Главная · Запах изо рта · Папесса Иоанна – вымысел или реальность. Папа Римский - женщина: величайшая загадка католической церкви

Папесса Иоанна – вымысел или реальность. Папа Римский - женщина: величайшая загадка католической церкви

02.10.2014 0 5103


Два года, пять месяцев и четыре дня папой римским была... женщина. Одна из самых известных средневековых легенд возникла в середине XIII века, и в последующие два столетия этот факт никто не подвергал сомнению. Однако начиная с XV века возникли альтернативные версии, и к середине XVI века историки уже не сомневались: история вымышленная.

Одни считают, что легенда возникла в период господства женщин при папском дворе, который продолжался от Иоанна X до Иоанна XII включительно (919-963). Другие переносят существование папы-женщины (папессы) на несколько столетий вперед, когда в 1276 году после смерти Адриана V новый глава католической церкви принял имя Иоанна XXI, а не XX, как следовало по официальной хронологии.

Высказывались предположения, что «исчезнувший папа» сразу после избрания был смещен противниками. Или же он оказался женщиной, поэтому о нем постарались забыть. Но Иоанн XXI по каким-то соображениям посчитал нужным восстановить хронологию и ввести в список «недостающий номер».

Сторонники существования Иоанны в качестве доказательства указывают на множество древних документальных источников, в которых она упоминается. Самое раннее свидетельство встречается в работе хранителя папской библиотеки Анастасиуса (IX век).

В следующих поколениях история об Иоанне приобретает широкое распространение. Стефен из Бурбона (умер в 1261 году) в труде «О семи дарах Святого Духа» тоже подтвердил факт этого события. Наиболее популярной стала версия Мартина Поляка, папского капеллана и историка, жившего в середине XIII века.

Он написал «Хронику пап и императоров», в которой поместил подробный рассказ об Иоанне. Каждый летописец по-своему излагал произошедшие в древности события, и если обобщить все варианты легенды и исключить расхождения, рассказ о женщине на папском престоле звучит приблизительно следующим образом.

ОТ МИССИОНЕРА ДО ПАПЫ

Дело происходило в IX веке. Иоанна была дочерью английского проповедника-миссионера. После смерти матери она вместе с отцом странствовала, проповедуя христианство. Обладая острым умом и выдающимся ораторским талантом, 12-летняя девочка читала проповеди саксам-язычникам не хуже отца.

Иоанне исполнилось 15 лет, когда скончался ее отец и она поселилась в монастыре Блитруды, настоятельница которого назначила ее хранительницей библиотеки, состоявшей из 66 книг и считавшейся одной из богатых библиотек того времени.

Здесь, в монастыре, Иоанна познакомилась с молодым монахом, которого прислали из другой миссии. Ему поручили переписать послание святого апостола Павла на пергаменте золотыми буквами. Когда работа была закончена, Иоанна переоделась в мужское монашеское платье и вместе с юношей покинула монастырь.

Долгое время молодые люди странствовали, читая проповеди, пока не оказались в Греции, где вели праведный образ жизни, посвящая себя учебе и молитве. После окончания учебы пути их разошлись; переодетая мужчиной девушка отправилась в Рим. Два года Иоанна жила в мужском монастыре Святого Мартина под именем Иоанна Ланглуа, продолжая проповедовать и заниматься науками: она усиленно изучала теологию и философию.

Слава о талантах Иоанны росла, и вскоре на «молодого монаха» обратил внимание папа Лев IV и, назначив ее своим секретарем, возвел в сан кардинала, в обязанности которого входило заведование папским кабинетом, финансами, принятие прошений, поддержание связей с иностранными дворами.

Умный и сообразительный, обладающий широким богословским и научным кругозором, кардинал вскоре завоевал всеобщее расположение. Неудивительно, что перед смертью папа назвал Иоанну своим единственным преемником. 17 июня 855 года Лев IV скончался. После его погребения новым главой католической церкви единогласно избрали кардинала Иоанна, получившего имя Иоанна VIII.

Историк папства Лавикомгерий так комментирует этот факт: «Происшествие, весьма долго считавшееся басней, имело в действительности место; множество свидетельств подтверждает его подлинность. В 854 году, по смерти Льва, появилась на папском престоле женщина, совершающая богослужение, назначающая епископов, дающая свои ноги целовать князьям и народам».

Правление Иоанна VIII было недолгим, мягким и гуманным.

«PAPISSAE PRODITO PARTUM»

Описание дальнейших событий у всех историков и летописцев совпадают. Иоанна забеременела. Кто был отцом ребенка, неизвестно. Возможно, это был ее друг, приехавший из Афин. Или же отцом мог оказаться Флорус, племянник папы Льва IV, который в целях безопасности дежурил по ночам у папской спальни. Хотя, скорее всего, женщина вступила в любовную связь под страхом разоблачения.

Долгое время Иоанне удавалось скрывать беремонность под широкими складками сутаны. Однако приближался момент родов. Под видом болезни она уехала из Рима в Остию.

В 857 году благоденствие жителей Апеннинского полуострова было нарушено серией трагических событий. Прибрежные города подвергались нападениям сарацин. В предместьях Рима на караванных путях и главных дорогах свирепствовали шайки разбойников. Панический страх охватил римских граждан. Несметные полчища саранчи обрушились на плодородные земли, опустошая посевы. Риму грозила эпидемия. Казалось, что Создатель отвернулся от жителей Вечного города, обрушив на их головы свою кару.

Обстановка в городе становилась критической. Под гнетом тяжелых обстоятельств измученная и обессиленная Иоанна вернулась в Рим, пообещав народу провести крестный ход во спасение от нахлынувших бедствий.

20 ноября жители Рима высыпали на улицы, чтобы участвовать в торжестве. Иоанн VIII, со всех сторон поддерживаемый кардиналами, едва передвигал ноги. Когда шествие от собора Святого Павла двинулось к Латеранской площади, в проходе между Колизеем и церковью Святого Климентия папа вдруг упал. У Иоанны начались роды.

По одной версии, разъяренная толпа забила женщину и ребенка камнями, а на месте их смерти водрузили каменную плиту, на которой было начертано: «Petre, Pater Patrum, Papissae Prodito Partum» («О, Петр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой»). По другой версии, мать и дитя умерли при родах, а на этом месте была построена часовня, которую позже приказали разрушить.

По третьей - мальчик выжил, был отдан на воспитание в монастырь и со временем стал епископом Остии. Существует и еще одна версия: Иоанна осталась жива и была отправлена в монастырь, где жила в почете и умерла от старости.

«ГОСПОДИНОМ НАШИМ ИМЕЕМ МУЖНИНУ»

На этом история не закончилась. Начиная с 857 года было введено обязательное половое освидетельствование претендентов на пост главы католической церкви. Для этого даже изобрели специальное кресло с отверстием в сиденье. В присутствии народа два достойных свидетеля осматривали будущего папу и словами «Mas nobis dominus est» («Господином нашим имеем мужчину») громко сообщали о его принадлежности к мужскому полу. Лишь в 1520 году папа Лев X отменил эту унизительную процедуру.

Благодаря Мартину Поляку до XV века Иоанна считалась реальным историческим персонажем. На XVI Вселенском соборе в Констанце богемский проповедник Ян Гус, осужденный за ересь, защищая свои реформаторские доктрины, заявил: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина... Церковь должна быть безупречна и незапятнана, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребенка?»

Ни один из 22 кардиналов, 49 епископов и 272 богословов, присутствовавших на заседании, не протестовал против этого заявления, косвенно подтвердив своим молчанием существование Иоанны.

Однако в «Книге понтификов» о ней ничего не сказано. В 1601 году папа Климент VIII особым декретом объявил легенду об Иоанне VIII выдумкой. А в середине XVII века протестантский историк Давид Блондель попытался развеять миф о женщине-папе, угверждая, что эта легенда - всего лишь сатира на правление папы Иоанна XI.

Стоит отметить, что в 1400 году бюст с надписью «Иоанна, женщина из Англии» украсил стены собора в Сиене и простоял 200 лет, пока при Клименте VIII фигура не была переделана в изображение папы Захария.

В качестве еще одного доказательства сторонники существования Иоанны указывают на статую женщины с младенцем, установленную на узкой улочке между Колизеем и церковью Святого Климента, где в 857 году папская процессия была прервана родами. Статуя эта была удалена только Сикстом V в конце XVI века. А римские папы во время шествий долгое время избегали прямого пути от собора Святого Петра до Латеранского дворца через место, где якобы погибла Иоанна.

Интересно также, что на одной из карт таро изображена женщина с папской тиарой на голове и называется эта карта «Папесса».

Интригующий сюжет о жизни и смерти Иоанны широко использовали и религиозные, и светские писатели. Так, эта история привлекла внимание Пушкина. В 1835 году он на французском языке сделал наброски пьесы в трех действиях «Папесса Иоанна». Однако поэт не успел осуществить свой замысел.

В 1866 году был издан роман «Папесса Иоанна» греческого писателя Эммануила Роидиса, который впоследствии переводился на все европейские языки. В 1972 году британский режиссер Майкл Андерсон снял фильм с таким же названием. Более поздний фильм «Иоанна - женщина на папском престоле», снятый по одноименному роману Донны Вулфолк Крое, вышел на экраны в 2010 году.

Так была ли на самом деле женщина папой римским? Возможно. Истории известно немало курьезных случаев. Однако современные ученые, ссылаясь на бездоказательность рассказа, отрицают возможность ее реального существования. Столь же однозначна и позиция Ватикана.

Ольга ПЕРУНОВСКАЯ, журналист (Санкт-Петербург)

История папессы известна довольно неплохо. Родилась она в семье английского миссионера в немецком городе Майнце в конце первого тысячелетия. С детства девочка отличалась большими способностями и тягой к знаниям. В 12 лет он сошлась с бродячим священником и сбежала с ним в Грецию. Переодевшись в мужскую рясу, девочка провела несколько лет в Афинах, затем перебралась в Рим. Благодаря своей учености, она добилась в Вечном городе большого авторитета, попала в высшие церковные круги и была избрана Папой под именем Иоанн. Её правление было вполне благополучным, но однажды, возглавляя верхом торжественную церковную процессию, она упала на землю и начала корчиться в родовых схватках. Из-под папской сутаны раздался писк новорожденного младенца. По одним данным разъяренные обманом священники тут же растерзали мать и дитя, по другим, оба они умерли от падения с лошади и преждевременных родов, по третьим, оба выжили, а выросший сын Иоанны даже стал епископом.

Папесса Иоанна рожает ребенка (Иллюстрация книги Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах»). Источник: wikipedia.org

Легенда это, или некая женщина действительно занимала папский престол? До сих пор не найдено свидетельств современников правления Иоанны. Самое раннее упоминание о женщине-Папе относится к началу XIII века. Доминиканский монах Жан де Майи рассказал историю папессы в своей хронике папства, написанной на латыни. Майи не назвал имени папессы, но подробно описал её смерть. По его словам, после того, как Папа вдруг «разрешился» от бремени, возмущенная толпа привязала его\её к конскому хвосту, протащила по всему Риму и забила насмерть камнями. Несчастную женщину закопали на месте её страшной смерти и написали на могиле: «О, Пётр, Отец Отцов, разоблачи рождение сына папессой». По мнению де Майи всё это произошло в 1099 году. Правда, на полях своей хроники автор оставил пометку «реквире» («следует проверить»).

Чуть позже, историю, изложенную де Мойе, повторил в своей книге «Семь даров святого духа» его ученик Стефан де Бурбон, тоже монах-доминиканец. Он, правда, отнес смерть безымянной папессы к 1104 году. Примерно тогда же упоминание о женщине-Папе появилось в «Медиоланской хронике» — истории Милана, составленной Годфридом Буссерским: «В год от Р. Х. 784 был папа Иоанн женщиной, и был он тевтонцем, и вследствие этого установлено, что более никто из тевтонцев не может быть папой».


Папесса Иоанна. Гравюра неизвестного автора. Источник: wikipedia.org

Большую ясность внёс в историю женщины-Понтифика Мартин Полонус, известный также как Мартин Опавский. Это был священник польского происхождения из города Опавы. Он добился высокого положения в Ватикане: в 1261 году Мартин стал капелланом Папы Александра IV и занимал этот пост при нескольких последующих Папах. Он был допущен в ватиканские библиотеки и архивы, и, используя их, в 1270-х написал «Хронику Пап и Императоров». В своем труде, последовательно перечисляя глав католической церкви, Мартин упомянул и папессу Иоанну. Он поместил её после Папы Льва IV, скончавшегося в 855 году. В третьей редакции своего труда Мартин написал: «После Льва IV святой престол 2,5 года занимал англичанин Иоанн из Майнца. Он был, как утверждается, женщиной. Ещё в детстве эта женщина была привезена своим любовником в Афины в мужской одежде и там показала такие успехи в учёбе, что никто не мог с нею сравниться. Она прибыла в Рим, стала преподавать там науки и этим привлекла внимание учёных людей. Она пользовалась величайшим уважением за прекрасное поведение и эрудицию и, в конце концов, была избрана в Папы. Забеременев от одного из своих верных слуг, она родила дитя во время шествия от собора св. Петра к Латерану, где-то между Колизеем и базиликой св. Климента. Она умерла почти в тот же момент, и говорят, похоронена на том самом месте. Теперь Папы избегают этой дороги в своих процессиях; многие думают, что это из-за отвращения. Она отсутствует в официальном списке Понтификов из-за её пола и нечестивого поведения».

Авторитет такого хрониста, как Мартин Полонус был столь велик, что в историю о папессе Иоанне поверили все. Действительно, вряд ли папский капеллан и исповедник, допущенный в святая святых Ватикана, стал бы выдумывать или повторять небылицы. Правда, в различных списках «Хроники» Мартина встречаются разночтения. Например, в одной из версий можно найти упоминание о том, что Иоанна после публичных родов выжила. Она была низложена и до конца жизни отбывала епитимью в дальнем монастыре, а её сын вырос и стал епископом Остии.


Папесса Иоанна с ребенком. Гравюра из Нюрнбергской хроники, 1493. Источник: wikipedia.org

То, что Иоанна выдавала себя за мужчину, и в таком обличье стала Папой, католиками не очень осуждалось. В конце концов, среди женщин, признанных церковью святыми, около двадцати прославились под видом мужчин. Например, Пелагия Антиохейская, жившая в IV веке, в миру была танцовщицей и славилась лёгким поведением. Уверовав в Иисуса, она раздала всё имущество нищим и удалилась в монастырь, причём мужской. Там она, назвавшись мужским именем, приняла постриг. «Безбородый монах» прославился на всю округу набожностью и благочестивым поведением. То, что он был женщиной, стало известно только при омовении тела, но не помешало канонизации. Известны и случаи, когда переодетые в мужчин женщины достигали высоких церковных постов. Правда, происходило это не в Риме, а в конкурировавшем с ним Константинополе. Папа Лев IX в середине XI века возмущался, что «Константинопольская церковь видела евнухов, а то и женщин на епископском престоле». Таким образом, священники и рядовые католики осуждали не столько то, что Иоанна была женщиной, сколько её грехопадение и прелюбодеяние.

Сам же факт существования Иоанны никем не ставился под сомнение. Например, Ян Гус, обличая папскую власть на Констанцском соборе в 1414 году, в качестве одного из аргументов привёл историю папессы Иоанны: «Без главы и без руководителя была церковь, когда в течение двух лет и пяти месяцев папствовала женщина… Церковь должна быть безупречна и незапятнана, но можно ли считать безупречным и незапятнанным папу Иоанна, оказавшегося женщиной, которая публично родила ребёнка». Никто из десятков кардиналов и епископов, а также сотен богословов, присутствовавших при этом диспуте, не возразил против такого довода.


Портрет Мартина Полонуса. Источник: wikipedia.org

Споры вокруг существования папессы вспыхнули только во времена Реформации, когда первые протестантские проповедники стали изображать Иоанну в образе вавилонской блудницы и доказывать, что её правлением прервалась непрерывная череда отцов церкви, то есть нарушилась преемственность католических Понтификов от святого Петра. Не найдя контраргументов, католические богословы просто начали уничтожать память об Иоанне. В собрании средневековых рукописей в Майнце есть список «Хроники» Мартина Полонуса, датированный XVI веком, в котором вместо папессы Иоанны в том же временном промежутке фигурирует какой-то Папа-мужчина по имени Иоанн. Правда, на поле рукописи неизвестным поборником правды оставлена пометка на латыни «Папа был женщиной».

В 1601 году Папа Климент VIII специальной папской буллой постановил считать папессу Иоанну выдумкой. Примерно в то же время бюст Иоанны, в течение нескольких веков спокойно занимавший своё место в галерее портретов Понтификов в кафедральном соборе Сиены, был «переделан» в портрет Папы Захария. Впоследствии всякие упоминания о папессе считались Ватиканом оскорблением чувств верующих. Французский писатель и антиклерикал Лео Таксиль в XIX веке ехидничал: «Главный аргумент христианских писателей, настойчиво отрицавших существование папессы Иоанны, основан на том, что бог никогда не допустил бы такого вопиющего позора и потому престол святого Петра, учрежденный самим Иисусом, не могла занимать распутная девка. Довод, конечно, солидный».


Ян Гус на Констанцском соборе. (Картина Карла Фридриха Лессинга). Источник: wikipedia.org

Большинство современных ученых считают, что история папессы Иоанны — всё-таки легенда. Их основным аргументом является то, что в официальной хронологии Пап отсутствует временной зазор между правлениями Льва IV, умершего в 855 году, и Бенедикта III, взошедшего на престол в том же году. Историки-скептики пытаются найти «прототипы» папессы. С этой целью перебраны уже все Папы, носившие имя Иоанн и правившие в VIII-XI веках. Больше всего подходит на эту роль Иоанн VIII, у которого современники отмечали некие «женственные слабости».

У сторонников существования папессы есть контрдоводы. Они утверждают, что правлению Бенедикта III предшествовала некая смута, не единожды упомянутая в хрониках. Не связана ли она с правлением Иоанны? В карьере умной девочки из Майнца нет ничего невозможного, считают многие исследователи истории церкви. Средневековая женщина легко могла выдать себя за монаха. Широкая ряса с капюшоном и длинными рукавами скрывала особенности фигуры, слишком тонкие шею и руки. Если женщина обладала низким голосом, то обман был трудно раскрываем. Частые и строгие посты меняли физиологические циклы женского организма: у монахинь в монастырях с самым строгим уставом часто прекращались месячные. «Сторонники» папессы отвечают и на вопрос: «Почему внезапные роды стали неожиданностью и для самой Иоанны». Несмотря на свою учёность, она вряд ли была в курсе строения собственного организма. В средневековье половая жизнь и её последствия обсуждались разве что в узких женских кругах, в которые Иоанна, естественно, с детских лет, не была вхожа. Найти ответ на вопрос, что происходит с ней в последние месяцы жизни, в книгах она не могла.


Папесса Иоанна в образе Вавилонской блудницы. Гравюра Лукаса Кранаха Старшего из Лютеранской Библии. 1534

Римские первосвященники, пользовавшиеся верховным авторитетом во всем христианском мире в первой половине средневековья, а впоследствии безраздельно правившие Западной церковью вплоть до Реформации, сами нередко оказывались далеки от святости. Поэтому люди легковерные готовы были принять за чистую монету любую, даже самую скандальную историю о Римских папах.

Мощные землетрясения сотрясали Южную Италию. Ходили слухи о кровавых дождях, пролившихся над Францией, а зловоние от полчищ саранчи, пролетавшей над Вечным городом и замертво падавшей в море, так отравило воздух, что гибли люди и животные. Во всем этом виделось нечто еще более зловещее и неотвратимое — Европу охватило массовое беспокойство. Может быть, Карл Великий, вступивший на императорский престол лишь полвека назад, и был тем могущественным правителем, чье царствование должно предшествовать концу света? А вдруг Мухаммед являлся предтечей со страхом ожидаемого Антихриста? Шел 857 год, и обеспокоенные жители Рима стали искать поддержки у Папы Иоанна VIII, которого они успели полюбить за два года его пребывания на римской кафедре. Однажды множество людей вышли приветствовать папу, шествовавшего во главе процессии, направлявшейся из собора Св. Петра к папской резиденции в Латеранском дворце. Когда участники процессии вошли в узкий проход между Колизеем и церковью Св. Климента, святой отец споткнулся и упал. И тут же на глазах перепуганных зрителей Папа Иоанн вдруг превратился в роженицу. Но едва ребенок появился на свет, как благочестивые богомольцы мгновенно обратились в разъяренную толпу. Несчастную женщину и ее младенца схватили, выволокли за городские ворота и забили камнями до смерти. Вот такую историю рассказывали по крайней мере с конца XIII века, и вера в нее сохранялась еще на протяжении многих столетий.

Все ради любви

В начале IX века, примерно в 818 году, в семье английских миссионеров в городе Майнце на Рейне родилась дочь. Назвали ее Джоан. В возрасте 12 лет она влюбилась в монаха и убежала из родительского дома. Переодевшись в мужское платье, она поступила послушником в монастырь, чтобы не расставаться с любимым. Вскоре обман раскрылся, но влюбленные под видом паломников бежали через всю Европу на юг и сумели скрыться от церковного наказания. В Афинах спутник Джоан исчез, а она отправилась в Рим. По-прежнему выдавая себя за мужчину, она стала нотариусом или, по другой версии, учителем и приобрела широкую известность. Студентов восхищало ее красноречие, философы уважали за мудрость, кардиналы отмечали недюжинные богословские познания, а папские придворные любили за щедрость. Когда папа Лев IV умер в 855 году, Джоан была единогласно избрана его преемником и взошла на папский престол под именем Иоанна VIII. Джоан/Иоанн сумела сохранить тайну своего пола от всех, кроме одного-единственного человека — одинокая страстная женщина взяла в любовники своего камердинера и вскоре забеременела. Сразу же после уже описанного публичного разоблачения на папский престол был спешно возведен Бенедикт III. Историки церкви впоследствии сдвинули дату его интронизации на 855 год, чтобы уничтожить всякие упоминания о понтификате Иоанны. Когда же через 15 лет, в 872 году, папой становится другой Иоанн, ему присваивают имя Иоанна VIII, а не Иоанна IX.История папессы Иоанны, скорее всего, возникла в X веке, который ознаменовался небывало частой сменой римских епископов — за сто лет на престоле побывали 23 папы, некоторые всего по нескольку месяцев. Самое раннее упоминание о папессе историки отыскали в труде французского монаха-доминиканца Стефана Бурбонского «Семь даров Святого Духа» (XIII век). История, рассказанная Стефаном, была включена в «Хронику пап и императоров», очень популярную в свое время книгу другого доминиканца, Мартина из Троппау. Те, кто верит в историю папессы Иоанны, приводят в качестве доказательства статую женщины с младенцем, установленную на узкой улочке между Колизеем и церковью Св. Климента, где в 857 году папская процессия была прервана столь драматическим образом. Последующие процессии никогда больше не проходили по этой улице из-за позора, навлеченного Иоанной на папское достоинство. Может быть, наиболее причудливым доказательством, подтверждающим историю папессы Иоанны, является мраморное кресло с отверстием в сиденье, находящееся в церкви Св. Иоанна Лате-ранского. С конца XI вплоть до XVI века считалось, что, прежде чем приступить к своим обязанностям, каждый новый папа должен был усаживаться на это кресло, чтобы медики могли проверить пол кандидата.

Опровержение ученых

История женщины в роли папы была воспринята столь серьезно, что на Констанцском соборе 1415 года на нее ссылались в ходе дебатов о полномочиях папы. Высокообразованный ученый Папа Пий II (1458-1464) попытался опровергнуть легенду, но, по-видимому, безуспешно. На протяжении XVI и XVII веков протестантские писатели ухватились за историю папессы Иоанны как за очередное и весьма действенное оружие в своих нападках на папство. Любопытно, однако, что именно писатель-кальвинист Дэвид Блондел первым предпринял серьезную попытку разоблачить эту чрезвычайно живучую историю. Современные ученые отрицают возможность реального существования папессы Иоанны. По их мнению, это не действительное историческое событие, а скорее печальное наследие средневекового папства. В те смутные времена римские епископы славились чем угодно, только не святостью, поэтому самая ужасная или необычайная история о них могла сойти за правду. Что же касается мраморного кресла, то, по всей видимости, это «сувенир», оставшийся от Древнего Рима, обычный стульчак для ночного горшка из какой-нибудь городской бани.


При коронации будущего Папы Римского процессия движется строго по определенному маршруту, неизменному с давних времен. По что удивительно, если посмотреть на него, то можно заметить, что он мог быть намного короче: процессия сознательно огибает одну небольшую римскую улицу, делая при этом крюк. Впрочем, так и было вплоть до Х века. А вот события, развернувшиеся на этой маленькой улочке, около 857 года заставили католическое духовенство вычеркнуть ее навсегда из проложенного пути.

Что же произошло в те далекие времена?



Папа Агнесса родила во время деловой поездки


Обратимся к «Хронике пап и императоров», автором которой был папский капеллан Мартин Поляк. События переносят нас в городок Майнце, что в Германии, в 830 год. В семье торговца из Англии произошло радостное событие: родилась дочь, которую нарекли Агнессой.

Девочка с самого раннего детства поражала всех окружающих невероятными способностями и грамотностью. Со временем Агнесса превратилась в образованную девушку, говорящую на нескольких языках. Но рассчитывать занять какое-то значимое место в обществе она не могла, место женщины в то время было «кюхен, кирхе и киндер».


Папа Иоанн VIII

Поэтому, став взрослой, она решается на отважный шаг: покидает Германию и перебирается в Рим, переодевшись в юношу! Теологически грамотный юноша, блестяще владеющий словом, быстро привлек к себе внимание. И Агнесса, но уже в мужском облике, достигает в вечном городе невероятных высот, приблизившись к папскому престолу. В 855 году ее избирают Папой Римским, причем все кардиналы за ее кандидатуру проголосовали единогласно. С тех пор ее имя стало Иоанн VIII.


Время правления папессы было мирным, разумным и справедливым, как отмечают исторические хроники. Возглавляла она католическую церковь около двух лет. Может быть, при более долгом сроке правления, церковь изменилась бы до неузнаваемости. Но вмешался случай!

Агнесса была беременна. И обман при трагических обстоятельствах был раскрыт. Выдвигается несколько версий, почему так случилось: что заставило ее пойти на рождение ребенка. Некоторые говорят, что она вынуждена была вступить в близкую связь с капелланом, который грозился во всеуслышании рассказать об истинной половой принадлежности Папы Римского, другие - что это был долгожданный ребенок, плод любви. А Боккаччо, итальянский писатель, утверждал, что отец ребенка - сам дьявол.


Папа Агнесса изображена Вавилонской блудницей

Но как бы то ни было, в один из очень жарких дней во время крестного хода, совершаемом Агнессой, ей стало плохо. Начались преждевременные роды, и папесса в страшных мучениях умерла. Что произошло с ребенком точно неизвестно, только предположения. Одни версии сходятся на том, что он родился мертвым, а есть и те, кто пишут, что он был сразу доставлен в приют, а потом достиг видного положения среди духовных чинов.

На месте смерти Агнессы была воздвигнута статуя или часовня, никто толком сказать не может. Но Папы Римские с тех пор на эту улицу ни ногой. Ведь в то время (да и сейчас) женщина не может занять ни одну церковную должность, да что говорить об этом, если священникам запрещен даже брак! А тут такое: женщины избрали на должность Папы Римский. Все устои церкви были подорваны.

История о папессе обросла легендами и полна неразрешенных вопросов. Самый главный: а была ли она, существовала ли такая женщина в реальности?


В списках пап ее нет. Хотя в главном соборе итальянской Сиены (дата строительство 1400 год), по записям очевидцев, были выставлены бюсты всех пап, и среди них и Иоанны. Но на основании приказа Климента VIII его разрушили через двести лет. В Средние века в существование этой женщины верило даже католическое духовенство. А вот сейчас мнение церкви безапелляционное. Никакого папессы не было, это фальсификация фактов и легенда служит для того, чтобы испортить репутацию служителей церкви.


Одно точно, если эта женщина существовала, то она была бесстрашна и храбра. Бросить вызов всему церковному двору и устоям, на такое решится не каждый мужчина. С блестящим актерским талантом, ведь ввести в заблуждение огромное количество людей под силу только истинному актеру.


Вокруг имени Иоанны столько вопросов, что до сих пор не под силу разобраться даже просветленным умам человечества.

Кто она? О биографических данных и говорить не приходиться. Историки предполагают, что она могла быть родом из Греции, другие называют ее отцом миссионера из Англии. Когда она правила? Есть исторические свидетельствования ее руководства церковью в IX веке, хотя находятся и утверждающие что это произошло в XI. Длительность правления не установлена.

Что с ней произошло? По одной из версий она выжила, но потом кардиналы убили ее или заперли в тюрьме, где она находилась до конца своих дней. Ответов однозначных нет.


И еще один любопытнейший факт, имеющий отношение к этой истории. Говорят, что после того как женщина побывала на папском престоле, кандидат на эту должность проходит необычный экзамен. Будущий папа должен раздеться и сесть на стул (с отверстием посередине), а специальный служитель залезает под стул и объявляет всем, что Папа действительно папа. Считается, этот стул можно найти в запасниках Лувра, куда его привез Наполеон.

Существует несколько версий легенды, созданных в разные века. В некоторых из них даже не указывается имя женщины, ставшей папой. Единственное, что чаще всего совпадает в различных вариантах, это то, что папесса была разоблачена после рождения ею ребенка. Любопытно, что самая распространенная версия была создана в самом Ватикане. Папский капеллан и пенитенциарий (исповедник) Мартин Поляк, живший в середине XIII века, написал «Хронику пап и императоров», в которую поместил пространный рассказ и об папессе Иоанне. «Хроника» имела широкое распространение, в большинстве её вариантов (в самых древних — во всех) существует описание судьбы папессы, различающееся только концовкой.

В обобщенном виде судьба этой удивительной женщины выглядит так. В середине IX века в Афинах появилось двое молодых людей, старательно занимавшихся теологией и философией. Они вели праведный образ жизни, и все время посвящали только учебе и молитвам. Один из них, наиболее преуспевающий в учебе, был женщиной, но об этом не знал никто, кроме её друга. После окончания учебы их пути разошлись. Переодетая мужчиной женщина отправилась в Рим, где вскоре стала преподавать теологию и другие науки и прославилась ученостью, эрудицией и праведностью жизни. После смерти в 855 году папы Льва IV эта женщина под именем Иоанна из Майнца была избрана папой и занимала святой престол 2 года, 5 месяцев и 3 дня. Возможно, она бы руководила церковью и дальше, но, забеременев от одного из своих приближенных, она родила ребенка прямо во время шествия к Латерану от собора святого Петра. Во время родов она умерла и была похоронена на том месте, где все это произошло. Впоследствии римляне на месте её смерти поставили часовню в память о папессе, славившийся мудростью и добротой. После этого папы стали избегать этой дороги. С того времени при проведении процессий с участием пап выбирают такой путь, чтобы не пересечь место смерти легендарной папессы.

В нескольких вариантах «Хроники» Мартина Поляка судьба папессы описывается менее трагично. После рождения сына она была низложена и отбывала епитимью в одном из монастырей, где продолжала пользоваться большим почетом. Её сын, унаследовав от матери религиозность и тягу к знаниям, со временем стал епископом. После смерти от старости Иоанна была похоронена сыном, но место нахождения могилы осталось неизвестным или было специально утаено.

Сюжет жизни и смерти папессы оказался столь интригующим, что его стали широко использовать и светские, и религиозные писатели. Появились новые подробности жизни легендарной женщины. Оказалось, что в девичестве папессу звали Агнессой или Гильбертой. Её отец был миссионером, отправившимся из Англии, чтобы обращать в христианство языческие племена германцев. В Майнце он и прижил девочку, чья мать вскоре умерла. Девочка сопровождала отца в миссионерских поездках. Её с детства отличала прекрасная память и красноречие, она могла наизусть цитировать большие фрагменты Библии, а её проповеди перед простыми людьми, хоть и были в чем-то по-детски наивными, пользовались большой популярностью. Когда девочка начала превращаться в девушку, она стала носить мужскую одежду, чтобы не подвергаться домогательствам мужчин. После смерти отца она так и продолжила играть роль юноши, изучающего теологию. Дальнейшее описание её судьбы у различных авторов примерно совпадает с классическим вариантом Мартина Поляка.

В последующем судьба папессы вызывала интерес и у серьезных писателей. Не избежал этой темы и А. С. Пушкин, который за два года до трагической гибели написал черновой сюжет к трехактной пьесе «Папесса Иоанна». Поэт предполагал изобразить Иоанну дочерью простого ремесленника, которая убегает из дома, чтобы учиться в университете. Затем она защищает диссертацию и становится доктором теологии, а впоследствии и настоятелем монастыря. Судьба приводит её в Рим, где она становится кардиналом, а затем и папой. В последний акт пьесы Пушкин собирался ввести испанского посланника, прибывшего в Ватикан и оказавшегося старым товарищем папессы по учёбе в университете. Естественно, что дальше должна была последовать любовная история, а затем смерть Иоанны во время родов, как и в старинной легенде. Роковая дуэль помешала Пушкину воплотить этот любопытный замысел.

Существовала ли на самом деле папесса Иоанна, не так уж теперь и важно. Эта легенда уже давно живет своей собственной жизнью.