Главная · Запах изо рта · Акцентуация характера. Характер и темперамент. Акцентуация по Личко. Акцентуация по Леонгарду. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Степени психопатий. Диагностика психопатий и акцентуаций характера. Тест Шмишека. Акцентуации человеческого хар

Акцентуация характера. Характер и темперамент. Акцентуация по Личко. Акцентуация по Леонгарду. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Степени психопатий. Диагностика психопатий и акцентуаций характера. Тест Шмишека. Акцентуации человеческого хар

Основные типы акцентуации включают в себя:
- Циклотимный, для которого характерно чередование (цикличность) периодов хорошего и плохого настроения. Часто эти переходы связаны с изменением ситуации, иногда даже с погодой, что роднит циклотимный тип с лабильным, неустойчивым.

Гипертимный тип, для которого характерны постоянно приподнятое настроение, стремление к активности, повышенная возбудимость. Людям этого типа свойственно браться за большое количество дел, которые они часто не доводят до конца, принимаясь за новые.

Cвязанный с преобладанием пониженного тонуса, плохого настроения. Для людей этого типа характерна склонность к депрессии, они видят, как правило, все в темном свете и их прогнозы самые пессимистичные. Раздражительность и ипохондричность роднит этот тип с астеническим, которому свойственна еще и быстрая утомляемость.

Шизоидный тип, для которого характерны эмоциональная холодность, отгороженность от окружающих. Часто люди этого типа замкнутые, центрированные на себе, не склонные к расширению контактов; распространенным является и высокий уровень интеллекта, прежде всего в сфере абстрактного, логического мышления.

Для эпилептоидного типа, наоборот, характерны конкретность, вязкость мышления, часто невысокий общий интеллектуальный уровень, а также скрупулезная педантичность. Склонность к злобно-тоскливому настроению часто проявляется и в приступах агрессивного поведения, конфликтности, иногда даже ярости и жестокости, что роднит этот тип с застревающим.

Застревающий (паранойяльный) тип характеризуется повышенной подозрительностью и болезненной обидчивостью, мнительностью, особенно в отношениях с окружающими. Недоверие к ним и стремление к доминированию приводят к частым конфликтам, а злопамятность, стойкость отрицательных эмоциональных переживаний - к жестокости и мстительности.

Демонстративный (истероидный) тип характеризуется прежде всего ярко выраженным тщеславием, стремлением к признанию, к привлечению внимания любой ценой. Для это используются иногда и лживость, фантазирование, притворство, мнимые болезни. Склонность к авантюристичности и способность вытеснять в бессознательное неприятные факты и воспоминания также весьма распространенны у людей этого типа.

Для психастенического типа характерны высокая тревожность, нерешительность, мнительность, связанная с постоянным поиском болезней. Часты проявления самоанализа, склонность к «самоедству» и мысленному возвращению к неприятным событиям, что приводит к неуверенности, снижению притязаний. Это обостренное чувство собственной неполноценности роднит данный тип с сензитивным, для которого характерны еще и повышенная впечатлительность и боязливость.

Необходимо отметить, что в чистом виде эти типы акцентуации встречаются достаточно редко, обычно у человека проявляется «смешанная» акцентуация, с более или менее ярко выраженными формами нескольких типов.

Сочетание индивидуальных качеств, которое является совершенно уникальным у каждого человека, во многом его поведение, общение с другими людьми и отношение к самому себе. Оно представляет собой второй уровень в структуре индивидуальности, ту «интегральную индивидуальность» (термин В. Мерлина), которая лежит в основе индивидуального стиля жизни, опосредуя связь между психодинамическими индивидуальными чертами и структурой личности. Задачи психотерапии во многом связаны именно с помощью человеку в создании индивидуального, основанного на его интегральной диспозии психодинамических черт, стиля деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности компенсируя отрицательные.

Психологический термин «акцентуация характера» используется довольно часто в повседневной жизни. Многие люди, интересующиеся психологией, используют специальные тесты для того, чтобы определить свою принадлежность к определенному психотипу. Однако для того, чтобы понимать феномен акцентуации как можно лучше, следует узнать о том, что такое характер и какие факторы влияют на его формирование. Давайте разберемся в терминологии и рассмотрим классификацию акцентуаций, что была предложена советским психиатром Андреем Лычко.

Теория акцентуированных личностей быстро доказала свою достоверность и полезность

Для начала следует разобраться со значением слова «характер». Данный термин используется в психологии для описания совокупности специфических черт личности, которые определяют мировоззрение, отношение к окружающим людям и определяют человека в обществе. Существует три особенности характера:

  • формирование индивидуальной поведенческой модели человека;
  • помощь в создании коммуникативных связей с окружающими людьми;
  • влияние на образ жизни и жизнедеятельность конкретного индивида.

Что такое акцентуация личности

Основоположником учения, связанного с акцентуацией характера, является Карл Леонгард. Благодаря его теории, психологи получили возможность классифицировать всех людей на отдельные группы, в зависимости от типа их личности. Единственным недостатком этой теории являлось то, что с вопросами теста могли справиться лишь взрослые люди. В отличие от них, у подростков и детей отсутствует необходимый жизненный опыт, основываясь на котором они могли бы пройти тестирование. Именно этим объясняется сложность определения типа характера у ребенка.

Этой проблеме, отечественный специалист из области психиатрии Андрей Личко, посвятил свои исследования. Его работа является модифицированным тестом Леонгарда, который может применяться на любом человеке, вне зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.

Типы акцентуации характера по Личко, являются полностью переработанной моделью, предложенной Леонгардом, в которую добавлены несколько новых видов характера.

По мнению Личко, изучение акцентуации подросткового характера — наиболее важно. Многие специфические черты личности, заложенные в человека в детские годы, проявляются в подростковом возрасте наиболее ярко. Именно этот фактор, позволил расширить характеристики многих видов акцентуаций, а также изучить их видоизменение по мере взросления. Данный вопрос был поднят в следующих трудах выдающегося ученого:

  1. «Психопатии и акцентуации характера у подростков»;
  2. «Подростковая психиатрия»;
  3. «Подростковая наркология».

Андрей Личко модифицировал тест Леонгарда для определения акцентуаций с целью применения его в детском и подростковом возрасте

Классификация Личко

Именно Личко, был первым ученым, кто предложил видоизменить термин «акцентуация личности». По его мнению, данный термин не раскрывал полностью всю природу этого феномена. Предложенный термин «акцентуация характера» является более верным, поскольку многие специфические личностные особенности, нельзя обобщить под единым понятием. Человеческая личность является собирательным понятием, включающим в себя уровень образованности, психические и поведенческие реакции, мировоззрение и особенности воспитания.

Характер – является внешней поведенческой и психической реакцией на влияние различных событий. Такие реакции тесно взаимосвязаны с деятельностью нервной системы и входят в ряд узких характеристик особенностей поведенческой модели. По мнению психиатра, некоторые особенности характера имеют временную природу и по мере взросления видоизменяются или полностью исчезают. Некоторые из подобных особенностей со временем трансформируются в психопатию. Развитие акцентуации связано с влиянием таких факторов, как конкретный тип акцентуации, выраженность этого типа и социальное влияние.

В психологии акцентуация является одним из видов деформации характера, при которой определенные черты приобретают более яркую выраженность. Подобные изменения приводят к тому, что человек становится более чувствителен к влиянию определенных факторов. Такое влияние может стать причиной затрудненной адаптации к изменениям различных условий. Но в большинстве случаев, способность к адаптации сохраняется, однако противостояние влиянию различных факторов может быть затруднено.

Согласно Личко, акцентуация является своеобразной границей, расположенной между психопатией и нормальной психикой. Это означает, что классификация акцентуаций тесно взаимосвязана с типологией психопатии.

Степень выраженности акцентуации

В своих исследованиях, Личко отмечает существование двух форм акцентуированных черт личности. Первая форма является явной, а вторая скрытой. Явная степень – состояние, при котором, выраженные черты сохраняются на протяжении всей жизни человека. Такие черты компенсируются психикой, даже при условии отсутствия психических травм. При этом ярко выраженные акцентуации у подростков могут стать причиной возникновения дезадаптации. Скрытые акцентуации возникают на фоне получения психических травм, а также под влиянием стрессовых факторов. Такие черты редко нарушают способность к адаптации, однако могут стать причиной возникновения кратковременной дезадаптации.


Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера»

Несмотря на то, что феномен акцентуации изучается более пятидесяти лет, наука так и не смогла найти ответы на вопросы, связанные с динамикой и развитием определенных типов акцентуации. Андрей Личко, посвятивший свою жизнь изучению этого феномена, является одним из тех, кто внес существенный вклад в развитие этого направления.

По мнению специалистов, формирование и развитие акцентуаций начинается в подростковом возрасте . По окончанию пубертатного периода, такие черты становятся более гладкими и компенсируются другими. Некоторые из явных акцентуаций могут начать видоизменение, становясь скрытыми. Скрытые акцентуации определенного психотипа личности раскрываются под влиянием стрессовых факторов и психотравмирующих ситуаций. Для определенных типов акцентуаций характерны различные нарушения, к которым относятся девиантное поведение, острые аффективные реакции и неврозы. Также следует отметить, что воздействие внешних факторов и внутренних механизмов может привести к трансформации акцентуаций и способствовать возникновению психопатии.

Факторы, влияющие на развитие акцентуации

Особенности человеческого характера тесно взаимосвязаны с подростковой акцентуацией. В своих исследованиях, Андрей Личко поднимал вопрос о связи между определенным возрастом и развитием психопатии в данный период. Согласно ученому, многие черты характера, имеющие патологическую выраженность, отражаются на многих сферах человеческой жизнедеятельности. Выраженность различных черт определяет поведенческую модель во время общения с родителями, близкими друзьями и незнакомыми людьми.

Благодаря этому фактору, появляется возможность безошибочного определения подростков, имеющих гипертимную модель поведения, что характеризуется сильным выбросом энергии, а также истероидной поведенческой моделью, которая проявляется в виде неконтролируемого желания находиться в центре внимания окружающих людей. Помимо этого, у психиатров появляется возможность выявления шизоидной модели поведения, которая проявляется в виде добровольной социальной изоляции.

В подростковом возрасте, многие черты личности стабильны, однако в определенный период происходит их заострение. Именно этот временной промежуток, является наиболее критичным, поскольку имеются все необходимые условия для возникновения психопатий. Каждая из психопатий возникает в определенном возрастном периоде . Человека с шизоидным типом характера можно определить в первые годы его жизни. Гипертимный тип акцентуации проявляется в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет.


Акцентуации характера по Личко - временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка

В развитии разных видов акцентуации у подростков, имеются определенные закономерности. Воздействие социальных и биологических факторов может привести к трансформации гипертимного типа в циклоидную форму. Акцентуация характера более характерна для подросткового возраста, поскольку специфические черты личности проявляются в пубертатном возрасте с максимальной яркостью. По завершении этого отрезка времени они приобретают более сглаженную форму и компенсируются. Однако существует вероятность трансформации явных форм в острый вид.

Следует обратить внимание на то, что подростки, имеющие явные акцентуации, входят в своеобразную группу риска. Воздействие психотравмирующих обстоятельств и других раздражителей может привести к трансформации ярко выраженных черт - в психопатию. Такая трансформация становится причиной девиации, делинквентности и появления склонности к суициду.

Система классификации

Методика, разработанная Андреем Личко, основывается на системах классификаций, предложенных Леонгардом и Ганнушкиным. В данную классификацию входят следующие формы акцентуаций:

  • циклоидная;
  • неустойчивая;
  • психастеническая (тревожно-маниакальная);
  • гипертимная;
  • астеноневротическая;
  • истероидная (демонстративная);
  • лабильная;
  • шизоидная (интровертивная);
  • конформная;
  • сенситивная (чувствительная);
  • эпилептоидная (инертно-импульсивная).

Помимо вышеперечисленных, существует и смешанная форма, в которой сочетаются черты разных видов акцентуации.

Гипертимную форму акцентуации можно охарактеризовать как склонность к позитиву, редкую вспыльчивость и раздражительность. Этот склад характера отличается высокой энергичностью в сочетании с жизненной активностью, крепким здоровьем и повышенной работоспособностью. Сенситивная форма проявляется в виде высокого уровня ответственности, нестабильной самооценки и повышенной чувствительности. Такие люди пугливы, впечатлительны и стесняются окружающих. Циклоидный тип характера проявляется в виде частой перемены настроения, раздражительности и склонности к депрессивному расстройству. Несмотря на это, такие люди часто пребывают в приподнятом настроении и позитивно смотрят на окружающий мир.

Для людей с психастеническим складом личности характерны повышенная тревожность, мнительность, нерешительность и педантичность. В отличие от него, лабильная форма проявляется в виде частых перемен настроения, склонности к аффективным расстройствам, инфантильности и эмоциональной хрупкости. Такие люди нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке от окружающих.


Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации

Индивиды, относящиеся к астеноневротической категории, характеризуются как излишне раздражительные и капризные особы. Быстрое утомление в сочетании с низким уровнем концентрации внимания сопровождаются физической слабостью и мнительностью. Шизоидный тип акцентуации проявляется в виде эмпатии и выраженной эмоциональности. Такие люди предпочитают замкнутость и добровольную социальную изоляцию.

Конформный тип характера подразумевает высокую социальную адаптацию, консервативность и шаблонность мыслей. Для истероидной группы более характерны демонстративное поведение, повышенная эмоциональность, нестабильная самооценка и жажда общественного внимания. Люди, относящиеся к неустойчивой категории, обладают слабой волей и редко сопротивляются негативному влиянию внешних раздражителей.

Эпилептоидный склад характера можно описать как импульсивность и инертность поведенческой модели. Для таких личностей характерны такие черты, как педантичность, целеустремленность и кропотливость. Среди отрицательных черт следует выделить беспочвенную раздражительность, страсть к конфликтам и природную враждебность.

Важно обратить внимание на то, что данная система разрабатывалась для классификации поведенческой модели лиц подросткового возраста. Однако, именно система Личко, наиболее часто применяется для определения вида характера у взрослых людей. Знание ключевых черт характера позволяет создать более продуктивную коммуникативную связь между людьми. Это означает, что системы классификации личности помогают выявить особенности в поведенческой модели и понять стимулы, что преследует конкретный индивид.

Каждый человек – неповторимая личность, с уникальным внутренним миром, мировоззрением и жизненным опытом. Именно совокупность всех этих особенностей с течением времени формирует уникальную структуру личности каждого из нас. Сложный и длительный процесс ее формирования происходит в тесном взаимодействии с окружающим миром и людьми. Мы выбираем свой жизненный путь, профессиональную сферу деятельности, формируем определенный круг общения.

В этом процессе жизненной активности мы проявляем всю палитру и интенсивность красок нашего характера – различных его черт. Если одна из черт проявляется более интенсивно, чем остальные, тогда речь идет об акцентуации характера. Это сложное понятие вошло в обиход мировой психиатрии и психологии в 1981 году, когда знаменитый немецкий психиатр Карл Леонгард в своем труде «Акцентуированная личность» описал понятие акцентуации и конкретные типы акцентуации характера. Если это психиатрическое понятие, то какое отношение оно имеет к психологии, которая занимается помощью психически-здоровым людям?Акцентуация характера – это усиленное или чрезмерное проявление конкретной черты или совокупности отдельных черт характера, которые делают личность уязвимой к определенным внешним воздействиям. Акцентуация в психологии является крайней психической нормой, за которой начинаются негативные личностные изменения и психические отклонения. Для психолога важно выявить акцентуацию, чтобы вовремя скорректировать ее негативные проявления и не допустить развитие психического заболевания.

Акцентуация или оригинальность?

Как же дать определение акцентуации характера, если часто можно встретить людей, у которых отдельные черты ярко проявляются, но не мешают им жить, а наоборот, способствуют успеху, делают их оригинальными? Создавая теорию об акцентуациях, Леонгард учитывал эти особенности. Каждая черта характера у разных людей проявляется в разной степени, яркое проявление конкретной черты совсем не говорит об акцентуации. Акцентуация характера предполагает некую полярность: в одним обстоятельствах она является залогом социального успеха, а в других – препятствует самореализации.

Например, в профессиональной сфере человек с заостренной педантичностью может стать незаменимым работником, который все делает скрупулезно и своевременно. Но с другой стороны, в неблагоприятных обстоятельствах этот человек может заболеть неврозом навязчивых состояний, когда он просто перестает сам руководить собственной жизнью, теряет самоконтроль.

Рассмотрим конкретные виды заостренных черт, которые составляют основу теории Леонгарда про акцентуации характера, чтобы иметь общее понятие о специфике акцентуаций. Леонгард выделял такие основные виды акцентуаций:

Акцентуации рождаются в подростковом возрасте

В 1977 году профессор советской психиатрии Андрей Личко, ориентируясь на исследования психиатров того времени, сформировал собственное понятие об акцентуациях характера. В своей теории Личко сделал акцент на том, что акцентуации характера рождаются и наиболее ярко проявляются именно в подростковом возрасте. Этот возрастной период характеризуется стремительным развитием всех психических структур, а формирования характера достигает своего апогея, рождается личность.

Именно Личко сформировал конкретные аспекты, которые отличают акцентуации от личностных расстройств:

  • Влияние на конкретные сферы жизни. Если человек с личностным расстройством реагирует на любые внешние воздействия, исходя из особенностей этого расстройства, то особенностью акцентуаций является то, что они проявляются только в конкретных жизненных ситуациях.
  • Нестабильность во времени. Акцентуации чаще всего ярко проявляются в определенные периоды жизни: подростковый период, различные кризисы, травмирующие события. Расстройства стабильны во времени, появляются в довольно раннем возрасте и усиливаются вместе с взрослением.
  • Непродолжительность социальной дезадаптации. Расстройства постоянно мешают адаптации человека к жизни или же вообще ее останавливают. Акцентуации не мешают этому процессу или же вызывают «временные неудобства».

Рассмотрим классификацию типов акцентуаций характера, предложенную профессором Личко:

Для определения конкретных акцентуаций характера профессиональная психология предлагает использовать две качественные методики:

  • Методика К. Леонгарда в соавторстве с Н. Шмишеком. Эта методика предназначена для исследования акцентуаций характера взрослых людей любого возраста.
  • Методика «ПДО». Это патохарактерологический диагностический опросник Андрея Личко, разработанный специально для исследования акцентуаций характера подростков.

Видео о том, как определенные черты характера влияют на наше здоровье:

Теория акцентуированных личностей Леонгарда быстро доказала свою достоверность и полезность. Однако использование её было ограничено возрастом испытуемых – опросник для определения акцентуации рассчитан на взрослых испытуемых. Дети и подростки, не имея соответствующего жизненного опыта, не могли ответить на ряд вопросов теста, поэтому их акцентуации оказалось затруднительным определить.

Решением этой проблемы занялся отечественный психиатр Андрей Евгеньевич Личко. Он модифицировал с целью применения его в детском и подростковом возрасте, переработал описания типов акцентуации, изменил названия для некоторых из них и ввёл новые типы. А. Е. Личко считал более целесообразным изучать акцентуации у подростков, так как большинство из них формируется до подросткового возраста и ярче всего проявляется именно в этот период. Описания акцентуированных характеров он расширил за счёт информации о проявлениях акцентуаций у детей и подростков, изменении этих проявлений по мере взросления. Перу А. Е. Личко принадлежат фундаментальные монографии «Подростковая психиатрия», «Психопатии и акцентуации характера у подростков», «Подростковая наркология».

Акцентуации характера с точки зрения А. Е. Личко

А. Е. Личко первым предложил заменить термин «акцентуации личности» на «акцентуации характера», мотивируя это тем, что нельзя объединять все личностные особенности человека определением только акцентуации. Личность – гораздо более широкое понятие, включающее мировоззрение, особенности воспитания, образованности, реагирования на внешние события. Характер же, являясь внешним отражением типа нервной системы, служит узкой характеристикой особенностей поведения человека.

Акцентуации характера по Личко — временные изменения характера, которые меняются или исчезают в процессе роста и развития ребёнка. При этом многие из них могут переходить в психопатии или сохраняться на всю жизнь. Путь развития акцентуации определяется её выраженностью, социальным окружением и видом (скрытая или явная) акцентуации.

Как и Карл Леонгард, А. Е. Личко считал акцентуации вариантом деформации характера, при которой чрезмерную выраженность приобретают отдельные его черты. Это повышает чувствительность личности к определённым видам влияний и затрудняет адаптацию в некоторых случаях. При этом в целом способность к адаптации сохраняется на высоком уровне, а с некоторыми видами влияний (не задевающими «места наименьшего сопротивления») акцентуированные личности справляются легче обычных.

Акцентуации А. Е. Личко рассматривал как пограничные между нормой и психопатией состояния. Соответственно, их классификация основана на типологии психопатий.

А. Е. Личко выделил следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, сенситивный, шизоидный, истероидный, конморфный, психастенический, паранойяльный, неустойчивый, эмоционально-лабильный, эпилептоидный.

Гипертимный тип

Люди с этой акцентуацией – отличные тактики и плохие стратеги. Находчивы, предприимчивы, активны, легко ориентируются в быстро меняющихся ситуациях. Благодаря этому могут быстро улучшить своё служебное и общественное положение. Однако в отдалённом времени часто теряют положение из-за неумения продумывать последствия своих действий, участия в авантюрах и неправильного выбора товарищей.

Активны, общительны, предприимчивы, настроение всегда хорошее. Дети этого типа подвижны, непоседливы, часто проказничают. Невнимательные и слабо дисциплинированные, подростки этого типа учатся нестабильно. Часто возникают конфликты со взрослыми. Имеют множество поверхностных увлечений. Часто переоценивают себя, стремятся выделиться, заработать похвалу.

Циклоидная акцентуация характера по Личко характеризуется высокой раздражительностью и апатичностью. Дети предпочитают находиться в одиночестве дома вместо игр в компании сверстников. Тяжело переживают любые неприятности, раздражаются в ответ на замечания. Настроение меняется от хорошего, приподнятого, до угнетённого с периодичностью в несколько недель.

При взрослении проявления этой акцентуации обычно сглаживаются, но у ряда лиц могут сохраняться или надолго застревать в одной стадии, чаще угнетённо-меланхоличной. Иногда наблюдается связь перемен настроения с временами года.

Сенситивный тип

Отличается высокой чувствительностью как к радостным, так и к пугающим или грустным событиям. Подростки не любят активных, подвижных игр, не проказничают, избегают больших компаний. С посторонними боязливы и стыдливы, производят впечатление замкнутых. С близкими знакомыми могут быть хорошими товарищами. Предпочитают общаться с людьми младше или старше их. Послушные, любят родителей.

Возможно развитие комплекса неполноценности или сложности с адаптацией в коллективе. Предъявляют высокие моральные требования к себе и коллективу. Имеют развитое чувство ответственности. Усидчивы, предпочитают сложные виды деятельности. Очень тщательно подходят к выбору друзей, предпочитают старших по возрасту.

Шизоидный тип

Подростки этого типа замкнуты, общению со сверстниками предпочитают одиночество или компанию старших. Демонстративно равнодушны и не интересуются общением с другими людьми. Не понимают чувств, переживаний, состояние окружающих, не проявляют сочувствия. Собственные чувства также предпочитают не проявлять. Сверстники часто не понимают их, и поэтому настроены к шизоидам враждебно.

Истероиды отличаются высокой потребностью во внимании к себе, эгоцентризмом. Демонстративны, артистичны. Не любят, когда в их присутствии уделяют внимание кому-то другому или хвалят окружающих. Имеется высокая потребность в восхищении со стороны окружающих. Подростки истероидного типа стремятся занять исключительное положение среди ровесников, обращать на себя внимание, влиять на окружающих. Зачастую становятся инициаторами различных мероприятий. При этом истероиды неспособны организовать окружающих, не могут стать неформальным лидером, заслужить авторитет у сверстников.

Конморфный тип

Дети и подростки конморфного типа отличаются отсутствием собственного мнения, инициативы, критичности. Они охотно подчиняются группе или авторитетам. Их жизненный настрой можно охарактеризовать словами «будь как все». При этом такие подростки склонны к морализаторству и очень консервативны. Ради защиты своих интересов представители этого типа готовы на самые неблаговидные поступки, и все эти поступки находят объяснение и оправдание в глазах конморфной личности.

Психастенический тип

Подростки этого типа характеризуются склонностью к размышлениям, самоанализу, оценке поведения окружающих. Их интеллектуальное развитие опережает сверстников. Нерешительность у них сочетается с самоуверенностью, суждения и взгляды безапелляционны. В моменты, когда необходима особая осмотрительность и внимательность, они склонны к импульсивным поступкам. С возрастом этот тип мало изменяется. Часто у них возникают обсессии, служащие средством преодоления тревоги. Также возможно употребление алкоголя или наркотиков. В отношениях мелочны и деспотичны, что мешает нормальному общению.

Паранойяльный тип

Не всегда типы акцентуации характера по Личко включают этот вариант акцентуации в силу его позднего развития. Основные проявления паранойяльного типа появляются к 30-40 годам. В детстве и подростковом возрасте для таких личностей характерна эпилептоидная или шизоидная акцентуация. Основная их черта – завышенная оценка своей личности, а соответственно наличие сверхценных идей о своей исключительности. От бредовых эти идеи отличаются тем, что воспринимаются окружающими как реальные, хотя и завышенные.

Подростки проявляют повышенную тягу к развлечениям, безделью. Отсутствуют интересы, жизненные цели, их не волнует будущее. Часто их характеризуют как «плывущих по течению».

Эмоционально-лабильный тип

Дети непредсказуемы, с частыми и сильными перепадами настроения. Поводы для этих перепадов – незначительные мелочи (косой взгляд или неприветливая фраза). В периоды плохого настроения требуют поддержки близких. Хорошо чувствуют отношение к себе окружающих.

Эпилептоидный тип

В раннем возрасте такие дети часто плаксивы. В старшем – обижают младших, мучают животных, издеваются над теми, кто не может дать сдачи. Для них характерны властность, жестокость, самолюбие. В компании других детей стремятся быть не просто главным, а властителем. В группах, которыми они управляют, устанавливают жестокие, самодержавные порядки. Однако их власть держится в значительной мере на добровольном подчинении других детей. Предпочитают условия жесткой дисциплины, умеют угодить руководству, завладеть престижными постами, которые дают возможность проявить власть, установить свои правила.

Акцентуация характера - слишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы. Они возникают по причине неправильного воспитания индивида в детстве и наследственности. Существует большое количество акцентуаций, которые характеризуются своими особенностями. В большинстве случаев они возникают в подростковом возрасте.

Акцентуация характера: что это такое?

Акцентуация (акцентуированная личность) - определение, применяющееся в психологии. Этот термин понимают как дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация характера возникает и развивается у детей и подростков.

Термин «акцентуация » впервые ввел немецкий врач-психиатр К. Леонгард. Акцентуацией характера он называет излишне выраженные индивидуальные личностные черты, которые имеют способность переходить в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Леонгарду принадлежит первая попытка их классификации. Он утверждал, что у большого количества людей черты характера являются заостренными.

Затем этот вопрос был рассмотрен А. Е. Личко. Он под акцентуацией характера понимал крайние варианты его нормы, когда происходит чрезмерное усиление некоторых черт. При этом отмечается избирательная уязвимость, которая относится к определенным психогенным воздействиям. Любая акцентуация не может быть представлена в качестве психического заболевания.

А.Е.Личко

Причины возникновения

Акцентуированный характер возникает и развивается под воздействием множества причин. Самой основной является наследственность. К причинам возникновения также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родителями.

Влияет на появление заостренных черт характера социальное окружение ребенка (семья и друзья), неправильный стиль воспитания (гиперопека и гипоопека). Это приводит к недостатку общения. Отсутствие удовлетворения личных потребностей, комплекс неполноценности, хронические заболевания нервной системы и физические недуги тоже могут привести к акцентуации. Согласно статистике данные проявления отмечаются у людей, которые работают в сфере «человек -человек »:

  • педагоги;
  • медицинские и социальные работники;
  • военные;
  • актеры.

Виды и типы, основные клинические проявления

Существуют классификации акцентуаций характера, которые выделял А. Е. Личко и К. Леонгард. Первый предложил типологию акцентуаций, состоящая из 11 типов, каждый из которых характеризуется специфическими проявлениями, которые можно наблюдать в подростковом возрасте. Кроме типов, Личко выделял виды акцентуации, которые различаются в зависимости от степени выраженности:

  • явная акцентуация - крайний вариант нормы (черты характера выражены в течение всей жизни);
  • скрытая - обычный вариант (заостренные черты характера проявляются у человека исключительно в трудных жизненных обстоятельствах).

Виды акцентуаций по А. Е. Личко:

Вид Проявления
Гипертимный Отмечается повышенная активность и настроение. Такие личности не могут переносить одиночества и однообразия в жизни. Любят общение, наблюдается склонность к частым сменам увлечений и хобби. Редко доводят начатое до конца
Циклоидный Отмечаются циклические смены настроения с гипертимного на дисфорическое (злобное)
Эмоционально-лабильный Беспричинные и частые смены настроения. Люди отличаются высокой чувствительностью. Они открыто выражают свои положительные эмоции по отношению к окружающим людям. Отмечается отзывчивость, альтруизм и общительность
Сенситивный Такие личности характеризуются наличием чувства неполноценности. Отмечается повышенная впечатлительность. Интересы лежат в интеллектуальной и эстетической сфере
Астено -невротический Отмечается повышенная капризность и плаксивость. Такие люди быстро утомляются и истощаются, на фоне этого часто возникает раздражительность
Шизоидный Такие люди характеризуются замкнутостью и любят проводить время в одиночестве. Для подростков характерно то, что они не общаются со сверстниками. Любят находиться в кругу взрослых людей
Психастенический Личности с таким характером склонны к тщательному самоанализу и рефлексии. Они долго принимают решение относительно какой-либо ситуации, бояться ответственности. Самокритичны
Эпилептоидный Поведение характеризуется приступами гнева по отношению к другим людям. Отмечается повышенная возбудимость и напряженность
Истероидный Любят быть в центре внимания. Склонны к демонстративному суициду и бояться насмешек со стороны окружающих
Конформный Зависимы от других людей. Подчиняются авторитету. Стремятся не отличаться от окружающих
Неустойчивый Тяга к различным интересам и увлечениям. Такие люди ленивы. У них отсутствуют планы относительно своего будущего

Леонгард выделил классификацию акцентуаций характера, состоящую из 12 видов. Некоторые из них совпадают с типологией А. Е. Личко. Он изучал типологию характеров у взрослых людей. Виды разделены на три группы:

  1. 1. темперамент (гипертимный, дистимический, экзальтированный, тревожный и эмотивный);
  2. 2. характер (демонстративный, застревающий и возбудимый);
  3. 3. личностный уровень (экстравертированный и интровертированный).

Виды акцентуаций по К. Леонгарду:

Вид Характерные признаки
Гипертимный Готовность в любой момент пойти на контакт. Отмечается яркая выраженность мимики и жестов при общении. Энергичны и инициативны. В некоторых случаях отмечается конфликтность, раздражительность и легкомыслие
Дистимический Отсутствие общительности. Пессимистическое и меланхолическое настроение и взгляд на будущее
Циклоидный Частые и резкие смены настроения. От настроения зависит поведение и манера общения с окружающими людьми
Возбудимый Замедленные вербальные и невербальные реакции на ситуацию. Если человек эмоционально возбужден, то отмечается раздражительность и агрессия
Застревающий Наблюдается занудливость. Они склонны к поучительству и обидчивости. В некоторых случаях такие люди способны мстить
Педантичный В конфликтах они пассивны. Отмечается добросовестность и аккуратность в выполнении дел. Наблюдается склонность к занудству
Тревожный Возникают тревожные состояния по поводу и без него. Такие личности не уверенны в себе
Эмотивный Ощущают себя комфортно исключительно рядом с близкими людьми. Отмечается способность сопереживать и искренне радоваться чужому счастью. Наблюдается повышенная чувствительность
Демонстративный Такие личности стремятся занять лидерскую позицию. Они артистичны. Отмечается нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие и склонность к хвастовству
Экзальтированный Любят общаться, альтруисты. Отмечается склонность к совершению импульсивных действий
Экстравертированный Личности этого типа охотно идут на контакт с людьми, имеют большое количество друзей. Они неконфликтны, легко поддаются чужому влиянию. Иногда отмечается совершение необдуманных действий и склонность к распространению сплетен
Интровертированный Отмечается замкнутость, склонность к фантазированию и одиночеству

Особенности

По мнению А. Е. Личко большинство типов заостряются в подростковом возрасте. Определенные виды акцентуаций возникают в конкретном возрасте. Сенситивный возникает и развивается к 19 годам. Шизоидный - в раннем детстве, а гипертимный - в подростковом возрасте.

Акцентуации характера встречаются не только в чистом виде, но и в смешанных формах (промежуточные типы). Проявления акцентуации непостоянны, они имеют свойство исчезать в некоторых периодах жизни. Акцентуация характера обнаруживается у 80% подростков. Некоторая их часть под воздействием неблагоприятных факторов может перейти в психическое заболевание в более позднем возрасте.

В развитии акцентуаций характера выделяют две группы изменений: преходящие и стойкие. Первая группа подразделяется на острые эмоциональные реакции, психоподобные нарушения и психогенные психические нарушения. Острые аффективные реакции характеризуются тем, что такие люди наносят себе повреждения разными способами, имеются попытки самоубийства (интрапунитивные реакции). Такое поведение встречается при сенситивной и эпилептоидной акцентуации.

Экстрапунитивные реакции характеризуются вымещением агрессии на случайных лиц или предметы. Характерны для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации. Иммунитивная реакция характеризуется тем, что человек избегает конфликты. Встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуации.

У некоторых людей отмечаются демонстративные реакции. Психоподобные нарушения проявляются в мелких проступках и правонарушениях, бродяжничестве. Сексуальное отклоняющееся поведение, стремление испытать состояние опьянения или пережить необычные ощущения с помощью употребления алкоголя и наркотиков также встречается у личностей подобного типа.

На фоне акцентуаций развиваются неврозы и депрессии. Стойкие изменения характеризуются переходом из явного вида акцентуации характера в скрытую. Возможно возникновение психопатических реакций при длительном действии стресса и критического возраста. К стойким изменениям относится трансформация типов акцентуаций из одного в другой по причине неправильного воспитания ребенка, которая возможна в сторону совместимых типов.