. выделяют несколько разделов и подразделов: возрастная П. (П. детства, П. подросткового, пожилого и старческого возраста); П. труда и обучения (П. производственного и умственного труда); П. быта; П. семьи и половой жизни; П. больного человека. В зависимости от изучаемой области П. опирается на те или иные дисциплины: педагогику, педиатрию, детскую и педагогическую психологию - П. детства; геронтологию, возрастную психологию, медицинскую психологию - П. пожилого и старческого возраста и т. д.Важное место в разработке психогигиенических мероприятий занимают эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических, психологических и социально-психологических средовых факторов.Психогигиеническое воздействие наряду с санитарным просвещением осуществляется с помощью диспансеризации больных и лиц с повышенным риском заболеваемости, находящихся в кризисных состояниях; обеспечения "гигиенической зрелости" коллективов; разработки оптимальных режимов труда и быта. Для решения психогигиенических задач все чаще привлекаются методы психотерапии, такие как аутогенная тренировка, биологическая обратная связь, позитивная, поведенческая, групповая психотерапия и социально-психологический тренинг.Развитие теории и практики П. потребовало новых форм ее организации. Создаются специальные психогигиенические учреждения для лиц практически здоровых, но находящихся в кризисных ситуациях: медико-психологические семейные консультации, дневные и ночные санатории-профилактории при промышленных предприятиях, вузах и др. учреждениях, кабинеты психологической и психофизиологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, телефонное консультирование и др.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Психогигиена - прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей. П. тесно связана с психопрофилактикой, психиатрией, медицинской и клинической...

Психологический словарь

Раздел гигиены, касающийся обеспечения нервно - психического здоровья человека. Занимается изучением влияния среды на психику человека, разработкой норм труда, отдыха и быта, психогигиенической пропагандой.

Психотерапевтическая энциклопедия

Область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья. Некоторые авторы, давая определение П., относят ее не только к гигиене, но и к психиатрии. Другие (например, Мягер В. К., 1976) включают в задачи...

Психологическая энциклопедия

(психо + гигиена). Наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, система мероприятий, направленных на эти цели. Непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения и развития психических заболеваний. Разделы П. отличаются как...

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч. psychе - душа + hygieinos - целебный. Категория. Раздел гигиены. Специфика. Занимается проблемами обеспечения нервно-психического здоровья человека. Изучает влияние среды на психику человека, разрабатывает нормытруда, отдыха...

Тема 1. Психогигиена как наука и практика

…недалеко то время, когда вся психология в целом станет теорией нервно-психического здоровья, психогигиеной в высоком смысле этого слова.

Б.Г.Ананьев

Предмет и задачи психогигиены

Предмет и задачи психопрофилактики

Уровни практической психогигиены

Междисциплинарные связи

Саногенный потенциал личности

Предмет и задачи психогигиены

Гигиена (греч. hygieinos - здоровый, целебный, приносящий здоровье) - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Психогигиена - область гигиены, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на психическое здоровье человека, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. В психологическом словаре А.Ребера (2000) сказано, что первоначальным значением этого термина было: искусство развития и поддержания психического здоровья.

Направления психогигиены. В психогигиене существует несколько направлений деятельности: фундаментальное, прикладное, практическое. В психогигиене как фундаментальной науке рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы оздоровления психики. В психогигиене как прикладной научной дисциплиной разрабатываются конкретные психогигиенические мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Другими словами, в ней рождается технология практического использования знаний о психическом здоровье для их практического применения с учетом возрастных, половых, профессиональных и других особенностей.

Психогигиена как практика - это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья больших групп, малых групп и отдельного человека, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышению психологической устойчивости и субъективного благополучия личности, поддержанию работоспособности человека. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами. В разных слоях и группах населения психогигиеническая практика реализуется с опорой на научный, альтернативный или интуитивный подход. Нередко также она представляет собой сочетание научных (академических), альтернативных (например, «восточных оздоровительных систем») и интуитивных (возникающих в собственном опыте) методов и методик.

В научной психогигиене фундаментальные и прикладные исследования ведутся на общенаучных принципах и принципах отдельных наук, знания которых она объединяет (психология, медицина, социология и др.). В рамках научной психогигиены стремятся создать такие методы оздоровления психики, эффективность которых может быть подтверждена клиническими наблюдениями, эмпирическими данными, полученными с точностью и достоверностью, соответствующими строгому научному подходу. Целью прикладных разработок является поиск таких методов, которые «не привязаны» к индивидуальности их создателя. То есть, методов, которые могут применяться другими специалистами и иметь широкую область использования. Причем, их эффективность у разных специалистов должна быть достаточно схожей, разумеется, при методически достаточно точной реализации.

Задачи психогигиены. В психогигиене, как фундаментальной научной дисциплине, проводятся теоретические и эмпирические исследования. Цель этих исследований - выяснение факторов среды, условий труда и жизни в целом, особенностей личности, обусловливающих уровень психологической устойчивости, укрепление или ослабление психического здоровья.

Основные задачи психогигиены определены тремя главными проблемами фундаментальной психогигиены: 1) изучение природы психического здоровья и саногенного потенциала личности; 2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики; 3) разработка основ профилактики состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).

Для психогигиены, как и гигиены в целом, особенно важной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т.е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health knowledge). Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактиче­ского или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения, с точки зрения до­стижения цели, в расчет не берется.

Психогигиенические мероприятия должны разрабатываться и реализовываться не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, врачами, социальными работниками. Более того, в них должны принимать активное участие не только специалисты, но и представители власти разных уровней, посильный вклад должен вносить каждый член общества. На современном уровне развития психогигиена представляет собой довольно обширную область исследований и практических мероприятий. В ней есть целый ряд разделов. В структуре практической психогигиены целесообразно выделить четыре уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, семейная психогигиена, психогигиена личности. Здесь критерием для выделения выступает масштаб мероприятий - от национального уровня, где объектом является население страны, до уровня отдельного человека.

Разделы психогигиены. Используют различные критерии для выделения в психогигиене разделов. По возрастному критерию делят: на психогигиену детского, подросткового, юношеского возраста, психогигиену зрелого возраста, психогигиену пожилого и старческого возраста. По видам активности в психогигиене выделяют психогигиену труда (с подразделами - умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности), психогигиену воспитания и обучения, психогигиену общения, психогигиену спорта, психогигиену отдыха и быта, психогигиену половой жизни. Половая специфичность психики также может выступать основанием для разделения данной научной дисциплины на психогигиену мужчины и психогигиену женщины.

О преподавании психогигиены

Предмет и задачи психопрофилактики

Профилактика (греч. prophylaktikos - предохранительный, предупредительный) - система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также спо­собствует реабилитации психически больных.

Выделяют различные виды психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первич­ная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возник­ших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облег­чение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Тре­тичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных соци­альных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Уровни практической психогигиены

1. Национальная психогигиена - осуществляемый институтами государства и общества комплекс мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья нации. Важнейшим направлением национальной психогигиены является государственная поддержка санитарного психогигиенического просвещения, повышение психологической компетентности граждан, распространение знаний о психологической помощи и самопомощи. Любой житель страны должен иметь ясное представление о том, что такое психологическая помощь, обладать информацией о различных видах психологической и психотерапевтической помощи, иметь представление о перечне услуг специалистов, уметь делать свободный от иллюзий и предрассудков выбор о необходимой помощи себе, близкому человеку, семье.

В большинстве стран мира в настоящее время нет научно обоснованной цельной системы мероприятий по охране психического здоровья своих граждан. Тем не менее, любая социальная политика, проводимая государством, обществом или их отдельными институтами ведет к определенным последствиям в аспекте психического здоровья: негативным, нейтральным или позитивным. Органы власти должны уделять внимание психогигиеническим аспектам (последствиям) проводимой политики. Внимание или невнимание к этим вопросам определяется психологической культурой чиновников и законодателей, причастных к решению этих вопросов.

Многие вопросы психогигиены могут и должны решаться на государственном уровне. В первую очередь это касается контроля за средствами массовой информации (СМИ). СМИ принадлежит решающая роль в национальной психогигиене. В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей. Имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в стране, соотношение позитивной и негативной информации, оценки социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны.

Речь не идет о политической цензуре или «розовых фильтрах». Конечно, развитие государства и общества невозможно без гласности и свободы слова. Но одну и ту же информацию можно подать по-разному, с диаметрально противоположными эмоциональными эффектами и психогигиеническими последствиями. Понятно, что сейчас важнейшим СМИ является телевидение. У него огромные возможности для манипулирования сознанием аудитории. Числовую информацию, цитаты из речей политиков и многое другое можно сопровождать разными комментариями, разным зрительным рядом или музыкальным сопровождением. Из перечня коротких интервью или реплик прохожих в телерепортажах могут быть отобраны для показа (редко идет прямой эфир) одни и опущены другие. Такие высказывания могут быть поданы как мнение народа, но, по сути, являются выбором журналиста. Кого пригласить в студию для беседы - это тоже не бывает делом случая.

Главное же - это количество повторов. В психологии пропаганды и рекламы достаточно убедительно доказано, что повторы характеризуются сильным суггестивным эффектом. Аргументы не нужны, вообще не следует затрагивать рациональный план. Напротив, чем проще тезис, тем легче он внедряется в подсознание.

Тезис «факты говорят сами за себя» ошибочен. Независимо от субъекта («само по себе») может существовать какое-либо явление, но факт не существует сам по себе - всегда только в описании. Факты говорить не умеют. Рассказывают о событиях люди. И даже, когда мы сами становимся свидетелями того или иного события, мы интерпретируем его, опираясь на некоторую основу, объединяющую мнения других людей. Чаще же источниками мнений выступают СМИ.

Следующий момент контроля за СМИ - демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ...) и подобных сюжетов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи.

В развитых странах, где сохранились и упрочились традиции самоорганизации населения и местного самоуправления, подчеркивается роль общины во всем механизме процесса укрепления здоровья. Укрепление здоровья (в англоязычной литературе health promotion) - это процесс, помогающий индивидам и общинам усилить контроль за детерминантами здоровья и, таким образом, улучшить его.

2. Организационная психогигиена (психогигиена на уровне организации). Немалый круг вопросов психогигиены относится к компетенции организаций (дошкольных и школьных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений, производственных предприятий, административных учреждений). К числу этих вопросов относятся: организация психологической службы предприятия, планирование и разработка мероприятий по поддержанию здоровья и работоспособности сотрудников, по оптимизации режима труда, учебы, отдыха, созданию комнат эмоциональной разгрузки и других мест рекреации на предприятии или в зонах отдыха, обеспечение работников или учащихся консультативной помощью.

Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее исключение, чем правило.

Организации и соответствующие государственные органы могут и должны оказывать поддержку группам самопомощи лиц с одинаковыми проблемами (алкоголизм, никотинизм, одиночество, алкоголизм или наркомания у членов семей и т.д.).

3. Семейная психогигиена. Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Семейное воспитание закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого члена семьи, давать незаменимую ничем другим эмоциональную поддержку. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

В задачи семейной психогигиены входит распространение знаний о закономерностях функционирования семьи, характере семейных отношений, общих правилах и конкретных приемах гармонизации семейной жизни, возможных превентивных мерах в отношении семейных конфликтов а также практическая помощь семьям, члены которых обращаются к специалистам.

4. Психогигиена личности . Это тот уровень психогигиены, на котором центральным объектом выступает отдельный человек, личность.

Психогигиена личности в научном аспекте разрабатывает принципы и правила психогигиены, реализуемой субъектом по отношению к самому себе или по отношению к конкретному человеку, в непосредственном межличностном взаимодействии с ним, с учетом его индивидуальности и особенностей жизненной ситуации.

Психогигиена личности как практика - это совокупность действий, которые человек осуществляет своими силами (своими возможностям, личными стараниями и умениями). Никакого внешнего воздействия, осуществляемого специалистами или неспециалистами, никакой заботы со стороны представителей государственных и общественных институтов или близких людей не может быть достаточно для сохранения психологической устойчивости, если сам индивид не проявит необходимой активности. Психогигиена личности как практика - индивидуальная (или «личная», то есть осуществляемая лично) психогигиена.

Психогигиена личности - это также одна из сторон отношения человека к себе и другим людям (к психическому здоровью своему и других), составная часть образа жизни личности, характеристика психологической компетентности человека.

Таким образом, психогигиенические исследования, разработки и воздействия могут быть адресованы разным объектам: нации (всему населению страны, обществу), членам организации (большой группы), семье (собственной семье или трехпоколенной семье, включающей родителей супругов, супругов, детей супругов), индивиду (личности отдельного человека). Каждый из перечисленных уровней психогигиены имеет свой объект. Заметим, что это разделение на уровни относительно. Поскольку носителем психики является человек, то любое психогигиеническое мероприятие в конечном итоге имеет своей целью воздействие на человека, его личность. Нерешенные вопросы национальной и организационной психогигиены поднимают значение семейной и личной психогигиены. С другой стороны, укоренившаяся (со всеми недостатками) психогигиеническая практика на нижних уровнях (психогигиена семьи и личности) уменьшает ресурсы психического здоровья граждан и делает более актуальными психогигиенической акции на уровне государства и организации.

В данной книге основное внимание будет уделено вопросам семейной психогигиены и психогигиены личности. Такой акцент необходим, поскольку носителем психики является человек, а верхним уровнем регуляции выступает личность. Планирование любых психогигиенических и психопрофилактических мероприятий должно опираться на знания о природе психологической устойчивости личности, о путях достижения гармонии личности, создания условий для полноценного функционирования, динамичного развития человека, его своевременной и эффективной адаптации к меняющейся среде.

Задачи практической психогигиены личности. Для практической психогигиены центральной является задача повышения психогигиенической компетентности личности. Признаками психогигиенической компетентности личности являются:

1. Саногенные установки, отношение к здоровью как к ценности (самоценности), мотивация к сохранению здоровья.

2. Необходимые психологические знания, развитые умения и навыки укрепления психического здоровья и уменьшения негативных последствий психотравм.

3. Саморазвитие, поиск и раскрытие потенциалов саморазвития, освоение приемов саморегуляции и владения собой в трудных ситуациях.

4. Активность (практические действия) по оздоровлению, изменению образа жизни в саногенном направлении и поддержание такового.

Междисциплинарные связи

Психогигиена и психопрофилактика. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. Их разграничение (особенно первичной пси­хопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Первичная профилактика по сути своей неспецифична - раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения различных психических и соматических заболеваний, в возникновении которых играет роль заостряющая дисгармония, дезадаптация личности.

Цели психогигиены и пси­хопрофилактики во многом сливаются. В психогигиене главная цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем соответствующей организации природной и социальной среды, образа жизни, трудовой деятельности. Для психопрофилактики главная цель - предупреждение психических расстройств. Ряд задач у психопрофилактики и психогигиены общие. Например, задача нейтрализации или ослабления патогенного воздей­ствия окружающей среды, вызывающего те или иные нарушения психики. В круг за­дач первичной психопрофилактики входит: определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, несущих в себе угрозу психического травматизма; организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям; скорая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса; профилактика профессиональной вредности; прогнозирование возможных наследственных заболеваний.

Таким образом, в отличие от психопрофилактики, ориентированной на предупреждение определенных психических расстройств, целью психогигиены является разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья в целом.

Психогигиена и психокоррекция. Психокоррекция - исправление недостатков психического развития или поведения индивида с помощью средств психологического воздействия. По мнению Ю. Ф. Полякова и А. С. Спиваковской психологическая коррекция направлена не на симптомы бо­лезни, так же как и не на личность вообще. Ее объектом могут быть кон­кретные, определенные (требующие своего дальнейшего выяв­ления и изучения) черты психики, относящиеся как к преморбидным особенностям, так и к особенностям психики, изменив­шимся в процессе болезни, а также и к чертам психики, формирующимся как последствия перенесенных соматических или нервно-психических заболеваний. Психологическая коррек­ция предполагает психологическое воздействие на человека в целях: 1) предупреждения возможных заболеваний, 2) более успешного преодоления возникшего заболевания, 3) предотвра­щения рецидивов и снижения инвалидизации. Как форма особого психологического воздействия психоло­гическая коррекция может осуществляться по отношению к раз­личным категориям лиц. Как воздействие в целях предупреж­дения заболеваний психологическая коррекция применяется к категориям лиц, относящихся к так называемым «группам риска», т. е. к людям, «еще не больным, но уже и не здоровым». В задачу психологи­ческой коррекции данного типа входит перестройка тех психо­логических особенностей человека, которые делают его наибо­лее уязвимым к тому или иному заболеванию пси­хическому или соматическому (Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская, 1985.).

Психогигиена и психотерапия. Психотерапия не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов. Спектр трактовок довольно широк и в разных странах, и у разных авторов. В качестве базовых берутся понятия из медицины, психологии, социологии, философии. Например, в немецкоязычной литературе распространено понимание психотерапии как взаимодействия между одним или несколькими пациента­ми и одним или несколькими психотера­певтами с целью лечения нарушений поведения или болезненных со­стояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими сред­ствами. В англоязычной литерату­ре термин психотерапия имеет более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов ле­чения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитичес­ких способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного.

В русскоязычной медицинской литературе при­нятым является определение психотерапии как систе­мы лечебного воздействия на психику и че­рез психику на организм больного. Будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в компетенцию меди­цины (Карвасарский Б. Д., 1985). Психотерапевтическое лечение основано на психологических методах воздействия.

Термин психотерапия не является чисто медицинским понятием. Психотерапевты (чаще те, кто не является врачом по образованию) выдвигают иную - философскую и психологическую - модель психотерапии, которая основана на исходном значении термина: «исцеление душой». В этом случае основная цель психотерапии не излечение, а помощь в процессе становления личности. Уместно вспомнить, что исходный смысл термина “терапия” (в греческом языке ”therapeia”) - забота, уход, лечение. Поэтому объектом терапии может быть не только индивид, но и семья (в семейной терапии). Задачей семейного терапевта является помощь семье, исправление нарушенных семейных отношений, восстановление гармонии, устранение эмоциональных расстройств у членов семьи.

Таким образом, психотерапию и психогигиену объединяет нацеленность на укрепление психического здоровья человека, использование разнообразных методов психологического воздействия на личность. Человек, проявлявший какую-либо активность в плане личной психогигиены, принявший ценности саморазвития и самопомощи, облегчает задачи психотерапии, если таковая ему потребуется. С другой стороны, если психотерапевт проводит не симптоматическое лечение, а помогает преодолеть пациенту глубокие внутренние конфликты, он одновременно помогает обрести душевное равновесие, укрепить психологическую устойчивость.

Большая часть методов, используемых в индивидуальной или групповой психотерапии, является одновременно и методами психогигиены. К таковым, например, относятся методы аутогенной тренировки, медитации, визуализации, тренировки с использованием биологической обратной связи.

Саногенный потенциал личности

Психическое здоровье. Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную усло­виям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности (Психология. Словарь, 1990). К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъ­ективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции - внешним раздражите­лям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрело­сти эмоциональной, волевой и позна­вательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отноше­ниях; способность самоуправления поведением, разумного планирова­ния жизненных целей и поддер­жания активности в их достижении.

Данное определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировано экспертами Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). «Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

Понятие саногенного личностного потенциала. В широко распространенном определении здоровья (определение ВОЗ), в качестве родового понятия взято понятие состояния. Здоровье – это здоровое состояние. Как и любое состояние, оно выступает основой для следующего по времени состояния. Понятно, что здоровое состояние возникнет с наибольшей вероятностью, если предыдущим состоянием является здоровое состояние. При отсутствии негативных внутренних и внешних факторов, препятствующих нормальному функционированию психики и организма, здоровое состояние сохраняется.

Но не только отсутствие негативных внутренних и внешних факторов позволяет оставаться в здоровом состоянии. Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к расстройству. В человеке есть силы, противодействующие негативным факторам.

Важно подчеркнуть различие между состоянием и комплексом причин, обусловливающих возникновение состояния. Нельзя упускать из вида, что любое состояние обусловлено не только предшествующим состоянием, но и многими другими факторами. Для здорового состояния такими факторами выступает целый ряд свойств личности, индивидные особенности, образ жизни, отношение к окружающему и многое другое. От расстройств и болезней охраняет не только здоровье, как предшествующее состояние, но и некоторый базис - определенный склад личностных черт, система отношений личности, приобретенный спонтанно и в ходе обучения опыт саморегуляции, опыт преодоления трудностей и другие особенности личности.

Если не различать здоровье (как состояние) и факторы его поддерживающие, то возникает ненужное смешение описаний. По этим причинам мы считаем необходимым использовать понятие саногенного потенциала личности - потенциала, создающего основу для возникновения и сохранения здоровья. Саногенный потенциал личности - понятие собирательно, оно охватывает все те силы, которые поддерживают здоровое состояние.

О саногенном потенциале можно говорить при наличии соответствующих качеств личности (в последующих главах книги они будут детально рассмотрены) и их достаточной выраженности. Множество качеств, которые укрепляют здоровье, поддерживают устойчивость личности, являются базисом для успешного протекания всех процессов человеческого бытия. Это протективные качества личности. При сниженном развитии необходимых качеств их роль, иногда, может выполняться другими качествами, т.е. компенсаторно. Ограничивают потенциал повреждающие качества. Если они мало выражены или отсутствуют, то потенциал здоровья возрастает.

Саногенный потенциал личности образуют многие составляющие, но к числу главных следует отнести гармонию личности, ее психологическую устойчивость и субъективное благополучие. Личность гармонична, если основные жизненные процессы ее бытия протекают достаточно динамично, продуктивно и согласованно. К таковым процессам мы относим: функционирование, самоуправление (включая саморегуляцию), развитие и адаптация. Гармония невозможна без социальных связей, которые делают возможным протекание жизненных процессов личности.

Психологическая устойчивость проявляется в нескольких аспектах: в стойкости - способности противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации; в у равновешенности - соразмерности силы реагирования и активности поведения силе раздражителя, значению события; в с опротивляемости - способности к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Субъективное благополучие - центральный момент саморегуляции, ее эмоциональных механизмов. С одной стороны, субъективное благополучие обусловлено совершенством гармонии личности и ее психологической устойчивости. А с другой стороны, ослабление субъективного благополучия приводит к истощению энергетического источника функционирования и развития, снижению защитных сил личности и организма. По этим причинам отсутствие переживаний благополучия выступает ранним диагностическим признаком будущих расстройств.

Здоровье (общее, не только психическое) человека в значительной степени определяется саногенным личностнымпотенциалом, но это не единственная детерминанта здоровья. Разумеется, здоровье зависит от множества других факторов, которых мы не касаемся, поскольку они являются предметом общей гигиены.

Контрольные вопросы

    Дайте определение психогигиене, психопрофилактике.

    Охарактеризуйте фундаментальное, прикладное и практическое направления психогигиены.

    Назовите основные задачи психогигиены.

    Раскройте специфику четырех уровней практической психогигиены.

    Что составляет саногенный потенциал личности?

К следующей теме

К словарю терминов

На главную страницу