Главная · Запах изо рта · Фотография иконы ангел хранитель благое молчание. «благое молчание

Фотография иконы ангел хранитель благое молчание. «благое молчание

Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)


Спас "Благое молчание". Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ)

[Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода.

Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова] // Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н . П . Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LСI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, № 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79.

Н. В. Пивоварова

Спас Благое Молчание - довольной редкий иконографический образ Христа, на котором Спаситель изображен еще до своего воплощения на Земле, как красивейший молчаливый ангел с белыми крыльями. В нем передана идея того, что Иисус Христос существовал всегда - «был, есть и грядет».

В образе «Спаса Благое Молчание» акцент ставится на слове «был», а «грядет» в большей степени воплощено в иконографическом образе Христа «Спас в силах», который изображает второе пришествие Христа. На «Спасе Благое Молчание» Спаситель изображен с нимбом над головой в виде восьмиконечной звезды и белых одеяниях, символизирующих его чистоту.

В основу этого образа легли слова про Христа из пророчества Исайи: «Он не возопиет и не возвысит голоса Своего, Он истязуем был и не открывал уст Своих». Молчание здесь используется как символ благости и смирения, а также призыв всех христиан к внутреннему диалогу с Богом.

Дни памяти иконы «Спас Благое Молчание», местонахождение иконы и чтимые списки

В православной церкви не установлены особые дни празднования в честь этой иконы.

Местонахождение оригинала иконы и ее чтимые списки

Самая древняя из сохранившихся до наших дней икон относится к концу 13-го века и находится в Македонии в церкви Богородицы Перивлепты. Этот образ является, пожалуй, и самым известным среди икон этого типа. Рядом со Спасителем на нем стоят пророки Аваакум и Иезекииль, которым согласно Священному Писанию, являлся Ангел, несущий свет. Над головой Иисуса Христа изображена мандорла - особое сияние, а в руках он держит крест и свиток с текстом.

Еще одна старинная икона 15-го века, сохранившаяся до наших дней, есть в Сербии в городе Студеница, в церкви Богородицы.

В России образ «Спас Благое молчание» можно найти в Москве в алтарной преграде Успенского кремлевского собора. Он представляет собой старинную фреску, датированную примерно концом 15-го - началом 16 веков.

А также икону «Спас Благое Молчание», написанную в 17-ом веке, можно найти в Ярославле в церкви Илии Пророка.

В чём помогает и о чем молиться перед иконой «Спас Благое Молчание»

Перед этим образом принято молиться о даровании смирения и душевных сил в преодолении любых трудностей или несчастий. Главное, делать это нужно искренне и с открытым сердцем, а не просто наизусть повторять молитвы из раза в раз.

Перед этой иконой также просят об укреплении в православной вере, а также излечении от различных душевных и физических болезней.

«Спас Благое молчание» был очень распространен у монахов, совершающих подвиги молчания и бессловесных молитв. В таких случаях святые подвижники всегда молились Иисусу Христу перед его образом об укреплении их в вере и даровании им терпения в соблюдении аскез.

Этот образ считается покровительствующим верующим, чей труд связан с таможенной службой (таможней).

Молитва перед иконой «Спас Благое Молчание»

Положи, Господи, хранение устом моим, — так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

История и значение иконы «Спас Благое Молчание»

Икона «Спас Благое молчание» или «Ангел Великого Совета» - образ Спасителя, где он изображен в виде юного архангела (вестника), одетого, как правило, в красные или белые одежды с жемчужным поясом, сложенными у груди крест-накрест руками и восьмиконечным нимбом над головой. Как правило, на этом образе Иисуса в нимбе нет изображения креста, а его восемь углов представляют собой два наложенных друг на друга квадрата. Один из них означает божественность Иисуса Христа, а второй - его непостижимость.

Ангел Великого Совета - одно из имен Иисуса Христа, взятое из ветхозаветных текстов. Впервые Он был назван так в посланиях к Колоссонянам и Ефесянам, где говорится об Ангеле Великого Совета, который сделал его (совет) «сокровенным от веков и не явленным иным родам известным и возвестил человечеству тайну домостроительства спасения».

Иконография, изображающая Ангела Великого Совета, берет свое начало еще в Византийской живописи. В его основу легло христологическое толкование пророчества Исаии: «Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах». В этом образе, как никаком другом, передается идея молчаливого тихого смирения Спасителя перед лицом ожидающих Его мучений. Здесь Иисус олицетворяет собой также чистоту, кротость и невинность.

Кроме пророчества Исаии, традиция изображать Христа в виде ангела имеет еще один источник. В частности, речь идет о пасхальных рукописях Григория Богослова, где на одной из композиций представлен ангел с восьмиконечным нимбом над головой, таким же, как на иконе «Спас Благое Молчание».

Иконографический тип Ангел Великого Света окончательно сложился в конце 13-го века. Самый старинный образ, сохранившийся до наших дней, представляет собой фреску в центральном своде нартекса Церкви Богородицы Перивлепты в Македонской Охриде. Он датирован 1295 годом.

В 14-ом веке иконы, изображающие Ангела Великого Совета, потеряли свою популярность. Единственными их примерами, написанными в это время, стали фрески в церкви Успения Богородицы в югославском монастыре Грачаница и в церкви Богородицы Левишки в югославском Призрене.

В поствизантийской иконографии (16-ый век) иконы с изображением «Спаса Благое Молчание» были довольно широко распространены в критской школе. Ее примером является роспись в церкви Всех святых в монастырях святого Варлаама и святого Стефана в Метеорах, а также в церкви Всех Апостолов на Агоре, в Афинах.

В России иконы «Спаса Благое молчание» начали появляться только в 15-ом веке, а свое наибольшее распространение этот образ получил в 18-19 веках. Оно было связано с развитием среды книжников и староверов, которые часто ориентировались на литургическую и святоотеческую традицию.

В начале 18-го века эта икона часто писалась следующим образом - Спаситель стоял в полный рост на белом облаке, которое несли 4 ангела. А в руках их была хартия с надписью: «Аз от Бога изыдох и приидох, и о Себе не приидох, но той Мя посла с надписью: Иисус Христос - великого совета Ангел!»

Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!

Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!

Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!

Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!

Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!

В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!

Дерево, темпера.

4 См.: Каталог собрания древностей А. С. Уварова. М., 1907. Отд. IV–VI. № 28, 57 (ныне ГТГ № 14450). С. 109–111, 122. № 8, 57; Из коллекции академика Н. П. Лихачева: Каталог выставки / Государственный Русский музей. СПб., 1993. Прилож. I. Отд. VI. XVIII–XIX вв. № 68, 88 (ныне ГРМ ПМ 6517). С. 276.

5 Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. С. 57; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения православной Церкви. СПб., 1907. С. 365.

На иконе эта тема получает дальнейшее развитие, вбирая в себя те иконографические новации, которые появлялись в изображениях Спаса Благое Молчание в последующие эпохи (XVII–XIX вв.). Таким новшеством можно назвать появление крыльев и восьмиконечного нимба, являющихся иконографическими атрибутами Святой Софии Премудрости Божией как символа воплощения Логоса, который, как Мессия, может быть назван ангелом, т.е. посланником Божиим ( Ис. 9: 6 ; Мал. 3: 1 ; Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. 4, 4) 6 .

6 Papas A. Liturgische Gewänder // Reallexikon zur Byzantinischen Kunst. Begründet von K. Wessel und M. Restle. Stuttgart, 1993. Bd. 5. Bd. 5. S. 743–746.

Иконографическая традиция изображения Христа как Ангела Премудрости получает свое развитие в палеологовскую эпоху. Однако в иконографии «Спаса Благое Молчание» они не сливаются, как в образе Софии-Ангела, а остаются лишь совмещенными, обогащая символический подтекст изображения.

Важным элементом иконографии данной иконы является и одежда Христа. Белые одежды присущи также ангелам как символ их чистоты и бесплотности, возвышенности, особенно когда они предстоят престолу Господнему. Одежды Спаса на нашей иконе могут быть интерпретированы и как белый стихарь (левкион) - символ пречистой плоти Христа, его Преображения и Воскресения. Недаром при облачении священника в стихарь поется: «Да возрадуется душа моя, о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждею веселия одея тя» ( Ис. 61: 10). Вместе с тем шитые украшения стихаря (поручи) означают узы Христовы, когда, связав, повели его к Каиафе и Пилату, а пояс - дарование архиерею силы Божией 7 .

7 Мейендорф И. Ф. Тема «Премудрости» в восточноевропейской средневековой культуре и ее наследие // Литература и искусство в системе культуры. М., 1988. С. 44–52 (Гл. II); Ammann A. M. Slawische «Christus-Engel» Darstellungen // Orientalia Christiana Periodica 6 (1940). S. 467–494.

В образе Спаса Благое Молчание раскрывается вся богословская концепция Домостроительства спасения. В нем слиты воедино и черты Предвечного Логоса-Эммануила, и воплотившегося Логоса - Премудрости Божией, и жертвы Христовой - Агнца, и Христа-священника, давшего человечеству возможность соединения с Богом в лоне Церкви и в евхаристической бескровной жертве. Этот сложный для истолкования, догматически насыщенный иконографический тип, естественно, не мог получить широкого распространения. По-видимому, появление относительно большего числа икон в конце XVIII–XIX веков было связано со средой богословов и книжников, ориентирующихся на древнюю святоотеческую и литургическую традицию, и поэтому нашло распространение в первую очередь в старообрядческих общинах.

8 Св. Герман Константинопольский. Сказание о Церкви и рассмотрение таинств. М., 1995. С. 53; Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава Богослужения православной Церкви. СПб., 1907. С. 54–55.

Литература

  • «Неизвестная Россия» (К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни): Каталог выставки / Государственный Исторический музей. М., 1994. Раздел «Иконописная школа», кат. № 3, с. 36, ил. с. 31, 33; раздел «Медная пластика», кат. № 12, с. 55, ил. с. 44.

Т. Толстая с. 78
¦


Икона Спас Благое Молчание на самом деле достаточно редкая и уникальная в своем роде икона. На ней изображен Иисус в образе молодого красивого Ангела. Его тело укрывает Царское одеяние и в отличие от остальных икон (Спас Нерукотворный и Спас Эммануил, дают представление о годах земной жизни), данная запечатлеет Господа до прихода к людям.

До жизни на земле

Еще до прихода на землю Христа, согласно Ветхому Завету, Его символически именовали как Ангел Великого совета. Икона Архангела, то есть за христианскими учениями высшая категория ангелов, изображает Его с крыльями за спиной, без бороды, юного обитателя Небес. В своих учениях Общество Сторожевой башни, более узнаваемое под названием Свидетелей Иеговы, доносят убеждения, что якобы до Своего появления на земле, Христос был не просто одним из Архангелом, а носил имя Архангела Михаила, но такие верования принимают не все.

Мало что известно про жизнь до рождения Иисуса, эта часть истории покрыта мраком и часто верующие не сходятся во мнениях относительно периода «до», но на иконе Он получил именно такой облик: крещатый нимб над головой, озаряемый двухцветным сиянием (черный или синий, зеленый означает непостижимость Господа и красный знаменует божественность Творца), звезда Предвечности, присущая Ангелу Великого совета и греческие буквы на концах, являющиеся монограммой слова «Сущий». Больше икон Иисуса с таким нимбом нет.

И хотя некоторые вовсе придерживаются взглядов, что Иисус не существовал до рождения в форме Ангела, это не может оспорить факта «жизни» этого образа на иконе Благое Молчание. На ней Творец изображен убранный в светлые одежки, которые сияют золотом, окантованные жемчугом и драгоценными камнями, что лишний раз подчеркивает белоснежность ткани – чистоту возвышенность и обыденность свыше благородного метала и прочих богатств в отличие от человечества.

Значение иконы

Особо любима и почитаема у православных монахов икона Спас Благое Молчание. А вот значение скрещенных на груди рук носит прямой характер, как бы говоря «нет», и обозначает то самое молчание, не желание осуждать, разглагольствовать, а вместе с тем и ожидание. Именно такое толкование раскрывает терпеливый образ Иисуса, готовый ждать момента искреннего покаяния грешников ради спасения. Кроме этого, есть предположение, что икона Ангела Благое Молчание отражает не просто безмолвие, а показывает тихое смирение, с которым Сын Божий испытал страдание и принял смерть. Икона служит примером силы духа и умственной молитвы, когда слова лишние, и лишь внутренний голос обращается с просьбой.

В чем помогает икона Благое Молчание

В соответствии со значением, которое имеет икона Ангела, вопрос в чем заключается помощь просящим имеет довольно простой ответ – терпение.

Люди молятся с просьбой даровать тихое смирение и душевные силы для преодоления жизненных невзгод и трудностей

Также перед иконой Спаса молятся об излечении от физических и душевных болезней.

Кроме того, верующие считают, что образ Иисуса Христа до земной жизни является покровителем для людей, чья деятельность непосредственно связана с таможенной службой.

Как молятся перед иконой Благое молчание

Основным при молитве перед иконой Благое Молчание является не проговаривание молитвенных слов вслух раз за разом, а сердечное и искреннее произношение слов душой. Именно бессловесная молитва имеет куда большую силу, чем бездумный повтор в надежде: чем больше, тем лучше, а это не так. Только высокие светлые чувства веры могут призвать к помощи святых и чтобы обратиться к Спасу, следует использовать следующее прошение:

Положи, Господи, хранение устом моим, - так взывает к Тебе псалмопевец царь Давид, такожде и я безплодно взываю к Тебе: наложи на уста моя запрет благаго молчания и даждь ми безсловесное делание молитвы Твоей Иисусовой. Излей на душу мою цельбоносный елей радования о сем благом молчании хотя бы на малое время, ибо ведаю я, что многоглаголание отгоняет благодать и погубляет теплоту души.

Подобно тому, как Ты, Господи, на Голгофе в молчании висящий, и среди молчания предсмертного возвестил волю на Матерь Свою и возлюбленного ученика Своего Иоанна, подобно этому и я, в слезном молчании пред ликом «Благое молчание» стоящий, прошу Тебя: покрой мое многословие, и приведи меня к пристани благаго молчания, связующаго уста мои на сие богомудрое делание, и введи меня в пустыню сердца моего, где обитает безмолвие ума.

Научи меня, трепетно исповедующаго сие благое молчание, прибегать к Тебе чрез лики в благом молчании пребывающих Пречистыя Матери Твоея и Святаго Апостола, Сына Грома и благаго молчания, Иоанна Богослова.

За молитвы их и предстательство безмолвника Исихия и прочих ведомых и неведомых в забвении времен и мест безмолвников и молчальников помилуй мя, грешнаго. Аминь.

(Икона «Спас в силах» относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место - в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона «Спас в силах» отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки. Спаситель на иконе изображен «в силах» - окруженный ангелами, силами небесными. Но слово «силы» в названии иконы может иметь и второй, более глубокий смысл. Во времена написания иконы богословы и многие мыслящие люди вели бурные споры о Божественных энергиях, и появление иконы «Спас в силах» связано с этими спорами. Есть предположение, что в иконе «Спас в силах» монахи-исихасты символически передали знание о Божественных энергиях. Алый ромб, алый квадрат и зелёный овал, на фоне которых изображён Спаситель – это символы драгоценных камней – ясписа, сардиса и смарагда.) На образе «Спас Благое молчание» очи Христа не глядят строго и печально прямо на созерцающих Его Лик, как на других изображениях; взор Его углублённо обращён внутрь Себя. Иконография сложилась в XVI в. Толкования ее различны. Одна из версий: Ангел олицетворяет молчаливое смирение, с которым Сын Божий перенес страдания и смерть. Основой для правильного толкования символического содержания образа «Спас Благое Молчание» служат библейские пророчества Исайи: «Уповаю на Него, Того, Кто возвестил народам истину. Он не закричит и не пожалуется, но глас Его будет услышан на улицах» (42, 1-2). Кроме этого, существует ещё несколько толкований смысла иконы «Спас Благое Молчание». К примеру, такое: «она - выражение промыслительного долготерпения, с которым Господь ожидает обращения грешника: «..говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и был жив» (Иез. 33,11). Идея ожидания передана жестом рук, бездейственно сложенных у груди. Так, кротким неупреканием, безконечно терпеливым недеянием, благим молчанием Своим Христос призывает грешников к покаянию во спасение» (И.А. Припачкин. «Иконография Господа Иисуса Христа»). Н. В. Покровский считал, что иконография "Благого молчания" представляет собой аллегорию христианских добродетелей: покорности, смирения, молчания и связана с движением исихазма: "Исихасты проводили ангельское житие, помощник их Ангел, отсюда иконографическая форма Ангела, в которой олицетворена идея молчания". Икона «Благое Молчание» особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и «умной молитвы», процветавших на Святой горе Афон в XIV веке.