Главная · Запах изо рта · Науки об истории и что они обозначают. История

Науки об истории и что они обозначают. История

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек -- существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография -- отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу -- а не людям -- при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”. 1. Что такое история? История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни). Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь".

История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности. Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно. История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему.

По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека". Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третийсмысл понятия "история".

Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины. Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний.

В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой. Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д.

В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины. В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции

история научный знание

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматривать историю как науку в развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю.

Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах". Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.). Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д. История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук.

Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории. Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д.

Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний. Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными. Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины.

Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего. По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны. В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

3. Периодизация мировой истории

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств. Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век". Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени.

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

1. Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

2. Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

3. Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

4. Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию). Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство. Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный). Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории.

Теория -- логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику.

Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы -- варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее. Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории - мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Список использованной литературы

2. Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

5. Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.

7. Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

8. Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

9. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

10. Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину , означавшему «расследование , узнавание , установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов . В Древнеримской историографии (историография в современном значении - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре , считаются обычно частью культурного наследия , а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины .

Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία , historia ), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor- , где корень weid- , «знать, видеть» . В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать» .

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история . Для Бэкона история - «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука - плод размышлений, а поэзия - плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story ). Особый термин история (history ) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical , historic ) - в XVII в. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история» .

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам Бенедетто Кроче , «Вся история - современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа . В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники , например, археологические . Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные промежутки, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам , другими - к общественным , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками . Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства .

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод , и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

  • формационный (К. Маркс , Ф.Энгельс , В. И. Ленин , И. М. Дьяконов и др.)
  • цивилизационный (Н. Я. Данилевский , О.Шпенглер , А.Тойнби , Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов , Д. М. Бондаренко , И. В. Следзевский , С. А. Нефёдов , Г. В. Алексушин и др.)
  • мир-системный (А. Г. Франк , И.Валлерстайн , С.Амин , Дж. Арриги , М. А. Чешков , А. И. Фурсов , А. В. Коротаев , К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.)
  • Школа «Анналов» : М. Блок , Л. Февр , Ф. Бродель , А. Я. Гуревич .
  • Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью - коммунизм.)

Методы истории

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом , и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия .

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае . Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145-90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке , Тревельяна , Броделя , Блока , Февра , Фогеля . Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер . Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством . Не менее спорный автор Эрнст Нольте , следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера , ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса . Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест , предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма . Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии. В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов.

Постижение закономерностей исторических процессов

Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций , культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель , Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов» , в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса , Фернана Броделя , Эммануэля Ле Руа Ладюри . В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США - новой экономической историей, или клиометрией . Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.

В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна . Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».

В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна . Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.

В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени , дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство.

Исторические периоды

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей . Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью .

История (исторический период ) в классическом понимании начинается с появлением письменности . Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом . В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

  • Первобытное общество : на Ближнем Востоке - до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта);
  • Древний мир : в Европе - до 476 года н. э. (падение Римской империи);
  • Средние века : 476 год - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий);
  • Новое время : конец XV в. - 1918 год (окончание Первой мировой войны);
  • Новейшее время : 1918 год - наши дни.

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком , после чего начинается единый период современной истории .

Исторические дисциплины

  • Археография - теория и практика издания письменных источников.
  • Археология - изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.
  • Архивоведение - изучение вопросов комплектования архивов , а также хранения и использования архивных документов .
  • Архонтология - изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.
  • Бонистика - изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.
  • Вексиллология (флаговедение) - изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.
  • Генеалогия - изучение родственных взаимосвязей людей.
  • Генетическая генеалогия - изучение родственных взаимосвязей людей путем использования методов генетики .
  • Геральдика (гербоведение) - изучение гербов , а также традиция и практика их использования.
  • Дипломатика - изучение исторических актов (юридических документов).
  • Документоведение - комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.
  • Историография - изучение истории и методологии исторического познания, а также изучение взглядов и работ различных историков.
  • Историческая география - наука на стыке истории и географии .
  • Историческая демография - наука о демографической истории человечества.
  • Историческая метрология - изучение употреблявшихся в прошлом мер - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии.
  • - изучение .
  • Методология истории - изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ .
  • Нумизматика - изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам .
  • Палеография - изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.
  • Папирология - изучение текстов на папирусах , находимых преимущественно в Египте .
  • Сфрагистика - изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.
  • Фалеристика - изучение наградных знаков отличия.
  • Хронология - изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени .
  • Эортология - изучение церковных праздников.
  • Эпиграфика - изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

Дисциплины, связанные с историей

  • Антропология - изучение человека и его взаимодействия с миром.
  • Гендерная история - история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации.
  • Социокультурная антропология - наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.
  • Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.
  • Краеведение - изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.
  • Психоистория - изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом.
  • Этнология и этнография - изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).

Смежные дисциплины

  • Военная история - наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки .
  • Историческая психология - наука на стыке истории и психологии .
  • История культуры - наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.
  • История науки - история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.
  • История государства и права - изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды.
  • История политических и правовых учений - изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.
  • История религии - изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.
  • История экономики - изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.

Примечания

  1. Profesor Richard J. Evans The Two Faces of E.H. Carr (англ.) . Архивировано
  2. Professor Alun Munslow What History Is (англ.) . History in Focus, Issue 2: What is History? . University of London (2001). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 10 ноября 2008.
  3. Introduction // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 6. - ISBN 0-8147-8141-1
  4. Nash Gary B. The "Convergence" Paradigm in Studying Early American History in Schools // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 102–115. - ISBN 0-8147-8141-1
  5. Seixas Peter Schweigen! die Kinder! // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 24. - ISBN 0-8147-8141-1
  6. Lowenthal David Dilemmas and Delights of Learning History // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 63. - ISBN 0-8147-8141-1
  7. Joseph, Brian (Ed.) & Janda, Richard (Ed.) (2008), «The Handbook of Historical Linguistics» , Blackwell Publishing (published 30 December 2004), с. 163, ISBN 978-1405127479
  8. Мюллер М . О силе корней // Наука о языке. Филологические записки , Воронеж, 1866.
  9. Online Etymology Dictionary, http://www.etymonline.com/index.php?search=history&searchmode=none
  10. Ferrater-Mora, José. Diccionario de Filosofia . Barcelona: Editorial Ariel, 1994.
  11. Whitney, W. D. . New York: The Century Co, 1889.
  12. Whitney, W. D. (1889). The Century dictionary; an encyclopedic lexicon of the English language . New York: The Century Co. Page .
  13. WordNet Search - 3.0 , «History».
  14. Michael C. Lemon (1995).The Discipline of History and the History of Thought. Routledge. Page 201. ISBN 0-415-12346-1
  15. Scott Gordon and James Gordon Irving, The History and Philosophy of Social Science . Routledge 1991. Page 1. ISBN 0-415-05682-9
  16. Ritter, H. (1986). Dictionary of concepts in history. Reference sources for the social sciences and humanities, no. 3. Westport, Conn: Greenwood Press. Page 416.
  17. Graham, Gordon Chapter 1 // The Shape of the Past. - Oxford University, 1997.
  18. Elizabeth Harris, In Defense of the Liberal-Arts Approach to Technical Writing. College English, Vol. 44, No. 6 (Oct., 1982), pp. 628-636

Титульный лист

Введение…………………………………………………………………….....3

    Что такое история?.....................................................................................5

    Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

  1. Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматривать историю как наукув развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах".

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

3. Периодизация мировой истории.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век".

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

    Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

    Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

    Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

    Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Список использованной литературы:

    Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

    Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

    Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

    Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.

    Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

    Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

    Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

    Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

    как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает:-всеобщую историю ; (всемирную)- ...

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Индивидуальное, то как вообще возможна история как наука ? Именно «понятие культуры делает возможной историю как науку» , – отвечает... Г. Риккерт. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях...

  2. Становление палеографии как науки

    Реферат >> История

    Назначение вспомогательных исторических дисциплин – обслуживать историю как науку , помогать ей в решении главное задачи... кирилловскому письму. История становления палеографии как самостоятельной науки История становления палеографии как науки началась еще в...

  3. История развития статистики как науки

    Реферат >> Маркетинг

    ...) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку . В истории развития статистики большое значение имеют...

Historia est magistra vitae - «История - наставница жизни» .

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

Задача историка, как и любого другого ученого, - поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

Методы истории

Основы исторического метода

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

  1. Когда исторический источник был написан?
  2. Где он был создан?
  3. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
  4. Какова была оригинальная форма источника?
  5. Насколько источник заслуживает доверия?

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке , Тревельяна , Броделя , Блока , Февра , Фогеля . Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер . Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством . Не менее спорный автор Эрнст Нольте , следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера , ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса . Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест , предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма . Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии . В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов.

Сущность, формы и функции исторического знания и познания.
Методы изучения истории.

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание , т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии .

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа – исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

К специально-историческим методам относятся:

условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы , т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

методы текстологии . Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.

— историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

— Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Понятие «историческая теория » до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки .

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня .

1) реконструктивное знание — фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, — формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание — знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами — является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание — знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур — объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования . Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

— потребность формирования социального самосознания,

— удовлетворение потребности в социальном воспитании,

— потребности в политической деятельности и самой политики,

— потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В российской историографии сложилась понимание методологии как

— описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического исследования,

— выяснение цели изучения,

— постановки проблем и задач,

— раскрытие источников поставленных задач,

— историографическое обоснование задач исследования,

— описание инструментария (методов, процедур установления знания),

— описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории» .

Понятие исторического источника, их классификация.

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации) .

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов .

В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников .

— вещественные

— письменные,

— изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

— фонические.

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

Так, источники периода феодализма можно разделить на

1) Публично-правовые акты:

А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

Б) договорно-законодательнеого вида — жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

В) судебно-процессуального вида – с XV в.

2) Частные акты:

А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.

Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

Quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat?
Deinde ne quid veri non audeat?

Кто не знает, что первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи?
А затем - не бояться какой бы то ни было правды?

Цицерон, «Об ораторе», II, 15, 62:

1. Определение истории как науки

История – наука, занимающаяся изучением законов и закономерностей развития (=изменения) человеческого общества путем изучения важнейших исторических процессов (прежде всего в сфере развития государственности), на основе анализа событийной истории, социального устройства, хозяйственных отношений и культуры .


Важнейшими объектами изучения истории являются общество и человек (социум и индивидуум). Первое относится ко второму как общее к частному. Человек социален и не может рассматриваться в отрыве от общества.


История изучает те исторические процессы, которые в настоящее время завершились. Поэтому особенно важно подчеркнуть отличие истории от политологии и социологии, которые занимаются изучением процессов в развитии общества, которые еще не закончились.


История с своего зарождения возникает как средство познания человека и общества, как средство познания, сохранения и передачи социального опыта человечества. Основная цель научной деятельности историков остается традиционной – расширение наших знаний об истории и передача социального опыта (Деопик Д.В.).


Становление историка требует усвоения теории познания, овладение методами познания и приемами исторической интерпретации полученных данных. В этом собственно и заключается «ремесло историка».


История – это наука, наука точная, ее основная задача является установление истины. Истории присущи важнейшие атрибуты науки – законы, методы, методология. Для того, чтобы стать историком недостаточно только наличия профессиональных знаний (владения «ремеслом»), но необходимо и обладание мировоззрением.


1. Установление истины осуществляется путем выявления и формулирования научных законов и происходит это благодаря использованию методов исследования, основанных на научной методологии. Отсюда и задачи науки – обнаружение, формулирование и обоснование законов. Путь развития исторической науки – увеличение числа законов и качества их обоснования, что соответственно требует совершенствования научной методологии. Историк – это специалист, знающий исторические законы и методологию, способный использовать их в самостоятельных исследованиях.


Познание исторического процесса и формулирование законов предполагает выявление основных закономерностей, которые отражают внутреннюю взаимосвязь и соотношение между различными проявлениями исторического процесса, определяют их суть и смысл.


2. Методы исторических исследований. Источниковедческие, текстологические, сопоставительные. Точные методы – количественный анализ.


3. Методология. В советское время – марксистко-ленинская методология исторической науки. Сейчас часто вспоминают методологию XIX в. – позитивизм и методологию XX в. постпозитивизм.


4. Мировоззрение современного историка гуманистично и основывается на общечеловеческих ценностях. Давно замечено, что совершенствование профессионального мастерства в любой специальности это еще и совершенствование человеческих качеств.


Исторические процессы в совокупности составляют всемирно исторический (общеисторический) процесс.


Наиболее общим историческим законом является закон единства всемирноисторического процесса . О других законах будет сказано в следующей лекции. Именно представление об исторических законах позволяет делать научные обобщения, которые позволяют решать важнейшую задачу работы историка - накапливать и передавать социальный опыт.


Если без профессиональных знаний и навыков точного профессионального мышления человек остается носителем обывательского мышления, то без отрефлексированного мировоззрения историк легко становится идеологом. Это Сцилла и Харибда, которые удается миновать далеко не всем историкам. То, что отличает историю от идеологии, это задачи и, соответственно, пути их достижения. Под идеологией мы понимаем систему идей, которые предлагаются властью для более эффективного управления обществом в конкретный исторический момент.
У идеологии другие задачи и иной категориальный аппарат.


Признаком наличия вируса идеологии в историческом тексте, как правило, является эмоционально окрашенное оценочное (негативное - о чужих, позитивное - своих) суждение историка действий или фигуры исторического деятеля, прежде всего носителя высшей власти. Историку нет необходимости делать это, его задача иная. Так как эти персоны являются объектом его изучения, через деяния которых он устанавливает объективные процессы, происходящие в изучаемом социуме. В современной литературе так проявляются рудименты марксистского подхода.


Сейчас уже не у кого не вызывает сомнение, что историческая наука находится на грани с «идеологией», но историческая наука это не идеология. Четкое разделение науки и идеологии предопределяется мировоззрением историка и в свою очередь предопределяет профессионализм историка. Историк выявляет общие причины, идеолог оправдывает частные следствия. Недопонимание этого было вызвано сокращением рефлексии в этом направлении и предопределило кризис исторической науки в России в конце ХХ в. В начале ХХI в. стало появляться достаточно много литературы на эту тему, что свидетельствует о возрождении рефлексии и выходе из кризиса.

История как общественная наука

Все науки ставят своей задачей познание окружающего нас мира. Но чем история как общественная наука отличается от наук естественных. Естественные науки (физика, химия, биология и др.) ставят своей задачей изучение законов окружающей природы, а общественные – общества, а история – даже общества в прошлом.


Природа – неодушевленна, общество – совокупность огромного числа одушевленных, обладающих разумом, объектов. «... Человеческие действия, точно так же, как и всякое другое природное явление, определяются всеобщими законами природы» писал И. Кант в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (Кант И. Сочинения: на немецком и русском языках. Т.1. М., 1994)


Выделим три основных отличая:
1. Законы в общественных науках носят более вероятностный предположительных характер, чем законы естественных наук.
Отсюда, одна из особенностей исторической науки заключается в том, что историкам значительно реже удается сформулировать закон. Результат исследования чаще всего формулируется в виде гипотезы. Это вызвано невозможностью проведения прямого эксперимента (увидеть своими глазами) и опосредованностью восприятия действительности источником. Поэтому исторические законы особенно сложно формулировать и обосновывать. Следовательно, в исторической науке особенно важное значение имеет фиксация закономерностей.


2. первичная фиксация «факта» осуществляется не самим исследователем, а летописцем прошлого – оно опосредовано письменным текстом, составленным в прошлом.


3. неодушевленная природа не оказывает такого обратного воздействия на ученого, какое оказывает на него общество. Отсюда важность отделения задач идеологических от собственно исторических.


Изучение исторического процесса происходит и путем логических рассуждений (качественный анализ) и путем анализа массового материала (количественный анализ: от очевидных – экономических показателей, до неочевидных – идей).


Основная цель изучения истории: строго научная – а) аналитическая, т.е. установление законов и объяснение закономерностей в той или иной сфере существования человеческого общества с помощью методов исторического исследования, а также б) синтетическая, т.е. изложение истории социального опыта данного сообщества как части всего человечества.


Из прошлого пришли и сохранили свое значение еще две цели: ознакомительная – рассказ о событиях и явлениях, которые имели место в прошлом; назидательная – наиболее древняя, извлечение исторических уроков.

2. Основные составляющие в освоении и изучении истории

Событийная история

Изучение событийной истории начинается со знакомством с уже имеющейся периодизацией, а заканчивается уточнением старой или установлением новой. Периодизация может быть нескольких уровней, от самой общей до частной. Границы периода маркируются завершением одних и началом других исторических процессов, либо переход процесса в одной и той же сфере на качественно новый уровень.


Исходными понятиями, которыми пользуется историк, являются 1. факт, 2. событие, 3. процесс.
1. Исторический факт – это одно действие, локализованное в историческом пространстве и историческом времени.


Исторический факт формулируется как простое высказывание и включает: 1. Обстоятельство времени (когда), 2. обстоятельство места (когда), 3. подлежащее-объект (кто), 4. сказуемое-действие (что сделал), 5. дополнение-субъект (по отношению к кому). Только при наличии этих пяти компонентов историческое сведение может считаться фактом. При отсутствии одного или более компонентов историк путем аналитических процедур пытается их установить. Это одна из важнейших (но не единственная и не главная) сторон исторического исследования.


Установление исторического факта, в частности, это конкретизация простого суждения путем указания точного времени и места в пространстве. Например, Великая отечественная война (это субъект) началась (предикат) 22 июля 1941 г. (это указание времени) на западных граница СССР (это указание места в пространстве). Такое суждение мы можем считать истинным. Отсюда, установление точного времени и места в пространстве – первая задача историка. И происходит это, как и в естественных науках, на основании эксперимента.


Исторический эксперимент – это анализ исторического источника, проводимый с помощью методов исторического исследования, направленный на извлечение исторических фактов, которые содержатся в нем в явном (в виде высказываний) и скрытом (не сформулированном в виде высказываний) виде. Как и в любой науке, такой факт должен быть подвергнут проверке на истинность. «Забота о фактах в истории – это забота о доказательности».


Исследование начинается с выявления исторических фактов, но этим не ограничивается. Это первый шаг.


2. Несколько исторических фактов, т.е. действий произошедших примерно в одно время и в одном месте, составляют историческое событие. Таким образом, событие включает в себя несколько исторических фактов. Часто случается, что историк за несколькими фактами угадывает событие, и сначала формулирует название этого события, а затем начинает расширять круг фактов, детализируя его.



Чаще всего историки изучают процессы, которые касаются разных сторон возникновения, изменения и исчезновения государственности. В центре изучения – вопросы обретения власти и ее передачи. Внутри одного или нескольких правлений следует отмечать периоды роста или упадка (динамика), стабильности или кризиса (статика).


Кризис может быть вызван внутренними и внешними факторами. Внутренний кризис может проявится в виде кризиса передачи власти, мятежей знати, голодных бунтов земледельцев и др. Внешний кризис может быть вызван нападением извне. Внутренний кризис может породить необходимость проведения преобразований. Успешные преобразования могут осуществляться в начале периода и в середине. Неуспешные преобразования – часто в конце периода.


Повторим, важнейшим результатом изучения исторических процессов является установление периодизации – т.е. выявление основных этапов в развитии данного общества. Знание периодизации позволяет составить цельную картину развертывания исторического процесса во времени, она является опорой при изложении истории и для размышлений историков.


Периодизация всегда бывает нескольких уровней, по убывающей: от установленного научной традицией уровня периода в общей периодизации Всемирной истории, до заданного исследователем уровня в частной периодизации (до дней и даже часов).


Выделенные исторические периоды и отражают этапы развития исторического процесса, соответственно, упомянутая «глубина» периодизации и отражает наше представление об исследуемом историческом процессе. Поэтому с составления периодизации начинается и заканчивается любое историческое исследование.

Принципы периодизации

Как правило, опорным при составлении периодизации любого сообщества являются несколько правлений государей, реже одно правление, если оно длительно.


Нижней границей в нашем курсе лекций принято считать краткое правление (до пяти лет). Мы исходим из допущения, что краткое и особенно сверхкраткое правление является наиболее тонким индикатором кризиса, который собственно и маркирует конец периода.


О каком кризисе идет речь. Поскольку внимание историка при изложении хода исторического процесса прикован к носителям власти и эволюции института власти, то речь и идет о кризисе власти (пусть даже нереализованном в явном виде) как первом симптоме, наиболее раннем проявлением кризиса в обществе.


Признаком острого кризиса является краткое правление от нескольких месяцев до 2-3 лет, т.к. это время наиболее интенсивной борьбы за власть, когда позиции правителя наиболее уязвимы, к 4 году они заметно упрочняются.


В этом отношении заметим, что социальный конфликт является менее надежным проявлением кризиса, поскольку кризисы, которые анализируются историком, не всегда приводят к очевидным экономическим последствиям, а экономические последствия кризисов, если они есть, не всегда приводят к социальному конфликту.


Добавим, что если социальный конфликт и был в истории, то не всегда он отражается в летописи и крайне редко отражается в хроникальных записях. В источниках они чаще всего является проявлением начавшейся борьбы за власть между представителями знати, а не добровольным почином социальных групп производителей.


Важный вывод
Действительно, хотим мы или нет в изложении истории древнего или средневекового общества история измеряется от правителя к правителю. Видимо, и применительно к новой и новейшей историей можно сказать то же самое. Сейчас отсчет истории Англии ведется по премьер-министрам, Америки по президентам, СССР по генсекам и т.д. Эпоха Б.Н.Ельцина и эпоха В.В.Путина в новейшей истории то же существенно отличаются и мы как современники это тонко чувствуем. Иными словами, это наиболее стабильный фактор отсчета исторического времени в обществе, о котором мы узнаем по письменным источникам.


Поэтому при первом рассказе об истории в учебном пособии важнейшим аспектом является изучение института высшей власти. С этой точки зрения в предлагаемом курсе лекций особое внимание уделяется трем важнейшим ее аспектам: обретения власти, сохранения и передачи. Историку нужно помнить, что за власть всегда кто-то борется. Кто – лагерь сторонников носителя верховной власти и группировки претендентов. Они и являются важнейшими составляющими такого рассказа.

Социальная история

Изучается устройство общества – основные социальные группы, которые формируют «верхи» и «низы» общества – кто управляет и кем управляют; кто производит интеллектуальный продукт и кто производит материальный продукт.


Верхи: а) монарх, его семья и их родственники, б) родовая наследственная знать; в) служилая знать; г) чиновничество (служилые, но не знатные по происхождению); д) духовенство (к верхам относится не везде).


Два важных понятия: Аристократия – положение в обществу по родству. Бюрократия – положение в обществе по службе.


Низы: те, кто занимается физическим трудом – сельскохозяйственным, ремесленным, обслуживающим трудом и торговлей.


Те, кто профессионально занимается торговлей часто занимают особое положение и могут тяготеть как в низам, так и к верхам.


Следует принципиально различать такие понятия, как 1) «сословия» – используется при рассмотрение социальной истории с правовой точки зрения (привилегированные – «знать», свободные – «народ», ущемленные в правах – «?», не имеющие прав – «рабы») и 2) «классы» – с точки зрения экономической (индивидуальные владельцы земли разного уровня и происхождения, коллективные владельцы и невладельцы).


Здесь же говорится о системе управления государством. Ключевой вопрос – о власти. Соответственно, в лекциях будет обращено внимание на систему управления.
Характеристика служилых слоев может быть общей и частной.


Общая – характеристика служебных слоев как части всего общества:

  1. Место в социально-статусной иерархии общества; 2. Внутренняя организация; 3. Формальные признаки (система чинов и рангов, форма и т.п.); 4. Принципы комплектования; 5. Сравнение положения гражданских и военных чинов; 6. Владение землей и другим.

Частная – характеристика служебных слоев по внутренним особенностям
1. Организация государственного аппарата; 2. территориальное управление; 3. ранговая система; 4. способ комплектования; 5. правила прохождения службы; 6) формы материального обеспечения (см. С. В. Волков Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке, М., 1999, с. 5-6 , 10).

Экономическая история

Изучается то, в какие экономические отношения вступают представители различных социальных групп. Ключевой вопрос – собственность на основное средство производства – землю. Изучается, кто и на каких условиях имеет право на присвоение прибавочного продукта.
Его формы: налог, отработки.
Кроме этого изучается его перераспределение в обществе: в виде налога, путем торговли и в результате войн (как формы насильственного присвоения материальных благ).

Духовная культура

В сфере всего общества: а. Религиозная – религии и верования, представления о сакральном; б. Светская – наука, виды искусств, мировоззрение и мировосприятие.


На ранних этапах развития человеческого общества сфера религиозной культуры является превалирующей. По мере приближения к современной эпохе, соотношение между ними изменяется – увеличивается значение светской культуры и рациональных знаний (тех, которые требует подтверждение не верой, а экспериментом).


В сфере отдельного индивида: историческая психология. Изучается то, как в сознании отдельного человека, совмещаются особенности светской и религиозной культуры своего времени и то, как это влияло на поступки исторических деятелей. Соответственно, возвращаясь к первому этапу исследования, мы можем углубить понимание событийной истории за счет представления о том, чем были обусловлены поступки участников исторических событий.


Необходимо подчеркнуть, что все четыре компонента являются взаимодополняющими, придают историческому исследованию целостный вид, без одного из них исследование будет неполным и незаконченным. Другой вопрос, что их соотношение может варьироваться в зависимости от поставленной исследовательской задачи. Исследователь должен чувствовать меру в их соотношении и стремиться к целостному изложению своего материала.


Специфика настоящего этапа развития исторической науки, по сравнению с предыдущим, заключается в необходимости большей специализации историков. Анализ социальной, экономической и культурной истории сейчас более, чем раньше требует специальных знаний и специальной подготовки. Сейчас, когда намечается выход из мировоззренческого кризиса, которое переживали многие историки 90-х гг., становится очевидным важность равномерного изучения всех четырех компонентов.


Но основным, на наш взгляд, в исторических востоковедных штудиях все еще остается восстановление событийной истории.